Научная статья на тему 'Состояние и перспективы управления нематериальными активами в российских компаниях'

Состояние и перспективы управления нематериальными активами в российских компаниях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
480
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ / ГУДВИЛЛ / ПАТЕНТ / БРЭНД

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Саакян Н. А.

В статье рассматриваются основные проблемы управления нематериальными активами на российских предприятиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Состояние и перспективы управления нематериальными активами в российских компаниях»

ТЕRRА EСONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ УПРАВЛЕНИЯ НЕМАТЕРИАЛЬНЫМИ АКТИВАМИ В РОССИЙСКИХ КОМПАНИЯХ

Н.А. СААКЯН,

аспирантка,

Южный федеральный университет, 344002, г. Ростов-на-Дону, ул. М. Горького, 88

В статье рассматриваются основные проблемы управления нематериальными активами на российских предприятиях.

Ключевые слова: интеллектуальная собственность; нематериальные активы; гудвилл; патент; брэнд

Коды классификатора JEL: И20

Превращение России в открытую экономическую систему, предстоящее вступление в ВТО, глобальные изменения на мировом рынке, а также мировой финансовый кризис вызывают необходимость более дательного анализа проблем повышения конкурентоспособности российской экономики на основе эффективного использования нематериальных активов.

На сегодняшний день проблема обеспечения конкурентоспособности российских предприятий изучена недостаточно. Необходима разработка новых теоретических, методологических положений и методических инструментов для выявления сущности и содержания конкурентоспособности, определения факторов, активно влияющих на изменение конкурентоспособности, и резервов ее повышения, разработка теоретикометодологических основ управления предприятием.

Принятие оптимальных решений в сфере управления конкурентоспособностью предприятием возможно на базе концепции управления стоимостью. Сущность данной концепции определена и сводится к оценке эффективности принимаемых управленческих решений с учетом их влияния на стоимость материальных и нематериальных активов предприятия, создающих конкурентные преимущества предпринимательским структурам. Однако современные методики оценки нематериальных активов предприятия трудноприменимы в российских условиях. Между тем именно обоснованное определение рыночной стоимости как материальных, так и нематериальных активов позволяет реально судить о величине введенного в экономический оборот капитала, а мониторинг стоимости — о правильности стратегических и тактических управленческих решений выбора и хода реализации этих решений на практике.

Реалии современной мировой экономики таковы, что традиционные методы повышения конкурентоспособности компаний ушли в прошлое. В эпоху информационного общества и инновационной экономики на первый план выходит интеллектуальный капитал, в том числе нематериальные активы, грамотное управление которыми создает предприятиям ряд конкурентных преимуществ.

Глобализация экономики так или иначе снижает способность российских производителей противостоять мировой конкуренции с помощью национальных границ. Конкуренция должна набирать силу не столько на традиционной основе через цены, качество, наращивание производственных мощностей, сколько через способность предпринимательской структуры создавать новую стоимость преимущественно за счет нематериальных активов. В сложившихся условиях у отечественных предпринимателей практически нет другого выхода, как принять на вооружение новую управленческую парадигму, требующую выработки стоимостного мышления, направленного как на максимизацию получения прибыли, так и, что не менее важно, на наращивание стоимости компании. Достоверная оценка стоимости материальных и нематериальных активов предприятия позволяет не только адекватно реагировать на реальное положение компании на рынке, но и своевременно корректировать принимаемые стратегические и тактические управленческие решения.

© Саакян Н.А., 2009

Каждый товаропроизводитель поставлен перед необходимостью обеспечения конкурентоспособности своей организации. Чем разнообразнее и богаче набор конкурентных преимуществ организации и выше их качественные характеристики, тем благоприятнее предпосылки, которые она имеет для успешной деятельности на отечественном и мировом рынке.

Одной из главных проблем в обеспечении конкурентоспособности предприятия является возможность удерживать конкурентное преимущество.

Конкурентные преимущества можно определить как свойства компании, позволяющие ей создавать стоимость более высокими по сравнению с конкурентами темпами.

Все возможные конкурентные преимущества можно разделить на два вида:

1) конкурентные преимущества первого уровня — связаны с использованием новейших технологий производства, наличием у предприятия квалифицированного персонала, ведением долговременных НИОКР, развитым маркетингом, современным менеджментом, наличием у предприятия солидной репутации и бренда;

2) конкурентные преимущества второго уровня — связаны с доступностью сырья, наличием дешевой рабочей силы и т.д. Преимущества второго уровня не столь устойчивы, они могут быть скопированы конкурентами.

Преимущества первого уровня дольше сохраняются и позволяют достигать более высокой прибыльности, именно к ним относятся нематериальные активы предприятия.

Нематериальные активы — это неосязаемые, не имеющие вещественной формы активы предприятия, приносящие прибыль.

К нематериальным активам относятся: деловая репутация фирмы («гудвилл»), патенты, авторские права, торговые марки; права собственности на арендованное имущество, права на разработку и затраты на разработку природных ресурсов, формулы, технологии и образцы; ноу-хау, товарный знак, лицензии и т.д.

Необходимо отметить, что отечественные источники конкурентных преимуществ имеют некоторую специфику. Например, до настоящего времени в стране доминирует конкуренция на основе факторов производства, т. е. материальных и финансовых ресурсов, которые как доминанта хозяйственной среды характерны для индустриальной экономики. В постиндустриальной экономике в качестве доминанты выступают нематериальные ценности, и конкурентное преимущество достигается в большинстве развитых стран мира за счет нематериальных активов.

Однако в части традиционных конкурентных преимуществ (материальных и финансовых) во многих западных странах и их ведущих компаниях в конце ХХ века обозначилась утрата лидерства в пользу «новых индустриальных стран» (стран Юго-Восточной Азии, а также Китая, Индии, Бразилии). Фундаментальные экономические показатели их активов начали сближаться. В этих условиях лидеры мировой экономики стремятся удержать превосходство с помощью идеи о нематериальных активах, стоимостная оценка которых зависит от уровня корпоративного управления и ценностей, во многом формируемых маркетинговыми службами. Эволюция конкуренции на основе факторов производства в конкуренцию на основе нематериальных ценностей, происходящая в развитых странах мира, объясняет расхождение в результативности равновеликих компаний: различия в финансово-хозяйственных результатах являются следствием асимметрии в знаниях.

В российских компаниях смена доминант в конкуренции еще не произошла. На долю нематериальных активов приходится в среднем 0,2% имущества отечественных предприятий. Имеет место быть их тотальная недооценка отечественным менеджментом, отсутствие сколько-нибудь значимого влияния нематериальных ценностей на финансовохозяйственную деятельность российских компаний. Структура инвестиций, где на долю нематериальных активов приходится менее 0,5%, не позволяет предвидеть существенных изменений в ближайшем будущем [4, с. 203].

Это во многом объясняется отсутствием эффективного механизма идентификации, оценки и управления нематериальными активами в целом и интеллектуальной собственностью в частности. В результате интеллектуальная собственность, стоимость которой в Российской Федерации составляет, по некоторым оценкам чиновников, а также специалистов по оценке интеллектуальной собственности, 400 миллиардов долларов, бездействует. Субъективные препятствия для вовлечения интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот способствуют ее утечке за рубеж, а отечественная хозяйственная среда и российский бизнес лишаются важнейших конкурентных преимуществ.

В соответствии с российскими стандартами актив квалифицируется как нематериальный, если он не обладает физической структурой, но его можно идентифицировать и использовать в производстве или управлении в среднесрочной перспективе, а также документально оформлен и способен приносить предприятию сверхприбыли.

ТЕRRА EСONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2

ТЕRRА E^NOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2

Таким образом, нематериальные активы — это очень сложное понятие. Во-первых,-нематериальные активы хозяйствующего субъекта представляют ту часть имущества, которая, в отличие от других активов, не имеет материально-вещественной формы. Во-вторых, срок полезного использования нематериальных активов составляет более одного года. В-третьих, нематериальные активы имеют стоимостную оценку, однако являются немонетарными активами. И могут быть поставлены на учет только в случае стоимостной оценки. В-четвертых, нематериальные активы являются источником сверхприбыли для их обладателя, создают конкурентные преимущества, приносящие прямо или косвенно доход.

Российский стандарт относит к нематериальным активам деловую репутацию организации и организационные расходы [5, с. 97], а также объекты интеллектуальной собственности: исключительные права патентообладателя на изобретение, промышленные образцы, полезные модели; исключительные авторские права на программы для ЭВМ, базы данных; имущественные права автора или иного правообладателя на топологии интегральных микросхем; исключительные права владельца на товарный знак и знак обслуживания, наименование места происхождения товаров; исключительные права патентообладателя на селекционные достижения.

В соответствии с российским стандартом в состав нематериальных активов не входят интеллектуальные и деловые качества работников предприятия, их квалификация, производительность труда, поскольку эти характеристики неотделимы от своих носителей и не могут быть использованы отдельно от них.

На наш взгляд, нематериальные активы — наиболее перспективная и управляемая часть имущества капитального характера. Посредством наращивания нематериальных активов достигается эффект капитализации имущества компании.

В структуре корпораций США в начале 80-х годов ХХ века более 60% имущества было представлено материальными активами. Соответственно, на долю нематериальных активов приходилось не более 40%. К концу ХХ века за счет увеличения удельного веса нематериальных активов соотношение составило 30:70%. При этом 30-40% имущества корпораций нематериального характера не идентифицировано и, соответственно, в балансах не отражено. Аналогичная ситуация наблюдается в западноевропейских корпорациях [1, с. 135].

Консалтинговая компания «Interbrand» провела анализ соотношения материальных и нематериальных активов некоторых предприятий и получила следующие результаты: в компании British Petroleum — 30 к 70; в компании IBM — 17 к 83; в компании Coca-Cola — 4 к 96 [4, с.151].

В российской действительности 90-100% нематериальных активов не отражается в учете и финансовой отчетности. Лишь права на знак обслуживания, наименование места происхождения товаров и товарный знак отражаются в балансе на 80%; остальные 20% неучтенных активов относятся к правам на фирменные наименования и не отражаются в балансе вследствие отсутствия специального закона. Фирменные наименования зачастую регистрируются как товарные знаки, однако если наименование организации длинное, то оно обычно не проходит регистрацию. Анализ теории и практики признания, оценки, защиты, переоценки нематериальных активов в России, сравнение с зарубежными подходами и тенденциями в этой области позволяют сформулировать следующую совокупность проблем в действующем в России механизме функционирования нематериальных активов.

Имеющаяся в России логичная концепция стандартизации оценочной деятельности не реализована на практике в части стандарта оценки нематериальных активов. Стоимостная оценка нематериальных активов в целом и их отдельных составляющих является предметом острых дискуссий. Разнообразие подходов и реализуемых в виде проектов нормативных документов, фактически не оставляет места для достижения разумного компромисса сторон. Унификация требований к оценке и их закрепление в соответствующих нормативных документах приведет к тому, что за рамками стандартов окажутся многие применяемые методы и направления оценки нематериальных активов.

В условиях отсутствия стандарта оценки нематериальных активов в настоящее время в России применяется методика оценки интеллектуальной собственности. Вместе с тем наряду с ней действует около 30 правовых актов федерального и регионального уровней, уточняющих порядок признания и определения стоимости нематериальных активов. Специфика действующего в России правового механизма такова, что каждый законодательный акт со временем обрастает множеством подзаконных актов. В итоге в практической действительности складывается ситуация, когда нематериальные активы проще не идентифицировать: это экономичнее с точки зрения денежных расходов и трудозатрат.

Несмотря на наличие множества правовых актов в области признания и оценки нематериальных активов, в них не предусмотрена возможность изменения стоимости нематериальных активов не путем амортизации, а методом переоценки для активов с неограниченным сроком полезного использования. Эта ситуация создает парадоксы в оценке деловой репутации. Постепенная амортизация гудвилла приводит к нулевой остаточной стоимости, хотя деловая репутация при этом может не только не уменьшаться, но и увеличиваться. Непризнание возможности переоценки нематериальных активов сдерживает развитие бренд-менеджмента в России.

Действующий порядок признания и оценки нематериальных активов делает практически бессмысленным их использование в налоговом учете и, соответственно, в налоговом менеджменте, так как правовые регламенты «вытесняют» нематериальные активы в область управленческого учета. В результате ограниченная сфера применения нематериальных активов обусловливает проблемы с их отражением в финансовой отчетности.

В отечественной хозяйственной среде отсутствует какое-либо единообразие в подходах к управлению нематериальными активами. В этой области нет ни концепции, ни типовых методов и приемов. В отечественной литературе крайне мало публикаций в области управления нематериальными активами, которые могли бы представлять интерес для других хозяйствующих субъектов.

Многие термины в области оценки нематериальных активов не гармонизированы с международными стандартами оценки. Так, словосочетание «объект интеллектуальной собственности» не переводится на европейские языки, так как зарубежными оценщиками в этих целях используется термин «интеллектуальная собственность». Границы применения терминов, распространенных в области оценки нематериальных активов, зачастую «размыты».

Правовая защита нематериальных активов в России далека от совершенства и создает возможность легальной деятельности на отечественном рынке профессиональных «перехватчиков» товарных знаков, от которых не защищены ни иностранные, ни отечественные владельцы патентов и брендов.

Сегодняшнее положение дел в области патентов напоминает начало 1990-х: масса плохо управляемой собственности, которую можно перераспределить. С одной лишь разницей: если в 90-е годы речь шла о материальных активах, то сейчас об интеллектуальных активах.

Своевременно оформленный патент — сильное оружие в конкурентной борьбе. С его помощью можно на самых законных основаниях стеснить конкурента: и помешать импортеру — импортировать, производителю — производить, продавцу — продавать, ибо продукция, произведенная в нарушение патента, признается контрафактной. Также, используя патент, можно заставить конкурентов выплачивать роялти.

В то же время патенты, а также товарные знаки давно и успешно применяются российским бизнесом с целью минимизации налогового бремени. Лицензионные отчисления предприятий не включаются в налогооблагаемую базу. Они относятся на себестоимость продукции, таким образом, можно легально снижать налог на прибыль. Также можно отнести патент на собственный офшор, и выводить туда часть прибыли до налогообложения под видом лицензионных платежей. Этот механизм реализуется следующим образом: отечественная компания выплачивает роялти за использование патента по сублицензи-онному договору, например компании на Кипре. При этом, согласно договору об избежание двойного налогообложения, налог у источника (российской компании) равен нулю. Полученные средства кипрская компания перечисляет по лицензионному соглашению на счет владельца патента — например, компании с Британских Виргинских островов, оставляя себе в качестве вознаграждения 1-3% (именно с этой суммы уплачивается налог на прибыль по кипрской ставке 10%). Все деньги в офшоре. Потери на проходе составляют десятые доли процента от выведенной суммы плюс расходы на создание и поддержание всей этой транзитной схемы [3, с. 46].

Таким образом, интерес отечественного бизнес-сообщества к нематериальным активам растет, что свидетельствует о трансформации подходов к составу и формам имущества субъектов предпринимательской деятельности. Нематериальные активы хорошо организованного бизнеса в долгосрочной перспективе имеют тенденцию к постоянному росту, позволяют генерировать доходы, обеспечивают предприятию устойчивые конкурентные преимущества. Идентификация и стоимостная оценка нематериальных активов, отражение их в финансовой отчетности позволяют наращивать капитализацию.

ТЕRRА EСONOMICUS (Экономический вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2

ТЕ1^А ЕС01\ЮМ!С118 (Экономический вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреев С.В. Управление эффективностью использования нематериальных активов промышленными предприятиями России: Дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05. — М., 2004.

2. Браверман А.А. Капитализация маркетинга // Маркетолог. — 2002. — № 12.

3. Денисов Д. Осторожно, злые патенты // Ростовский бизнес-журнал. — 2008. — № 18 (70).

4. Дойль П. Маркетинг, ориентированный на стоимость. — СПб.: Питер, 2001.

5. Нечаева Л.Н. Совершенствование механизма формирования и управления нематериальными активами: Дис. ... канд. экон. наук : 08.00.10. — М., 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.