ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
2011 ЭКОНОМИКА Вып. 4(11)
УДК 330.123.7:338.24
УПРАВЛЕНИЕ НЕМАТЕРИАЛЬНЫМИ АКТИВАМИ РЕГИОНАЛЬНЫХ КОРПОРАЦИЙ
В.М. Ощепков, ст. преп. кафедры менеджмента Ю.Д. Кузьмина, к. экон. наук, доц. кафедры национальной экономики и экономической безопасности
Пермский государственный национальный исследовательский университет, 614990, г. Пермь, ул. Букирева, 15
Электронный адрес: [email protected]
Проведенный авторами анализ стоимости корпораций позволил выявить проблемы недооцененности нематериальных активов. Предлагаются конкретные управленческие действия по включению нематериальных активов в хозяйственный оборот корпораций с целью привлечения дополнительных инвестиций.
Ключевые слова: управление стоимостью; нематериальные активы; капитализация компании.
Переход российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному социально ориентированному типу развития позволит расширить конкурентный потенциал российской экономики за счет наращивания ее сравнительных преимуществ, задействовать новые источники экономического роста и повышения благосостояния.
В «новой» экономике нематериальные ценности объективно выступают в качестве доминанты конкурентоспособности.
Конкурентные преимущества достигаются в большинстве развитых стран мира прежде всего за счет знаний, умений и творческих решений, т.е. нематериальных активов, которые могут выступать в качестве стратегических ключевых факторов конкурентного успеха корпораций, регионов, стран [8].
Управление нематериальными активами должно проводиться в следующих областях (табл. 1).
Таблица 1
Направления использования и управление нематериальными активами и интеллектуальной
собственности
Область управления Возможности использования нематериальных активов и объектов интеллектуальной собственности
Менеджмент 1. Нематериальные активы и интеллектуальная собственность - один из внутренних источников реструктуризации предприятия. Правильно оцененные и поставленные на баланс нематериальные активы и интеллектуальная собственность способны увеличить уставный капитал, повысить капитализацию организации. 2. Нематериальные активы и интеллектуальная собственность - один из ресурсов привлечения дополнительных средств путем кредитования. 3. Возможность получения дополнительных доходов путем заключения лицензионных договоров на передачу зарегистрированных прав. 4. Нематериальные активы и интеллектуальная собственность - это один из важнейших элементов корпоративного управления в крупных структурах, холдингах, группах компаний
Маркетинг и реклама 1. Формирование положительного имиджа выводимого на рынок товара или организации в целом. 2. Четкая индивидуализация и защита от конкурентов. Решение этих задач невозможно без государственной регистрации товарного знака, торговой марки и пр.
Бухгалтерия При использовании нематериальных активов, правильной оценке их и постановке на баланс появляется возможность оптимизировать налогооблагаемую базу
© Ощепков В.М., Кузьмина Ю.Д., 2011
50
Окончание табл. 1
Область управления Возможности использования нематериальных активов и объектов интеллектуальной собственности
Информационные технологии 1. Регистрация авторских прав на программные продукты. 2. Защита авторских прав на программные продукты от несанкционированного распространения
Авторство С точки зрения авторского права интеллектуальная собственность определяется как оформленные права на созданные литературные, художественные и другие произведения
Нематериальные активы - наиболее перспективная и управляемая часть имущества капитального характера. Посредством наращивания нематериальных активов достигается эффект капитализации [6, с. 134].
О все более растущем значении нематериальных активов в современной экономике можно заключить, обратившись к соотношению стоимости материальных и нематериальных активов компаний и их рыночной капитализации, рассматривая ее как рыночный инструмент оценки совокупности материальных и нематериальных активов. Наибольшую разницу в соотношении этих двух групп активов имеют высокотехнологичные компании, работающие в сфере разработки программного обеспечения, производства полупроводниковых технологий,
телекоммуникации и фармакологии, т.е. те компании, бизнес которых построен на использовании нематериальных активов, в том числе различных товарных знаков, патентов научных разработок. Ключевыми активами
таких компаний также являются высококвалифицированный персонал,
грамотный менеджмент, репутация и т.п. В то же время предприятия, имеющие бизнес вне сферы инноваций (кроме банковских групп и горнодобывающих предприятий, чья
капитализация на данных момент находится на пике из-за крайне высокого спроса на ресурсы), в списке отсутствуют ввиду низкого уровня их капитализации [4, а 50-51]. Таким образом, хотя эти компании и остаются достаточно
перспективными и экономически стабильными с точки зрения своего бизнеса, их финансовые перспективы в сравнении с имеющимися альтернативами недостаточно высоки. Факт, что для рынка более привлекательны компании «высокотехнологичного» сектора с более высокой нематериальной составляющей активов, свидетельствует о том, что ситуация кардинально меняется.
В российской хозяйственной практике нематериальные активы и интеллектуальная собственность до последнего времени не рассматривались с точки зрения источника существенных преимуществ в конкурентной борьбе. Этому способствовал целый ряд причин.
Во-первых, в России понятийный
аппарат в отношении нематериальных активов и интеллектуальной собственности крайне неоднозначный.
Во-вторых, нежелание руководителей многих отечественных предприятий
использовать нематериальные активы и
интеллектуальную собственность именно в аспекте повышения конкурентоспособности предприятий связано, главным образом, с тем, что издержки, которые приходится нести в процессе оценки нематериальных активов, их легализации, кажутся им гораздо более ощутимыми и материальными, нежели выгоды, которые можно будет получить от использования нематериальных активов и
интеллектуальной собственности в будущем.
В-третьих, исторически так сложилось, что большинство российских предприятий не отражают на балансе имеющиеся у них нематериальные активы и интеллектуальную собственность. В ходе приватизации 90-х гг. ставить нематериальные активы на баланс было невыгодно, так как это значительно увеличивало стоимость покупаемого предприятия, а также величину налогов на
имущество [7].
Таким образом, в российских компаниях смена доминант в конкуренции еще не произошла. На долю нематериальных активов приходится в среднем 0,3% имущества отечественных предприятий. Очевидны их тотальная недооценка отечественным
менеджментом, отсутствие сколько-нибудь значимого влияния нематериальных ценностей на финансово-хозяйственную деятельность. Структура инвестиций, где на долю нематериальных активов приходится менее 0,5%, не позволяет предвидеть существенных изменений в ближайшем будущем.
Это во многом объясняется отсутствием эффективного механизма идентификации, оценки и управления нематериальными
активами в целом и интеллектуальной
собственностью в частности. В результате интеллектуальная собственность, стоимость которой в Российской Федерации составляет, по некоторым оценкам чиновников, а также специалистов по оценке интеллектуальной собственности, 400 млрд. долларов, бездействует.
Субъективные препятствия для вовлечения интеллектуальной собственности в
хозяйственный оборот способствуют ее утечке за рубеж, а отечественная хозяйственная среда и российский бизнес лишаются важнейших конкурентных преимуществ [1, а83-84].
Фирмы могут создавать и определять ценность их новых нематериальных активов тремя основными способами:
- через включение нематериальных активов в текущую деятельность;
- продажу лицензий на нематериальные активы другим фирмам;
- запуск новых предприятий, которые будут эксплуатировать данные нематериальные активы в новых областях бизнеса [5, а 85].
Главным при этом является преобразование технологического потенциала нематериальных активов в экономическую ценность [3]. Специфика нематериальных активов в том, что сами по себе они не имеют никакой объективной ценности. Например, экономическая ценность любой
организационной, управленческой технологии остается скрытой, пока не начинается ее практическое использование. Более того, один и тот же нематериальный актив (изобретение, технология, идея и т.д.), реализованный двумя различными способами, разными фирмами, в разных условиях обеспечит различные доходы, что наглядно видно на примерах, лизинга, франчайзинга, лицензирования, патента и т.д.
Итак, нематериальные активы получают все более широкое признание. Тем не менее, скрупулезный экономический анализ стоимости этих важных нематериальных активов проводится редко. Все говорят о стоимости нематериальных активов, но никто ничего не предпринимает в этой связи.
Основными формами выгод от использования нематериальных активов являются:
• экономия затрат на производство и
реализацию продукции (работ, услуг) и/или на
инвестиции в основные и оборотные средства, в том числе фактическое снижение затрат;
• увеличение цены единицы выпускаемой продукции (работ, услуг);
• увеличение физического объема продаж выпускаемой продукции (работ, услуг);
• снижение выплат налогов и (или) иных обязательных платежей;
• сокращение платежей в счет обслуживания долга;
• снижение риска получения денежного потока от использования объекта оценки;
• улучшение временной структуры денежного потока от использования объекта оценки;
• различные комбинации указанных форм [2, а 37-39].
Предпочтения инвесторов основаны прежде всего на высокой оценке стоимости нематериальных активов. Нематериальные активы заставляют инвесторов обоснованно полагать, что решения, предлагаемые структурами бизнеса, будут успешно выполняться и далее. Кроме того, есть еще одна причина повышения ценности нематериальных активов: они помогают материальным активам генерировать ценности. Идентифицирование текущих запасов нематериальных активов, имеющихся в региональной экономике, и их потоков, а также успешное стратегическое управление такими активами становится актуальнейшей задачей управленцев.
Нематериальные активы не только поддерживают и сохраняют ключевые компетенции региона, но и решают весь комплекс сложнейших задач создания нового конкурентного пространства для региона (рис. 1). Здесь наибольшую ответственность и интеллектуальную зрелость нужно ожидать от топ-менеджеров региональной власти — именно им предстоит осознать и выстроить это пространство во всем многообразии политических режимов и интересов, геоэкономических институтов и все более прозрачных государственных границ.
На основе изучения сущности нематериальных активов и их роли в повышении конкурентоспособности региона предложена модель управления
нематериальными активами региональных корпораций при взаимодействии
администрации Пермского края и организаций, действующих на территории региона (рис. 2).
Проведя анализ состава
нематериальных активов крупных
региональных компаний, можно сделать вывод, что требования стандартов порождают ограничения по составу нематериальных
активов, принимаемых к учету, и соответственно необходимость оценки. Таким образом, на балансах российских предприятий можно отметить либо полное отсутствие
нематериальных активов, либо незначительную их сумму. Это, разумеется, не означает, что нематериальные активы не играют существенной роли в жизни предприятия.
л
Производительность
Рост
финансовых
показателей V________________/
Долгосрочная стоимость бизнеса
Укрепление позиций на рынке
Рис.1. Роль корпоративных нематериальных активов в создании ключевых компетенций региона
Явное несоответствие балансовой и реальной стоимости нематериальных активов возникает из-за того, что стоимость, по которой нематериальные активы ставятся на учет, чаще всего базируется на величине затрат, связанных с созданием нематериального актива. Но именно такой подход обычно плохо применим к оценке нематериальных активов. Рыночная стоимость нематериального актива
определяется экономическими выгодами, которые этот актив способен генерировать, а эта величина применительно к нематериальным активам в большинстве случаев слабо связана с теми затратами, которые учитываются для определения балансовой стоимости
нематериального актива. Кроме того, в составе нематериальных активов региональных
компаний преобладают такие, как право на изделие, промышленный образец, полезную модель, товарный знак, знак обслуживания и прочие нематериальные активы, тогда как остальные (в том числе и деловая репутация) отсутствуют.
Для выявления организаций
инновационного типа, способных создавать и эффективно управлять нематериальными активами, которым администрация региона готова оказывать поддержку, необходимо сравнение с предлагаемым критериальным показателем. Апробация показателя была проведена на 18 крупных корпорациях предприятиях Пермского края.
В модели предложены следующие показатели:
^ - отношение количества работников, занятых научными исследованиями и разработками, к среднесписочной численности работников организации;
^ - количество патентов, выданных организации федеральными органами исполнительной власти по интеллектуальной собственности;
^ - количество заявок на выдачу патентов, поданных организацией в федеральные органы исполнительной власти по интеллектуальной собственности;
^ - отношение суммы денежного вознаграждения за использование
принадлежащих организации прав
интеллектуальной собственности (роялти и паушальные платежи) к выручке организации;
^ - отношение стоимости
нематериальных активов, поставленных на баланс, к общей сумме активов организации.
Вычисление критериального показателя осуществляется по формуле
Ъ — 5/^ + 0.2к2 4- 0.1к3 + 100/с4 + 1000&5
В качестве норматива предлагается на стадии внедрения данного показателя брать Ъ >
5. Четыре из пяти коэффициентов должны быть больше нуля.
к
н
«
к
л
с
о
л
и
2
X
к
3 2
л
к
4
и
л
и
к
К
<и
«
и
и
о
л
,С
Сфера ответственности для руководителей региона
Проработка схемы управления нематериальными активами
Предложения по подходам к оценке и учету нематериальных активов
Ознакомление с документами юридических лиц
ТІ
е
г
К
о
н
Взаимодействие с организациями
Сфера ответственности для руководителей региональных
компаний
Инвентаризация и учет НА
I
Оценка стоимости и правового положения НА
т
Капитализация
Планирование вариантов использования НА
Контроль исполнения
о
р
п
о
а
ц
и
и
Рис. 2. Модель мотивации повышения стоимости нематериальных активов региональных корпораций
Кроме того, для привлечения инвестиционных средств необходимо повышение привлекательности региона за счет благоприятной для бизнеса налоговой и другой политики, развития предпринимательства. Совместные усилия власти и бизнес-сообщества
должны быть направлены на создание благоприятного климата, который обеспечит приток средств. Итогом деятельности должно стать не только повышение
конкурентоспособности края, но и достойное
место в процессе общей глобализации мировой экономики.
Задача правительства края -организовать адресную работу с крупными корпорациями, инвесторами, используя все возможные каналы продвижения региона.
На повышение инвестиционной привлекательности региона, привлечение инвестиций в экономику края, снижение издержек бизнеса может быть направлен проект снижения ставки налога на прибыль.
Льгота по налогу на прибыль, которая действует в Пермском крае, составляет 15,5 %, что на 4,5 % меньше, чем в других регионах России. Это уже доказало свою эффективность. По данным министерства финансов Пермского края за 7 месяцев 2010 г. в региональный бюджет поступило 14,95 млрд. рублей налога на прибыль организаций. Для сравнения: в 2009 г. - 8,37 млрд. рублей.
Важно отметить, что в этом году впервые поступление налога на прибыль более чем на половину обеспечено не за счет нефтяной и калийной отраслей, а благодаря предприятиям других секторов экономики. Это значит, что экономика Пермского края постепенно перестает быть «сырьевой», становится более разнообразной и более устойчивой к кризисам.
Соответственно, благодаря внедрению предложенной схемы взаимодействия администрации Пермского края и крупных корпораций возможна реализация программы снижения налога на прибыль до 13,5 %.
Цель развития Пермского края -увеличение конкурентоспособности на внешнем и внутреннем рынках. Инновационная деятельность требует государственной поддержки - совокупности мер, принимаемых органами государственной власти Пермского края в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермского края. В рамках намеченной цели можно выделить следующие действия:
- формирование законодательной базы, отвечающей стратегическим направлениям развития региона и требованиям конкурентоспособности, в частности снижения ставки налога на прибыль до 13,5% (в настоящее время в регионе ставка составляет 15,5%) для предприятий, отвечающих критерию инновационности региональных компаний;
- льготное кредитование проектов корпораций, в которых доля созданных и принятых на учет нематериальных активов составит более 50% от стоимости проекта;
- активное проведение информационно -аналитических мероприятий регионального масштаба с целью поиска инвесторов для
создания нематериальных активов для предприятий малого и среднего бизнеса;
- подготовка и проведение курсов по эффективному использованию нематериальных активов в финансово-хозяйственной
деятельности предприятий.
В конечном итоге нематериальные активы создаются не для того, чтобы
перепродать компанию как совокупность материальных и нематериальных активов, а с целью успешного ее функционирования. В
процессе воспроизводства нематериальные активы совершают эволюцию - смену
экономических форм в системе «активы -капитал - рента - доход», которая и составляет экономическое содержание процесса
капитализации нематериальных ресурсов, т. е. территориальные ресурсы выступают в
процессе регионального воспроизводства в форме приносящих доход активов, контролируемых регионом. Формой реализации собственности на тот или иной ресурс является рента, получаемая в ходе капитализации территориальных активов, часть которой
возвращается в региональный
воспроизводственный процесс в виде
финансовых ресурсов или инвестиций.
Список литературы
1. Азгальдов Г.Г., Карпова Н.Н. Оценка стоимости интеллектуальной собственности и нематериальных активов. М.: Междунар. академия оценки и консалтинга, 2006. С. 83-84.
2. Кельчевская Н.Р., Павлов М.Е. Сущность интеллектуального капитала // Труды Всероссийского симпозиума по экономической теории. Екатеринбург: Ин-т экономики УрО РАН, 2003. С. 37-39.
3. Ковалева Т.Ю. Характер
институциональных изменений при
формировании институтов интеллектуального предпринимательства в экономике России // Вестник Перм. ун-та. Сер. Экономика. 2010. Вып. 4 (7). С. 6-11.
4. Конкурентоспособность регионов: теоретико-прикладные аспекты / под ред. Ю. К. Перского, Н.Я. Калюжновой. М.: ТЕИС, 2003. С. 50-51.
5. Косорукова И.В. Влияние
управления стоимостью бизнеса на его конкурентоспособность // Современная
конкуренция. 2007. №2 (2). С.81-92.
6. Лев Б. Нематериальные активы: управление, измерение, отчетность / пер. с англ. Л.И.Лопатников. М.: Квинто-Консалтинг, 2003. 134 с.
7. Посредников М.Недооцененные
активы. иКЬ: //http://www.e-
xecutive.ru/knowledge/announcement/1247008/ (дата обращения : 01.06.2011).
8. 7 принципов новой экономики для
России (от индустриального к
информационному сообществу) // iBusiness. 2000. № 1-2.