ЭКОНОМИКА ТРУДА
Том 5 • Номер 3 • Июль-сентябрь 2018 ISSN 2410-1613 Russian Journal of Labor Economics
>
Креативная экономика
издательство
Анализ развития регионального рынка труда и проблемы занятости населения
В статье исследованы общероссийские и региональные тенденции рынка труда последних лет. Выявлены особенности российского рынка труда, ключевые проблемы, выраженные в частности, в недостаточном темпе роста заработной платы для достижения докризисных значений в реальном выражении, а также позитивные перемены на региональных рынках (сокращение количества регионов с проблемой просроченной задолженности по заработной плате, снижение неполной занятости, низкий уровень безработицы). Представлено описание рынка труда и занятости Липецкой области на основе оценки системы показателей его характеризующих. Выявлены проблемы и диспропорции на рынке труда области: снижение численности молодежи при отрицательной миграции; низкий рейтинг региона по среднемесячной заработной плате, при этом значительная часть вакансий службы занятости характеризуется низким уровнем заработной платы. Рассмотрена с точки зрения эффективности реализации государственная программа Липецкой области «Развитие рынка труда и содействие занятости населения в Липецкой области» как инструмент региональной политики занятости.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: региональный рынок труда, занятость населения, государственная политика занятости в регионе.
The analysis of the development of the regional labour market and the problems of employment
Bizin S.K1
1 Voronezh Institute of Economics and Law - Lipetsk branch, Russia
Введение
Развитие страны, региона, предприятий непосредственным образом связано с состоянием и эффективностью использования одного из важнейших экономических ресурсов (факторов производства) - трудовых ресурсов.
Современная ситуация в экономике придает особую важность исследованию роли и места рынка труда и занятости в обеспечении устойчивого развития региона.
Региональный рынок труда непосредственно зависит от состояния экономики региона, темпов ее роста, притока инвестиций, уровня инновационного развития и т. д. В то же время важно понимать, что
Бизин С.В.1
1 Воронежский экономико-правовой институт - Липецкий филиал, Липецк, Россия АННОТАЦИЯ:
интенсификация развития региональных производств может порождать и негативные аспекты: инновации, позволяющие сократить затраты, направлены, как правило, на автоматизацию производственных процессов, что неизбежно сопутствует росту безработицы.
Другой серьезной угрозой для устойчивости рынка труда выступает проникновение информационно-коммуникационных технологий как в отрасли экономики, так и в социальной сфере. Важно понимать, что автоматизация и цифровизация потребуют появления новых инструментов воздействия на безработицу и управления занятостью населения.
Состояние рынка труда также во многом зависит от процессов, связанных с его регулированием. Зная траекторию изменений, происходящих в экономике, в том числе под влиянием кризисных явлений, можно прогнозировать и изменения, которые произойдут на рынке труда, и предпринять соответствующие меры по урегулированию ситуации [5] (Malinin, Andreeva, 2017).
Основные тенденции на рынке труда России и регионов
Рынок труда - сложный распределительный механизм, оценка которого осуществляется на основе анализа системы показателей: численность рабочей силы; уровень
ABSTRACT:_
In this article, all-Russian and regional trends in the labor market of recent years are investigated. The peculiarities of the Russian labor market, key problems, particularly expressed in the insufficient growth rate of wages to achieve pre-crisis values in real terms, as well as positive changes in regional markets (reduction in the number of regions with the problem of arrears in wages, the reduction of underemployment, low unemployment) are defined. The paper examines the labor market and employment of the Lipetsk region, based on an assessment of the system of indicators characterizing it. The analysis carried out in the work revealed problems and disproportions in the labor market of the region: a decrease in the number of young people with negative migration; low rating of the region by average monthly wage, while a significant part of the vacancies of the employment service are characterized by low wages. The state program of the Lipetsk region "Development of the labor market and promotion of employment in the Lipetsk region", as an instrument of regional employment policy, is considered from the point of view of the effectiveness of implementation.
KEYWORDS: regional labor market; employment of the population; state employment policy in the region
JEL Classification: J20, J21, J29 Received: 13.09.2018 / Published: 30.09.2018
© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Bizin S.V. (april880yandex.ru)
CITATION:_
Bizin S.V. (2018) Analiz razvitiya regionalnogo rynka truda i problemy zanyatosti naseleniya [The analysis of the development of the regional labour market and the problems of employment]. Ekonomika truda. 5. (3). - 745-760. doi: 10.18334/et.5.3.39415
регистрируемой безработицы; уровень заработной платы; количество вакансий при отсутствии дефицита рабочей силы; миграция населения и т. д., влияющих на многие другие параметры экономики.
Поэтому, несмотря на свою значимость, региональный рынок труда является частью рынка труда страны, следовательно, анализировать процессы без учета стра-новых тенденций некорректно.
За прошедшие два десятилетия в России сложилась модель рынка труда, которая заметно отличается от модели, характерной для большинства развитых стран. Ее ключевая особенность состоит в том, что приспособление к колебаниям экономической конъюнктуры происходит, главным образом, за счет изменений в цене труда, а не за счет изменений в занятости и уровне безработице (везде, как правило, наоборот).
Такая модель обеспечивает высокий и стабильный уровень занятости и низкий уровень безработицы при значительных проциклических флуктуациях оплаты труда [8] (Gimpelson, Kapelyushnikov, Roschina, 2017).
В последние годы рынок труды нашей страны находится в нестабильном равновесии, адаптируясь к кризисным явлениям в экономике, однако 2017 г. произошло важное изменение: сокращение численности рабочей силы. После продолжительного стабильного периода 2008-2016 гг. она уменьшилась в 2017 г. на 0,5 млн. чел. и составила 76,3 млн. чел. в возрасте 15-72 лет (75,0 млн. чел., без учета проживающих в Крыму) [4] (Lyashok, 2018).
Анализируя уровень безработицы и занятости, можно предположить, что в настоящее время в России отмечается ситуация полной занятости, а уровень безработицы близок к своей естественной норме, гипотетическому уровню, при котором безработица не связана с колебаниями спроса на труд, а вызывается несовершенством рынка труда (издержками смены места работы, неполнотой информации о вакансиях и пр.). В условиях сокращения численности трудовых ресурсов вследствие демографических проблем это может привести к недостатку рабочей силы.
Данная тенденция отчетливо видна по данным государственных служб занятости: если в конце декабря 2016 г. на 100 зарегистрированных безработных приходилось 116 вакансий, то в декабре 2017 г. - уже 146 [4].
Динамика среднемесячной номинальной и реальной начисленной заработной платы работников по полному кругу организаций в целом по экономике РФ представлена на рисунке 1.
ОБ АВТОРЕ:_
Бизин Сергей Викторович, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики (эргИввИ yandex.ru)
ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_
Бизин С.В. Анализ развития регионального рынка труда и проблемы занятости населения // Экономика труда. - 2018. - Том 5. - № 3. - С. 745-760. doi: 10.18334М.5.3.39415
Рисунок 1. Динамика среднемесячной номинальной и реальной начисленной заработной платы
в 2013-2017 гг. Источник: составлено автором по данным Росстата [10]
За последние шесть лет среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в России постоянно возрастала, увеличившись на 9375 руб. (31,5%), однако реальная заработная плата имеет отличную тенденцию: снижалась до 2015 г., составив 91,0%, и только в 2016-2017 гг. продемонстрировала рост. Данные тенденции наглядно отражают кризисные процессы в экономике России.
В 2017 году заработная плата в целом росла равномерно в большинстве отраслей, за исключением гостиничного и ресторанного бизнеса. В госсекторе действовал мораторий на повышение заработной платы госслужащим. Положительная динамика и высокие темпы роста заработной платы в ряде отраслей социальной сферы (образование, культура, здравоохранение) объясняетея дополнительными выплатами в целях достижения значений показателей уровня, заложенного в «майских указах» президента.
Несмотря на недосаижениедокризисоогоуровня, заработиые платы (в IV квартале 2017 г. составили в реальном выражении 95,6% от средней за аналогичный период 2013 г.), ускоряющиесятемпы их роста позволяют предположить, что это произойдет уже в ближайшее время [4].
Тем не менее оа динамикой представленных выше общероссийских показателей скрываются серьезные региональные различия. Важно учитывать, что региональные рынки труда формируются под влиянием как внешнихфакторов (общероссийские тенденции, межрегиональные взаимосвязи и взаимозависимости), так и особенностей региона и его экономики.
Несмотря на негативные тренды в доходах населения, в большинстве регионов в 2017 г. и на рынке труда произошли позитивные перемены: количество регионов с проблемой просроченной задолженности по заработной плате сократилось до минимума; устойчиво снижалась неполная занятость и сохранилась низкая безработица; снижается временная миграция, однако численность трудовых мигрантов практически не изменилась.
Проблема просроченной задолженности по заработной плате не была актуальной в период последнего кризиса, а в начале 2018 г. она стала еще менее значимой - по последним данным, объем задолженности сократился с 3,84 млрд руб. в мае 2017 г. до 2,68 млрд руб. в феврале 2018 г.
Однако в некоторых регионах значительная величина задолженности на одного работника списочной численности устойчиво сохраняется. Так в Приморском крае она составляет 1 тыс. руб. на человека при среднероссийском уровне менее чем в 80 руб., но в основном это связано с проблемами одного машиностроительного предприятия. Резко выросла задолженность в Ненецком автономном округе (1,4 тыс. руб. на человека); значительно выше среднего уровня был этот показатель в республиках Карелия и Северная Осетия (600-700 руб. на человека), Хабаровском крае (500 руб.) и т. д. [3] (Zubarevich, Khasanova, Burdyak, Florinskaya, 2018).
Продолжается сокращение неполной занятости (с 3,1% от списочной численности работников в четвертом квартале 2016 г. до 2,7% в четвертом квартале 2017 г.). Количество регионов с уровнем неполной занятости более 4% (по инициативе работодателя, по соглашению сторон, простои) сократилось до восьми. Самый высокий показатель (7,5%) был зафиксирован в Республике Крым, и он вырос по сравнению с 2016 г. Далее следуют г. Севастополь (4,9%), Пермский край, Республика Алтай, Томская, Самарская, Новгородская области (4,0-4,6%). Существенно сократилась неполная занятость в Самарской области. Еще по одному виду неполной занятости -отпускам без сохранения содержания - изменений за год не произошло; максимальная ее доля наблюдалась в республиках Крым и Марий Эл, а также в Свердловской области (почти 10% от списочной численности занятых).
Уровень безработицы по методологии МОТ (Международная организация труда) остается низким - он сократился с 5,5% в 2016 г. до 5,2% в 2017 г. Региональная дифференциация также устойчива и обусловлена сочетанием демографических и экономических факторов. Максимальный уровень безработицы в 2017 г. сохранялся в слаборазвитых республиках Ингушетия (27%), Тыва (18%) и Чечня (14%), минимальный - в федеральных городах (менее 2%). За 2017 г. уровень безработицы снизился почти в 70 субъектах РФ, рост отмечался только в некоторых слаборазвитых республиках Северного Кавказа (Дагестан, Северная Осетия) и в Республике Тыва, а также в депрессивной Курганской области и в Пермском крае [3].
В целом состояние региональных рынков труда в 2017 г. улучшилось.
Однако на рынке труда происходили активные трансформации. Изменения по многим показателям оказались даже более значительными, чем в кризисном 2015 г.:
снижение численности рабочей силы; сжатие неформального сектора и вторичной занятости при росте рабочего времени на основном рабочем месте.
Пока сложно однозначно сказать, окажутся ли данные изменения краткосрочными или они показывают долгосрочное изменение тенденций: наиболее вероятной тенденцией нам представляется продолжение сокращения численности рабочей силы как прямого следствия изменения демографической структуры населения РФ [1] (Avraamova, Lyashok, Maleva, Polyakova, 2018).
Региональный рынок труда Липецкой области
Липецкая область как объект исследования регионального рынка труда представляет херактерный примор сувъекта РФ: с одной стороны,прослеживается деизбежное влияние общероссийских тенденций; с другой стороны, регион обладает существенными особенностями,обусловленными в большей степени наличием на территории области одной из крупнейшей металлургической компаний - ПАО «НЛМК»; успешно функционорующей особой экономической зоной «Липецк» прдмышленно-производ-ственного типа (ОЭЗ ППТ) федерального уровня и сети ОЭЗ регионального уровня; динамично развивающейся сельскохозяйственной отрасли.
Наличие в Липецкой области описанных выше особенностей-преимуществ во многом предопредтлило низкие значение показатчля уровня региотрируемой безработицы, динамика фактических и плановых значений которого представлена на рисунке 2.
В качестве плановых выступают значения уровня регистрируемой безработицы государственной программы Липецкой области «Развитие рынка труда и содействие
0,7
2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. План, % Факт, %
Рисунок 2. Динамика уровня регистрируемой безработицы Источник: составлено автором по данным Липецкстата [9]
Чукотский авт.округ Ямало-Ненецкий авт.округ Магаданская область Ненецкий авт округ г.Москва Сахалинская область Ханты-Мансийский авт.округ - Югра Камчатский край Республика Саха (Якутия) г. С а н кт- П етербу рг
о
О
U
<
3=1 >
Астраханская область Новгородская область Белгородская область Рязанская область Удмуртская Республика Липецкая область Воронежская область Ростовская область Волгоградская область Владимирская область
Республика Северная Осетия - Алания Псковская область Чеченская Республика Ивановская область Республика Калмыкия Карачаево-Черкесская Республика Алтайский край Кабардино-Балкарская Республика Республика Ингушетия Республика Дагестан
45
46
47
48
49 60
51
52
53
54
76
77
29.4 29,2
29.2 29,1
29.0
28.5
28.3
28.1 27,9 27,8
llojiiuHH Линейкой обласш по шрабошой план* среди peí ионов России
ISJ
о
5 ь
о ф
X
ч а: СП "О сг
78 И^^Н 23,2
79 HI 23,2 2010 Г 2013 Г 2016 Г 2017 г
80 Н 23,0
81 Я^^Ш 22,9 48 53 53 50
82 22,7
83 22,2
Рисунок 3. Рейтинг регионов РФ по среднемесячной номинальной начисленной заработной плате работников организаций, тыс. руб.
Источник: составлено автором по данным Росстата [10]
сл
занятости населения в Липецкой области» (утв. Постановлением Администрации Липецкой области от 16 октября 2013 года № 465), в которой данный показатель, несмотря на многоаспектность задач, является ключевым индикатором, оценивающим эффективность реализации госпрограммы.
В период 2014-2017 гг. данный показатель был равен или меньше планового значения (0,6%), за исключением 2017 года, когда он превысил плановую величину на 0,1%.
Стоит отметить, что показатель уровня регистрируемой безработицы в Липецкой области один из лучших в ЦФО (2 место) и в Российской Федерации - 7 место [6].
По уровню заработной платы за 2017 год Липецкая область занимает 50 место в рейтинге регионов РФ (рис. 3).
В то же время по динамике реальной среднемесячной начисленной заработной платы работников Липецкая область в 2017 г. с показателем 105,1% занимала 2 место в ЦФО, уступив только Московской области (105,7%) и входит в десятку лучших регионов РФ по данному показателю. Кроме того, в 2015 г., когда значения реальной среднемесячной начисленной заработной платы существенно снизились (91,0% по России и 90,3% по ЦФО), Липецкая область по данному показателю, который составил 92,1%, также заняла 2 место в ЦФО (1 место заняла Белгородская область: значение показателя 93,2%).
Соотношение спроса, предложения и заработной платы по наиболее востребованным профессиям на рынке труда Липецкой области в 2014-2017 гг. представлено на рисунке 4.
Таким образом, низкую заработную плату (до 15 тыс. руб.) предлагают как рабочим и специалистам со средним профессиональным образованием (медсестра, швея), так и специалистам с высшим образованием (врач, учитель, инженер). Однако относительно высокий уровень заработной платы по ряду профессий также не обеспечивает потребность работодателей в кадрах (токарь).
Для получения всесторонней оценки занятости и безработицы важно соотнести следующие показатели: количество вакансий, численность зарегистрированных безработных и численность безработных по методике МОТ. По методологии МОТ безработными считаются граждане, не имеющие работу, ищущие работу и готовые приступить к работе в течение недели.
Анализ вакансий и количества безработных на рынке труда Липецкой области (рис. 5) показывает, что, за исключением 2015 г., количество вакансий возрастает, при этом численность безработных ежегодно снижается.
Отношения показателя количества вакансий на рынке труда Липецкой области (по данным Фонда занятости населения) к численности безработных, определяемой по методике МОТ, и официально зарегистрированных безработных в 2014-2017 гг., соответственно, имеют диаметрально противоположные значения (табл.).
На протяжении 2014-2017 гг. количество вакансий на рынке труда превышало численность зарегистрированных безработных: минимум на 1,6 раза в 2015 г. и более
Рисунок 4.
Соотношение спроса, предложения и заработной платы по наиболее востребованным профессиям на рынке труда Липецкой области Источник: составлено автором по данным Фонда занятости населения
Соотношение предлагаемых вакансий и числа безработных граждан
22,0 24,1 23'6 23>1 |9'3 6.7 Г'
3'7 | 4'1 3'3 I 27
2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.
■ Численность Безработных МОТ, тыс. чел.
■ Количество вакансий, тыс. ед. Численность зарегистрированных безработных, тыс. чел.
Рисунок 5. Анализ вакансий и количества безработных Источник: состлвлено автором по данным Фонда занятости населения
Таблица
Анализ ваканс ий и количества безрабооиых на рыикетруда
Пок азатела 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.
Численность безработных МОТ, тыс. чел. 22 24,1 23,6 23,1
Количество вакансий, тыс. ед. 9,3 6,7 8 9,6
Численность зарегистрированных безработных, тыс. чел. 3,7 4,1 3,3 2,7
Отношение количества вакансий к численности безработных МОТ 0,42 0,28 0,34 0,42
Отношение количества вакансий к численности зарегистрировзнных безработных 2,51 1,63 2,42 3,56
Источник: составлено автором по данным Липецкстата [9]
чем в 3,5 раза в 2017 г. (максимальное значение за четыре года). В тоже время «покрытие» доступными вакансиями безработных граждан, численность которых рассчитана по методологии МОТ, не превышает 50%: 28% в 2015 г., 34% в 2016 г. и 42% в 2014 г. и 2017 г. (последнее свидетельствует о достижении докризисного уровня).
С другой стороны, несмотря на то, что на протяжении всего периода исследования количество вакансий, заявленных на рынке труда области, превышает численность зарегистрированных безработных, 42% предлагаемых работодателями вакансий с заработной платой до 15 тыс. руб. (рис. 5).
Таким образом, на рынке труда Липецкой области наблюдается увеличение количества вакансий при отсутствии дефицита рабочей силы, при этом значительное количество вакансий и их рост говорят о несоответствии предлагаемой работодателями
89В 865 852
2010 г. 2015 г. 2020 г.
■ Среднесписочная численность в крупных и средних предприятиях, тыс. чел. Экономически активное население (от 15 да 72 лет), тыс. чел.
■ Средняя численность в малых и микропредприятиях и у ИП, тыс. чел.
Рисунок 6. Соотношение среднесписочной! численности работников и численности экономически
активного населения
Источник: составлено автором по результатам сплошного статистического наблюдения
899
864
852
63 и 55
181
147
106
166 174 180 169157 161 187 185 ,59 ш ,и
191
В 8
5-8 8 8 8 558 8*8 888 888
8 8 8 8 8 8 8 8 8 8 8 8 8 8 8 8 8 8
Эконоиичесю< Населеннее Население! Население! Населеннее Населеннее Населеннее Населеннее
активное трудоспособном возрасте от 15 возрасте от 20 возрасте от 30 возрасте от 40 возрасте от 30 возрасте от 60
население возрасте до 20 лет до 30 лет до 40 лет до 50 лет до 60 лет до 72 лет
Рисунок 7. Структура экономически активного населения Липецкой области, тыс. чел.
Источник составлено автором по данным Липецкстата [9]
оплаты труда ожиданиям работников. Отрицательным аспектом является опережающий темп сокращения рабочих мест в сравнении с темпом их создания.
Динамика занятых на предприятиях и у индивидуальных предпринимателей! в соотношении с численностью экономически активного населения представлена на рисунке 6.
Анализ структуры занятости населения Липецкой области позволил установить, что снижение среднесписочной численности работников крупных и средних предприятий на фоне снижения экономически активного населения на протяжении ряда лет не сопровождается ростом численности занятые в малом бизнесе и не способствует сокращению количества вакансий с заработной платой ниже 15 тыс. руб.
В98*
65*
Р ■ ■ Е^' "Г
.Г6 | " I '2Н I
-971 -963 -1 065
2010г. 2011г. 2012г. 2013г. 2014г. 2015г. 2016г.
■к
за счет мигрантов из Украины
Прирост (убыль) населения 16-20 лет Прирост (убыль) населения 20-30 лет
Рисунок 8. Миграция населения области в возрасте от 16 до 30 лет, чел.
Источник: составлено автором по данным Липецкстата [9]
В Липецкой области, как и во многих регионах, численность экономически активного населения снижается с 865 тыс. чел. в 2015 г. до 852 тыс. чел. в 2020 г. (по результатам сплошного статистического наблюдения). Однако при сокращении численности экономически активного населения Липецкой области меняется его структура (рис. 7).
Несмотря на позитивные тенденции в динамике трудоспособного населения в возрасте от 30 до 40 лет (рост на 15 тыс. чел. относительно 2010 г.), по прогнозу численность населения в возрасте от 20 до 30 лет в 2020 г. снизится в 1,7 раза (на 75 тыс. чел. к 2010 г.). На фоне продолжающегося сокращения рождаемости в последующие годы население в возрасте от 20 до 30 лет сохранит значения около 100 тыс. чел.
Демографическое сокращение доли молодежи от 16 до 30 лет сопровождается отрицательной миграцией (рис. 8).
Таким образом, снижение численности молодежи в возрасте от 20 до 30 лет (в 1,7 раза в 2020 году к 2010 году) в общей численности населения области, сопровождаемое отрицательной миграцией, приведет к сокращению притока в экономику области молодых кадров - побуждающей/движущей силы освоения передовых технологий и как следствие к снижению в 2-4 раза качества потенциала трудовых ресурсов.
В Липецкой области с целью создания условий для эффективного развития рынка труда и кадрового потенциала области, обеспечения занятости населения реализуется государственная программа «Развитие рынка труда и содействие занятости населения в Липецкой области». Целью госпрограммы выступает создание условий для эффективного развития рынка труда и кадрового потенциала области, обеспечение занятости населения и безопасных условий труда [7].
В состав государственной программы включено 4 подпрограммы [7]:
1. Развитие рынка труда и социальная поддержка безработных граждан.
У
2. Содействие трудоустройству незанятых инвалидов Липецкой области.
3. Оказание содействия добровольному переселению в Липецкую область соотечественников, проживающих за рубежом.
4. Улучшение условий и охраны труда.
Госпрограммой предусмотрено 25 целевых индикаторов и показателей задач, 3 из которых введены с 2018 года. Основная доля показателей (21 из 22 или 95%) достигается.
Посредством госпрограммы в Липецкой области реализуется комплекс мероприятий, направленных на успешное функционирование рынка труда и поддержание баланса между обеспечением стабильности в сфере занятости и адаптацией к постоянно меняющимся экономическим условиям и технологическим изменениям [2] (Ыгт, 2018).
Цели, задачи и индикаторы государственной программы соответствуют нормативным правовым актам Российской Федерации и документам стратегического планирования Липецкой области. Структура, набор мероприятий и показателей областной государственной программы соответствуют федеральной государственной программе «Содействие занятости населения».
Источниками финансирования государственной программы являются средства областного и федерального бюджетов, а также средства Фонда социального страхования и работодателей. Структура финансирования государственной программы по источникам финансирования представлена на рисунке 9.
Основным источником финансирования госпрограммы (2018 год - 57%) являются средства Фонда социального страхования и работодателей, которые направляются на улучшение условий и охраны труда. Поэтому в структуре финансирования государственной программы по подпрограммам за счет всех источников финансирования наибольшая доля (от 55 50 60% в 201(5 -22018 гг.) принадлежит подпрограмме 4 «Улучшение условий и охраны труда» (р ис. 10).
Доля финансирования подпрограммы 1 «Развитие рынка труда и социальная поддержка безработных граждан» составляет 36-40% от финансирования госпрограммы за счет всех источников, что подтверждает приоритетность накравлания.
1 043 975 1 009
570 530 530
259 219 Ш 155 1 ГО СО
201гг. 2017 г. 2018 г.
■ Всего ■ Внебюджетные средства (ФСС, работодатели}
Обл астн ой б ю дает Федерагьныйб ю джет
Рисунок 9. Структура источников финансирования госпрограмм, млн руб. Источник: составлено автором
2016 год 2017 год 2018 год
Ч
с Подпрограмма 1 Развитие рынка труда и социальная поддержка безработных граждан
■ Подпрограмма 2 Содействие трудоустройству незанятых инвалидов Липецкой области Подпрограмма 3 Оказание содействия переселению соотечественников, проживающих за рубежом
■ Подпрограмма 4 Улучшение условий и охраны труда
Рисунок 10. Структура финансирования госпрограммы по подпрограммам в 2016-2018 годах
Источник: составлено автором
Однако запланированные в государственной программе Липецкой области мероприятия и показатели имеют узкую направленность (развитие регистрируемого рынка труаа), что не позволит создать условия для эффективного развития рынка труда и кадрового потенциала области, обеспечить занятость населения и безопасность условий труда.
Заиеючение
На российаком рынке труда с особай рыночной моделью в последние годы наблюдаются положительные тенденции в динамике некоторых показателей (среднемесячная номинальная и реальная начисленная заработная плата в целом по стране и в большинстве отраслей; просроченная задолженность по заработной плате; уровень безработицы и др.). Однако на фоне продолжающихся негативных трендов в доходах населения можно констатировать, что рынок труда не восстановился в полной мере после кризиса,несмотря на приближение ряда показателей к докризисным зндчениям 2015 года. Кроме того, в ближайшей перспективе российский рынок труда может ожидать новый вызов - сокращение численности рабочей силы в связи с демографическими проблемами и сокращением миграционных потоков.
Рынок труда Липецкой области характеризуется относительной стабильностью, что обусловлено развитием экономики региона, позволяющей поддерживать регистрируемую безработицу на низком уровне. По итогам 2017 года по уровню заработной платы область занимает 50-е место среди регионов РФ. Снижение среднесписочной численности работников крупных и средних предприятий не сопровождается ростом численности занятых в малом бизнесе и повышением уровня оплаты труда.
Почти половина (42%) предлагаемых работодателями через службы занятости вакансий с заработной платой до 15 тысяч рублей. Таким образом, задача по снижению напряженности на рынке труда и уровня безработицы выполняется, однако значительное количество вакансий и их рост говорят о несоответствии предлагаемой работодателями оплаты труда ожиданиям работников.
Темпы сокращения рабочих мест в хозяйствующих субъектах Липецкой области опережают темпы их создания, вместе с тем запланированные в государственной программе мероприятия и показатели имеют узкую направленность, что может не позволить обеспечить достижение в полном объеме целей госпрограммы.
Ключевой негативной тенденцией с точки зрения долгосрочной перспективы является снижение численности молодежи в возрасте от 20 до 30 лет (в 1,7 раза в 2020 году к 2010 году) в общей численности населения области, сопровождаемое отрицательной миграцией, что может привести к снижению качества потенциала трудовых ресурсов.
Необходимы структурные изменения, направленные на устранение диспропорций рынка труда Липецкой области. Однако проводимая региональная политика не позволяет создать условия для эффективного развития рынка труда, а мероприятия носят узкую направленность.
ИСТОЧНИКИ:
1. Авраамова Е., Ляшок В., Малева Т., Полякова А. Индикаторы социального разви-
тия: рост зарплат и оптимизма (по результатам регулярного мониторинга ИНСАП РАНХиГС) // Экономическое развитие России, 2018. - № 4.
2. Бизин С.В. Совершенствование механизмов регулирования рынка труда, обеспе-
чение занятости населения Липецкой области // Центральный научный вестник, 2018. - № 4s(45s).
3. Зубаревич Н., Хасанова Р., Бурдяк А., Флоринская Ю. Социальное положение и де-
мографическая ситуация в регионах: итоги 2017 г. (по результатам регулярного мониторинга ИНСАП РАНХиГС) // Экономическое развитие России, 2018. - № 4.
4. Ляшок В. Рынок труда в 2017 г // Экономическое развитие России, 2018. - № 4.
5. Малинин А.М., Андреева Д.А. Особенности трансформации человеческого потен-
циала, трудового потенциала и человеческого капитала в контексте регионального рынка труда // Проблемы современной экономики, 2017. - № 3(63).
6. Материалы к отчету главы администрации Липецкой области о результатах деятель-
ности администрации области за 2016 год. - Липецк: Изд-во Принит-2, 2017.
7. Об утверждении государственной программы Липецкой области «Развитие рын-
ка труда и содействие занятости населения в Липецкой области». Docs.cntd.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/872621511 (дата обращения: 10.08.2018).
8. Гимпельсон В.Е., Капелюшников Р.И., Рощина С. Доклад Центра трудовых ис-
следований и Лаборатории исследований рынка труда НИУ ВШЭ. Российский
рынок труда: тенденции, институты, структурные изменения. [Электронный ресурс]. URL: https://csr.ru/wp-content/uploads/2017/03/Doklad_t (дата обращения: 05.08.2018).
9. Рынок труда и занятость населения. Липецкстат. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Липецкой области. [Электронный ресурс]. URL: http://lipstat.gks.ru/wps/wcm/connect.
10. Рынок труда, занятость и заработная плата. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages (дата обращения: 10.08.2018).
REFERENCES:
Materialy k otchetu glavy administratsii Lipetskoy oblasti o rezultatakh deyatelnosti administratsii oblasti za 2016 god [Materials to the report of the head of the administration of the Lipetsk region on the results of the activities of the administration of the region for 2016] (2017). Lipetsk: Izd-vo Prinit-2. (in Russian). Avraamova E., Lyashok V., Maleva T., Polyakova A. (2018). Indikatory sotsialnogo razvitiya: rost zarplat i optimizma (po rezultatam regulyarnogo monitoringa INSAP RANKhiGS) [Social Development Indicators: Growth in Wages and Optimism]. Russian Economic Developments. 25 (4). (in Russian). Bizin S.V. (2018). Sovershenstvovanie mekhanizmov regulirovaniya rynka truda, obespechenie zanyatosti naseleniya Lipetskoy oblasti [Improvement of mechanisms of regulation of the labour market, the employment of the lipetsk region]. Tsentralnyy nauchnyy vestnik. 3 (4s(45s)). (in Russian). Lyashok V. (2018). Rynok truda v 2017 g [The labor market in 2017]. Russian Economic
Developments. (4). (in Russian). Malinin A.M., Andreeva D.A. (2017). Osobennosti transformatsii chelovecheskogo potentsiala, trudovogo potentsiala i chelovecheskogo kapitala v kontekste regionalnogo rynka truda [Specificities in transformation of human potential, labor capital and human capital in the context of the regional labor market (Russia, St. Petersburg)]. Problems of modern economics. (3(63)). (in Russian). Zubarevich N., Khasanova R., Burdyak A., Florinskaya Yu. (2018). Sotsialnoe polozhenie i demograficheskaya situatsiya v regionakh: itogi 2017 g. (po rezultatam regulyarnogo monitoringa INSAP RANKhiGS)[Social and Demographic Situation in Regions: Results of 2017]. Russian Economic Developments. 25(4). (in Russian).