Научная статья на тему 'Анализ и критерии оценки трудовых ресурсов (на примере Тверской области) '

Анализ и критерии оценки трудовых ресурсов (на примере Тверской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
684
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Креативная экономика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЫНОК ТРУДА / LABOR MARKET / УРОВЕНЬ ЗАРЕГИСТРИРОВАННОЙ БЕЗРАБОТИЦЫ / LEVEL OF REGISTERED UNEMPLOYMENT / ВАЛОВОЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ / GROSS REGIONAL PRODUCT / РЕАЛЬНАЯ И НОМИНАЛЬНАЯ ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА / REAL AND NOMINAL WAGES / ЕСТЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ / NATURAL MOVEMENT OF POPULATION / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ / PUBLIC EMPLOYMENT SERVICE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белоусов О. А.

В статье представлен комплексный анализ ситуации на рынке труда Тверского региона под углом зрения социально-экономических и демографических показателей. Обозначены проблемы тверского рынка труда, среди которых наиболее существенными являются структурный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы, ее низкая территориальная мобильность, застойная безработица в сельской местности. В статье приводятся приоритетные направления государственной политики занятости на региональном уровне и дается количественная оценка показателей занятости и рынка труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS AND ASSESSMENT CRITERIA OF LABOR (ON THE EXAMPLE OF THE TVER REGION)

The article presents a comprehensive analysis of the situation on the labor market, Tver region, from the perspective of socio-economic and demographic indicators. Tverskoi identifies problems in the labor markфet, among which the most significant is the structural imbalance of demand and supply of labor, its low spatial mobility, long-term unemployment in rural areas. The article presents the priorities of state policy of employment at the regional level, and provides a quantitative assessment of employment and labor market.

Текст научной работы на тему «Анализ и критерии оценки трудовых ресурсов (на примере Тверской области) »

не местечковая проблема

анализ и критерии оценки трудовых ресурсов

(на примере тверской области)

На сегодняшний день анализ рынка труда приобретает особую значимость.

Под рынком труда обычно понимают систему социально-экономических отношений, связанных со спросом на рабочую силу и ее предложением.

Рынок труда отхватывает всех работников и претендующих на рабочие места в рамках определенной территории, отрасли или группы профессий.

В основе комплексного анализа ситуации на рынке труда региона должны быть заложены различные социально-экономические и демографические показатели. В качестве основного критерия, характеризующего ситуацию на региональном рынке труда, целесообразно выделить уровень зарегистрированной безработицы, рассчитываемый в процентах к экономически активному населению. В Тверском регионе указанный показатель на конец 2008 г. составил 0,7% экономически активного населения. По информации департамента занятости населения, которому с 2007 г. были переданы полномочия в сфере государственной политики занятости Тверской области, численность трудовых ресурсов региона составляет 850,7 тыс. человек. В службу занятости населения в 2007 г. обратилось за предоставлением государственных услуг свыше 183,3 тыс. человек, из них за содействием в поиске подходящей работы зарегистрировались 74,6 тыс. человек, что составляет 110,6% к уровню 2006 г. [1, с. 47]. Большое значение для оценки состояния трудовых ресурсов имеет показатель напряжен-

Белоусов ОА.

канд. экон. наук,

доцент

кафедры

менеджмент,

Тверской

государственный технический университет o1 [email protected]

1 _ бс Эк

■й г /

ч \£ Л

ж

в тверском регионе уровень зарегистрированной

_безработицы

на конец 2008 г.

_составил 0,7%

_экономически

_активного

населения

ности рынка труда. Данный коэффициент, определяемый как отношение численности безработных граждан к количеству заявленных свободных рабочих мест, в 2007 г. в Тверской области составлял 0,6. Еще один показатель, который следует назвать - удельный вес в составе безработных лиц, состоящих на учете более одного года. Данный показатель отражает степень застойности безработицы и потенциальную угрозу маргинализации части населения соответствующего региона. В Тверской области на конец 2007 г. продолжительность периода безработицы у 15% граждан, состоявших на учете службы занятости, составила меньше месяца, у 45% от 1 до 4 месяцев, 29% - от 4 до 8 месяцев, 6,6% - от 8 месяцев до года и только у 5,2% безработных временной интервал был более года , с. 50-51].

кономические показатели используются для того, чтобы понять, насколько политика занятости в регионе соответствует реально складывающейся в нем экономической ситуации. Наиболее важными являются показатели динамики валового регионального продукта и удельного веса убыточных предприятий. Последний показатель влияет на прогноз возможных высвобождений работников и обозначает инвестиционную активность, что, в конечном счете, является решающим фактором создания и сохранения рабочих мест.

Данные управления регионального развития Тверской области за 2007 и первую половину 2008 гг. свидетельствуют, что ситуация на рынке труда складывалась под воздействием положительных тенденций в экономике региона. Валовой региональный продукт по итогам 2007 г. был оценен в сумме 14 8190,8 млн рублей при индексе физического объема к 2006 г. в 110,6%. Общие доходы областного бюджета за январь-ноябрь 2008 г. составили 116% к аналогичному периоду 2007 г. [1, с.117].

Вместе с тем наряду с положительными тенденциями в экономике области ряд

предприятий и организаций в 2007 г. проводили высвобождения работников. В большей степени данные процессы затронули предприятия, организации обрабатывающих производств (27,8%), аграрного сектора и лесоводства (16,8%), транспорта и связи (13,1%), а также органы управления (6,0%), образования (5,6%). На 36 предприятиях высвобождения были квалифицированы как массовые. Высвобождаемые работники, как правило, трудоустраивались на вновь создаваемые предприятия (организации). Объем инвестиций в основной капитал на начало 2008 г. - 5 619 млн рублей, что составляет 119,1% к уровню 2007 г. По данному показателю Тверской регион занимает 9 место в ЦФО. Однако в первом квартале 2008 г. удельный вес убыточности тверских предприятий составлял 39,5% к общему числу предприятий в регионе. Среди регионов ЦФО менее удачны только предприятия в Ивановской и Костромской областях [1, с. 312]. Социальные показатели находят свое применение при оценке возможной политики занятости в регионах, с позиции ее влияния на изменение положения в социальной сфере. Здесь следует применять показатели динамики реальных и номинальных денежных доходов населения. Реальные располагаемые денежные доходы населения Тверского региона в первом полугодии 2008 г. выросли по сравнению с соответствующим периодом 2007 г. на 8,1%, а денежные сбережения населения увеличились на 23,8%. По оценочным данным, за первое полугодие 2008 г. номинальные денежные доходы населения области составили сумму, равную 81 550 млн рублей, что выше на 24,9% по сравнению с соответствующим периодом 2007 г. [1, с. 63]. Средняя номинальная заработная плата, начисленная за июнь 2008 г., на крупных, средних и малых предприятиях и организациях (с учетом дорасчета), составила 13 484 рубля. Это на 33% больше, чем в июне 2007 г. Реальная заработная плата, рассчитанная с учетом индекса потребительских цен, в июне 2008 г.

средняя номинальная заработная плата, начисленная за июнь 2008 г., на крупных, средних и малых предприятиях и организациях (с учетом дорасчета), составила 13 484рубля

_устранение

_дисбаланса

_между спросом

и предложением .рабочей силы

_подходов _в деятельности >офессиональных образовательных

_учреждений области, службы

_занятости,

_проведение

мониторинга

ситуации

вснииптя

ч г /

ГУ \£ Л

Ш1

составила 115% к уровню июня 2007 г. Следует отметить, что лидерство по уровню начисленной заработной платы на протяжении последних лет продолжают занимать финансовые организации. В 2007 г. их заработная плата в 2,4 раза превышала среднеобластной уровень, тогда как в сельском, лесном хозяйстве, охоте она была в 1,8 раза ниже среднеобластного уровня [2, с. 76-78]. К числу важнейших показателей социального развития региона относится показатель розничного товарооборота, который в сочетании с показателем динамики реальных денежных доходов населения позволяет судить о степени развития на территории неналогооблагаемого сектора экономики и масштабах фактической адаптации населе-я региона к социально-экономической туации. По обороту розничной торговли ервом квартале 2008 г. Тверская область занимала 6 место.

Среди демографических показателей,

прежде всего, следует использовать коэффициент естественного движения населения, величина которого показывает вероятное изменение предложения на рынке труда региона в долгосрочной перспективе и, следовательно, должна учитываться при разработке направлений политики занятости. Так, анализ усредненного варианта прогноза по естественному движению населения Тверского региона до 2025 г., осуществленного Федеральной службой государственной статистики по Тверской области показывает усиление роста рождаемости в гражданских браках, увеличение добровольной бездетности, снижение младенческой смертности и смертности населения более молодых возрастов, рост общего числа умерших, в связи с увеличением доли старших возрастных групп населения.

На основании значений перечисленных экономических, социальных, демографических показателей можно определить интегральное положение каждого региона РФ. Так, рейтинг инвестиционной привлекательности

Тверской области в 2008 г. оценивается национальным рейтинговым агентством «Эксперт РА» как пониженный потенциал - высокий риск (группа 3С1). Следует отметить, что с 1998 по 2007 гг. рейтинг Тверского региона не менялся и характеризовался как пониженный потенциал - умеренный риск (группа 3В1) [3]. Такая оценка, по сути, относит Тверскую область к группе депрессивных дотационных регионов, которых все больше среди субъектов РФ. В то же время Тверская область входит в число четырех регионов ЦФО наряду с Липецкой, Московской и Калужской областями, где уровень регистрируемой безработицы менее среднего значения по ЦФО. Так, на 1 января 2008 г. уровень безработицы по ЦФО составил 0,9%, а в Тверской области - 0,7% [1, с. 303]. Интегральное положение области по совокупности социально-экономических показателей, является основанием для детальной проработки направлений государственной политики занятости региона. При этом важно иметь в виду, что по отношению к государственной политике занятости есть «нейтральные» и «активные» регионы. К «нейтральным» относятся те регионы, где ситуация на рынке труда и в сфере занятости коррелирует с социально-экономическим положением области. Тверскую область по отношению к государственной политике занятости можно причислить к «активному» региону, поскольку на ее территории удовлетворительное состояние рынка труда сочетается с неудовлетворительным социально-экономическим положением, что влечет за собой высокую вероятность обострения в кратко- или среднесрочной перспективе ситуации на рынке труда.

В данное время на территории Тверского региона обозначился ряд существенных проблем, оказывающих негативное влияние на рынок труда.

Во-первых, структурный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы. Рынок труда характеризуется существенными диспропорциями между спросом и предложением,

значительная территориальная разбросанность сельских поселений и отсутствие регулярного транспортного сообщения между населенными пунктами сельских районов области значительно снижает возможность поиска работы и трудоустройства

региональный рынок труда

_ ягА

А» ШШ\

=

Шi т

и».

а

государственная , кба занятости _в любой стране гнется основным

_институтом

_государственной

_политики

на рынке труда

сохраняется несоответствие их количественных и качественных характеристик, наблюдается дефицит квалифицированных рабочих и специалистов по отдельным профессиям и специальностям. В 2007 г. из общего числа заявленных в службу занятости вакансий 83,1% приходилось для рабочих, в основном массовых профессий, в то время как среди зарегистрированных безработных доля лиц, имеющих рабочие профессии, составляет 54,6 %, специальности инженерно-технических работников и служащих - 41,5 %, остальные 3,9% - лица, не имеющие профессиональной подготовки или длительное время не работавшие по специальности и в значительной степени утратившие квалификацию [1, с. 52-53].

Устранение дисбаланса между спросом и едложением рабочей силы требует новых подходов в деятельности профессиональных образовательных учреждений области, службы занятости, проведение мониторинга ситуации, включающего прогнозирование величины и прсфессиснальнс-квалифика-ционной структуры предложения рабочей силы с учетом изменения демографической ситуации. Как показывают итоги ссцислсги-ческого опроса учащихся выпускных классов [4, с. 72-76], большинство из них связывают свое будущее с такими гуманитарными профессиями как экономист, юрист, педа-гсг и др. Следовательно, при формировании спроса на образовательные услуги все более существенную роль должна играть профессиональная ориентация молодежи и взрослого населения.

Во-вторых, хроническая (застойная) безработица в сельской местности. Несмотря на то, что развитие экономики Тверской области в последние годы обеспечивает в основном позитивную динамику рынка труда, проблема занятости граждан, проживающих в сельской местности, остается весьма актуальной. Численность граждан, занятых в аграрном секторе, продолжает снижаться. Этому способствует, в первую очередь, сохранившееся

в сельском хозяйстве преобладание низкоквалифицированного и ручного труда, что обусловливает высокую сезонную потребность в рабочей силе.

В-третьих, значительная территориальная разбросанность сельских поселений и отсутствие регулярного транспортного сообщения между населенными пунктами сельских районов области значительно снижает возможность поиска работы и трудоустройства. По данным департамента занятости населения, на 1 января 2008 г. из 5262 состоящих на учете безработных граждан 37% являются жителями сельской местности. Продолжительность поиска работы у безработных граждан, проживающих в сельской местности, значительно выше, чем у горожан [5].

В-четвертых, высокий уровень безработицы среди безработных граждан, обладающих недостаточной конкурентоспособностью на рынке труда и испытывающих трудности при трудоустройстве. К ним относятся: инвалиды, женщины, воспитывающие детей-инвалидов, выпускники образовательных учреждений, не имеющие профессии, потерявшие работу граждане предпенсионного возраста и, наконец, женщины, стремящиеся возобновить трудовую деятельность после перерыва, связанного с рождением детей и др. В-пятых, низкая территориальная мобильность рабочей силы. В регионе слабо развита система информирования о возможностях трудоустройства безработных граждан и членов их семей в сельской местности, в городах и районах области.

Государственная служба занятости в любой стране является основным институтом государственной политики на рынке труда, на которую возложена реализация за счет средств госбюджета государственных социальных и экономических гарантий для населения в сфере занятости и на рынке труда. В настоящее время департамент занятости населения оказывает на территории области следующий стандарт минимальных

Литература

1. Статистический ежегодник «Тверская область в цифрах в 2008 году». -Тверь, 2009. - 322 с.

2. Основные демографические и социально-экономические показатели ресурсообеспеченности современных молодых семей Тверского региона / Белоусов О.А. // Местное самоуправление в Российской Федерации. -2009. - № 1-2. - С. 53-62.

3. Инвестиционный рейтинг регионов [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.raexpert.ru/ ratings/regions. - Загл. с экрана.

4. Белоусов О.А. Ресурсный потенциал современной молодой семьи: опыт комплексного подхода / О.А. Белоусов. -Тверь: Твер. гос. ун-т, 2009. - 220 с.

5. Структурный состав граждан, обратившихся в органы службы занятости в целях поиска подходящей работы в 2008 году [Электронный ресурс]. -Электрон. дан. - Режим доступа: ht tp: //www. depzan.tver.ru/a_dep/3. htm. - Загл. с экрана.

6. Информационно-аналитический бюллетень «Социально-экономическое положение в городе Твери в 2007 году». -Тверь, 2008. - 36 с.

Ключевые слова:

рынок труда, уровень зарегистрированной безработицы, валовой региональный продукт, реальная и номинальная заработная плата, естественное движение населения, государственная служба занятости населения

государственных гарантий ищущим работу гражданам:

• содействие гражданам в поиске работы, а работодателям - в подборе необходимых работников. В 2007 г. 44,0 тыс. человек нашли работу, что составило 100,6% к уровню 2006 г. [1, с. 52];

• социальная адаптация безработных граждан на рынке труда. Так, 2,8 тыс. человек получили услугу по социальной адаптации на рынке труда, 52,1 тыс. человек - по профессиональной ориентации, 2,8 тыс. граждан прошли профобучение, а 3,3 тыс. человек была сказана услуга по психологической поддержке [5];

• организация общественных работ (в 2007 г. участвовали свыше 4,4 тыс. чел.) [6, с. 36];

• организация временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы. За 2007 г. были трудоустроены на временную работу с поддержкой доходов из федерального бюджета 0,7 тыс. человек, из числа граждан, особо нуждающихся в социальной защите [6, с. 34];

• организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время и безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего образования, ищущих работу впервые. Порядка 16,6 тыс. несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет были заняты на временных работах в свободное от занятий время [5];

• содействие самозанятости безработных граждан. Такую услугу получили 0,5 тыс. безработных граждан [5];

• организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест;

• информирование населения и работодателей о положении на рынке труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.