Научная статья на тему 'РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СЕЛЬСКИХ ШКОЛАХ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)'

РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СЕЛЬСКИХ ШКОЛАХ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
30
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / УРОК ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / КЛИМАТОГЕОГРАФИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / КРАЙНИЙ СЕВЕР / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Пугачева Айталина Федоровна, Румянцева Эльвира Римовна

В статье изложены результаты апробации авторской методики, которая была разработана с учетом региональных особенностей среды проживания, уровня физической подготовленности, уровня функционального состояния, личных потребностей и интересов учащихся сельских общеобразовательных школ Республики Саха (Якутии). В основу методики вошли национальные, самобытные виды спорта Республики Саха. Отражены анализ результатов экспресс-диагностики уровня здоровья школьников по Г.Л. Апанасенко, оценка показателей физического развития и морфофункционального состояния в процессе педагогического эксперимента, выявлен уровень физической подготовленности учащихся 10-11-х классов по тестовым упражнениям нормативов ВФСК ГТО V ступени до педагогического эксперимента и после него. Также осуществлено исследование, касающиеся мотивации и оптимизации способов привлечения детей к двигательной активности через внеучебные мероприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Пугачева Айталина Федоровна, Румянцева Эльвира Римовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONALIZATION OF PHYSICAL EDUCATION PROCESS IN RURAL SCHOOLS OF THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA)

The article presents the results of approbation of the author’s methodology, which was developed taking into account the regional characteristics of the living environment, the level of physical fitness, the level of functional state, personal needs and interests of students at rural secondary schools in the Republic of Sakha (Yakutia). The methodology was based on the national and distinctive sports of the Republic of Sakha (Yakutia). Analysis of the results of the study of express diagnostics of the health level of schoolchildren according to G.L. Apanasenko, the results of assessing the indicators of physical development and morphofunctional state in the process of a pedagogical experiment, the level of physical fitness of students of 10-11 grades is revealed according to test exercises of the All-Russian Physical Fitness Center of the GTO of the V stage before and after the pedagogical experiment. A study was also carried out on the motivation and optimization of ways to involve children in motor activity through extracurricular activities.

Текст научной работы на тему «РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СЕЛЬСКИХ ШКОЛАХ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)»

Общество: социология, психология, педагогика. 2023. № 4. С. 148-155. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2023. No. 4. P. 148-155.

Научная статья

УДК 372.879.6(571.56)

https://doi.org/10.24158/spp.2023.4.23

Регионализация процесса физического воспитания в сельских школах Республики Саха (Якутия)

Айталина Федоровна Пугачева1'2^, Эльвира Римовна Румянцева3

1Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта, Чурапча, Республика Саха (Якутия), Россия, gariyela@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-4015-136X 23Поволжский государственный университет физической культуры спорта и туризма, Казань, Россия 3https://orcid.org/0000-0001-9440-3529

Аннотация. В статье изложены результаты апробации авторской методики, которая была разработана с учетом региональных особенностей среды проживания, уровня физической подготовленности, уровня функционального состояния, личных потребностей и интересов учащихся сельских общеобразовательных школ Республики Саха (Якутии). В основу методики вошли национальные, самобытные виды спорта Республики Саха. Отражены анализ результатов экспресс-диагностики уровня здоровья школьников по Г.Л. Апанасенко, оценка показателей физического развития и морфофункционального состояния в процессе педагогического эксперимента, выявлен уровень физической подготовленности учащихся 10-11-х классов по тестовым упражнениям нормативов ВФСК ГТО V ступени до педагогического эксперимента и после него. Также осуществлено исследование, касающиеся мотивации и оптимизации способов привлечения детей к двигательной активности через внеучебные мероприятия.

Ключевые слова: физическая подготовленность, функциональное состояние, физическое воспитание, урок физической культуры, климатогеографические условия, Крайний Север, региональные особенности Для цитирования: Пугачева А.Ф., Румянцева Э.Р. Регионализация процесса физического воспитания в сельских школах Республики Саха (Якутии) // Общество: социология, психология, педагогика. 2023. № 4. С. 148-155. https://doi.org/10.24158/spp.2023A23.

Original article

Regionalization of Physical Education Process in Rural Schools of the Republic of Sakha (Yakutia)

Aitalina F. Pugacheva12H, Elvira R. Rumyantseva3

1Churapcha State Institute of Physical Culture and Sports, Churapcha, Republic of Sakha (Yakutia),

Russia, gariyela@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-4015-136X

23Volga Region State University of Physical Culture, Sport and Tourism, Kazan, Russia

3https://orcid.org/0000-0001-9440-3529

Abstract. The article presents the results of approbation of the author's methodology, which was developed taking into account the regional characteristics of the living environment, the level of physical fitness, the level of functional state, personal needs and interests of students at rural secondary schools in the Republic of Sakha (Yakutia). The methodology was based on the national and distinctive sports of the Republic of Sakha (Yakutia). Analysis of the results of the study of express diagnostics of the health level of schoolchildren according to G.L. Ap-anasenko, the results of assessing the indicators of physical development and morphofunctional state in the process of a pedagogical experiment, the level of physical fitness of students of 10-11 grades is revealed according to test exercises of the All-Russian Physical Fitness Center of the GTO of the V stage before and after the pedagogical experiment. A study was also carried out on the motivation and optimization of ways to involve children in motor activity through extracurricular activities.

Keywords: physical fitness, functional state, physical education, physical education lesson, climatic and geographic conditions, Far North, regional features

For citation: Pugacheva, A.F. & Rumyantseva, E.R. (2023) Regionalization of Physical Education Process in Rural Schools of the Republic of Sakha (Yakutia). Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (4), 148-155. Available from: doi:10.24158/spp.2023.4.23 (In Russian).

Сегодня приоритетным вектором государственной политики является популяризация здорового образа жизни и увеличение числа граждан, систематически занимающихся физической

© Пугачева А.Ф., Румянцева Э.Р., 2023

культурой и спортом (Гуляева, Сыроватская, 2018). Возрождение комплекса «Готов к труду и обороне» имело своей целью стимулирование физической активности населения1.

Особое значение правительство придает становлению и развитию подрастающей молодежи.

С введением современного всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» в общеобразовательных школах в ряде регионов страны наблюдается несоответствие уровня физической подготовленности школьников к требованиям нормативов (Гуляева, Сыроватская, 2018). В стратегических документах, касающихся физической культуры и спорта, указаны задачи по модернизации физического воспитания в общеобразовательных школах. Они должны быть решены с учетом территориальных, климатогеографических, социально-экономических условий отдельного региона. Основной задачей современного педагога является создание необходимых условий в процессе преподавания, ориентированных на гармоничное развитие каждой личности, подготовку подрастающей молодежи к труду и другим направлениям жизнедеятельности (Бальсевич, 2002; Пугачева, Максименко, 2020).

Республика Саха (Якутия) известна уникальным экстремальным климатом. От этого зависит питание, санитарные условия, различные сферы жизнедеятельности, функциональное состояние организма и жизнеспособность и т. д. В связи с этим требуется модернизированный подход при составлении учебных программ по физической культуре, в частности, в сельских школах Крайнего Севера. Применение в практике воспитания якутских народных игр, состязаний и национальных видов спорта как метода и средств совершенствования физической подготовленности школьников является приоритетным направлением. Внедрение национальных компонентов в общеобразовательный процесс значительно повысило бы физическую подготовленность учащегося и способствовало бы становлению всесторонне развитой личности (Абрамова, 2016; Васильева, Конкиева, 2015).

Целью исследования является предложение апробированной методики по совершенствованию уровня физической подготовленности учащихся сельских школ Республики Саха (Якутия). Методика была разработана с учетом региональных особенностей среды проживания, уровня физической подготовленности, уровня функционального состояния и личных потребностей и интересов учащихся сельских школ. В основу методики вошли национальные, самобытные виды спорта Якутии. Сама методика состоит из двух разделов, где основной раздел содержит вариативную часть программы, а раздел, посвященный способам привлечения детей к двигательной активности, подразумевает обращение к внеучебным мероприятиям.

Апробация методики проходила в сельских образовательных школах Республики Саха (Якутия) в течение 2 лет. По итогам анализа ее внедрения получены результаты по функциональному состоянию, физическому развитию и вопросам мотивационного отношения учащихся.

При исследовании уровня здоровья по методике экспресс-диагностики Г.Л. Апанасенко (Апанасенко, Попова, 2000) у испытуемых экспериментальной и контрольной групп (девушек и юношей) были выявлены результаты, представленные на рис. 1-2.

В конце эксперимента у членов экспериментальной группы (как у девушек, так и у юношей) обнаружены положительные изменения, выраженные в приросте значений, что доказало эффективность методики.

Если в начале эксперимента уровень здоровья половины девушек из экспериментальной группы был ниже среднего (53,86 %), то после эксперимента доля уменьшилась до 37,84 %. В контрольной группе у 53,85 % девушек показатель здоровья находился на уровне ниже среднего до эксперимента, после него их доля сократилась до 46,16 %.

Подобные результаты прослеживаются также у юношей. До начала исследования у 40,00 % представителей экспериментальной группы и 43,33 % - контрольной уровень здоровья был ниже среднего. После проведения эксперимента показатели здоровья оценивались как ниже среднего у 16,67 % юношей из экспериментальной группы и у 33,34 % - из контрольной.

Уровень здоровья респондентов-девушек в начале эксперимента был высоким у 7,70 % в каждой группе. После его проведения на этот уровень здоровья вышли 15,39 % учащихся экспериментальной группы, в контрольной группе девушек значительных изменений не было выявлено. До эксперимента отвечали требованиям высокого уровня 16,67 % опрошенных юношей экспериментальной группы и 20,00 % - контрольной. В конце исследования у 26,67 % юношей экспериментальной группы уровень здоровья оценивался как высокий. У членов контрольной группы значительных изменений не обнаружено.

Несмотря на то что у испытуемых контрольной группы также выявлен прогресс показателей, разница между группами имела значительные достоверные изменения (р > 0,05).

1 Методическое пособие по подготовке граждан, в том числе по самостоятельной подготовке граждан и лиц, подлежащих призыву на военную службу, к выполнению нормативов и требований Всероссийского физ-культурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» для физкультурно-спортивных работников и организаторов тестовых мероприятий [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

40 35 30 25 20 15 10 5 0

Высокий Выше среднего □ Средний Ниже среднего I Низкий

35 30 25 20 15 10 5 0

□ Высокий Выше среднего

□ Средний Ниже среднего Низкий

34,62

30,77

7,7

19,24

а) до эксперимента

30,77

Контрольная группа 7,7 19,24 19,24 30,77 23,08

30,77

23,08 23,08

Контрольная группа 7,7 23,08 23,08 30,77 15,39

б) после эксперимента Рисунок 1 - Результаты экспресс-диагностики по Г.Л. Апанасенко (девушки)

-43,33

50 45 40 35 30 25 20 15 10 5 0

40

16,67

13,34

30 ^^

26,67

10

Экспериментальная группа

Контрольная группа

] Высокий

16,67

20

Выше среднего

13,34

10

□ Средний

30

26,67

■ Ниже среднего

40

43,33

□ Низкий

а) до эксперимента

36,67

33,34 33,34

б) после эксперимента Рисунок 2 - Результаты экспресс-диагностики по Г.Л. Апанасенко (юноши)

С помощью экспериментальной методики нами также реализовано исследование уровня физического развития и морфофункционального состояния испытуемых. До проведения педагогического эксперимента и после него у учащихся измеряли ростовесовые показатели, артериальное давление (систолическое и диастолическое), показатели становой динамометрии, окружность грудной клетки; проводили тесты по пробам Штанге и Генче. В результате измерений выявлена положительная динамика ряда параметров у испытуемых обоих полов всех групп (рис. 3).

45

39,52

ЭГ КГ

40 35 30 25 20 15 10 5 0

5,02

-16,2

14,01

■ 7,84

Экскурсия грудной клетки Динамометрия становая Проба Штанге (с) (см) (кг)

Проба Генче (с)

а) девушки, %

25

Динамометрия становая (кг) Проба Штанге (с) Проба Генче (с)

б) юноши, %

Рисунок 3 - Прирост показателей физического развития и морфофункционального состояния испытуемых, %

В результате наблюдалась положительная динамика становой динамометрии, проб Штанге и Генче. У девушек и юношей из экспериментальной группы выявлен явный прирост относительно контрольных значений. Прибавка величины становой динамометрии у девушек из экспериментальной группы составила 13,08 %, у юношей - 6,56 %. В контрольной группе прирост составил 5,02 % у девушек и 3,27 % у юношей. В пробах Штанге увеличение у девушек из экспериментальной группы составило 14,01 %, из контрольной - 6,10 %. У юношей из экспериментальной группы прибавка по этому показателю равна 11,32 %, из контрольной - 4,09 %. В тесте Генче у девушек из экспериментальной группы зафиксировано повышение значения на 16,20 %, у юношей - 19,39 %. У представителей контрольной группы - 7,84 и 8,99 % соответственно.

Для выявления эффективности влияния реализации экспериментальной методики на уровень физической подготовленности учащихся применены тесты всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» V ступени. На рис. 4-5 представлены итоговые результаты выполнения нормативов (тестов) ВФСК ГТО испытуемыми обоих полов.

а) до эксперимента

60 50 40 30 20 10 0

30,77 30,77

19,24 19,24

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23,08

1R -ад

11,54

Экспериментальная группа

Контрольная группа

□ Золотой

19,24

11,54

□ Серебряный

19,24

15,39

□ Бронзовый

30,77

23,08

' Не отвечает требованиям

30,77

50

50

46,67

б) после эксперимента Рисунок 4 - Результаты сдачи нормативов (тестов) ВФСК ГТО V ступени (девушки)

60 50 40 30 20 10 0

20

13,34

20 20

10

Экспериментальная группа

23,34 20 ^

Контрольная группа

□ Золотой

13,34

10

□ Серебряный

20

23,34

□ Бронзовый

16,67

20

Не отвечает требованиям

50

46,67

а) до эксперимента

45 40 35 30 25 20 15 10 5 0

40

33,34

30

23,34

13,34 13,34

20

13,34

Экспериментальная группа

Контрольная группа

□ Золотой

23,34

13,34

□ Серебряный

13,34

20

□ Бронзовый

33,34

26,67

Не отвечает требованиям

30

40

б) после эксперимента Рисунок 5 - Результаты сдачи нормативов (тестов) ВФСК ГТО V ступени (юноши)

У девушек по итогам проведения эксперимента выявлена положительная динамика по всем тестовым упражнениям. По сравнению с контролем прирост показателей в экспериментальной группе имел значительные достоверные различия (р > 0,05). Если в контрольной группе в конце педагогического эксперимента количество девушек, которые не смогли сдать нормативы, снизилось на 7,70 %, то в экспериментальной группе доля снижения составила 30,77 %. Такие же изменения прослеживаются в итоговых результатах сдачи нормативов ВФСК ГТО у юношей. В конце эксперимента в контрольной группе доля сдавших на знаки отличия воз-росла на 7,70 %, в экспериментальной - на 30,77 %, что доказано достоверным различием между группами (р > 0,05).

Таким образом, по итогам анализа можно сделать вывод, что реализация основного раздела методики демонстрирует положительное влияние на показатели функционального состояния и уровень физической подготовленности учащихся. Прослеживается положительная динамика результатов экспресс-оценки уровня здоровья респондентов по Г.Л. Апанасенко, их физического развития и морфофункционального состояния, также возросла степень физической подготовленности учащихся, судя по результатам сдачи нормативов (тестов) ВФСК ГТО.

В соответствии со вторым разделом авторской методики в учебно-воспитательный план была внедрена программа мероприятий. По итогам их проведения выявлены результаты, которые отображены на рис. 6. В частности, установлена положительная динамика регистрации школьников на официальном сайте ВФСК ГТО - www.gto.ru, такая же динамика зафиксирована и в сведениях об участии в мероприятиях по сдаче нормативов ГТО. Значительно увеличилось количество мероприятий по привлечению школьников к занятиям физической культурой и спортом и сдаче норм комплекса ГТО.

80,00

70,00

60,00

50,00

40,00

30,00

20,00

10,00

0,00

2020

2021

2022

Количество учащихся Количество учащихся Количество проведенных

зарегистрированных в gto.ru от принявших участие в мероприятий по привлечению общего числа учащихся в % мероприятиях по оценке школьников к занятиям спортом

выполнения нормативов и сдаче норм комплекса ГТО в комплекса ГТО от общего числа учебном году

учащихся в %

Рисунок 6 - Анализ реализации ВФСК ГТО в образовательных организациях

Схематично описанная методика представлена на рис. 7.

- 153 -

Контроль и коррекция педагогического процесса

* *

Рисунок 7 - Методика совершенствования физической подготовленности учащихся сельских школ Республики Саха (Якутия)

Таким образом, в результате проведенных нами исследований доказана эффективность предлагаемой методики совершенствования физической подготовленности школьников, проживающих в сельской местности Республики Саха (Якутии). Полученные результаты могут послужить доказательной основой для принятия оперативных мер по углублению содержательной стороны процесса физического воспитания в образовательных организациях. При составлении программы вариативной части урока физической культуры необходимо учитывать региональные особенности среды проживания, уровень физической подготовленности, функционального состояния, личные потребности и интересы учащихся.

Рекомендуется применение авторской методики в учебной программе урока физической культуры в старших классах сельских общеобразовательных школ в районах Крайнего Севера.

Список источников:

Абрамова В.Р. Физическое развитие школьников 7-17 лет в условиях Крайнего Севера // Актуальные проблемы физической культуры и спорта : материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. Г.Л. Драндрова, А.И. Пьянзина. Чебоксары, 2016. С. 493-496.

Апанасенко Г.Л., Попова Л.А. Медицинская валеология. Ростов н/Д., 2000. 243 с.

Бальсевич В.К. Основные положения концепции интенсивного инновационного преобразования национальной системы физкультурно-спортивного воспитания детей, подростков и молодежи России // Теория и практика физической культуры. 2002. № 3. С. 3-5.

Васильева А., Конкиева Н.А. Адаптация человека к условиям Крайнего Севера // Студенческий научный форум. Саратов, 2015. С. 45-49.

Гуляева С.С., Сыроватская А.Ф. Результаты внедрения всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» в Республике Саха (Якутия) // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2018. № 2. С. 81-88.

Пугачева А.Ф., Максименко И.Г. Регионализация спортивного комплекса ГТО // Университетский спорт: здоровье и процветание нации : материалы X Междунар. науч. конф. студентов и молодых ученых / под ред. Н.В. Колмогоровой и др. Омск, 2020. С. 258-263.

References:

Abramova, V.R. (2016) Physical Development of Schoolchildren 7-17 years old in the Far North. In: Drandrova, G.L. & Pyanzina, A.I. (eds.) ctual Problems of Physical Culture and Sports: Proceedings of the VI International Scientific-Practical Conference. Cheboksary, Chuvashskii Gosudarstvennyi Pedagogicheskii Universitet im. I.Ya. Yakovleva, 493-496. (In Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Apanasenko, G.L. & Popova, L.A. (2000) Medical Valeology. Rostov-on-Don, Fenix. (In Russian)

Balsevich, V.K. (2002) Main Provisions of the Concept of Intensive Innovative Transformation of the National System of Physical Culture and Sports Education of Children, Adolescents and Youth of Russia. Teoriya i Praktika Fizicheskoy Kul'tury. (3), 3-5. (In Russian)

Gulyaeva, S.S. & Syrovatska, A.F. (2018) The results of introduction of the All-Russia physical culture and sports complex "Ready for Labour and Defense" in the Republic of Sakha (Yakutia). Bulletin of Nizhnevartovsk State University. (2), 81-88. (In Russian)

Pugacheva, А^. & Maksimento, I.G. (2020) Regionalization of RLD sports set of exercises. In: Kolmogorova, N.V. et al. (eds.) University sport: Health and prosperity of the nation: Materials of the X International scientific conference of students and young scientists. Omsk, SibGUFK, 258-263. (In Russian)

Vasilyeva, A. & Konkieva, N.A. (2015) Adaptation of Man to the Conditions of the Far North [Electronic resource]. In: Student Scientific Forum, Saratov, рр. 45-49. (In Russian)

Информация об авторах А.Ф. Пугачева - старший преподаватель кафедры ТМФК, Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта, Чурапча, Республика Саха (Якутия); аспирант 4-го года обучения, Поволжский государственный университет физической культуры спорта и туризма, Казань, Россия.

https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=903166

Э.Р. Румянцева - доктор биологических наук, профессор кафедры медико-биологических дисциплин, руководитель Центра дополнительного образования, Поволжский государственный университет физической культуры спорта и туризма, Казань, Россия. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=423848

Information about the authors A.F. Pugacheva - Senior Lecturer, Department of Theory and Methodology of Physical Culture, Churapcha State Institute of Physical Culture and Sports, Churapcha, Republic of Sakha (Yakutia); 4th year PhD Student, Volga Region State University of Physical Culture, Sports and Tourism, Kazan, Russia. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=903166

E.R. Rumyantseva - D.Phil. in Biology, Professor, Department of Medical and Biological Disciplines, Head of Additional Education Center, Volga Region State University of Physical Culture, Sport and Tourism, Kazan, Russia.

https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=423848

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 06.03.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 27.03.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 25.04.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.