УДК 796.01 DOI 10.14526/2070-4798-2018-13-4-55-64
Многоуровневая система повышения физического состояния различных групп населения Республики Саха (Якутия)
Гуляева С.С.
Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта
г. Чурапча, Россия ORCID: 0000-0002-8036-460Х, [email protected]
Аннотация: В условиях социально-экономических преобразований особое значение приобретают вопросы укрепления физического здоровья человека, формирования здорового образа жизни. Анализ теории и практики научных исследований свидетельствует об отсутствии научных трудов, посвященных улучшению физического состояния населения северного региона Российской Федерации, в условиях Республики Саха (Якутия), посредством физкультурно-спортивной деятельности, основанной на системном подходе, учитывающем климатогеографические, мотивационно-ценностные, возрастно-половые факторы и этнокультурные традиции региона. Предлагается инновационный подход к модернизации системы физического воспитания населения, проживающего в условиях Севера. Материалы. В статье представлено научное обоснование регионально адаптированной многоуровневой системы, способствующей повышению уровня физического состояния, формированию положительного отношения к двигательной активности и мотивации к физическому совершенствованию и улучшению качества здоровья и жизни населения Республики Саха (Якутия). Методы исследования. Анализ и обобщение научной литературы, анкетирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики. Результаты. Определены концептуальные принципы, с опорой на которые реализована система улучшения физического состояния населения Республики Саха (Якутия). Разработан и реализован на практике физического воспитания студенческой молодежи физкультурно-спортивный комплекс оценки уровня общей физической подготовленности. Разработана технология проведения и анализа результатов массового мониторинга по контролю и оценке физической подготовленности трудоспособного населения Республики Саха (Якутия). Разработано положение, позволяющее комплексно оценить эффективность построения физкультурно-спортивной работы на муниципальном уровне. По итогам проведенных исследований получены данные, раскрывающие новое научное осмысление сущности физической культуры как инструмента повышения качества жизни человека через специально организованную физкультурно-спортивную деятельность. Результаты работы внедрены в практику физкультурно-спортивной деятельности учреждений дошкольного, школьного, среднего профессионального и высшего образования, в работу управленческих структур физической культуры и спорта Республики Саха (Якутия). Заключение. Внедрение в практику физкультурно-спортивных занятий разработанной методики самоконтроля позволило отслеживать определенные параметры физического и психоэмоционального состояния, оценивать влияние физической активности на организм, регулировать режим тренировок, выбирать диапазон безопасных физических нагрузок, способствовало овладению занимающимися навыками работы с современными информационными технологиями.
Ключевые слова: система физического воспитания населения Севера, климатогеографические особенности, мотивационно-ценностный потенциал, этнокультурные традиции, физическое состояние.
Для цитирования: Гуляева С.С. Многоуровневая система повышения физического состояния различных групп населения Республики Саха (Якутия). Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2018; 13(4): 55-64 DOI 10.14526/20704798-2018-13-4-55-64
Multilevel system of physical state improvement among different groups of the Sakha (Yakutia) Republic population
Svetlana S. Gulyaeva
Churapcha State Institute of Physical Culture and Sport
Churapcha, Russia ORCID: 0000-0002-8036-460Х, [email protected]
Abstract: In terms of social-economic transformations great attention is paid to a person's health state improvement, healthy life style formation. Theory and practice of scientific research works analysis proves the absence of scientific works, dedicated to population physical state improvement in the north region of the Russian Federation, in terms of the Sakha (Yakutia) Republic, by means of physical-sports activity, based on a system approach. This system approach takes into consideration climatic and geographic, motivational-axiological, age related and gender factors and ethnocultural traditions of the region. We offer an innovative approach to the system of physical upbringing modernization among the North population. Materials. The article presents scientific substantiation of the regionally adapted multilevel system. It provides physical state level improvement, positive attitude to physical activity and motivation of physical development formation, health improvement among the population of the Republic Sakha (Yakutia). Research methods. Information sources analysis and summarizing, questionnaire survey, pedagogical experiment, methods of mathematical statistics. Results. We defined conceptual principles, taking into account which the system of physical state improvement among the population of the Republic Sakha (Yakutia) is realized. We created and realized in practice of students' physical upbringing physical-sports complex of general physical readiness level estimation. The technology of mass monitoring organization and analysis is created in order to control and estimate physical readiness of employable population of the Republic Sakha (Yakutia). We created the thesis, which helps to estimate the effectiveness of physical-sports work organization at a municipal level. As a result, we got a new scientific realization of physical culture essence as the means of life quality improvement through specially organized physical-sports activity. The results of the research were introduced into practice of physical-sports activity among pre-school, school, secondary professional and higher educational establishments, into work of physical culture and sport managerial structures the Republic Sakha (Yakutia). Conclusion. The introduction of the created self-control methodology into physical-sports activity helped to follow the definite parameters of physical and psycho-emotional state, estimate the influence of physical activity on an organism. It also helped to regulate the regimen of trainings, choose the range of safe physical loads, provided mastering the skills of work with modern information technologies.
Keywords: system of the North population physical upbringing, climatic and geographic characteristics, motivational and axiological potential, ethnocultural traditions, physical state.
For citation: Svetlana S. Gulyaeva. Multilevel system of physical state improvement among different groups of the Sakha (Yakutia) Republic population. The Russian Journal of Physical Education and Sport. 2018; 13 (4): 55-64. DOI 10.14526/2070-4798-2018-13-4-55-64
Введение
Несмотря на немалое количество трудов, посвященных проблеме повышения эффективности физического воспитания [3,4,5,6], в настоящее время отсутствуют научные труды, основанные на системном подходе, учитывающем в организации физкультурно-спортивной деятельности в условиях Республики Саха (Якутия) климатогеографические, мотивационно-ценностные, этнокультурные и возрастно-половые факторы. Наблюдается недостаток научно обоснованных рекомендаций к применению в условиях холодного климата наиболее эффективных средств физического воспитания [1].
Анализ современного состояния проблемы исследования позволил обнаружить ряд противоречий, которые требуют научного осмысления:
- между активно проводимой в Республике Саха (Якутия) физкультурно-спортивной деятельностью и ее недостаточной эффективностью для укрепления физического здоровья населения;
- между осознанием обществом пользы физкультурно-спортивной деятельности как средства улучшения физического состояния и недостаточной двигательной активностью различных возрастных групп населения в связи с низкой вовлеченностью в систематические занятия
физическими упражнениями;
- между комплексным характером воздействия климатогеографических факторов среды проживания на физическое состояние населения, проживающего в экстремальных условиях Севера, и недостаточной теоретической и практической разработанностью путей его улучшения;
- между разнообразием физкультурно-спортивных средств сохранения и укрепления здоровья и отсутствием научно обоснованного системного подхода к их применению.
Исходя из этого проблема исследования определяется необходимостью создания и практической реализации многоуровневой системы повышения физического состояния населения, проживающего в условиях холодного климата центральных районов Республики Саха (Якутия).
Материал и Методы
Предпосылкой к созданию системы явились проблемы научно-методического и организационного обеспечения современной системы физического воспитания, мотивы и потребности населения, низкий уровень физического состояния жителей Севера, материально-технические и социокультурные особенности региона [2]. Разработанные методики направлены на повышение «слабых сторон» физического состояния, управляющие воздействия выбраны с учетом научно обоснованных сведений, предпочтений и пожеланий жителей региона на основе использования доступных средств двигательной активности. Деятельность основывается на общем, частном и специфическом рассмотрении форм, средств, методов и условий улучшения физического состояния различных групп населения Республики Саха (Якутия).
Идея исследования исходит из того, что холодный климат северного региона оказывает отрицательные воздействие на здоровье населения, способствует появлению дефицита двигательной активности, формированию регионально обусловленных вариантов физического развития. Длительный зимний период вынуждает жителей преимущественно находиться в закрытых помещениях, провоцируя появление гиподинамии, гипоксии, недостатка солнечного света, что определяет необходимость поиска новых подходов к повышению уровня физического состояния путем увеличения объема двигательной активности с использованием адекватных средств физического воспитания [2,7,8]. Общепринятые средства и технологии физкультурно-спортивной деятельности, применяемые в условиях Республики Саха (Якутия), не носят системного и избирательного характера. Применяемые средства физического воспитания должны воздействовать на «отстающие» двигательные способности и наиболее «уязвимые» показатели физического состояния на основе более широкого применения традиционных и нетрадиционных средств и форм физической активности [9,16].
Определены концептуальные принципы, с опорой на которые реализована система улучшения физического состояния населения Республики Саха (Якутия): взаимосвязь средовых факторов и физического состояния человека; единство мотивационно-ценностных факторов, этнокультурных традиций и применяемых средств двигательной активности; взаимосвязь качества жизни с уровнем физического состояния, единство и учет региональных особенностей при контроле и оценке физического состояния [10,11,12].
Диагностический блок системы подразумевает деятельность по выявлению социально-экономических и климатогеографических факторов региона, влияющих на формирование высокого уровня физического состояния населения, мероприятиями по мониторингу физического состояния, оценке качества жизни и мотивационно-ценностного потенциала жителей Республики Саха (Якутия) [2,16].
Контроль и оценка показателей физического состояния различных возрастных групп населения осуществляются с помощью:
- контроля и оценки физического состояния дошкольников с использованием программных
МАССОВАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
устройств, наблюдения над динамикой физического развития и физической подготовленности детей;
- контроля и оценки физической подготовленности учащихся школ по региональному нормативному комплексу «Эрэл» и ВФСК «ГТО»;
- контроля и оценки уровня физической подготовленности студенческой молодежи нефизкультурного профиля обучения по разработанному нами физкультурно-спортивному комплексу и ВФСК «ГТО»;
- контроля и оценки уровня физической подготовленности студентов-спортсменов по региональному нормативному комплексу «Маарыкчаан» и ВФСК «ГТО»;
- контроля и оценки физического развития, физической подготовленности и функционального состояния взрослого населения по месту жительства с созданием базы данных о физическом здоровье населения.
Разработан и реализован на практике физического воспитания студенческой молодежи физкультурно-спортивный комплекс оценки уровня общей физической подготовленности, адаптированный к местным региональным особенностям, ориентированный на последующее планомерное повышение показателей двигательной подготовленности, где контроль и оценка осуществляются посредством оценочной шкалы, что позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого испытуемого, дифференцированно оценивать их уровень [7,8,9].
Разработана технология проведения и анализа результатов массового мониторинга по контролю и оценке физической подготовленности трудоспособного населения Республики Саха (Якутия), где при оценке результатов учитывается также процент населения, принявшего участие в мероприятии от фактического числа, проживающего в населенных пунктах. Тестирование уровня физической подготовленности проводится в соответствии с требованиями нормативных комплексов, с учетом половозрастных признаков по нормативам ВФСК «Готов к труду и обороне». Разработано положение, позволяющее комплексно оценить эффективность построения физкультурно-спортивной работы на муниципальном уровне.
Структура предлагаемой системы показана на рисунке.
Диагностический блок системы также состоит из мероприятий, направленных на определение качества жизни, мотивов, предпочтений и отношения населения к своему здоровью, физическому совершенствованию и физкультурно-спортивной деятельности [14,17,18].
Блок управляющих воздействий в системе представлен методиками, разработанными с учетом половозрастных особенностей, уровня физического состояния, интересов и предпочтений занимающихся, мероприятиями, рационально интегрируемыми с бытовой и образовательно-воспитательной деятельностью в условиях образовательных учреждений, физкультурно-спортивных и оздоровительных объединений, трудовых коллективов, повседневной жизни населения Республики Саха (Якутия).
Информационный блок предполагает реализацию комплекса мероприятий по пропаганде физической культуры и спорта через средства массовой информации: теле- и радиовещание, социальные сети образовательно-просветительского характера, рубрики о здоровом образе жизни, публикации материалов, формирующих у граждан потребность в занятиях физическими упражнениями, повышающих интерес к знаниям в вопросах гигиены, режима питания, труда и отдыха; информационно-консультативные беседы (групповые и индивидуальные), размещение полезной информации на сайтах организаций и учреждений и т.п. [13,15].
Внедренческий блок представлен педагогической апробацией принципов и методик повышения физического состояния в реальных условиях жизнедеятельности жителей Республики Саха (Якутия).
МАССОВАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
Опытно-экспериментальное обоснование предлагаемой системы представлено апробацией различных методик и технологий, разработанных на основе дифференцированного подхода к различным группам населения Республики Саха (Якутия).
Разработана и внедрена в учебно-воспитательный процесс центра развития ребенка -детского сада «Чуораанчык» Чурапчинского улуса (района) Республики Саха (Якутия) - методика повышения уровня физической подготовленности, основанная на организации оптимального двигательного режима детей старшего дошкольного возраста, с использованием традиционных и нетрадиционных форм и средств двигательной активности и нацеленная на повышение моторной плотности занятий.
До и после педагогического эксперимента с участием 26 детей проводилось тестирование основных показателей двигательной подготовленности. После проведения эксперимента у учащихся, отнесенных к экспериментальной группе (ЭГ), достоверно и более выраженно по сравнению с учащимися контрольной группы (КГ) улучшились результаты в показателях, характеризующих скоростные, скоростно-силовые способности, силовые и двигательно-координационные способности: в беге на 30 м прирост составил 11,6% (Р<0,05); челночном беге 3х10 м - 18,8% (Р<0,05); метании мешочка весом 200 г левой и правой рукой - до 21,2% (Р<0,05); в метании набивного мяча - до 39,7% (Р<0,05); в прыжке в длину с места показатели улучшились до 24,7% (Р<0,05). Максимальный прирост результатов в экспериментальной группе выявлен в тесте, характеризующем силовые способности мышц брюшного пресса.
Апробирована методика урочных и неурочных форм физкультурно-спортивных занятий учащихся среднего школьного возраста с использованием национальных средств физической активности. Педагогический эксперимент организован на базе ГБОУ РС (Я) «ЧРССОШИ им. Д.П. Коркина» с. Чурапча, Республики Саха (Якутия). Выборка составила 38 учащихся в возрасте 14-15 лет.
Занятия состоят из следующих разделов: занятия национальными видами спорта - мас-рестлинг, хапсагай, якутские национальные прыжки, якутские настольные игры; самостоятельные занятия (утренняя гигиеническая гимнастика и общеразвивающие упражнения); занятия по общей физической подготовке с использованием специально подобранных самобытных упражнений и национальных подвижных игр; спортивные соревнования; физкультурно-оздоровительные праздники и развлечения; занятия в летнем спортивно-оздоровительном лагере.
Обобщая результаты педагогического эксперимента, необходимо отметить, что в обеих исследуемых группах итоговые результаты имеют положительную динамику по сравнению с данными констатирующего этапа, однако по итогам эксперимента достоверно лучшие результаты наблюдаются у учащихся ЭГ (Р <0,05). Тестирование двигательной подготовленности к завершению формирующего этапа исследования показали, что в результатах учащихся ЭГ наиболее выраженная положительная динамика наблюдается в подтягивании, где прирост составил 40% (Р<0,05); в прыжке в длину прирост показателей равен 6,13% (Р<0,05); прирост в результатах кистевой динамометрии равен 10% (Р<0,05).
С целью обоснования положительного влияния занятий физической активностью был проведен опрос среди занимающихся традиционными настольными играми в условиях физкультурно-оздоровительныхцентров,в результате чего выявлено следующее: 97%занимающихся считают, что занятия дают эмоциональное удовлетворение; 94% получают возможность общения с единомышленниками; 89% респондентов придерживаются мнения, что занятия повышают уровень их физической активности; 87% убеждены, что в процессе занятий они приятно проводят свое свободное время; участники анкетирования считают, что занятия настольными играми способствуют развитию двигательных способностей: 96% опрошенных считают, что занятия развивают быстроту движений; 89% - двигательно-координационные способности; 67% ответили, что благодаря данным
занятиям у них развивается также и гибкость.
В условиях сельских муниципальных образований Республики Саха (Якутия) созданы физкультурно-оздоровительные клубы с объединением лиц, желающих посещать физкультурно-оздоровительные занятия. Разработана методика занятий, основанная на северной (скандинавской) ходьбе в сочетании с общеразвивающими упражнениями. Эксперимент проводился в естественных условиях в течение одного календарного года и предполагал 3-4 организованных занятия в неделю в малых группах, а также самодеятельные занятиях испытуемых в домашних условиях с контингентом женского пола в возрасте 40-65 лет.
Содержание методики занятий составили ходьба с палками как основное оздоровительное средство и комплекс специально подобранных упражнений. С учетом возраста и уровня физического состояния были предложены индивидуальные программы тренировок. В процессе тренировок апробированы современные информационные технологии самоконтроля состояния, использованы мобильные телефоны со встроенными датчиками (акселераторами), с наличием навигационных трекеров и аксессуаров в виде программных средств, что дает возможность решить на более высоком уровне сбор и обработку показателей организма и проследить их динамику. Предложен «Дневник самоконтроля физического состояния» для лиц, систематически занимающихся физической активностью.
Сопоставление результатов опроса, проведенного с целью определения мотивов посещения испытуемыми физкультурно-оздоровительных занятий, позволило выявить, что до экспериментального воздействия мотив «Общение» в КГ был равен показателю в 43%, а ЭГ - 37%. На формирующем этапе эти цифры изменились в сторону увеличения на 3% и 16%, соответственно.
По итогам педагогического эксперимента мотив «Улучшение состояния здоровья» в обеих группах возрос на 20%. Количество испытуемых, выбравших мотив «Улучшение физической подготовленности», увеличилось в КГ на 4%, в ЭГ - на 10%. Если до педагогического эксперимента в 61% участников КГ и 62% испытуемых ЭГ были мотивированы на снижение веса, то после эксперимента данное соотношение изменилось на 62% и 65% соответственно. Результаты опроса также свидетельствуют об увеличении количества лиц, считающих, что занятия дают эмоциональное удовлетворение.
Результаты контрольного тестирования женщин при сопоставлении исходных и конечных данных показали, что по итогам формирующего этапа исследования у женщин экспериментальной группы по сравнению с контрольной группой наблюдаются более выраженные сдвиги в показателях физического состояния: в силовых показателях рук - до 19,04% (Р<0,05), жизненной емкости легких - до 12,1% (Р<0,05), двигательно-координационных способностях - до 28,5% (Р<0,05), проявлении общей выносливости - до 10,2% (Р<0,05). Экспериментальная методика также положительно сказалась на деятельности сердечно-сосудистой системы, что проявилось в снижении показателей артериального давления (на 8,3%) и частоты сердечных сокращений (на 14,6%). Недостоверная разница в результатах КГ и ЭГ выявлена в показателях окружности грудной клетки.
Заключение
1. Определено, что для построения эффективной системы повышения физического состояния населения, необходимо соблюдение следующих принципов: взаимосвязи средовых факторов и физического состояния человека; единства мотивационно-ценностных факторов, этнокультурных традиций и применяемых средств двигательной активности; взаимосвязи качества жизни с уровнем физического состояния, единства и учета региональных особенностей при контроле и оценке физического состояния нселения.
2. Установлено, что специфика климата Севера, характеризующаяся разнообразными экстремальными климатогеографическими факторами, такими как холод, резкие перепады
Том 13 № 4 2018
МАССОВАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
температуры, напряжение электромагнитного поля и атмосферного давления, приводят к формированию регионально обусловленных адаптационных вариантов физического состояния. Их отрицательное воздействие на организм, которое носит преимущественно комплексный характер, нередко вызывает в организме человека развитие патологических процессов. Доказано, что наиболее существенные сдвиги происходят в системе дыхания, кроветворения и кровообращения, иммунной, эндокринной, репродуктивной и нервной системах.
3. Проблема низкой физической активности населения в условиях холодного климата обусловлена длительным нахождением в закрытых помещениях, что вызывает недостаток ультрафиолетовых лучей и гипоксию, стимулирует «двигательный дефицит» в совокупности с отсутствием регулярных занятий физической культурой и спортом, увеличивается статичная нагрузка на определенные группы мышц, снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение опорно-двигательного аппарата, задержку возрастного развития и физических способностей.
4. Результаты мониторинга физического состояния населения Республики Саха (Якутия) свидетельствуют о том, что некоторые показатели имеют достоверные отличия по сравнению с показателями жителей центральных регионов страны, что является предпосылкой для целенаправленной деятельности по повышению отстающих показателей физического состояния.
5. Выявлена тесная взаимосвязь качества жизни со здоровьем человека, низкий уровень физического состояния вносит ограничения в социальную и физическую активность, повседневную деятельность, способствует ухудшению эмоционального состояния, появлению депрессивных и тревожных состояний.
6. Выявлена необходимость совершенствования физкультурно-спортивной и оздоровительной деятельности путем улучшения материально-технических баз с повышением их доступности, развития клубной системы работы, способствующей более широкому охвату населения по месту жительства физической активностью.
7. Разработана и апробирована регионально адаптированная методика контроля и оценки уровня физической подготовленности молодежи, основанная на создании оценочной шкалы, позволяющей дифференцированно учитывать индивидуальные особенности, стимулирующая работу преподавателя по повышению эффективности процесса физического воспитания в образовательном учреждении, способствующая системному контролю и оценке, а также повышению мотивации молодежи к повышению своего уровня физической подготовленности.
8. С учетом климатогеографических, мотивационно-ценностных, возрастно-половых факторов и этнокультурных традиций, а также определения приоритетных направлений физкультурно-оздоровительной деятельности создана регионально адаптированная многоуровневая система повышения физического состояния населения, проживающего в условиях Республики Саха (Якутия), разумно интернирующаяся образовательно-воспитательным и бытовым процессами. Экспериментальная апробация предлагаемой системы, осуществленная в дошкольном образовательном учреждении, в организациях общего и высшего профессионального образования, в условиях физкультурно-оздоровительных клубов с людьми среднего и пожилого возраста, доказала свою востребованность и эффективность.
Внедрение в практику физкультурно-спортивных занятий разработанной методики самоконтроляпозволилоотслеживатьопределенныепараметрыфизическогоипсихоэмоционального состояния, оценивать влияние физической активности на организм, регулировать режим тренировок, выбирать диапазон безопасных физических нагрузок, способствовало овладению занимающимися навыками работы с современными информационными технологиями.
Список литературы
1. Банникова Р.В., Санников А.Л. Ожидаемая продолжительность жизни и здоровье популяций в северной агломерации. Экология Северной Двины. Архангельск. 1999: 191-198.
2. Гуляева С.С. Реализация системы мероприятий по оптимизации физического состояния по месту жительства. Социология. 2016; 4: 145-147.
3. Николаев Ю.М. Физическая культура и основные сферы жизнедеятельности человека и общества в контексте социокультурного анализа. Теория и практика физической культуры. 2003; 8: 2-9.
4. Adilson Marques, Joao Martins, Madalena Ramos, Flavia Yazigi, Francisco Carrero da Costa. Perception and reality - Portuguese adults' awareness of active lifestyle. European Journal of Sport Science. 2014; 14(5): 468-474. DOI: 10.1080/17461391.2013.837512.
5. Zeljko Pedisic, Marija Rakovac, Sylvia Titze, Danijel Jurakic, Pekka Oja. Domain - specific physical activity and health - related quality of life in university students. European Journal of Sport Science. 2014; 14(5): 492-499. DOI: 10.1080/17461391.2013.844861.
6. Bento T.C., Romero F., Leitao J.C., Mota M.P. Portuguese adults' physical activity during different periods of the year. European Journal of Sport Science. 2012. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/17 461391.2012.704081.
7. Bize R., Johnson J.A., Plotnikoff R.C. Physical activity level and health-related quality of life in the general adult population: A systematic review. Preventive Medicine. 2007; 45: 401-415. DOI: 10.1016/j.ypmed.2007.07.017.
8. Blair S.N., Morris J.N. Healthy hearts-and the universal benefits of being physically active: Physical activity and health. Annals of Epidemiology. 2009; 19: 253-256. DOI: 10.1016/j. annepidem.2009.01.019.
9. Craig C.L., Marshall A.L., Sjostrom M., Bauman A.E., Booth M.L., Ainsworth B.E., ..., Oja P. International physical activity questionnaire: 12-Country reliability and validity. Medicine and Science in Sports and Exercise. 2003; 35: 1381-1395. DOI: 10.1249/01.MSS.0000078924.61453.FB.
10. Ghaedi G.H., Tavoli A., Bakhtiari M., Melyani M., Sahragard M. Quality of life in college students with and without social phobia. Social Indicators Research. 2010; 97: 247-256. DOI: 10.1007/ S11205-009-9500-3.
11. Gill D.L., Hammond C.C., Reifsteck E.J., Jehu C.M., Williams R.A., Adams M.M., ..., Shang Y.T. Physical activity and quality of life. Journal of Preventive Medicine and Public Health. 2013; 46(Suppl.): S28-34. DOI: 10.3961/jpmph.2013.46.S.S28.
12. Jurakic D., Pedisic Z., Greblo Z. Physical activity in different domains and health-related quality of life: A population-based study. Quality of Life Research. 2010; 19: 1303-1309. DOI: 10.1007/
S11136-010-9705-6.
13. Parkes K.R. Physical activity and self-rated health: Interactive effects of activity in work and leisure domains. British Journal of Health Psychology. 2006; 11: 533-550. DOI: 10.1348/135910705X59951.
14. Vaez M., Laflamme L. Health behaviors, self-rated health, and quality of life: A study among first-year Swedish university students. Journal of American College Health. 2003; 51(4): 156-162. DOI: 10.1080/07448480309596344.
15. Schermelleh-Engel K., Moosbrugger H., Muller H. Evaluating the fit of structural equation models: Tests of significance and descriptive goodness-of-fit measures. Methods of Psychological Research Online. 2003; 8(2): 23-74. URL: http://www.dgps.de/fachgruppen/methoden/mpr-online/issue20/art2/ mpr130_13.pdf.
16. Dreyhaupt J., Koch B., Wirt T., Schreiber A., Brandstetter S., Kesztyues D., et al. Evaluation of a health promotion program in children: Study protocol and design of the cluster-randomized Baden-Wuerttemberg primary school study. BMC Public Health. 2012; 12(1): 157.
МАССОВАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
17. Tremblay M.S., LeBlanc A.G., Kho M.E., Saunders T.J., Larouche R., Colley R.C., et al. Systematic review of sedentary behavior and health indicators in school-aged children and youth.
International Journal of Behavioral Nutrition and Physical Activity. 2011; 8: 98.
18. Ключникова С.Н., Кодолова Ф.М., Ушников А.И. Концептуальный подход к организации и подготовки студентов к сдаче нормативов нового комплекса ГТО. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2018; 13(3): 112-120. DOI: 10.14526/2070-4798-2018-13-3-112-120.
Статья поступила в редакцию: 12.10.2018
Гуляева Светлана Степановна - кандидат педагогических наук, доцент, Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта, 678671, Россия, Республика Саха (Якутия), г. Чурапча, ул. Спортивная, дом 2, e-mail: [email protected]