Научная статья на тему 'Регион как объект политологического анализа'

Регион как объект политологического анализа Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2407
547
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОНЯТИЕ РЕГИОНА / РЕГИОНАЛИЗМ / ПРОЦЕССЫ РЕГИОНАЛИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Артюх Елена Васильевна

Статья посвящена анализу и категориальному определению понятия «регион» в различных науках. Дается краткий обзор теорий и подходов к определению процессов регионализации как в мировой политике, так и политических процессах России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Region as object political analysis

The article concerns the analysis and conceptual definition of the notion “region” in differently sciences. A short observation of the theories and approaches to define processes of regionalization as in world politics, and political processes in Russia is stated.

Текст научной работы на тему «Регион как объект политологического анализа»

УДК 32.001:316.334.52

Е. В. Артюх1

РЕГИОН КАК ОБЪЕКТ ПОЛИТОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Статья посвящена анализу и категориальному определению понятия «регион» в различных науках. Дается краткий обзор теорий и подходов к определению процессов регионализации как в мировой политике, так и политических процессах России.

Ключевые слова: понятие региона, регионализм, процессы

регионализации.

Одним из основных векторов общественного развития, сформировавших облик современной России, явилась регионализация общественной жизни в целом, но в особенности и прежде всего ее политической сферы. Формирование федеративной государственности превратило субъекты в подлинно политические субъекты, изменило характер центральности политических процессов, привело к созданию принципиально иной конструкции политического пространства России.

Резко усилившаяся на рубеже 1980-1990-х гг. политизация общественной жизни в России ввела в обиход множество новых терминов, и среди них понятие «регион». Сравнительно быстро термин регион закрепился за субъектами Федерации, хотя в тексте Конституции Российской Федерации термин «регион» не употребляется вообще. Тем не менее и в практической политике, и в общественных науках, включая юридические, и в обыденном обиходе с 1990-х гг. вместо понятия субъект Федерации все чаще используется термин регион.

Регион (от лат. region — область, район) — определенная

территория страны или нескольких соседних стран с более или менее однородными природными условиями и характерной направленностью развития производительных сил на основе сочетания комплекса природных ресурсов с соответствующей сложившейся материально-

1 © Елена Васильевна Артюх, канд. полит. наук, доцент кафедры философии Новокузнецкого филиала-института ГОУ ВПО «Кемеровский Государственный Университет», ул. Циолковского, д.23, г Новокузнецк, Кемеровская обл., 654041, Россия, Е-mail: artyukhelen@yandex.ru

технической, производственной и социальной инфраструктурой, а также своеобразием социально-политических условий[1, с. 331-332].

В странах Западной Европы регион трактуется как «территория, представляющая общность с географической точки зрения, или такая территориальная общность, где есть преемственность и чье население разделяет определенные общие ценности и стремится сохранить, развивать свою самобытность в целях стимулирования культурного, экономического и социального прогресса»[2, с. 45].

Использование термина регион в отечественной политологии предполагает рассмотрение проблем областей, краев, автономий и республик в составе России в правовом поле и сточки зрения взаимных прав и обязанностей субъектов по отношению друг к другу и к федеральному центру, тогда как многообразие политических и социально-экономических реалий российской действительности выходит далеко за эти рамки.

В современном мире процессы регионализации интенсивны и повсеместны. В связи с этим понятен растущий интерес к науке о регионах, как и стремление уточнить, что такое регион, и как это понятие может быть концептуализировано. Таким образом, сегодня это — одна из наиболее обсуждаемых проблем как в России, так и за рубежом. Действительно, термин регион в последнее десятилетие прочно закрепился за субъектами Федерации. В условиях становления нового российского федерализма, когда в центре государственной политики оказались — и как объекты, и как субъекты — области, края и республики в составе России, это было естественно. Термин регион в данном случае выступает как родовое понятие для обозначения всех субъектов Федерации.

Административный регион есть одновременно регион политический только потенциально, и реализуется ли эта потенциальная возможность, зависит от совокупности противоречивых факторов. По мнению Р.Ф. Туровского, «обычно система политических регионов совпадает с сеткой административно-территориального деления страны», но возможности ситуации, когда «группа территорий представляет единое целое и должна рассматриваться как политический регион». Таким образом регион может слагаться из однотипных в политическом отношении административных районов (имеющих общие характеристики политического процесса и политической культуры) или в том случае, когда группа административных районов оказывается в сфере влияния одного политического центра. Понятие «политический регион обозначает территорию, обладающую системным единством политических особенностей»[3, с. 145].

С точки зрения системного подхода регион представляет собой сложную структуру.

Во-первых, регион является относительно целостным образованием, выделенным по некоторому признаку или их совокупности: географическому (Кольский полуостров, Средне-Русская возвышенность и т.д.); экономическому (Северо-Западный экономический район, специальные экономические зоны и др.); геополитическому (Восток, Запад и т.д.); административнополитическому (субъекты Федерации и т.д.).

Во-вторых, в составе этого целостного образования можно выделить признаки (составные части, подсистемы): географическую среду; экономику региона (хозяйство), различные сообщества, в которые объединено население. Каждый из элементов в свою очередь может рассматриваться как сложная система. Все признаки системы находятся в многообразных отношениях между собой (экономика — природные ресурсы — население). Процесс взаимоотношений регулируется определенными нормами. Для их реализации существуют соответствующие органы власти и управления. Наконец, целостное образование — регион представляет собой элемент в целостном территориальном образовании более высокого уровня: государства, сообщества государств и т. д.

Понятие регион фиксирует внимание на уровне политических отношений, которые воспроизводятся в данном объеме. Во-первых, это наиболее массовый уровень политики, наиболее непосредственно связанный с деятельностью общества как ее субъекта. Во-вторых, здесь наиболее прямо осуществляется взаимодействие власти и населения, проявляется демократизм социального порядка и реализуются в первую очередь, социальные аспекты политических отношений. В-третьих, регион есть синоним провинциализма и периферийности политики. В географии и региональной экономике регион употребляется довольно многозначно:

- как синоним термина район; отсюда — региональный, т.е. относящийся к району, районам;

- для обозначения сопоставляемых таксонов, принадлежащих к различным системам таксонирования или к различным порядкам одной и той же системы таксонирования;

- для обозначения любых территорий, по своим признакам не «подходящих» к принятой системе территориального членения и не позволяющих обозначить их другими терминами;

- для обозначения территориальных таксономических единиц определенного класса в конкретной системе таксонирования [4, с. 125 — 136].

В социологической и политологической литературе понятие регион используется наряду с такими определениями и атрибутами, как местный, провинциальный. В общефилософском смысле как часть чего-то целого. Для социологии и политологии это не совсем корректно, поскольку качества региона могут быть различными. Нередко регионы несопоставимы по своим свойствам и функциям. В современной общественной науке регион выступает как метафора или собирательный образ, который воплощает экономические и политические явления в их специфическом содержании применительно к провинциальным условиям функционирования общественных отношений. Для политической проблематики понятие и сущность региона представляют собой преимущественно уровень и субъект политики.

Когда же имеется ввиду регион, как субъект политики, то здесь доминируют ее организационно-властные аспекты, связанные с функционированием и полномочиями институтов власти и управления. Социальная сторона, как правило, сводится к функциям и деятельности административной элиты. Таким образом, проблематика региона дифференцируется в зависимости от разделения политических отношений на организационный и социальный их уровни. Регион рассматривается в данном случае как определенная социальнополитическая целостность, упорядоченный политическими средствами общественный организм или социальная система.

В основных положениях региональной политики в Российской Федерации дается официальное определение региона как «части территории Российской Федерации, обладающей общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий», и в то же время подчеркивается, что «регион может совпадать с границами территории субъекта Федерации либо объединять территории нескольких субъектов Федерации».

Согласно государственной концепции, в Российской Федерации под региональной политикой понимается система целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации. При этом в концепции «под регионом понимается часть территории Российской Федерации, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий».

Региональная политика — составная часть политики государства и др. органов власти, направленной на организацию (упорядочение) национального пространства (территории) в соответствии с избранной стратегией развития; система принципов, приоритетов и норм, определяющих характер взаимодействия центральных органов власти с органами власти в регионах. Региональная политика призвана обеспечить

государственное регулирование территориального развития. Объективной предпосылкой существования региональной политики является структурная неоднозначность, неоднородность пространства в природногеографическом, ресурсном, экономическом, социальном, политическом аспектах [5, с. 57-58].

В российской научной практике стремление совместить экономические теории и исследования элит с анализом территориальноадминистративных границ не сопровождается выделением социальной конструкции регион в качестве объекта. Ряд определений региона, фиксируя исторические, географические, экономические, экономические, природные, этнокультурные и др. признаки, не раскрывают его природы. Многозначность региона, позволяя интерпретировать его как ландшафтное, экономическое, культурное, политическое, геополитическое и пр. пространства, может сама стать предметом исследования.

Т. Ф. Ляпкина рассматривает регион как территориальную и социально-историческую целостность, обладающую определенной степенью внутреннего единства, чувством общности, которые отличают регион от других частей страны. Наличие фундаментальных основ ментальности и устойчивости черт в социально-политической организации, экономике и культуре позволяет говорить о существовании относительно автономного регионального социально-культурного пространства. С другой стороны, регион выступает как политико-административное или производственно-территориальное подразделение (которое не всегда совпадает с регионом как природно-территориальным образованием), все процессы в рамках которого не могут протекать без чьей-либо координации и управления [6, с.242-251]. В этом случае региональная наука выступает в качестве науки для региона как административной единицы, нацеленной на выполнение прикладных научных исследований производственнотерриториального и политико-административного характера, имеющих жизненно важное значение для обеспечения устойчивого развития данного региона. Таким образом, регионализм можно рассматривать как принцип территориальной организации социальных, политических, экономических и культурных процессов.

По мнению К. Ю. Багратуни управление территориальным развитием подразумевает воздействие на те объекты, явления и процессы, состояние и развитие которых определяет нормализацию жизнедеятельности людей; рост их благосостояния на отдельно взятой территории, через взаимодействие политических, экономических, правовых и других институтов. Разделение же функций между субъектами управления происходит в соответствии стой задачей, которую решают данные субъекты в организационной структуре. Итак, сама Российская Федерация, будучи сложной самоуправляющейся системой, испытывает

потребность в научном обосновании распределения полномочий в реализации государственной политики, базирующихся на их иерархическом, согласованном и соподчиненном характере [7, с.331-338].

История знает примеры, подтверждающие «бинарную» природу региональных процессов. Один из них описал А. Мэхэн: «Соперничество между отдельными провинциями и коммерческий дух превратили Нидерланды в маленькое европейское государство. Уже в 1660 г. оно представляло собой плохо связанную конфедерацию, управляемую коммерческой аристократией» [8, с.77]. Региональный сепаратизм в Швейцарии был предотвращен «в значительной степени наличием консенсуса мировых сил в отношении швейцарской государственной целостности и нейтралитета». К. Хаусхофер выделял такие территории, как Швейцария, Фергана, Сан-Марина, Бутан, Андорра и др. [9, с. 39-40]. Дж. Най пришел к выводу, что регионы располагаются там, где диктует политическая целесообразность [10, с. 56]. Следовательно,

регионализм — это набор политических требований, направленных на инструментализацию территориально-географических особенностей в целях достижения экономических, военно-политических, культурных и других преимуществ.

А. Б. Каримова предлагает разграничить понятия регион, регионализация и регионализм. В мировой политике, манипулирующей множеством конструкций, регион предстает как инструмент перестройки пространственных образов. Ее направление варьируется

мирополитическими, культурными, социально-экономическими, в том числе сырьевыми составляющими. Определяя регионализацию как политическую дезинтеграцию, представляющую ре-конструированию региона, предлагаю понимать под регионализмом концептуально

оформленную политику трансформации интегрирующихся субъектов [11, с.33]. Следует признать точность европейского смысла «регион», производного от латинского глагола “regere”, в переводе на русский язык — «править». Эта важная деталь дополняет понимание региона: управляемая, но не имеющая суверенитета территория.

По мнению А. Авчуховой и Г. Белова она перерастает в

глокализацию, или форму вовлечения больших территорий в процессе глобализации [12, с. 45]. В смысле взаимодействия различных уровней власти это требует управления, и процесс европейской регионализации рассматривается как объект управления.

М. Лебедева считает, что «в этом смысле речь идет о

«приватизации» мировой политики, т. е. «растаскивании» на отдельные частные интересы». Частными интересами в данном случае являются интересы, решаемые «поверх» государства, — межрегиональное

сотрудничество. При этом, по мнению М. Лебедевой, говорить об этом как о сформировавшейся тенденции, нельзя [13, с.38].

Представители школы транснационализма выдвинули положение о «комплексной взаимозависимости», в основе которого — мысль о том, что рост числа и многообразия акторов и усложнение их взаимодействий ведет к трансформации всей международной системы. Сложные отношения между этими акторами — государственными и частными,

транснациональными и индивидуальными — имеют сегодня структуру не бильярдного стола, а паутины, нити которой настолько тесно переплетены, что любое потрясение на одном из участков немедленно отражается на других независимо от границ между внутренними и международными процессами, рассматриваемыми как искусственные [14, с. 72].

Согласно сложившимся представлениям, регионализация —

процесс универсальный. Автономизация территорий в той или иной степени проявляется в большинстве развитых стран: для них характерны дифференциация государства на отдельные части, претендующие на более самостоятельное функционирование, а также возрастание роли регионов в развитии социума.

Сторонники так называемого сетевого подхода видят процессы регионализации как неизбежный результат институционализации нового, информационного общества, означающий, что суверенное национальное государство вступает в фазу непреодолимого кризиса. Так, в версии М. Кастельса основным противоречием (движущей силой развития) формирующегося общества, основанного на сетевых структурах, является противоречие между глобализацией мира и самобытностью (идентичностью) конкретного общества. Опираясь на концепцию А. Турена, он вводит понятия «идентичность сопротивления» и «идентичность, устремленная в будущее» (project identity). В обществе сетевых структур наряду с государством, глобальными сетями и индивидуумами существуют сообщества, которые объединились вокруг идентичности сопротивления, направленного против глобализации. Территориальная идентичность и рост ее общемировой активности ведут к возвращению на историческую сцену «города-государства», но уже как характерной черты века глобализации[15, с. 75].

Регионализация политического пространства и политического процесса в России в настоящее время достигла такого уровня, что есть все основания для заключения: эта доминанта будет определять лицо отечественного политического процесса в будущем. Сегодня важно понять, что представляет собой российский регион как месторазвитие политического процесса, иначе говоря, представить регион в виде динамической системы с некоторым набором постоянных и переменных

характеристик и параметров. В теоретическом плане эту проблему понимали С. И. Базилов и Е. Н. Рябинина, Шестов Н. И. [16, с. 116-124].

Обращение к региону как месторазвитию политического процесса, то есть исследование логики преемственности его исторических состояний. В региональном политическом процессе наличествует две сферы: внешняя (регион и внешний мир) и внутренняя (регион в себе). Для современной отечественной регионалистики животрепещущим является вопрос оценки перспектив нового административно-территориального деления России. Для регионалистики такой подход имеет ценность в плане институциализации региональной проблематики в ряду общих гуманитарных проблем и он продуктивен для понимания макродинамики региональной политики. Тем более, что в регионах России, особенно с выраженными национальными и этноконфессиональными характеристиками, в элитарном и массовом политическом сознании обнаруживает себя склонность именно к социокультурной и политической идентификации цивилизационного уровня.

1. Политическая энциклопедия. Т.2. М. — 1998. — с. 331-332.

2. Бусыгина И. М. Концептуальные основы европейского регионализма / Регионы и регионализм в странах Запада и России. М., 2001.С.45 Туровский РФ. Основы и перспективы региональных политических исследований // Полис. — 2001. — № 1. — С.145.

3. Чернышов А. Г. Регион: границы политического пространства // Регион как субъект политики и общественных отношений: материалы семинара. — Саратов: Изд-во Московский общественный научный фонд. Москва, 2000. — 25-28 августа. — С. 125 -136., с.221.

4. Медведев Н. П. Политическая регионалистика. М. Альфа-М. — 2005. — 57-58.

5. Ляпкина Т. Ф. Регион как предмет междисциплинарного анализа // Социально-гуманитарные знания. — 2007. — № 3. — С.242-251.

6. Багратуни К. Ю. Мотивационный механизм государственного управления российских регионов. // Социально-гуманитарные знания. — 2007. -№ 1. — С. 331-338.

7. Мэхэн А. Г. Влияние морской силы на историю. 1660-1783. М.-Л., 1941.

8. Хаусхофер К. О геополитике. Работы разных лет. М., 2001. с.39-40.

9. International Regionalism / Ed. J.S. Nye. Boston, 1968. С 67.

10. Каримова А. Б. Регионы в современном мире // Социс.2006.№ 5(265) с.33.

11. Авчухова А. А., Белов Г. А. Процессы европейской регионализации как объект управления // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 21. Управление (государство и общество). 2006. №1. С. 45.

12. «Приватизация» мировой политики: локальные действия —

глобальные результаты / Под ред. М. М. Лебедевой. М., 2008. С.38.

13. Ачкасова В. А., Чугунов А. В. Регионализация: политика и

информационные технологии // Социс. 2004. № 4 с. 72.

14. Багаева А. В., Фоминых Ф. И. Расширение ЕС и проблемы европейского интеграционного процесса // Эйсмонд А. Г. Европейская региональная политика: анализ основных направлений исследования // Весн. Моск. Ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 2008. № 3. С.75.

15. Шестов Н. И. Выбор дискурса исследования регионального

политического процесса // Регион как субъект политики и общественных отношений: материалы семинара. — Саратов: Изд-во Московский

общественный научный фонд. Москва, 2000. — 25-28 августа. — С. 116 — 124. с.221

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.