Л. В. Томайчук
РЕГИОНАЛИЗМ И РЕГИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ В СОВРЕМЕННОЙ УКРАИНЕ
В статье рассматривается феномен регионализма и региональной идентичности Украины. Проанализированы процессы регионализации Украины с точки зрения паттернрегионального подхода. Рассмотрена роль национальных элит и политических партий в моделировании процессов этнополитического развития страны.
Ключевые слова: региональная идентичность, регионализм, этнонациональная политика, национальные меньшинства, политическая элита.
Независимая Украина — это многонациональное и многоконфессиональное государство со сложной историей становления и развития государственности. Пребывание различных территорий страны в составе Австро-Венгерской, Оттоманской, Российской империй, Великого княжества Литовского и Речи Посполитой оказало огромное влияние на этносоциальные и этнополитические процессы в обществе, а также на формирование особых типов региональной идентичности. В таком «калейдоскопе» культур, традиций, религий, языков, которые исторически сосуществуют в современной Украине, важно не только сохранять и развивать этнокультурное разнообразие, но и выстраивать общую украинскую гражданскую идентичность, чтобы не допустить региональной поляризации страны.
Отсутствие точных данных о соотношении региональных, национальных и общегражданских ценностей в сознании граждан Украины и особенностей их проявления на региональном уровне побуждает некоторых исследователей к попыткам гиперболизации, недооценке или отрицанию существования самого явления региональной идентичности.
В области изучения региональной идентичности в Украине следует отметить: исследования А. Миллера, Н. Ротар, О. Рафальского, И. Зварыч, Л. Нагорной, Н. Макаренко, В. Котигоренко, А. Мальгиной, О. Майбороды, сравнительные исследования И. Кононова, работу «Львов — Донецк», которая выявила сложный характер отношений регионов Донбасса и Галичины, исследования, проводимые Институтом политических и этнонациональных исследований им. И.Ф. Кураса НАН Украины.
© Л. В. Томайчук, 2013
Как отмечает Н.Ю. Ротар, в политической науке постсоветского пространства сформировались два основных подхода к анализу региональных идентичностей. Первый подход базируется на понятии пат-тернрегионального развития — тип воспроизводства региональной идентичности, которая формируется исторически. Паттерн определяется как матрица, социокультурный код, образец, модель развития. В данном случае в основе региональной идентичности находятся региональные традиции, исторический процесс развития территории. Второй подход основан на признании ключевой роли региональных и национальных элит в политических процессах, происходящих на региональном уровне. Национальные элиты как политические акторы переводят вопросы идентичности в политическую плоскость, поэтому, в рамках данного подхода, элиты рассматриваются как наиболее активные агенты формирования региональных идентичностей. Проанализируем процессы регионализации Украины с точки зрения двух подходов (Ротар, 2012, с. 103).
По состоянию на 1 января 2012 г., численность населения Украины составила 45 633,6 тыс. человек. Согласно данным переписи населения 2001 г. (Всеукраинская перепись населения 2001 г., М^://2001. ukrcensus.gov.ua/rus/), в стране проживают представители 130 национальностей и народностей. Численность украинского этноса насчитывает 37 541,7 тыс. человек. Второй по численности этнос — русские (8334,1 тыс. человек). Среди других этнических групп Украины: белорусы (275,8 тыс. человек), молдаване (258,6 тыс.), крымские татары (248,2 тыс.), болгары (204,6 тыс.), венгры (156,6 тыс.), румыны (151,0 тыс. ), поляки (144,1 тыс.), евреи (103,6 тыс.), армяне (99,9 тыс. человек) и др. Местным законодательством Крыма коренными народами признаются также крымские татары, караимы и крымчаки. Также в Украине проживает этнографическая группа — гуцулы (преимущественно, в Ивано-Франковской области).
Вследствие межгосударственных территориальных делений в ХХ в. часть украинского этноса оказалась за пределами Украины. С распадом СССР и образованием новых независимых государств украинские этнические меньшинства, сформированные в этих странах, перешли на положение заграничных. Появилось, в сущности, новое социальное явление — восточная украинская диаспора. В настоящее время число лиц украинского происхождения, которые проживают за пределами Украины, по приблизительным подсчетам, составляет от 12 до 20 млн человек (Посольство Украины в РФ, http://www.mfa.gov. ua/russia/ru/29416.htm).
Больше всего «заграничных» украинцев проживает в Российской Федерации. По результатам Всероссийской переписи 2002 г., численность украинцев составляет 2 943 471 человек со статусом граждан
РФ, которые идентифицируют себя как этнические украинцы. В соответствии с неофициальной статистикой численность украинского меньшинства в России достигает свыше 10 млн человек.
По данным последней переписи населения, которая прошла в 2006 г., в Канаде проживает 1 209 085 человек украинского происхождения. Численность лиц украинского происхождения в США, по результатам переписи населения 2000 г., достигает 900 тыс. По неофициальным данным, число представителей украинского этноса в США — свыше 1,5 млн человек.
Среди стран проживания самых больших украинских общин зарубежья — Бразилия (600 тыс. человек), Казахстан (550 тыс.), Молдова (455 тыс.), Аргентина (300-350 тыс.), Беларусь (237 тыс.; по мнению руководителей украинской общины в этой стране, лишь в Брестской области — бывшем этнографическом регионе Украины «Берестей-щина» проживает около 0,5 млн этнических украинцев), Германия (140 тыс. человек). Большое количество украинских граждан, представителей украинской временной трудовой миграции, сосредоточено в Испании (около 100 тыс. человек), Португалии (около 50 тыс.), Греции (свыше 32 тыс.), в Италии (около 150 тыс. человек; открыты 18 украинских школ) (Посольство Украины в РФ, http://www.mfa.gov. иа/гив81а/ги/29416.htm).
Региональная идентичность может совпадать с территориально-административными границами, но в ряде случаев она может быть большей или меньшей по своему этническому, историческому, территориальному объему. Паттерны имеют политическую составляющую, которая воспроизводит себя в новых формах в зависимости от конкретной исторической ситуации.
Современное административно-территориальное деление Украины закреплено Конституцией Украины 1996 г. (Конституция Украины..., http://www.pre8ident.gov.ua/ru/content/chapter09.html). В состав Украины входят Автономная Республика Крым, 24 области, 2 города республиканского значения: Киев и Севастополь. Согласно второй статье Конституции, «Украина — это унитарная республика». Территориальное деление Украинского государства указывает на сложный региональный состав.
Согласимся с Н.В. Ряботяжевым, что современная «соборная Украина» — конгломерат и конструкт регионов, имеющих различные этнические, языковые, культурологические отличия, обусловленные искусственностью процесса территориального формирования современной Украины (Ряботяжев, 2008, с. 33). Украинский этнос формировался в результате длительных и сложных исторических и политических процессов, протекавших на территории Украины в разное время, вобрав в себя элементы восточно-славянской и западно-славянской культур.
Большинство исследователей условно выделяют три макрорегиона, оказывающих влияние на формирование национальной идентичности в Украине: Запад, Центр и Восток, или Юго-восток. Западный регион — это земли, входившие в состав Австро-Венгрии и Речи По-сполитой. Центр Украины — это регион, который исторически формировался во времена Великого княжества Литовского, затем перешел под власть Российской империи. Именно эти земли принято называть Малороссией. Необходимо понимать условность такого деления; основной признак, по которому выделяются эти регионы, лежит в их историческом прошлом. Однако именно в истории можно найти ответы на многие современные проблемы этнической и культурной поляризации и регионализации украинского общества.
Юго-восточная, или левобережная Украина, является макрорегионом Украины и включает в себя Автономную Республику Крым и Севастополь, Запорожскую, Одесскую, Николаевскую, Херсонскую, Днепропетровскую, Харьковскую, Донецкую и Луганскую области. Это промышленный регион, исторически интегрированный в экономику бывшего Советского Союза, России и ряда других Восточно-Европейских стран. Здесь находятся мировые запасы угля, железной, урановой руд, другие стратегически важные сырьевые ресурсы. Все это делает регион особо перспективным с точки зрения экономического развития. Кроме того, регион включает нескольких исторических областей: Слобожанщину, Донбасс, Причерноморье и Крым, в которых присутствует несколько центров силы, концентрирующихся вокруг крупных промышленных и политически важных городов: Донецка, Харькова, Днепропетровска, Одессы и Симферополя. Между элитами этих центров, преимущественно промышленными, нет достаточного политического взаимопонимания (Задорожнюк, 2005, с. 292).
Западная Украина — второй макрорегион Украины, особой частью которого является Галиция, охватывающая территории Львовской, Ивано-Франковской и Тернопольской областей. В составе Украины Галиция находится с 1939 г. Галиция — это преимущественно аграр-но-промышленный регион с развитым кустарным производством. Созданная в советский период промышленная инфраструктура в значительной степени демонтирована, что привело к массовой безработице. Регион является лидером по числу безработных и трудовых мигрантов, выехавших на заработки в другие страны.
В области культуры и языка, по данным социологических опросов, более 85,0% населения Юго-восточного региона против 9,0% жителей Галиции высказываются за придание русскому языку наряду с украинским статуса государственного (Ряботяжев, 2008, с. 34). Религиозная самоидентификация населения также совпадает с социокультурными особенностями регионального деления страны.
Официально в стране зарегистрированы 55 религиозных течений (Кочан, 2010, с. 197). Православие — основная религия в Украине — представлена тремя религиозными объединениями: Украинской Православной Церковью (Московский патриархат) — УПЦ (МП), Украинской Православной Церковью (Киевский п атриархат) — УПЦ (КП), Украинской Автокефальной Православной Церковью (УАПЦ). В конце 1989 г. была узаконена Украинская Греко-Католическая Церковь (УГКЦ). В этой группе церквей уровень инструментализации религии общественно-политическими силами оказался наивысшим.
Согласно результатам опроса на тему конфессиональной принадлежности, проведенного Центром О. Разумкова в 2005 г., 60,8% верующих относят себя к православию, 7,6% — к греко-католицизму, 15,8% считают себя «просто христианами», 1,6% населения принадлежат Римско-католической церкви (РКЦ), 1,3% относят себя к протестантам, 0,4% — приверженцы ислама (Там же, с. 201).
Территориально конфессиональная картина выглядит следующим образом. Структура Западного региона, который традиционно связан с греко-католицизмом, весьма неоднородна. УГКЦ преобладает в Тернопольской, Львовской и Ивано-Франковской областях (греко-католические общины насчитывают 55,1%). УПЦ занимает ведущее положение в Волынской, Закарпатской и Ровненской областях (44,8%). По сравнению в 1999 г. число православных общин сократилось с 51,5 до 35,4%. Так, порядка четверти общин УПЦ было вытеснено из региона Галиции после официального признания УГКЦ. Резкое сокращение в трех галицийских областях числа общин УПЦ связано в том числе со сменой этнонациональной идентификации населения региона, зафиксированной всеукраинской переписью населения 1989 и 2001 гг.
В Центральном регионе Украины число приходов УПЦ насчитывает 54,7%. На 2008 г. треть всех приходов УПЦ действовала именно в центральных областях страны (первое место). Второе место занимают протестантские организации — 26,4%. Довольно высокий процент приходов РКЦ, особенно в Житомирской, Винницкой и Хмельницкой областях — традиционных местах проживания поляков (39,7%). Примечательно, что в последнее время этнонациональный состав верующих РКЦ меняется, Церковь все больше интегрируется в украинскую культуру. Около 71,0% украинских поляков признают родным языком украинский язык (польский язык — 12,9%). Этнонациональная палитра Центрального региона разнообразна; еще во времена Российской империи это был район традиционного проживания поляков, двух третей еврейского населения Российской империи. Ситуация резко изменилась в 90-е годы ХХ в. ввиду массовой эмиграции евреев из Украины, численность сократилась на 78,7%.
В Южном регионе Украины процент приходов УПЦ — 46%, 27,2% — протестантские организации, 11,7% — мусульманские. На юге сосредоточено наибольшее число (86%) мусульманских приходов в стране. Крымский полуостров — полиэтничный регион, который несет высокий конфликтогенный потенциал. Наибольшее противостояние происходит по православно-мусульманской линии.
В Восточном регионе Украины УПЦ принадлежат 45,8%, 39,2% — протестантские приходы (наибольший процент). Именно восток страны наиболее открыт к восприятию новых религиозных течений. Согласно данным 2003 г., число приходов новых религиозных организаций только Донецкой области достигало 21,9%, тогда как в Галиции — 2,2% (Там же, с. 206).
Таким образом, для Украины характерен рост в 5-7 раз с начала 90-х годов числа организаций позднепротестантского происхождения (баптисты, пятидесятники). Что касается УГКЦ, то данная церковь является региональной структурой, поскольку 93,5% греко-католических приходов сконцентрировано в Западном регионе, прежде всего в Восточной Галиции. Доминирующее положение УГКЦ поддерживается населением Галиции, региональными властями, правыми партиями, включая радикальные.
Сегодня большая часть православных верующих не идентифицируют себя ни с одной из православных церквей. Однако в случае преодоления деполитизации религиозно-церковной жизни, а также раскола внутри Украинской Православной Церкви Объединенная Церковь имела бы все шансы стать религиозной организацией национального уровня.
В целом региональный срез религиозности в Украине совпадает с региональными и локальными социокультурными, историческими, экономическими особенностями развития регионов страны.
Безусловно, процессы конфессиональной, региональной, языковой идентификации должны быть на концептуальном уровне систематизированы и отражены в государственной стратегии этнонациональ-ной политики Украины. В этом процессе, на наш взгляд, особую роль играют политические партии, которые в ходе политической борьбы за власть актуализируют проблемы этнонационального характера и посредством законотворческой деятельности моделируют этнополити-ческие отношения в стране.
Вопрос этничности и идентичности традиционно политизируется и обостряется накануне парламентских выборов. В предвыборный период основной спор разгорается по вопросам статуса русского языка, положения национальных меньшинств, роли УПЦ, отношений с Россией. Политические элиты и партии стремятся заручиться поддержкой электората того или иного региона страны по данным вопросам.
В современной Украине сложилась многопартийная система, и на 27 июля 2012 г. в стране были официально зарегистрированы 202 политические партии («Российская карта»., http://www.mgimo.ru/ files2/y10_2012/172217/karpov-lenniy-breskalenko.doc). По итогам парламентских выборов, которые состоялись 28 октября 2012 г., в Верховную Раду, преодолев 5-процентный барьер, прошли следующие партии: «Партия регионов», «Блок Юлии Тимошенко — Батькивщина», «Блок Наша Украина — Народная самооборона», Коммунистическая партия, Народная партия, Группа «Реформы ради будущего».
Краткий обзор предвыборных программ и позиций политических партий Украины позволяет предположить, что ни одна из политических сил не сформулировала пока системного видения того, что значит государственная этнонациональная политика. Для украинских партий цивилизационные и геостратегические ориентации играют первостепенную роль, на втором месте стоят экономические и социально-политические вопросы. Вопросы, относящиеся к национальной проблематике, либо не затрагиваются вообще, либо рассматриваются в рамках общего направления социального развития, либо отражаются как политические декларации, но не поднимаются партиями в текущей парламентской деятельности.
В целом большинство украинских партий имеют ряд общих черт (Там же): — ни одна политическая сила не имеет достаточного влияния во всех областях страны; прослеживается регионализация по схеме: Западная Украина — Донецкий регион — Центральная Украина — Крым — Юг Украины; внутри блоков и партий происходит кулуарная борьба за лидерство; наблюдается утрата интереса граждан Украины ко всем партиям; отсутствует сотрудничество партий в главном — решении основных социально-экономических и политических проблем страны; большинство политических партий не имеют прочной социальной базы, а значит, и своего электората.
Так, «Партия регионов» в ходе парламентских выборов 2006, 2007 гг. среди политических целей, обозначенных в программе, выделяла «поддержку всех национальных культур и языков, которые образуют духовную сокровищницу Украины», «придание русскому языку статуса государственного: "Два языка — один народ!"». Предвыборным лозунгом была позиция: «Мы разные: на Севере, на Юге, на Западе, на Востоке, но мы — граждане одной страны. И в этом залог нашей силы и процветания. ». В предвыборной программе лидера Партии регионов, а ныне Президента Украины В. Януковича, говорилось о предоставлении русскому языку статуса второго государственного, возобновлении отношений с Россией и странами СНГ («Партия регионов» http://www.partyofregion8.org.ua/ru/president/program). В новой программе партии власти в 2012 г. («Украина для людей») на
первом месте стояли вопросы социальной политики (новые рабочие места, повышение зарплат и пенсий, повышение рождаемости). Вопросы этнополитического характера не затрагиваются. В международной политике Партия выступает за сохранение внеблокового статуса, получение ассоциированного членства в Евросоюзе, создание зоны свободной торговли, снятие визовых барьеров между Украиной и ЕС; усиление экономического сотрудничества в рамках зоны свободной торговли со странами СНГ; стратегическое партнерство с Россией, США, Китаем.
После парламентских выборов 2007 г. народными депутатами было внесено несколько законопроектов в области этнополитики. В 2011 г. депутаты от «Партии регионов» В. Колесниченко и С. Кивалов внесли на рассмотрение законопроект «Об основах государственной языковой политики». Фракция «Наша Украина» внесла проект закона «О внесении изменений в законодательные акты Украины по вопросам ведения судопроизводства на языках национальных меньшинств». Депутатом М. Папиевым от «Партии регионов» был подан на рассмотрение проект закона «Об утверждении стратегии государственной этнонациональной политики».
В мае 2012 г. «Партия регионов» инициировала внесение законопроекта № 9073 «Об основах государственной языковой политики», вызвавшего бурные дискуссии в Верховной Раде. В 30 статей законопроекта было внесено порядка 2000 поправок. 3 июля 2012 г. проект закона был окончательно принят во втором чтении Парламентом Украины. После подписания президентом 10 августа 2012 г. вступил в силу Закон Украины № 5029^1 «Об основах государственной языковой политики» .
Согласно закону, украинский язык как государственный применяется на всей территории Украины при осуществлении полномочий органами законодательной, исполнительной и судебной власти, в международных договорах, в учебном процессе и пр., в пределах и порядке, определенными данным законом. Закон, опираясь на положения Европейской языковой хартии, дает право местным органам власти предоставлять статус регионального языку, если он является родным не менее чем для 10% населения. В первую очередь закон коснется русского языка, который может стать региональным в десяти областях юга, востока и севера Украины, а также в Крыму, Киеве и Севастополе: всего в 13 из 27 административно-территориальных единиц Украины. Также в тексте законопроекта перечисляются другие языки, которые могут стать региональными, среди них— венгерский (может получить официальный статус в Закарпатской области), румынский (в Черновицкой области), крымско-татарский (в Крыму) (На Украине вступил в силу закон о русском языке, 2012).
Что касается программ других партий Украины, то «БЮТ — Бать-кивщина» в программе «Справедливое государство, честная власть, достойная жизнь» частично затрагивают вопросы этнонациональной политики в разделе «Духовное богатство Украины» (БЮТ — Бать-кивщина // http://byut.com.ua/comments.html), в котором говорится о формировании единого культурного простора, без которого невозможна ни украинская государственность, ни украинская политическая нация. Объединенная оппозиция выступает за укрепление украинского языка как единственного государственного, гарантирует поддержку и развитие других языков народов Украины.
ВО «Свобода» (ВО «Свобода», http://www.svoboda.org.ua/pro_partiyu/ prohrama/pzu/) в разделе программы «Сохранение идентичности и развитие культуры» выступает за принятие нового закона «О защите украинского языка» вместо существующего «О языках в Украинской ССР», за создание государственого комитета по вопросам языковой политики, ответственного за защиту украинского языка. Выступает за введение обязательного экзамена по украинскому языку для госслужащих.; обязанность всех госслужащих использовать украинский язык на работе и во время публичных выступлений; регламентирование употребления украинского языка в СМИ, соответственно количеству украинских — не менее 78% от печатной площади и эфирного времени. Партия выступает за создание единой Украинской Православной Церкви с центром в Киеве, за восстановление исторической справедливости и признание факта геноцида украинского народа.
Лидер Коммунистической партии П. Симоненко в предвыборной кампании 2006 и 2007 гг. выступал за укрепление единства украинского народа. «Необходимо остановить раскол Украины, создавая равные условия для культурного развития всех наций и народностей, проживающих в Украине. Не допустить реабилитации фашистских организаций ОУН — УПА. Придать русскому языку статус второго государственного. Гарантируем свободу вероисповедания, не допустим умаления канонического православия. Защитим моральные и духовные ценности украинского народа» (Коммунистическая партия Украины, http://www.kpu.ua/programmakpu/). Однако в своей текущей парламентской деятельности вопросы этнонациональной политики партией не поднимаются.
Таким образом, очевидна зависимость предлагаемых программ партий от политических ориентаций избирателей того ли иного региона Украины. В условиях частых выборов (избирательные кампании проходили в 2004, 2006, 2007, 2010, 2012 гг.) и примерного равенства электоральных ресурсов ведущие политические силы не могут отказаться от проверенных инструментов идеологической мобилизации. Как отмечает А. И. Миллер, «политические лидеры боятся отступить
от привычных позиций, потому что отказ от использования оппозиции «Восток — Запад» не сулит немедленных дивидендов с точки зрения увеличения электоральной поддержки в «чужих» регионах и грозит потерей части «своих» голосов» (Миллер, 2008, с. 100).
Первый президент Украины Л. Кравчук в процессе становления новой государственности и распределения собственности на фоне социально-экономического спада сдерживал региональное противоборство. До определенного момента баланс региональных интересов удавалось поддерживать Л. Кучме, второму президенту (с 1992 по 2004 гг.), однако его методы регулирования политических процессов исчерпали себя в начале 2000-х годов. Пришедшие же на смену лидеры «оранжевой» коалиции В. Ющенко и Ю. Тимошенко стремились придать стране исключительно проевропейскую ориентацию на фоне форсированной украинизации русскоязычных регионов и попытки перераспределения экономического влияния в пользу представителей Западной и Центральной Украины (Федоровская, 2010, с. 19). Безусловно, для интеграции регионов страны В. Янукович должен учитывать противоречивый характер интересов востока и запада страны, что всегда являлось важной задачей для правящей администрации Украины.
Так, будущее независимой Украины связано с формированием единой политической нации. Успех этого процесса будет связан с синтезом двух измерений идентичности: территориального (регио-нального)и этнического.
Существование региональных различий в Украине обусловлено, в первую очередь сложными историческими и социально-политическими процессами. Однако, на наш взгляд, нет причин говорить о конфликте этнических субкультур в стране. Можно говорить о существующей ментальной разнице между субкультурами, условно именуемыми как западно-украинская, южно-украинская и восточно-украинская (Макаренко, 2010, с. 196).
Тем не менее ввиду существующей тенденции политической регионализации страны важно преодолеть электоральное разделение Украины, источником которого являются в том числе действия политизированных региональных элит, искусственно заостряющих региональную проблематику, вопросы языковой политики, межконфессиональных отношений, влияние внешних факторов на ситуацию в Украине и ее отдельных регионах. Важный вопрос — решение проблемы массовой трудовой миграции, которая приводит к «размыванию» украинской идентичности.
Таким образом, в Украине, государстве с ярко выраженной региональной спецификой, проблема утверждения единой национальной идентичности тесно переплетена с процессами развития регионов страны.
Успешное решение этих вопросов во многом зависит от того, насколько политические региональные элиты смогут вместе с центром оптимизировать государственную этнонациональную политику, направленную на сохранение существующего культурного разнообразия Украины и недопущение межэтнических конфликтов и регионализации страны.
Литература
Блок Юлии Тимошенко — Батькивщина // http://byut.com.ua/comments.html (The Yulia Tymoshenko Bloc — Bat'kivshina// http://byut.com.ua/comments.html).
Всеукраинская перепись населения 2001 г // http://2001.ukrcensus.gov.ua/rus/ (UkrainianPopulationCensus 2001 // http://2001.ukrcensus.gov.ua/rus/).
Всеукраинское объединение «Свобода» // http://www.svoboda.org.ua/pro_partiyu/ prohrama/pzu/ (All-UkrainianUnionLiberty (Svoboda)// http://www.svoboda.org.ua/pro_ partiyu/prohrama/pzu/).
ЗадорожнюкЭ.Г. Украина как «ось консолидации» в 1990-х годах // Регионы и границы Украины в исторической ретроспективе. М.: Институт славяноведения РАН, 2005. С. 275-296 (ZadorozhniukE.G. Ukraine as an "ax of consolidation" in 1990th // Regions and borders of Ukraine in historical retrospective. Moscow: Institute of Slave Studies of RAS, 2005. P. 275-296).
Коммунистическая партия Украины // http://www.kpu.ua/programmakpu/ (The Communist Party of Ukraine// http://www.kpu.ua/programmakpu/).
Конституция Украины. Раздел IX, ст. 133 // http://www.president.gov.ua/ru/content/ chapter09.html (The Constitution of Ukraine. Chapter IX, Article 133 // http://www.president. gov.ua/ru/content/chapter09.html).
Кочан Н.I. РелИйнють в Украшк регюнальний вимiр // Сборник научных работ. Каменец-Подольский национальный университет им. И. Огиенко, 2010. Вып.1. С. 197208. (Kochan N.I. Religious situation in Ukraine: regional aspect // Collection of Scientific Articles. Kamenets-Podolsky National University by I. Ogienko, 2010. Vol. 1. P. 197-208).
МакаренкоН.Ю. Нацюнальна щентичнють: особливост формування // Сборник научных работ. Каменец-Подольский национальный университет им. И. Огиенко. 2010. Вып. 1. С. 188-196 (Makarenko N.U. National Identity: particularities of construction // Collection of Scientific Articles. Kamenets-Podolsky National University by I. Ogienko, 2010. Vol. 1. P. 188-196).
Миллер А.И. Прошлое и историческая память как факторы формирования дуализма идентичностей в современной Украине // Политическая наука. 2008. № 1. С. 83100 (Miller A.I. The Past and Historical Memory as Factors of Construction of Dualism of Identities in the Modern Ukraine // Political Science. 2008. N 1. P. 83-100).
Партия регионов Украины // http://www.partyofregions.org.ua/ru/president/program (The Party of Regions of Ukraine // http://www.partyofregions.org.ua/ru/president/program).
Посольство Украины в Российской Федерации // http://www.mfa.gov.ua/russia/ru/ 29416.htm (Embassy of Ukraine in the Russian Federation // http://www.mfa.gov.ua/russia/ ru/29416.htm).
На Украине вступил в силу закон о русском языке // Российская газета. 2012. 10 августа // http://www.rg.ru/2012/08/10/rusjaz-anons.html (Law on the Status of Russian Language came into force in Ukraine // The Russian newspaper. 2012. August 10 // http:// www.rg.ru/2012/08/10/rusjaz-anons.html).
«Российская карта» в предвыборных программах политических партий Украины // http://www.mgimo.ru/files2/y10_2012/172217/karpov-lenniy-breskalenko.doc ("Russian card" in pre-election programs of political parties of the Ukraine // http://www.mgimo.ru/ files2/y10_2012/172217/karpov-lenniy-breskalenko.doc).
Ротар Н.Ю. Роль региональных идентичностей в политическом структурировании территорий // Белорусская политология: многообразие в единстве. Тезисы докладов V международной научно-практической конференции. Гродно, 17-18 мая, 2012. С. 103105 (Rotar N.U. Role of Regional Identities in Political Structuring of Territories // Belarus Political studies: Diversity in Unity. Reports' thesis of V International Scientific Conference. Grodno, May 17-18, 2012. P. 103-105).
Ряботяжев Н.В. Украина между Россией и Западом: опыт геополитического анализа // Мировая экономика и международные отношения, 2008. № 9. С. 33-39 (Riabotiazhev N.V. Ukraine between Russia and the West: background of geopolitical analysis // World Economy and International Relations, 2008. N 9. P. 33-39).
Федоровская И. Украина после президентских выборов // Россия и новые государства Евразии. 2010. №2. С.19-25 (Fedorovskaya I. Ukraine after Presidential Elections // Russian and new States of Eurasia. 2010. N 2. P. 19- 25).
ПОЛИТЭКС 2013. Том 9. № 1