Научная статья на тему 'Механизм согласованного управления инновационной деятельностью в регионе'

Механизм согласованного управления инновационной деятельностью в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
360
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / СОГЛАСОВАНИЕ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЕГИОН / МЕХАНИЗМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Строева О. А., Сибирская Е. В., Хохлова О. А., Овешникова Л. В.

В статье представлен механизм согласованного управления инновационной деятельностью в регионе. В него входят алгоритм перманентной корректировки региональной политики инновационного развития территории на основе оценки результативности управления инновационными процессами и дифференцированный инструментарий развития инновационной деятельности в соответствии с выбранным вектором совершенствования системы управления в регионе (сформированный как результат совместных действий предпринимательских структур и региональных органов власти по обеспечению высокого уровня инновационного развития экономики).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Механизм согласованного управления инновационной деятельностью в регионе»

ИННОВАЦИИ И ИНВЕСТИЦИИ

УДК 332.024

МЕХАНИЗМ СОГЛАСОВАННОГО УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В РЕГИОНЕ

О.А. СТРОЕВА, доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры товароведения, сервиса и торговой инфраструктуры E-mail: stroeva-olesya@mail.ru Орловский государственный университет

Е.В. СИБИРСКАЯ, доктор экономических наук, профессор кафедры статистики E-mail: e-sibirskaya@rambler.ru

О.А. ХОХЛОВА, доктор экономических наук, доцент, заведующий кафедрой статистики E-mail: hohlovao@mail.ru

Л.В. ОВЕШНИКОВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры статистики E-mail: lud_proz@mail.ru Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова

В статье представлен механизм согласованного управления инновационной деятельностью в регионе. В него входят алгоритм перманентной корректировки региональной политики инновационного развития территории на основе оценки результативности управления инновационными процессами и дифференцированный инструментарий развития инновационной деятельности в соответствии с выбранным вектором совершенствования системы управления в регионе (сформированный как результат совместных действий предпринимательских структур и региональных органов власти по обеспечению высокого уровня инновационного развития экономики).

Ключевые слова: управление, согласование, инновационная деятельность, регион, механизм

В российской экономике сложилось значительное разнообразие региональных условий инновационного развития. Такое разнообразие определяется:

1) объективными условиями:

- обширностью территории с многообразием природных условий;

- различной транспортной доступностью;

- неравномерным распределением полезных ископаемых;

- разной плотностью населения и различиями в его образовательно-квалификационной структуре;

- неравномерным распределением производственных мощностей, исследовательских и образовательных учреждений и т.д.;

2) тем, что влияние данных объективных условий на инновационный процесс в значительной мере зависит от благоприятного или неблагоприятного воздействия сложившихся экономических и институциональных факторов. Поэтому экономические механизмы инновационного развития должны:

- в целях формирования благоприятного инновационного климата учитывать объективные факторы регионального разнообразия условий инновационного развития;

- воздействовать в желаемом направлении на экономические и институциональные факторы, влияющие на это разнообразие.

Региональное разнообразие российской экономики предоставляет бесчисленные ресурсные возможности для современного развития мирового и российского рынков. Одновременно данное многообразие, являясь проблемой в части комплексного управления регионами как хозяйственными единицами в масштабах единой экономики страны, формирует новые цели и задачи в направлении ее инновационного развития. Создание востребованной, адекватной современному этапу развития мирового рынка национальной экономики напрямую связывается с инновационными подвижками в регионах, реализацией не только технических и технологических новаций, но и креативных, инновационных подходов в управлении разноформатными системными объектами, партнерскими отношениями, сложнейшими бизнес-процессами.

Использование в управлении комплексного подхода позволяет создавать с помощью разнообразного современного инновационного инструментария такие хозяйственные отношения, отличительной особенностью которых будут качественно новые, современные управленческие коммуникации, позволяющие достигать реальных, востребованных страной и всеми участниками российского рынка результатов. Учитывая разные уровни развития российских регионов, их техническое и технологическое многообразие, ресурсное наполнение,

управленческий потенциал, возможные направления дальнейшего развития, комплексный подход к управлению инновационным развитием российских регионов предполагает формирование таких экономических и управленческих возможностей, которые будут работать на формирование условий для создания синергетического эффекта в масштабах инновационной экономики всей страны.

Инновации являются главным условием экономического роста России, но наша страна заметно отстает по инновационным преобразованиям и от развитых государств, и от ряда стран с переходной экономикой. В РФ имеет место значительная межрегиональная дифференциация по уровню инновационного потенциала, что тормозит экономический рост отдельных регионов, приводит к усилению региональных различий в уровне жизни населения. Реализация принятой стратегии инновационного развития представляется не только важнейшим условием выхода на новый этап совершенствования экономики, но и главным фактором обеспечения достойного уровня жизни населения России. В этом плане важную роль играет выработка конкретных механизмов, направленных на выравнивание инновационных потенциалов регионов страны.

В целях обеспечения динамичного устойчивого развития национальной экономики в целом (и региональных в частности) первостепенная роль отводится инновациям и инновационной деятельности на региональном уровне. Эта деятельность:

- обеспечивает обновление технической и технологической базы производства;

- способствует разработке и производству высококачественной продукции;

- способствует расширению рынков сбыта [3].

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008. № 1662-р, определила, что стратегической целью формирования национальной инновационной экономики является комплексное прогрессивное развитие производства, различных отраслей и территорий, которое будет способствовать обеспечению конкурентоспособности отечественных производителей на мировом рынке, что приведет к росту благосостояния общества.

Для реализации поставленных задач необходимо сформировать такую инновационную инфраструктуру, которая помогала бы разработке инноваций, основанных на высоких производс-

твенных технологиях. При этом следует учитывать, что эффективность такого рода инфраструктуры находится в прямой зависимости от уровня развития инновационной деятельности в отдельно взятом регионе. В современных условиях выигрышную позицию имеют те регионы, где созданы наиболее благоприятные условия для создания и реализации новых научно-технических идей, внедрения перспективных технологий и разработок.

В связи с этим управление региональным инновационным развитием должно осуществляться как в рамках общей системы управления, так и с помощью специальной системы управления. Кроме того, механизмы управления инновационной деятельностью в регионе следует реализовывать комплексно, так как низкая эффективность хотя бы одного будет создавать препятствия для инновационного развития региона.

Основными проблемами, препятствующими инновационной деятельности в регионе, являются:

- недостаточность финансирования организаций инновационной инфраструктуры;

- недостаток квалифицированных специалистов, в том числе отсутствие инновационных менеджеров;

- отсутствие материально-технической базы развития инновационных предприятий;

- непривлекательные условия аренды помещений и оборудования для малых инновационных компаний.

Перечисленные проблемы требуют от органов власти региона формирования системы мер, направленных на преодоление недостатков. Причем данная система состоит из трех ключевых направлений:

1) правовое регулирование:

- формирование и развитие нормативно-правовой и научно-методической базы, регламентирующей основные аспекты реализации инновационных проектов на региональном уровне;

- разработка нормативно-правовых актов, способствующих развитию инфраструктуры в регионе;

2) социально-экономическое регулирование:

а) поиск источников финансирования:

- организация грантовой поддержки;

- выделение субсидий на развитие инфраструктуры региона на конкурсной основе;

б) создание материально-технической базы:

- выявление существующих потребностей

предприятий научно-инновационной сферы;

- создание и развитие площадок коллективного пользования оборудованием по приоритетным направлениям развития инноваций в регионе;

в) наращение кадровых ресурсов:

- подготовка, переподготовка специалистов;

- повышение квалификации специалистов, обладающих инновационным мышлением и способных осуществлять трансфер и коммерциализацию технологий;

3) организационно-маркетинговое регулирование:

- организация системы мониторинга состояния сферы науки, техники и инноваций;

- создание базы данных изобретений, патентов, технологий, проектов;

- оказание консультационных услуг;

- совершенствование межрегионального и международного сотрудничества в сферах науки, технологий и инноваций.

Таким образом, механизм согласованного управления инновационной деятельностью в регионе призван обеспечить устойчивое экономическое развитие на основе расширенного воспроизводства и эффективного использования природного, научно-технического, экономического, социального потенциалов.

При этом пристальное внимание следует уделять рациональному сочетанию реализации в регионе:

- прямых инновационных проектов - оперативных инноваций, направленных на решение текущих задач;

- проектов стратегических инноваций - нововведений, призванных обеспечить конкурентные преимущества в будущем.

Для усиления конкурентоспособности региональной экономики, формирования благоприятной социальной среды и создания условий для развития человеческого потенциала, повышения качества жизни населения необходимо создание инновационной среды региона, в основе которой должны находиться приоритетные сферы. Отметим, что основная роль в этой системе принадлежит исполнительной власти региона, которая находится в непосредственном взаимодействии со всеми участниками инновационного процесса. В свою очередь, органы власти, контролируя любые изменения в деятельности предприятий региона, имеют

возможность регулировать их инновационную деятельность за счет:

- усовершенствования нормативной и законодательной баз;

- выделения средств на грантовой основе для полного либо частичного финансирования реализации инновационных проектов;

- притягивания инвестиционных потоков из источников федерального уровня для проектов регионального значения;

- поддержания рекомендательными письмами инициаторов инновационных проектов для предоставления их инвесторам;

- предоставления налоговых льгот. Авторами проанализированы известные теории Й. Шумпетера (основоположник теории инновационного развития), Н. Кондратьева (разработчик «теории длинных волн»), П. Сорокина (основоположник теории инновационного развития в социокультурной среде), Дж. Д. Бернала, Г. Менша, А. Кляйкнехта, С. Кузнеца, Б. Твисса, М. Портера (основатели теории конкурентных преимуществ), А. Анчишкина, Ю. Яковец, С. Глазьева, Д. Львова (основатели концепции технологического уклада), Ф. Кука, Б.-А. Лундвалла, Н.Н. Нельсона, К. Фримена (основатели концепции НИС), Ф. Хайека (разработчик концепции «рассеянного знания»), Г. Ицковица, Лойет Лейдесдорфа (разработчики теории «тройной спирали»), В. Полтеровича (выдвинул гипотезу об инновационной паузе). Было определено, что новизна предлагаемого подхода к управлению инновационным развитием региона заключается в применении элементов общеизвестных инновационных концепций в целях формирования механизма согласованного управления региональной инновационной деятельностью.

При формировании механизма согласованного управления инновационной деятельностью в регионе важными следует считать два аспекта:

1) необходимость перманентной корректировки и выбора дифференцированного инструментария управления инновационными процессами на мезоуровне хозяйствования в соответствии с предлагаемой методикой оценки эффективности управления;

2) целесообразность согласования действий предпринимательских структур и региональных органов власти по обеспечению высокого уровня инновационного развития экономики региона (основой которого выступает анализ факторов

микро- и мезоуровней, определяющих результативность инновационной деятельности предпринимательских структур). В современных экономических условиях разработка механизма согласованного управления инновационной деятельностью в регионе должна осуществляться на основе комплексного подхода, позволяющего в полной мере использовать преимущества рыночных отношений, добиться повышения темпов роста основных социально-экономических показателей, характеризующих уровень территориального развития [3].

Итак, авторами предложен механизм согласованного управления инновационной деятельностью на основе оценки результативности управления инновационными процессами на мезо- и микроуровнях хозяйствования в регионе (см. рисунок). Этот механизм рассматривается:

- как характеристика элементов структуры инновационной сферы (инновационное развитие территорий и инновационно ориентированных предпринимательских структур);

- как способ их гармонизации при осуществлении деятельности.

Первым блоком при рассмотрении механизма согласованного управления инновационной деятельностью в регионе выделяется управление на мезоуровне, т.е. на уровне региона. Субъектом управления в данном случае выступают органы государственной власти (мезо- и макроуровень), а объектом - инновационный потенциал региона [1].

Реализация управления инновационной деятельностью начинается с перманентного мониторинга инновационного развития территории, включающего в себя четыре типа оценки результативности управления:

1) оценка результативности управления инновационными процессами на мезоуровне хозяйствования;

2) оценка доли инновационно ориентированных предпринимательских структур в общей численности предприятий и организаций региона;

3) оценка эффективности региональной политики по финансовой поддержке инновационной деятельности предпринимательских структур;

4) оценка эффективности инфраструктурного обеспечения инновационной деятельности предпринимательства [4].

В случае получения неудовлетворительных оценок результативности и эффективности уп-

равления на мезоуровне предусмотрен комплекс мероприятий, способствующих повышению уровня управления.

1. Реализация стимулирующей политики. Стимулирование инновационной деятельности на уровне региона - это одна из значимых составляющих инновационной политики. Стимулирование необходимо не только при проведении фундаментальных исследований и непосредственно разработке инновационной продукции, но и как инструмент инвестиционной политики. Процесс реализации стимулирующей политики должен быть обеспечен комплексом мероприятий:

- адресная поддержка приоритетных направлений развития инновационной деятельности;

- благоприятный экономический климат;

- инновационная активность и инновационная восприимчивость регионов;

- законодательная охрана прав интеллектуальной собственности.

2. Реализация системы мер по корректировке региональной политики. В случае неудовлетворительных результатов управления инновационной деятельностью региона необходимо уде-

лить внимание мероприятиям по улучшению организационного обеспечения региональной инновационной политики. При этом на любом этапе ее разработки может осуществляться взаимосвязь с предыдущими этапами для корректировки ранее полученных результатов. Разработка политики в области инноваций с возможностью дальнейшей ее корректировки создает основу для непрерывности инновационных процессов, что позволит более эффективно разделять имеющиеся ресурсы между всеми векторами инновационной деятельности региона и в долгосрочной перспективе обеспечит повышение конкурентоспособности региона на базе инновационного развития.

3. Формирование и развитие объектов инновационной инфраструктуры. В целях развития инновационной инфраструктуры региона необходимо сформировать в отдельно взятых регионах разветвленную сеть организаций, способствующих развитию инновационной деятельности:

- инновационно-технологические центры;

- специализированные посреднические фирмы;

- технопарки;

Перманентный мониторинг инновационного развития территории

Перманентный мониторинг функционирования инновационно ориентированных предпринимательских структур

Оценка результативности управления инновационными процессами на мезоуровне хозяйствования

Высокая результативность

Низкая резулы

Реализация стимулирующей политики

Оценка доли инновационно ориентире предпринимательских структур в оОщей численности предприятий и организаций регш

Недостаточная доля

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Реализация системы мер по корректировке региональной политики

1

Достаточная доля

ШЕ

Оценка эффективности региональной политики по финансовой поддержке инновационной деятельности предпринимательских структур

■ш

Формирование и развитие объектов инновационной инфраструктуры

Управление неэффективно

Управление эффективно :::...... ..........

Оценка эффективности инфраструктурного обеспечения инновационной деятельности предпринимательства

Управление неэффективно

X

Управление эффективно

Оценка результативности управления инновационной деятельностью на микроуровне хозяйствования

тмшммж.

Низкая результативность

шшшжжт.

Высокая результативность

Анализ факторов, определяющих объем полученной прибыли по составляющим:

- объем валовой инновационной продукции, работ, услуг;

- стоимость основных фондов, используемых в производстве инновационной продукции, работ, услуг;

- численность работников, участвующих в производстве инновационной продукции, работ, услуг;

- специализация на инновационной деятельности;

- качество управления на предприятии

Корректировка стратегии инновационного развития предпринимательской структуры

Реализация скорректированной стратегии инновационного развития предпринимательской структуры

Механизм согласованного управления развитием инновационной деятельности в регионе на основе оценки результативности управления на мезо- и микроуровнях хозяйствования

- инновационные кластеры;

- консалтинговые организации;

- фонды венчурного и технологического развития.

Следует сразу пояснить, что объекты инновационной инфраструктуры не могут решить всех проблем: успешное развитие инновационной деятельности нельзя ставить в зависимость от наличия или количества данных объектов [2].

Вторым блоком при рассмотрении механизма согласованного управления инновационной деятельностью в регионе выступает управление на микроуровне, т.е. на уровне инновационно ориентированных предпринимательских структур. В случае низкой результативности управления инновационной деятельностью на микроуровне хозяйствования необходимо проанализировать факторы, определяющие объем полученной прибыли по составляющим:

- объем валовой инновационной продукции, работ, услуг;

- стоимость основных фондов, используемых в производстве инновационной продукции, работ, услуг;

- численность работников, участвующих в производстве инновационной продукции, работ, услуг;

- специализация на инновационной деятельности;

- качество управления на предприятии.

На основе полученных результатов происходит корректировка стратегии инновационного развития предпринимательской структуры.

Реализация механизма согласованного управления инновационной деятельностью в регионе позволит получить экономический эффект, который выразится в следующем:

- увеличение инновационной продукции в объеме от реализованной промышленной продукции;

- увеличение объемов притока инвестиций в региональную экономику;

- возможность получения дополнительных ежегодных финансовых поступлений в бюджеты регионов.

Таким образом, управление инновационным развитием региона направлено на превращение инновационного потенциала области в основополагающий фактор, способствующий переходу на инновационный путь развития.

Список литературы

1. Курникова А.В. Сущность механизма управления инновационным развитием региона // Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 3.

2 . Сибирская Е.В. Основные положения, детерминанты и условия управления инновационным развитием // Вестник ОрелГИЭТ. 2011. № 1. С. 5-10.

3. Строева О.А. Развитие инновационной деятельности в регионе: теория, методология и практика. Тамбов. 2013. 42 с.

4 . Строева О.А. Развитие инновационной инфраструктуры региона // Региональная экономика: теория и практика. 2014. № 17. С. 2-7.

Regional economics: theory and practice Innovation and investment

ISSN 2311-8733 (Online) ISSN 2073-1477 (Print)

THE MECHANISM OF COORDINATED MANAGEMENT OF INNOVATIVE ACTIVITY IN THE REGION

Olesya A. STROEVA, Elena V. SIBIRSKAYA, Oksana A. KHOKHLOVA, Lyudmila V. OVESHNIKOVA

Abstract

The article provides a mechanism for coordinated management of innovative activity in the region . It includes a perpetual adjustment algorithm for regional

policy of innovative development of the territory on the basis of the evaluation of management performance of innovative processes and differentiated instruments of development of innovational activity according to the

selected vector of improvement of a control system in the region (formed as a result of joint actions of businesses and regional authorities to provide a high level of innovative development of the economy) .

Keywords: management, coordination, innovative activity, region, mechanism

References

1. Kurnikova A.V. Sushchnost' mekhanizma up-ravleniya innovatsionnym razvitiem regiona [The essence of the mechanism of management of innovative development of the region]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta - Bulletin of Chelyabinsk State University, 2012, no. 3.

2. Sibirskaya E.V. Osnovnye polozheniya, deter-minanty i usloviya upravleniya innovatsionnym raz-vitiem [Basic provisions, determinants and conditions of management of innovative development]. Vestnik OrelGIET - Bulletin of Orel State Institute of Economy and Trade, 2011, no. 1, pp. 5-10.

3. Stroeva O.A. Razvitie innovatsionnoi deyatel 'nosti v regione: teoriya, metodologiya i praktika [Development of innovative activity in the region: theory, methodology and practice]. Tambov, 2013, 42 p.

4. Stroeva O.A. Razvitie innovatsionnoi infrastruk-tury regiona [Development of an innovative infrastructure of the region]. Regional'naya ekonomika: teoriya i praktika - Regional economics: theory and practice, 2014, no. 17, pp. 2-7.

Olesya A. STROEVA

Orel State University, Orel, Russian Federation stroeva-olesya@mail . ru

Elena V. SIBIRSKAYA

Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russian Federation e-sibirskaya@rambler ru

Oksana A. KHOKHLOVA

Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russian Federation hohlovao@mail ru

Lyudmila V. OVESHNIKOVA

Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russian Federation lud_proz@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.