ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ
УДК 330.14.014:005.336.4
стратегическое развитие вуза как фактор роста инновационного потенциала региональной экономики*
в.в. боджаева,
кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления и права E-mail: [email protected]
И.В. сЛОБОдЧИКОВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления и права E-mail: [email protected] Калмыцкий государственный университет, г. Элиста
В статье проанализирована инновационная деятельность в качестве главного фактора роста экономики и повышения ее конкурентоспособности. Рассмотрены задачи перехода экономики Республики Калмыкии на инновационный путь развития и формированию экономики, основанной на знаниях. Предметом исследования выступает механизм интеграции образования и науки в инновационное пространство региона.
Целью работы является выявление особенностей взаимодействия органов исполнительной власти и учреждений науки и образования по формированию инновационного потенциала региона. Авторы отмечают, что понятие «пространство образовательной системы» гораздо шире понятия «образовательный комплекс», так как в него включены масс-медиа и институты, ориентированные на активное вовлечение общественности в решение проблем системы образования.
В качестве инструмента повышения современного уровня социально-экономического развития
* Статья подготовлена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № 14-32-01260).
предлагается экономика, основанная на знаниях. Наука и ее производная - образование - один из немногих государственных институтов, который объединяет все общество.
Содержание образовательной деятельности и управление образованием должны быть перестроены на основе стратегического партнерства власти, общества и бизнеса. Подчеркивается, что образование выступает системообразующим приоритетом реализации государственной политики развития Республики Калмыкии. Авторами предложены мероприятия и просчитаны предполагаемые результаты от создания и функционирования указанного механизма.
Авторы акцентируют внимание на том, что центральная роль в развитии региона должна отводиться университету. На современном этапе региональные вузы не только должны предоставлять качественное образование, проводить научные исследования, но и привлекать ресурсы для осуществления своей основной деятельности.
Полученные результаты могут быть ис-пользованы региональными органами власти при совершенствовании региональной экономической
политики в области формирования инновационного потенциала региона.
Ключевые слова: инновационный потенциал, интеллектуальный капитал, социально-экономическое развитие, интеллектуализация, регион, региональная экономика
Перемены, активно происходящие в Российской Федерации, требуют поиска общественных ориентиров, которые отражают необходимость определения цели, способной соединить в себе общественные, государственные и личные интересы и потребности, самобытность отечественной культуры и достижения мировой цивилизации [1].
Основой эффективного функционирования региональной научно-инновационной политики в регионах Российской Федерации является налаженный организационно-экономический механизм государственного регулирования инновационных процессов, формирование которого в настоящее время идет по пути сохранения и укрепления научного и инновационного потенциалов, создания основных элементов инновационной инфраструктуры, разработки программ и проектов научно-инновационной политики [3].
В социально-экономическом ключе императив высокотехнологичного развития ориентирован на создание экономической системы, при которой формируется система производства новейших средств производства, основным из которых является интеллектуальный капитал [8]. Исследования вектора общественного развития как результата технологического изменения проводились неоднократно. К одной из наиболее продвинутых концепций технологического развития можно отнести концепцию технологических укладов, предложенную С.Ю. Глазьевым [5].
Проблемам теории и методологии инновационного регионального развития посвящены труды отечественных ученых И. Арженовского, А. Добрынина, Н. Киселевой, О. Мамедова, А. Пробста, О. Пчелинцева, Р. Шнипера и др. [2].
Прикладные вопросы регионального инновационного развития и инновационной политики освещаются в трудах отечественных и зарубежных ученых, к которым можно отнести Н. Бекетова, О. Белокрылову, Дж. Бортса, Л. Валинурову, Х. Гир-шема, Х. Зиберта, О. Иншакову, В. Клебанера, Н. Лебедеву, Э. Мантаеву, К. Плетнева, Х. Ричардсона, Дж. Фридмана.
Определению наиболее перспективных форм реализации инновационного потенциала на реги-
ональном уровне и анализу форм государственной поддержки этого процесса посвящены работы Ю. Андреева, В. Бузника, Л. Гуриевой, П. Линд-хольма, Ю. Перевалова и др. Изучению механизма влияния инноваций на развитие экономики посвящены работы Я. Дейна, П. Друкера [6], Дж. Кларка, А. Кляйкнехта, Л. Суите, К. Фримена.
Вместе с тем остается недостаточно разработанной проблема механизма реализации инновационного потенциала вуза как фактора роста региональной экономики.
Это обусловило цель и задачи исследования. Статья представляет собой попытку внести вклад в решение теоретически важной и практически значимой задачи совершенствования реализации инновационной политики в регионах в период инновационного преобразования их хозяйства и устоев общественной жизни через призму интеграции вуза в инновационную систему территории.
Выдвижение такой задачи, как развитие отечественной системы науки и образования, в число национальных приоритетов, безусловно, полностью отвечает данной проблеме. Система образования в Российской Федерации является сферой жизни общества, в которой представлены интересы большинства жителей нашей страны.
Проблема регионализации науки и образования является одним их важнейших дискуссионных вопросов модернизации национальной системы образования. Обсуждение данной проблемы указывает на наличие существенных расхождений во взглядах: от положений по созданию национальных школ до полного отрицания необходимости различий в содержании системы образования на уровне регионов.
Отметим, что на данном этапе решения проблемы не удалось достичь в составе общего образования сочетания региональных и федеральных интересов. Необходимость решения этих вопросов обусловливается их значимостью. Также проблематичной является реализация задач модернизации отечественного образования, если не учитывается специфика региона [15].
Трансформация системы науки и образования предполагает выполнение целого комплекса мер, которые бы выступали в качестве механизма для реализации поставленных задач [11].
Пространство образовательной системы гораздо шире понятия «образовательный комплекс», в состав которого включены институты и масс-медиа, ориентированные на образование, общественность,
активно вовлеченная в решение проблем системы образования [16].
Комплексным понятием можно назвать образовательную среду. Это понятие ориентируется на вычленение индивидуально-личностного аспекта учения, а не обучения. Образовательной среда станет в том случае, когда появится личность, которая имеет интенцию на образование.
Повышение уровня и качества жизни населения, развитие соответствующей социальной инфраструктуры и обеспечение услуг представляются важнейшими приоритетами и центральной задачей органов власти. Основным фактором реструктуризации и формирования инновационного потенциала, обеспечения его динамичного и устойчивого развития является современный интеллектуальный капитал.
Деятельность государственных органов власти Республики Калмыкии согласно стратегическим целям на период до 2020 г. должна быть сконцентрирована на реализации приоритетов социально-экономического развития в области системы образования и науки
Система образования, функционирующая в конкретном регионе, является одним из важнейших научно-технических элементов. На основе сочетания общегосударственных, национальных, местных и индивидуальных интересов система образования должна ориентироваться на реальные условия и специфические требования региона. Необходима выработка качественно новых подходов и средств для решения программных задач в области реализации государственной политики в сфере образования и науки на региональном уровне. В регионе должна быть реализована новая парадигма образования «образование для всех и в течение всей жизни». Основой социального и профессионального успеха личности становится способность к непрерывному развитию, к постоянному обучению и переобучению, готовность к смене типа занятости.
Образование выступает системообразующим приоритетом реализации государственной политики развития Республики Калмыкии. Содержание образовательной деятельности и управление образованием должны быть перестроены на основе стратегического партнерства власти, общества и бизнеса. Профессиональные ресурсы отрасли должны быть в большей степени сосредоточены на задачах, решение которых ведет к достижению стратегических целей Республики Калмыкии.
Предпосылками в этом выступают:
- высокая социальная ответственность отрасли;
- достаточное состояние кадрового потенциала в отрасли образования;
- наличие основных фондов для ведения научно-исследовательских разработок;
- наличие интегрирующих структур, начиная с подсистем дополнительного образования до послевузовского уровня.
При этом к основным проектным мероприятиям можно отнести следующие:
- создание и совершенствование механизмов ответственности в сфере образования, усиление значимости всех субъектов научной и образовательной деятельности и их взаимодействия;
- комплексную интеграцию науки, бизнеса и образования, соответствующих учреждений и организаций (см. рисунок) [4];
- усиление инициативности всех общественных партнеров (органов образования и науки, работодателей, других заинтересованных структур), создание эффективной системы содействия трудоустройству выпускников;
- подготовку и перепрофилирование кадров в целях удовлетворения потребностей базовых сфер, а перспективе - кластеров экономики Республики Калмыкии.
К ожидаемым результатам этой работы можно отнести:
- формирование институтов постоянной образовательной экспертизы, результаты которой должны стать основой для деятельности органов управления образованием, администраций и попечительских советов образовательных учреждений;
- ориентацию системы общего образования на конкретные интересы семей, местных сообществ, предприятий [9];
- построение оптимальной системы профессионального образования, университетских комплексов и учебных округов, корпоративных ассоциаций, объединяющих учреждения профессионального образования всех уровней, научные и научно-производственные учреждения;
- партнерский диалог научного сообщества и государственных органов власти в целях обоснования новых конкретных форм реализации универсальных знаний в практике образования, ориентированного на достижение стратегических целей Республики Калмыкии;
- переход переподготовки кадров к целенаправленной организации повышения квалификации педагогических и управленческих кадров.
Послевузовский уровень
Дополнительные квалификации А
Дополнительные квалификации
штельны
Повышение квалификации
Повышение квалификации
Начальная профессионаьная подготовка
Дополн специальности
Повышение квалификации
Повышение квалификации
Подготовка к поступлению в вуз
Дополнительное образование
Источник: Стратегия социально-экономического развития Республики Калмыкия на период до 2020 года, утвержденная постановлением Правительства Республики Калмыкия от 30.12.2008 № 465.
Модель непрерывного профессионального образования
Эффективное развитие государства отчасти подразумевает управление инновационным потенциалом страны, под которым понимаются функции инновационных систем, направленных на упорядочение, сохранение и повышение их целостности. Применительно к инновационному потенциалу управление направлено на его максимальное использование и инновации предстают как средство экономического развития [13].
Под управлением инновационным потенциалом понимается процесс подготовки, принятия и реализации решений по формированию и максимальному использованию совокупного инновационного потенциала в целях устойчивого социально-экономического развития.
В настоящее время конкурентоспособность национальных экономик определяется формированием инновационной системы, которую можно представить как современную институциональную модель воспроизводства знаний, внедрения научно-технических результатов в производство, развития инфраструктуры инновационной системы, подготовки кадров по организации и управлению в сфере инновационной деятельности [7].
Инновационная система призвана стать одним из эффективных инструментов динамичного развития национальной экономики путем обеспечения раци-
онального сочетания и эффективного использования высокого научно-технического, интеллектуального и промышленного потенциалов и уникальных природных ресурсов страны; формирования научно-технической базы, организационно-экономических механизмов и стимулов, направленных на развитие инновационного предпринимательства, включая малые и средние предприятия, работающие в области коммерциализации знаний и технологий [12, 18].
В создании инновационных регионов участвуют три института: академический, корпоративный и государственный. Их совместная инновационная политика направлена на генерирование предпринимательства и бизнеса. В настоящее время принцип «тройной спирали» - совместной предпринимательской деятельности бизнеса, государства и университетов -используется как базовый для создания новых территорий инновационного развития. При этом центральная роль в этой «связке» отводится университету.
Традиционно власть и бизнес рассматривались двигателями промышленной политики, однако в современном мире, когда передовые знания стали существенно быстрее реализовываться на практике, на передний план выходят университеты. Если раньше путь от открытий до технологических прорывов занимал целые поколения, то сейчас этот цикл проходит в сроки, позволяющие изобретателям участвовать как
в исследовательском процессе, так и на этапе внедрения инноваций. Это явление - главный аргумент для более глубокого вовлечения институтов, генерирующих знания, в инновационный процесс.
Таким образом, центральная роль в развитии региона отводится университету. Это профессиональное образование, переподготовка и повышение квалификации, научная деятельность, культурное, нравственное развитие [10]. При этом на современном этапе региональные вузы находятся в ситуации, когда они не только должны предоставлять качественное образование, проводить научные исследования, но и привлекать ресурсы для осуществления основной деятельности. Модернизация высшего образования в Российской Федерации создает условия, при которых региональным вузам, не ставшим ни федеральными, ни национально-исследовательскими, необходимо будет инновационно развиваться, перестав быть вузом только для студентов. Региональный вуз должен измениться, более активно работать с местным сообществом, привлекать ресурсы для реализации своей миссии.
Следовательно, становится актуальным вопрос о важной роли университета как главной движущей силы инновационного развития экономики. При этом активизация взаимодействия науки, органов власти и бизнеса будет способствовать реализации общественно значимых проектов и программ в различных отраслях народного хозяйства. В связи с этим одной из важных идей, касающихся преобразования современного университета, направленного на обеспечение лучшего соответствия результатов его деятельности требованиям времени, стала концепция предпринимательского университета.
Калмыцкий государственный университет - это исследовательски ориентированный вуз, выполняющий фундаментальные и прикладные исследования на основе интеграции образовательной и научной деятельности по перспективным направлениям. Он играет ключевую роль в социально-экономическом развитии региона, в формировании инновационной экономики и информационного общества, в обеспечении подготовки кадров высокого профессионального уровня и осуществляет свою деятельность, сохраняя и развивая университетские традиции и научные школы.
Университет в своей научно-исследовательской деятельности ориентирован на развитие естественных, технических, социально-гуманитарных и экономических наук с учетом приоритетного решения проблем
региона, поэтому занимает лидирующие позиции по большинству показателей кадрового, интеллектуального потенциала и научно-исследовательской работы.
В современных условиях назревает смена парадигмы развития в направлении перехода к новой инновационной экономике, основанной на знаниях, где университет имеет значительно большие возможности для своего участия и влияния на развитие экономики региона [17]. Необходимо внедрять стратегические инновации в деятельность университета, так как реализуемая индустриально-кластерная модель развития страны не способна обеспечить высокий и стабильный уровень качественного развития ее экономики и социальной жизни.
Особенно важна роль регионального университета в формировании общероссийской идентичности, диалога культур и религий, предотвращении конфликтов, обеспечении безопасности, мира и согласия. Так, Калмыцкий государственный университет является одним из организаторов и активных членов международной Ассоциации университетов Прикаспийских государств, объединяющей 36 университетов и НИИ Российской Федерации, ближнего и дальнего зарубежья.
Университет должен стать центром стратегических инноваций и трансфера культурных традиций, расширяя пространство своего интеллектуально-инновационного присутствия в регионе и мире.
По мнению авторов, создание в регионе нового научно-образовательного, социокультурного, духовного пространства, направленного на поддержку и развитие креативной среды, интеллектуального творчества, инновационной активности, новейших технологий, является важной задачей.
Таким образом, миссия Калмыцкого государственного университета предполагает:
- удовлетворение образовательных потребностей региона и потребностей каждого гражданина;
- сохранение и преумножение духовных ценностей человечества посредством развития культурного многообразия и самобытности;
- дальнейшее развитие идей толерантности и взаимодействия культур в регионе;
- проведение научных исследований и внедрение инновационных проектов, направленных на развитие региона и страны;
- формирование идеологии российской государственности.
При этом можно выделить следующие ключевые компоненты:
- инновационный, являющийся центром развития инновационности в области управления и научных разработок;
- образовательный, призванный сохранять и развивать классическое образование в регионе, быть системообразующим центром образования в регионе;
- научный, направленный на сохранение и преумножение потенциала российской науки по ведущим направлениям на основе лучших отечественных традиций и мирового опыта с учетом запросов региона;
- предпринимательский, способствующий развитию социально ориентированной предпринимательской активности, улучшению взаимодействия с бизнесом и промышленными кругами, привлекая их к социальным программам университета, одновременно сохраняя академическую базу и традиции классического образования.
В соответствии с миссией университета выделяются следующие приоритетные направления:
- внедрение системы государственно-частного партнерства, усиление механизмов развития социально ответственного бизнеса, формирование механизмов финансирования, разработки и внедрения перспективных инновационных проектов в регионах;
- развитие инновационной инфраструктуры на основе широкого использования накопленной интеллектуальной собственности, трансфера технологий, а также университетов как многофункциональных научно-образовательных центров;
- применение аутсорсинга в сфере высоких технологий в целях оптимизации их использования, развитие высокотехнологичных центров коллективного пользования для предприятий аграрного сектора экономики региона.
Развитие инновационной деятельности в Республике Калмыкии должно осуществляться в целях формирования региональной инновационной инфраструктуры, создания территории инновационного развития при поддержке властей федерального, регионального и местного уровней, бизнес-структур и общественности.
Поэтому устойчивое экономическое развитие региона возможно только в случае трансфера инновационных технологий университета в экономику региона [14]. При этом предпринимательский стиль управления позволит вузу эффективно развиваться, быть устойчивым, давать качественное образование и получать доход от реализованных инновационных
проектов, базирующихся на научных исследованиях. Калмыцкий государственный университет может не только активно участвовать в региональном развитии, но и значительно расширить сферу воздействия на устойчивое экономическое развитие региона.
Таким образом, основной задачей современного вуза является создание и поддержание предпринимательской среды на территории своего присутствия, за счет широкого использования в своей деятельности инновационных образовательных программ и результатов прикладных исследований. При наличии активной институциональной поддержки и эффективных систем стимулирования университет сможет предоставить площади и необходимую среду для поддержки своих предпринимателей, с тем чтобы они проводили исследования с продукцией и услугами, которые повышают качество жизни всех людей.
Список литературы
1. Абалкин Л.И. Новый тип экономического мышления. М.: Экономика, 1987. 189 с.
2. Аганбегян А.Г. Научно-технический прогресс и ускорение социально-экономического развития. М.: Экономика, 1985. 165 с.
3. Атоян В.Р., Жиц Г.И. Инновационный комплекс региона: проблемы становления и развития. Саратов: СГТУ, 2003. 195 с.
4. Боджаева В.В., Мантаева Э.И., Манджиев А.В. Формирование инновационной системы как стратегического вектора развития региона // Управление экономическими системами: электронный научный журнал, 2013. N° 11. URL: http://uecs.ru/regionalnaya-ekonomika/item/2596-2013-12-06-05-31-05.
5. Глазьев С.Ю. Эволюция технико-экономических систем: возможности и границы централизованного регулирования. М.: Наука, 1992. 207 с.
6. Друкер П.Ф. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения. М.: Фаир-Пресс, 1998. 288с.
7. Иванова Н.И. Национальные инновационные системы. М.: Наука, 2002. 244 с.
8. Карачаровский В.В. Высокотехнологичное развитие от СССР до современной России: проблемы, достижения, возможности // От СССР к РФ: 20 лет - итоги и уроки: материалы Всероссийской научной конференции. М.: Научный эксперт, 2012. С.123-132.
9. Леонтьев Л.И. О формах и методах стимулирования инновационной деятельности. М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2001. 396 с.
10. Лукьянчикова Т.Л. Экономика, основанная на знаниях: формирование и оценка уровня развития // Креативная экономика. 2011. № 8. С. 104-108.
11. Менсфилд Э. Экономика научно-технического прогресса. М.: Прогресс, 1970. 324 с.
12. Никитская Е.Ф. Роль вузов в системной интеграции инновационного развития России // Фундаментальные исследования. 2014. № 9-12. С. 2 745-2 750.
13. Право интеллектуальной собственности. М.: Проспект, 2010. 960 с.
14. Санто Б. Инновация как средство экономического развития. М.: Прогресс, 1990. 165 с.
15. Стратегия и проблемы устойчивого развития России в XXI веке. М.: Экономика, 2002. 414 с.
16. Стратегия модернизации экономики России:
теория, политика, практика реализации. М.: Современная экономика и право, 2011. 364 с.
17. Серегина С.Ф. Развитие образования. Проблемы и перспективы // Новые известия. 2009. № 5. С. 32-33.
18. Федосова А.П. Ценностная ориентация образования. Современные образовательные технологии и их использование в системе гуманитарной подготовки инженеров: материалы II Всероссийской научно-методической конференции. М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2010. С. 456-459.
19. Фоломьев А.Н. Инновационный тип развития экономики России. М.: РАГС, 2005. 584 с.
20. Щербачева Л.В. Актуальные проблемы патентного права в России. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. 127 с.
Regional economics: theory and practice Innovation potential
ISSN 2311-8733 (Online) ISSN 2073-1477 (Print)
STRATEGIC DEVELOPMENT OF HEI AS A GROWTH FACTOR OF INNOVATION POTENTIAL OF REGIONAL ECONOMY
Victoriya V. BODZHAEVA, Inna V. SLOBODCHIKOVA
Abstract
Importance The article analyzes the innovation activity as a main factor of economic growth and enhancing of its competitiveness. We pay particular attention to solving the issues of economic transition of the Republic of Kalmykia to an innovative path of the development and formation of a knowledge-based economy. The subject of the research encompasses the mechanism for integration of education and science in the innovation area of regions.
Objectives The article aims at identifying the features of the executive authorities' interaction and the institutions of science and education to build the innovative potential of region. We underline that the notion of the educational system space is much broader than the educational complex concept, since it includes the mass media and institutions, which focus on people active involvement in solving of the public education system issues. Methods The knowledge-based economy serves as a tool to enhance the current level of socio-economic development. The science and its derivative education is one of the few State institutions that unite the whole society. The content of the educational activities and education management should be rebuilt on the basis
of a strategic partnership between the government, business and society. We emphasize that education acts as a systematically important priority of the Republic of Kalmykia's State policy development implementation. We present the measures and calculate the expected results from the establishment and operation of the above-mentioned mechanism.
Results We emphasize that the university should play the central role in the development of region. At the present stage, the regional institutions of higher education should not only provide a quality education, conduct research, but also to raise funds for their core activities. Conclusions and Relevance The findings can be used by the regional authorities to improve the regional economic policy in the area of shaping of the innovation potential of a region.
Keywords: innovation, potential, intellectual capital, socio-economic development, intellectualization, regional economy
References
1. Abalkin L.I. Novyi tip ekonomicheskogo mysh-leniya [A new type of economic thinking]. Moscow, Ekonomika Publ., 1987, 189 p.
2. Aganbegyan A.G. Nauchno-tekhnicheskii progress i uskorenie sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya [Scientific and technical progress and acceleration of socio-economic development]. Moscow, Ekonomika Publ., 1985, 165 p.
3. Atoyan V.R., Zhits G.I. Innovatsionnyi kompleks regiona: problemy stanovleniya i razvitiya [An innovation complex of region: problems of formation and development]. Saratov, SSTU Publ., 2003, 195 p.
4. Bodzhaeva V.V, Mantaeva E. I., Mandzhiev A.V. [Formation of the innovation system as a strategic vector of development of a region]. Upravlenie ekonom-icheskimi sistemami, 2013, no. 11. (In Russ.) Available at: http://uecs.ru/regionalnaya-ekonomika/item/2596-2013-12-06-05-31-05.
5. Glaz'ev S.Yu. Evolyutsiya tekhniko-ekonom-icheskikh sistem: vozmozhnosti i granitsy tsentralizovan-nogo regulirovaniya [Evolution of techno-economic systems: possibilities and limits of centralized regulation]. Moscow, Nauka Publ., 1992, 207 p.
6. Drucker P.F. Effektivnoe upravlenie. Ekonom-icheskie zadachi i optimal 'nye resheniya [Management, Tasks, Responsibilities, Practices]. Moscow, Fair-Press Publ., 1998, 288 p.
7. Ivanova N. I. Natsional'nye innovatsionnye sis-temy [National innovation systems]. Moscow, Nauka Publ., 2002, 244 p.
8. Karacharovskii V.V. [Hi-tech development from the USSR to modern Russia: problems, achievements, opportunities]. Ot SSSR k RF: 20 let - itogi i uroki: materialy Vserossiiskoi nauchnoi konferentsii [Proc. Sci. Conf. "From the USSR to the Russian Federation: twenty years: results and lessons"]. Moscow, Nauchnyi ekspert Publ., 2012, pp. 123-132.
9. Leont'ev L.I. O formakh i metodakh stimulirov-aniya innovatsionnoi deyatel'nosti [On the forms and methods of an innovation activity stimulation]. Moscow, ISPR of RAS Publ., 2001, 396 p.
10. Luk'yanchikova T.L. Ekonomika, osnovannaya na znaniyakh: formirovanie i otsenka urovnya razvitiya [Knowledge-based economy: formation and assessment of development level]. Kreativnaya ekonomika = Creative economics, 2011, no. 8, pp. 104-108.
11. Mansfield E. Ekonomika nauchno-tekhnichesko-go progressa [Economics of scientific and technical progress]. Moscow, Progress Publ., 1970, 324 p.
12. Nikitskaya E.F. Rol' vuzov v sistemnoi integratsii innovatsionnogo razvitiya Rossii [The role of universities in the system integration of innovative development of Russia]. Fundamental 'nye issledovaniya = Fundamental research, 2014, no. 9-12, pp. 2 745-2 750.
13. Pravo intellektual'noi sobstvennosti [Intellectual property law]. Moscow, Prospect Publ., 2010, 960 p.
14. Santo B. Innovatsiya kak sredstvo ekonom-icheskogo razvitiya [Innovation as a Means of Economic Development]. Moscow, Progress Publ., 1990, 165 p.
15. Strategiya i problemy ustoichivogo razvitiya Rossii v XXI veke [Strategy and issues of the Russian sustainable development in the 21st century]. Moscow, Ekonomika Publ., 2002, 414 p.
16. Strategiya modernizatsii ekonomiki Rossii: teoriya, politika, praktika realizatsii [The strategy of modernization of Russian economy: theory, policy, implementation]. Moscow, Sovremennaya ekonomika i pravo Publ., 2011, 364 p.
17. Seregina S.F. Razvitie obrazovaniya. Problemy i perspektivy [Development of education. Problems and prospects]. Novye izvestiya, 2009, no. 5, pp. 32-33.
18. Fedosova A.P. [The value orientation of education]. Sovremennye obrazovatel'nye tekhnologii i ikh ispol'zovanie v sisteme gumanitarnoipodgotovki inzhenerov [Proc. 2nd All-Russia Sci. Conf. "Modern educational technologies and their use in the system of humanitarian training of engineers"]. Moscow, Bauman MSTU Publ., 2010, pp. 456-459.
19. Folom'ev A.N. Innovatsionnyi tip razvitiya ekonomiki Rossii [Innovation type of the Russian economy development]. Moscow, RANEPA Publ., 2005,584 p.
20. Shcherbacheva L.V. Aktual'nye problemy patentnogo prava v Rossii [The topical issues of the Russian patent law]. Moscow, YUNITI-DANA Publ., 2011, 127 p.
Victoriya V. BODZHAEVA
Kalmyk State University, Elista, Republic of Kalmykia, Russian Federation [email protected]
Inna V. SLOBODCHIKOVA
Kalmyk State University, Elista, Republic of Kalmykia, Russian Federation [email protected]
Acknowledgments
The article was supported by the Russian Humanitarian Scientific Foundation (project No. 14-32-01260).