Научная статья на тему 'Регион в системе ценностей государственной политики'

Регион в системе ценностей государственной политики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
33
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Linguistica
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПАРАДИГМА / РЕГИОН / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ТРАНСФОРМАЦИИ / ВОСПРОИЗВОДСТВО / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ / ИНФРАСТРУКТУРЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шопенко Анатолий Дмитриевич

В статье обосновывается тезис о биполярности экономического и социального подходов к региону. Утверждается, что любые попытки решить региональные проблемы в рамках исключительно экономической парадигматики обречены на провал. Регионы это прежде всего социальная категория, место жизнедеятельности и среда обитания населения страны. Социальная парадигма предполагает рассмотрение региона в качестве согласованного и взаимно неразрушающего сочетания всех элементов пространственно локализованной среды на конкретной территории

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The thesis of the bipolarity of the economic and social approaches to the region examined in the article. The author argues that solving of regional problems from only economic paradigm perspective condemns to failure. Regions are social category in the first place, the place for peoples habitation and activity. Social paradigm supposes that region is considered as a complex, concreted and mutually indestructible combination of all elements of spatially localized environment united by territory

Текст научной работы на тему «Регион в системе ценностей государственной политики»

УДК 332.1

РЕГИОН В СИСТЕМЕ ЦЕННОСТЕЙ

Начальный этап кризисных явлений в современной экономике заставляет предполагать его достаточно быстрый переход в социальную сферу. Как известно, кризис, начавшийся в сфере узко специальной области ипотечного кредитования, через полгода охватил всю мировую финансовую систему и перешел в область производства и сферу услуг. Если иметь в виду естественную асин-хронность социальных и экономических процессов, а также достаточно медленный процесс осознания российским населением всей глубины происходящих изменений, то можно считать, что у государства, если оно действительно стремится проводить социально ориентированную политику, еще есть время, чтобы попытаться смягчить достаточно трагические для населения последствия экономического кризиса. Правда, ситуация осложняется, во-первых, тем обстоятельством, что государство в лице органов власти обладает практически нулевым опытом в решении подобных проблем, во-вторых, население имеет мало возможностей для самоорганизации и легального предъявления своих требований государству, в-третьих, большими сомнениями в том, что созданное в последние двадцать лет государство действительно проводит социально ориентированную политику.

По начальному этапу проводимой государством политики выхода из кризиса видно, что государство в первую очередь пытается спасать финансовую систему, перекачивая средства в банки, откуда они немедленно исчезают за пределами страны, затем кое-что делается для некоторых предприятий — при этом ситуация больше походит не на оказание помощи, а на перераспределение собственности в достаточно узкой группе лиц, владеющей этой собственностью, в то время как вопрос об оказании помощи регионам вообще не стоит на повестке дня. С социологических позиций очевидно, что население, т. е. жители страны, ее граждане, которые регулярно ходят

А.Д. Шопенко ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ

избирать эту государственную власть (что само по себе не может не вызывать удивления), проживают отнюдь не в банках и не на заводах, а на определенной территории родной страны, называемой регионом. Не менее очевидно, что успешная борьба с кризисом в каждом российском регионе в значительной мере зависит от правильно выбранных приоритетов и направлений развития кризиса в социальной сфере, а также от реализации программ обеспечения социальной безопасности населения. Эти приоритеты и направления непосредственно зависят от множества взаимосвязанных экономических, социально-демографических, этно-политических, природных, социокультурных, экологических факторов и вытекают из стратегических целей социальной политики, осуществляемой федеральными и региональными органами государственной власти. Поэтому в качестве основных целей социальной политики региона — должны выступать не темпы инфляции и дефицит бюджета, а уровень занятости, рост индивидуальных доходов и сбережений, проблемы демографического развития, вопросы социальной защиты различных категорий граждан, показатели развития здравоохранения и образования и т. д.

Так, основными задачами в изучении механизма взаимодействия между социальными и экономическими процессами в регионе являются:

• выделение экономических процессов, непосредственно воздействующих на население и выступающих по отношению к другим процессам предпочтительным звеном, влияющим на воспроизводство населения;

• выявление таких процессов, которые непосредственно влияют на демографическую ситуацию и являются связующим звеном между экономическими и социальными факторами. Очевидно, что такие демографические факторы, как депопуляция, отток из региона молодых и квалифицированных кадров, имеют практически необратимый характер.

Следует отметить, что экономические цели в развитии регионов преобладали на всем этапе создания советской планово-административной экономики. С этим связано значительное число так называемых «градообразующих предприятий». Население таких городов полностью зависело от экономики конкретного предприятия. В качестве примера можно привести создание в 1960-е годы крупнейшего Череповецкого металлургического комбината в Вологодской области — в регионе, где не было ни угля (поставлялся из Воркуты), ни руды (поставки с Кольского полуострова), ни квалифицированной рабочей силы. Так или иначе, за годы планового развития на базе комбината вырос город с населением численностью до 250 тыс. человек, в основном работающим на комбинате и связанном с ним производствах. В условиях стихийности процессов вторжения рыночных отношений в различные сферы жизнедеятельности, нецивилизованных форм их проявления, отсутствия необходимого правового регулирования владельцем комбината стал практически один человек, от решений которого стала зависеть жизнь города и в значительной степени экономическое состояние области. До кризиса в условиях повышения спроса и соответственно цен на металл город развивался. С началом кризисных явлений в экономике в результате неадекватной хозяйственной деятельности руководства и падения спроса на металл начались массовые сокращения персонала на комбинате. Были остановлены три домны из пяти, что практически означает полную остановку деятельности комбината.

Этот пример далеко не единственный — только в Северо-Западном регионе можно найти несколько десятков аналогичных ситуаций, а если добавить сюда те, где созданные за годы советской экономики города не пережили этап развала советской планово-административной хозяйственной системы или кризис дефолта, то можно вновь ставить вопрос о том, что представляет собой регион — место для полноценной жизни, среду обитания населения или полигон для экономических экспериментов, каждый из которых по-своему перекраивает всю среду обитания населения на данной территории.

За время развития рыночных отношений в регионе не было создано никакой системы социальных гарантий, адекватной идеям и принципам общества с социально ориентированной рыночной экономикой и реально обеспечивающей социальную защищенность каждого гражданина.

В целом, на наш взгляд, если поставить перед собой цель — создание такой системы, то ее наиболее приоритетными направлениями следует считать:

1. Признание ответственности в лице субъекта Федерации за социальное положение своих граждан, ликвидацию социальных антагонизмов и диспропорции и формирование гармоничной социальной структуры в регионе.

2. Обеспечение приоритетности идей гуманизма, утверждение прав, свобод и неприкосновенности личности, чести и достоинства человека.

3. Реализацию принципов социальной справедливости, социальной защиты малоимущих, престарелых, инвалидов, сирот, многодетных семей, беженцев и вынужденных переселенцев, студенческой и учащейся молодежи.

4. Приведение минимальной заработной платы, пенсий, стипендий, пособий к реальному прожиточному минимуму и гарантирование их полной и своевременной выплаты.

5. Недопущение массовой безработицы, переподготовку и повышение квалификации высвобождающейся рабочей силы.

6. Гарантии общедоступного качественного медицинского обслуживания, осуществление эффективных мер по поддержке семьи, охране материнства и детства, сокращению младенческой смертности и увеличению продолжительности жизни людей.

7. Предоставление всему населению равного права на получение общего и высшего образования, свободу выбора профессии в соответствии с полученной подготовкой.

8. Создание условий для развития всех видов творчества, раскрытие талантов и способностей людей, защиту интеллектуальной собственности, недопущение «утечки умов» из Санкт-Петербурга и в целом России.

9. Утверждение в городе гражданского, общественного согласия между различными социальными слоями и группами населения.

10. Предоставление возможностей для хозяйственной деятельности в регионе на основе социально-экономической самоорганизации населения.

Для выработки такой политики администрация с помощью своих организаций и учреждений должна осуществлять постоянный анализ и оценку социальной ситуации в регионе. Полученные данные явятся исходными для разработки конкретных мер по социальной защите и обеспечению социальной безопасности различных групп и слоев населения, повышения компенсаторных возможностей социальной сферы, развития ее потенциала, социальной инфраструктуры.

Приоритетной является ориентация на семейные ценности. Как известно, семья — основная социальная потребительская ячейка общества, где в процессе личного потребления происходят восстановление и развитие жизненных сил, способности к трудовой и другим видам жизнедеятельности. Дифференцированное воспроизводство индивидуальной рабочей силы сводится к дифференцированному уровню потребления, потребностей и степени удовлетворения системы потребностей.

Потребности — на уровне семьи выражаются системой стоимостных (заработная плата, среднедушевой доход семьи и др.), натуральных (набор продуктов питания, одежда, жилье, обеспеченность услугами непроизводственной сферы и др.) показателей и показателей бюджета времени. Кроме того, в систему потребностей включаются демографические потребности (в здоровье и сохранении жизни, создании собственной семьи и расторжении брака, рождении детей, миграции, приобретении образования и профессиональной подготовки).

Путем удовлетворения вышеназванных потребностей органы государственной и местной власти формируют демографическое поведение, а следовательно, изменяют демографическую ситуацию в нужном направлении и, кроме того, влияют на развитие жизненных сил и эффективное воспроизводство рабочей силы.

К мероприятиям, проводимым органами государственной власти в этом направлении, относятся: предоставление льготных кредитов и пособий по многодетности; обеспечение молодых семей жильем; административное регулирование

бракоразводного процесса, а также ряд других мероприятий, регулирующих рождаемость и обеспечивающих здоровье населения.

Рождаемость является одним из основных направлений, на которые должна оказывать воздействие региональная демографическая политика. Уровень рождаемости определяют следующие факторы:

• социальное положение женщин и их занятость в общественном производстве;

• степень удовлетворения материальных и культурных потребностей населения, рост материального и культурного уровня населения;

• степень обеспеченности детскими учреждениями, материальное поощрение деторождения;

• возрастно-половая структура населения и доля женщин детородного возраста в женском населении;

• соотношение между численностью мужчин и женщин, возраст вступления в брак;

• усиление заботы о семье;

• другие правовые, национальные, религиозные, природно-географические и биологические факторы, национально-бытовые традиции.

В среднесрочной перспективе органы государственной власти должны стремиться к устранению причин бедности, обусловленных как институциональным построением государственной системы распределения доходов, так и просчетами в предпринимательской деятельности субъектов хозяйственной деятельности, затрагивающей материальное положение значительной части населения региона. В связи с этим можно предложить:

• постепенное приближение минимального размера оплаты труда к величине минимального потребительского бюджета;

• финансовый и административный контроль за системами оплаты труда на предприятиях, предусматривающий определенный для региона уровень дифференциации в оплате труда;

• индексирование пособий по безработице, освобождение от обложения налогами доходов на уровне прожиточного минимума;

• увеличение размеров пособий на детей для наиболее социально слабо защищенных категорий населения.

В то же время нетрудоспособная или попавшая в неблагоприятную жизненную среду часть населения должна получить право на временную конкретно-адресную социальную помощь с проверкой доходов от государственных и региональных органов социальной защиты по заявлению трудящегося.

Особое значение в данном контексте имеет расширение масштабов и улучшение системы денежной и натуральной поддержки малообеспеченных слоев населения. Возможность получения поддержки и механизм ее выделения целесообразно определять в соответствии со среднедушевым доходом семьи, региональным прожиточным минимумом и экономическими возможностями региона.

В дальнейшем существенное внимание следует уделять обеспечению полного и своевременного выделения средств со стороны органов местной власти на выдачу пособий с целевым назначением средств. Необходимо реализовать поэтапное повышение величин стипендий и иных социальных выплат обучающимся, которые должны превышать увеличение цен, что будет способствовать обеспечению роста ежемесячного денежного пособия для учащихся до показателя, характеризующего прожиточный минимум, определенный для трудоспособного населения страны. Кроме того, важно усиление корреляции стипендий и иных социальных выплат с успеваемостью их получателей.

Фундаментальная задача государственных органов в области реформирования оплаты труда заключается в создании системы рыночного регулирования заработной платы, формирующей ее в качестве цены рабочей силы в условиях рынка труда и создающей предпосылки для эффективного взаимодействия интересов наемных работников и работодателей. Такие меры должны являться реальным инструментом изменения курса экономических реформ, чтобы они имели большую социальную ориентацию. Для этого необходимо стремиться к росту уровня жизни занятых граждан вместе с одновременным воздействием на рост эффективности функционирования собственников хозяйственных ячеек, а также на формирование экономически более выгодных условий для социального обеспечения объективно неспособных трудиться граждан.

Экономически целесообразная система рыночного регулирования заработной платы должна включать в себя:

• многоуровневую коллективно-договорную систему, которая предоставляет возможность в значительной степени отразить сущность рынка труда относительно наемных работников;

• налоговую систему регулирования частных доходов, гарантирующую реальное участие всех жителей в процессах реализации федеральных и региональных социальных нужд;

• систему минимальных государственных гарантий в сфере заработной платы, нацеленную на ее защиту от отрицательных проявлений рыночного механизма;

• эффективную информационную систему, предоставляющую труженикам и предпринимателям достоверную и всеобъемлющую информацию о цене труда в разных аспектах: по профессиям, разрядам, отраслям, регионам и т. п.;

• установленную на федеральном уровне максимальную планку дифференциации доходов населения, рассчитанную для каждого региона.

Поскольку, как мы уже отмечали, жизнь человека протекает в определенном регионе, то и обеспечение человеческой жизни на достигнутом обществом уровне развития культуры является проблемой региона, а не конкретного предприятия, т. е. представляет собой социальную проблему. В то же время социальная сфера регионов наиболее сильно пострадала в ходе экономических реформ. Предприятия, на балансе которых находились больницы, детские сады, стадионы, клубы и другие объекты социальной сферы, продали их или «сбросили» на органы местной власти. И в том, и в другом случае результат был достаточно печальным — все, что можно было продать превратилось в офисы, в которых в условиях кризиса некому будет работать, магазины, в которых нечего будет продавать, склады, на которых нечего хранить. В то время как в некоторых регионах недоступными стали услуги обыкновенной бани, расцветают салоны СПА для оказания интимных услуг У1Р-персонам. За годы расцвета рыночных отношений происходило постоянное уменьшение объемов ввода и реконструкции объектов социального назначения вопреки острой потреб-

ности в них. Возрос отток квалифицированных кадров из социальной сферы и снижается степень ответственности региональной власти за ее функционирование.

Независимо от форм собственности общество, которое находится на определенном уровне своего развития, должно стремиться предоставить своим гражданам основные социальные услуги. При наличии значительной дифференциации доходов населения большое значение имеет сохранение доступности для них услуг социальной сферы и жизненно необходимых бытовых услуг.

Интересно, что сам термин «социальное» приобрел негативный оттенок: «социальный транспорт» — это для пенсионеров и тех, кто не может заплатить за маршрутку, «социальное жилье» — это то, что могут дать или не дать, а ждать можно неопределенно долго, «социальная помощь» — это то, что не дает умереть, но не позволяет по-человечески жить.

В то же время фундамент социальной поддержки должны составлять следующие основные задачи:

• практическое осуществление в условиях региона совокупностей прав и интересов людей;

• формирование основных условий, направленных на самовыражение и участие в деятельности общества;

• обеспечение паритета совокупностей прав и возможностей граждан в процессе получения социальной поддержки и различных видов общих и специализированных услуг;

• дифференциация методов оказания поддержки разным слоям населения.

Реализация этих задач, несомненно, обусловливает наличие как определенного законодательного, так и финансового, материального и кадрового обеспечения и вследствие этого предполагает параллельное функционирование негосударственных видов предоставления поддержки.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кнорринг, В.И. Социальное управление: государство, коллектив, личность [Текст] / В.И. Кнорринг. - М.: Экзамен, 2008. - 686 с.

2. Ларионов, И.К. Стратегия социального управления [Текст] / И.К. Ларионов. — 2-е изд. — М.: Дашков и Кш, 2007. — 495 с.

3. Симаков, М.Ю. Оптимальное социальное управление [Текст]: сб. статей / М.Ю. Симаков. — М.: Самообразование, 2006. — 96 с.

4. Шопенко, А.Д. Управление развитием социальной сферы региона в условиях реформирования экономики России (Социологический анализ) [Текст] / А.Д. Шопенко. — СПб.: СПбГИЭУ, 2007. — 162 с.

5. Сигов, И.И. К вопросу о методологии и методике разработки стратегий развития федеральных округов [Текст] / И.И. Сигов // Региональная экономика России. — 2003. — № 1—2. — С. 3—13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.