Научная статья на тему 'Нематериальные активы как фактор стоимости региональных корпораций'

Нематериальные активы как фактор стоимости региональных корпораций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
101
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ СТОИМОСТЬЮ / НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ / КАПИТАЛИЗАЦИЯ КОМПАНИИ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ощепков Виктор Михайлович

Проанализировано формирование стоимости корпораций, выявлены проблемы недооцененности нематериальных активов. Предложены управленческие действия по включению нематериальных активов в хозяйственный оборот корпораций с целью привлечения дополнительных инвестиций

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Having analysed formation of cost of corporations problems of inestimating of non-material actives are revealed. Administrative actions on inclusion of non-material actives in economic circulation of corporations for the purpose of attraction of additional investments are offered

Текст научной работы на тему «Нематериальные активы как фактор стоимости региональных корпораций»

УДК 33.338.3

НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ РЕГИОНАЛЬНЫХ

Не так давно чтобы быть лидером, требовалось производить много и качественно, иметь доступ к административным и финансовым ресурсам. Теперь одним из ключевых факторов, влияющих на успех деятельности практически любой организации, особенно по вопросам привлечения инвестиций, создания стратегических альянсов, переговоров о возможном партнерстве и т. д., является ответ на вопрос о том, какова величина капитализации активов. Поэтому сегодня управление ростом стоимости активов бизнес-сообщества выступает основой для успеха деятельности в будущем.

Особое значение в этой связи приобретает качество управления стоимостью бизнеса. Именно оно зачастую является определяющей предпосылкой успеха в современной конкурентной среде. Современная концепция управления бизнесом ориентируется на стоимостной подход в принятии решений.

Особо важную роль управление стоимостью играет в реальном секторе экономики. Недооце-ненность этого подхода приводит к проблемам развития, привлечения инвестиций и снижению конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках. В то же время ясное понимание стоимости и навыки оценки и управления дают ориентиры для принятия верных решений в бизнесе, являются предпосылками успеха в современной конкурентной среде.

Для правильного управления стоимостью бизнеса необходимо понимать, что сегодня организации действуют и конкурируют на четырех рынках - на рынках товаров и услуг; корпоративного управления и контроля (соперничество за влияние и контроль над организациями, угрозы поглощений); капитала (конкуренция за привлечение инвестиций и интерес инвесторов, кредиты); рабочей силы (конкуренция за имидж

В.М. Ощепков

КАК ФАКТОР СТОИМОСТИ КОРПОРАЦИЙ

компании и возможность привлечения эффективных менеджеров).

Грамотное управление стоимостью бизнеса может помочь региону выигрывать на каждом из этих рынков и привлекать все новых инвесторов.

Акцент на изменении подхода к управлению компаниями в направлении повышения капитализации активов имеет важное практическое значение.

Во-первых, рыночная стоимость - лучшая из известных мер измерения результатов деятельности, так как она отражает реакцию рынка на успех или неуспех деятельности компаний.

Во-вторых, держатели акций - единственные участники организации, которые заботясь о максимальном повышении своего благосостояния, одновременно способствуют повышению благосостояния всех других. Данный тезис сегодня весьма актуален, что подтверждается практикой деятельности западных корпораций, где в отличие от отечественной практики различные группы субъектов - собственники (акционеры), менеджеры, работники предприятия зачастую преследуют различные цели, не создающие, а уменьшающие стоимость.

В-третьих, компании, работающие неэффективно, а следовательно, имеющие снижающиеся показатели капитализации рыночной стоимости, неизбежно столкнутся с их поглощением конкурентами.

При этом, как уже отмечалось, увеличение рыночной стоимости компаний, действующих в регионе, имеет положительное значение не только для акционеров. Оно соответствует и долгосрочным интересам других заинтересованных сторон: успешно действующие организации создают сравнительно больше стоимости для всех участников (потребителей, работников,

государства, поставщиков капитала, инвесторов, стратегических партнеров и т. д.).

Данный концептуальный подход:

- способствует улучшению транспарентности (прозрачности) компаний, действующих в регионе;

- позволяет согласовывать интересы многих заинтересованных лиц;

- способствует развитию отношений с инвесторами, аналитиками и заинтересованными лицами;

- улучшает стратегические коммуникации:

- содействует инвестициям, направленным на создание стоимости;

- повышает эффективность распределения ресурсов и т. д.

Современный мир - это мир непрерывных изменений. Инновации жизненно важны для успехов в конкуренции, особенно инновации в управлении. Именно поэтому новая парадигма управления, получившая развитие в последнее десятилетие и делающая особый акцент на управлении нововведениями и на управлении нематериальными активами, которые в значительной степени служат источниками большинства технологических, технических и продуктовых нововведений, заслуживает все большего распространения, в том числе и в России.

Изучение работы фондового рынка и динамики рыночной капитализации многих зарубежных компаний показало, что за последние два десятилетия проявился существенный разрыв между стоимостью предприятий, зафиксированной в их балансовых отчетах, и оценкой стоимости компаний инвесторами. Так, уже в 1992 г. около 40 % рыночной стоимости среднестатистической американской компании не находило своего отражения в балансовой отчетности, а к концу XX в. за счет увеличения удельного веса нематериальных активов это соотношение составило уже 30 : 70 %. И этот разрыв в последнее время демонстрирует все усиливающуюся тенденцию к росту.

Выявленная тенденция все более активно проявляется и в России, что подтверждается исследованиями, проведенными международным исследовательским агентством Millward Brown Optimor. Так, стоимость ведущего бренда Рос-

сии («Билайн») в 2010 г. составила 8,16 млрд долл., стоимость его основного конкурента (МТС) - 9,72 млрд долл. [3].

Согласно оценке национальных брендов агентства MPP CONSULTING по стоимости бренды «Билайн» и «МТС» занимают первые места среди 100 самых дорогих российских брендов, «Балтика» - третье место (2,56 млрд долл.) и т. д.; «вилка» ведущих 100 российских брендов по стоимости - от 7552 млн долл. («Билайн») до 35 млн долл. («Толстяк») [4].

Очевидно, что грамотное управление нематериальными активами способно существенно повлиять на рыночную капитализацию компаний. Отсюда и необходимость уделять управлению нематериальными активами существенно большее внимание, чем это было принято ранее в практике российского менеджмента.

В настоящее время ключевая сфера, на которую в России делаются ставки и возлагаются большие надежды, - инновационная, интеллектуальная сфера. Эффективная экономика в стране немыслима без интеллектуального капитала, чье совершенствование и развитие возможно лишь за счет осуществляемой научно-технической и инновационной политики. Частью такой политики является создание рынка интеллектуальной собственности.

При выполнении ряда условий (таких как способность объекта приносить экономические выгоды в будущем, использование объекта более 12 месяцев), изложенных в Положении по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» 14/2007, интеллектуальная собственность является частью нематериальных активов. И, как отмечалось ранее [1], в составе нематериальных активов учитывается также деловая репутация, возникшая в связи с приобретением предприятия.

В условиях развивающейся рыночной экономики роль интеллектуальной собственности и нематериальных активов постоянно возрастает, так как национальная экономика любой страны не может успешно развиваться без постоянного вовлечения в процесс новых знаний, научных достижений.

Сегодня существует мнение, что нематериальные активы составляют значительную долю

баланса предприятий. Но данный факт относится лишь к предприятиям развитых стран. Так, по данным Счетной палаты РФ в развитых странах доля нематериальных активов составляет 30-35 % общей капитализации государства, а в компаниях этот показатель может доходить и до 70 % против 0,3 % в России [2].

Такая ситуация обусловлена тем, что в России действует некачественная и неполная система учета нематериальных активов и в данной области отсутствует должный государственный контроль. В результате многие активы, не имеющие материально-вещественной формы, недооценены, неправильно оценены или же не учитываются в балансе предприятия.

Большинство российских организаций в силу ряда причин не оформляют должным образом права на созданные результаты научно-технической деятельности и объекты интеллектуальной собственности, и основная масса имеющихся результатов существует в неохраняемом виде.

Также в настоящее время не все субъекты предпринимательства осведомлены о своих правах на объекты интеллектуальной собственности и не представляют реальной выгоды от их использования в своей практической деятельности. А ведь интеллектуальная собственность является одним из важных аспектов развития организации, составляет определенную долю в ее совокупном капитале, играет немаловажную роль в деятельности фирмы.

Опыт научно-технической политики экономически развитых стран свидетельствует о том, что широкомасштабные инвестиции в промышленное освоение разработок возможны только при введении правовых норм, согласно которым структуры, участвующие в финансировании, могут получать исключительные права на результаты научно-технической деятельности.

Интересы региона при реализации интеллектуальной собственности обеспечиваются, главным образом, не за счет ее продаж, а путем расширения конкурентоспособных секторов экономики, увеличения налогооблагаемой базы и повышения занятости населения.

В ходе ведения хозяйственной деятельности происходят разнообразные события, сущест-

венно меняющие роль данного предприятия на рынке. Изменяется рыночная стоимость активов, меняются прогнозируемые денежные потоки от использования активов. Особенно это остро ощущается на рынке интеллектуальной собственности, где прогресс идет с «бешеной» скоростью. Активы предприятий, которые были актуальны сегодня, завтра могут устареть, спрос на них уменьшится, а значит, уменьшится и доход от использования данных активов.

Поэтому для постоянного увеличения капитализации компании, что непосредственно отражается на ее стоимости на фондовом рынке и увеличивает ее привлекательность для инвесторов, необходимо постоянно проводить переоценку нематериальных активов и оценку эффективности их использования.

Компания должна по мере необходимости пересматривать состав нематериальных активов, которые находятся на балансе, так как активы должны приносить пользу и экономические выгоды предприятию. Также необходимо оптимизировать методику переоценки данных активов в связи с условиями и потребностями рынка.

Из вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

1. Одним из условий обеспечения конкурентоспособности является эффективное управление нематериальными активами и интеллектуальной собственностью с целью их вовлечения в гражданско-правовой оборот, поскольку нематериальные активы - это один из наиболее перспективных рычагов стратегического управления хозяйственной деятельностью.

2. Основная проблема российского рынка в том, что достаточно большое количество российских компаний не отражает нематериальные активы в бухгалтерском балансе либо приводимые оценки всего лишь номинальны.

3. Сегодня одним из основных препятствий активного вовлечения нематериальных активов и интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот российских предприятий остается низкий уровень их правовой охраны. При отсутствии адекватной защиты прав на объекты нематериальных активов и интеллектуальной

собственности их создание теряет смысл, стоимость снижается, а управление с целью повышения конкурентоспособности становится неэффективным.

4. В России действует некачественная и неполная система учета нематериальных активов, в данной области отсутствует должный государственный контроль. В результате многие активы, не имеющие материально-веществен-

ной формы, недооценены, не правильно оценены или же не учитываются в балансах предприятий.

5. Интересы региона при реализации интеллектуальной собственности обеспечиваются, главным образом, не за счет ее продаж, а путем расширения конкурентоспособных секторов экономики, увеличения налогооблагаемой базы и повышения занятости населения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Учет нематериальных активов [Текст] : Положение по бухгалтерскому учету 14/2007.

3. Посредников, М. Недооцененные активы [Электронный ресурс] / М. Посредников. - Режим доступа: //http://www.e-xecutive.ru/knowledge/announcement/1247008/

4. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://www.millwardbrown.com/Sites/mbOptimor/Brand Z/Value-D.aspx (дата обращения: 01.03.2011)

5. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.interbrand.com/ru/knowledge/branding-studies.aspx (дата обращения: 01.03.2011)

УДК 669.01

В.А. Салихов

ЭТАПЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ ПОПУТНЫХ ПОЛЕЗНЫХ КОМПОНЕНТОВ

УГОЛЬНЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ

Научно-технический прогресс, внедрение научных достижений в различных областях промышленности (авиационной, космической и т. д.) привели к увеличению потребности во многих цветных и редких металлах, но наиболее востребованы эти металлы в металлургической промышленности, где производится около семидесяти различных металлов, а также в машиностроительном комплексе. В последнее десятилетие мировое увеличение добычи: ниобия - на 35 %, тантала - на 15, титана - на 32, меди и сурьмы - на 30, молибдена - на 24, олова и бокситов - на 10 %.

Анализ минерально-сырьевой базы (МСБ) цветных и редких металлов Российской Федерации показывает, что Россия, несмотря на кризисные явления переходного периода, по-прежнему занимает ведущие места по запасам,

добыче и потреблению большинства цветных металлов. В то же время следует отметить: практически все месторождения цветных металлов в России отличаются сложными экономико-географическими условиями эксплуатации, что снижает рентабельность их освоения. Как следствие, доля активных запасов снижается, из-за высоких цен на электроэнергию и транспортные перевозки более половины разведанных месторождений цветных и редких металлов нерентабельны [3]. При этом в связи с постепенным подъемом отечественной промышленности к 2020 г. В стране прогнозируется рост потребления цветных металлов (примерно в 1,5-2 раза). Развития МСБ стратегических редких металлов требуют интересы национальной безопасности. К списку стратегических видов минерального сырья, утвержденному распоряжением Правительства РФ № 50

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.