Список литературы
1. Котлер, Ф. Маркетинг менеджмент : экспресс-курс / Ф. Котлер ; пер. с англ. под ред. Ю. Н. Каптуревского. СПб. : Питер, 2004. 236 с.
2. Слука, Н. А. Градоцентрическая модель мирового хозяйства / Н. А. Слука. М. : Пресс-Соло, 2005. 168 с.
3. Экономические субъекты постсоветской России (институциональный анализ) / под ред. Р М. Нуреева. М. : Моск. обществ. науч. фонд, 2001. 804 с.
А. З. Воцкий
РЕГИОН В глобальной ЭКОНОМИКЕ: новый взгляд на конкурентные преимущества
Рассмотрены основные вопросы управления нематериальными активами региона и предложена оценка нематериальных активов региона в контексте стратегических целей и приоритетов регионального развития. Выделена структура интеллектуального капитала региона.
Ключевые слова: регион, нематериальные активы, региональное развитие, модели интеграции региона.
Оценивая положение российских регионов в глобальной конкурентной борьбе, используем пример положения Челябинской области в глобальной экономике и обратим внимание на несколько важных обстоятельств. Очень долгое время индустриальное развитие области сохраняло приоритетное отношение власти, потенциальных инвесторов и стратегических партнеров. Даже сегодня, признавая несомненные успехи Челябинской области в экономическом росте, на первый план выдвигаются темпы роста промышленного производства, по этим же критериям оценивается конкурентоспособность области. Стратегия социально-экономического развития области до 2020 г. также построена на приоритетах индустриального сектора.
Но лидеры глобальной экономики все больше концентрируются на других достижениях и приоритетах развития, и это кардинальное изменение прежде всего касается нового отношения к нематериальным активам региональных экономик.
Второе важное обстоятельство заключается в том, что, обладая реальными достижениями в формировании конкурентоспособного человеческого капитала, региональные управленцы пока не в полной мере осознали всю созидательную мощь экономики знаний, когда человеческий капитал превращается в основной двигатель экономического развития. Уральские управленцы пока не отдают приоритета ценностям экономики знаний по вполне объяснимой ментальной причине — вес тяжелого машиностроения и металлургии в экономике легко представить и можно измерить, а вес интеллектуального капитала — неуловим...
Третье обстоятельство: лексикон традиционного уральского управленца не успел успешно «инсталлировать» в свои операционные системы слова-синонимы таким привычным словам, как «авторитет» (сейчас более актуально «репутация»), «признание» (актуальнее «имиджевый капитал»). Поэтому, например, высокий авторитет и признание губернатора области или отдельных талантливых управленцев не всегда будут взвешены
в виде мощного нематериального актива региональной экономики, и в подобной ситуации это уже будут упущенные возможности...
Классификация активов — чрезвычайно актуальная задача для управленцев в сфере региональной экономики. Любая организация начинает с выяснения, какими основными категориями активов она располагает.
Этот список всегда включает активы финансового, человеческого и физического характера, а также активы отношений (с поставщиками, дистрибьюторами, заказчиками, правительственными структурами, НКО), активы восприятия, знания (о внешних структурах и заинтересованных сторонах — потребителях, каналах, поставщиках, конкурентах, правительственных структурах, группах общественности, о трендах, образцах отдельных внешних сфер — демографии, отдыхе, социальных ценностях, технологиях, законодательстве, экономике) (таблица).
Виды региональных активов
Категории Классы Типы
Финансовая Обязательства Капитал Ликвидность Типы обязательств: - по источникам - краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные
Кадровая Население области Персонал компаний Управленческие структуры Навыки и умения Численность персонала: - на функциональном уровне - разновидности навыков и умений
Физическая Предприятие Оборудование Поставки Запасы Готовая продукция Типы предприятия: - технологические процессы - выпускаемая продукция, услуги
Знания О внешних структурах (о важнейших геоэкономичес-ких институтах, о ближайших государствах и регионах) О процессах/ системах О явлениях/целях Знания о партнерах и конкурентах: - об их размещении - о типах поведения - критерии предпочтений в партнерстве и союзах
Политическая (отношения) Формальные отношения с внешними структурами Неформальные отношения с внешними структурами Отношения с каналами распределения: - внутреннее партнерство - транзакции
Восприятие Восприятие внешних структур Восприятие региона в целом: - геоэкономических позиций региона - геополитических позиций региона - продукции региона - готовности региона и его компаний отвечать на действия конкурентов - восприятие ведущих политических фигур региона - исторических событий, связанных с регионом в мировой истории
Организа- ционные Системы Структура Культура Процессы принятия решений Типы систем: - информационные - политические - контролирующие - принимающие решения - ценностные
Чем объясняется внимание к региональным активам?
«Кирпичи и цемент», то есть материальные активы, больше не являются основными строительными блоками, при помощи которых организация стремится удержать и получить потребителей. Вместо них на ведущие позиции выходят активы, связанные с восприятием (репутация у потребителей, каналов и даже у конкурентов), и активы, связанные со знанием (понимание, как и почему потребители реагируют на разные предложения конкурентов), что становится все более важным фактором, влияющим на конкуренцию региона на рынках.
Критическими ингредиентами ТОП-характеристик и компетенций являются активы и то, как они интегрируются в региональные операционные процессы, как происходит управление этими процессами.
Самые превосходные планы многих стран и регионов так и остались благими намерениями, поскольку их составители не понимали, что у них нет важных ключевых активов, необходимых для реализации выбранной ими стратегии.
Наиболее уязвимое место, из-за которого область может серьезно пострадать,— ее неспособность привлекать, наращивать или удерживать требуемые активы.
Одной из наиболее характерных тенденций глобальной экономики является стремительно возрастающая важность нематериальных активов в положении отдельных регионов мира и стран на мировом бизнес-ландшафте. Что определяет огромную рыночную конкурентоспособность таких стран, как Япония, Китай, Южная Корея, Арабские Эмираты, Финляндия?
Предпочтения инвесторов основаны, прежде всего, на высокой оценке стоимости их нематериальных активов, которые включают:
- знания о продуктах, технологиях и рынках, считающихся «собственностью» компаний этих стран;
- репутацию и имидж, которые они сформировали как лидеры по определенным видам продукции и технологий;
- отношения с каналами и конечными пользователями, отражающиеся в их рыночных долях, капитале бренда и высоких показателях удовлетворенности потребителей;
- организационную культуру и отработанные процессы, позволяющие компаниям этих стран оставаться лидерами по разработкам и реализации стратегий;
- бизнес-климат, вызывающий живой интерес инвесторов и мощных глобальных игроков;
- информационные активы, создающие образы процветания, надежности, скорости развития.
Подобные нематериальные активы заставляют инвесторов обоснованно полагать, что решения, предлагаемые структурами бизнеса и правительств этих стран, будут успешно выполняться и далее.
Кроме того, есть еще одна причина повышения ценности нематериальных активов: они помогают материальным активам генерировать ценности. Например, знание меняющихся предпочтений потребителей помогает производственным отделам совершенствовать продукцию, а рекламной службе — подачу информации о новых продуктах компании.
Материальные активы (финансы, сотрудники, предприятия и оборудование) всегда необходимы. Однако почти для всех видов бизнеса критически важной базой стратегического влияния на рынке стали нематериальные активы.
Идентифицирование текущих запасов нематериальных активов, имеющихся в региональной экономике, и их потоков, а также успешное стратегическое управление такими активами становится актуальнейшей задачей управленцев [2].
Знание текущих и ожидаемых товарно-материальных запасов и потребностей в ключевых классах и типах активов помогает организации выявить основные разрывы, существующие в активах, разработать необходимые программы создания активов или определить, как лучше всего воспользоваться своими активами для достижения целей.
Хотя организации тратят непропорционально много времени на разделение запасов и потоков материальных активов (финансовых, человеческих и физических), они обычно мало занимаются инвентаризацией своих знаний или иных нематериальных активов (связанных с восприятием и политическими или организационными аспектами).
Большинство организаций не сможет даже приблизительно определить запасы таких активов и особенно потоки. В первую очередь это справедливо в отношении имиджа, бренда, репутации качества услуг, предоставляемых клиентам, а также знаний о стратегических намерениях конкурентов. Попробуйте, например, опросить региональных управленцев о нематериальных активах своего региона:
С какими внешними структурами ваш регион имеет прочные или слабые отношения? Эти отношения со временем становятся более прочными или более слабыми?
Что мы знаем о тех или иных сегментах потребителей ключевых региональных продуктов? Какие наши знания становятся более полными и глубокими, а какие — менее всесторонними и более поверхностными?
Как воспринимают нас различные страны, регионы, конкуренты и поставщики? Становятся ли эти восприятия со временем более положительными или более отрицательными?
Наш опыт участия в множестве региональных инвестиционных и экономических форумов позволяет нам сделать заключение о том, что внимание к нематериальным активам регионального развития в опасной степени незначительно.
Важнейшими нематериальными активами региона являются:
- геополитический капитал (дружественные отношения региона с влиятельными политическими структурами соседних регионов и стран);
- геоэкономический капитал: благоприятные экономические связи и отношения с международными экономическими институтами, высокий рейтинг интереса и доверия в международных деловых кругах;
- обученная и собранная вместе рабочая сила;
- благоприятные трудовые договоры;
- благоприятные договоры аренды;
- благоприятные договоры страхования;
- благоприятные контракты на поставки;
- контракты о найме;
- условия об отказе от конкуренции;
- клиентские отношения;
- разрешения;
- научно-технические и публичные, университетские библиотеки и хранилища газет;
- региональные масс-медиа и интернет-ресурсы (сайты, блоги, порталы);
- прочие нематериальные активы (например, уникальные учебные и консалтинговые программы, разработанные учеными и консультантами региона).
Каждый вид актива может иметь разный вес в зависимости от стратегических задач регионального развития. И если придать данному перечню нематериальных активов рейтинговый характер, то в процессе решения управленческих задач можно на основе
классического метода опроса экспертов получать ранжированный список нематериальных активов регионального развития.
В современной экономике регион может значительно повысить конкурентоспособность, если приоритетом регионального развития будет в достаточной степени осмысленное и целенаправленное превращение региона в единый интеллектуальный интегратор финансового, природно-ресурсного, геополитического и геоэкономического капиталов.
На наш взгляд, это возможно развивать в нескольких направлениях:
- формирование инновационных кластеров на основе интеграции промышленных компаний, высших учебных заведений, технопарков и бизнес-инкубаторов, научно-исследовательских институтов, центров и лабораторий, банковских и небанковских кредитных организаций, инвестиционно-инновационных компаний, венчурных фондов, бизнес-ангелов, органов государственного управления, общественных организаций;
- на этой основе ускоренное наращивание геоэкономической привлекательности для развития деятельности международных финансовых и иных экономических институтов (их будет интересовать прежде всего возможность наращивания собственного геоэконо-мического капитала на территории региона);
- развитие механизма частно-государственного партнерства в инфраструктурных проектах (создание современной инфраструктуры для бизнеса позволит ускорить формирование благоприятного бизнес-климата, а это, в свою очередь, ускорит приток инвестиций);
- вовлечение в экономический оборот интеллектуального капитала университетов, значительное наращивание контактов университетских ученых с реальным бизнесом и экономикой, формирование глобального мышления у студентов и молодых исследователей (аспирантов, магистрантов);
- вовлечение в наращивание репутационного капитала региона региональных масс-медиа и интернет-ресурсов (на основе создания мощных информационных программ о жизни региона, рассчитанных на интерес геоэкономических и геополитических структур, проявляющих интерес к региону и представляющих потенциальный интерес для самого региона).
Чрезвычайно сложной задачей, связанной с управлением ключевыми компетенциями региона, становится задача концентрации нематериальных активов вокруг стратегических приоритетов регионального развития. Сложность заключается в том, что большая часть нематериальных активов является неосязаемой, их трудно распознать и учесть, их можно активизировать лишь через их четкое опознание и использование для той или иной стратегической цели. Большинство российских регионов еще даже не начали работу по инвентаризации нематериальных активов, и размер потерь от нерационального отношения к активам неисчислим.
В работе Н. А. Ларионовой «Механизмы управления нематериальными активами региона» [1] предлагается концепция управления регионом на основе соответствия нематериальных активов региона стратегическим целям регионального развития. Признавая сложность оценки стоимости нематериальных активов, автор предлагает стратегию управления нематериальными активами и их оптимизации на основе оценки влияния их на региональный экономический процесс.
Выделив основные составляющие нематериальных активов региона: человеческий капитал, информационный капитал, организационный капитал и имидж региона, автор предлагает ввести критерий стратегического соответствия нематериальных активов, исходя из предположения, что не все активы могут соответствовать в равной степени
стратегическим целям региона. В качестве основного критерия стратегического соответствия предлагается увеличение темпов роста ВРП и валовой добавленной стоимости, рост индекса развития человеческого потенциала, в конечном итоге - устойчивое социально-экономическое развитие региона.
На наш взгляд, оценка нематериальных активов, несомненно, необходима и важна, однако критерий соответствия стратегическим целям не может быть в данном случае основным. Мы считаем важнейшим критерием оценки нематериальных активов региона критерий соответствия активов задачам создания и сохранения ключевых компетенций региона.
Каждый вид нематериальных активов региона (человеческий, информационный, организационный и репутационный капитал) должен быть оценен с точки зрения возможности его включения в процесс формирования региональных ключевых компетенций. Например, если регион может создавать конкурентоспособные на глобальных рынках измерительные приборы, то какие нематериальные активы способны поддерживать это производство в его конкурентоспособном состоянии, продвигать изделия на расширяющиеся рынки, обеспечивать безупречную репутацию компании и ее продукта в глазах мировых потребителей, какие политические лобби могут усилить позиции предприятия на глобальных рынках, какие законы и постановления смогут облегчить предприятию пополнение человеческого капитала, какие образовательные программы смогут улучшить менеджмент и сформировать необходимый уровень глобального мышления руководителей.
При этом мы не подвергаем сомнению важность стратегического соответствия нематериальных активов, однако считаем, что стратегия регионального развития во многом исходит и определяется ключевыми компетенциями региона. Каждый регион в своем развитии стремится продолжить и реализовать в будущем то, что он умел и умеет производить лучше других, а это и есть, в сущности, ключевые компетенции.
Нематериальные активы не только поддерживают и сохраняют ключевые компетенции региона, но и выполняют весь комплекс сложнейших задач создания нового конкурентного пространства для региона. Здесь наибольшую ответственность и интеллектуальную зрелость нужно ожидать от топ-менеджеров региональной власти — именно им предстоит осознать и выстроить это пространство во всем многообразии политических режимов и интересов, геоэкономических институтов и все более прозрачных государственных границ.
Если признать приоритетность задачи достижения конкурентоспособности региональной экономики, то реалии глобальной экономики сегодня позволяют решить эту задачу успешно только на основе прорывного развития нематериальных активов региона. Очевидно, что требуется оценка материальных и нематериальных активов региона в сравнении с подобными оценками других регионов России и зарубежных стран.
Что необходимо предпринять уже сегодня в качестве срочных мер для интенсификации использования нематериальных активов региона?
1. На наш взгляд, прежде всего нужно четко признать реальные угрозы нематериальным активам региона:
- структура миграционных процессов постепенно вымывает наиболее ценные интеллектуальные ресурсы региона, замещая их неквалифированной рабочей силой из постсоветского пространства;
- положение региональной интеллектуальной элиты не позволяет ей играть сколько-нибудь значимую роль в принятии важнейших стратегических решений по вопросам регионального развития;
- геополитический и геоэкономический капитал недооценен и нуждается в ревизии и стратегической оценке в контексте геополитических и геоэкономических реалий жизни региона;
- в основу модели интеграции региона положено изначально опасное убеждение в том, что существенное превышение стоимости рабочей силы над уровнем развития его производственного потенциала создает необходимые предпосылки для привлечения иностранных инвестиций [3. С. 146]. Несомненно, это хорошие предпосылки для инвестирования в сырьевой комплекс, но региону жизненно необходимо доказать инвесторам, что наибольшую выгоду обеспечат инвестиции в сферы высокоинтеллектуального производства на Урале. И лучше избегать явной дискриминации в оплате труда интеллектуалов — они гораздо более свободны в выборе страны или региона для приложения своих интеллектуальных возможностей.
2. К разряду срочных и неотложных мер мы отнесем следующие:
- критический анализ институциональной поддержки процессов интеграции региона в глобальную экономику. Какие структуры сегодня поддерживают процессы региональной экономики, направленные на интеграцию? Отдел внешнеэкономической деятельности Министерства экономического развития, Торгово-промышленная палата, Таможенное управление. Явно необходимо Агентство регионального развития, с широким кругом задач интеграционного характера, с исследовательским и информационным секторами. Именно в такого рода институте должен целенаправленно развиваться геоэкономический и геополитический вектор активности региональной экономики;
- организация слушаний в Законодательном собрании области по вопросам геополитических и геоэкономических аспектов конкурентоспособности региона для определения стратегических приоритетов в формировании областного бюджета, в котором вес поддержки (финансовой, правовой, интеллектуальной, информационной, политической) развития нематериальных активов региональной экономики должен быть значительно увеличен;
- организация обучающих семинаров для управленческих структур региона по теме «Нематериальные активы региональной экономики как ключевой фактор конкурентоспособности»;
- организация обучающих семинаров для журналистского и редакторского корпуса по теме «Информационная поддержка конкурентоспособности региональной экономики».
Однако наиболее актуальным и необходимым условием реальной активизации нематериальных ресурсов конкурентоспособности региона является признание их первостепенной значимости как парадигмы регионального развития в геоэкономическом пространстве.
Список литературы
1. Ларионова, Н. А. Механизмы управления нематериальными активами региона / Н. А. Ларионова // Вестн. Сев.-Кавказ. гос. техн. ун-та. 2006. № 2.
2. Просвирина, И. И. Интеллектуальный капитал: новый взгляд на нематериальные активы / И. И. Просвирина // Фин. менеджмент. 2004. № 4.
3. Стратегические приоритеты Урала в глобальной экономике : коллектив. моногр. / под ред. А. П. Дубнова, Е. З. Ободяникова. Екатеринбург : ПироговЪ, 2004. 352 с.