УДК: 332.1 ББК: 65.2
Черкас Е.Е.
УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ МУНИЦИПАЛЬНОГО СЕГМЕНТА РЕГИОНАЛЬНОГО КЛАСТЕРА УСЛУГ
Cherkas Е.Е.
MANAGEMENT OF DEVELOPMENT OF THE MUNICIPAL SEGMENT OF THE REGIONAL CLUSTER OF SERVICES
Ключевые слова: интегрированные экономические системы, региональный кластер, стратегия развития кластера, ЖКХ.
Keywords: the integrated economic systems, a regional cluster, strategy of development of a cluster, housing and communal services.
Аннотация: рассматриваются проблемы управления развитием муниципального сегмента регионального кластера услуг. Категория кластера связывается с понятием интегрированной экономической системы, оперирующей на стратегическом сегменте хозяйствования и требующей теоретического обоснования структуры кластера услуг в сфере ЖКХ и формирования сбалансированного механизма управления.
Показаныа модель ценовой политики кластера, элементы согласованных механизмов и методология формирования механизма реализации политики.
Аbstract: problems of management of development of a municipal segment of a regional cluster of services are considered. The category of a cluster contacts concept of the integrated economic system operating on a strategic segment of managing and demanding theoretical justification of structure of a cluster of services in housing sector and formations of the balanced mechanism of management.
The model of price policy of a cluster, elements of the coordinated mechanisms and methodology of formation of the mechanism of realization of policy is shown.
Одной из современных стратегических альтернатив развития хозяйствующих субъектов является формирование и реализация стратегий, ориентирующих экономические системы на долгосрочное развитие, характер которого должен удовлетворять условиям устойчивости и эффективности в процессе долгосрочного целенаправленного развития. Одним из классов сложнооргани-зованных экономических систем является класс территориально-отраслевых комплексов, являющихся инфраструктурными объектами региональных кластеров национальной экономики. Уровень развития региональных кластеров, в свою очередь, является одним из важных компонентов стабильного и согласованного развития национальной экономики.
Исследования в области процессов управления региональными кластерами свидетельствует о сохраняющемся несовершенстве
и противоречивости между структурными элементами такой системы как в области нормативно-правовой базы, регулирующей порядок управления и распоряжения муниципальной собственностью, так и в обеспечении ресурсов управления региональным развитием. Существенной проблемой развития хозяйственных комплексов муниципальных образований является постоянный дефицит местных бюджетов развития региона и образующих кластеров.
Осуществляемая в России реформа местного самоуправления, сложные и во многом еще не изученные пути перехода к хозяйственному механизму нового типа, поиск методов эффективного управления на всех уровнях вызывают интерес как к отечественному историческому, так и зарубежному опыту эффективного управления народным хозяйством в муниципальных экономических системах. Главное в изуче-
нии этого опыта и применении на практике его достижений - выявить методы и механизмы управления, обеспечивающие экономический рост хозяйствующих субъектов, воспроизводство их ресурсного потенциала, задать эффективный вектор регионального развития на инновационные и низкозатратные технологии и способы высокоэффективного ведения хозяйства [2, 8].
Поэтому важным моментом в условиях рыночных реформ выступает анализ и обобщение существующих концепций управления и реформирования сложных региональных кластеров в системе отношений региональной и муниципальной экономики. При этом, есть задачи управления, которые обобщаются на все элементы региональных кластеров и являются важнейшими обеспечивающими подсистемами в развитии региона в целом. Это можно отнести и к механизмам обслуживания жилищного фонда, который является во всем мире важным индикатором развития и роста общественного благосостояния. Кризис в системе ЖКХ характеризуется значительной диспропорцией между высокими темпами роста тарифов на услуги и низким уровнем благосостояния населения; изношенностью основных фондов. Недостаток инвестиций и финансирования механизмов, неурегулированность отдельных проблем управления и средств развития данного сегмента регионального кластера - все это не способствующей повышению уровня качества и темпов роста развития региона в целом.
Интерпретируя данное положение в рамках условий и ограничений развития экономических систем, можно сформулировать задачу исследования в виде подзадач:
- обоснование форм организации муниципальных хозяйственных комплексов как фактора роста потенциала развития кластера:
- выбор эффективных инструментов формирования интегрированных экономи-
ческих систем муниципального типа;
- сформировать организационно-экономические механизмы структурных преобразований кластера ЖКХ в регионе.
Исследование целей регионального развития хозяйствующих систем в структуре экономического кластера показывает ориентацию приоритетности развития региональных экономических систем, состоящих из эффективных форм интегрированных комплексов. Кластеры как вид сложной многоцентровой организации представляют собой типичную рыночную структуру и могут быть отдельными или совокупностью экономических систем, обеспечивающих их эффективное взаимодействие и интегрированных в пространство кластера. Концепция кластера состоит из общих принципов интеграции экономических систем [1, 3]. Именно сложность макросреды задает конкурентные преимущества современным интегрированным системам. Типы структур, образуемых путем интеграции, представлены на рисунке 1.
Понятие регионального кластера.
Развитию понятия кластер и его систематизации посвящено значительное количество работ [1-3]. Важность использования данной категории в экономическом развитии связывают с более адекватным планированием и моделированием долгосрочного и устойчивого социально-экономического роста конкурентоспособности, инновационной и инвестиционной привлекательности региона, улучшения производственной и кадровой инфраструктуры увеличения регионального бюджета развития.
Термин "кластер" используется в экономической литературе отечественных и зарубежных авторов, но его однозначная и строгая дефиниция так и не сформулирована. Приведем сравнительный анализ категории кластеров с другими видами интеграционных структур [1, 2] (таблица 1).
1 Отраслевая — Металлургические Машиностроительные Медицинские Образовательные Транспортные
2. Корпоративная холдингов Холдинг Консорциум Конгломерат Картель
Синдикат _
ая
3. Ассоциативная нехолдинговая Виртуальные корпорации Стратегические альянсы
* 4. Региональная
Кластер
Территориально -производственный комплекс Межотраслевой комплекс (продуктовый подкомплекс)
Научно-производственный комплекс _ Совнархозы _
Рисунок 1 - Классификация интегрированных систем
Таблица 1 - Сравнительная характеристика категории кластеров с другими формами интеграционных систем_
Форма организации Общее Отличия
Территориально- производственный комплекс Учет пространственного размещения, комплексность. Жесткий механизм управления. Инструмент плановой экономики.
Межотраслевой комплекс (продуктовый подкомплекс) Вертикальная интеграция, специализации по конечному продукту. Требование пространственной интеграции. Индустриализация «новых» территорий.
Совнархоз Территориальный принцип управления. Директивный стиль управления. Инструмент плановой экономики.
Научно- производственный комплекс Создание инновационной сети и ускорение распространения технологических знаний. Отсутствие конкуренции.
Корпоративные группы (холдинговые) Вертикальная цепочка; включение в состав финансовых и сервисных организаций. Интегрирующиеся субъекты зависимы имущественно; Формирование интеграции и контроль по вертикали.
Связывая в единую экономическую систему такие категории как интегрированная экономическая система и кластер, можно говорить о выделении отдельного класса интегрированных экономических систем в виде отраслевых, территориальных класте-
ров [1,4,5]. Тогда, интеграция отраслевых или вертикально- (горизонтально-) ориентированных комплексов на одной территории, являющейся административной единицей (регион), дает такую группировку как региональный кластер.
Обобщая мировой опыт и толкование сущности концепции кластеров дадим дефиницию кластера:
Кластер - это группа административно-регулирующих и бизнес-структур (производственных, научных, инвестиционных), позиционирующих на единой территории, вступающих в межотраслевое добровольное взаимовыгодное сотрудничество, основывающееся на специализации, интеграции, межотраслевом сотрудничестве, знаниях, научном прогнозировании с целью роста конкурентных преимуществ.
Региональный кластер - это кластер, сформированный на некоторой административной территории или территории стратегических интересов базовых экономических систем.
Муниципальный подкластер (сегмент кластера) - функциональная или отраслевая система хозяйствующих субъектов в рамках регионального кластера, реализующая отдельные функции или виды работ (услуг). Наличие кластеров в структуре экономики страны и регионов обусловливает конкурентоспособность не отдельных промышленных компаний или отраслей, а возникновение конкурентных преимуществ как у интегрирующихся предприятий, так и у базовой территории хозяйствования на основе синергетического эффекта.
Синергия регионального кластера формируется за счет следующих факторов: -потенциал развития региона, - потенциал роста интегрированных систем, имеющих на данной территории стратегические зоны хозяйствования, - уровня согласования интересов участников регионального кластера. Рассматривая потенциальные возможности развития кластера, которые называют экономическим потенциалом развития по разным направлениям [1,5], выделяют следующие виды потенциала развития кластера:
- географический потенциал;
- ресурсный потенциал;
- инвестиционно-финансовый потенциал;
- инновационно-технический потенциал;
- транспортно-логистический потенциал;
- маркетинговый потенциал;
- организационный потенциал и пр.
Построим классификационную таблицу видов потенциала и факторов их развития и сопоставим их типам кластерных систем, которые могут быть реализованы. Тогда кластеры территориального типа могут быть отнесены к группе региональных кластеров. Такая классификационная матрица приведена в таблице 2.
Таким образом, кластеры, в общем виде, могут включать как небольшое, так и весьма значительное количество предприятий, разных по масштабам, сферам деятельности и объемам производства, а также в различном отраслевом взаимодействии. Состав кластеров в большинстве случаев включает кластерообраующее ядро (или корневой бизнес) — компании готового продукта или услуги. Участниками кластеров помимо корневых компаний - производителей и поставщиков являются инжиниринговые и консалтинговые фирмы, научно-исследовательские организации и вузы, кредитные организации и финансовые институты, администрации регионов и профессиональные и общественные организации. Важно, что все участники кластера используют общую рыночную среду и должны взаимодействовать друг с другом с учетом их интересов, возможностей и текущего потенциала развития. Характер кластера и его ядра, таким образом, отражает структуру рынка, на котором действуют участники кластера.
Региональная кластерная политика и принципы управления развитием кластера.
В процессе функционирования такого экономического кластера в ее институциональную среду включаются различные социально-экономические субъекты, общество, категории людей, региональные власти, интересы и цели, и потому необходимо рассмотреть отношения между ними в процессе интеграции субъектов в региональный кластер. Поэтому для решения о выборе типа политики управления и механизмах реализации необходимо разработать механизмы согласования деятельности в управлении муниципального кластера в сфере ЖКХ и модель его согласованного управления [3].
Таблица 2 - Классификация видов региональных кластеров по видам потенциала и факторам развития
Географический Ресурсный Инвестнцнон- Инновационно - Транспортно- Маркетинго- Организа- Виды потенциала
потенциал потенциал но- т ех нич е с кии пот енцнал л огне тнче сити вый потенциал ционный интеграции
фннансовый потенциал потенциал
потенциал
Природно- Наличие Ресурсы, по- Кредитно- Технологии, Инно- Инфраструкту- Демография, Регио- Факторы кла-
климатиче- историче- лезные иско- финансовые, техническая вацнон- ра, логистиче- уровень пла- нальное стерной интегра-
ские усло- ских конку- паемые, ко- бюджетные, оснащенность но- ские, коммуни- тежеспосооно- регулиро- ции
вия. единая рентных личество и фискальные для перера- научно- кационные го спроса, вание, са- Виды региональ-
территория преиму- образователь- регуляторы ботки ресур- ооразо- условия большая ем- моуправ- ных кнастеров
ществ ный уровень населения сов и, изготовления продукции ватель- нын сектор кость рынка, экспортные возможности ление, бюджет
1 Сырьевой кластер
1 1 Кластер отдыха и развлечений (туристический)
1 1 1 Транзитный кластер (транспортный коридор)
1 1 1 1 Технологический кластер
1 1 1 1 1 1 1 Инновационный кластер
1 1 1 1 1 Производственный кластер
1 1 1 1 1 1 1 1 1 Полный экономический кластер
И пр. классы
кластеров
Экономический механизм управления и функционирования регионального (муниципального) кластера ЖКХ может быть рассмотрен как комплекс взаимосвязанных экономических механизмов целевого (функционального) назначения:
- ценового (тарифного);
- финансового (инвестиционного);
- конкурентного;
- приватизационного и т.д., которые взаимодополняют друг друга, действуя слаженно в целях достижения намеченной цели - повышения эффективности системы ЖКХ региона при наиболее полном удовлетворении общественных потребностей в его услугах.
Отсутствие эффективно действующих экономических механизмов, регулирующих деятельность различных объектов ЖКХ, является еще одним свидетельством отставания процессов реформирования данного сектора экономики. Главным фактором, определяющим их отсутствие, являются недостаточно высокие темпы приватизации предприятий ЖКХ, поскольку экономические механизмы могут полноценно работать лишь в рыночной среде с наличием развитого частного сектора.
Механизм стимулирования приватизации должен быть поддержан другим - финансовым механизмом, обеспечивающим гарантированный уровень финансирования инвестиций, необходимых для повышения надежности жилищно-коммунального обслуживания. При этом под финансовым механизмом реформирования ЖКХ будем понимать совокупность мероприятий, связанных с инвестиционными вложениями и предполагающими не только замену изношенного оборудования, а так же различные мероприятия по предотвращению нарастающей аварийности (такие, как проведение экспертных оценок надежности оборудования, замена морально устаревшего оборудования, совершенствование технологии, реализация мероприятий по ресурсосбережению и др.), но и экономическую заинтересованность инвестора в их проведении.
Одним из экономических механизмов, ориентированных на самофинансирование предприятий, является противозатратный механизм ценообразования, призванный со-
гласовать интересы трех основных участников процесса оказания услуг ЖКХ: производителей (предприятий, стратегических инвесторов), потребителей (населения, предприятий различных сфер народного хозяйства, учреждений и т.д.) и государства, заинтересованного в эффективном функционировании рассматриваемых субъектов рынка и поступлении налоговых платежей. Традиционно, в экономической теории ценовой механизм и цена тесно связаны с понятием конкуренции. В соответствии с этой теорией при совершенной конкуренции устанавливается «истинная» цена равновесия, согласующая интересы субъектов рынка. При нарушении принципов совершенной конкуренции искажается и работа ценового механизма. К числу основных «нарушителей» действия ценового механизма приятно относить:
- монополию и её различные разновидности (дуополию, олигополию и т.д.);
- государственное регулирование;
- инфляцию;
- внешние эффекты (по терминологии П. Самуэльсона внешние - externalities), под которыми понимаются различные техногенные и экологические катастрофы, войны, стихийные катаклизмы и т. д.).
Применение данных теоретических положений к тарифно-ценовому механизму позволяет сделать вывод о том, что в сфере ЖКХ наблюдается действие всех типов его нарушителей. Так, в настоящее время состояние на рынке ЖКХ можно определить как переход от монополии к монополии с конкурентным окружением.
Рассматривая модель ценового взаимодействия в кластере ЖКХ, определим основные её параметры [6]. Учитывая эластичность рынка ЖКХ, можно определить прибыль i-го предприятия ЖКХ кластера:
Откуда можно получить равновесные значения цен за оказание услуг.
А исследуя равновесные по Нэшу
стратегии предприятий ЖКХ по выбору объемов оказываемых услуг, можно определить параметры стратегии, при которых равновесный объем коммунальных услуг для каждого участника рынка существует, а при заданных значениях удельных затрат параметров функции спроса а^а2 равновесие существует, если одновременно удовлетворяются следующие условия:
1
ап > шах—7-г Г(2а;п,- - Ьк. )с. - Лс. а.-с.!
40 :=1.гаД2а( + ^ .
Т.е. для устойчивости конкурентного рынка ЖКУ и, следовательно, существования точки равновесия необходимо, чтобы прибыль на единицу услуги была положительна для каждого предприятия, а емкость рынка ЖКУ позволяла обеспечить рентабельность при оказании услуг для каждого предприятия.
Таким образом, политика эффективного управления в кластере ЖКХ базируется на согласовании параметров всех участников кластера и на экономических условиях устойчивого взаимодействия участников регионального рынка услуг при ценовой конкуренции в системе кластера услуг ЖКХ. При этом, получены условия, при выполнении которых региональный кластер ЖКУ или монополизируется, или ликвидируется, или сохраняется в условиях существующей конкуренции.
Сформулируем методику оценки выбранной политики в части согласования интересов.
1. Для элементов регионального кластера услуг ЖКХ определяются параметры реализуемых услуг, отражающие параметры функции спроса
{хьх2,...,хп}, [аьа2,...,а8}, {кьк2,...,кц}
2. Для каждого элемента, участвующего в распределении услуг данного муниципального кластера, определяются параметры уравнения прибыли, на базе уравнения взаимодействия двух элементов (в простейшем случае) следующего вида:
Пр(р1,р2) = (р1 - сО(хо - а1*р1 + к1*р2).
3. Решая систему уравнений для участников регионального кластера услуг, определяем оптимальная равновесная цена (р]0), конкурентный потенциал (р]0 - с]) и равновесный объем услуг (хj0),
4. На основании найденных параметров находятся равновесные прибыли участников регионального рынка услуг, в виде
Пр0 = ((р]0 - с])* хj0
5. Определяется степень устойчивости ценового равновесия регионального кластера услуг на базе решающего правила следующего вида - модель при данных параметрах устойчива, если оптимальные цены для всех участников рынка не меньше себестоимости оказываемых услуг.
6. Для обеспечения устойчивости потребителя необходимо сформировать противозатратный механизм регулирования, стимулирующий экономию средств участников рынка, как основного направления в повышении эффективности своей деятельности. Для этого вводим функцию эффективности, где норматив рентабельности зависит от себестоимости и максимальной цены потребителя, вида
г/тпах
требующую выполнение условий по каждому виду услуг кластера по прибыли (функция затрат должна быть убывающей) и по стоимости производства (функция затрат должна быть возрастающей).
Тогда, снижение себестоимости у предприятия при оказании услуг вызывает необходимость в инвестировании средств в мероприятия по снижению затрат.
Выводы.
Таким образом, в работе обоснована форма организации муниципальных хозяйственных комплексов в виде функционального кластера (кластер услуг) как интегрированной экономической системы территориального вида. Для решения задач управления и формирования механизмов согласования деятельности сегмента кластера ЖКУ
в составе регионального кластера, разработана модель сбалансированного управления. В рамках модели сбалансированного управления сформулирована задача выбора стратегий участников кластера ЖКУ, обеспечивающих их рентабельность и устойчивость
С учетом сформулированных требований и ограничений разработана методика регулирования ценообразования на рынке данного кластера, позволяющая согласовывать интересы участников рынка ЖКУ региона.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Афоничкин, А.И., Пустынникова, Е.В. Процессы интегрированного управления в корпоративных системах: Монография. - Ульяновск: Изд-во УлГУ, 2010. - 348 с.
2. Афоничкина, Е.А. Черкас, Е.Е. Портфель развития как инструмент управления экономическим кластером стратегических интересов (ВАК) // Вектор науки ТГУ. - № 1(15). -2011. - С.180-184.
3. Диденко, Н.И., Афоничкин, А.И. Черкасс, Е.Е. Формирование стратегии развития экономических кластеров // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. Серия «Экономика». - №20. - 2011 - С. 177-180.
4. Драчева, Е.Л., Либман, А.М. Проблемы определения и классификации интегрированных корпоративных структур // Менеджмент в России и за рубежом. - 2001. - № 4.
5. Михаленко, Д.Г., Афоничкина, Е.А. Формирование вектора развития интегрированной экономической системы [Текст] // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Серия «Экономические науки». - 2012. - №.5(156). - С. 78-85.
6. Комлева, О.В. Стратегии и ценообразование на рынке дифференцированных услуг в сфере ЖКХ [Текст] // Вестник Самарского института бизнеса и управления, выпуск 4, часть 1. - Самара, 2009. - С. 47 - 50.
7. Корчагин, Е.В. Оценка устойчивости развития мегаполиса на основе эконометриче-ской модели // Проблемы современной экономики. - № 1 (33). - 2010.
8. Черкасс, Е.Е. Современное муниципальное управление: реформирование системы ЖКХ г. Ульяновска, выбор способа управления объектами муниципальной собственности // Вопросы экономических наук. - №5. - 2006. - С. 115-119.