Научная статья на тему 'Сущность интеллектуального потенциала как составляющей нематериальных активов региона'

Сущность интеллектуального потенциала как составляющей нематериальных активов региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
344
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ РЕГИОНА / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РЕГИОНА / ФУНКЦИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ / INTELLECTUAL POTENTIAL / INTANGIBLE ASSETS IN THE REGION / COMPETITIVENESS OF THE REGION / FUNCTION OF INTELLECTUAL PROPERTY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алякина Людмила Александровна

Обоснована сущность интеллектуального потенциала как фактора формирования и развития нематериальных активов региона. Предложено определение и классификация нематериальных активов региона на основе авторского понимания интеллектуального потенциала. Рассмотрен один из подходов к формированию оценки и комплексной программы развития нематериальных активов региона на основе семи функций интеллектуальной собственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESSENCE OF INTELLECTUAL POTENTIAL AS PART OF THE INTANIBLE ASSETS OF A REGION

The essence of intellectual potential is justified as a factor in the formation and development of a region's intangible assets. Definition and classification of a region's intangible assets suggest intellectual potential to the understanding of the author. One of the approaches to the development and evaluation of an integrated program for the development of intangible assets in the region is considered based on the seven functions of intellectual property.

Текст научной работы на тему «Сущность интеллектуального потенциала как составляющей нематериальных активов региона»

Литература

1. Бельчинская Е.Н. Управление инвестированием проектов развития объектов недвижимости: дис. ... канд. экон. наук. СПб., 2011.

2. Малахов В.И. Контрактные модели реализации инвестиционно-строительных проектов [Электронный ресурс]. URL: http://www.cfin.ru/investor/contract_models.shtml.

3. Руднев А.В. Стратегия управления недвижимым имуществом. М.: Юго-Восток Сервис, 2006. 236 с.

4. Семкичев О.В. Финансирование девелоперских проектов с помощью банковского кредитования и средств закрытых паевых инвестиционных фондов недвижимости // Управление финансовыми рисками. 2010. № 10.

5. Тютченко А.А. Формирование стратегии финансирования инвестиционно-строительных проектов: дис. ... канд. экон. наук. М., 2010.

6. Фрей А.Б., Пейзер Р.Б. Профессиональный девелопмент недвижимости. М.: Urban Development Publishing, 2004.

7. Цивилизованный девелопмент // Ведомости. 2003. 29 сент.

АЛЕКСЕЕВ ВИКТОР ЮРЬЕВИЧ - кандидат экономических наук, руководитель проектов управления корпоративных кредитных рисков, Абсолют-Банк, Россия, Москва (vikt_val2005@mail.ru).

ALEXEEV VIKTOR YURYEVICH - candidate of economics sciences, project Manager Office of corporate credit risk, Absolut Bank, Russia, Moscow.

ДЕДУШКИНА НЕЛЛИ ВЛАДИМИРОВНА - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (dinelli_54@mail.ru).

DEDUSHKINA NELLI VLADIMIROVNA - candidate of economics sciences, assistant professor of Economic Theory Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

УДК 332.1:005.336.4

Л.А. АЛЯ КИНА

СУЩНОСТЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА КАК СОСТАВЛЯЮЩЕЙ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ РЕГИОНА

Ключевые слова: интеллектуальный потенциал, нематериальные активы региона, конкурентоспособность региона, функции интеллектуальной собственности.

Обоснована сущность интеллектуального потенциала как фактора формирования и развития нематериальных активов региона. Предложено определение и классификация нематериальных активов региона на основе авторского понимания интеллектуального потенциала. Рассмотрен один из подходов к формированию оценки и комплексной программы развития нематериальных активов региона на основе семи функций интеллектуальной собственности.

L.A. ALYAKINA

ESSENCE OF INTELLECTUAL POTENTIAL AS PART OF THE INTANIBLE ASSETS OF A REGION

Key words: intellectual potential, intangible assets in the region, competitiveness of the region, function of intellectual property.

The essence of intellectual potential is justified as a factor in the formation and development of a region’s intangible assets. Definition and classification of a region’s intangible assets suggest intellectual potential to the understanding of the author. One of the approaches to the development and evaluation of an integrated program for the development of intangible assets in the region is considered based on the seven functions of intellectual property.

Общепризнано, что на современном этапе социально-экономического развития интеллектуальные ресурсы приобретают все большую значимость. Это обусловлено несколькими факторами: во-первых, практически полной капитализацией легко осваиваемых природных ресурсов и сокращением доли дешевых трудовых ресурсов; во-вторых, увеличивающимся объемом наукоемкой продукции; в-третьих, высоким уровнем конкуренции в условиях глобализации экономики. Вследствие этого, в современных условиях приоритетным направлением экономических преобразований в России и в ее регионах является форми-

рование нового характера экономики, к числу ключевых факторов которого относят эффективность использования нематериальных активов и интеллектуального потенциала. Важно при этом уяснить суть, место и роль интеллектуального потенциала в формировании и развитии нематериальных активов.

Анализ литературных источников и научных публикаций позволяет сделать вывод о развитии понятия интеллектуального потенциала, а вместе с ним нематериальных активов, от уровня человека к уровню общества. Сначала на уровне индивида фигурирует человеческий капитал, характеризующийся как генными способностями и возможностями, так и приобретенными уровнем образованности, опытом и квалификацией. На следующем, более высоком уровне рассматривается интеллектуальный потенциал организации как один из источников ее стабильного существования в современном экономическом укладе. Наконец, на уровне общества внимание концентрируется на интеллектуальном потенциале страны (региона) в контексте степени его влияния на экономический рост отдельных территорий.

Ранее в статье [1] мы определили интеллектуальный потенциал общества (страны, региона) как способность и возможность предугадывать направление развития общества и формировать траекторию его развития к намеченной цели. В более узком понимании интеллектуальный потенциал некоторого субъекта (региона, предприятия, личности) был определен как способность и возможность выбрать рациональный путь деятельности к достижению экономической выгоды.

Вышеприведенное определение интеллектуального потенциала позволяет определить понятие нематериальных активов региона как разновидности ресурсов, которые формируются и развиваются посредством реализации интеллектуального потенциала, не имеют материальной формы и, по своей сути, дают региону реальную или потенциальную возможность достижения экономической выгоды и конкурентных преимуществ.

Обсуждению понятия нематериальных активов региона посвящен ряд научных работ, среди которых можно выделить следующие [3, 4, 5, 7], авторы которых, в принципе, определили основные структуры нематериальных активов региона. В свою очередь, знание основных структур нематериальных активов позволило нам провести их классификацию в соответствии с выработанным нами определением интеллектуального потенциала (таблица). Стоит отметить, что выполненная классификация нематериальных активов региона является в достаточной степени лаконичной и позволяет структурировать исследуемое понятие по факторам структуризации интеллектуального потенциала С, й, Е, Р, в, Н, подробное описание которых приведено в работе [1]. Кроме того, предложенная классификация, в случае удачного выбора соответствующих показателей, позволит оценить уровень способности и возможности региона к достижению поставленных экономических целей. Следует заметить, что при этом особое внимание необходимо уделить факторам 6 и Н, характеризующим нереализованные интеллектуальные ресурсы, представляющие дополнительный источник роста благосостояния региона.

Таким образом, интеллектуальный потенциал, формируя и развивая нематериальные активы, охватывает понятия, связанные со способностью и возможностью региона выбрать рациональный путь развития к достижению экономических целей и выгод. В этом состоит его макроэкономическая значимость. На микроэкономическом уровне рассмотрение интеллектуального потенциала позволит разработать ряд методик оценки нематериальных активов.

Актуальность разработки комплексного показателя для оценки потенциала региона, в том числе и его интеллектуальной составляющей, в настоящее время достаточно высока. К одной из самых сложных задач любой методики оценки относится выбор набора показателей. Выбор избыточного числа показателей

может привести к потере простоты и однозначности трактовки полученного результата. Недостаток же числа показателей может лишить методику учета влияния отдельных факторов и, тем самым, нарушить комплексность подхода.

Классификация нематериальных активов региона

Классифика- ционные группы Интеллектуальный потенциал

Интеллектуальный капитал

Человеческий капитал

Факторы группы Способности региона С Е О

- знания, - компетенции; - энергичность; - креативность - капитализированная интеллектуальная собственность, патенты, авторские права и другие объекты интеллектуальной деятельности; предоставляемые консультационные услуги научного характера, включая креативные - некапитализированная интеллектуальная собственность, патенты, авторские права и другие объекты интеллектуальной деятельности; - неприватизированные и/или нетрансформиро-ванные в интеллектуальную собственность интеллектуальные ресурсы

Факторы группы Возможности региона й Р Н

- занятость; - образованность; - биофизическая составляющая (здоровье) - действующие стратегии и комплексные программы регионального развития; - действующие информационные и коммуникационные сети и системы; - используемые информационные ресурсы; организационная культура, включая репутацию региона - проекты новых стратегий и комплексных программ регионального развития; - проекты информационных и коммуникационных сетей; - организационное развитие на региональном уровне; - проекты бренда региона

Как было указано, основная роль интеллектуального потенциала как социально-экономической категории состоит в том, что он участвует в формировании и развитии нематериальных активов, в том числе на уровне региона. Поэтому при решении различных задач на региональном уровне необходимо выбрать наиболее подходящий к данному случаю подход к оценке не только его интеллектуального потенциала, но и имеющихся нематериальных активов. Задача оценки нематериальных активов в денежном выражении достаточно сложная, но решаемая. Поскольку в ряде случаев оценка в денежном выражении не всегда осуществима, кроме количественных методов следует использовать другие подходы к оценке нематериальных активов региона.

По нашему мнению, к вопросу определения критерия оценки региональных нематериальных активов следует подойти с точки зрения развития конкурентоспособности региона. Действительно, ранее было выяснено, что интеллектуальный потенциал является одной из основных составляющих конкурентного потенциала региона [2]. В то же время интеллектуальный потенциал формирует и развивает нематериальные активы. Поэтому, следуя логике, уместно считать критерием оценки нематериальных активов региона соответствие их факторам конкурентоспособности региона. Выясним, что можно отнести к таким факторам.

В работе известного экономиста Б.Б. Леонтьева «Семь функций промышленной собственности в управлении бизнесом» обозначены функции интеллектуальной собственности, которые формируют конкурентные преимущества на уровне конкретного бизнеса. К ним относятся: техническая функция, обеспечивающая особые потребительские свойства продукта производства; технологическая функция, обеспечивающая технологическое превосходство над конкурентами; правовая функция, обеспечивающая стабильную правовую защищенность бизнеса; экономическая функция, обеспечивающая управление

капиталом в целях устойчивого извлечения сверхприбыли и наращивания его стоимости; социологическая функция, обеспечивающая идентификацию бизнеса в сознании потребителя на основе брендовой стратегии; психологическая функция, обеспечивающая формирование корпоративной культуры творчества в конкретной бизнес-среде; общеорганизационная функция, являющаяся интеграцией шести вышеназванных функций [6].

По нашему мнению, перечисленные функции можно интерпретировать к условиям региона и использовать их в качестве критерия оценки влияния нематериальных активов на уровне регионального развития. В этом случае будут учитываться не только существующие на данный момент времени факторы конкурентоспособности региона, но и проецируемые в будущее идеи и инновации, формирующие новые компетенции и стратегии, оптимизирующие и развивающие способности и возможности региона при выборе рационального пути к достижению поставленных экономических целей.

Осуществим попытку привязать содержательность вышеназванных функций применительно к региону. Итак, первая, техническая функция рассматривается как средство наделения товара особыми свойствами. В случае осуществления региональной политики ее смысл должен сводиться к возможности предложения и разработки особо ценных идей, направленных на решение как стоящих перед регионом насущных проблем сегодняшнего дня, так и будущего развития региона.

Вторая, технологическая функция, обеспечивающая технологическое превосходство над конкурентами, при использовании ее на уровне региона будет касаться технологической проработки осуществления конкурентных идей, предложенных для решения настоящих региональных задач и проблем регионального развития.

Третья, правовая функция в случае ее реализации на уровне региона должна способствовать решению задач правового регулирования, возникающих при инвентаризации, приватизации и капитализации региональных интеллектуальных ресурсов. Кроме того, эта функция должна поддерживать методы правовой поддержки разного рода авторских прав и системы гарантий получения дохода за использование региональной интеллектуальной собственности.

Четвертая, экономическая функция должна обеспечивать непрерывную процедуру налогового регулирования капитализации интеллектуальной собственности в целях увеличения поступлений в бюджет региона.

Пятая, социологическая функция должна способствовать поддержке брендовой составляющей региона, формированию его положительного имиджа в глазах населения, партнеров, инвесторов и других целевых аудиторий, взаимодействующих с региональными структурами.

Шестая, психологическая функция при реализации ее на уровне региона должна способствовать росту региональной организационной культуры, культуры творчества и мышления, ответственности перед обществом за последствия предложенных идей и инноваций.

Наконец, седьмая, интегральная функция должна увязать действие всех остальных шести функции при условии создания действенной системы мотивации, что в конечном итоге должно привести к формированию креативного класса как новой формации развивающегося общества знаний на региональном уровне.

В качестве практической рекомендации на основе вышеперечисленных функций возможно составление комплексной программы развития нематериальных активов региона.

Литература

1. Алякина Л.А. Механизм оценки развития интеллектуального потенциала региона // Вестник Чувашского университета. 2010. № 1. С. 315-320.

2. Алякина Л.А. Разработка функциональной модели конкурентного потенциала региона // Вестник Чувашского университета. 2010. № 2. С. 291-296.

3. Домнин В.Н. Доверие, привлекательность и риск - главные движущие силы нематериальных активов региона [Электронный ресурс] // Стратегическое планирование в регионах и городах России: материалы VII общероссийского форума лидеров стратегического планирования. Санкт-Петербург, 2008. иР1_: http://www.2008.forumstrategov.ru/rus/doc.html (дата обращения: 01.07.2011).

4. Кравчук А.Ю., Махалова А.И. Нематериальные активы как основа концепции стратегического регионального развития // Ярославский педагогический вестник. Гуманитарные науки. 2011. № 1, т. I. С. 66-70.

5. Ларионова Н.И. Механизмы управления нематериальными активами региона // Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета. 2006. № 2. С. 109-112.

6. Леонтьев Б.Б. Семь функций промышленной собственности в управлении бизнесом [Электронный ресурс] // Экспоцентр: сайт. 11^: http://www.expo-priority.ru/common/img/uploaded/ exhibitions/expo-priority/ docs/B.B.Leontev /Sem_funktsiy_promyshlennoy_sobstvennosti_v_upravlenii_ biznesom.doc (дата обращения: 20.10.2011).

7. Ощепков В.М. Нематериальные корпоративные активы субъекта Федерации: автореф. дис. ... канд. экон. наук. Пермь, 2011. 24 с.

АЛЯКИНА ЛЮДМИЛА АЛЕКСАНДРОВНА - старший преподаватель кафедры информационных систем, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (la_alyakina@mail.ru).

ALYAKINA LUDMILA ALEKSANDROVNA - senior teacher of Information Systems Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

УДК 330.341.44:338.46

Е.В. ВОЛОВАЯ, О.В. АСМУС РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКЕ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ

Ключевые слова: социальная сфера, конкуренция, государственно-частное партнёрство, социальные услуги.

Определены основные направления формирования рынка социальных услуг на современном этапе. Проанализированы обстоятельства, затрудняющие формирование рынка социальных услуг. Рассмотрена необходимость создания управляемого рынка социальных услуг путём развития негосударственной некоммерческой системы социального обслуживания населения, изучены проблемы организации предоставления социальных услуг, нормативно-правового регулирования рынка социальных услуг. Предложены практические рекомендации по его формированию.

E.V. VOLOVAYA, O.V. ASMUS DEVELOPMENT OF COMPETITION IN THE MARKET OF SOCIAL SERVICES

Key words: social area, competition, public-private partnership, social services.

The authors have determined the main directions of present-day social services organization. The article analyzes the circumstances that complicate the present-day organization of social services. The authors consider the necessity of creating a controlled social services market through non-state and non-commercial social operation development, the problems of providing social services, and the legal base of social services market regulation. The authors offer practical recommendation for forming it.

Социальная сфера традиционно является той сферой деятельности, которая отвечает за реализацию преимущественно социальной политики регионов. При этом обязательно существуют проблемы, не зависящие от политики и социально-экономического развития, касающиеся конкретных проблем, к примеру: болезни, наркомания, безработица. Рынок социальных услуг как раз и отражает те аспекты социальных отношений, которые помогают кому-либо выйти из трудной ситуации с наименьшими последствиями.

На рынке бюджетных социальных услуг конкуренция развита крайне слабо (в некоторых его крупных сегментах она практически отсутствует): монопольными поставщиками услуг являются государственные или муниципальные учреждения. Слабая или нулевая конкуренция определяется отсутствием альтернативных поставщиков услуг, которыми потенциально являются коммерческие и некоммерческие организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.