Научная статья на тему 'Кластер как инструмент управления конкурентоспособностью регионов российской Федерации'

Кластер как инструмент управления конкурентоспособностью регионов российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
249
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕР / КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ / РЕГИОНАЛЬНАЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Галиуллина Галиуллина Галима Садыковна, Белькова Лариса Александровна

Предлагается механизм управления региональным кластером, использование которого ведет к повышению степени конкурентоспособности региона в глобальной экономике. Основой предложенного механизма является система корпоративного управления, которая применительно к управлению региональным кластером служит механизмом согласования и синхронизации действий органов федеральной и региональной власти, предпринимателей и общественных организаций, а также инструментов активизации нематериальных активов региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кластер как инструмент управления конкурентоспособностью регионов российской Федерации»

Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 3 (141). Экономика. Вып. 19. С. 35-40.

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОмИКА

Г. С. Галиуллина, Л. А. Белькова КЛАСТЕР КАК ИНСТРУмЕНТ УпРАВЛЕНИЯ

конкурентоспособностью регионов российской федерации

Предлагается механизм управления региональным кластером, использование которого ведет к повышению степени конкурентоспособности региона в глобальной экономике. Основой предложенного механизма является система корпоративного управления, которая применительно к управлению региональным кластером служит механизмом согласования и синхронизации действий органов федеральной и региональной власти, предпринимателей и общественных организаций, а также инструментов активизации нематериальных активов региона.

Ключевые слова: кластер, корпоративное управление, нематериальные активы, региональная конкурентоспособность.

Современное региональное развитие России характеризуется тем, что регионы, образованные и развивающиеся в нерыночной среде, при переходе к рынку перестали соответствовать масштабу экономических, социальных, экологических и организационно-управленческих процессов открытого рынка, предполагающего конкуренцию как на уровне малых экономических субъектов, так и на федеральном уровне.

Теория конкурентоспособности регионов в настоящее время проходит период становления. Эта проблема исследовалась в трудах: А. И. Гаврилова [2], И. П. Данилова [5], А. И. Та-таркина [12] и др. Обратимся к основополагающим определениям.

Авторы коллективной монографии «Конкурентоспособность регионов: теоретико-прикладные аспекты» [9. С. 180] считают, что «конкурентоспособность региона выражает совокупность множественных отношений по поводу экономического развития региона во взаимодействии с другими регионами. Как характеристика потенциальных и реализованных конкурентных возможностей региона в сферах соревновательных взаимоотношений между регионами, термин конкурентоспособность региона, безусловно, имеет право на существование в качестве экономической категории, отражающей позицию региона как субъекта конкуренции».

В общем виде можно говорить о существовании двух типов межрегиональной конкуренции [5. С. 38-45]:

1) вертикальная, т. е. конкуренция между разными уровнями власти — центральной и региональной — за объемы властных полномочий и распределение финансовых ресурсов;

2) горизонтальная, т. е. конкуренция между регионами за мобильные ресурсы. Объектом конкуренции выступает всё то, что может быть использовано в качестве реального или потенциального источника дохода (квалифицированное трудоспособное население, инвестиции, природные ресурсы, рынки сбыта, транспортнологистические, проведение крупных мероприятий, работающих на имидж региона, и т. д).

Экономические процессы в регионе протекают непрерывно, в едином потоке, поэтому процессы замыкаются: результаты конкуренции влияют на факторы производства, а затем входят в их состав, а производственные факторы, в свою очередь, опосредованно влияют на результаты конкуренции — посредством улучшения своих качественных характеристик и повышения уровня требований к новым необходимым ресурсам. Происходит процесс непрерывного обновления, при котором повышается степень региональной конкурентоспособности. Одерживая успех в конкурентной борьбе, регион не становится абсолютно конкурентоспособным, можно говорить лишь о степени конкурентоспособности.

Абсолютизация конкурентоспособности региона невозможна в силу следующих причин: международного разделения труда, определяющего место региона в производстве продукции конечного потребления; исторической специализации региона, определяющей сосредоточение факторов производства, необходимых для отрасли специализации региона; достижения внешних границ, определяющих допустимые нормы изъятия вещества и энергии, превышение которых приводит к возмущению среды (достижение сферой Земли области неопределенности — точки

бифуркации, в которой системы переходят в новое состояние) [4. С. 25].

Преимуществом региона в конкурентной борьбе является наличие факторов производства такого качества и уровня, которые были бы привлекательными для потенциальных «доноров».

Традиционно в отечественной экономической литературе выделяют следующие группы факторов размещения: природные, демографические. экономико-географические, экономические. Важнейшей тенденцией последних лет является то, что значение измеряемых факторов (земля, рабочая сила, капитал и т. д.) уменьшилось в пользу количественно трудноизменяемых категорий (стабильность политической ситуации, отношение к экономике основных действующих лиц региона и т. д.). Хотя в аспекте конкурирующих регионов более высокую значимость имеют те факторы, которые характерны для отраслей специализации регионального социальноэкономического комплекса.

Если факторы производства являются предпосылкой в достижении успеха в конкурентной борьбе, то результаты конкурентоспособности проявляются в таких показателях, как: повышение производительности труда; экономический рост через стабильное развитие традиционных и новых отраслей экономики, основанное на быстром внедрении инновации в производство; увеличение качества товаров и услуг, способных удовлетворить внутренний и внешний спрос; усиление внимания к рациональному использованию экономико-географического положения, полезных ископаемых, культурноисторического наследия и других ресурсов; повышение уровня жизни населения.

Рост конкурентоспособности региона в России сдерживается рядом факторов: российские предприятия и регионы в качестве источника повышения конкурентоспособности рассматривают максимизацию прибыли (эта цель озвучена в формулировках стратегических целей региональных компаний), в то время как движущей силой постиндустриальной эпохи признан интеллект, а источником конкурентоспособности становится добавленная стоимость [6. С. 1]; нематериальные активы не рассматриваются предпринимателями как источник повышения степени конкурентоспособности, в то время как возможность повышения конкурентоспособности за счет материальных активов в постиндустриальном обществе исчерпывается.

В управлении конкурентоспособностью региона субъектами выступают все заинтересованные лица: органы государственной и региональной власти, предприниматели, научно-исследовательские институты, общественные организации (экологи). Объектом управления являются экономические, социальные, техникотехнологические, экологические процессы в пределах данной территории. Управление конкурентоспособностью региона направлено на увеличение эффективности использования имеющихся ресурсов в целях обеспечения устойчивого развития региона и повышения благосостояния граждан, а также минимизации рисков. Инструмент управления конкурентоспособностью региона должен быть адекватен рыночной системе хозяйствования и постиндустриальному этапу развития.

Т. С. Наролина выделяет три основных концепции в обеспечении конкурентоспособности региона [8. С. 4]: кластерный подход; развитие инновационной системы региона; потенциальные факторы создания конкурентоспособности региона.

Зарубежный опыт свидетельствует, что кластерный подход во всём мире признается как политика повышения конкурентоспособности региональных экономик. Успешные примеры функционирования кластеров существуют в США, Финляндии, Германии, Италии, Японии, Франции и других странах [6. С. 44].

Кластерный подход заключается в том, что конкурентоспособность определенного региона зависит от наличия кластеров взаимосвязанных отраслей. В основу концепции положена система детерминант международной конкурентоспособности М. Портера [1. С. 109-143].

В экономической науке существует множество подходов к определению кластера и широкий круг терминов, которые используются для описания географического скопления предприятий. Остановимся на формулировке, данной М. Портером: «Кластер или промышленная группа — это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере и характеризующихся общностью деятельности и дополняющих друг друга» [1. С. 109-143].

Высокую конкурентоспособность и стабильность кластеров определяют факторы, стимулирующие распространение новых технологий,

характер и структуру взаимодействия науки, образования, финансирования, государственной политики и промышленности. Однако взаимоотношения инновационной деятельности с рыночной экономикой, средой развития кластера, весьма противоречивы. С одной стороны, в рамках рыночных отношении проявляются такие стимулирующие инновационную деятельность критерии, как социальная активность, творческая инициатива, селекционная способность рынка обеспечивать отбор и выживание наиболее эффективных и адаптированных инноваций. С другой стороны, рыночные отношения не могут считаться совершенными для воздействия на инновационные процессы, поскольку в поведении хозяйствующих субъектов рынка преобладают краткосрочные, конъюнктурные решения, в то время как инновационная и инвестиционная деятельность рассчитаны на долгосрочный период; происходит игнорирование внепроиз-водственных факторов — экологии, социальной сферы [14. С. 54].

Кроме того, учитывая огромную капиталоемкость инновационного процесса, разумным представляется проведение селективной промышленной политики на основе инновационного развития по отдельным конкурентоспособным отраслям, что будет способствовать, во-первых, быстрому развитию этих отраслей и закреплению их конкурентных преимуществ на мировом рынке, а во-вторых, избавит от затратного и малоэффективного процесса развития тех отраслей, которые не могут в данный момент «состязаться» с идентичными отраслями других стран [1. С. 109-143].

То есть кластер — территориальное объединение предприятий с различными структурами управления, культурами ведения бизнеса и стратегическими целями, которые необходимо объединить над решением задач устойчивого развития региона, увеличением эффективности использования ресурсов региона в условиях рыночной экономики.

В концепции социально-экономического развития регионов Российской Федерации подчеркивается ограниченность набора инструментов для управления региональным развитием: бюджетные трансферты и федеральные целевые программы [7. С. 16]. При смене административной формы управления рыночной системой хозяйствования не произошло внедрение современных механизмов согласования и синхронизации

стратегий регионального развития субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и федеральных отраслевых стратегий. Региональный кластер, не обладающий механизмом согласования и синхронизации интересов всех заинтересованных лиц (в российской действительности — при отсутствии социальной ответственности у мажоритарных акционеров, держащих контрольный пакет акций большинства российских компаний), не сможет использоваться как инструмент повышения степени конкурентоспособности региона.

Процесс реформирования общества не приемлет строительства нового без учета использования всего рационального из ранее накопленного. Так, для управления предприятиями и холдингами в российской и зарубежной экономиках успешно применяют систему корпоративного управления (КУ). Она строится на соблюдении четырех принципов: прозрачности, подотчетности, ответственности и справедливости.

Соблюдение принципов КУ зависит от способности хозяйствующего субъекта концентрировать и активизировать знания и умения сотрудников хозяйствующего субъекта, строить взаимоотношения с заинтересованными лицами, соблюдая российское и международное законодательство, создавать внутреннюю культуру хозяйствующего субъекта, обеспечивающую понимание отдельными специалистами своей значимости для достижения общего результата при исполнении закрепленных за ними полномочий (рис. 1).

Таким образом, полнота соблюдения принципов корпоративного управления зависит от способности механизма корпоративного управления довести нематериальные активы хозяйствующего субъекта до нужного качественного уровня. Способами влияния корпоративного управления на нематериальные активы являются следующие: создание четкой структуры органов управления хозяйствующего субъекта с закреплением должностных полномочий; финансовая заинтересованность коллектива в результатах деятельности хозяйствующего субъекта; соответствие деятельности общества требованиям законодательства и принципам корпоративного управления.

Повышение качества нематериальных активов кластера мы представляем следующим образом:

- человеческий капитал. Доведение уровня зарплат и заинтересованности людей хозяйст-

Рис. 1. Экономическая сущность механизма корпоративного управления

вующих субъектов кластера до уровня, когда кластер сможет стать центром притяжения высококлассных специалистов не только регионального, но и глобального уровня;

— отношенческий капитал. Развитие практики выстраивания взаимоотношений не только с работниками предприятий, но и с заинтересованными лицами региона, а также способность наполнить значением узнаваемый облик для потребителя;

— структурный капитал. Создание единой философии компании, которую поддерживают органы государственной власти. На глобальном уровне — дополнительные гарантии выполнения

обязательств кластера перед заинтересованными лицами.

Глобальный опыт, накопленный за последние десятилетия, является ценным капиталом для использования корпоративного управления в процессах регионального управления. Механизм корпоративного управления вполне применим для улучшения взаимоотношений собственника и власти.

Рассмотрим следственную связь соблюдения принципов корпоративного управления для решения задач региональной политики на примере решения проблем металлургической отрасли УРФО (см. таблицу).

потенциальные результаты введения принципов корпоративного управления

для региона и бизнеса

Проблема предприятия Принцип корпоративного управления Изменения на предприятии при введении принципов корпоративного управления Решение задач региональной политики Влияние на положение предприятия и региона в геоэкономическом пространстве

Устаревшая технологическая база Прозрачность. Достоверная информация для акционеров о состоянии и отдаче активов общества Своевременное обновление технологической базы Уменьшение выбросов загрязняющих веществ. Повышение эффективности производства. Восстановление потенциала природного комплекса Повышение стоимости активов компании

Дефицит железных руд Прозрачность. Перед предприятиями железорудной отрасли. Ответственность. Соблюдение прав Возможность заключения долгосрочных контрактов. Возможность отгрузки отходов со Восстановление потенциала природных комплексов Укрепление репутации общества

Окончание таблицы

Проблема предприятия Принцип корпоративного управления Изменения на предприятии при введении принципов корпоративного управления Решение задач региональной политики Влияние на положение предприятия и региона в геоэкономическом пространстве

заинтересованных лиц о передаче достоверных сведений о имеющихся отходах складов комбината для дальнейшей переработки на предприятиях региона

Социальная нагрузка предприятий ме-таллургиче-ской отрасли Прозрачность. Предоставление достоверной информации о социальных проектах компании Увеличение стоимости компании за счет улучшения репутации Выравнивание уровня жизни Снижение затрат на привлечение капитала и повышение стоимости активов

Очистные сооружения Ответственность (соблюдение права заинтересованных лиц в части допуска к объектам осмотра очистных сооружений и документации по ним) Поиск новых методов очистки. Разработка научно-исследовательскими лабораториями кластера или заимствованные на взаимовыгодной основе у других предприятий Уменьшение выбросов загрязняющих веществ. Восстановление потенциала природного комплекса Укрепление репутации общества

Низкая связанность предприятий региона Справедливость. Прозрачность. Ответственность. Подотчетность Реорганизация предприятия Повышение эффективности производства. Улучшение качества жизни. Повышение качества рабочей силы Облегчение доступа к рынкам капитала

Результатом соблюдения принципов корпоративного управления, учитывающих интересы социально-экономического развития предприятия и региона, является решение задач устойчивого развития региона и эффективного функционирования предприятия в современной экономике.

В качестве механизма согласования и синхронизации действий участников кластера нами предложен механизм, основой которого являются принципы и институты корпоративного управления, используемые в управлении региональными процессами (рис. 2).

Сущность данной модели состоит в том, что корпоративное управление используется как

механизм балансировки интересов федеральной, региональной власти, бизнеса и отраслевых структур.

Функции механизма следующие: стратегическое развитие региона на основе синергического эффекта кластера; балансировка интересов заинтересованных субъектов, входящих в кластер; вовлечение всех заинтересованных субъектов в управление кластером; распределение прав и обязанностей таким образом, чтобы увеличить конкурентоспособность участвующих субъектов.

Приведем пример качественного состава совета директоров для промышленного кластера

Рис. 2. Механизм управления региональным кластером

Челябинской области. В совет директоров кластера должны входить следующие представители: по одному специалисту от предприятий — участников кластера, специалисты министерства экономического развития региона (отдел по управлению труда и социальной политикой, отдел развития внутриобластной и межрегиональной кооперации, отдел развития инновационной деятельности), специалист от министерства промышленности и природных ресурсов.

Представители от предприятий избираются на общем собрании акционеров хозяйствующего субъекта при согласовании с советом директоров общества. От органов власти назначаются специалисты, имеющие целостное представление о деятельности своего отдела и его роли в развитии кластера.

Совет директоров кластера осуществляет свою деятельность на заседаниях совета директоров. Члены совета директоров в своей деятельности подотчетны своим «избирателям».

Процесс внедрения кластера нами понимается как процесс балансировки интересов бизнеса и власти, при котором происходит поиск путей повышения эффективности хозяйствующих субъектов и тем самым повышение конкурентоспособности субъектов разных уровней экономики.

Таким образом, объединение бизнеса в региональный кластер с применением рыночного механизма управления (корпоративное управление) обеспечивает повышение эффективности использования нематериальных ресурсов; вовлечение региона в конкурентную борьбу с целью повышения добавленной стоимости продукции, производимой в регионе и степени конкурентоспособности региона; гармоничное развитие бизнеса, региона и государства.

Список литературы

1. Артур, А. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа / А. Артур, А. Томпсон, Дж. Стрикленд. М. : Вильямс, 2006. 928 с.

2. Гаврилов, А. И. Региональная экономика и управление / А. И. Гаврилов. Н. Новгород : Изд-во ВВАГС, 2002. 273 с.

3. Галиуллина, Г. С. Конкурентоспособность региона: новые возможности в условиях интеграции в геоэкономическое пространство : тезисы

докл. и материалы к практикуму / Г. С. Галиуллина. (Готовится к печати).

4. Даванков, А. Ю. Геоэкономические аспекты стратегического развития региона / А. Ю. Даванков, Е. А. Постников // Вестн. Челяб. гос. ун-та. Сер. 8. Экономика. Социология. Социал. работа. 2004. № 1. С. 24-29.

5. Данилов, И. П. Конкурентоспособность регионов России (теоретические основы и методология) / И. П. Данилов. М. : Канон+, 2007. 368 с.

6. Капустина, Л. М. К вопросу о понятии типологии региональных кластеров / Л. М. Капустина, И. Г. Меньшенина // Голиковские чтения : сб. науч. тр. 2008. № 3. С. 38-48.

7. Концепция стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.ksocpol.rags.ru/files/konc_reg.htm

8. Наролина, Т. С. Формирование и развитие кластеров как механизм обеспечения конкурентоспособности экономики региона : автореф. дис. ... канд. экон. наук. / Т. С. Наролина. Воронеж, 2007. 30 с.

9. Перский, Ю. К. Конкурентоспособность регионов: теоретико-прикладные аспекты / Ю. К. Перский ; под ред. Ю. К. Перского, Н. Я. Калюжновой. М. : ТЕИС, 2003. 370 с.

10. Радыгин, А. Д. Экономико-правовые факторы и ограничения в становлении моделей корпоративного управления / А. Д. Радыгин [и др.] ; Ин-т экономики переход. периода. М., 2004. 306 с.

11. Российская металлургия: стратегия и ограничители роста [Электронный ресурс] / Аналит. центр «Эксперт», 2006. 185 с. Режим доступа: www.expert.ru

12. Татаркин, А. И. Стратегическая архитектура конкурентного поведения регионов в модернизируемой экономике / А. И. Татаркин // Федерализм. 2006. № 1. С. 47-48.

13. Ферова, И. С. Кластерные принципы организации производственного взаимодействия / И. С. Ферова // Экон. проблемы и решения. 2004. № 2. С. 52-64.

14. Ферова, И. С. Структурные особенности российской экономики и роль межотраслевых взаимодействий на современном этапе / И. С. Фе-рова // Экон. проблемы и решения. 2004. № 1. С. 52-64.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.