УДК: 339.9 ББК: 65.5
Черкас Е.Е.
УСЛОВИЯ СОГЛАСОВАННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО КЛАСТЕРА
Cherkas E.E.
CONDITIONS OF THE COORDINATED DEVELOPMENT REGIONAL
ECONOMIC CLUSTER
Ключевые слова: интегрированная экономическая система (ИЭС), кластер как региональная компонента ИЭС, принципы кластерного развития, политика развития кластера, факторы и условия согласования процесса кластерного развития.
Keywords: the integrated economic system of (IES), a cluster as regional the IES component, the principles of cluster development, the politician of development of a cluster, factors and conditions of coordination of process of cluster development.
Аннотация: в работе рассматриваются проблемы формирования интегрированных экономических систем типа регионального кластера, определяются условия и принципы интеграционного взаимодействия при создании кластеров, дается анализ подходов к определению категории «кластер» и исследуются основные виды и структуры, экономического кластера общего назначения. Определяются принципы управления развитием кластера, выделяются ресурсы (капитал) развития и обосновываются факторы и условия согласованного развития кластера как структурной компоненты.
Abstract: in work problems of formation of the integrated economic systems like a regional cluster are considered, conditions and the principles of integration interaction are defined at creation of clusters, the analysis of approaches to definition of the category "cluster" is given and main types and structures are investigated. Economic cluster of general purpose. The principles of management are defined by cluster development, resources (capital) of development are allocated and factors and conditions of the coordinated development of a cluster as structural components locate.
Уровень развития региональных экономических систем России является важным фактором развития экономики. Однако, практика применения концепции региональных систем и анализ сложившихся механизмов управления региональными хозяйственными комплексами показывает наличие управленческих и институциональных проблем, свидетельствующих о несовершенстве процессов регионального управления и регулирования.
Основные проблемы сводятся к наличию ресурсных и функциональных противоречий между центром и регионом, несовершенству нормативно-правовой базы, регулирующей экономические процессы в регионе, несбалансированности развития и неэффективному организационному механизму управления региональным развитием.
В современной экономике одной из эффективных концепций развития является
подход, связанный с формированием экономических кластеров регионального типа. Региональные и межрегиональные кластеры рассматриваются как приоритетные межотраслевые комплексы, которые определяют развитие экономики на национальном и региональном уровне. Их формирование связывают с процессами интеграции производственных и иных организаций в рамках единой территории для получения эффективной промышленной структуры региональной экономики [1,3-18].
Категория экономического кластера широко исследуется в настоящее время. Данную проблему изучали также следующе зарубежные и отечественные ученые: М. Портер, И.В. Пилипенко, К. Фредрикс-сон, Л. Линдмарк, А. Лёш, У. Айзард, Ци-хан Т.В. и др.
Развитие базовых категорий и понятий теории кластеров претерпело эволюцион-
ные изменения и сконцентрировано на различных элементах и процессах управления кластером: от определения М. Портера — в виде группы соседствующих взаимосвязанных компаний в определённой сфере, характеризующихся общими целями деятельности, до сетевого представления кластера с участием региональных властей (С.Р. Дре-винг).
Бурное развитие теории экономического кластера обусловлено возможными сокращениями трансакционных и организационно-управленческих издержек, получения синергии и рационального сбалансированного управления. В этой связи, кластеры как форма концентрации регионального потенциала развития получили широкое распространение в региональной экономике, обеспечивая повышение конкурентоспособности отраслей, сконцентрированных на факторах общих интересов и территории.
Необходимо изучить сложные и во многом еще не исследованные методы формирования механизмов эффективного управления создания рационального экономического кластера, согласования интересов всех уровней управления и реализовать методы и механизмы кластерного управления, обеспечивающие экономический рост не только хозяйствующих субъектов, но и всей территории при наличии разнородных интересов участников кластера. И все это предопределяет научную и практическую значимость изучения данной проблематики.
Одной из важных особенностей кластеров как определённого вида региональных экономических систем является наличие социальных факторов, отражающих и влияющих на успешность реализации кластерной политики. Обычно рассматриваются базовые региональные и отраслевые факторы, влияющие достаточно сильно на эффективность кластерного развития [1,8,11,16]. Однако обеспечивающие отрасли являются тем катализатором, который либо замедляет, либо увеличивает темп развития региона и отраслей кластера. Особенно это касается механизмов обслуживания жилищного фонда, который является во всем мире важным индикатором развития и роста общественного благосостояния. Кри-
зис в системе ЖКХ характеризуется значительной диспропорцией между высокими темпами роста тарифов на услуги и низким уровнем благосостояния населения; изношенностью основных фондов. Недостаток инвестиций и финансирования механизмов и средств развития данного сегмента, наличие фактической монополии - все это не способствует повышению уровня качества и темпов роста развития ЖКХ, что, в свою очередь, не дает реализовывать эффективное развитие кластера.
В этой связи возникает задача эффективного управления такими поддерживающими отраслями, как ЖКХ, влияющими на развитие региональной экономики в целом. Для этого необходимо решить ряд сопутствующих задач управления такой отраслью в рамках концепции региональных экономических систем.
Этот комплекс задач должен решать следующие направления кластерной политики:
- реструктуризация системы муниципальной собственности, осущест-вление реформ в сфере ЖКХ;
- внедрение эффективных рыночных методов и механизмов хозяйствования, позволяющих согласовать интересы всех участников сферы ЖКХ и муниципальных властей в частности.
Для решения указанных задач необходимо сформировать и выделить инструменты и механизмы развития региона как стратегического кластера, отражающего интересы конкурентных сфер и ориентированного на решение общих экономических задач при общем согласованном взаимодействии, в связи с чем возникает необходимость в разработке соответствующих механизмов и методов исследования подходов сбалансированного развития экономического кластера, где одним из факторов обеспечения роста является согласованное взаимодействие на рынке ЖКУ.
Анализ подходов к решению указанных проблем свидетельствует о том, что проблемы управления хозяйственными региональными комплексами и экономическим развитием кластера находят отражение в области экономической и институциональной теории, отдельные аспекты отра-
жены в научных исследованиях в области управления экономикой регионов и муниципальных образований.
Различные аспекты функционирования экономики, места и роли собственности в системе муниципальных отношений, регионального развития и формирвоания кластерных систем, нашли отражение в работах таких ученых, как Ю.П. Алексеев,
A.Н. Алисов, А.Г. Воронин, А.Л. Гапоненко, А.Г. Гладышев, М.В. Глазырин, Г.В. Гутман, Н.А. Емельянов, В.Б. Зотов, Ю.С. Дульщиков, В.Г. Игнатов, С.Б. Мельников, В.А. Николаев, и др. Проблемам выбора стратегий развития посвящено большое количество работ как зарубежных, так и отечественных авторов. Среди них можно отметить таких авторов, как: Васин А.А., Воробьев Н.Н., Данилов В.И., Коршунов
B.А., Курно О., Морозов В.В., Мулен Э., Оуэн Г., Черемных Ю.Э, обоснование согласованных взаимодействий в системе управления и развития экономическими системами изучали Нейман Дж., Бурков Н., Новиков Д., Интрилигатор М. и др.
Рассмотрим некоторые задачи формирования регионального кластера в части разработки компонент обеспечения развития. Для этого необходимо уточнить теоретические аспекты и особенности формирования современных региональных кластеров
Усиление внимания к проблематике регионального и муниципального управления возникает при необходимости эффективного управления экономическими кластерами как концентрированного сосредоточения стратегических хозяйственных интересов, хозяйствующих в них предприятий и иных экономических систем. Важность указанных направлений также объясняется слабостью сформулированных стратегий управления, неразработанностью экономических и финансовых отношений, нечеткостью в стратегических ориентирах и слабой эффективностью имеющихся муниципальных хозяйственных комплексов и целых региональных экономических системах. Исследование указанных проблем в российских регионах, выявление факторов управляемости и экономические рычаги проводятся в ряде работ по проблематике, но не нашло достаточного отражения в трудах
отечественных и зарубежных экономистов, что существенно тормозит нахождение оптимальных путей стратегического развития региональных кластеров. Анализ экономических исследований, посвященных муниципальной специфике российских реформ, позволяет отметить отсутствие единого подхода к определению направления их р азвития и точек их приложения.
В работах [4,5,13,17,18] дается обзор кластеров регионального и инновационного типа, формируемых в разных странах мира, на базе различных принципов и механизмов. Промышленные предприятия в структуре кластера существуют вне зависимости от региональной политики. Но вот региональная политика, если желает получить значительный рост социального регионального капитала, должна учитывать деятельность промышленных предприятий и организаций услуг для получения наилучших условий для роста этих показателей регионального развития.
В работе [14] проведен анализ категорий кластера, применяемых в управлении, на базе которого приводится обобщенная систематизация понятия «кластер» (таблица 1).
Таким образом, в широком смысле под кластерами в экономике понимаются группы взаимосвязанных предприятий, объединенные совместной деятельностью, приносящие кроме эффекта деятельности и эффект синергии. Базой кластера является территория (регион), в составе которой концентрируются отраслевые организации с горизонтальной, вертикальной или смешанной интеграцией.
Важным элементом деятельности такого регионального кластера является интеграция в своей структуре нескольких приоритетных и перспективных для развития цепочек создания региональный ценностей. Именно эти цели и являются приоритетными для такой территориальной экономической системы как экономический кластер. В понятии кластера одновременно сосуществуют и взаимодействуют территориальные и производственные компоненты как единая система, обеспечивающая формирование мультипликативного и
Таблица 1 - Систематизация понятия кластера
Автор(ы )и/или организации, в публикациях которых приведены определения Дефиниция
М.Э. Портер, 1990 Определяет кластеры как сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в родственных отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций в определенных областях, конкурирующих, но при этом ведущих совместную работу
М.Э. Портер, 1999 Кластер, или промышленная группа, - это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере, характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга. Территориальный охват кластера может варьироваться от одного города или штата (региона) до страны или даже нескольких соседствующих стран. Кластеры имеют различную форму в зависимости от своей глубины и сложности, но большинство включают в себя: компании: - готового продукта, -сервиса; - поставщиков. В кластеры входят фирмы, работающие в низовых отраслях (с каналами сбыта или потребителями); производители побочных продуктов; специализированные провайдеры инфраструктуры; правительственные и другие организации, обеспечивающие управление. Правительственные структуры, оказывающие существенное влияние на кластер, могут рассматриваться как его часть. Многие кластеры включают предпринимательские объединения и другие совместные структуры частного сектора, организации по сотрудничеству, поддерживающие членов кластера
М.Э. Портер, 1999 Кластеры - это географические сосредоточения фирм, поставщиков, связанных отраслей и специализированных институтов, которые играют особую роль в отдельных нациях, странах и городах
ОЭСР, 1999 Кластер - национальная инновационная система в уменьшенном масштабе, обладающая динамикой развития, системными характеристиками и взаимозависимостями. Кластерный подход с его ориентацией на связи, основанные на знании, и взаимозависимости между акторами в производственных сетях, представляет собой полезную альтернативу традиционному секторальному (отраслевому) подходу
ЮНИДО (UNIDO, United Nations Industrial Development Organization), 2001 Определяет кластеры как отраслевые или географические сосредоточения предприятий, которые производят и реализуют круг связанных или взаимодополняющих продуктов и поэтому стоят перед общими вызовами и возможностями
Ф. Кук, NORDREGIO - Скандинавский центр пространственного развития, 2001 Кластер определяется как близлежащие в географическом плане фирмы, находящиеся в вертикальных или горизонтальных отношениях, включая локализованную инфраструктуру, занимающуюся поддержкой предприятий, с общим видением своего развития и расширения бизнеса, основанным на конкуренции и сотрудничестве в определенной рыночной нише
Европейская комиссия (Enterprise Directorate-General, The IRE cluster subgroup regions), 2003 Кластеры - это группы независимых компаний и ассоциированных с ними организаций, которые: • сотрудничают и конкурируют; • географически сосредоточены в одном или нескольких регионах, хотя кластер может иметь глобальное измерение; • специализированы в конкретной области деятельности и связаны общими технологиями и навыками; • основаны на знаниях или являются традиционными;
Автор(ы )и/или организации, в публикациях которых приведены определения Дефиниция
• могут быть институализированными (иметь орган управления кластером) или неинституционализированными
К. Кителс, 2003 Кластеры - это группы компаний и институтов, которые размещены совместно в специфическом географическом регионе и связаны взаимозависимостями при обеспечении соответствующей группы продуктами и/или услугами. Благодаря близости между ними, как в географическом плане, так и по виду деятельности, составные части кластера пользуются экономическими выгодами от нескольких типов связанных со спецификой размещения положительных экстерналий. Эти внешние положительные эффекты включают, например, доступ к специализированным человеческим ресурсам и поставщикам, переливы знания, давление более высокой производительности, вызванное столкновением с конкуренцией, а также новые знания, связанные с тесным взаимодействием со специализированными потребителями и поставщиками
Министерство торговли и промышленности Великобритании (http: //www .dti.gov .uk/clu sters/policy.htm), 2004 Кластеры можно определить как сосредоточения конкурирующих, сотрудничающих и взаимозависимых компаний и организаций, которые соединены системой рыночных и нерыночных связей
К. Кителс, Г., Линдквист, Э., 2006 Кластер - группа компаний и других институтов в связанных отраслях, которые размещены совместно в специфическом географическом регионе
Ю.В. Винокурова, 2008 Инновационные кластеры - комплексы предприятий (промышленных компаний, исследовательских центров, финансовых и научных учреждений), органов государственного управления, профсоюзов, общественных организаций на базе территориальной концентрации сетей специализированных поставщиков, основных производителей и потребителей, связанных технологической цепочкой.
Сэлвел, Г.А. Яшева, 2009 Кластер товаропроизводителей рассматривается как сетевая организация комплементарных территориально взаимосвязанных отношениями сотрудничества предприятий и организаций (включая специализированных поставщиков, в том числе услуг, а также производителей и покупателей), объединенных вокруг научно-образовательного центра, которая связана отношениями партнерства с местными учреждениями и органами государственного и регионального управления с целью повышения конкурентоспособности предприятий, регионов и национальной экономики
В.К. Щербин, 2010 Кластеры - комплексы предприятий (промышленных компаний, исследовательских центров, научных учреждений), органов государственного управления, профсоюзов, общественных организаций и пр. на базе территориальной концентрации сетей специализированных поставщиков, основных производителей и потребителей, связанных технологической цепочкой. Эти комплексы выступают альтернативой секторальному (отраслевому) подходу
С.А. Помитов, 2011 Рассматривает кластеры в качестве объединений производственных компаний, научно-исследовательских и образовательных учреждений, поставщиков оборудования и услуг, географически расположенных в непосредственной близости друг от друга и работающих совместно с целью получения конкурентных преимуществ, создания наукоемкой и высокотехнологичной продукции
Источник: [14]
синергетического эффекта, помимо общеэкономического.
Кластер определяет несколько производственных цепочек создания ценности, реализуемой на определенной территории, в границах которой действуют стимулирующие правила и условия с целью обеспечения конкурентного развития этих цепочек и регионального капитала. Предприятия и организации, которые участвуют в региональных цепочках, характеризуются общностью деятельности и взимодополняют друг друга. Кластеры включают комплекс предприятий, организаций, органы регионального управления, механизмы стимулирования и защиты и другие организации на базе территориальной концентрации, а также специализированных поставщиков и производителей, посредников и сферу услуг.
Например, кластер в Китае [5,13] использует механизм стратегического сотрудничества предприятий исследовательских организаций университетов венчурных фондов и других посреднических структур, обеспечивающий синергетический эффект взаимной поддержки производства новых инновационных продуктов и услуг
На основе проведенного анализа можно выделить следующие базовые условия успешного формирования и реализации региональных экономических систем в виде стратегических кластеров:
- наличие конкурентоспособного потенциала местных научных организаций и промышленных предприятий;
- существование предприятий-
лидеров, способных возглавить инновационные процессы и консолидировать вокруг себя других субъектов в период формирования кластера;
- заинтересованность местного сообщества и местных органов власти в создании кластера;
- компактность территории (возможность перемещения за время не более 30 минут на любое предприятие);
- наличие обеспечивающих отраслей и сфер, создающих социальные гарантии для развития кластера, выше чем барьеры роста;
- участие в реализации совместных региональных, отраслевых и федеральных
проектах развития, сбалансированных по факторам развития.
Поэтому важным моментом в исследовании проблем и складывающихся противоречий в муниципальной экономике в условиях рыночных реформ выступает анализ и обобщение существующих концепций управления хозяйственными комплексами муниципального образования в системе обеспечения ведущих отраслей и направлений, гарантирующих развитие стратегического кластера. В общем виде, под муниципальным образованием (МО) будем понимать систему согласованного сбалансированного сотрудничества между населением, хозяйствующими субъектами (комплексами) и властью на определённой территории (регионе).
В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальное образование - городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.
Определение муниципального образования как отдельной экономической системы в составе регионального кластера основывается на критериях упорядоченности системы связей между производителями и потребителями товаров и услуг в рамках данного образования, а также на взаимосвязи различных видов труда, реализующегося при создании этих благ. По своему размеру, финансам, территории хозяйствования, они могут делится на мелкие, средние, крупные. В процессе своей деятельности часто одни хозяйствующие субъекты ликвидируются или банкротятся, другие укрупняются (интегрируются).
Интеграционные процессы в настоящее время способствуют созданию и развитию корпоративных форм управления. Соответственно, экономическая интеграция раскладывается на два элемента: динамика, т.е. реализация процессов образования хозяйственных объединений, и статика, т.е. функционирование этих объединений. Установлению связей между ранее разрозненными элементами экономической системы
как начальному этапу интеграции соответствует кооперация. Можно назвать кооперацию первичной, так как многие установленные связи будут несистематическими: непостоянными, складываться под воздействием случайных факторов.
Усложнение технологической составляющей производства, структуры целей порождает разнообразие «стыков» при решении задач управления, где и потенциально возникает источник управленческих ситуаций, требующих интеграции всех элементов системы. Для того, чтобы использовать преимущества специализации в организации (разделение труда), нужна эффективная интеграция субъектов. Для этого необходим механизм, объединяющий все элементы экономической системы в единую системную композицию. В основе специфики менеджмента крупной интегрированной структуры лежит следующее: с одной стороны, ее образование и функционирование является продуктами систем управления образующих объединение организаций, а с другой - она сама является источником управленческого воздействия на эти составляющие, то есть обладает собственной системой управления.
Такая интегрированная экономическая система может формироваться в масштабах регионов, отраслей, межотраслевых объединений, в национальных масштабах, а также за их пределами и развиваться на основании корпоративных, региональных условий. Интеграция проявляется в расширении и углублении производственнотехнологических связей, в совместном использовании ресурсов, в объединении капиталов. Создание интегрированных систем путем согласования интересов в ходе сотрудничества, прежде всего, между промышленными предприятиями и субъектами инфраструктуры, а также государственными или муниципальными органами управления позволят сформировать новый вид экономических систем повышенной конкурентоспособности, объединяемых на базе различных интеграционных принципов: ресурсов, интересов, технологий финансов.
Суть интегрированной системы заключается во взаимодействии между ее структурными элементами при снабжении
материальными ресурсами, производстве материальных благ и их распределении, обеспечении структуры необходимыми финансами, разработки и внедрении инноваций.
В качестве инструментов согласованного управления развитием кластера могут быть использованы различные механизмы, выбор которых зависит от таких факторов, как:
- состояние внешней среды;
- интенсивность взаимосвязей между элементами корпоративной среды;
- характеристики структуры корпоративного управления кластером;
- степень согласованности общекластерных интересов элементов кластера;
- сбалансированность ресурсов и потенциала развития;
- политика экономического развития кластера;
- уровень нормативной поддержки корпоративных элементов кластера;
- общеэкономическое состояние
кластера;
- уровень развития конкурентных кластерных позиций;
- пространственное и демографическое положение кластера.
Основной целью осуществления интеграционных процессов для экономических систем в структуре кластера, является расширение финансовой синергии, совместное решение социально значимых проблем, снижение затрат на услуги сферы обслуживания в кластере, расширение социальноэкономической сферы, доступ к финансовым рынкам, получение льгот, улучшение структурной организации и пр.
Одним из важных факторов кластерного взаимодействия является применение нескольких видов капитала для организации процесса развития кластера. В частности, своими капиталами, в процессе развития могут участвовать: предприятия, организации сферы услуг, региональный капитал, федеральная составляющая, проектный капитал (специальные проекты, финансируемые центром для региона) и др. В связи с присутствием в процессе развития капитала (ресурсов) развития с различными условиями, целями, размером и направленностью,
необходимо определить, что условием эффективного его использования для развития кластера является условие согласованного использования капитала для сбалансированного развития всех необходимых аспектов эффективной деятельности кластера.
Причем возможны разнообразные формы инвестиций в развитие, зависящие от вида капитала развития.
Так например, участие государственного (регионального) капитала как условия стратегического развития становится возможным, если имеются следующие факторы: важность для государства (региона), масштабность, социальная ориентированность и рентабельность позиционирования экономических субъектов.
Таким образом, одним из важных факторов существования таких кластеров является наличие механизма согласования и координации отношений элементов такой экономической системы, как друг с другом, так и с региональной компонентой кластера.
Важным условием существования кластера является также совместная реализация общих и частных целей и интересов, четкое определение и соподчинение частных интересов членов-участников общей стратегии регионального поведения.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Андрющенко, Е.А. Кластерная модель экономики предприятий на региональном уровне [Электронный ресурс] // Вестник Хмельницкого института регионального управления и права. - 2003. - № 2 (6). - Режим доступа http:/www.univer.km.ua.
2. Афанасьев, М., Мясникова, Л. Мировая конкуренция и кластеризация экономики // Вопр. экономики. - 2005. - № 4.
3. Афоничкина, Е.А. Черкасс, Е.Е. Портфель развития как инструмент управления экономическим кластером стратегических интересов // Вектор науки ТГУ. - № 1(15), 2011. -с.180-184.
4. Еремина, С.Л., Резчикова, Л.И., Стреляева, А.Е. Обзор зарубежного опыта кластерного развития // Инновации. - 2012. - №3. - С.159-163.
5. Доклад об инновационном развитии промышленных кластеров Китая. 2010-2011. URL: http :\\ andshestopalov.livejomal.com (дата обращения 07.06.2011).
6. Карпова, Д.П. Использование кластерного подхода в управлении региональной эко-
номикой / Д.П. Карпова // Региональная экономика и управление: электр. науч. журн. / Вятский государственный университет - [Электронный ресурс]. - Киров: ООО Международный центр научно-исследовательских проектов, 2007. - №4 (12). - Режим доступа:
http://region.mcnip.ru/modules.php?name=News. - Дата доступа: 08.04.2008.
7. Куркудинова, Е.В. Кластерный подход как технология управления экономическим развитием региона //Экономические науки. Экономика и управление. - №10(71). - 2010. -с.170-172.
В том числе, в структуре региональной экономической системы выделены элементы обеспечения развития, одним из которых может быть система ЖКХ, стимулирующая темпы развития основных видов деятельности организаций, сконцентрированных в регионе. В развитии кластера можно использовать региональный капитал, если соблюдены условия эффективного и согласованного развития региона и отраслей.
Важным фактором такой экономической кластеризации является получение синергетического эффекта в деятельности регионального экономического кластера, в том числе тех региональных цепочек, которые обеспечивают усиление конечного результата функционирования кластера. В этой связи необходимо четко формировать функции социального обеспечения, связанные с интеграцией комплекса ЖКХ для рациональной деятельности, для чего следует провести оценку сбалансированности и согласованности интересов участников такой кластерной интегрированной цепочки обеспечения развития регионального кластера.
8. Лаврикова, Ю.Г. Кластеры: стратегия формирования и развития в экономическом пространстве региона. - Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2008. - 232 с.
9. Марков, Л.С. Экономические кластеры: понятия и характерные черты. URL: http ://econom.nsc.ru/ieie/ smu/conference/articles/.
10. Печаткин, В.В. Формирование и развитие кластеров в регионах России: ключевые проблемы и пути их решения (на примере Республики Башкортостан) // Отраслевая и региональная экономика. - № 1(19). -2012. - с.58-76.
11. Помитов, С.А. Кластеры: характеристика и модели - [Электронный ресурс] / С.А. Помитов; EKportal.ru - Информационный сайт по экономике. - Режим доступа: http://ekportal.ru/page-id-1805.html. - Дата доступа: 14.02.2012.
12. Портер, М. Конкуренция: пер. с англ. - М., 2005. - С. 256.
13. Развитие кластеров: сущность, актуальные подходы, зарубежный опыт / авт. сост.
С.Ф. Пятинкин, Т.П. Быкова. - Минск, 2008. - С. 13-14.
14. Фатеев, В.С. Кластеры, кластерный подход и его использование как инструмента регулирования развития национальной и региональной экономики / В.С. Фатеев // Весшк Гродзенскага дзяржаунага ушверстта iмя Яню Купалы. Серыя 5. Эканомша. Сацыялопя. Бiялогiя. - 2012. - № 2 (131). - С. 40-50.
15. Формирование стратегии развития экономических кластеров // Диденко Н.И., Афо-ничкин А.И., Черкасс Е.Е. / Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - №20. -2011. - С. 177-180.
16. Цихан, Т.В. Кластерная теория экономического развития // Теория и практика управления. - 2003. - № 5. - С. 40.
17. A Practical Guide to Cluster Development: A Report to the Department of Trade and In-
dustry and the English RDAs by Ecotec Research & Consulting - [Electronic resource] / Department of Trade and Industry. - London, 2004. -- Mode of access:
http://www.dti.gov.uk/files/file14008.pdf. - Date of access: 10.01.2006.
18. Design of Cluster Initiatives - An Overview of Policies and Praxis in Europe. Learning
Module 1. - [Electronic resource] / IRE subgroup ‘Regional clustering and networking as innovation drivers’, 2008. - Mode of access: http://www.europe-
innova.eu/c/document_library/get_file?folderId=148901&name =DLFE-6122.pdf. - Date of access: 14.02.2012.