УДК 331.522
ОСОБЕННОСТИ РЫНКА ТРУДА В САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Колесникова М.Г., к.э.н., доцент кафедры «Экономика», СахИЖТ- филиал ДВГУПС в г. Южно-Сахалинск, г. Южно-Сахалинск,
Сахалинская область
Данная статья посвящена изучениютенденций развития рынка труда в Сахалинской области. Исследованы такие характеристики рынка труда как экономически активное население, трудовые ресурсы, уровень безработицы, занятость. Проведён анализ среднесписочной численности работников предприятий и организаций Сахалинской области по видам экономической деятельности, представлены данные, отражающие динамику среднемесячной начисленной заработной платы работников предприятий и организаций. Изученапотребность в работниках, заявленная предприятиями и организациями в государственную службу занятости. Проведен анализ распределения численности безработных по уровню образования. В статье представлены основные мероприятия, проводимые региональной службой занятости в целях снижения уровня безработицы. Выделен ряд проблем, связанных с особенностями функционирования сахалинского рынка труда, определены направления их решения. Исследование тенденций регионального рынка проводилось методом обработки статистических данных, представленных региональным органом статистики.
Ключевые слова: рынок трудабезработица, безработные, динамика безработицы, занятость населения.
FEATURES OF THE LABOUR MARKET IN SAKHALIN REGION
Kolesnikova M., Ph.D., associate professor, Economics chair, Sakhalin Institute of Railway Transport, Yuzhno-Sakhalinsk, Sakhalin region
This article is devoted to the study of development trends of labour market in Sakhalin region. Investigated such characteristics of the labour market as economically active population, labour force, unemployment, employment. The analysis of the average number of employees of enterprises and organizations of the Sakhalin oblast by types of economic activity, presents data reflecting the dynamics of monthly average accrued wages of employees of enterprises and organizations. Studied the need for workers declared by enterprises and organizations in the state employment service.The analysis of the distribution of unemployment by level of education. The article presents the main activities carried out by the regional employment service in order to reduce unemployment. Highlighted a number of problems associated with the peculiarities of the Sakhalin labour market, determines the direction of their decisions. Study of regional market trends was performed using statistical data processing provided by the regional statistical office. This article deals with the problem of employment of the population of the Sakhalin region. Analyzed the level of unemployment, the main causes of unemployment.
Keywords: labour market, unemployment, trends in unemployment, employment, level of unemployment.
Рынок труда представляет собой сферу формирования спроса и предложения на рабочую силу. В более широком смысле рынок труда - это система экономических механизмов, норм и институтов, формирующих связи между фирмами, предъявляющими спрос на труд, и предложением труда со стороны трудоспособного населения.
Тема исследования представляется достаточно актуальной в силу высокой значимости рынка труда как одной из главных составляющих инновационной экономики. Экономическое развитие региона, увеличение объёмов инвестиционной деятельности и количества инвестиционных проектов требует увеличения трудовых ресурсов и повышения их качественных характеристик.
Ситуация на рынке труда Сахалинской в 2010 - 2015 годах сохранялась достаточно стабильной.В данном периоде отмечается повышение уровня занятости населения, спроса на рабочую силу, снижение как общей численности безработных граждан, так и зарегистрированных в службе занятости. Коэффициент напряженности (численность незанятых граждан в расчете на одну заявленную в службу занятости вакансию) также имеет тенденцию к снижению. Помимо этого, наблюдается сокращение процессов высвобождения работников с предприятий, введения режима неполной занятости.
На начало 2016 года, по данным службы занятости, насчитывалось 18,7 тыс. вакансий, что на 6,5 тыс. меньше, чем на начало 2015 года. 75% из них - по рабочим специальностям. [2]
На начало 2016 года численность экономически активного населения области составила 279,8 тыс. человек, что на 1,7 тыс. меньше аналогичного периода прошлого года, из них заняты в экономике 260,7 тыс. человек (93,8%), уровень занятости населения составил с 67,7%, уровень общей безработицы (по МОТ) - 6,2%, что на уровне прошлого года. Динамика численности экономически активного населения представлена в таблице 1.
Как видно из таблицы, численность трудовых ресурсов сокращается, это связано, прежде всего с миграционным оттоком населения. Удаленность Сахалинской области от центральной части России значительно способствует этому процессу.
Среднесписочная численность работников предприятий и организаций региона по видам экономической деятельности представлена в таблице 2.
Данные таблицы показывают, что наибольшее количество трудовых ресурсов задействовано в таких видах деятельности как государственное управление, транспорт и связь, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг, здравоохранение, образование, строительство. Тем не менее, отрицательная динамика численности трудовых ресурсов наблюдается в большей части сфер экономики.
Уровень регистрируемой безработицы в Сахалинской области к численности экономически активного населения составил 0,7%
Таблица 1. Численность экономически активного населения в Сахалинской области
Показатели 2011 2012 2013 2014 2015 Отклонение, 2015/2011,%
Численность 288,8 285,5 284,2 281,5 279,8 -3
экономически
активного
населения,
тыс. чел
в том числе:
- запитые 265,0 263,7 263,7 263,1 262,0 -1
-безработные 22,9 21,9 20,5 18,4 17,8 ■22
Уровень 7,9 7,7 7,2 6,5 6,3
безработицы,
%
Рассчитано по: [4]
Таблица 2. Среднесписочная численность работников предприятий и
организаций Сахалинской области по видам экономической деятельности, чел
Килы экономической деятельности 2(11(1 2011 21112 2013 2014 Отклонение 2014/2010, %
Всего 196609 196967 192417 188597 187907 -4
Сельское хозяйство, охота и лесное ХОЗЯЙСТВО 2950 2890 2701 2614 2551 -14
Рыболовство, рыбоводство 6461 6642 6535 6012 5455 -16
Добыча полезных ископаемых 8839 8788 8985 8772 S707 -1
Обрабатывающие производства 12844 1131 1 10495 9841 4426 -17
Производство и pací 1ределение электроэнергии,газа и воды 11080 10923 10857 10749 11203 + 1
Строительство 19156 20977 21625 20441 19099 -1
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 12791 13447 12771 12868 13193 +3
Гостиницы и рестораны 3927 3826 3666 3619 3899 -1
Транспорт и связь 23459 2311 1 22103 21773 22114 -fi
Финансовая деятельность 3090 3053 2954 3284 3358 +8
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 20767 21005 20229 20084 201IS -4
Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение 24698 24222 23380 23008 23130 -7
Образование 19856 19891 19591 19217 19185 -4
Здравоохранение и предоставление социальных услуг 19815 19974 19787 19415 19543 -2
Предоставление коммунальных, социальных и персональных услуг 6876 6907 6738 6900 6929 +0,1
Рассчитано по: [4]
(по России - 1,4%, ДФО - 1,7%).[3]
Для Сахалинской области свойственен сезонный характер безработицы. В зимний период уровень безработицы достаточно высокий, поиск работы занимает значительное время. В мае активно ведутся строительные работы, лесоразработки, возобновляются работы по благоустройству городов и поселков. Возможность найти работу в летний период появляется в связи с началом лососевой путины.
Необходимо отметить достаточно высокую потребность в трудовых ресурсах предприятий и организаций Сахалинской области. Рост данного показателя имеет положительную динамику, причем в структуре общей потребности большая доля приходится на рабочие специальности.
Наибольшую потребность в кадрах испытывают предприятия обрабатывающих производств, строительной отрасли, добычи полезных ископаемых, сельского хозяйства, учреждения здравоохранения и образования, особенно в сельской местности.
Интересным представляется анализ численности безработных по уровню образования.
Анализ данных показал, что образовательный уровень безработных является достаточно высоким, но наличие профессионального образования не стало критерием занятости.В 2014 г. доля безработных, имевших специальное образование составляла 51,6%. Молодые специалисты остаются невостребованными на рынке труда из-за отсутствия опыта работы, поэтому вынуждены искать работу не по специальности или приобретают статус безработного. Высокая востребованность на рынке труда работников, получивших начальное профессиональное образование, позволила снизить долю этой категории безработных с 27,3% в 2010 г. до 22,1% - в 2014 г.Численность безработных, имеющих невысокий образовательный
уровень, нестабильна и колеблется в зависимости от конъюнктуры рынка труда. Треть безработных имела среднее полное образование, доля их по сравнению с 2010 г. возросла с 29,7% до 35,8%.
Каждый четвертый занят в бюджетной сфере (здравоохранение, образование, предоставление социальных услуг, государственное управление и обязательное социальное обеспечение, предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг). Среди внебюджетных сфер ведущими по занятости населения являются такие, как строительство, транспорт и связь, оптовая и розничная торговля.
С начала 2014 года служба занятости Сахалинской области приступила к выполнению государственной программы «Содействие занятости населения Сахалинской области на 2014-2020 годы». Также в регионе действует Закон о квотировании рабочих мест для трудоустройства отдельных категорий молодежи. В течение 2015 года в счет квоты трудоустроено 109 молодых специалистов.
Особое внимание уделяется мерам по оказанию адресной помощи гражданам, нуждающимся в особом внимании: одиноким и многодетным родителям, инвалидам, детям - сиротам, женщинам, воспитывающим детей. В рамках данных мероприятий Сахалинской службой занятости ведется регулярная работа по заключению договоров на субсидированные рабочие места для инвалидов, граждан освобожденных из мест лишения свободы, временные, общественные работы, формирование перечня работодателей, в отношении которых установлена квота для трудоустройства определенных категорий молодежи испытывающей затруднения в поиске работы.
В целом, органами службы занятости населения Сахалинской области оказано более 127 тыс. государственных услуг жителям региона, что на 14 тыс. больше 2014 году.[2]
Таблица 3. Среднемесячная начисленная заработная плата работников предприятий и организаций Сахалинской области по видам экономической деятельности, рублей
Пилы экономической деятельвостн 2010 2(11 2012 2013 2014 Отклонение 2014/2010, %
Всего 35847.4 38770,7 44207.6 49006,9 54895,9 +53
Сельское хозяйство, охота и .тесное ХОЗЯЙСТВО 22604.4 25710.9 28279.4 30599,9 34310.2 +51
Гыболовство, рыбоводство 32482.7 36561,1 41173.6 44570,6 53249.3 +63
Добыча полезных ископаемых 86796.8 101214.9 128732.3 138334,4 165154.8 +90
Обрабатывающие производства 28245.2 30948.0 33270.8 36855,0 37911,0 +34
Производство и распределение электроэнергии,газа и воды 30514.2 34363,2 37979.2 41 740,8 46764,0 +53
Строительство 37612.7 39118.5 40376.4 43450,8 46481.9 +23
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 21275.5 22046,9 22785.3 24229,9 27479,0 +19
Гостиницы и рестораны 22064.2 24282,1 25349.7 26707,3 27658.7 125
Транспорт и связь 36279.3 38991,4 43764.1 48274,5 53116.8 +46
Фиша] косая деятельность 61360.8 67090.3 76316.4 78559,2 81587,0 +32
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 37175.2 40835,4 43512.7 47319,3 56137,6 +51
1 осударствсннос управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение 43249.8 45760,3 57303.5 60718,2 64580.4 +49
Образование 24263.9 24965,9 28803.4 37235,7 43083.7 + 77
Здравоохранение и предоставление социальных услуг 27385.2 30004,1 33544.7 40665,9 45924.4 +67
Предоставление коммунальных, социальных и персональных услуг 22132.3 23387.3 26479.0 34180,7 41499.4 +87
Рассчитано по: [2, 4]
Также службой занятости велась работа по вовлечению безработных в организацию малого бизнеса, что выражалось в проведении обучения основам бизнеса и получении финансовой помощи. Согласно данным Агентства по труду и занятости Сахалинской области, 156 человек создали собственное дело в различных сферах деятельности.
В Сахалинской области ведётся работа по привлечению трудовых ресурсов из других регионов и из-за рубежа. Данные мероприятия проводятся согласно реализации подпрограммы «Оказание содействия добровольному переселению в Сахалинскую область соотечественников, проживающих за рубежом». В 2015 году в службу занятости поступило 592 заявления от соотечественников, проживающих за рубежом, 374 (63%) из них были удовлетворены. В островной регион прибыли и встали на учёт в УФМС России по Сахалинской области 752 участника данной подпрограммы, 549 из них - трудоспособного возраста.
Рынок труда области пополнился такими востребованными
специалистами как врачи, медсестры, учителя, воспитатели, финансисты, юристы, а также инженерно-технические работники, квалифицированные рабочие.
В целях привлечения квалифицированных кадров, в 2016 году планируется реализация ведомственной целевой «Повышение мобильности трудовых ресурсов», в рамках которой будет привлечено 85 специалистов из других регионов страны.
Особенности функционирования сахалинского рынка труда связаны с наличием следующих проблем:
- сокращение численности (за счёт миграции) трудоспособного населения происходит уменьшение численности трудовых ресурсов;
- значительное старение и сокращение рабочей силы высококвалифицированных работников приводит к снижению качества рабочей силы;
- несоответствие между качеством рабочей силы и наличием свободных рабочих мест;
Таблица 4. Потребность в работниках, заявленная предприятиями и организациями в государственную службу занятости.
2010 2011 2012 2013 2014 Отклонение 2014/2010, +,-
Всего 5706 6425 8746 8170 25100 119394
в том числе рабочих 3425 4410 6560 5872 21880 +18455
Рассчитано по: [2, 4]
Таблица 5. Распределение численности безработных по уровню образования (в % от общего числа).
2010 2011 2011 2013 2014
Занято в экономике всего, из них имеют: 100 100 100 100 100
Высшее профессиональное 12,6 13,2 11,9 14,2 13,4
Среднее профессиональное 19,3 17,0 15,8 22,6 16,1
Начальное профессиональное 27,3 29,0 23,7 19,8 22,1
Среднее (полное) общее 29,7 28,2 33,1 31,3
Основное обшсс 8,7 1 1.7 12,9 11,5 10,5
Не имеют основного общего 2,4 0,9 2,6 0,6 2,1
Составлено по: [2]
Таблица 6 - Количество прибывших в Сахалинскую область участников подпрограммы «Оказание содействия добровольному переселению в Сахалинскую область соотечественников, проживающих за рубежом» в разрезе стран (в % от общего количества)
Страна Доля ормбышши участников Подпрограммы
Украина 77,5
Киргизия 7
Таджикистан 4,6
Армения
Моцдова 3,2
Узбекистан 2,2
Казахстан 1,2
Другие страны 0,5
Составлено по:[2]
-значительные различия по уровню безработицы, её продолжительности между муниципальными образованиями;
- увеличение доли рабочих мест с неблагоприятными, вредными и тяжёлыми условиями труда, повышающими уровень травматизма на производстве;
- наличие существенных различий в оплате труда между различными видами экономической деятельности. В результате этого происходит отток квалифицированных специалистов в другие сферы экономики.
- несоответствие объемов и профилей подготовки специалистов с потребностями рынка труда;
- низкий уровень мер по профориентации молодёжи по выбору профессий, востребованных на рынке труда.
В связи с этим региональная служба занятости должна продолжать работу по следующим направлениям:
- повышение объёмов и качества предоставляемых государственных услуг, в том числе по информированию населения и работодателей о состоянии регионального рынка труда;
- развитие форм и методов взаимодействия с работодателями в целях активного содействия трудоустройству ищущих работу граждан;
- обеспечение поддержки развития малого бизнеса и предпринимательства в целях создания новых рабочих мест и содействия занятости населения;
- развитие системы профессиональной ориентации населения, в том числе профессиональной ориентации школьников, повышение их мотивации к трудовой деятельности по профессиям, востребованным на рынке труда;
- обеспечение ротации кадров в целях замены специалистов высокой квалификации, выбывающих с предприятий;
- развитие организационных форм внутренней и внешней трудовой
миграции, повышение мобильности трудовых ресурсов.
Таким образом, в условиях уменьшения общей численности населения и прежде всего трудоспособного возраста, численность занятого населения в течение последнего ряда лет оставалась достаточно стабильной. Отмечается снижениечисленности безработных, уровня общей и регистрируемой безработицы. Тем не менее сохраняются определенные проблемы на региональном рынке труда, связанные с миграционными и демографическими проблемами.
Преодолению негативных явлений на сахалинском рынке труда будет способствовать реализация комплекса задач в сфере занятости населения, которые должны быть направлены на содействие трудоустройству безработных граждан, предоставление им профориентационных, информационных, образовательных услуг, обеспечение квалифицированными трудовыми ресурсами различных сфер экономики, дальнейшее развитие предпринимательской деятельности.
Литература:
1. Аникина Е.А. Экономическая теория: учебник / Е.А. Аникина, Л.И. Гавриленко. - Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2014. - 413 с.
2. Официальный сайт Губернатора и Правительства Сахалинской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ьйр://'№йгй'. admsakhalin.ru 131
3. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики (Росстат) [Электронный ресурс]. - Режим доступа:Ьйр:// www.gks.ru
4. Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Сахалинской области (Са-халинстат) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. sakhalinstat.gks.ru