РЕГИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ОТРАСЛЕВЫХ КЛАСТЕРОВ (на примере Ямало-Ненецкого автономного округа)
REGIONAL SOCIALIZATION OF INDUSTRIAL CLUSTERS (on the example of the Yamal-Nenets Autonomous District)
А. С. Харючи,
соискатель
Представлено концептуальное видение основ социализации кластеров как формирование нового направления совершенствования организации взаимодействия регионального управления с отраслевыми кластерами посредством включения в механизм государственно-частного партнерства власти и бизнеса системное решение социальных проблем региона. The conceptual vision of the foundations of socialization clusters as formation of a decision new system's way of social problems for the autonomous region industry clusters on a principles public-private partnership between business and government. Ключевые слова: кластер, Ямало-Ненецкий автономный округ (Ямал), Арктика, социализация. Key words: cluster of Yamal-Nenets Autonomous District (Yamal), Arctika, socialization.
Современный этап развития России на принципах кластеризации характеризуется повышением значимости кластера. Региональная социализация отраслевых кластеров необходима для усиления конкурентоспособности территорий и хозяйствующих субъектов, имея ввиду, что без социального партнерства накопление человеческого капитала не представляется возможным.
Рассмотрим это на примере Ямало-Ненецкого автономного округа.
Полуостров Ямал занимает 769,3 тыс. кв. км и по площади относится к числу крупнейших субъектов России. Территория расположена в экстремальной природно-климатической зоне Крайнего Севера и Полярного круга, что непосредственным образом осложняет жизнедеятельность людей, оказывает влияние на развитие производственной и социальной инфраструктуры.
Население округа на 01 июля 2012 года насчитывает 541,1 тыс. человек 1. Средний возраст жителей составляет 33 года. Из 37 тысяч человек, являющихся представителями коренных малочисленных народов Севера, чуть больше 40% продолжают вести исконный кочевой образ жизни. В январе-июне 2012 года начисленная среднемесячная заработная плата на одного работника увеличилась на 14,3% относительно соответствующего периода 2011 года и достигла 64 645
руб., что в реальном исчислении на 12,4% выше соответствующего уровня 2011 года. Наиболее высокий уровень заработной платы отмечается в районах нефтегазодобычи, наиболее низкий - в сельских районах автономного округа.
Сегодня Ямал - это ресурсная база «Газпрома», где компания добывает более 90% газа (около 83% всей российской добычи).
Экономику автономного округа представляют: промышленность (64,3%), строительство (5,9%), торговля (20,6%), транспорт и связь (6,2%), около 3,0% приходится на сельское и лесное хозяйство и прочие виды экономической деятельности.
Второй год подряд в округе наблюдается рост бюджета. Это позволяет сдерживать коммунальные тарифы, оказывать содействие незащищенным слоям населения, увеличивать единовременно зарплату работникам бюджетной сферы и агропромышленного комплекса, выполнять обязательства по поддержке ветеранов и пенсионеров, и выполнять иные социальные обязательства.
В силу очагового освоения региона социальная инфраструктура в муниципалитетах, ее качество желают лучшего. Это обусловило неравенство обеспечения соответствующими услугами жителей городских и сельских поселений. В связи с недостаточным финансированием инфраструктура имеет слабую материально-техническую базу. Не все здания и со-
1 Официальный интернет-портал Правительства ЯНАО. http://de.gov.yanao.ru/doc/soc_eco/doklady/2012/doklad_2012_I_polugodie.pdf
ж
РАЗВИТИЕ
оружения подключены к водопроводу и центральному отоплению, 29% зданий не имеют горячего водоснабжения. В силу территориальной удаленности жители сельских поселений, а также тундровое население испытывают нехватку врачебной помощи, ощущают дефицит лекарств. Наряду с общим дефицитом трудовых ресурсов, регион испытывает недостаток квалифицированных специалистов. Наземная транспортная сеть до сих пор не развита.
Под влиянием промышленного освоения окружающая среда региона подверглась антропогенному воздействию. Негативная нагрузка нарастала параллельно с разработкой новых месторождений, вследствие чего параметры, характеризующие состояние окружающей природной среды автономного округа, в последние десятилетия свидетельствуют об ухудшении обстановки.
В настоящее время закладывается основа строительства нового Ямала, которая обеспечит инновационную привлекательность, улучшение качества жизни. Этому переходу на новый уровень жизни будут способствовать крупные инвестиционные и инновационные проекты, которые обеспечат стабильное будущее Ямала на ближайшие десятилетия. Вместе с промышленным освоением территорий будут соблюдены интересы ямальцев, сохранены уникальные культурные традиции коренных северян.
По данным Министерства регионального развития, округ на первом месте по динамике показателей эффективности в сфере экономики и государственного управления, а также занимает одно из первых мест среди регионов по темпам строительства жилья и социальных объектов (сегодня это более 330 объектов). До конца года будут введены в эксплуатацию 23 объекта образования, здравоохранения, культуры и спорта. В 2013 году планируется повышение качества жизни сельских жителей.
Сегодняшние темпы социально-экономического развития округа происходят при финансовой поддержке хозяйствующих субъектов, в основном топливно-энергетического комплекса. За 8 месяцев 2012 года предприятиями и организациями инвестировано в реальный сектор экономики округа более двухсот восьмидесяти миллиардов рублей, что выше уровня аналогичного периода 2011 года на 38% 1.
В настоящее время в округе реализуется ряд значимых проектов.
1. Для обеспечения транспортировки ямальского газа до 2030 года планируется создать
уникальную, не имеющую аналогов в России газотранспортную систему нового поколения, которая станет существенным вкладом в полномасштабную реконструкцию российской газотранспортной системы.
2. На полуострове Ямал разворачивается масштабное развитие производства сжиженного газа. Речь идет о строительстве ОАО «НОВА-ТЭК» завода СПГ (мощность 7,5 млн. т), в том числе аэропорта, морского порта и всей необходимой инфраструктуры в районе поселка Сабетта. Реализация проекта строительства завода СПГ на полуострове Ямал позволит России занять лидирующие позиции в освоении арктических технологий разработки месторождений углеводородного сырья. Предполагается, что проект будет работать и для внутреннего рынка, и на экспорт - по Северному морскому пути (Европа, США, страны АТР). Начало строительства - 2011 год, планируемый ввод в эксплуатацию - 2016 год.
3. В рамках программы частно-государственного мегапроекта «Урал промышленный - Урал полярный» идет строительство Северного широтного хода - железнодорожной магистрали, которая свяжет между собой города и районы округа с последующим выходом на общероссийскую сеть железных дорог. Начало строительства объектов - 2011 год, планируемый ввод объектов в эксплуатацию - 2015 год.
4. Переработка попутного газа. Извлекаемые из попутного газа легкие углеводороды в дальнейшем будут использоваться нефтехимическими предприятиями в качестве сырья для получения индивидуальных углеводородов, из которых производят каучук, моющие средства, автомобильные шины и многое другое.
5. Ветроэнергетика. Наиболее перспективным альтернативным источником электроэнергии на данный момент является ветроэнергетика. Предварительная проработка проекта показала, что существуют необходимые для его реализации оборудование и технологические решения, а также обладающие необходимыми компетенциями компании, заинтересованные в участии в создании ветро-дизельного комплекса как на стадии проектирования, так и на стадии эксплуатации. Предварительные расчеты показывают, что операционные затраты у ветро-дизельного комплекса существенно ниже, что позволит потребителям снизить свои расходы.
1 Ежегодный доклад Губернатора ЯНАО о положении дел в ЯНАО, ноябрь, 2012 год.
А. С. Харючи
Региональная социализация отраслевых кластеров (на примере Ямало-Ненецкого автономного округа)
В ежегодном Послании Федеральному Собранию (2006 г.) Президент Путин, заявил, что «Социальная ответственность должна быть основой деятельности и чиновников, и представителей бизнеса, и они должны помнить, что источником благополучия и процветания России является народ». Многие предприниматели тогда активно поддержали идею 1.
Гармонизация интересов и согласование целей власти, бизнеса и социальной сферы должно происходить в тесной взаимосвязи с наблюдающимися процессами формирования отраслевых кластеров, которые приводят к активизации механизмов конкуренции и сотрудничества, повышению интенсивности формальных и неформальных взаимодействий между участниками и на этой основе создают предпосылки для роста эффективности управления социально-экономическим развитием региона. Это порождает научную проблему, связанную с необходимостью развития теоретических и методологических положений, выработки методических рекомендаций по повышению эффективности управления социализации кластера в автономном округе.
Социальное партнерство имеет относительно давнюю историю. Определенные предпосылки идеи социального партнерства можно обнаружить в произведениях Платона и Аристотеля, которые не разделяли общество и государство, а представляли эти понятия как взаимообусловленные и взаимозависимые. В недалеком прошлом России система социального партнерства в традиционном западном понимании никогда не существовала, а сам термин «социальное партнерство» практически не применялся. Сегодня понятия «социальное партнерство» и «социальная ответственность» прочно вошли в научный оборот, активно применяются в практической деятельности. Основные принципы социального партнерства закреплены в Трудовом Кодексе Российской Федерации. Функционирование социального партнерства обеспечивается, прежде всего, с помощью соответствующих механизмов развития социальной политики устранения противоречий и совершенствования взаимопонимания, сотрудничества, взаимодействия между государством и частным бизнесом, в рамках корпоративной социальной ответственности (КорСО). Эта концепция учитывает интересы общества, возлагая на себя ответственность за влияние их деятельности на заказчиков, поставщиков, работников, акционеров, местные сообщества и прочие заинтересованные стороны общественной сферы. Это обязательство выходит за рамки установленного законом обяза-
тельства соблюдать законодательство и предполагает, что организации добровольно принимают дополнительные меры для повышения качества жизни работников и их семей, а также местного сообщества и общества в целом.
Растущие требования общества к бизнесу с целью осуществления им социализации значимых функций, лежащих в основе интересов общества, обусловливают значимость дальнейшего развития теории и методологии управления кластером в связке власть - бизнес - социум. Проблема социализации экономических отношений рассматривается исходя из выдвижения их на передний план сотрудничества как важнейшей характеристики человеческого общежития и его хозяйственной организации; расширения горизонтальных связей, базирующихся на обмене живой деятельностью и предполагающих встречную трансляцию знаний, умений, навыков, координацию действий субъектов обмена, формирование и развитие их творческих способностей; сочетания конкуренции и кооперации; согласования интересов при смещении акцентов с индивидуальных на коллективные; преодоления остаточного принципа при решении текущих задач, к примеру, жилищно-коммунального хозяйства. Необходимо адекватное сочетание территориальных, производственных и отраслевых планов хозяйствования с социально-экономическими текущими задачами. Это должно эффективно вписываться в кластерную логику совершенствования развития конкурентоспособности территории и отрасли.
Практика КорСО является предметом активных обсуждений. Защитники утверждают, что имеется прочное экономическое обоснование КорСО, и корпорации получают многочисленные преимущества от того, что работают на более широкую и продолжительную перспективу, чем собственная сиюминутная краткосрочная прибыль. По мнению оппонентов, КорСО уводит в сторону от фундаментальной экономической роли бизнеса. Вместе с этим есть довод, что это не что иное, как форма участия бизнеса в решении социальных проблем. Другие отмечают, что это попытка крупных компаний заявить о себе.
Нефтегазовые богатства позволяли решать некоторые проблемы в социальной сфере в текущем режиме, в основном за счет маневра финансовыми вливаниями, договоренностями (с добровольно-принудительным характером) между руководством округа и «газовыми генералами» о финансировании социально-важных проектов и объектов. Но,
1 Официальный портал Администрации Президента РФ. Ь^р:/Кгвт!т.ги
Научно-практический журнал
октябрь-декабрь 2013
имея сегодня столько проблем (особенно в сельских муниципалитетах), можно с уверенностью сказать, что финансовые вливания в социальную сферу в предыдущие годы были весьма малозначительными. Поэтому социальное партнерство на Ямале является необходимым.
Появляющийся временами «добровольно-принудительный взнос» - «дофинансирование территорий» - представляет собой «формально не регулируемые вложения бизнеса в территории (на благоустройство, в инфраструктурные проекты, на социальные программы власти и т.п.), которые организуют и координируют органы власти» 1.
На наш взгляд, кластерные принципы в решении социальных задач позволят изменить ситуацию. Кластерный подход предоставляет большие возможности как для повышения конкурентоспособности местного бизнеса, так и для эффективности экономической политики региональной власти.
Нельзя не согласится с некоторыми авторами, которые утверждают, что неравенство в собственности, в доходах и уровне жизни стимулирует экономическое развитие, а унификация и уравниловка - тормозят его. Это утверждение может соответствовать развитию региональной экономики в теории, но не как в реальной сущности (тем более российской), когда субъекты РФ, имеющие промышленные кластерные образования (в классическом определении М. Портера), работающие не только на собственный капитал, но и на перспективу с развитием производства и инфраструктуры территории, с социальной ответственностью и соответствующим развитием в социальную политику (в том числе в «человеческий капитал») того или иного региона, но не нашедшие на какой-то стадии «общего языка» или «интереса», например, с новым руководством региона (после выборов, назначения) уходили (сокращали) или закрывали свои намерения (порой под рейдерской атакой, примеров в истории новой России множество).
Все системные проблемы в сфере региональной социализации отраслевых кластеров, социальной ответственности бизнеса перед государством, территорией исходят, прежде всего, из-за недора-ботанности в российской науке, и, следовательно, не совершенства национального федерального законодательства в этой области. Сегодня предприниматели, крупные промышленные группы инвестируют социальное развитие региона на основе личностных взаимоотношений с руковод-
ством территории, через систему соглашений, намерений и т.п. документов, не имеющих систематический, а главное, - нормативный характер, что и порождает неравенство в социальном развитии регионов с учетом их географических расположений, природных ресурсов. Это в итоге предопределяет стратегическую важность того или иного субъекта РФ в экономике государства (и соответственный подход федерального центра, а, следовательно, и бизнеса к экономическому развитию территории).
Как правило, территориальные кластеры ориентированы на выполнение сугубо производственных задач и уходят от решения социальных вопросов развития региона. Если же последнее и происходит, то оно основано только на хороших личных отношениях руководства территории с бизнесменами. И очень редко компании осознают свою социальную ответственность.
В связи с этим предлагается решать социальные проблемы региона включением социального сектора в региональный кластер. В этом случае социальная составляющая регионального кластера будет обязательно включена в государственно-частное партнерство «открытого региона» (новый авторский термин)! В связи с этим вводится новое авторское понятие «территориально-кластерное партнерство». Для его обоснования потребуется изучить региональные особенности и толкования льгот, преференций, тарифов, дотаций.
Основополагающий тезис исследований совершенствования формирования партнерских отношений Правительства автономного округа и бизнеса посредством активизации их конструктивного диалога в направлении социализации отраслевых кластеров.
Таким образом, важная для любого общества социальная сфера, интегрированная в современный кластер, становится не только средством обеспечения занятости специалистов в сфере услуг, но, прежде всего, действенным фактором реструктуризации кластера, его эффективного совершенствования и повышения конкурентоспособности. Это существенно изменяет роль и место кластера в динамичном процессе социально-экономического развития автономного округа.
Социализация кластера заключается в улучшении (с последующим повышением) качества жизни населения посредством придания социальным акто-
1 Курбатова М.В., Левин С.Н. Деформализация взаимодействия власти и бизнеса. - И1т//А!е:Е\ М13БЕ_ки (дата обращения: 23.09.2009).
А. С. Харючи
Региональная социализация отраслевых кластеров (на примере Ямало-Ненецкого автономного округа)
рам (всем тем, кто делом содействует улучшению качества жизни) равного статуса с производственными хозяйствующими субъектами региона. Конкурентоспособность экономики регионов во многом зависит от количества и качества имеющихся у нее ресурсов, а также от эффективности взаимоотношений власти, бизнеса и социума, распоряжающихся этими ресурсами.
Примеры действующих кластерных образований, в том числе промышленных раскрывают практическую технологию взаимодействия власти, хозяйствующих субъектов реальной экономики и социума, механизмы этого взаимодействия, а также дают возможность представить несовершенство этих взаимодействий. Многие кластеры представляют собой комплекс конкурентоспособных хозяйствующих субъектов региональной экономики в рамках отдельных отраслей или локальных образований, которые занимают лидирующие позиции на рынке.
В выполненном исследовании автор исходил из собственного понимания регионального отраслевого кластера. Институт социализированного кластера представляет собой системный саморегулируемый комплекс конкретных территориальных производственных и социальных акторов, объединенных для достижения лидирующих позиций на внутреннем и внешнем рынках с целью максимизации коммуни-кативно-синергетической эффективности на основе приобретаемых конкурентных преимуществ.
Кластерная организация инновационного взаимодействия производственных и социальных игроков экономики является интегратором системных политик: промышленной, инновационной и технологической, денежно-кредитной, политики регионального развития и т.д. Кластер как устойчивое партнерство взаимосвязанных власти, бизнеса и социума 1 может иметь потенциал, который превышает простую сумму потенциалов отдельных составляющих. Это приращение возникает как результат сотрудничества и эффективного использования возможностей партнеров, сочетания кооперации и конкуренции.
В этом случае кластер представляет собой улучшенный формат самоорганизации заинтересованных партнеров для выживания в посткризисных условиях при жесткой конкуренции товаропроизводителей и сферы обслуживания.
В условиях повседневной деятельности/функционирования кластеры не всегда справляются в посткризисной ситуации с ролью экономических регу-ляторов-улучшателей, так как часто оказывается, что социальному фактору не было своевременно уделено должное внимание и отношение. И поэтому возникает потребность в организации новой формы бизнеса и его взаимодействия с органами власти и социума.
Со временем эффективно действующие социализированные кластеры становятся новой силой притяжения крупных капиталовложений и пристального внимания правительства, т.е. кластер становится чем-то большим, чем простая сумма отдельных его частей. Центром кластера чаще всего бывает несколько мощных компаний, при этом между ними сохраняются конкурентные отношения. Этим кластер отличается от картеля или финансовой группы. Концентрация соперников, их покупателей и поставщиков способствует росту эффективной специализации производства. При этом кластер дает работу и множеству мелких фирм и малых предприятий, чем содействует реализации системно-социализированного подхода к региональной кластерной политике, способствует диверсификации экономики, повышению ее конкурентоспособности, росту инновационной активности и качества жизни населения.
Следовательно, сотрудничество становится все более необходимым, но оно же несет с собой известную опасность - возможность утраты самостоятельности (способности к самостоятельной линии поведения на рынке, к самостоятельному освоению новых товаров, новых технологий и пр.).
Вот почему в ряде стран в последние десятилетия приобрели такое значение эффективные «кластерные
1 В авторском понимании Социум - это часто устойчивая во времени система коллектива людей, характеризующаяся общностью социальной, экономической и культурной жизни, которой присущи производственное и социальное разделение труда. Это реальный мир повседневных отношений в быту и за его пределами между людьми всех возрастов и профессий, мир разных социальных обществ и организаций, в которых люди общаются по принципу общих интересов или необходимости (работа, друзья, отдых, сотрудники, любимые, родственники и т.д.). Он формировался годами для того чтобы совместно было легче жить и выживать в агрессивной окружающей среде, помогая друг другу. Человек без социума - не человек. Социум - это люди со схожим мировоззрением, объединенные в одну большую группу, имеющие общую территорию, политические взгляды и экономику. Вследствие этого, люди соединяются единой системой требований к поведению, у них выработаны определенные законы, которым подчиняется общество. При этом отдельные люди в силу разных причин время от времени проявляют недовольство и индивидуальность, выделяются из общей массы, идя в разрез с устоявшимися нормами и правилами поведения. Веря в правоту своих идей, индивиду приходится брать на себя большой груз ответственности за нестандартные действия и поступки, которые индивид считает правильными, хотя общество может его не поддерживать и даже наказать. Это редкое исключение, во многом связанно с рождением, становлением Личности -положительной или отрицательной.
Научно-практический журнал
октябрь-декабрь 2013
стратегии», которые строятся на центрах деловой активности, уже доказавших свою силу и конкурентоспособность на мировом рынке. Правительства концентрируют усилия на поддержке существующих кластеров и создании новых сетей компаний, ранее не контактировавших между собой. Государство при этом не только способствует формированию кластеров, но и само становится участником сетей.
Развитие социализированных кластеров способствует выравниванию уровней развития отраслей, отдельных территорий страны, снятию социальной напряженности, к примеру, в моногородах. А ориентация функционирования формируемых кластеров на улучшение качества жизни населения автономного округа обеспечивает эффективную конкуренцию на внутреннем и внешних рынках производимых товаров и услуг.
Таким образом, региональная социализация отраслевых кластеров заключается, главным образом, в повышении уровня и качества жизни населения, улучшении качества человеческого потенциала, что, в свою очередь, становится источником инновацион-
ного развития экономики округа, обеспечивающего рост конкурентоспособности его компаний, предприятий. В то же время это способствует увеличению инвестиций не только в производство, но и в человеческий капитал. Данная взаимосвязь подчеркивает эффективность социализации кластерного подхода, во-первых, для решения социальных задач, во-вторых, для перевода экономического развития на инновационные рельсы.
Библиографический список
1. Официальный интернет-портал Правительства ЯНАО. http://de.gov.yanao.ru
2. Ежегодный доклад Губернатора ЯНАО о положении дел в ЯНАО, ноябрь, 2012 год.
3. Официальный портал Администрации Президента РФ. http:/Kremlin.ru
4. Курбатова М.В., Левин С.Н. Деформализация взаимодействия власти и бизнеса. - Ь^/Д^^ NISSE_RU (дата обращения: 23.09.2009).
Харючи Андрей Сергеевич - соискатель ученой степени кандидата экономических наук по специальности 08.00.05, Государственная полярная академия, Санкт-Петербург
Kharyuchi Andrey Sergeevich - State Polar Academy, St. Petersburg
e-mail: [email protected]