УДК 316.33
К.С. Курамшина
СИТУАЦИЯ В ОБЛАСТИ МАССОВОГО СПОРТА ПРОМЫШЛЕННОГО РЕГИОНА СКВОЗЬ ПРИЗМУ СОЦИОЛОГИИ
Ключевые слова: массовый спорт, здоровый образ жизни.
Приведены результаты социологического исследования в области массового спорт. Установлено влияние социальной стратификации на доступность массового спорта среди различных слоев общества. Раскрыты крайне значимые факторы, определяющие состояние общественного здоровья: образ жизни людей, характеристика физической культуры различных слоев общества, ситуация в области массового спорта.
Keywords: mass sport, healthy lifestyle.
The results of sociological research in the field of mass sports. The influence of social stratification on the availability of sports among the various segments of society. Revealed highly significant determinants of public health: the way people live, the characteristics of physical training of various levels of society, the situation in the field of sports.
Общепризнанным является тот факт, что сфера массового спорта призвана решать многие социально-экономические проблемы, такие, как объединение общества, отвлечение молодежи от пагубных привычек, профилактика заболеваний, увеличение средней продолжительности жизни и ее качественного уровня [1]. Поэтому, обладая неоспоримой социальной значимостью, спортивные услуги являются объектами международного регулирования и сотрудничества. Жизненно важно для развития российского общества дать объективную оценку массовому спорту, опираясь на комплексный многофакторный анализ его состояния, и определить пути развития и способы управления спортом. Трансформационные процессы в России обусловили массовую десоциализацию - разрушение прежних социальных статусов, ролей, ценностей [2]. Вместе с тем, в обществе происходит ресоциализация - осознание индивидами и социальными группами новых социальных ролей, статусов, изменения социальной структуры общества; выработка нового социального сознания. То есть, ценность спорта заключается в том, что он является фактором коренного пересмотра и обновления форм самореализации личности; одновременно спорт выступает как основа развития человеческого потенциала государства, -определяющего фактора в условиях глобализации и конкуренции на мировой арене.
В совокупности с ценностно-культурным, нравственным и профессиональным развитием, физическое развитие составляет основу всестороннего развития субъекта информационноинтеллектуального общества. Гуманистическая идея активно культивируется в рамках современной парадигмы управления социологией, психологией, педагогикой.
Успешность спортивной деятельности - понятие, совместимое с социологической категории «качество жизни», оно встраивается в систему показателей качества жизни. Спорт необходимо рассматривать как физический, человеческий, демографический ресурс социума, но, в той же мере - как социальный ресурс индивидов и отдельных групп, реализуемый в процессах социального взаимодействия, в сложных интерактивных социальных сетях. Социальноуправленческую эффективность массового спорта и физической культуры, предлагается связывать с обеспечением следующих целей: формирование у индивидов и социальных групп, всего общества сознания норм безопасного поведения, способности адаптации в сложной неравновесной динамичной среде, рассчитанной на высокую конкурентоспособность; расширенное воспроизводство здорового населения; физическое и духовное воспитание и образование детей, подростков, молодежи; подготовку индивидов к высокопродуктивной профессиональной деятельности; развитие способности к самозащите и подготовку к защите Родины; организацию отдыха и досуга; эстетическую потребность в спортивных зрелищах и рекорд-
ных результатах; социальную интеграцию и реабилитацию лиц с ограниченными физическими возможностями (инвалидов); спортивную социализацию и социальную адаптацию; сохранение национальных особенностей и идентификаций; консолидацию и мобилизацию общества; интеграцию России в глобальных процессах [3].
Международными стандартами высокого уровня реализации выполнения задач развития массового спорта и физической культуры, являются: территориальная и ценовая доступность услуг массового спорта для всех категорий населения; гарантирование качества спортивно-оздоровительных услуг организациями всех видов собственности, согласно качественным национальным стандартам, нормам, процедурам, разработанным в соответствии с высокими международными стандартами; гарантии качества и безопасности спортивных сооружений и оборудования; гарантии высокой квалификации профессиональных кадров организации, предоставляющей спортивно-оздоровительные услуги.
Очевидно, что международные стандарты относительно развития массового спорта -более качественные, они, безусловно, могут служить долговременными ориентирами для субъектов управления сферой массового спорта в России. Модернизация социальноспортивных отношений и формирование новой модели управления физической культурой и спортом зависит от ментальных особенностей нации, исторических традиций. Современное реформирование управления спортом определяется целостной совокупностью социальноэкономических и политических факторов, к которым относятся: тип государственнополитического устройства, состояние финансовой системы государства, правопорядок в стране, специфические спортивные факторы.
За рубежом массовый спорт в первую очередь является механизмом оздоровления населения, достижения самореализации, самовыражения и развития, а также средством борьбы против асоциальных явлений. Поэтому государства придают вопросам развития массового спорта особую значимость, ставя основной целью вовлечение населения в занятия массовым спортом. Основными характеристиками процессов развития массового спорта являются: повышение роли государства в поддержке массового спорта, а также всех форм организации деятельности в данной сфере, использование массового спорта в профилактических и лечебных мероприятиях, профилактике негативных социальных явлений, использование спорта в нравственном, эстетическом и интеллектуальном развитии молодежи.
Влияние данных процессов привело к росту доходов от: спортивных зрелищ и сектора спортивных услуг; увеличения объемов спортивного телерадиовещания; развития физкультурно-оздоровительной инфраструктуры с учетом потребностей населения; многообразия форм обслуживания, методов и средств предложения услуг массового спорта.
Доказано, что физическая культура и спорт способны выполнять все возложенные на них функции при охвате населения спортивными услугами в 30%. В настоящее время по различным оценкам, в России данный показатель составляет 7—8% населения. Разница между отечественными и зарубежными показателями составляет более 50% [4]. Очевидной актуальностью отличаются вопросы развития массового спорта, которым в последнее время уделяется гораздо больше внимания. Вместе с тем необходимо переосмысление и адаптация позитивного зарубежного опыта, который на практике доказал свою эффективность.
Необходимо заимствовать позитивные моменты зарубежного опыта создания и управления массовым спортом. Зарубежный опыт развития массового спорта свидетельствует, что территориальный принцип разделения управленческих функций позволяет четко разграничить компетенцию и ответственность государственных и территориальных органов управления. Так, если на государственном уровне выполняются основные функции управления, то региональные и местные органы управления спортом ориентированы в большей степени на развитие массового спорта и спорта для всех, которые за рубежом являются неразделимыми понятиями. А у нас эти понятия нельзя взаимозаменить, поскольку не всем стратам населения доступны занятия спортом. Не организованы условия занятием спорта для пенсионеров, инвалидов. Необходимо повысить социальный статус физической культуры и спорта, создавать ин-
фраструктуру оздоровительного массового спорта на основе частного государственного партнерства. Развивать спорт для всех. Обеспечить равные возможности для физических занятий всех социально-демографических групп населения России.
В условиях социально-экономических и политических преобразований современной России особое значение приобретают вопросы укрепления физического и духовного здоровья человека, формирования здорового образа жизни.
Мировой опыт показывает, что средства физической культуры и спорта обладают универсальной способностью в комплексе решать проблемы повышения уровня здоровья населения и формирования здорового морально-психологического климата в коллективах и в обществе в целом [3].
Всемирно признано, что занятия физической культурой и спортом являются превентивным средством поддержания и укрепления здоровья и профилактики различных неинфекционных заболеваний (сердечно-сосудистых, ишемической болезни сердца, диабета, остеопо-роза, ожирения и т.д.) и вредных привычек (пьянства, табакокурения, токсикомании и т.д.). Причем, как отмечают американские специалисты, использование физической активности и спорта в целях предупреждения заболеваемости требует незначительных дополнительных затрат государства. В то же время потери от преждевременной смерти трудоспособного населения в США оцениваются в 25-30 млрд. долл. в год. А канадские эксперты считают, что прямые и косвенные расходы на лечение заболеваний, связанных с физической пассивностью канадцев, составляют примерно 2,5 млрд. долл. в год [5].
Понимание того, что будущее любой страны определяется здоровьем членов общества, привело к усилению роли физической культуры и спорта в деятельности по укреплению государства и общества и активному использованию физической культуры и спорта в поддержании и укреплении здоровья населения.
Забота о развитии физической культуры и спорта является важнейшей составляющей социальной политики государства, обеспечивающей воплощение в жизнь гуманистических идеалов, ценностей и норм, дающей широкий простор для выявления способностей людей, удовлетворения их интересов и потребностей, активизации человеческого фактора. Физическая культура, являясь одной из граней общей культуры, во многом определяет поведение человека в учебе, на производстве, в быту, в общении, способствует решению социальноэкономических, воспитательных и оздоровительных задач.
Огромный социальный потенциал физической культуры и спорта необходимо в полной мере использовать на благо процветания промышленного региона, поскольку это - наименее затратный и наиболее результативный рычаг форсированного морального и физического оздоровления нации. Использование физической культуры и спорта для полноценного и активного досуга и воспитания всегда было прерогативой местных органов власти, тем более необходимо усиление их роли в настоящий период.
В подавляющем большинстве стран развитием спорта в различных территориальных единицах, и, прежде всего в городах, занимаются муниципальные органы, а на местах - коммуны и общины, которые вырабатывают и осуществляют совместно с другими спортивными организациями муниципальную и коммунальную спортивную политику. У нас и в теории и на практике делаются первые шаги в реализации муниципальной спортивной политики.
Отсюда в деятельности региональных и территориальных управленческих структур имеется целый ряд проблемных вопросов, возникающих по разным причинам. Один из таких вопросов связан с ошибочными приоритетами, когда в субъектах Федерации и в территориях, даже на уровне районных спорткомитетов, определяющим показателем является не приобщение населения к массовому физкультурно-спортивному движению, а подготовка спортсменов высокого класса, их выступление на чемпионатах разного уровня. Исходя из этого, нарушаются пропорции в расходовании средств на развитие спорта высших достижений и спорта для всех. В большом количестве и зачастую бесконтрольно финансовые ресурсы тратятся на проведение соревнований, а развитие материально-технической базы для физкультуры и спорта,
обустройство спортивными сооружениями дворов и микрорайонов отодвигается на второй план. И это происходит несмотря на то, что по положению спорткомитеты должны содействовать гражданам в реализации их прав на занятия физической культурой, спортом и туризмом, содействовать развитию сферы досуга.
Важнейшая задача совершенствования системы управления физической культурой и спортом - формирование оптимальной отраслевой модели управления, в которой будут четко распределены и согласованы компетенция и полномочия, функции и ответственность всех субъектов физкультурно-спортивной деятельности как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации и местных органов власти.
Особое значение в новой системе управления физической культурой и спортом приобретает более тесное взаимодействие между органами здравоохранения, образования, труда, обороны, внутренних дел и других заинтересованных министерств и ведомств. Одной из перспективных идей формирования новой модели управления является усиление роли федеральных округов в организации и проведении физкультурно-спортивной работы, осуществлении координации с регионами. Это позволит оптимизировать вертикальные связи федерального центра с федеральными округами. В новой модели возрастает ответственность общественных физкультурных организаций за развитие видов спорта, привлечение максимального количества людей к занятиям физической культурой и спортом.
В современном мире здоровый образ жизни становится не только выбором отдельной личности, но и одной из главных социальных ценностей. Значение физкультуры и спорта для обеспечения здоровья и здорового образа жизни весьма велико. Неслучайно в Концепции охраны здоровья населения Российской Федерации в число первоочередных мер, направленных на охрану здоровья, определено создание условий и вовлечение различных групп населения в активные занятия физической культурой и спортом [6]. Согласно исследованиям Росстата в Республике Татарстан число занимающихся физической культурой и спортом к 2009 году достигло 16 %, тогда как в экономически развитых странах этот показатель около 40-60 % [7]. В число системных факторов, обуславливающих низкую степень участия населения в физкультурно-оздоровительном движении, несомненно, является уровень общей культуры людей, в том числе отношение к собственному здоровью, наличие или отсутствие вредных привычек. Ссылаясь на отсутствие свободного времени, как и отсутствие желания и интереса, служит подтверждением этого вывода. Следует особо обратить внимание на тот факт, что молодые люди в возрасте 19-29 лет особенно часто мотивируют отказ от занятий спортом и физкультурой своей ленью и отсутствием интереса.
Вот результаты опроса населения к занятиям физической культуры и спортом: 77,9% отметили важность физических упражнений для укрепления здоровья, 48,5% - их полезность для сохранения физической формы и фигуры, 32,7 % - для поддержания работоспособности, 20,8% - для увеличения продолжительности жизни. Но у большинства людей эти оценки расходятся с реальным стилем повседневной жизни, в котором преобладают пассивные формы отдыха. Утренней гимнастикой занимаются 23,6 %, а физкультурой и спортом в свободное время - 31,3 % [1].
Непостоянные, эпизодические занятия физкультурой мало что дают для поддержания здоровья человека. Для этого нужно заниматься физкультурой как минимум 2-3 раза в неделю. Если руководствоваться такой минимальной необходимой нормой, то реальная доля обследованных лиц, занимающихся утренней гимнастикой, составляет 20,1 % производственной гимнастикой в течение рабочего дня - 5,9 %, физической культурой и спортом - 18,8%. Большой популярностью пользуются занятия около спортивного характера - в тренажерных залах, аэробикой, шейпингом, фитнесом и др., к которым приобщились 36,7% отметивших, что занимаются физическими упражнениями. Остальные предпочитают занятия плаванием, оздоровительный бег, спортивные игры, лыжные прогулки [1].
Так же обращает на себя внимание тот факт, что большое число занимающихся физкультурой и спортом (68%) делают это самостоятельно, вне спортивных секций и групп здоровья, и только 13 % опрошенных пользуются спортивными сооружениями.
На охват населения физической культурой и спортом оказывает большое влияние социальное расслоение. В таблице 1 отражена мотивация отказа от занятий физической культурой и спортом в группах с разным уровнем доходов.
Таблица 1 - Мотивация отказа от занятий физической культурой и спортом в группах с разным уровнем доходов (в %)
Уровень доходов
Высокий Средний Низкий
Отсутствие свободного времени 47,7 40,1 29,6
Лень 32,9 27,2 20,4
Отсутствие желания, интереса 28,7 28,4 26,9
Плохое состояние здоровья 9,1 15,8 31,0
Отсутствие заниматься людям моего возраста 9,4 14,8 21,0
Недостаток денег 3,3 12,1 17,2
Отсутствие групп здоровья, секции 4,0 5,6 8,0
Отсутствие спортивной базы 5,6 4,2 4,8
Вредные привычки (курение, употребления алкоголя и др.) 2,6 4,1 4,3
Другое 3,0 3,6 2,7
Проблемы развития массового спорта в республике должны решаться по всем направлениям - и в материальном, и в методическом плане. Без комплексного подхода нельзя рассчитывать на успешную реализацию программы и положительную динамику развития физкультуры и спорта.
Важной составляющей, обеспечивающей организацию физкультурно-спортивной работы с населением по месту жительства, является состояние материально-спортивной базы дворовых территорий. В настоящий момент большое количество дворовых объектов спорта не удовлетворяют потребности населения. Главное сегодня - не столько количество спортивных площадок, сколько их качество, обеспечивающее привлекательность для самостоятельных занятий детей, подростков, молодежи и людей зрелого возраста.
Принципиально важно развитие массового и детско-юношеского спорта, поэтому для привлечения максимального количества детей в спортивные залы нужно сделать их посещение на бюджетной основе. Малообеспеченные и многодетные семьи полностью освободить от родительского взноса. На данный момент льготы, дающие право на освобождение от целевого родительского взноса, могут быть предоставлены в пределах 15% от общего количества учащихся в конкретном учреждении дополнительного образования детей, (в ред. Постановления КМ РТ от 18.08.2008 N 586), что не дает возможности без ограничения разным стратам населения одинаково заниматься физической культурой и спортом [7].
Для проведения ХХУП Всемирной летней Универсиады 2013 года построены и строятся 29 новых спортивных объектов. По завершению Универсиады необходимо не менять профиль деятельности вводимых в эксплуатацию спортивных сооружений. Объекты должны быть использоваться по их функциональному назначению: для физкультурно-оздоровительной работы с населением, для проведения учебных занятий студентов высших учебных заведений и учебно-тренировочной работы детско-юношеских спортивных школ.
137
Духовный опыт нации, огромные природные богатства нашей страны дают уникальные
возможности для здорового образа жизни населения. Необходимо задействовать все социальные механизмы, имеющиеся в распоряжении институтов гражданского общества, чтобы
сформировать культуру здоровье сберегающего поведения.
Литература
1. Тузиков А.Р. Государственное проектирование общественного здоровья в России сквозь призму социологии / А.Р.Тузиков. - Казань, КГТУ, 2009. - 205с.
2. Тузиков А.Р. Социальное регулирование значимости массового спорта / А.Р. Тузиков, К.С.Хуснутдинов.- Казань, КГТУ, 2006. - 198с.
3. Савельева Ж.В. Конструирование социальной проблемы здоровья и болезни СМК: концептуальная модель исследования / Вестник КГТУ. - 2011. № 9. - С. 316-329.
4. Осипов, Г. В. Социология в Западной Европе и США / Г. В. Семенов. - М.: ПРИОР, 2001. - 164 с.
5. Девятко, И.Ф. Методы социологического исследования / И.Ф. Девятко. - М.: Академический Проект, 2003. - 390 с.
6. Савельева Ж.В. Управление сферой здравоохранения в регионе с доминированием экономики НГХ / Вестник КГТУ. - 2011. № 3. - С. 233-239.
7. Бурганова Л.А., Губина Н.В. Потенциал нефтеперерабатывающего производства как результат качества жизни населения монопрофильного города: социологический анализ / Вестник Казан. технол. ун-та. - 2011. - Т. 14, № 2. - С. 251-262.
© К. С. Курамшина - асп. ЦПЭИ АН РТ, старший диспетчер деканата ФУЭП, асс. каф. экономики КНИТУ, [email protected].