УДК 005.342:330.012.2
Вестник СибГАУ Том 17, № 1. С. 252-259
КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕНОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ
Е. Б. Химин1 , Г. П. Беляков2
1 Сибирский федеральный университет, Институт экономики, управления и природопользования
Российская Федерация, 660041, г. Красноярск, просп. Свободный, 79 2Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
Рыночные преобразования и интеграция экономики в состав мирового хозяйства обозначили необходимость перехода к интенсивному типу экономического развития. Императив интенсификации специфическим образом реализуется в кризисных условиях. Глубина рецессии, масштабы оттока капитала и состояние приоритетных факторов хозяйственного процесса, проявившиеся в современной кризисной экономической ситуации, дополнительно актуализируют необходимость интенсификации развития системы подготовки и переподготовки кадров для предприятий ОПК, в том числе и на региональном уровне.
В период реформирования российского общества по вопросам разграничения полномочий между федеральным центром и регионами особую значимость приобрели проблемы управления развитием территориальных форм жизнедеятельности, путей формирования и функционирования региональных социально-экономических комплексов.
Исследование проблем управления развитием системы подготовки и переподготовки кадров для предприятий ОПК региона на основе программного подхода показало, что возрастание роли и значимости региональной образовательной системы приводит к необходимости определения новых научных подходов, принципов формирования и реализации программ развития, совершенствования механизма реализации, разработки инструментов и мероприятий, что позволит региональным органам управления системой подготовки кадров совместно с Министерством образования и науки РФ осуществить переход данной системы в новое качество -к образовательному федерализму, органически сочетающему в себе два процесса: регионализацию и интеграцию системы профессионального образования.
Предложенная концепция управления развитием региональной системы подготовки и переподготовки кадров для предприятий ОПК предполагает совершенствование существующей системы управления развитием профессиональной подготовки кадров для предприятий ОПК на региональном уровне на основе программно-проектного подхода как одного из основных механизмов реализации государственной инновационной политики и элементов инновационной инфраструктуры, направленных на развитие инновационной деятельности и формирование целостной инновационной системы профессионального образования с учетом приоритетов государственного инновационного развития на региональном уровне. Обоснована модель инновационного развития системы подготовки и переподготовки кадров для предприятий ОПК на региональном уровне с использованием программно-проектного подхода. Показана возможность через региональное планирование и программно-проектные формы его реализации обеспечивать наиболее эффективные формы интеграции власти, общественного мнения, образования, науки и бизнеса в инновационном обновлении ОПК Российской Федерации.
Ключевые слова: региональное управление, система подготовки и переподготовки кадров для предприятий ОПК, планирование, инновации, инновационное обновление, программно-проектный подход, менеджмент, результативно-ориентированный менеджмент.
Vestnik SibGAU Vol. 17, No. 1, P. 252-259
THE CONCEPT OF MANAGEMENT DEVELOPMENT OF REGIONAL SYSTEM OF PERSONNEL TRAINING FOR THE MILITARY-INDUSTRIAL COMPLEX OF RUSSIA
E. B. Himin1*, G. P. Belyakov2
1Siberian Federal University, Institute of Economies, Management and Environmental 79, Svobodny Av., Krasnoyarsk, 660041, Russian Federation 2Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]
Market transformation and integration of the economy into the world economy underlined the need to transition to intensive type of economic development. Imperative intensification is specifically implemented during the crisis. The depth of the recession, the outflow of capital and the state of the priority scale factors of the economic process, manifested in the modern crisis of the economic situation, actualize the need to intensify the development of the system of training and retraining ofpersonnel for the defense industry enterprises, which includes the regional level.
During the period of reforming of the Russian society on the division ofpowers between the federal center and the regions governance issues development of territorial forms of life, ways offormation and functioning of the regional socio-economic systems have acquired a special significance.
Study of the problems of management development ofpreparation and retraining system ofpersonnel for the defense enterprises of the region on the basis of a program approach showed that the growing role and importance of the regional educational system lead to the need to identify new scientific approaches, principles of formation and implementation of development programs, to improve the implementation of the mechanism, the development of tools and measures that will allow regional bodies to manage the training system together with the Ministry of education and science of the Russian Federation to make the transition of the system to a new quality - to the educational federalism organically combine the two processes of regionalization and integration of the vocational education system.
The proposed concept of management of development of regional system of training and retraining ofpersonnel for the defense industry enterprises involves improving the existing management development ofprofessional training for defense companies at the regional level on the basis of program-project approach as one of the main mechanisms for implementation of the state innovation policy and elements of an innovative infrastructure designed to the development of innovation and the formation of a complete innovative vocational education system based on the state of innovation development priorities at the regional level. The model of innovative development of the training and retraining system of personnel for the defense industry enterprises at the regional level, using software-project approach has been proved. The possibility through regional planning and design software and form of its implementation to ensure the most effective forms ofpower integration, public opinion, education, science and business in the innovative update OPK of the Russian Federation are shown.
Keywords: regional management, system of training and retraining of personnel for the defense industry enterprises, planning, innovation, innovative upgrade program-project approach, management, effectively-based management.
Введение. Наряду с действием в 2015-2018 гг. негативных факторов, обусловленных падением цен на нефть и ограничениями в импорте товаров и технологий, в среднесрочной перспективе начинают проявляться факторы, оказывающие компенсирующее и стимулирующие воздействие на экономический рост. Это, прежде всего, адаптация российской экономики к ограничениям импорта товаров, снижение издержек, высвобождение неэффективного капитала, повышение конкурентоспособности отечественной продукции вследствие существенной девальвации рубля [1].
Прогноз социально-экономического развития на 2016-2018 гг. характеризует развитие российской экономики в условиях сохраняющейся геополитической нестабильности, продолжения применения на протяжении всего прогнозного периода к России экономических санкций со стороны ЕС и США и ответных контрсанкций. Ограничение доступа на мировые рынки капитала для российских компаний и достаточно высокий уровень чистого оттока капитала частного сектора, связанный с погашением внешнего долга, оказывают негативное влияние на восстановление инвестиционной активности. При этом со стороны производства ВВП ожидается ряд структурных изменений.
В прогнозный период увеличится доля промышленного производства в структуре ВВП с 25,1 % в 2014 г. до 27 % в 2018 г. Обрабатывающие производства увеличат свою долю в ВВП с 13,4 % в 2014 г. до 14,7-14,8 % в 2017-2018 гг. в связи с начавшимся процессом импортозамещения в промышленности и ростом отраслей инвестиционного спроса [1].
Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации (ОПК) является основой стратегической безопасности страны, относится к числу ключевых факторов высокотехнологичного развития экономики России [1; 2]. Сегодня доля наукоемкой высокотехнологичной продукции, по ряду отраслей (авиация, космос, оптика, радиоэлектроника) выпускаемой предприятиями ОПК, приближается к 90100 % [3].
Происходящие процессы в современном мире диктуют оборонно-промышленному комплексу России новые профессиональные вызовы, которые ставят новые задачи ОПК:
- техническое и технологическое перевооружение;
- комплексное увеличение эффективности;
- создание перспективных образцов вооружения;
- внедрение новых технологических процессов [4].
Решение перечисленных задач, даже при условии
реализации программы модернизации самих производств, регулярного выделения масштабных денежных средств на НИОКР, а также на закупки в рамках госзаказа нового вооружения, недостижимо без восполнения и развития важнейшего ресурса - человеческого, без выработки отвечающей современным требованиям системы подготовки и переподготовки кадров.
В настоящее время можно констатировать наличие критической ситуации, сложившейся на рынке труда в данной сфере. Она вызвана негативными характеристиками, присущими трем основным участникам данного процесса: потенциальным работникам, предприятиям и организациям ОПК, а также образовательным учреждениям, готовящим кадры для ОПК.
За последние годы государство приложило немалые усилия для развития кадрового потенциала предприятий и организаций ОПК. Так, на сегодняшний день на основании постановления Правительства Российской Федерации от 5 марта 2015 г. № 192 «О государственном плане подготовки кадров со средним профессиональным и высшим образованием для организаций оборонно-промышленного комплекса на 2016-2020 годы» и Порядком реализации государственного плана подготовки кадров со средним профессиональным и высшим образованием для организаций оборонно-промышленного комплекса на 20162020 гг., утвержденным приказом Минобрнауки России, Минпромторга России, Госкорпорации «Роскосмос» и Госкорпорации «Росатом» от 27 октября 2015 г. № 1217/3379/3/1/1018-П, правительство РФ утвердило план подготовки кадров для обеспечения оборонно-промышленного комплекса на 2016-2020 гг. Согласно данному плану, до 2020 г. необходимо подготовить 95 505 человек (14 770 специалистов со средним профессиональным образованием и 80 735 специалистов с высшим образованием) [5; 6].
Проблема кадрового обеспечения ОПК имеет системный характер и может быть решена исключительно путем принятия комплексных стратегических мер при согласованных действиях всех участников процесса, в том числе и на региональном уровне.
Потребность кадрового обеспечения ОПК (в свете кризисных и посткризисных проблем экономики России) в первую очередь предопределяет необходимость совершенствования механизма управления развитием системы профессиональной подготовки кадров для ОПК на региональном уровне, что должно обеспечить эффективное функционирование ОПК как высокотехнологичного многопрофильного сектора экономики страны, способного удовлетворить потребности Вооруженных Сил и других войск в современном вооружении и обеспечить стратегическое присутствие Российской Федерации на мировых рынках высокотехнологичных продукции и услуг.
Проблемы управления развитием региональной системы профессиональной подготовки на основе программного подхода. Модернизация системы подготовки и переподготовки кадров на региональном уровне на основе анализа и прогноза потребности предприятий ОПК в соответствующих категориях работников и корректировки структуры профессионального обучения с учетом перспектив развития должна обеспечить сбалансированность профессионально-квалификационной структуры спроса и предложения рабочей силы предприятий ОПК [7].
Исследование проблем управления развитием региональной системы профессиональной подготовки на основе программного подхода показало, что возрастание роли и значимости профессионального образования для предприятий ОПК приводит к необходимости определения новых принципов формирования и реализации программ развития данных систем, совершенствования механизма реализации программ, разработки мероприятий, направленных на повышение эффективности образовательных комплексов субъектов РФ, реализующих направления подготовки
и специальности (бакалавриат, среднее профессиональное образование), по которым осуществляется подготовка кадров для обеспечения ОПК региона [8].
Теоретический анализ и практический опыт в области управления развитием региональной системы профессионального образования позволяет оценить применяемые в нашей стране научные подходы и управленческие методы программного управления развитием сферы профессионального образования на уровне региона и выработать рекомендации по их совершенствованию.
Проведенный анализ содержания конкретных целевых программ развития региональных систем профессионального образования 32 регионов России выявил ряд недостатков, характерных для текущей практики разработки и реализации целевых программ в сфере профессионального образования: недостаточная обоснованность связи программной проблемы с инновационными национальными и отраслевыми приоритетами; отсутствие анализа рисков, связанных с программно-целевым методом решения проблемы; достаточно формальный несистемный подход к выработке целевых индикаторов; несовершенство применяемых при разработке целевых программ методов планирования времени; слабая реализация принципа диверсификации финансирования программной деятельности и др.
Изучение опыта разработки и внедрения программ развития системы подготовки кадров в субъектах РФ дает основание заключить, что в современной экономической и социокультурной ситуации возникает необходимость внести изменения и дополнения в действующую федеральную модель управления развитием региональных учреждений профессионального образования, сформированную на основе программно-целевого подхода, что позволит осуществить переход данной системы в новое качество - к образовательному федерализму, органически сочетающему в себе два процесса: регионализацию и интеграцию системы профессионального образования [6; 8].
Программный подход должен удовлетворять следующим требованиям:
- обоснованность программы, ее целевых установок, механизмов реализации, конечных результатов;
- комплексность, т. е. целостное отражение единого образовательного пространства в сфере профессиональной подготовки региона с разнообразием типов, видов, учреждений профессионального образования, ступеней и уровней образования, интеграцией разноуровневых однопрофильных и многопрофильных образовательных учреждений профессиональной подготовки;
- взаимосвязь с другими программами развития различных сфер деятельности региона (производственной, социальной и др.);
- эксплицитность - ясность, четкость ее принципов, основных направлений, целей и задач, адекватное отражение в них реальных процессов и тенденций развития региональных систем профессионального образования;
- логическая последовательность структуры и основных ее компонентов;
- организационно-экономическое обеспечение и научно-методическое сопровождение программ, обоснование механизмов реализации.
Программно-проектный подхода как один из основных механизмов реализации государственной политики кадрового обеспечения предприятий ОПК на региональном уровне. На основе проведенного исследования предложена концепция управления развитием образовательного комплекса субъекта РФ, реализующего направления подготовки и специальности (бакалавриат, среднее профессиональное образование), по которым осуществляется подготовка кадров для обеспечения ОПК региона, основанная на программно-проектном подходе, который синтезирует программно-целевой и проектный подходы.
В чем сущность и особенности программно-проектного подхода к инновационному управлению развитием системы подготовки и переподготовки кадров для предприятий ОПК на региональном уровне?
Поскольку базовыми понятиями для данного подхода являются понятия «программа» и «проект», начнем с раскрытия их сущности и сопоставления.
Программно-целевой подход в данном аспекте представляет собой систему, состоящую из двух или более программ, требующих тесной взаимоувязки и координации, ориентированных на достаточно долгосрочный период. Поэтому программа характеризуется пакетом, набором или матрицей программ. Она выступает как часть структуры региональной целевой программы развития региона и формируется на основе структуры Федеральной целевой программы развития образования в РФ, Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 (ред. от 30.12.2015 г.) «Об образовании в Российской Федерации» [9], и целевых программ развития в других сферах экономики. В ней определяются основные направления, механизм реализации национально-регионального компонента, учитывающий национальные, региональные социально-экономические, экологические, культурные, демографические и другие особенности; отражаются вопросы, отнесенные к ведению субъектов РФ, органов местного самоуправления, региональных отраслевых ведомств [9; 10].
Проектный подход, в свою очередь, рассматривается как комплекс, состоящий из взаимосвязанных задач (работ) с четко определенными целями, расписанием (графиком работ), бюджетом, рассчитанный, как правило, на среднесрочный период (обычно менее 3 лет). В данном случае проект рассматривается как «пакет проектов» или «матрица проектов» [11].
Проектный подход как вторая часть структуры региональной программы развития системы профессионального образования представляет собой также систему, состоящую из двух или более приоритетных (инновационных) проектов, направленных на решение проблем стратегического характера, а именно, эффективного функционирования ОПК как высокотехнологичного многопрофильного сектора экономики страны.
Проект, в свою очередь, - это комплекс, состоящий из взаимосвязанных задач (работ), с четко определенными целями, расписанием (графиком работ), бюджетом, рассчитанный, как правило, на среднесрочный
период (обычно менее 3 лет). Следовательно, проект можно рассматривать как «пакет работ» или «матрицу задач» [11]. Работа (задача) в терминологии проектного менеджмента - это краткосрочная деятельность, необходимая для достижения конкретного результата. Момент окончания работы означает факт получения этого результата. Работа является базовым понятием и предоставляет основу для организации данных в системах управления проектами [11].
Другими словами, проект - это процесс создания определенных результатов. Проект можно рассматривать как целостный процесс, необходимый для создания нового продукта (товара или услуги), новой технологии или иных заранее определенных результатов.
При использовании классического программно-целевого подхода программа разрабатывается по схеме «цели - задачи - мероприятия по решению». Проектный подход также ориентирован на данную схему, но с включением формально противоположенного пути «проблемы - стратегии - социально-экономический результат», реализуемого в нескольких вариантах при использовании сценарного подхода.
Программно-проектный подход позволяет выделить несколько уровней программирования: федеральный и региональный, текущий, среднесрочный и ориентиры долгосрочного (инновационного); отразить управление развитием профессионального образования по образовательным ступеням и уровням; сформировать приоритетные, экономически значимые и инновационные направления регионального развития предприятий ОПК и т. д. При этом принцип структуризации программы развития по направлениям с соответствующим проектным обеспечением является основным. В результате чего возникает задача формирования необходимого пакета проектов по каждому направлению развития ОПК из имеющихся или предлагаемых инвестиционно-инновационных проектов. При формировании проектов анализируется состояние на момент исследования, формулируются проблемы, разрабатывается стратегия, проектируются мероприятия и ожидаемые результаты. Кроме того, проекты могут включать механизмы осуществления деятельности, план мероприятий, сроки, исполнителей, источники финансирования.
Основными концептуальными положениями инновационного управления развитием системы подготовки и переподготовки кадров для предприятий ОПК на региональном уровне на основе программно-проектного подхода являются:
- комплексное развитие системы в интересах всего общества, государства, региона и конкретного предприятия ОПК;
- определение стратегии приоритетного развития системы профессионального образования как важного фактора экономического и социокультурного развития регионального социума;
- многоуровневость цели, необходимость ее декомпозиции на задачи и отдельные проекты, раскрытие их логических и объемных соотношений [12].
Достоинством данного подхода при формировании региональных программ развития будет являться то,
что матрица проектов формируется на основе анализа и оценки результатов, полученных в ходе реализации целевых программ за предыдущий период, а также в контексте инновационных программных задач путем согласования проектных предложений, основанных на предложениях ОПК региона; предложений, обоснованных системным видением и основными инновационными задачами, стоящими перед программой, которые разрабатываются преимущественно представителями региональных государственных органов управления в сфере образования.
Здесь следует отметить, что в профессиональном образовании, как и в других отраслях и сферах деятельности, в настоящее время можно выделить три основных метода к осуществлению управленческой деятельности: функциональный, процессный, проектный.
Поскольку проект представляет собой уникальный комплекс действий, не замыкающийся и не привязанный жестко к организационной структуре, имеющий определенные даты начала и окончания, стоимость, расписание и техническое задание, постольку управление проектом существенно отличается от управления функциональным подразделением, в котором постоянно выполняется одна и та же деятельность (или работа в терминологии проектного управления), не имеющая четкой даты начала и окончания. Другими словами, управление проектом существенно отличается от управления функциональным подразделением или бизнесс-процессом, где постоянно выполняется одна и та же работа, не имеющая четкой даты начала и завершения [13].
Но означает ли это, что эти три управленческих метода находятся в соотношении взаимоисключаемо-сти, т. е. что применение одного из них исключает возможность одновременного использования других? Нет, управленческие инструменты и механизмы, присущие каждому из перечисленных методов, могут одновременно эффективно применяться в управленческих системах различного типа и уровня (организации, отрасли, регионе и т. д.). Другими словами, они находятся в отношении взаимодополняемости, т. е. применение функционального метода не исключает, а напротив, может быть обогащено разработкой и реализацией проектов в организации, отрасли, регионе. Аналогично, совершенствование деловых процессов (бизнес-процессов), позволяющее системно влиять на качество предоставляемых услуг или производимой продукции, вовсе не исключает осуществление управленческих функций или разработку и реализацию проектов [14].
Вместе с тем необходимо осознавать характер динамической взаимосвязи этих управленческих методов. Можно говорить о достаточно четком характере динамической согласованности функционального и проектного методов. В нормальном бизнес-цикле проекты предшествуют функциональной деятельности, так как проекты нацелены на создание продукта, технологии и т. п., а функциональная деятельность направлена на поддержание и продолжение использования технологии или производство продукции.
Действительно, успешную функциональную деятельность можно представить как постоянный непре-
рывный поток действий, оканчивающийся предсказуемым набором исходных результатов, в то время как проект рассматривается как временный импульс активности, порождающий уникальный единичный результат. Функциональная деятельность, вообще говоря, продолжается и после достижения определенных результатов, а проекты прекращаются, когда результат достигнут.
Что же касается процессного метода к управлению, то он занимает хотя и самостоятельное, но в определенном смысле промежуточное место между функциональным и проектным управлением. Задачей процессного управления является совершенствование бизнес-процессов, т. е. осуществляемых видов деятельности (в том числе и видов деятельности, связанных с выполнением определенных управленческих функций). При этом само совершенствование бизнес-процессов (например, в случае реинжиниринга) осуществляется на проектной основе [15].
Таким образом, применение проектного подхода к системе управления развитием системы подготовки и переподготовки кадров для предприятий ОПК на региональном уровне должно сочетаться и согласовываться с применением функционального и процессного управления. При этом основной областью применения функционального и процессного (в части инкрементального совершенствования) управления является операционный менеджмент, в то время как проектный и процессный (в части реинжиниринга) методы ориентированы преимущественно на решение стратегических задач.
Перспективные проекты программы развития системы подготовки и переподготовки кадров для предприятий ОПК Красноярского края. В сфере профессионального образования региона разнообразие разрабатываемых и реализуемых проектов очень велико. В качестве критериев их классификации можно рассматривать следующие характеристики проекта:
- уровень образования, для которого предназначены результаты проекта;
- размер проекта (могут рассматриваться такие показатели, как объем привлекаемых финансовых средств и других ресурсов, количество вовлеченных специалистов и представителей различных заинтересованных сторон, состав работ и др.);
- сложность проекта, определяемая на основе многообразия целевых установок проекта, количества участвующих в проекте подразделений или организаций, ведомств и т. п. (сложность проекта, как правило, растет экспоненциально с увеличением количества организаций, участвующих в разработке и реализации проекта);
- характер заказчика проекта и степень участия заказчика в проекте;
- уровни проектных рисков.
Исходя из предложенных мероприятий, направленных на инновационное развитие системы подготовки и переподготовки кадров для предприятий ОПК на региональном уровне, авторами исследования предложены перспективные проекты программы развития системы подготовки и переподготовки кадров для предприятий ОПК Красноярского края, позволяющие
в условиях ограниченного бюджетного финансирования системы профессионального образования Красноярского края за счет более эффективного использования ресурсов обеспечить реализацию поставленной цели [11].
Ниже представлен перечень проектов по приоритетным направлениям развития системы профессионального образования Красноярского края, направления проектирования и основные цели проектов [11].
1. Проект «Целевая подготовка кадров для предприятий ОПК Красноярского края». Основная цель проекта - формирование системы целевой подготовки кадров для предприятий ОПК Красноярского края и организация системы повышения квалификации работников, занятых на предприятиях ОПК.
2. Проект «Регионализация и интеграция профессионального образования». Основная цель проекта -прогнозирование и стратегия развития региональных и муниципальных образовательных систем и комплексов; дальнейшая интеграция образовательных учреждений всех уровней; вариативность и преемственность образовательных программ; создание и развитие интегрированных типов учебных заведений профессионального образования.
3. Проект «Сетевое взаимодействие». Основная цель проекта - разработка и внедрение сетевого взаимодействия между учреждениями профессионального образования в целях более эффективного использования своих материально-технических баз в условиях недостаточного бюджетного финансирования; проектирование схем сетевого взаимодействия на основе применения основных принципов логистики.
4. Проект: «Педагогические кадры». Основная цель проекта - создание единой системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере профессионального образования на территории Красноярского края в целях совершенствования содержания и форм повышения квалификации педагогов и мастеров производственного обучения с учетом их интересов и современных требований педагогической теории и практики.
5. Проект «Однопрофильные и многопрофильные учреждения профессионального образования». Основная цель проекта - создание (перепрофилирование) в крупных городах Красноярского края однопрофильных учреждений профессионального образования, создание (перепрофилирование) в городах и поселках городского типа многопрофильных учреждений, исключающих дублирование профессий и специальностей в учреждениях, расположенных на территории данных городов и населенных пунктов, в целях эффективного использования бюджетных средств.
6. Проект «Региональное бюджетное планирование в сфере профессионального образования». Основная цель проекта - формирование новой отраслевой модели бюджетного планирования в сфере профессионального образования на основе нормированного и нормативного подходов с целью оптимизации бюджетных расходов и повышения их эффективности.
Реализация предложенных приоритетных проектов программы развития системы подготовки и переподготовки кадров для предприятий ОПК Краснояр-
ского края позволит изменить существующую структуру воспроизводства трудовых ресурсов в Красноярском крае [11].
Заключение. Определения понятия программы, данные в последних концептуальных документах, рассматривающих проблемы стратегии и политики в области профессионального образования, хорошо согласуются с приведенной общетеоретической трактовкой данного термина. Так, в концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 2765-р., понятие программы раскрывается следующим образом: программа как организационная основа реализации государственной политики в области образования представляет собой комплекс взаимоувязанных по ресурсам и срокам мероприятий, отражающих изменения в структуре, содержании и технологиях образования, системе управления, организационно-правовых формах субъектов образовательной деятельности и финансово-экономических механизмах.
Приведенная общетеоретическая трактовка понятия программы хорошо согласуется и с дефиницией целевой программы, данной в постановлении правительства РФ, где подчеркивается, что «целевые программы являются одним из важнейших средств реализации структурной политики государства, активного воздействия на его социально-экономическое развитие и должны быть сосредоточены на реализации крупномасштабных, наиболее важных для государства инвестиционных научно-технических проектов, направленных на решение системных проблем, входящих в сферу компетенции федеральных органов исполнительной власти».
Таким образом, программно-проектный подход к управлению развитием системы подготовки и переподготовки кадров для предприятий ОПК на региональном уровне позволяет операционализировать стратегию или сделать стратегию операционной, превратить набор стратегических инициатив в систему конкретных действий, мероприятий, а значит, вооружает инструментарием осуществления или выполнения, реализации стратегии управления образовательной системой.
3аметим, что, говоря о программно-проектном, а не просто о проектном подходе к управлению развитием региональной системы подготовки и переподготовки кадров для предприятий ОПК, мы хотим подчеркнуть концентрацию на стратегических проблемах управления. Действительно, управление программами и проектами опирается на единый управленческий инструментарий, имеет общую методологическую основу. Акцент на программности в названии подхода фокусирует внимание на долгосрочности и инновационном характере управления развитием.
Значение и особенности предлагаемого программно-проектного подхода при управлении инновационным развитием региональной системой подготовки и переподготовки кадров для предприятий ОПК как новой формы проектного управления в сфере профессионального образования во многом еще предстоит
осмыслить как в теоретическом, так и в практическом плане. Но уже сегодня не вызывает сомнения то, что появление приоритетных национальных проектов является подтверждением важности и эффективности проектного подхода к решению государственных стратегических и инновационных задач в области подготовки и переподготовки кадров для предприятий ОПК конкретного региона.
На основании этого предлагается осуществлять работы в направлении повышения степени интеграции различных типов программ в области подготовки и переподготовки кадров для предприятий ОПК. Важную роль в управлении инновационным развитием сферой профессионального образования сыграет новый тип разрабатываемой программы развития, такой как государственная региональная программа развития.
Библиографические ссылки
1. Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации до 2020 года : распоряжение Правительства РФ от 08.12.2001 г. № 2227-р [Электронный ресурс]. URL: http://www.docs.cntd.ru/ document/902317973 (дата обращения: 18.02.2016).
2. Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Центрального федерального округа до 2020 года : распоряжение Правительства РФ от 06.09.2011 г. № 1540-р [Электронный ресурс]. URL: http://www.docs.cntd.ru/document/902311321 (дата обращения: 18.02.2016).
3. О государственной поддержке научной, научно-технической и инновационной деятельности на территории Красноярского края : закон Красноярского края от 10.07.2008 г. № 6-2000 [Электронный ресурс]. URL: http://www.docs.cntd.ru/document/985015773 (дата обращения: 18.02.2016).
4. Об утверждении Стратегии инновационного развития Красноярского края на период до 2020 года «Инновационный край - 2020» : указ Губернатора Красноярского края [Электронный ресурс]. URL: http://www.docs.cntd.ru/document/985024710 (дата обращения: 18.02.2016).
5. Об утверждении Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы : распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.12.2014 г. № 2765-р. [Электронный ресурс]. URL: http://www.docs.cntd.ru/document/420244216 (дата обращения: 18.02.2016).
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 05.03.2015 г. № 192 «О государственном плане подготовки кадров со средним профессиональным и высшим образованием для организаций оборонно-промышленного комплекса на 2016-2020 годы» [Электронный ресурс]. URL: http://www.docs.cntd. ru/document/420258272 (дата обращения: 18.02.2016).
7. Беляков Г. П. Интегральные процессы в экономике: проблемы, поиски, решения. М. : Изд-во МАИ: Доброе слово, 2003. 244 с.
8. Бутко Е. Я. Проблемы и перспективы развития профессионального образования // Исследование приоритетных проблем развития профобразования :
сб. результатов научных исследований. АПО, 2010. С. 19-29.
9. Кошкин Л. И., Соловьев М. М. Методологические аспекты программно-целевого управления в условиях рыночных преобразований в России // Менеджмент в России и за рубежом. 2012. № 6. С. 30-42.
10. Химин Е. Б., Беляков Г. П. Проблемы системы экономических отношений в профессиональном образовании // Вестник СибГАУ, 2009. Вып. 2 (23). С. 377-382.
11. Химин Е. Б. Управление развитием системы профессионального образования на региональном уровне: механизмы и инструменты : автореф. / Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. Красноярск, 2010. 112 с.
12. Беляков Г. П. Оборонно-промышленный комплекс: проблемы реформирования и развития : моногр. / Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. Красноярск, 2003. 112 с.
13. Арчибальд Р. Управление высокотехнологичными программами и проектами. М. : ДМК-Пресс, Компания «АйТи», 2006. 512 с.
14. Усакова С. И. Программирование как основа стратегического планирования // Проблемы современной экономики. 2009. № 1(29) [Электронный ресурс]. URL: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=2416 (дата обращения: 10.02.2016).
15. Лапушинская Г. К. Формирование системы планирования развития территориального комплекса профессионального образования в условиях рыночной трансформации социальной сферы : дис. ... д-ра экон. наук / Санкт-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов. СПб., 2004. 296 c.
References
1. Order of the RF Government of 08.12.2011 № 2227-r "On approval of the Strategy of innovative development of the Russian Federation until 2020" (In Russ.). Available at: http://www.docs.cntd.ru/document/ 902317973 (accessed 18.02.2014).
2. Order of the RF Government of 06.09.2011 № 1540-r "On approval of the Strategy of socio-economic development of the Central Federal District until 2020"(In Russ.). Available at: http://www.docs.cntd.ru/document/ 902311321 (accessed 18.02.2014).
3. Law of Krasnoyarsk Krai of 10.07.2008 № 6-2000"On state support of scientific, technical and innovative activity in the Krasnoyarsk Territory" (In Russ.). Available at: http://www.docs.cntd.ru/document/ 985015773 (accessed 18.02.2014).
4. Decree of the Governor of the Krasnoyarsk Territory "On Approval of the" Strategy of innovative development of the Krasnoyarsk Territory for the period up to 2020 "Innovation Region - 2020" (In Russ.). Available at: http://www.docs.cntd.ru/document/985024710 (accessed 18.02.2014).
5. Order of the RF Government of 29.12.14 г. № 2765-r "The concept of the Federal target program of education development for 2016-2020 years" (In Russ.). Available at: http://www.docs.cntd.ru/document/420244216 (accessed 18.02.2014).
6. Decree of the RF Government of 05.03.15 r. № 192 "About the state plan for training with secondary vocational and higher education institutions for the military-industrial complex in the 2016-2020 years" (In Russ.). Available at: http://www.docs.cntd.ru/document/ 420258272 (accessed 18.02.2014).
7. Belyakov G. P. Integratsionnye protsessy v ekonomike: problemy, poiski, resheniya. [Integration processes in the economy: problems, searches, solutions]. Moscow, MAI ; Dobroe slovo Publ., 2003, 244 p.
8. Butko E. Ya. [Problems and prospects of development of vocational education]. Issledovanie prioritetnykh problem razvitiya profobrazovaniya. [Study of the priority issues of vocational. Sat development. research results]. APO, 2010, P. 19-29.
9. Koshkin L. I., Solov'ev M. M. [Methodological aspects of program-oriented management in the conditions of market transformations in Russia]. Menedzhment v Rossii i za rubezhom. 2012, No. 6, P. 30-42 (In Russ.).
10. Khimin E. B., Belyakov G. P. [Problems of the system of economic relations in vocational training]. VestnikSibGAU, 2009, No. 2 (23), P. 377-382 (In Russ.).
11. Khimin E. B. Upravlenie razvitiem sistemy professional'nogo obrazovaniya na regional'nom urovne: mekhanizmy i instrumenty. [Management of development
of vocational education system at the regional level: mechanisms and tools: abstract]. Sib. Gos. aerokosmich. Univ. Krasnoyarsk, 2010, P. 12.
12. Belyakov G. P. Oboronno-promyshlennyy kompleks: problemy reformirovaniya i razvitiya: monogr. [Military-industrial complex: problems of reforming and development: monograph]. Sib. Gos. Aerokosmich. Univ. Krasnoyarsk, 2003, 112 p.
13. Archibal'd R. Upravlenie vysokotekhnologich-nymi programmami i proektami [Managing of high-technology programs and projects]. Moscow, DMK Press Publ., 2006, P. 512.
14. Usakova S. I. [Programming as a basis for strategic planning]. Problemy sovremennoy ekonomiki. 2009. № 1 (29) (In Russ.). Available at: http://www. m-economy.ru/art.php?nArtId=2416 (accessed 10.02.2016).
15. Lapushinskaya G. K. Formirovanie sistemy planirovaniya razvitiya territorial'nogo kompleksa professional'nogo obrazovaniya v usloviyakh rynochnoy transformatsii sotsial'noy sfery. Dokt. Diss. [Formation of the complex territorial planning system of vocational training in the conditions of market transformation of the social sphere. Doct. Diss.]. 2004, 296 p.
© Химии E. Б., Беляков Г. П., 2016