Научная статья на тему 'Регионализация процесса управления инновационной деятельностью'

Регионализация процесса управления инновационной деятельностью Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
409
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / РАЗВИТИЕ / ИННОВАЦИИ / РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сибирская Е.В., Строева О.А., Мартов С.Н.

В нынешних рыночных условиях экономики и присоединения России к международной торговле ученые и эксперты различных областей знаний особое внимание уделяют огромному набору региональных проблем. Растущая роль региональных исследований определяет уровень создания эффективных механизмов реализации экономических интересов субъектов, так как экономическое развитие страны и повышение качества жизни человека является приоритетными задачами федеральных, региональных и местных органов власти. Сегодня перед российской экономической наукой стоит глобальная цель разработать пути и способы трансформации российской экономики и вывести ее на путь устойчивого, инновационного развития, обеспечивающего новое качество жизни. Достижение этой цели, несомненно, должно стать центральной задачей российской экономической науки и политики, как на ближайшее время, так и на долгосрочную перспективу.В статье авторами раскрыто содержание детерминантов инновационного развития территории, опосредованных усилением регионализации управления инновационной деятельностью: состояние ресурсного и инновационного потенциала; сложившиеся формы и характер взаимодействия между органами государственной власти регионального уровня, местным сообществом и бизнесом; применяемые формы интеграции субъектов хозяйствования для реализации их инновационного потенциала за счет расширения возможностей участия в перспективных направлениях научно-технического, экономического и социального развития; система стимулов, вырабатывающих благоприятные условия для внедрения и разработки инновационных технологий, а также увеличения предпринимательской активности, формируемых внешней институциональной средой; региональная экономическая политика как инструмент повышения эффективности инновационной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сибирская Е.В., Строева О.А., Мартов С.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regionalization process of innovation management

In current market conditions, the economy and Russia's accession to international trade scholars and experts from various fields of knowledge paying special attention to a huge set of regional problems. The growing role of regional research determines the level of establishing effective mechanisms for the implementation of the economic interests of actors as well as economic development and improving the quality of human life is the priority objectives of federal, regional and local authorities. Today, the Russian economic science faces a global goal to develop ways and means of transformation of the Russian economy and bring it to a path of sustainable, innovative development, providing new quality of life. Achieving this goal must surely be a central task of the Russian economics and politics, as in the near future and the long term In article authors opened the maintenance of determinants of innovative development of the territory, mediated by strengthening of regionalization of management by innovative activity: condition of resource and innovative potential; the developed forms and nature of interaction between public authorities of regional level, local community and business; applied forms of integration of subjects of managing for realization of their innovative potential due to expansion of opportunities of participation in the perspective directions of scientific and technical, economic and social development; system of the incentives developing favorable conditions for introduction and development of innovative technologies, and also increases in the enterprise activity, formed by the external institutional environment; regional economic policy as instrument of increase of efficiency of innovative activity.

Текст научной работы на тему «Регионализация процесса управления инновационной деятельностью»

УДК 332.024

Профессор Е.В. Сибирская

(Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова) кафедра статистики. тел. (499) 237-93-49 E-mail: kafstat@mail.ru

профессор О.А. Строева, доцент С.Н. Мартов

(Орловский государственный университет) кафедра товароведения, сервиса и торговой инфраструктуры. тел. (4862) 76-12-06 E-mail: stroeva-olesya@mail.ru

Professor E.V. Sibirskaia,

(Moscow, Russia. Plekhanov Russian University of Economics) Department of statistics. phone (499) 237-93-49 E-mail: kafstat@mail.ru

professor O.A. Stroeva, associate Professor S.N. Martov

(Orel, Russia. Orel state university) Department of merchandizing, service and trade infrastructure. phone (499) 237-93-49 E-mail: stroeva-olesya@mail.ru

Регионализация процесса управления инновационной деятельностью

Regionalization of management process by innovative activity

Реферат. В нынешних рыночных условиях экономики и присоединения России к международной торговле ученые и эксперты различных областей знаний особое внимание уделяют огромному набору региональных проблем. Растущая роль региональных исследований определяет уровень создания эффективных механизмов реализации экономических интересов субъектов, так как экономическое развитие страны и повышение качества жизни человека является приоритетными задачами федеральных, региональных и местных органов власти. Сегодня перед российской экономической наукой стоит глобальная цель - разработать пути и способы трансформации российской экономики и вывести ее на путь устойчивого, инновационного развития, обеспечивающего новое качество жизни. Достижение этой цели, несомненно, должно стать центральной задачей российской экономической науки и политики, как на ближайшее время, так и на долгосрочную перспективу. В статье авторами раскрыто содержание детерминантов инновационного развития территории, опосредованных усилением регионализации управления инновационной деятельностью: состояние ресурсного и инновационного потенциала; сложившиеся формы и характер взаимодействия между органами государственной власти регионального уровня, местным сообществом и бизнесом; применяемые формы интеграции субъектов хозяйствования для реализации их инновационного потенциала за счет расширения возможностей участия в перспективных направлениях научно-технического, экономического и социального развития; система стимулов, вырабатывающих благоприятные условия для внедрения и разработки инновационных технологий, а также увеличения предпринимательской активности, формируемых внешней институциональной средой; региональная экономическая политика как инструмент повышения эффективности инновационной деятельности.

Summary. In current market conditions, the economy and Russia's accession to international trade scholars and experts from various fields of knowledge paying special attention to a huge set of regional problems. The growing role of regional research determines the level of establishing effective mechanisms for the implementation of the economic interests of actors as well as economic development and improving the quality of human life is the priority objectives of federal, regional and local authorities. Today, the Russian economic science faces a global goal - to develop ways and means of transformation of the Russian economy and bring it to a path of sustainable, innovative development, providing new quality of life. Achieving this goal must surely be a central task of the Russian economics and politics, as in the near future and the long term In article authors opened the maintenance of determinants of innovative development of the territory, mediated by strengthening of regionalization of management by innovative activity: condition of resource and innovative potential; the developed forms and nature of interaction between public authorities of regional level, local community and business; applied forms of integration of subjects of managing for realization of their innovative potential due to expansion of opportunities of participation in the perspective directions of scientific and technical, economic and social development; system of the incentives developing favorable conditions for introduction and development of innovative technologies, and also increases in the enterprise activity, formed by the external institutional environment; regional economic policy as instrument of increase of efficiency of innovative activity.

Ключевые слова: управление, развитие, инновации, регионализация

Keywords: management, development, innovations, regionalization.

© Сибирская Е.В., Строева О.А., Мартов С.Н., 2014

В нынешних рыночных условиях экономики и присоединения России к международной торговле ученые и эксперты различных областей знаний особое внимание уделяют огромному набору региональных проблем. Растущая роль региональных исследований определяет уровень создания эффективных механизмов реализации экономических интересов субъектов, так как экономическое развитие страны и повышение качества жизни человека является приоритетными задачами федеральных, региональных и местных органов власти.

Сегодня перед российской экономической наукой стоит глобальная цель - разработать пути и способы трансформации российской экономики и вывести ее на путь устойчивого, инновационного развития, обеспечивающего новое качество жизни. Достижение этой цели, несомненно, должно стать центральной задачей российской экономической науки и политики, как на ближайшее время, так и на долгосрочную перспективу.

При этом подразумевался не автоматический переход регионов на общепринятые в мире траектории развития, опирающиеся на преимущества «частного предпринимательства свободных собственников и менеджеров в рыночной среде», а продуманная регионализация процесса управления инновационной деятельностью, с учетом российских условий, накопленного страной опыта, гармоничного, социально ориентированного и инновационно ориентированного развития с эффективным использованием возможностей интеллекта и новых технологий.

В настоящее время развитие инновационной деятельности это наиважнейший фактор конкурентоспособности, и, как следствие, положительное изменение экономики региона. Развитие инновационной деятельности на уровне регионов напрямую связано с мероприятиями по созданию инновационной среды, способной формировать благоприятные условия для положительной динамики развития через обеспечение непрерывного воспроизводственного инновационного процесса.

В экономическом словаре под «регионализацией понимается развитие, укрепление экономических, политических и иных связей между областями или государствами, входящими в один регион; возникновение региональных объединений государств» [9].

Геоэкономический словарь-справочник трактует понятие регионализации как «процесс формирования и развития межгосударственных

экономических и других объединений на основе близости социокультурных факторов. В современном мире регионализация выступает одновременно как этап и ответ на вызовы глобализации (интернационализации) (ЕС, ОСЕАН, АТЭК и др.). Ускорение модернизации через территориальную концентрацию, конкуренцию региональных условий хозяйствования» [5].

По мнению Бусыгиной И.М. «регионализация - процесс перераспределения властных компетенций, передачи функций от национального на региональный уровень, появление и развитие новых институциональных форм, отвечающих новой роли регионов в процессе принятия решений на национальном и наднациональном уровнях» [3].

Бабурина О.Н. в статье «Регионализация и глобализация: к проблеме взаимосвязи» указывает, на то что «регионализация это подход к рассмотрению экономических, социальных, политических и других проблем под углом зрения интересов и потребностей того или иного региона» [1].

Инновационное развитие регионов представляет собой социально-экономический процесс, направленный на увеличение потенциалов (инновационного и инвестиционного) через создание инновационных продуктов, основой которого является формирование региональной инновационной системы.

Авторами выделены детерминанты развития инновационной деятельности в регионе:

1. Состояние ресурсного и инновационного потенциала территории (количество экономических ресурсов, распределяемых между научно-технической, образовательной, инвестиционной подсистемами региона, которые общество может использовать для своего развития), определяющее особенности экономических интересов хозяйствующих субъектов региона, специфику и уровень развития территории, соотношение технологических структур хозяйственной системы (рисунок 1).

Основным условием для инноваций в регионе является набор ресурсов и организационно-экономическая система, которая преобразует эти ресурсы в инновационный продукт. Этот процесс характеризует уровень развития инновационной сферы в регионе и действует как отдельная экономическая категория - инновационный потенциал. Способность региона перейти на инновационный путь развития можно определить как уровень регионального инновационного потенциала [10].

Рисунок 1. Детерминанта развития инновационной деятельности «состояние ресурсного и инновационного потенциала территории»

Из выступления министра регионального развития РФ Дмитрия Козака на пленарном заседании Общественной палаты РФ от 23.05.2008 следует, что «...механизмы, которые стимулировали бы регионы к развитию и направляли бы усилия региональной политики на достижение максимального социально-экономического развития, сегодня недостаточно отработаны» [4].

Положительная динамика качества жизни населения является базисным показателем, который характеризует степень развития того или иного региона. Этот интегральный показатель представляет собой совокупность таких показателей, увеличение доходов населения, как динамика роста валового регионального продукта, в т. ч. на душу населения; качества регионального человеческого капитала; инфраструктурная и социальная обеспеченность территории и др. [12].

Кажется очевидным, что наибольшее влияние на развитие субъектов Федерации России оказывает экономический рост в регионе, который выражается в виде валового регионального продукта и валового регионального продукта на душу населения. Таким образом, динамика ВРП является ключевым фактором саморазвития территорий, и оценка ВРП может служить показателем для определения уровня развития регионов.

В рамках существующих региональных различий субъектов федерации является абсолютно необходимым учет всех возможных компонентов социально-экономических характеристик. Кроме того, идеализация мобильности ресурсов опровергается не только отечественной, но и зарубежной практикой в условиях глобализации экономики. Прежде всего, мы не можем охарактеризовать мобильные природные ресурсы, а во-вторых, известны многие примеры, когда трудовая миграция в более социально-экономические развитые регионы увеличивала региональные различия.

Ж.-Р. Будвиль (Boudeville J.R., 1966) предложил иерархию полюсов роста, которую, по нашему мнению, представляется целесообразным использовать при оценке регионального потенциала [13].

Ни для кого не является секретом, что независимый и самостоятельный экономический рост потенциален только на верхних уровнях предлагаемой иерархии; к тому же, вероятность экономического роста на более низких уровнях находятся в прямой зависимости механизмов взаимопроникновения инноваций. Тогда как развитие технологического прогресса в будущем будет гарантировать организацию центров формирования инноваций (в т. ч. и в слаборазвитых субъектах), что значит изменение региональных диспропорций и смещение асимметрий регионального развития.

2. Сложившиеся формы и характер взаимодействия между субъектами государственной власти регионального уровня, местным сообществом и бизнес-структурами (рисунок 2).

Рисунок 2. Детерминанта развития инновационной деятельности «формы и характер взаимодействия между региональной властью, местным сообществом и бизнес-структурами»

По мнению Александра Бима [8], основными рисками взаимодействия бизнеса и власти в современных условиях являются: а) очевидная гипертрофия, непропорциональность административного ресурса, позволяющая органам государственного управления «продавливать» желательное участие бизнеса в решении региональных проблем; б) корпоративный эгоизм, стремление максимально возможным образом ограничить участие компаний в региональном развитии; в) «имиджевый», презентационный акцент корпоративной социальной ответственности; г) все еще слабая, хотя и возрастающая в последнее время, готовность сторон к конструктивному диалогу, учитывающему взаимные интересы.

По мнению авторов, если формирование взаимодействия между бизнес-структурами, региональной властью и местным сообществом достигнуто, то бизнес становится заинтересованным в усилении собственной репутации, а его вложения в инновационную сферу.

3. Применяемые формы интеграции субъектов хозяйствования для реализации их инновационного потенциала за счет расширения возможностей участия в перспективных направлениях научно-технического, экономического и социального развития (рисунок 3).

Интеграция субъектов хозяйствования

Рисунок 3. Детерминанта развития инновационной деятельности «интеграция субъектов хозяйствования»

Все интеграционные процессы это объективная тенденция состояния рынка в современных условиях. Анализируя и систематизируя мировой опыт, можно выделить следующие ключевые мотивы интеграции: получение синергетического эффекта; увеличение конкурентоспособности; повышение качества управления; устранение неэффективности.

Интеграция предпринимательских

структур определяется следующими признаками: взаимопроникновением и переплетением национальных производственных процессов; происходящие глубокие структурные измене-

ния в экономике регионов; целенаправленность регулирования интеграционных процессов; становление региональных структур.

Для развития условий интеграции предпринимательских структур региона необходимы: экономическая и политическая база; программы и инструменты региональной экономической политики; развитая рыночная инфраструктура; решения органов власти в конкретной отрасли.

Развитие субъектов хозяйствования на основе интеграции и инновации является не только актуальным, но и может стать определяющим фактором для успешного воплощения принятых решений на уровне региона и страны в целом.

Для определения специфики и уровня развития территории можно использовать разработанную Майклом Портером [7] теорию конкурентных преимуществ. В российских экономических исследованиях эта теория нашла отражение в разработке концепции «точек роста экономики». Эта концепция говорит о возможности обеспечения экономического роста регионов посредством наличествующих ресурсных преимуществ субъекта, которые зависят от межрегиональной конкуренции и социально-экономического положения территории. Собственно из этих особенностей складываются факторы, влияющие на формирование регионального потенциала. Такие как трудовые ресурсы, капитал, земельные ресурсы, инфраструктура, квалификационные ресурсы, система создания и повышения квалификации.

Теория конкурентных преимуществ имеет безусловное достоинство при определении отраслевой специфики социально-экономического развития регионов. Оно заключается в разделении параметров указанных факторов на специализированные и общие для разных сфер бизнеса, например: специализированные технологии, высококвалифицированные кадры в рамках узкой специализации и другие. Поскольку предоставляют преимущества в течение продолжительного времени в условиях свободной конкуренции.

Другой вариант теории отраслевого размещения, когда анализируя выбор предприятия региона для своей деятельности, отражаем тесную взаимосвязь оптимизации отраслевой структуры региона и обоснования направлений экономической деятельности, отраслей экономики, которые являются приоритетными для развития региона. Любая экономическая деятельность приносит определенный социально-экономический эффект, который ограничен теми или иными ресурсами: финансовыми; инфраструктурными; природными; сырьевыми; трудовыми и другими.

По нашему мнению, необходимо сконцентрироваться на одной или нескольких отраслях экономики для приоритетного развития. В данном случае необходимо приоритет отдать комплексному развитию, которое будет способствовать повышению не только экономической стабильности, но и социальной.

4. Система стимулов, вырабатывающих благоприятные условия для внедрения и разработки инновационных технологий, а также увеличения предпринимательской активности, формируемых внешней институциональной средой.

Институциональная среда подвергается постоянному преобразованию, что связано с институциональными изменениями, обусловленными несоответствием между имеющимися институтами и изменившимися условиями, внешней средой.

Внешняя институциональная среда, формирует систему стимулов через разработку законодательных и нормативных актов; правовой режим собственности; систему исполнения контрактов; социокультурные нормы; институциональное доверие, которые базируются на внедрении институциональных технологий, а также импортом новых институтов, способных обеспечить снижение тран-сакционных издержек функционирования экономической системы.

В случае изменения экономических условий хозяйственной деятельности структуру и границы соглашений, контрактов, договоров постоянно пересматривают, поэтому институциональный механизм является процессом их непрерывного создания, развития и трансформации.

5. Региональная экономическая политика как инструмент повышения эффективности инновационной деятельности (параметры рыночных трансакций; наличие альтернативных организационных структур - формальных и неформальных, обеспечивающих эффективный обмен; существование развитой бизнес-инфраструктуры, создающей предпосылки для становления и развития предпринимательства; развитость внутренних рынков, наличие интегрированных структур), определяемая инновационной, научно-технической и социально-экономической политикой региональных властей.

В рамках региональной экономической политики функционируют формальные и неформальные институты, которые обеспечивают реализацию потенциала инновационной деятельности. К ним относятся, концепции, программы, стратегии с сфере развития инноваций, а также законодательная база на мезо-

уровне. Присутствие в регионе данных институтов, способствует формированию сектора научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, наличию бизнес-партнерств, стратегических структур в сфере инновационного бизнеса, развитию инфраструктуры инновационной деятельности.

Огромное значение повышение эффективности инновационной деятельности оказывают объемы трансакционных издержек, которые формируют развитие инновационно ориентированного предпринимательства и влияют на инновации передовых технологий.

Сфера предпринимательской деятельности имеет широкие границы. Процесс развития бизнес-инфраструктуры для предпринимательства непрерывен и ориентирован на развитие внутренних рынков, наличие интегрированных структур, повышение качества. Если бизнес-инфраструктура функционирует в полном объеме своих возможностей, то предпринимательство развивается результативно.

Регионализация процесса управления инновационной деятельностью будет задавать общие ценности и направления развития и вместе с тем должна быть представлена совокупностью экономических моделей каждого субъекта, входящего в состав России. При ином, противоположном подходе, когда первоначально формируется достаточно подробная экономическая модель государства, а лишь затем эта модель директивно спускается в исполнение регионов, у последних остается очень небольшой интервал свободного варьирования, что может привести к недоиспользованию имеющегося потенциала конкретного субъекта и перекосам в региональном управлении. Нет сомнения, что для каких-то регионов сформированная общегосударственная модель регионализации действительно будет носить адекватный характер, и тогда эти регионы начнут (или продолжат) свое развитие, вырываясь вперед, оставляя позади другие регионы, для которых новые условия развития не соответствуют имеющемуся потенциалу, или же не позволяют использовать его в полной мере. В итоге, такие регионы будут все больше отставать от развития передовых, ухудшатся характеристики их экономической составляющей.

Таким путем страна никогда не снизит имеющуюся региональную дифференциацию, и в пределах одного государства население будет жить в совершенно разных условиях. Такой исход неизбежен, поскольку, еще раз повторимся, Россия отличается сегодня от всех

стран мира не просто размером территориальной площади и колоссальными природными, транспортными, экономическими и социальными различиями, присутствующими в ее пределах, но и мощным пластом производственных отношений своеобразного социализма в своей истории, препятствующим сегодня развитию новых, более прогрессивных экономических отношений в рамках социального рыночного хозяйствования.

Регионализация процесса управления инновационной деятельностью должна выступить позиция о всестороннем комплексном использовании регионального потенциала. При этом разработка механизмов, регламентирующих экономические отношения, должна быть направлена:

- во-первых, на равноценное отношение государства ко всем территориальным субъектам;

- во-вторых, на адекватную поддержку со стороны федерального центра ключевых региональных компетенций, предварительно выявленных в каждом регионе;

- в-третьих, на создание условий свободного предпринимательства и конкуренции для прочих сфер деятельности, ограничив влияние власти и лоббирование интересов бизнеса.

Каждый регион обладает собственными экономическими признаками и каждый по-своему регионализируется, несмотря на то, что подвергается общим влияниям государственной политики на федеральном уровне, мировой экономической конъюнктуры и других факторов.

Таким образом, нами раскрыто содержание детерминантов инновационного развития территории, опосредованных усилением регионализации управления инновационной деятельностью: состояние ресурсного и инновационного потенциала; сложившиеся формы и характер взаимодействия между органами госЛИТЕРАТУРА

1 Бабурина О.Н. Регионализация и глобализация: к проблеме взаимосвязи // Проблемы современной экономики. 2008. №3 (27).

2 Бойко И. Регион: первичный уровень формирования национальной инновационной системы [Электронный ресурс] // Открытая экономика. 2003. Режим доступа: http: // stra.teg.ru /lenta /innovation/336

3 Бусыгина И.М. Концептуальные основы европейского регионализма. Регионы и регионализм на Западе и в России. М.: Институт Европы, 2001.

ударственной власти регионального уровня, местным сообществом и бизнесом; применяемые формы интеграции субъектов хозяйствования для реализации их инновационного потенциала за счет расширения возможностей участия в перспективных направлениях научно-технического, экономического и социального развития; система стимулов, вырабатывающих благоприятные условия для внедрения и разработки инновационных технологий, а также увеличения предпринимательской активности, формируемых внешней институциональной средой; региональная экономическая политика как инструмент повышения эффективности инновационной деятельности.

Данная система детерминантов опосредована регионализацией управления развитием инновационной деятельности, обусловленной: высокой межрегиональной дифференциацией по уровню и качеству жизни населения; неравномерным распределением ресурсов по территории страны; технологической отсталостью национального хозяйства; существующей унификацией инновационных процессов в национальном хозяйстве; реализацией стандартизированного подхода к организации инновационной деятельности; потребностями экономики в максимально быстрой диффузии технологий в рамках определенной специализации; необходимостью интеграции усилий всех субъектов инновационной деятельности в границах конкретного региона; нарастанием потребности смещения акцента в управлении инновационным развитием в регионе.

Выделенные детерминанты развития инновационной деятельности в регионе определяют особенности и ограничения построения системы управления инновационной деятельностью в регионе.

4 Выступление министра регионального развития РФ Д. Козака на пленарном заседании Общественной палаты РФ от 23.05.2008 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// archive.minregion.ru/ WorkItems/NewsItem.aspx?NewsID=900

5 Дергачев В.А. Геоэкономический словарь-справочник. Одесса: Ипрээи нану, 2004. 177 с.

6 Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www .gks .ru/

7 Портер М. Конкуренция: монография. М., 2003.

8 Развитие бизнесом территорий присутствия: управление современными вызовами // Журнал пользователя Business And Society Review [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// gtmarket.ru/blog/ business-and-society-review/2010/12/24/2849

9 Регионализация. Экономический словарь [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// ekslovar.ru/ slovar/r-/regionalizatsiya.html

10 Сибирская Е.В., Строева О.А. Основные положения, детерминанты и условия управления инновационным развитием // Вестник ОрелГИЭТ. 2011. №1. С. 5-10.

11 Строева О.А., Сибирская Е.В. Финансирование инноваций в регионе: формирование управленческих решений // Проблемы теории и практики управления. 2012. №1. С. 11-18.

12 Тарасова О.Ю., Комов В.В. Теоретические подходы к устойчивому социально-экономическому развитию региона // Вестник ТГУ. 2008. № 9 (65). С.455-459

13 Boudeville J.R. Problems of Regional Economic Planning. Edinburgh, 1966.

14. Common J. Institutional Economics. The American Economic Review, 1931, vol. 21. no. 4. pp.648-657.

REFERENCES

1 Baburina O. N. Regionalization and globalization: to a problem of interrelation. Problemy sovremennoi ekonomiki. [Problems of modern economy], 2008, no. 3 (27). (In Russ.).

2 Boiko I. Region: primary level of formation of national innovative system. Otkrytaia ekonomika. [Open economy], 2003. Available at: http://stra.teg.ru/lenta/innovation/336. (In Russ.).

3 Busygina I.M. Kontseptual'nye osnovy evropeiskogo regionalizma. Regiony i regional-izm na Zapade i v Rossii [Conceptual bases of the European regionalism. Regions and regionalism in the West and in Russia]. Moscow, Institut Evropy, 2001. (In Russ.).

4 Vystupleniu ministra regional'nogo razvitiia RF D. Kozaka na plenarnom zasedanii ob-shchestvennoi palaty RF [Speech of the Minister of Regional Development of the Russian Federation D. Kozak at plenary meeting of the Civic chamber of the Russian Federation of 23.05.2008]. Available at: http://archive.minregion.ru/WorkItems /NewsItem.aspx? NewsID=900. (In Russ.).

5 Dergachev V.A. Geoekonomicheskii slo-var' - spravochnik [Геоэкономический словарь-справочник]. Odessa, Ipreei nanu, 2004. 177 p. (In Russ.).

6 Offitsial'nyi sait Federal'noi sluzhby gosudarstvennoi statistiki [Official site of Federal State Statistics Service]. Available at: http://www.gks.ru/. (In Russ.).

7 Porter M. Konkurentsiia [Competition]. M, 2003. (In Russ.).

8 Development by business of territories of presence: management of modern calls. Zhurnal pol'zovatelia Business And Society Review. [Magazine of the user of Business And Society Review]. Available at: http://gtmarket.ru/blog /business-and-society-review/2010/12/24/2849. (In Russ.).

9 Regionalizatsiia. Ekonomicheskii slovar' [Regionalization. Economic dictionary]. Available at: http://ekslovar.ru/slovar/r-/regionalizatsiya.html. (In Russ.).

10 Sibirskaya E.V., Stroeva O.A. Basic provisions, determinants and conditions of management of innovative development. Vestnik OrelCIET. [OrelGIET Bulletin], 2011, no.1, pp. 510. (In Russ.).

11 Stroeva O.A., Sibirskaa E.V. Financing of innovations in the region: formation of administrative solutions. Problemy teorii i praktiki up-ravleniia. [Problems of the theory and practice of management]. 2012, no. 1, pp. 11-18. (In Russ.).

12. Tarasova O. Iu., Komov V.V. Theoretical approaches to sustainable social and economic development of the region. Vestnik TGU. [TGU Bulletin]. 2008, no. 9 (б5), pp. 455-459. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13 Boudeville J.R. Problems of Regional Economic Planning. Edinburgh, 19бб.

14. Common J. Institutional Economics. The American Economic Review, 1931, vol. 21. no. 4. pp. б48-б57.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.