Научная статья на тему 'Аспекты понимания термина "регион": политико-историческая аградация'

Аспекты понимания термина "регион": политико-историческая аградация Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1333
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / ПРОСТРАНСТВО / ТЕРРИТОРИЯ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЛЕКСИКОН / ЭВОЛЮЦИЯ / ВЛАСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ / ГОСУДАРСТВО

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Лебедева М.Л.

Цель написания статьи теоретическое осмысление понятия «регион» через трансформацию его содержания, имеющую место в процессе исторической и политической эволюции. Теория это достоверное знание, которое позволяет обобщить, систематизированно отразить сущностное содержание предмета познания, выражающего его в понятийно-логической форме. В качестве объекта исследования выступают территории государственных образований, называемые термином «регион». Вопросы статуса субнациональных единиц (регионов), рамки компетенций подобных территориальных образований продолжают оставаться актуальными и востребованными вызовами политических изменений. Анализ российских и зарубежных источников позволяет автору сделать вывод об амбивалентности понимания данного понятия, сложности четкой трактовки его содержания. Системно-структурный метод, рассматривающий политические отношения как целостную систему взаимосвязей явлений и событий политического процесса, позволяет определить основное сущностное содержание указанного объекта исследования. Отечественная политология расширяет значение пространственного аспекта понятия «регион». Регион выступает в качестве объекта (уровня) политического анализа. Это важный фокус политической идентификации. На основе историко-культурного, социологического, государственно-правового и экономико-географического подходов автор приходит к выводу: являясь подсистемой структуры государства, регионы представляют собой пространственно и исторически организованное сообщество, сторону вертикали власти, составляющую часть государства, выделенную по определенным признакам. Особое внимание автор уделяет критериям выделения основных характеристик указанного термина. Кроме того, предпринята попытка систематизации имеющихся на сегодняшний день исследований относительно вынесенной на рассмотрение темы. Комплексное изучение дискуссий относительно ряда дефиниций политического лексикона позволило автору наполнить понятие «регион» новым сущностным содержанием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аспекты понимания термина "регион": политико-историческая аградация»

УДК 323(44)

йО!: 10.30914/2411-3522-2018-4-2-30-37

аспекты понимания термина «регион»: политико-историческая аградация

М. Л. Лебедева

Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К. А. Тимирязева, г. Москва

aspects of understanding of the term "region": political and historical transformation

M. L. Lebedeva

Russian State Agrarian University - Moscow Timiryazev Agricultural Academy, Moscow

Цель написания статьи - теоретическое осмысление понятия «регион» через трансформацию его содержания, имеющую место в процессе исторической и политической эволюции. Теория - это достоверное знание, которое позволяет обобщить, сис-тематизированно отразить сущностное содержание предмета познания, выражающего его в понятийно-логической форме. В качестве объекта исследования выступают территории государственных образований, называемые термином «регион». Вопросы статуса субнациональных единиц (регионов), рамки компетенций подобных территориальных образований продолжают оставаться актуальными и востребованными вызовами политических изменений. Анализ российских и зарубежных источников позволяет автору сделать вывод об амбивалентности понимания данного понятия, сложности четкой трактовки его содержания. Системно-структурный метод, рассматривающий политические отношения как целостную систему взаимосвязей явлений и событий политического процесса, позволяет определить основное сущностное содержание указанного объекта исследования. Отечественная политология расширяет значение пространственного аспекта понятия «регион». Регион выступает в качестве объекта (уровня) политического анализа. Это важный фокус политической идентификации. На основе историко-культурного, социологического, государственно-правового и экономико-географического подходов автор приходит к выводу: являясь подсистемой структуры государства, регионы представляют собой пространственно и исторически организованное сообщество, сторону вертикали власти, составляющую часть государства, выделенную по определенным признакам. Особое внимание автор уделяет критериям выделения основных характеристик указанного термина. Кроме того, предпринята попытка систематизации имеющихся на сегодняшний день исследований относительно вынесенной на рассмотрение темы. Комплексное изучение дискуссий

The purpose of the article is theoretical understanding of the concept of "region" through the transformation of its content, taking place in the process of historical and political evolution. The theory is a reliable knowledge that allows us to generalize, systematize, reflect the essential content of the object of cognition, expressing it in a conceptual-logical form. The object of research is the territory of state entities, called the "region". The issues of the status of subn a-tional units (regions), the scope of competences of such territorial entities, continue to be relevant and in demand for the challenges of political change. Analysis of Russian and foreign sources allows the author to draw a conclusion about the ambivalence of understanding this concept, and about the complexity of a clear understanding of its content. The system-structural method, which regards political relations as an integral system of interrelations between the phenomena and events of the political process, makes it possible to determine the basic essential content of this object of investigation. Domestic political science expands the significance of the spatial aspect of the concept of "region". The region acts as an object (level) of political analysis. This is an important focus of political identification. On the basis of historical, cultural, sociological, state-legal and economic-geographical approaches, the author comes to the conclusion: being a subsystem of the state structure, the region is a spatially and historically organized community, the side of the vertical of power that is a part of the state, allocated according to certain criteria. The author pays special attention to the criteria for singling out the main characteristics of the term. In addition, an attempt has been made to systematize the research available to date on the topic of consideration. A comprehensive study of the discussions on a number of definitions of the political lexicon allowed the author to fill the concept of "region" with a new essential content.

© Лебедева М. Л., 2018

относительно ряда дефиниций политического лек- Keywords: region, space, territory, political lexicon, сикона позволило автору наполнить понятие «реги- evolution, power, government, state. он» новым сущностным содержанием.

Ключевые слова: регион, пространство, территория, политический лексикон, эволюция, власть, управление, государство.

Современная политическая наука испытывает потребность в определении ряда дефиниций, используемых для определения сущности содержания и связанных с определяемым понятием, характеризующих его составляющих. Наблюдается амбивалентность понимания терминов. Интерес данного научного исследования представляет понятие «регион».

Англоязычный термин «регион» происходит от латинского «region» - область, страна, пространство. Данное понятие появилось в российских толковых словарях с 1880-х гг. («Словарь иностранных слов» И. Ф Бурдона и А. Д. Ми-хельсона)1. Отношение к термину в течение долгого времени было «преимущественно отрицательным, поскольку политический регионализм воспринимался как угроза национальному единству» [9, с. 24]. Позднее термин «регион» вышел из употребления, но во второй половине ХХ в. вновь проявил себя, но уже в языке физической и экономической географии, а затем нашел свое место в регионалистике.

Подходы к определению понятия «регион» различны, что напрямую зависит от конкретных целей исследований представителей различных научных знаний. Кроме того, неодинаковы и критерии, основания выделения регионов [3, с. 22].

Ряд авторов вместо термина «регион» использовали понятие «пространство», «провинция», как «собирательное имя для территориальных сообществ» [3, с. 23]. В политической регионалистике понятие «пространство» является производным от географического пространства, но оно более «объемное» по содержанию в сравнении с территорией. Пространство - это совокупность объектов,

1 Бурдон И. Ф., Михельсон А. Д. Словарь иностранных слов «60 000», вошедших в употребление в русском языке, с обозначением их корней. Составили по лучшим источникам Бурдон и Михельсон. Подручная книга для справок о значении слов, употребляемых в разных отраслях наук, ремеслах и художествах, а также встречающихся в журналах, газетах и книгах. М.: Изд. Леухина, тип. Иогансон, 1880.

связей между ними, определенным образом расположенных друг по отношению к другу. В этой связи Ф. Бродель писал, что разнообразие есть непосредственное следствие безграничности пространства [3, с. 23]. Именно благодаря этой безграничности возможно выделение регионов, которые имеют особенности, и, как следствие, предоставлена возможность изучения, сравнения и классификации данных территорий. Для Броделя регион -это аналог особого «мира» с присущим только ему менталитетом, образом мышления, традициями, мировоззрением и мироощущением [6, с. 97].

В контексте глобализации при выделении понятий «регионы» и «пространство» часто упускается из вида экономический анализ. Пространство определяется без учета требований и потребностей регионов, в то время как пространство является важным местом соединения «промышленной и экономической ткани», постоянным компонентом развития современной индустрии и новых технологий [12, с. 133]. Именно с неустойчивостью статуса, которая может сохраняться, как показывает практика государственного строительства различных стран Европы, на протяжении длительного периода времени, связана необходимость введения условного термина «регион», обозначающего «переходное» правовое состояние государственного или территориального образования.

Широкий спектр субъектов, которые названы термином «регионы», включает разные явления, а потому выделяют административные, экономические, трудовые и статистические типы регионов. Напрашивается вопрос: существуют ли общие параметры и методы анализа этих различных явлений? [13, с. 179-200].

Согласно точке зрения ряда исследователей термин «регион» является многозначным2. Он употребляется для обозначения сопоставляемых

2 Социально-экономическая география: понятия и термины. Словарь-справочник / отв. ред. А. П. Горкин. Смоленск: Ойкумена, 2013. 328 с. С. 209-210.

таксонов различных систем или порядкам систем таксонирования, для обозначения любых территорий, по своим признакам не «подходящих» к принятой системе территориального членения и не позволяющих обозначить их другими терминами1.

Следует различать лексические единицы «регион» и «район». В русском языке понятие «регион» достаточно часто применяется как синоним термина «район», соответственно наделен его имманентными свойствами. В географической литературе понятие «регион» также долгое время понималось как таксономический уровень районов - макроуровень [3, с. 23]. Только с 1970-х гг., с возникновением региональной экономики, региональных исследований других общественных наук, в отечественную научную практику стало проникать понятие, наполненное новым смысловым звучанием. В отличие от понятия «район», такие свойства, как целостность и внутренняя детерминированная территория, для региона вторичны. Концептуально, на первый план выступают такие параметры, как местоположение, элементный состав, границы. Любой район является регионом, но не любой регион является районом2.

В политической лексике сложились два основных аспекта понимания термина «регион». Первый аспект - нормативное понимание, то есть непосредственное закрепление и определение термина регион в конституциях и правовых актах отдельных государств. Российское законодательство определяет регион как «часть территории Российской Федерации, обладающей общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий. Регион может совпадать с границами территории субъекта Российской Федерации либо объединять территории нескольких субъектов Российской Федера-ции»3. Следует заметить, что так же, как и в случае с пространством, детерминирующим фактором данного определения является географическая составляющая.

1 Алаев Э. Б. Социально-экономическая география. Понятийно-терминологический словарь. М.: Мысль, 1983. 290 с. С. 69.

2 Социально-экономическая география: понятия и термины. Словарь-справочник / отв. ред. А. П. Горкин. Смоленск: Ойкумена, 2013. 328 с. С. 209-210.

3 Указ Президента Российской Федерации «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации» от 3 июня 1996 г. № 803 // Российская газета. № 109. 11.06.96; Собрание законодательства РФ. 03.06.1996, № 23,

ст. 2756. Утратил силу - Указ Президента Российской Фе-

дерации от 16.01.2017. № 13.

Применительно к России термин «регион» на рубеже 1980-1990 гг. закрепился за ее территориальными единицами [2, с. 121], для рассмотрения проблем областей, краев, автономий и республик в правовом поле и с точки зрения взаимных прав и обязанностей субъектов Российской Федерации по отношению друг к другу и к федеральному центру. В то же время пример дает Французская Республика, где, согласно статье 72 Конституции Франции, «административно-территориальными образованиями Республики являются коммуны, департаменты, регионы, административно-территориальные образования с особым статусом и заморские административно-территориальные образования...»4. Таким образом, для одного политико-государственного образования регионы — это обобщенное понятие по отношению к территориям, а для другого государства - одна из форм организации политического пространства.

Второй аспект, имеющий место в политической науке, это доктринальное понимание, где термин может быть определен в зависимости от контекста и как синоним субъекта федерации, и автономного образования, и как единицы местного самоуправления. Так, например, регион можно определить как государствоподобное или территориальное образование в состоянии изменения конституционно-правового статуса5.

В западной политической школе понятие «регион» является собирательным, определенным «функционально». Европейская Хартия по Регионализму (1988 г.) дала определение термина «регион». Речь идет о гомогенном пространстве, имеющим «физико-географическую, культурную и языковую близость, .общность хозяйственных структур и исторической судьбы» [9, с. 26]. Через десять лет Декларация по регионализму в Европе (4 декабря 1996 г., г. Базель) дает новое определение понятию «регион», делая акцент на аспекты государственного управления. Регионом названо территориальное образование государственного законодательства, обладающее уровнем,

4 Конституция Французской Республики. Официальный сайт Конституционного совета Франции. URL: http://www.conseil-constitutionnel.fr/conseil-constitutionnel/francais/la-conslitution/la-constitution-du-4-octobre-1958/la-constitution-du-4-octobre-1958.5071.html (дата обращения: 31.03.2016).

5 Орехович А. В. Развитие регионализма в странах Европы: конституционно-правовой аспект: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011. 30 с. С. 11.

следующим за властным уровнем государства и имеющим политическое самоуправление. Регион представляет собой выражение политической самобытности, которая может принимать различные политические формы, признается конституцией или законодательством государства, гарантирующими его автономию, самобытность, полномочия и организационное устройство [2, с. 121]. Названная Декларация подчеркивает, что регион является наилучшей формой организации, разрешающей региональные проблемы1. Данные замечания уводят нас на ряд столетий назад, когда философы прошлого искали формы наилучшего государственного устройства. Прошлое - это мысли

0 государстве, а сегодня - поиск уже наилучшей формы управления территорий этого государства.

В Уставе Ассамблеи европейских регионов (2002 г.) представлено объемное по содержанию характеристик определение понятия «регион». Регион - это «уровень правительства, следующий ... после центрального, с политическим представительством, гарантированным существованием выборного регионального совета или, при его отсутствии, ассоциацией или органом, учрежденным на региональном уровне местными властями на следующем за ними более низком уровне» [2, с. 121]. В данном определении уже присутствует выделение определенных уровней государственного управления, а также наличие властных органов территориальных образований. Кроме того, в документах стран Европы упоминаются разные типологии регионов: культурные, экономические, социальные и административные регионы [1]. Превалирует понимание административного региона, как области, объединенной по управленческому принципу и обладающей едиными полномочиями [8, с. 22].

В отечественной политологии концептуальное осмысление, придание политического смысла понятию «регион» пришло в постсоветское время. В любом случае историческая эволюция региона всегда связана с властеотношениями, процессом перераспределения власти между имеющими место уровнями. Систематизируя подходы к обозначению содержания понятия «регион», представляется возможным выделить несколько групп определений.

1 Декларация по регионализму в Европе. URL: http://aer-www.ameos.net/fileadmin/user_upload/PressComm/Publications/ DeclarationRegionalism/.dam/l10n/ru/DR_RUSSE.pdf (дата обращения: 08.04.2017).

Первая группа определений включает трактовки, которые не раскрывают сущность и основные характеристики региона. Речь идет о перечислении различных образований, называемых этим словом.

Вторая группа определений содержит в своей основе властную составляющую. Исследователь Г. Т. Сардарян определяет «регион» как нижестоящее, по отношению к понятию центральной власти, как составляющую часть государства, совокупность нескольких государств, имеющих функциональные связи и образующих общую систему2. Политолог А. И. Трейвиш считает регион синонимом субъекта Российской Федерации [10, с. 16]. Подобную трактовку дают В. Г. Игнатов и В. И. Бутов: «Регион - территория в административных границах Российской Федерации, характеризующаяся следующими основополагающими чертами: комплексностью, целостностью, специализацией и управляемостью, то есть наличием политико-административных органов управления»3.

Третья группа определений несет территориально-пространственную направленность. Территориальный признак отличает политический регион от этноконфессиональных, социокультурных, общественно-политических и других объедине-ний4. Регион — это понятие, с помощью которого можно обозначить территорию, выделенную по определенным признакам и отделенную по этим признакам от другой территории, то есть другого региона. Территория может являться физическим основанием для формирования региональной общности. Она не поддается искусственной реконструкции. Регион вторичен от территории. Это образование, созданное специально для повышения эффективности управления за счет объединения территорий на основе сходства географических условий и уровня социально-экономического развития5.

В определениях четвертой группы ставит ся акцент на имеющие место интерпретации региона, различные подходы классификации

2 Сардарян Г. Т. Политические проблемы взаимоотношений регионов с центральной властью в Италии: автореф. дис. ... канд. полит. наук. М., 2015. 35 с. С. 14.

3 Игнатов В. Г., Бутов В. И. Регионоведение (методология, политика, экономика, право): учеб. пособие. Ростов-на-Дону: МарТ, 1998. 217 с. С. 18.

4 Полосин А. В. Регион в системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации: автореф. дис. ... д-ра полит. наук. М., 2013. 48 с. С. 25.

5 Там же. С. 23.

(географические, исторические, цивилизацион-ные, социально-экономические, формально-юридические и пр.). Территория не является явлением мира политического. Она приобретает политическое значение, по мнению В. К. Логинова, именно через регион, приобретая тем самым ценностное наполнение [4, с. 114-122].

В словаре Э. Алаева дано целостное, теоретическое толкование понятия «регион»: это «территория (геотория), по совокупности насыщающих ее элементов отличающаяся от других территорий и обладающая единством, взаимосвязанностью составляющих элементов, целостностью, причем эта целостность - объективное условие и закономерный результат развития данной территории»1. Термин «регион» используется также для обозначения территории, охватывающей несколько государств или административно-территориальных единиц соседних государств. Так, например, в политической науке, нашло место выделение интер-, или мультинационального, регионов2. Именно как разнообразные относительно целостные территориальные образования, имеющие масштабный критерий, рассматривают регионы ученые Ю. Н. Гладкий и А. И. Чистобаев3.

Исследователь П. Шмитт-Эгнер определил регион как пространственную единицу среднего размера, которая носит промежуточный характер и чьим материальным субстратом является тер-ритория4. Данное понятие выглядит достаточно абстрактным, однако, в каждом конкретном случае оно наполняется реальным смыслом за счет определения понятия «региональная система» (совокупность четырех элементов - региональной структуры, региональной программы, региональных акторов и внешней среды).

Регион, в понимании Рязанцева И. П. и Зава-лишина А. Ю., предстает как некий конструкт, распадающийся на отдельные составляющие, определенная система, включающая ряд аспектов [8, с. 30]. В тоже время политический регион как часть политического пространства, согласно точке зрения В. К. Логинова, это образование, ис-

1 Алаев Э. Б. Социально-экономическая география. Понятийно-терминологический словарь. М.: Мысль, 1983. 290 с.

2 Гладкий Ю. Н., Чистобаев А. И. Регионоведение: учебник. М.: Гардарики, 2003. 384 с. С. 21.

3 Там же.

4 Шевцова И. К. Феномен вынужденного регионализма в современной Европе: случай Валлонии: автореф. дис. ... канд. полит. наук. Пермь, 2009. 24 с. С. 9.

кусственно созданное на основе сходства определенных качественных характеристик и (или) с определенной целью [4, с. 114-122].

Исследователь Н. М. Межевич определяет регион как геоторию (территория, акватория или совокупность последних), отличающуюся рядом признаков, таких как: наличие внутренней целостности, единства или генетической взаимосвязи между ее частями; присутствие признаков, отсутствующих в других целостностях; специфическая роль в структуре международных отношений и признание этой роли фактически всеми основными участниками внешнеполитического процесса [7, с. 53]. Он отмечает, что «территориальная составляющая является существенной для любого региона, поскольку является базисом, как его формирования, так и его существования» [7, с. 5]. Однако отождествлять понятия «регион» и «территория» нельзя, поскольку особый характер политической организации общества и властных элит является необходимой предпосылкой формирования региона. Понятие «регион» является универсальной категорией общественных наук, а потому необходим комплексный, междисциплинарный подход к концептуализации его сущностного содержания.

Региональные идентичности, основу конструирования региона в качестве политического, социального и институционального пространства, выделяет Э. Маркузен, определяя регион как синтетическое понятие, «исторически эволюционирующее, компактное территориально сообщество, которое содержит в себе физическое окружение, социоэкономическую, политическую и культурную среду, а также пространственную структуру, отличную от иных регионов и территориальных единиц, таких, как город и нация» [3, с. 25].

Соединяет в себе две, отмеченные выше, составляющих определение, данное А. В. Орехо-вич. Регион - это относительно обособленная по национальным и территориальным признакам социальная общность в динамике, трансформирующая социальное регулирование в цепи: межгосударственное - трансграничное - государственное -региональное - местное. В конституционно-правовом измерении регион - это государство-подобное или территориальное образование, обладающее различной степенью самостоятельности (автономное образование, субъект федерации), которое характеризуется в аспекте его

взаимодействия с государственной властью (центральной или федеральной)1 [14, с. 10].

Исходя из второй определяющей характеристики, политолог Р. Ф. Туровский определяет регион как территориальную единицу субнационального уровня, а макрорегион - регион наднационального уровня [11, с. 46]. Регионы, по мнению ученого, это части отдельно взятых государств, то есть субнациональный уровень региональных исследований [5, с. 22]. Туровский вводит такие понятия как АТД (политико-административная карта государства, представляющая собой совокупность административных единиц) и АТЕ (синоним региона). Он отмечает, что главным структурным элементом АТД является АТЕ [5, с. 23]. Данная область политического пространства отличается особой политической организацией или (и) наличием особого политического интереса2.

В политической регионалистике принято рассматривать понятие «регион» в узком и широком смысле этого понятия. В узком смысле политический регион - это административная единица первого субнационального уровня, а «субрегион» выступает в качестве административной единицы второго субнационального уровня (административно-юридическая трактовка региона). «Суб» - это первая составная часть сложных слов, обозначающая расположение внизу, под чем-либо или около чего-либо. Однако при использовании этого понятия важно помнить о ключевом таксоне, от которого производится субрегион3. В широком смысле политический регион представляет собой часть государственной территории, характеризующейся определенными политическими качествами и характеристиками. Регион может быть формальным, то есть определен законодательством, и неформальным, существование которого определяется учеными [11, с. 47-48].

Для понимания смысла и содержания понятия «регион» определенное значение для политической науки имеет типология исследуемой категории. Типологию (иерархию) регионов определяет поставленная научная задача. Под иерархией регионов следует понимать их структурные

1 Орехович А. В. Развитие регионализма в странах Европы: конституционно-правовой аспект: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011. 30 с. С. 10.

2 Федерализм: Энциклопедия. М.: Изд-во МГУ, 2000. 640 с. С. 417.

3 Гладкий Ю. Н., Чистобаев А. И. Регионоведение: учебник. М.: Гардарики, 2003. 384 с. С. 25.

отношения, при которых регионы низшего уровня образуют определенную целостность в рамках системы более высокого уровня4. Специальная литература содержит более пятидесяти категорий регионов, определяемых на основе конституирующих признаков5.

Исходя из использования способа регионализации, характера структуры, внутренних связей и прочих признаков в западной литературе выделяют три основных типа регионов: регионы, выделяемые по единичным признакам; регионы, выделяемые по нескольким признакам; регионы, охватывающие почти всю совокупность проявлений человеческой деятельности в пределах рассматриваемой территории.

В рамках отечественной политической регио-налистики представлено выделение трех основных типов субнациональных территорий: 1) административные (формальные) регионы - определяются законодательным путем, имеют границы, а их власть - юрисдикцию и компетенцию; решение об их создании и границах принимают органы общегосударственной власти; 2) гомогенные политические регионы - реально действующие субъекты политического процесса (для них характерна политическая субъектность); 3) гетерогенные политические регионы - отличительной особенностью является их социокультурная неоднородность; 3) полурегионы - переходный тип между формальными и политическими регионами. Исходя из этой классификации регионы могут рассматриваться в двух аспектах. В первом случае регион выступает как «искусственный» политико-административный конструкт и как политическая реальность. Во втором варианте, регион предстает как активное ядро и пассивная периферия [11, с. 47-48]. Кроме того, опираясь на критерии гомогенности и функциональности, выделяют однородные (регионы, выделяемые по принципу единственной присущей им особенности) и узловые регионы (ареалы, характеризующиеся сходящимися или расходящимися из одной точки потоками вещества, энергии или информации)6.

Согласно точке зрения автора представленного исследования, необходим комплексный подход к определению понятия «регион», поскольку

4 Там же.

5 Там же. С. 22.

6 Гладкий Ю. Н., Чистобаев А. И. Регионоведение: учебник. М.: Гардарики, 2003. 384 с. С. 23.

«такое определение предполагает динамику региона как социального явления, что весьма точно отражает постоянно усложняющуюся политическую действительность»1. Регион - это целостность и одновременно часть целого, обладающая, с одной стороны, признаками гомогенности (однородности), с другой стороны, признаками когерентности (внутреннего единства, системности); одна из единиц территориальной структуры государства, имеющая региональные властные институты, наделенные соответствующими компетенциями. В унитарных государствах регионы совпадают по своим границам с границами установленных законодательством территориальных единиц, в то время как во многих федеративных государствах такое совпадение может отсутствовать. Так, например, изучая развитие регионализма ФРГ, исследователи отмечают, что наряду с землями, которые также можно называть регионами ввиду происходящих изменений, связанных с регионализацией в стране, выделяются также иные регионы, которые выходят за пределы одной земли и объединяют части территорий нескольких земель. В то же время следует заметить, что унитарные централизованные государства сложнее «адаптируются к новым системам взаимоотношений, новым вызовам и проблемам по сравнению с государствами федеративными..., где субнациональные единицы пользуются широкими правами, то есть регион становится важным уровнем политического действия» [9, с. 24].

Исходя из многозначности термина «регион», автор акцентирует свое внимание на образования, «возникновение и функционирование которых обусловлено политическими доминантами» [9, с. 24]. Политическая субъектность региона выражена в следующих признаках: обладание собственной территорией; самостоятельное установление собственного наименования; наличие своей системы органов государственной власти; наличие собственной правовой системы; наличие официальной символики, столицы или административного центра; конституционное распределение (разграничение) полномочий между разными уровнями публичной власти [2, с. 123].

Политический регион (пространственно организованное или исторически сложившееся территориальное сообщество) - это определенный уровень политических отношений. В то же время ряд авторов политическую определенность рассматривают как одну из характеристик любого региона. Другие авторы считают это свойством регионов определенного типа. Третьи понимают регион как субъект политики, а соответственно, объект политического анализа2. Являясь активной политической единицей, политическим актором, регион становится субъектом политической регионализации, уровнем политического действия, выступает как совокупность властных институтов, обладающих определенными компетенциями в рамках государственной территории.

Литература

1. Вайденфельд В., Вессельс В. Европа от А до Я. Справочник европейской интеграции. Латвия. Рига: Alberts XII, 2002. 544 c.

2. Володин А. В. О политической субъектности регионов РФ // Власть. 2012. № 6. С. 121-124.

3. Клемешев А. П. Регион в условиях глобализации // Вестник ВГУ. Серия Гуманитарные науки. 2005. № 2. С. 22-38.

4. Логинов В. К. Концепты «регион» и «территория» в структуре территориальной идентичности // Вестник Моск. унта. Сер. 12. Политические науки. 2013. № 3. С. 114-122.

5. Лебедева М. Л. Французский политический процесс в региональном измерении: вызовы современности: монография. Иркутск: ООО «Мегапринт», 2017. 181 с.

6. Макарычев А. С. Влияние зарубежных концепций на развитие российского регионализма: возможности и пределы заимствования // Сравнительный регионализм: Россия - СНГ - Запад. Н. Новгород, Нижегородский государственный университет, 1997. С. 97-129.

7. Межевич Н. М. Определение категории «регион» в современном научном дискурсе // Псковский регионологический журнал. 2006. № 2. С. 3-13.

8. Рязанцев И. П., Завалишин А. Ю. Территориальное поведение россиян (историко-социологический анализ). М.: Изд-во Академический проект, 2006. 456 с.

1 Шевцова И. К. Феномен вынужденного регионализма в современной Европе: случай Валлонии: автореф. дис. ... канд. полит. наук. Пермь, 2009. 24 с. С. 9.

2 Полосин А. В. Регион в системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации: автореф. дис. ... д-ра полит. наук. М., 2013. 48 с. С. 24.

9. Смагина Л. А. Регион как проект политической практики современного государства // Власть. 2007. № 2. С. 23-28.

10. Трейвиш А. И. Регионализм и регионализация в России // Регионы и регионализм в странах Запада и России. М.: ИВИ РАН, 2001. С. 15-25.

11. Туровский Р. Ф. Центр и регионы: проблемы политических отношений: монография. М. : Изд. дом ГУ ВШЭ, 2006. 399 с.

12. Claude Courlet. Territoires et régions. Les grands oubliés du développement économique. Paris: L'Harmattan. 2002. P. 133.

13. Schmitt - Egner Peter. The concept of Region: Theoretical and Methodological notes on its Reconstruction // European Integration. 2002. Vol. 24. № 3. P. 179-200.

References

1. Vaidenfel'd V., Vessel's V. Evropa ot A do Ya. Spravochnik evropeiskoi integratsii. Latviya [Europe from A to Z. Handbook of European integration. Latvia]. Riga: Alberts XII, 2002, 544 p. (In Russ.).

2. Volodin A. V. O politicheskoi sub"ektnosti regionov RF [About political subjectness of Russian regions]. Vlast' = Power, 2012, no. 6, pp. 121-124. (In Russ.).

3. Klemeshev A. P. Region v usloviyakh globalizatsii [Region in the conditions of globalization]. Vestnik VGU. Seriya Gumani-tarnye nauki = Vestnik VSU. Series Humanities, 2005, no. 2, pp. 22-38. (In Russ.).

4. Loginov V. K. Loginov V. K. Kontsepty «region» i «territoriya» v strukture territorial'noi identichnosti [Concepts "region" and "erritory" in the structure of territorial identity]. VestnikMosk. un-ta. Ser. 12. Politicheskie nauki = Bulletin of Moscow University. Ser. 12, Political sciences, 2013, no. 3, pp. 114-122. (In Russ.).

5. Lebedeva M. L. Frantsuzskiy politicheskiy protsess v regional'nom izmerenii: vyzovy sovremennosti: monografiya [French political process in the regional dimension: the challenges of today]. Irkutsk: OOO «Megaprint», 2017, 181 p. (In Russ.).

6. Makarychev A. S. Vliyanie zarubezhnykh kontseptsiy na razvitie rossiiskogo regionalizma: vozmozhnosti i predely zaimstvo-vaniya [Influence of foreign concepts on the development of Russian regionalism: possibilities and limits of borrowing]. Sravnitel'nyi regionalizm: Rossiya - SNG - Zapad = Comparative regionalism: Russia - CIS - West, N. Novgorod, Nizhegorodskii gosudarstven-nyi universitet, 1997, pp. 97-129. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Mezhevich N. M. Opredelenie kategorii «region» v sovremennom nauchnom diskurse [Definition of the category "region" in modern scientific discourse]. Pskovskiy regionologicheskiy zhurnal = Pskov regionological journal, 2006, no. 2, pp. 3-13. (In Russ.).

8. Ryazantsev I. P., Zavalishin A. Yu. Territorial'noe povedenie rossiyan (istoriko-sotsiologicheskiy analiz) [Territorial behavior of Russians (historical and sociological analysis)]. Moscow: Izd-vo Akademicheskii proekt, 2006, 456 p. (In Russ.).

9. Smagina L. A. Region kak proekt politicheskoy praktiki sovremennogo gosudarstva [Region as a project of political practice of a modern state]. Vlast' = Power, 2007, no. 2, pp. 23-28. (In Russ.).

10. Treivish A. I. Regionalizm i regionalizatsiya v Rossii [Regionalism and regionalization in Russia]. Regiony i regionalizm v stranakh Zapada i Rossii = Regions and regionalism in Western countries and in Russia, Moscow: IVI RAN, 2001, pp. 15-25. (In Russ.).

11. Turovskiy R. F. Tsentr i regiony: problemy politicheskikh otnoshenii [Center and Regions: Problems of Political Relations]: monofraph. Moscow: Izd. dom GU VShE, 2006, 399 p. (In Russ.).

12. Claude Courlet. Territoires et régions. Les grands oubliés du développement économique. Paris: L'Harmattan. 2002, p. 133.

13. Schmitt - Egner Peter. The concept of Region: Theoretical and Methodological notes on its Reconstruction. European Inte-gration, 2002, vol. 24, no. 3, pp. 179-200.

Статья поступила в редакцию 24.03.2018 г.

Submitted 24.03.2018.

Для цитирования: Лебедева М. Л. Аспекты понимания термина «регион»: политико-историческая аградация // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2018. Т. 4. № 2. С. 30-37. DOI: 10.30914/2411-3522-2018-4-2-30-37

Citation for an article: Lebedeva M. L. Aspects of understanding OF the term "region": political and historical transformation. Vestnik of the Mari State University. Chapter "History. Law". 2018, vol. 4, no. 2, pp. 30-37. DOI: 10.30914/2411-3522-2018-4-2-30-37

Лебедева Маргарита Леонидовна,

кандидат политических наук, доцент, Российский государственный аграрный университет - МСХА им. К. А. Тимирязева, г. Москва, lebedevameg@mail.ru

Margarita L. Lebedeva, Ph. D. (Politics), associate professor, Russian State Agrarian University - Moscow Timiryazev Agricultural Academy, Moscow, lebedevameg@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.