ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 4 Часть 3
НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТНЫМИ ПРЕИМУЩЕСТВАМИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
КЕРЕФОВ М.А.,
доктор экономических наук, профессор, Московский государственный университет пищевых производств,
e-mail: mkerefov@gmail.com
В статье рассматривается формирование современных представлений о нематериальных активах, которые представляют собой объекты интеллектуального капитала или объекты совокупного капитала, а также другие элементы, которые не рассматриваются в рамках определенной компоненты того или иного капитала, но, по сути, могут быть включены в их состав. Из всех источников формирования конкурентных преимуществ фирмы, образующих блок структурных, ресурсных, технических, управленческих и рыночных факторов главными являются ее нематериальные ресурсы, поскольку их элементы даже в количественном отношении превышают число других факторов, входя в каждый из перечисленных блоков.
Ключевые слова: нематериальные активы; промышленные предприятия; подходы; структурирование материальных активов.
The article discusses the formation of modern concepts on intangible assets, which are the objects of intellectual capital or the total capital, as well as other elements, which are not dealt with in the framework of a certain components of one or another of the capital, but, in fact, may be included in their composition. Of all the sources of the formation of competitive advantages of the company, forming block of structural, resource, technical, managerial and market factors are its main intangible resources, because of their elements even in quantitative terms exceed the number of other factors, entering in each of the blocks.
Keywords: intangible assets; industries; approaches; structuring of material assets.
Коды классификатора JEL: L53, M41, M42.
Производственную основу любой организации составляют так называемые хозяйственные активы, или просто активы. В зависимости от того, какими хозяйственными активами предприятие располагает и как эти активы участвуют в производственном цикле, их традиционно классифицируют по составу и размещению. По составу активы фирмы подразделяются на оборотные и внеоборотные; по размещению они делятся на активы, которые используются в сфере производства и сфере обращения. Дорогостоящие средства труда и другие средства, используемые не в одном, а в нескольких производственных циклах, а также имеющие длительный срок применения являются внеоборотными активами. Внеоборотные активы включают в себя основные средства, а также большую и очень разнородную группу активов, называемую нематериальными активами. Основные средства, как правило, не изменяют свою материальную форму в процессе эксплуатации и постепенно по мере износа переносят свою стоимость на себестоимость готовой продукции путем начисления амортизации. Известно, что нематериальные активы (НМА) — немонетарные активы, которые не имеют материальной формы, могут быть идентифицированы и содержатся предприятием в целях использования в течение периода более одного года (или одного операционного цикла, если он превышает один год) для производства, торговли, в административных целях либо в целях предоставления в аренду другим лицам.
В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (ПБУ 14/2000 «Учет нематериальных активов»), нематериальные активы — это часть имущественного комплекса организации, используемая в хозяйственной деятельности в течение периода, превышающего 12 месяцев, и приносящая доход. Следует особо подчеркнуть, что указанное положение было введено в действие только с начала 2001 г. в целях исполнения Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. В положении предписан учет деловой репутации через величину гудвилла и организационных расходов, раскрыт порядок отражения соответствующих амортизационных отчислений. Деловая репутация зиждется на общественном мнении о предприятии, его работниках и выпускаемой продукции. Эта составляющая нематериальных активов трактуется как нематериальный имидж, который трудно зафиксировать документально. В ней автоматически учитывается стоимость всех нематериальных активов, в том числе и не учтенных на балансе, т. е. гудвилл является их интегральной характеристикой. К организационным расходам относятся затраты, связанные с образованием юриди-
© М.А. Керефов, 2012
ческого лица и признанные в соответствии с учредительными документами частью вклада участников (учредителей) в уставной капитал организации. Кроме того, согласно положению к НМА могут быть отнесены следующие объекты интеллектуальной деятельности: исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную модель; исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы данных; имущественное право автора или иного правообладателя на топологии интегральных микросхем; исключительное право владельца на товарный знак и знак обслуживания, наименование места происхождения товаров; исключительное право патентообладателя на селекционные достижения.
Как видим, в случае учета в соответствии с ПБУ 14/2000 нематериальные активы практически отождествляются с правами на объекты интеллектуальной собственности. При этом в определении сущности НМА не оговаривается их стоимостная сторона. При принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве нематериальных необходимо единовременное выполнение следующих условий: отсутствие материально-вещественной (физической) структуры; возможность идентификации для отделения от другого имущества; использование в производстве продукции при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации; использование в течение длительного времени; отсутствие последующей перепродажи; способность приносить организации экономические выгоды в будущем; наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого актива и исключительного права у организации на результаты интеллектуальной деятельности.
В [5] понятие НМА трактуется как стоимость односторонних имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности, идентифицированных в виде конкретных объектов бухгалтерского учета, которые обеспечивают его владельцам определенный доход или иную пользу. Поскольку ноу-хау в случае отделения от собственника может иметь правовую защиту, то в этом случае оно может быть отнесено к нематериальным активам [4]. Согласно [3], исходя из определения НМА как стоимости долгосрочных имущественных прав, идентифицированных в виде документов бухгалтерского учета и приносящих собственнику определенную выгоду в виде дохода или иной пользы, структурными компонентами НМА выступают: исключительные права, вытекающие из привилегий (права пользования природными ресурсами, монопольные права и прочее); исключительные права, вытекающие из объектов интеллектуальной собственности (ОИС); деловая репутация предприятия (гудвилл); организационные расходы (расходы, связанные с получением лицензий, регистрацией торговых марок и др.).
Поскольку, согласно данному подходу к структуре нематериальных активов, удельный вес их последней составляющей несравнимо мал по отношению к другим, то ее учет представляется нецелесообразным.
Нематериальные активы весьма неоднородны по своему составу, характеру использования или эксплуатации, степени влияния на финансовое состояние предприятия и результаты хозяйственной деятельности, что вызывает их неоднозначное толкование. Например, в [8] под нематериальными активами понимается совокупность интеллектуальной собственности и нематериальных благ: жизни, здоровья, чести, доброго имени работника и т. д. В [1] к числу нематериальных активов, способных влиять на капитализацию компании, относят высокую конкурентоспособность продукции, опытность руководителей, наличие эффективных маркетинговых стратегий и открытость компании.
В последнее время в отечественной литературе и переводах зарубежных публикаций под активами стала пониматься совокупность объектов, включаемых в состав интеллектуального капитала. Поскольку за термином «актив» закреплены определенные экономические и правовые атрибуты, какими не обладает доминирующий ресурс интеллектуального капитала — знания, то для обеспечения семантической тождественности объектов интеллектуального капитала используется более широкое понятие «авуары», с выделением в их структуре активов — объектов, соответствующих этому понятию. Авуары — материальные и нематериальные ресурсы производства, не обязательно являющиеся объектами собственности и обладающие ликвидностью, в том числе активы, представляющие одну из сторон бухгалтерского баланса, отражающую в денежном выражении все принадлежащие фирме материальные и нематериальные ценности. В этом случае ресурсы интеллектуального капитала рассматриваются как человеческие авуары, структурные и рыночные авуары и активы. Интеллектуальный капитал фирмы включает и материальные авуары, и активы типа патентов, торговых марок, операционных технологий и компьютерных программ, и неосязаемые авуары — знания, технические навыки, компетентность и деловые возможности сотрудников. В зависимости от конкретной ситуации отдельные интеллектуальные ресурсы (например, программное обеспечение) могут одновременно являться и активами, имеющими соответствующие балансовые цены и имущественные права, и авуарами, не обладающими такими свойствами. В отличие от этого, К.Э. Свейби полностью отождествляет объекты интеллектуального капитала с нематериальными активами предприятия [10]. Он предлагает различать три их основных компонента: индивидуальную компетентность, внутреннюю и внешнюю структуры фирмы (см. более подробно с. 46). К объектам интеллектуального капитала А. Брукинг и Е. Мота относят нематериальные рыночные активы, активы интеллектуальной собственности и инфраструктуры и гуманитарные активы [9]. В [7] под объектами интеллектуального капитала также понимается совокупность интеллектуальных активов, к которым авторы относят: рыночные активы (нематериальные активы, связанные с рыночными операциями); интеллектуальную собственность как актив (патенты, авторские права, торговые марки товаров и услуг, ноу-хау, торговые секреты и др.); человеческие активы (совокупность коллективных знаний сотрудников, их творческих способностей и умения, лидерских качеств, предпринимательских и управленческих навыков, а также психометрические данные и сведения о поведении отдельных личностей в разных ситуациях); инфраструктурные активы (технологии, методы и процессы, которые делают возможной работу предприятия).
С другой стороны, по мнению О.С. Черемных, с точки зрения практических потребностей стратегического и оперативного управления бизнесом наиболее адекватная и исчерпывающая структура совокупного капитала компании состоит из финансового (материального) капитала, квазиматериального капитала и нематериального капитала [5]. В группу квазиматериально-го капитала включаются те чистые нематериальные активы (продукты, бренды, клиенты и другие «заинтересованные лица» бизнеса — поставщики, партнеры, государственные структуры, СМИ и т. д.), оценка которых осуществляется с помощью специализированных моделей дисконтированных денежных потоков, создаваемых соответствующим активом в течение всего его
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 4 Часть 3
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 4 Часть 3
118
М.А. КЕРЕФОВ
жизненного цикла. К нематериальному капиталу компании относятся те чистые нематериальные активы (человеческий/интеллектуальный капитал, культурно-эмоциональный капитал, технологический капитал, а также информационный капитал — совокупность структурированных корпоративных знаний), оценка которых осуществляется с помощью специальных моделей оценки стоимости соответствующего нематериального капитала (в частности, основанных на потенциале нематериального капитала по приумножению материального и нематериального капитала). Как видим, в данном случае человеческий капитал отождествляется с интеллектуальным. Однако даже при таком варианте выделения нематериальных активов легко заметить, что в них присутствуют рыночная, интеллектуальная гуманитарная и инфраструктурная составляющие.
Нематериальные активы, подобно основным средствам, постепенно переносят свою стоимость на себестоимость выпускаемой продукции. Будучи включенной в баланс, стоимость нематериальных активов увеличивает капитализацию предприятия. Однако у отечественных предприятий доля нематериальных активов по бухгалтерским документам составляет в среднем менее 1% всех активов. В бухгалтерском балансе организаций в графе нематериальные активы чаще всего стоит прочерк. Согласно [2], за рубежом около 50% стоимости промышленного предприятия составляют именно нематериальные активы. После того как Минфин РФ ввел в действие ПБУ 14/2000, по которому из состава нематериальных активов были исключены ноу-хау, лицензии на использование интеллектуальной собственности, объекты авторского права и смежных прав, за исключением регистрируемых Роспатентом, снизился и без того низкий объем и уровень учитываемых нематериальных активов. Так, например, стоимость крупной российской нефтяной компании «ЛУКойл» по состоянию на 2010 г. определена в 12 млрд долл., в то же время стоимость аналогичной (по запасам, технологичности, структуре построения) зарубежной нефтяной компании «Шеврон» составляет 70-80 млрд долл. В настоящее время, по оценкам Федерального института сертификации и оценки интеллектуальной собственности и бизнеса («СОИС-ЗЕК¥^»), в среднем доля нематериальных активов в общей структуре активов всех хозяйствующих субъектов российской экономики реально может составлять 10-15%. Причем в промышленности на долю этих активов должно приходиться в среднем 15-20% от общей стоимости активов. Однако данная оценка носит вербальный характер, т. к. номинально в бухгалтерском балансе большинства предприятий данные активы не зафиксированы.
Что касается непосредственно интеллектуальной собственности, то мировая практика показывает, что на ее долю в целом может приходиться до 35% капиталов промышленных предприятий. Действительно, например, самая большая доля объектов интеллектуальной собственности в РФ — это в НИИ и КБ аэрокосмической промышленности, где она достигает 300% стоимости других активов. Вместе с тем права на объекты интеллектуальной собственности часто не оцениваются, по старой привычке не указываются в балансе подавляющего числа акционерных обществ и, как следствие, при смене собственника, при купле-продаже не упоминаются. Находясь в рамках нормативной бухгалтерской модели фирмы, не имея методических инструментов оценки и отражения нематериальных активов, управленческий персонал слабо представляет себе необходимость и возможность повышения реальной рыночной стоимости предприятия путем целенаправленного и рационального управления нематериальными активами и, в частности, интеллектуальной собственностью. Следует особо подчеркнуть, что если в США в списке нематериальных активов значится более 50 видов, то в ПБУ 14/2000 их только 5. Анализ рассмотренных выше вариантов структурирования нематериальных активов позволил сделать следующие выводы:
• в рамках нормативной бухгалтерской модели фирмы нематериальные активы рассматриваются слишком узко;
• необходим дифференцированный подход к рассмотрению нематериальных активов, расширению списка объектов, учитываемых в качестве таких активов, и включению их в экономический оборот;
• интеллектуальная собственность при рассмотрении любого из изученных нами подходов к структурированию нематериальных активов является одной из главных частей в составе нематериальных ресурсов;
• в практической деятельности фирмы встает вопрос о классификации всех видов нематериальных активов, в том числе и объектов интеллектуальной собственности.
Исходя из этого, нами предпринята попытка дополнить классификацию НМА, представленную в [6] путем ввода еще двух классификационных признаков: отношение к производственной структуре предприятия и важность для инвестора. Ниже приведена обобщенная классификация НМА, которые предложено подразделять:
По отношению к производственной структуре предприятия:
• отражаемые в балансе предприятия, т. е. имеющие денежную оценку, которая остается, как правило, неизменной, сколь бы долго такие активы ни использовались предприятием;
• не отражаемые в балансе, т. е. не имеющие денежной оценки, например, каналы продвижения товара на рынок, система управления, существующая на предприятии и позволяющая эффективно добиваться определяемых целей;
• внутрипроизводственная атмосфера, стимулирующая работников к более производительной деятельности, и т. д.;
• потенциально присущие производственной структуре.
По степени участия в производстве:
• функционирующие (работающие) нематериальные активы, использование которых приносит предприятию доход в настоящий период;
• нефункционирующие (неработающие) нематериальные активы, которые не используются по каким-либо причинам, но могут использоваться в будущем.
По степени отчуждения:
• отчуждаемые — полностью передаваемые при их продаже, передаче, аренде;
• неотчуждаемые активы, которые остаются в собственности предприятия-владельца при частичной передаче прав на их использование.
По степени влияния па финансовые результаты предприятия:
• объекты нематериальных активов, способные приносить доход прямо, за счет внедрения их в эксплуатацию;
• объекты нематериальных активов, опосредованно влияющие на финансовые результаты.
По степени важности для инвестора:
объекты нематериальных активов, способные заинтересовать потенциального инвестора; объекты нематериальных активов, которые не могут привлечь внимание инвесторов.
По степени правовой защищенности:
нематериальные активы, защищаемые охранными документами (авторскими правами, патентами, лицензиями); нематериальные активы, не защищенные охранными документами.
По степени вложения индивидуального труда работников данного предприятия:
единоличные — объекты нематериальных активов, которые разработаны лично работниками или учредителями предприятия;
паевые — объекты нематериальных активов, разработанные совместно с другими физическими или юридическими лицами на долевых условиях;
приобретенные со стороны - объекты нематериальных активов, полученные от других физических или юридических лиц за плату или безвозмездно.
Таким образом, обобщая проведенные нами исследования по структурированию нематериальных активов, можно выделить три основных подхода. Эти подходы в систематизированном виде представлены на рис. 1.
Рис. 1. Нематериальные активы промышленных предприятий
Из рис. 1 видно, что применительно к нормативной бухгалтерской модели фирмы нематериальные активы в основном сводятся к объектам интеллектуальной собственности. В современной системе управления бизнесом формируется более полное представление о нематериальных активах, приближающееся к нематериальным ресурсам. Это объекты интеллектуального капитала или объекты совокупного капитала (квазиматериальная и нематериальная составляющие), а также другие элементы, которые не рассматриваются в рамках определенной компоненты того или иного капитала, но, по сути, могут быть включены в их состав. В то же время объекты интеллектуальной собственности, которые являются материальной сущностью интеллектуального капитала, представляют собой основную часть НМА.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бьюкенен Дж. Избранные труды: Конституция экономической политики. Расчет согласия. Границы свободы. М.: Таурус-Альфа, 1997.
2. Гэлбрейт Дж. Новое индустриальное общество. М., 1969.
3. Птичкин С., Климович Е., Тищенков В. Интеллектуальная собственность: проблемы, суждения, предложения // ИС. Промышленная собственность. 2001. № 8. С. 5-13.
4. ФедоренкоН., Лапач Л. Особенности правового режима нематериальных активов // Хозяйство и право. 2002. № 4. С. 100-110.
5. Черемных О.С. Модель оценки совокупного капитала компании: основа системы управления бизнесом в XXI веке // Экономика и жизнь. 2008. № 5. С. 4-8.
6. ШиповаЕ.В. Оценка интеллектуальной собственности: учеб. пособие. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2003.
7. Щенников С.А., Клеева Л.П. Система дополнительного открытого дистанционного образования в условиях перехода к экономике знаний // Дополнительное профессиональное образование. 2004. № 7(11).
8. Яковлев И. Семантика постиндустриального передела //Экономические стратегии. 2004. № 2. С. 28-32.
9. Brooking A., Motta E.A. Taxonomy of Intellectual Capital and Methodology for Auditing It // 17th Annual National Business Conference, McMaster University, Hamilton, Ontario, Canada, January 24-26, 1996.
10. Sveiby K.E., Lloyd T. Managing Knowhow. London, Bloomsbury, 1987.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 4 Часть 3