ЭКОНОМИКА ТРУДА
Том 5 • Номер 1 • Январь-март 2018 ISSN 2410-1613 Russian Journal of Labor Economics
>
Креативная экономика
издательство
регион в плену структурной безработицы: штрихи к портрету
Статья посвящена вопросам структурной безработицы, ее уровня и особенностям «смещения» показателя оптимального уровня занятости населения, на примере субъекта Центрального Федерального округа - Тверской области. Представлен обзор регионального банка вакансий: кадровой потребности со стороны работодателей и невостребованного предложения со стороны зарегистрированных безработных. Дана оценка масштабов неформальной занятости в регионе. Уделено внимание таким основным инструментам воздействия на региональный рынок труда, как патентование трудовых мигрантов и квотирование иностранной рабочей силы, развитие системы профессионального обучения и подготовки квалифицированных рабочих, специалистов. Особое место отведено вопросу государственного стимулирования создания работодателями высокопроизводительных рабочих мест. Делается вывод о преобладании структурной безработицы по территориальному признаку в экономике Тверской области и серьезных демографических проблемах.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: безработные, уровень занятости, уровень безработицы, государственная миграционная политика, высокопроизводительные рабочие места, иностранная рабочая сила.
Введение
Разразившийся в 2009-2012 гг. финансово-экономический кризис серьезным образом затронул нашу страну. Многие предприятия сильно сократили объемы выпуска продукции и число рабочих мест, а некоторые и вовсе были закрыты. Сегодня кризис экономики и промышленного производства, отчасти преодолеваемый за счет деятельности добывающих отраслей, требует от государства полной мобилизации всех имеющихся трудовых ресурсов и предпринимательской инициативы. Однако в настоящее время в большинстве регионов-реципиентов весьма остро обозначились проблемы отсутствия должного уровня занятости (столь необходимого для экономического роста) и
Белоусов О.А. 1
1 Тверской государственный технический университет, Тверь, Россия АННОТАЦИЯ:
Region in captivity of structural unemployment: finishing touches on the portrait
Belousov O.A. 1
1 Tver State Technical University, Russia
наблюдается неравномерная занятость трудоспособного населения и структурная безработица. В свою очередь, именно занятость является первым и основным условием обеспечения нормального уровня жизни населения. Поэтому обращение исследовательского внимания к вопросам занятости и безработицы населения сегодня весьма актуально.
Безработные граждане и уровень занятости населения
В соответствии с методологией территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тверской области [1] к безработным гражданам следует относить лиц в возрасте 15-72 лет, которые в рассматриваемый период времени одновременно удовлетворяют следующим критериям:
• не имеют работы или доходного занятия;
• занимаются поиском работы или предпринимают шаги к организации собственного дела;
• готовы приступить к работе незамедлительно.
Указанные критерии следует дополнить еще тремя дополнительными аспектами. К безработным относятся также лица, которые в рассматриваемый период:
• не имели работы, но договорились о сроке начала работы (в течение двух недель после обследуемой недели), и не продолжали дальнейшего ее поиска;
• не имели работы, были готовы приступить, но не искали работу, так как ожи-
ABSTRACT:_
The article is devoted to the issues of structural unemployment, its levels and peculiarities of the "displacement" of the indicator of optimal employment level by the example of the Tver region, constituent entity of the Central Federal District. We present a review of the regional bank of vacancies, namely, the staffing needs of employers and the unclaimed supply from registered unemployed. We assess the scale of informal employment in the region. We focus on such basic instruments for addressing the regional labor market as patenting labor migrants and quoting foreign labor, developing a system of vocational training and training of skilled workers and specialists. We also focus on the issue of state incentives for employers to create high-performance jobs. We draw conclusions that structural unemployment prevails on the territorial basis in the economy of the Tver region and that there are serious demographic problems.
KEYWORDS: unemployed, employment rate, unemployment rate, state migration policy, high-productivity jobs, foreign labor force
JEL Classification: J61, J64, J68 Received: 09.01.2018 / Published: 31.03.2018
© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Belousov O.A. (o1_belousov0mail.ru)
CITATION:_
Belousov O.A. (2018) Region v plenu strukturnoy bezrabotitsy: shtrikhi k portretu [Region in captivity of structural unemployment: finishing touches on the portrait]. Ekonomika truda. 5. (1). - 233-244. doi: 10.18334/et .5.1.38735
дали ответа от работодателя на сделанное ранее обращение (период ожидания ответа не превышает одного месяца).
В качестве безработных также учитываются учащиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды, если они занимаются поиском работы и были готовы приступить к ней.
Уровень безработицы определяется как удельный вес численности безработных в процентном отношении к численности экономически активного населения. Наряду с уровнем безработицы в экономической демографии существует не менее важный, но более широкий по смыслу показатель - уровень занятости, представляющий собой удельный вес численности занятого населения в общей численности обследуемого населения (в процентном отношении). По мнению авторитетных экономистов, оптимального уровня занятости, как и уровня естественной безработицы, не существует. Благоприятный уровень естественной безработицы для развитых европейских стран находится в пределах 4-6%, в Швеции, Японии он составляет 1,5-2% и, наконец, для России - 5-7%, что же касается оптимального уровня занятости, специалисты называют цифру в интервале 60-70% при уровне безработицы меньше 5%. Здесь экономисты и демографы выделяют две особенности, исходя из повышения или понижения показателя интервала в 60-70%. Если уровень занятости падает ниже указанного порога, то налицо проблемы в экономике, и в регионе преобладает население нетрудоспособного возраста, к числу которых следует отнести пенсионеров, детей, инвалидов, осужденных на длительные сроки, граждан, находящихся в психиатрических больницах, и т.п. Уровень занятости, превышающий указанный интервал, свидетельствует о высокой степени задействования в трудовой сфере региона работающих пенсионеров и несовершеннолетних, рано начинающих трудовую деятельность, что указывает на негативные демографические процессы, происходящие на конкретной территории. Причем в данном случае (при стремительном старении населения) усиливается миграционный прирост в регион, поскольку рынок труда становится более открытым и заполняется рабочими мигрантами, тем самым снижая уровень занятости. Однако, как показывает исследовательский опыт [2, 3] (Belousov, 2016a; Belousov et al., 2016), привлекаемая иностранная рабочая сила зачастую выстраивает стратегию ухода в неформальную сферу экономики, или же мигранты, получая статус временного или постоянного жителя с правом устройства на работу, фактически не осуществляют трудовую деятельность, а получают пособия по безработице.
ОБ АВТОРЕ:_
Белоусов Олег Александрович, доцент кафедры «Менеджмент», кандидат экономических наук, доцент (o1_be[ousov0mai[.ru)
ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_
Белоусов О.А. Регион в плену структурной безработицы: штрихи к портрету // Экономика труда. -2018. - Том 5. - № 1. - С. 233-244. doi: 10.18334/et.5.1.38735
Численность и состав трудовых ресурсов
По информации Главного управления по труду и занятости населения Тверской области, уровень занятости в регионе в 2017 году повысился на 1,5% по сравнению с 2016 годом, в котором был зафиксирован результат в 67,3%. По данным выборочных обследований рабочей силы за III квартал 2017 года [4], лидерами по уровню занятости являются г. Москва (73,9%), Московская область (70,9%), а Тверская область с показателем 68,8% занимает 3 место - рост на 2 позиции по сравнению с 2016 годом (табл. 1).
Следует констатировать, что при высоком уровне занятости в Тверской области, невысоком уровне безработицы 4% от численности экономически активного населе-
Таблица 1
Численность и состав рабочей силы в субъектах Центрального федерального округа в возрасте 15-72 лет, в III кв. 2017 г.
Численность В том числе Уровень, в%
рабо- занятые безработ- участия в занято- безрабо-
чей силы, тыс. человек ные рабочей силе сти тицы
Российская Федера- 76521,1 72683,7 3837,4 69,5 66,0 5,0
ция
Центральный Феде- 21350,7 20692,1 658,6 71,6 69,4 3,1
ральный округ
Белгородская об- 823,8 792,2 31,6 70,2 67,5 3,8
ласть
Брянская область 608,9 579,2 29,7 66,2 62,9 4,9
Владимирская об- 737,4 706,0 31,4 70,1 67,1 4,3
ласть
Воронежская область 1188,5 1139,9 48,6 67,2 64,5 4,1
Ивановская область 554,5 530,9 23,6 71,5 68,5 4,3
Калужская область 537,8 517,3 20,6 70,3 67,6 3,8
Костромская область 327,8 310,6 17,2 67,7 64,1 5,2
Курская область 572,2 550,4 21,8 67,9 65,3 3,8
Липецкая область 614,8 593,3 21,4 70,8 68,3 3,5
Московская область 4094,6 3964,4 130,2 73,2 70,9 3,2
Орловская область 382,9 357,3 25,5 66,7 62,3 6,7
Рязанская область 554,1 530,7 23,5 65,2 62,4 4,2
Смоленская область 526,3 495,9 30,4 71,4 67,2 5,8
Тамбовская область 514,6 494,3 20,3 64,6 62,1 4,0
Тверская область 700,1 672,1 27,9 71,6 68,8 4,0
Тульская область 789,9 761,5 28,5 69,0 66,5 3,6
Ярославская область 673,8 640,7 33,1 70,8 67,3 4,9
г. Москва 7148,8 7055,5 93,3 74,9 73,9 1,3
Источник: Росстат.
ния (что на 1,4 процентного пункта меньше, чем в аналогичном периоде 2016 года) региональные трудовые ресурсы сильно ограничены. Как известно, к трудовым ресурсам относится та часть трудоспособного населения, которая обладает соответствующим набором физических данных, знаний, умений и навыков труда в соответствующих секторах и отраслях народного хозяйства. Различают трудовые ресурсы потенциальные и фактически используемые. Причем потенциальные ресурсы в Тверской области по данным официальной статистики составляют около 52% (около 670 тыс. человек) от всей численности населения региона, а фактически в различных секторах экономики трудятся чуть менее 500 тыс. человек. Можно предположить, что какая-то часть населения уехала за территорию Тверской области без смены регистрации, но вряд ли она значительна. Очевидно, что оставшаяся существенная часть граждан задействована в неформальном секторе экономики. По авторским расчетам, масштаб неформальной занятости в Тверской области составляет более 120 тыс. человек трудоспособного возраста [5, с. 46] (Belousov, 2016b).
региональный банк вакансий
В Тверской области в органах службы занятости по состоянию на ноябрь 2017 года было зарегистрировано около 5,7 тыс. безработных жителей при уровне официально зарегистрированной безработицы 0,8% (табл. 2). Вместе с тем на региональном рынке труда доступны около 13,8 тыс. вакансий, то есть коэффициент напряженности на тверском рынке труда составляет 0,5 незанятого гражданина в расчете на одну вакансию. Кадровая потребность наиболее сильно проявляется в промышленном производстве (работодателями заявлено порядка 5 тыс. вакансий, востребованы инженерно-технические работники с заработной платой 10,0-50,0 тыс. рублей, а также такие рабочие профессии, как электрогазосварщик, электросварщик, электромонтер и др. с заработной платой 11,0-45,0 тыс. рублей), в сфере здравоохранения, спорта и социального обеспечения (около 1,6 тыс. единиц) требуются врачи-специалисты, врачи общей практики, средний и младший медицинский персонал с заработной платой 12,0-55,0 тыс. рублей), в сферах транспортной и строительной деятельности в наличии около 500 вакансий по каждому направлению с заработной платой 7,5-50,0 тыс. рублей и 10,0-35,0 тыс. рублей соответственно. Менее востребованы работодателями трудящиеся в области образования и науки - 0,4 тыс. единиц (требуются воспитатели, помощники воспитателя, учителя с заработной платой 8,5-23,0 тыс. рублей), а также в сферах продажи и бытового обслуживания - 0,4 тыс. единиц (существует потребность в продавцах, поварах, официантах, швеях и др. с заработной платой 9,0-40,0 тыс. рублей). Фактически регион не нуждается в руководителях и главных специалистах (всего 2,3% от всех заявленных вакансий).
Анализ банка вакансий [6] свидетельствует, что самыми увольняемыми являются сотрудники предприятий в области производства и распределения электроэнергии, газа и воды (порядка 30% уволенных), на втором месте располагаются государст-
Таблица 2
Численность безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости по Тверской области, человек
на конец года 2013 2014 2015 2016 2017*
Численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения, чел. 6642 6691 8365 6935 5700
Уровень официально зарегистрированной безработицы,% 0,9 0,9 1,2 1,0 0,8
* Статистические данные на ноябрь 2017 года [1].
Источник: [1].
венные служащие с 13,2% и замыкают тройку с 11% уволенные с обрабатывающих производств. Перечисленные значения уволенных граждан объясняются оптимизационными мероприятиями, которые проводились на предприятиях, в том числе Калининской АЭС и в областных государственных учреждениях Тверской области. По количеству безработных Тверская область находится на 10 месте в Центральном Федеральном округе и на 27 месте по России. Однако среди работающего населения 4,6 тыс. человек работают в режиме неполного рабочего времени или же находятся в простое по вине работодателя. Одновременно с этим усугубляет ситуацию большая разница между определенным кадровым спросом в городах (г. Тверь, г. Конаково, г. Кимры и г. Ржев) и необеспеченным предложением в сельских районах Тверской области (Фировский, Жарковский, Лесной, Пеновский районы). Так, в сельских районах Тверской области (Жарковский и Фировский районы) уровень безработицы почти в 4 и 6 раза соответственно превышает уровень крупных районов и городских округов региона. Обратную ситуацию можно наблюдать в г. Тверь, где на 6888 вакансий приходится 854 безработных, то есть коэффициент напряженности на рынке труда составляет 0,18 незанятых граждан в расчете на 1 вакансию, а уровень безработицы - 0,34 [7].
В целом в регионе на 10,8 тыс. вакансий ищут работу 4,0 тыс. человек. Очевидно, что 6,8 тыс. вакансий (необеспеченный спрос со стороны работодателей в количестве 4,8 тыс. за счет крупных муниципальных районов и городских округов и невостребованное предложение в количестве 2,0 тыс. зарегистрированных безработных граждан преимущественно из сельских районов) является проявлением серьезного структурного дисбаланса спроса и предложения рабочей силы, который весьма проблематично заместить в регионе. Таким образом, в экономике Тверской области преобладает структурная безработица по территориальному признаку.
Кратко коснемся некоторых демографических процессов, происходящих в Тверском регионе. При общей численности рабочей силы в области около 700 тыс. человек (672,1 тыс. занятых и 27,9 тыс. безработных), значительную часть занятых, а именно 12%, составляют работающие лица пенсионного возраста (84 тыс. человек), доля граждан в возрасте от 60 и старше существеннее - 1/4 всего населения региона.
Важно отметить, что положение на областном рынке труда обостряется ежегодным снижением числа трудоспособного населения (сокращение за 5 лет составило 64 тыс. человек с 768,9 до 704,9 тыс.) и ежегодным увеличением доли населения старше трудоспособного возраста (в среднем на 3,0-3,5 тыс. в год). Одновременно наблюдается ежегодный рост числа детей и подростков до 16 лет по всем возрастным группам, благодаря позитивному влиянию государственных мер поддержки семей с детьми, начало которых было положено еще в 2007 году (исключение составляет только группа «0-2», вследствие высокой младенческой смертности в регионе в целом) [8, c. 20-21].
Следует подытожить, что противоречие между повышением спроса на труд и сокращением его предложения в среднесрочной перспективе будет усугубляться неуклонным ростом среднего возраста работников, невысоким предложением иностранной рабочей силы в условиях жесткой внешней миграционной политики, проводимой в Тверской области в последние несколько лет.
Заключительные положения
Смягчить влияние указанных негативных процессов, происходящих в субъекте РФ, представляется возможным посредством следующих инструментов.
1) Внедрение на территории Тверской области внешней ассимиляционной миграционной политики, соответствующей современным экономическим вызовам, которая предполагает включение мигрантов в принимающее общество на основе одностороннего процесса изменения их культурных, лингвистических и социальных характеристик [9, с. 1202] (Belousov, 2017). Здесь одним из инструментов регулирования процессов трудовой миграции следует считать возможность установления коэффициента, отражающего региональные особенности рынка труда, посредством реализации полномочий субъекта Российской Федерации по правовому регулированию налогообложения доходов иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность в России на основании патента. Интенсивность внешних миграционных потоков в Тверскую область определила высокую стоимость патента. В 2017 году его стоимость составляла 5 000,07 рублей, а в 2018 году (с учетом сохранения значения регионального коэффициента на прежнем уровне 2,5673) стоимость патента составит 5 194 рубля, что будет являться по-прежнему максимальным значением среди субъектов Центрального Федерального округа [9, с. 1198]. Еще одним инструментом служит жесткое государственное регулирование количества выданных квот на привлечение иностранных работников из стран визового режима въезда. Применение такого подхода фактически позволило уменьшить вдвое число выданных квот с 733 в 2014 году до 303 в 2017 году и заместить рабочие места коренными жителями.
2) Стимулирование профессионального обучения тверского населения. По данному направлению в регионе уже ведется активная работа. В системе развития среднего профессионального образования Тверской области основным документом является программа Тверской области «Развитие системы обучения кадров для пред-
приятий и организаций региона по образовательным программам среднего профессионального образования и основным программам профессионального обучения в профессиональных образовательных организациях Тверской области», принятая на 2016-2020 годы [10]. На территории области закреплен порядок формирования контрольных цифр приема граждан в государственные профессиональные образовательные организации, с учетом потребности в кадрах работающих производств региона и открывающихся новых предприятий. Деятельность по формированию потребности в кадрах носит межотраслевой характер, но главным координатором является Министерство экономического развития Тверской области. Приведем основные статистические выкладки. Региональная система среднего профессионального образования представлена сетью многопрофильных колледжей с гибкими вариативными образовательными программами, сформированной на основе территориального принципа, которая включает в себя 45 государственных профессиональных образовательных организаций и 10 филиалов. Большая часть из них, а именно 36 профессиональных образовательных организаций, подведомственны Министерству образования Тверской области, 6 - Министерству здравоохранения Тверской области и
3 - Комитету по делам культуры Тверской области. В системе профессионального образования реализуется 55 программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих и 87 программ подготовки специалистов среднего звена.
По данным портала Мониторинга трудоустройства выпускников Министерства образования и науки Российской Федерации [11], в 2016 году число выпускников профессиональных образовательных организаций, расположенных на территории Тверской области, составило 5 280 чел., из них трудоустроено 3 668 чел. (70%), доля индивидуальных предпринимателей - 1%, а средняя сумма выплат заработной платы выпускникам составляет 19 975 руб. Кроме того, на базе профессиональных образовательных организаций функционируют 8 региональных ресурсных центров по следующим экономическим направлениям: «Легкая промышленность и сфера услуг», «Машиностроение», «Сельское хозяйство и транспорт», «Образование», «Архитектура и строительство», «Сервис и туризм», «Информационные технологии» и «Эстетические и парикмахерские услуги». С 2017 года созданы и функционируют
4 региональных ресурсных центра, в рамках работы которых реализуются 30 профессиональных образовательных программ и более 50 модулей. По итогам 2016-2017 учебного года в региональных ресурсных центрах реализовано 876 программ дополнительной подготовки, по которым прошли обучение более 3 361 человек.
3) Усиление акцента на государственное стимулирование создания и сохранения работодателями высокопроизводительных рабочих мест, с уклоном на информационно-технологические инновации, включая проведение политики замещения низкопроизводительных рабочих мест высокопроизводительными. Отметим, что в соответствии с Указом Президента РФ № 596 [12] в России установлен целевой показатель по созданию и модернизации 25 млн высокопроизводительных рабочих мест, который
должен быть достигнут к 2020 году. В настоящее время в соответствии с Приказом Росстата № 665 [13] в качестве критерия для отбора предприятий c высокопроизводительными рабочими местами, устанавливается пороговое значение среднемесячной заработной платы работников на одно замещенное рабочее место, дифференцированное по типам предприятий и субъектам Российской Федерации. Таким образом, высокопроизводительными рабочими местами считаются все замещенные рабочие места предприятия, на котором среднемесячная заработная плата работников равна или превышает установленное пороговое значение (для индивидуальных предпринимателей это средняя выручка). Данный критерий устанавливается Росстатом и направляется в его территориальные подразделения.
В Тверской области на протяжении 2015-2016 гг. наблюдается серьезное падение показателей «прирост высокопроизводительных рабочих мест» и «прирост высокопроизводительных рабочих мест, в процентах к предыдущему году» (в 2015 году падение составило -17,3%, хуже по Центральному Федеральному округу обстояло дело только в Брянской области, а в 2016 году указанный показатель продолжил свое снижение и составил -3,8%). Справедливости ради отметим, что показатель «число высокопроизводительных рабочих мест» в 2015 году аналогично упал по всей России на -9,1%, в среднем по Центральному Федеральному округу - на -9,9%, а в 2016 году -на -4,8% и -3,7% соответственно.
Указанные негативные явления обусловлены экономическим кризисом как в Российской Федерации в целом, так и в Тверской области в частности. Сокращение общей численности занятых на предприятиях региона, невысокие темпы роста заработной платы в организациях - все это привело к тому, что ряд предприятий (организаций) перестали проходить по установленному критерию Росстата как предприятия с высокопроизводительными рабочими местами.
К 2020 году целевым показателем для Тверской области является создание в конечном счете порядка 205 тыс. высокопроизводительных рабочих мест, для достижения которого средний ежегодный прирост должен составлять не менее 15%. Поэтому главной задачей региональных властей сегодня видится не столько совершенствование профессионального образования, сколько создание условий для вывода рабочей силы из неформального сектора, стимулирование развития предпринимательства и деловой активности населения в целом.
ИСТОЧНИКИ:
1. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по
Тверской области. Методология раздела. Тверьстат. [Электронный ресурс].
URL: http://tverstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/tverstat/resources/ 779f3e804e
4630238d31bfbfab39d37f/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D
0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F.htm ( дата обращения: 14.12.2017 ).
2. Белоусов О.А. Самозанятость как действенный ресурс жизнеобеспечения населе-
ния современной России // Российское предпринимательство. - 2016. - № 17. - c. 2073-2086. - doi: 10.18334/rp.17.17.36533.
3. Белоусов О.А. [и др.] Экономика и современное общество: проблемы и перспекти-
вы развития в условиях экономической турбулентности. / Монография. - Пенза: Наука и Просвещение, 2016. - 108 с.
4. Занятость и безработица в Российской Федерации в сентябре 2017 года (по итогам
обследования рабочей силы). ГосМенеджмент электронный журнал. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gosman.ru/?news=51174 ( дата обращения: 19.12.2017 ).
5. Белоусов О.А. Самозанятость как актуальная форма адаптации населения к текущей
экономической ситуации в современной России // Наука Красноярья. - 2016. - № 6-2. - c. 37-47.
6. Статистика вакансий. Интерактивный портал службы занятости населения Тверской области. [Электронный ресурс]. URL: http://trudzan.tverreg.ru/page/%D1 %81%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0% B0_%D0%B2%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%B8%D0%B9( дата обращения: 19.12.2017 ).
7. Ситуация на рынке труда г. Твери по состоянию на 1 октября 2017 года. ГКУ
Тверской областной «Центр занятости населения города Твери». [Электронный ресурс]. URL: http://www.tverczn.ru/informirovanie-o-polozhenii-na-rynke-truda/115-situatsiya-na-rynke-truda-g- ( дата обращения: 20.12.2017 ).
8. Тверская область в цифрах, 2016. Статистический ежегодник. - Стат.сб./Тверьстат.,
2017. - 232 c.
9. Белоусов О.А. Региональные особенности оценки и государственного регулирова-
ния численности иностранных работников в современных экономических условиях // Российское предпринимательство. - 2017. - № 7. - с. 1193-1204. - doi: 10.18334/ rp.18.7.37747.
10. Постановление Правительства Тверской области от 25.07.2016 № 241-пп «Об утверждении программы Тверской области «Развитие системы обучения кадров для организаций региона по образовательным программам среднего профессионального образования и основным программам профессионального обучения в государственных профессиональных образовательных организациях Тверской области» на 2016-2020 годы» // СПС КонсультантПлюс
11. Мониторинг трудоустройства выпускников. Портал мониторинга трудоустройства выпускников. [Электронный ресурс]. URL: http://vo.graduate.edu. ru/#/?year=2015&year_monitoring=2016 ( дата обращения: 20.12.2017 ).
12. Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» // СПС КонсультантПлюс
13. Приказ Росстата от 09.10.2017 № 665 «Об утверждении методики расчета показателя «Прирост высокопроизводительных рабочих мест, в процентах к предыдущему году» // СПС КонсультантПлюс
REFERENCES:
Tverskaya oblast v tsifrakh, 2016. Statisticheskiy ezhegodnik [Tver Oblast in figures, 2016. Statistical Yearbook](2017). Tver: Stat.sb./Tverstat. (in Russian).
Belousov O.A. (2016). Samozanyatost kak aktualnaya forma adaptatsii naseleniya k tekuschey ekonomicheskoy situatsii v sovremennoy Rossii [Self-employment as an actual form of adaptation of the population to the current economic situation in modern Russia]. Nauka Krasnoyarya. (6-2). 37-47. (in Russian).
Belousov O.A. (2016). Samozanyatost kak deystvennyy resurs zhizneobespecheniya naseleniya sovremennoy Rossii [Self-employment as an efficient resource of life sustenance of the population of modern Russia].Russian Journal of Entrepreneurship. 17 (17). 2073-2086. (in Russian). doi: 10.18334/rp.17.17.36533.
Belousov O.A. (2017). Regionalnye osobennosti otsenki i gosudarstvennogo regulirovaniya chislennosti inostrannyh rabotnikov v sovremennyh ekonomicheskikh usloviyakh [Regional features of assessment and state regulation of the number of foreign workers in the current economic conditions]. Russian Journal of Entrepreneurship. 18 (7). 1193-1204. (in Russian). doi: 10.18334/ rp.18.7.37747.
Belousov O.A. [i dr.] (2016). Ekonomika i sovremennoe obschestvo: problemy i perspektivy razvitiya v usloviyakh ekonomicheskoy turbulentnosti [Economics and modern society: problems and prospects of development in the conditions of economic turbulence] Penza: Nauka i Prosvyaschenie. (in Russian).