УДК 33.338.3
НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ РЕГИОНАЛЬНЫХ
Не так давно чтобы быть лидером, требовалось производить много и качественно, иметь доступ к административным и финансовым ресурсам. Теперь одним из ключевых факторов, влияющих на успех деятельности практически любой организации, особенно по вопросам привлечения инвестиций, создания стратегических альянсов, переговоров о возможном партнерстве и т. д., является ответ на вопрос о том, какова величина капитализации активов. Поэтому сегодня управление ростом стоимости активов бизнес-сообщества выступает основой для успеха деятельности в будущем.
Особое значение в этой связи приобретает качество управления стоимостью бизнеса. Именно оно зачастую является определяющей предпосылкой успеха в современной конкурентной среде. Современная концепция управления бизнесом ориентируется на стоимостной подход в принятии решений.
Особо важную роль управление стоимостью играет в реальном секторе экономики. Недооце-ненность этого подхода приводит к проблемам развития, привлечения инвестиций и снижению конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках. В то же время ясное понимание стоимости и навыки оценки и управления дают ориентиры для принятия верных решений в бизнесе, являются предпосылками успеха в современной конкурентной среде.
Для правильного управления стоимостью бизнеса необходимо понимать, что сегодня организации действуют и конкурируют на четырех рынках - на рынках товаров и услуг; корпоративного управления и контроля (соперничество за влияние и контроль над организациями, угрозы поглощений); капитала (конкуренция за привлечение инвестиций и интерес инвесторов, кредиты); рабочей силы (конкуренция за имидж
В.М. Ощепков
КАК ФАКТОР СТОИМОСТИ КОРПОРАЦИЙ
компании и возможность привлечения эффективных менеджеров).
Грамотное управление стоимостью бизнеса может помочь региону выигрывать на каждом из этих рынков и привлекать все новых инвесторов.
Акцент на изменении подхода к управлению компаниями в направлении повышения капитализации активов имеет важное практическое значение.
Во-первых, рыночная стоимость - лучшая из известных мер измерения результатов деятельности, так как она отражает реакцию рынка на успех или неуспех деятельности компаний.
Во-вторых, держатели акций - единственные участники организации, которые заботясь о максимальном повышении своего благосостояния, одновременно способствуют повышению благосостояния всех других. Данный тезис сегодня весьма актуален, что подтверждается практикой деятельности западных корпораций, где в отличие от отечественной практики различные группы субъектов - собственники (акционеры), менеджеры, работники предприятия зачастую преследуют различные цели, не создающие, а уменьшающие стоимость.
В-третьих, компании, работающие неэффективно, а следовательно, имеющие снижающиеся показатели капитализации рыночной стоимости, неизбежно столкнутся с их поглощением конкурентами.
При этом, как уже отмечалось, увеличение рыночной стоимости компаний, действующих в регионе, имеет положительное значение не только для акционеров. Оно соответствует и долгосрочным интересам других заинтересованных сторон: успешно действующие организации создают сравнительно больше стоимости для всех участников (потребителей, работников,
государства, поставщиков капитала, инвесторов, стратегических партнеров и т. д.).
Данный концептуальный подход:
- способствует улучшению транспарентности (прозрачности) компаний, действующих в регионе;
- позволяет согласовывать интересы многих заинтересованных лиц;
- способствует развитию отношений с инвесторами, аналитиками и заинтересованными лицами;
- улучшает стратегические коммуникации:
- содействует инвестициям, направленным на создание стоимости;
- повышает эффективность распределения ресурсов и т. д.
Современный мир - это мир непрерывных изменений. Инновации жизненно важны для успехов в конкуренции, особенно инновации в управлении. Именно поэтому новая парадигма управления, получившая развитие в последнее десятилетие и делающая особый акцент на управлении нововведениями и на управлении нематериальными активами, которые в значительной степени служат источниками большинства технологических, технических и продуктовых нововведений, заслуживает все большего распространения, в том числе и в России.
Изучение работы фондового рынка и динамики рыночной капитализации многих зарубежных компаний показало, что за последние два десятилетия проявился существенный разрыв между стоимостью предприятий, зафиксированной в их балансовых отчетах, и оценкой стоимости компаний инвесторами. Так, уже в 1992 г. около 40 % рыночной стоимости среднестатистической американской компании не находило своего отражения в балансовой отчетности, а к концу XX в. за счет увеличения удельного веса нематериальных активов это соотношение составило уже 30 : 70 %. И этот разрыв в последнее время демонстрирует все усиливающуюся тенденцию к росту.
Выявленная тенденция все более активно проявляется и в России, что подтверждается исследованиями, проведенными международным исследовательским агентством Millward Brown Optimor. Так, стоимость ведущего бренда Рос-
сии («Билайн») в 2010 г. составила 8,16 млрд долл., стоимость его основного конкурента (МТС) - 9,72 млрд долл. [3].
Согласно оценке национальных брендов агентства MPP CONSULTING по стоимости бренды «Билайн» и «МТС» занимают первые места среди 100 самых дорогих российских брендов, «Балтика» - третье место (2,56 млрд долл.) и т. д.; «вилка» ведущих 100 российских брендов по стоимости - от 7552 млн долл. («Билайн») до 35 млн долл. («Толстяк») [4].
Очевидно, что грамотное управление нематериальными активами способно существенно повлиять на рыночную капитализацию компаний. Отсюда и необходимость уделять управлению нематериальными активами существенно большее внимание, чем это было принято ранее в практике российского менеджмента.
В настоящее время ключевая сфера, на которую в России делаются ставки и возлагаются большие надежды, - инновационная, интеллектуальная сфера. Эффективная экономика в стране немыслима без интеллектуального капитала, чье совершенствование и развитие возможно лишь за счет осуществляемой научно-технической и инновационной политики. Частью такой политики является создание рынка интеллектуальной собственности.
При выполнении ряда условий (таких как способность объекта приносить экономические выгоды в будущем, использование объекта более 12 месяцев), изложенных в Положении по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» 14/2007, интеллектуальная собственность является частью нематериальных активов. И, как отмечалось ранее [1], в составе нематериальных активов учитывается также деловая репутация, возникшая в связи с приобретением предприятия.
В условиях развивающейся рыночной экономики роль интеллектуальной собственности и нематериальных активов постоянно возрастает, так как национальная экономика любой страны не может успешно развиваться без постоянного вовлечения в процесс новых знаний, научных достижений.
Сегодня существует мнение, что нематериальные активы составляют значительную долю
баланса предприятий. Но данный факт относится лишь к предприятиям развитых стран. Так, по данным Счетной палаты РФ в развитых странах доля нематериальных активов составляет 30-35 % общей капитализации государства, а в компаниях этот показатель может доходить и до 70 % против 0,3 % в России [2].
Такая ситуация обусловлена тем, что в России действует некачественная и неполная система учета нематериальных активов и в данной области отсутствует должный государственный контроль. В результате многие активы, не имеющие материально-вещественной формы, недооценены, неправильно оценены или же не учитываются в балансе предприятия.
Большинство российских организаций в силу ряда причин не оформляют должным образом права на созданные результаты научно-технической деятельности и объекты интеллектуальной собственности, и основная масса имеющихся результатов существует в неохраняемом виде.
Также в настоящее время не все субъекты предпринимательства осведомлены о своих правах на объекты интеллектуальной собственности и не представляют реальной выгоды от их использования в своей практической деятельности. А ведь интеллектуальная собственность является одним из важных аспектов развития организации, составляет определенную долю в ее совокупном капитале, играет немаловажную роль в деятельности фирмы.
Опыт научно-технической политики экономически развитых стран свидетельствует о том, что широкомасштабные инвестиции в промышленное освоение разработок возможны только при введении правовых норм, согласно которым структуры, участвующие в финансировании, могут получать исключительные права на результаты научно-технической деятельности.
Интересы региона при реализации интеллектуальной собственности обеспечиваются, главным образом, не за счет ее продаж, а путем расширения конкурентоспособных секторов экономики, увеличения налогооблагаемой базы и повышения занятости населения.
В ходе ведения хозяйственной деятельности происходят разнообразные события, сущест-
венно меняющие роль данного предприятия на рынке. Изменяется рыночная стоимость активов, меняются прогнозируемые денежные потоки от использования активов. Особенно это остро ощущается на рынке интеллектуальной собственности, где прогресс идет с «бешеной» скоростью. Активы предприятий, которые были актуальны сегодня, завтра могут устареть, спрос на них уменьшится, а значит, уменьшится и доход от использования данных активов.
Поэтому для постоянного увеличения капитализации компании, что непосредственно отражается на ее стоимости на фондовом рынке и увеличивает ее привлекательность для инвесторов, необходимо постоянно проводить переоценку нематериальных активов и оценку эффективности их использования.
Компания должна по мере необходимости пересматривать состав нематериальных активов, которые находятся на балансе, так как активы должны приносить пользу и экономические выгоды предприятию. Также необходимо оптимизировать методику переоценки данных активов в связи с условиями и потребностями рынка.
Из вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
1. Одним из условий обеспечения конкурентоспособности является эффективное управление нематериальными активами и интеллектуальной собственностью с целью их вовлечения в гражданско-правовой оборот, поскольку нематериальные активы - это один из наиболее перспективных рычагов стратегического управления хозяйственной деятельностью.
2. Основная проблема российского рынка в том, что достаточно большое количество российских компаний не отражает нематериальные активы в бухгалтерском балансе либо приводимые оценки всего лишь номинальны.
3. Сегодня одним из основных препятствий активного вовлечения нематериальных активов и интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот российских предприятий остается низкий уровень их правовой охраны. При отсутствии адекватной защиты прав на объекты нематериальных активов и интеллектуальной
собственности их создание теряет смысл, стоимость снижается, а управление с целью повышения конкурентоспособности становится неэффективным.
4. В России действует некачественная и неполная система учета нематериальных активов, в данной области отсутствует должный государственный контроль. В результате многие активы, не имеющие материально-веществен-
ной формы, недооценены, не правильно оценены или же не учитываются в балансах предприятий.
5. Интересы региона при реализации интеллектуальной собственности обеспечиваются, главным образом, не за счет ее продаж, а путем расширения конкурентоспособных секторов экономики, увеличения налогооблагаемой базы и повышения занятости населения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Учет нематериальных активов [Текст] : Положение по бухгалтерскому учету 14/2007.
3. Посредников, М. Недооцененные активы [Электронный ресурс] / М. Посредников. - Режим доступа: //http://www.e-xecutive.ru/knowledge/announcement/1247008/
4. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.millwardbrown.com/Sites/mbOptimor/Brand Z/Value-D.aspx (дата обращения: 01.03.2011)
5. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.interbrand.com/ru/knowledge/branding-studies.aspx (дата обращения: 01.03.2011)
УДК 669.01
В.А. Салихов
ЭТАПЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ ПОПУТНЫХ ПОЛЕЗНЫХ КОМПОНЕНТОВ
УГОЛЬНЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ
Научно-технический прогресс, внедрение научных достижений в различных областях промышленности (авиационной, космической и т. д.) привели к увеличению потребности во многих цветных и редких металлах, но наиболее востребованы эти металлы в металлургической промышленности, где производится около семидесяти различных металлов, а также в машиностроительном комплексе. В последнее десятилетие мировое увеличение добычи: ниобия - на 35 %, тантала - на 15, титана - на 32, меди и сурьмы - на 30, молибдена - на 24, олова и бокситов - на 10 %.
Анализ минерально-сырьевой базы (МСБ) цветных и редких металлов Российской Федерации показывает, что Россия, несмотря на кризисные явления переходного периода, по-прежнему занимает ведущие места по запасам,
добыче и потреблению большинства цветных металлов. В то же время следует отметить: практически все месторождения цветных металлов в России отличаются сложными экономико-географическими условиями эксплуатации, что снижает рентабельность их освоения. Как следствие, доля активных запасов снижается, из-за высоких цен на электроэнергию и транспортные перевозки более половины разведанных месторождений цветных и редких металлов нерентабельны [3]. При этом в связи с постепенным подъемом отечественной промышленности к 2020 г. В стране прогнозируется рост потребления цветных металлов (примерно в 1,5-2 раза). Развития МСБ стратегических редких металлов требуют интересы национальной безопасности. К списку стратегических видов минерального сырья, утвержденному распоряжением Правительства РФ № 50