прерогатив, распространение таких ментальных установок, как правовой нигилизм, безынициативность, отсутствие уважения к чужой собственности и рачительного отношения к земельным ресурсам; ■ определены среднесрочные перспективы развития рынка недвижимости России, состоящие в дальнейшем развитии рыночной инфраструктуры, совершенствовании нормативно-правовой базы, способствующие закреплению более транспарентных механизмов его функционирования, несмотря на неизбежное сокращение инвестиционного спроса, вызванное влиянием мирового финансового кризиса; предложен учитывающий историко-генетические особенности эволюции института собственности комплекс мер, направленных на элиминирование источников положительной динамики тран-сакционных издержек и обеспечение повышения эффективности функционирования рынка недвижимости: введение четких санкций за нарушение прав собственности и субоптимальное использование ресурсов; повышение качества
землеустроительных работ; применение упрощенной процедуры постановки на кадастровый учет; разработка системы стандартных и полных требований к документам, необходимым для регистрации прав и сделок; стимулирование сокращения масштабов долевой собственности и создания неформальных норм, способствующих формированию ментальных установок эффективного собственника.
Таким образом, институциональный методологический подход к рыночной трансформации в сфере недвижимости и разработка теоретико-методологических основ анализа процесса эволюции структурообразующего института собственности в контексте динамики трансакционных издержек позволит использовать результаты исследования: для обоснования и принятия норм земельных законов и управленческих решений в сфере законодательства; при разработке концепций для повышения эффективности функционирования рынка недвижимости; для экономического регулирования и оптимального использования; для развития ипотеки.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Макконнел К., Брю Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика: Пер. с англ. В 2 т. Баку: Азербайджан, 1992. Т. 2. 400 с.
2. Норт Д. Институты, институциональные измене-
ния и функционирование экономики. М.: Начала, 1997.
3. White L.H., What Kind of Monetary Institutions Would a Free Market De-liver // London, Cato Journal. 1990. Vol. 9, N 2.
УДК 332.145
Игошев М.В.
Механизм влияния системы физической культуры и спорта на социально-экономическое развитие региона
В настоящее время человечество начинает осознавать, что накопленное на предыдущих этапах развития благосостояние общества и комфорт среды обитания, успехи в научно-технической области сопровождаются разрушением духовных ценностей, снижением культуры, а также привели к усиливающейся безнравственности, росту социальных аномалий (алкоголизма, наркомании, преступности), ухудшению физического здоровья значительной части людей. Это-
му способствовала и создаваемая в обществе иллюзия всемогущества медицинской науки: если детально изучить устройство каждого отдельного органа, то, синтезировав новое лекарство, можно легко вылечить любой орган, а следовательно, можно «отремонтировать» и весь человеческий организм. Однако при этом забывается, что человеческий организм, как и здоровье человека в целом, - это сложная комплексная система, целостность которой достигается толь-
ко на основе природосообразности, т. е. здорового образа жизни. В современных условиях снижение качества жизни людей (например, увеличение количества сердечно-сосудистых, нервно-психических, желудочно-кишечных заболеваний, заболеваний опорно-двигательного аппарата и др.) зависит не только от уровня благо -состояния конкретного человека или семьи (объективных факторов), но и от субъективных, в первую очередь от культурно-образовательного уровня семьи, отдельного человека, что выражается в неправильном питании, нерациональном образе жизни, неправильном лечении и самолечении, пренебрежении профилактикой заболеваний и т. д.
В мировом сознании все больше утверждается мнение, что «человечество стоит на пороге глубочайшего кризиса» - кризиса самого образа жизни [5]. Академик Н. Н. Моисеев писал, что это системный кризис, который нельзя охарактеризовать каким-либо одним обстоятельством, ибо вся структура социальных отношений, все основные стимулы и стремления человека, привитые человеку тысячелетиями «присваивающей» цивилизации, приходят в противоречие с возможностями планеты, с самими законами ее развития [6]. Таким образом, человечество объективно столкнулось с проблемой, которая обязательно должна быть решена в XXI веке, - задачей скорейшего перехода от состояния экологической и гуманитарной катастрофы к экологической и социальной гармонии, к формированию социоэкономики. В связи с этим возникла настоятельная необходимость в смене как парадигмы общественного развития, так и парадигмы управления обществом.
Действуя в таком направлении, России, как и миру в целом, в первую очередь необходимо сформулировать и принять новую логику ноо-сферного мышления, образа жизни и управления [4, 8]. В этой связи в основу современной парадигмы управления должны быть заложены принципы профилактики социального и физического здоровья, социального и духовного возрождения, а не профилактики и лечения уже имеющихся болезней. Поэтому российскому обществу необходима мощная государственная программа естественного духовного, психического и физического оздоровления общества, где приоритет должен принадлежать физическому и духовному здоровью каждого человека. И основой такой
программы должно стать активное развитие физической культуры и спорта.
В то же время такой подход заставляет обратить внимание на экономические факторы в сфере физической культуры и спорта, которые в современных условиях начинают приобретать все более важное значение наряду с ее социальной ролью. Это можно аргументировать ростом и усилением в развитых странах мира следующих явлений:
- повышение трудоспособного возраста населения (повышение возраста выхода на пенсию) за счет широкого использования физической культуры и спорта для профилактики заболеваний и укрепления здоровья населения;
- широкое вовлечение в занятия физической культурой и спортом трудоспособного населения с целью сокращения расходов бизнеса и государства на оплату больничных листов и уменьшения потерь рабочего времени в общем и все возрастающем количестве часов нетрудоспособности работников (в том числе государственных служащих);
- увеличение активности и творческого долголетия людей за счет активных занятий физической культурой и спортом в странах, где данная сфера является объектом внимания общества и государства;
- значительный рост доходов от спортивной индустрии и спортивных зрелищ, от оказания физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг;
- активное развитие во многих странах мира физкультурно-оздоровительной и спортивной инфраструктуры с учетом интересов и потребностей населения;
- развитие рынка физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг.
Эти чисто экономические проявления современных функций и назначения сферы физической культуры и спорта дополняют многочисленные социальные и культурные функции и существенно меняют основные теоретические и практические подходы к пониманию места и роли сферы физической культуры и спорта. Сегодня уже можно говорить о появлении экономической заинтересованности граждан в поддержании и улучшении своего здоровья как основы материального благополучия. В экономически развитых странах эта заинтересованность по сути оформилась в устойчивую, целостную систему поведения.
Таким образом, физическая культура и спорт в настоящее время становятся все более важным элементом современной социоэкономики и оказывают существенное влияние на формирование основных тенденций развития экономики и общества.
Такой подход в целом коррелируется с весьма распространенной в настоящее время в теории и практике регионального управления концепцией человеческого капитала, которая занимается исследованиями взаимосвязей между инвестициями в человека и доходами, которые получают индивиды, фирмы и государство от этих инвестиции [1]. Однако в подавляющем большинстве исследований по теории развития человеческого капитала акцент делается на анализе инвестиций преимущественно в две сферы экономики - здравоохранение и образование. Но дело в том, что многие затраты, в частности на здравоохранение, можно значительно снизить и оптимизировать за счет финансирования развития сферы физической культуры и спорта.
Физическая культура и спорт выполняют превентивные меры, не допуская развития многих заболеваний, а значит, снижая затраты на их лечение: общеизвестно, что занятия физической культурой и спортом являются эффективным средством профилактики многих неинфекционных заболеваний (сердечно-сосудистых, заболеваний опорно-двигательного аппарата, ишемиче-ской болезни сердца, диабета, ожирения и т. д.) и вредных привычек (пьянства, табакокурения, токсикомании и т. д.), а также общего поддержания и укрепления здоровья (повышение иммунитета), что, в свою очередь, позволяет более эффективно бороться с целым рядом инфекционных заболеваний (гриппом, ОРВИ и т. д.), снижая риск заболевания в период эпидемии и/или ускоряя процесс выздоровления.
Таким образом, развитие физической культуры и спорта является важным элементом повышения общего здоровья населения региона и страны в целом и может способствовать успешной реализации национального проекта «Здравоохранение». В частности, широкое внедрение в российскую систему здравоохранения практики домашних врачей тормозится у нас в стране из-за наличия у большей части населения целого «букета» заболеваний, лечить которые врачам общей практики достаточно сложно. В то же время
укрепление здоровья населения приводит к более узкой дифференциации заболеваний, сводя их к сезонным (вспышка гриппа, ОРВИ и пр.) и, по сути, хроническим заболеваниям, которые контролируют узкие специалисты. Это значительно облегчает работу врачей общей практики и позволяет повысить эффективность их труда, а следовательно, и улучшить качество медицинского обслуживания, что в свою очередь положительно влияет на ход лечения заболеваний, возникновение осложнений после болезни, развитие сопутствующих заболеваний, а значит, и повышает в целом качество здоровья населения, в том числе трудоспособного.
С другой стороны, укрепление здоровья трудоспособного населения позволяет существенно снизить социальную и экономическую нагрузку и на бизнес. Так, по оценкам зарубежных исследователей, в США ежегодные потери от преждевременной смертности трудоспособного населения оцениваются примерно в 30 млрд долл. и эта величина из года в год возрастает, а в Канаде прямые и косвенные расходы общества на лечение заболеваний, вызванных физической пассивностью людей, составляют примерно 2,5 млрд долл. в год [9]. В результате в настоящее время в экономически развитых странах в регулярные занятия физкультурой и спортом вовлечено около половины их жителей (по разным странам -от 40 до 60 %) [3].
Таким образом, развитие физической культуры и спорта положительно влияет на все стороны (сферы) региональной экономики, увеличивая человеческий потенциал и человеческий капитал региона, создавая дополнительные факторы успешного социально-экономического развития и способствуя формированию в конечном счете такой модели социоэкономики региона, которая соответствует современным тенденциям и перспективам развития общества в целом. В обобщенном виде влияние развития системы физической культуры и спорта на социально-экономическое развитие региона показано на рисунке.
Общая система взаимоотношений в рамках представленной схемы:
1) целевой функцией сферы физической культуры и спорта является улучшение общего состояния здоровья населения в целом и его работающей части;
Социально-экономическое развитие региона
Влияние развития системы физической культуры и спорта на социально-экономическое развитие региона
2) развитие физической культуры и спорта позволяет серьезно снизить функциональную и экономическую нагрузку на сферы здравоохранения (дешевле предупредить заболевание, чем его лечить) и бизнеса (дешевле организовать физкультурные пятиминутки на рабочем месте и оплатить работникам абонемент в спортзал, чем оплачивать дни нетрудоспособности, неся двойную потерю в виде неотработанных часов и оплаты больничного), а также населения в целом (дешевле регулярно заниматься физической культурой и спортом, чем оплачивать лечение различных заболеваний и испытывать постоянный стресс от опасности потери работы);
3) улучшение физического и морального здоровья населения и работников приводит к росту производительности труда, повышению эффективности бизнеса, а следовательно, к экономическому росту региона в целом;
4) общий рост доходов приводит к увеличению расходов всех субъектов региональной экономики, и в первую очередь населения, на занятия физической культурой и спортом, а также на профилактику и лечение заболеваний, на развитие спортивно-оздоровительной инфраструктуры;
5) итогом данного процесса является возрастание продолжительности активного творческого долголетия людей, увеличение человеческого потенциала и человеческого капитала региона и в целом социально-экономическое развитие региона.
При этом нужно отметить, что в представленной схеме первым шагом является именно исходное развитие сферы физической культуры и спорта по сравнению с фактом экономического роста. Отсутствие экономических условий в ситуации переходного периода и формирования рыночной экономики, часто приводимое отечественными функционерами от спорта в качестве
обоснования для объяснения бездействия в области развития физической культуры и спорта в России в последние десятилетия, не может быть принято в качестве аргумента. Нельзя обеспечить сначала экономический рост, а затем на его основе решать вопросы формирования здорового образа жизни и укрепления здоровья граждан -всегда может оказаться так, что рост будет недостаточен. Более того, в современных условиях снижение качества жизни людей (например, увеличение количества заболеваний опорно-двигательного аппарата, желудочно-кишечных, нервно-психических, сердечно-сосудистых заболеваний и др.) зависит не только от уровня благосостояния (объективных факторов), но и от субъективных факторов (неправильного питания, нерационального образа жизни в целом, неправильного лечения, пренебрежения профилактики заболеваний и т. д.). К тому же повышение уровня жизни (рост заработной платы, увеличение размеров социальных пособий, появление иных доходов) не может автоматически привести к улучшению образа жизни людей (его упорядочению, отказу от вредных привычек и пр.), особенно у части населения с первоначально низким культурно-образовательным уровнем, а чаще всего приводит к простому количественному росту объемов потребления материальных благ.
Более того, как показывает опыт зарубежных стран, использование физической активности и спорта в целях предупреждения заболеваемости требует незначительных дополнительных затрат государства. В результате в развитых странах мира наблюдается устойчивая тенденция повышения роли государства в развитии физической культуры и спорта, что необходимо учитывать и в нашей стране при разработке государственной социально-экономической политики и программ социально-экономического развития на уровне как федерации, так и отдельных регионов.
В целом влияние развития физической культуры и спорта на увеличение человеческого капитала и человеческого потенциала региона можно рассматривать по нескольким ключевым направлениям.
Во-первых, это улучшение здоровья населения и снижение смертности людей трудоспособного возраста. Как показывает статистика, в России в целом и ряде регионов ситуация в этой области очень тревожная. По данным за 2007 год, продолжительность жизни российского населения составляет 67,5 лет. Если сравнить эти показатели
со странами - старыми и новыми членами Европейского союза, то в настоящее время разница в продолжительности жизни мужчин соответственно 16 и 10 лет, женщин - 10 и 5,5 лет [3]. Например, в Пермском крае уровень смертности населения на 1000 населения (15,7) выше, чем в среднем по РФ (14,6) и по ПФО (15,2), при этом существенное влияние на динамику общей смертности (33-35 % от общего числа умерших) оказывает смертность населения в трудоспособном возрасте - 14,2 тыс. человек в 2007 году, среди которых 78 % мужчины [2]. Это соотносится и с худшими, чем в целом по России и по ПФО, показателями численности лиц, занимающихся физической культурой и спортом: доля населения, занимающегося физической культурой и спортом в Пермском крае, составляет 11,1 % от общего числа населения в РФ - 15,6 %, в ПФО - 14,3 %.
Во-вторых, улучшение здоровья подрастающего поколения, являющегося важным элементом человеческого потенциала региона и основой будущих работников. Именно от здоровья сегодняшних детей и подростков зависит качество трудоспособного населения в будущем. К сожалению, в этой области дела в России обстоят весьма тревожно. Наблюдается и резкое ухудшение здоровья детей: около 75 % дошкольников и школьников младших классов имеют серьезные отклонения в уровне здоровья, а среди старшеклассников здоровые дети составляют всего 10 %. Приблизительно у 50 % выпускников школ имеются два-три заболевания, более чем 50 % детей разного возраста страдают хроническими заболеваниями, которые во многом обусловлены недостаточной двигательной активностью. Резко прогрессируют болезни сердечно-сосудистой (рост на 17 %), костно-мышечной систем (рост на 20,9 %), психические расстройства (рост на 24,5 %), гипертония, болезни эндокринной системы, расстройства желудочно-кишечного тракта (рост на 25,5 %) [7]. По данным различных исследований, сегодня в России лишь около 10 % молодежи имеют уровень физического состояния и здоровья, близкий к норме, а дети имеют худшие показатели в росте, окружности грудной клетки, динамометрии, чем их сверстники 10-15 лет назад.
Таким образом, принятие радикальных мер по формированию положительных ценностных ориентиров у молодежи, включая неприятие вредных привычек и качественного улучшения состояния здоровья населения, становится абсолютно необходимым.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеевский В.С. Социокультурная концепция общей теории менеджмента // Менеджмент в России и за рубежом. 2004. № 2.
2. Антонова О.И. Региональная дифференциация смертности от внешних причин // Вопросы статистики. 2007. № 10. С. 17-21.
3. Доклад о состоянии здравоохранения в Европе // Европейское региональное бюро ВОЗ. Копенгаген, 2005.
4. Иванов В.Н. Управленческая парадигма XXI века // Специалист. 2003. № 4.
5. Моисеев Н.Н. Еще раз о проблеме коэволюции // Вопросы философии. 1998. № 8. С. 26.
6. Моисеев Н.Н Логика динамических систем и развитие природы и общества // Вопросы философии. 1999. № 4. С. 10.
7. Офиц. сайт администр. Пермского края. URL: http://www.permkrai.ru/ development_strategy/zadachi/ chel_pot/stab/smer/
8. Прохоров А.П. Перспективы развития российской модели управления // Менеджмент в России и за рубежом. 2003. № 2.
9. Стародубов В.И., Иванова А.Е. Анализ изменений и прогноз смертности населения в связи с мерами демографической политики // Социальные аспекты здоровья населения. 2008. № 3.
УДК 338.984:338.583
Махова Е.А.
Особенности вмененных издержек реализации газа
потребителям внутреннего рынка России
Для корпоративных форм управления, регулируемых государством, период глобальных преобразований в российской экономике вылился в кризис неплатежей. Не избежала его и газовая отрасль. Газпром оказался в числе крупных энергетических корпораций, оказавшихся на грани выживания и вынужденных изыскивать пути выхода из кризиса - дефицита денежных поступлений за поставленные ресурсы. Газовая отрасль в России, исторически сформировавшаяся как централизованная система, выжила, прибегнув к аутсорсингу - передаче непрофильных процессов сбыта обособленным юридическим лицам (региональным компаниям по реализации газа). В условиях мирового финансового кризиса своевременный и полный сбор средств за газ с потребителей является не только залогом финансовой устойчивости и платежеспособности газовой отрасли, сегодня уместно говорить о стабилизационных мерах в регулируемых отраслях народного хозяйства как о рычагах регулирования экономики России в целом [1].
Проблема неплатежей за отгруженный газ усугубляется недополучением прибыли региональных компаний по реализации газа (РКРГ), учтенной при формировании регулируемых цен,
в полном объеме. В силу специфичности товара реализация газа априорно обременена особым видом экономических издержек, обусловленных техническими, социальными и институциональными условиями обеспечения газом населения. Технические условия подразумевают погрешность приборов учета и систем измерений, социальные условия определяются факторами риска неплатежеспособности населения, несвоевременной оплаты газа. Особого внимания заслуживают институциональные условия, индуцирующие экономические издержки. Этот вид издержек формируется в отсутствие эффективных правовых норм, пресекающих проживание граждан без регистрации и нелегальное использование ими коммунальных ресурсов. Эти издержки имеют статус альтернативных (вмененных) издержек (opportunity costs) газового комплекса как издержки, отражающие ценность других благ, которые можно было бы получить при наиболее выгодном использовании тех же ресурсов. Принимая во внимание наличие приборов учета и более высокую цену реализации газа промышленным потребителям по сравнению с населением, не вызывает сомнения наличие существенной экономической выгоды реализации газа про-