Научная статья на тему 'Регион как междисциплинарное и интегральное понятие'

Регион как междисциплинарное и интегральное понятие Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
528
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЛЬНОЕ ПОНЯТИЕ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЕ ПОНЯТИЕ / РЕГИОН / INTEGRAL SAFETY CONCEPT / INTERDISCIPLINARY CONCEPT / REGION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Тарлавский Валерий Ильич

Понятие «регион» является объектом исследования географии, политологии, педагогики, экономики, философии и других наук, т.е. носит междисциплинарный характер. Но в тоже время «регион» это интегральное понятие, использующее результаты различных исследований для своего объяснения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The region as an interdisciplinary and integrated concept

The concept of «region» is the object of research, geography, political science, pedagogy, economy, philosophy and other Sciences, i.e. is interdisciplinary. But at the same time «region» is the integral concept, using the results of the different studies for their explanation.

Текст научной работы на тему «Регион как междисциплинарное и интегральное понятие»

УДК 332.1

В.И.Тарлавский

Регион как междисциплинарное и интегральное понятие

Понятие «регион» является объектом исследования географии, политологии, педагогики, экономики, философии и других наук, т.е. носит междисциплинарный характер. Но в тоже время «регион» - это интегральное понятие, использующее результаты различных исследований для своего объяснения.

Ключевые слова: интегральное понятие, междисциплинарное понятие, регион.

V.I.Tarlavskii

The region as an interdisciplinary and integrated concept

The concept of «region» is the object of research, geography, political science, pedagogy, economy, philosophy and other Sciences, i.e. is interdisciplinary. But at the same time «region» is the integral concept, using the results of the different studies for their explanation.

Keywords: integral safety concept, interdisciplinary concept, region.

)ссийская Федерация, являясь самой большой страной в мире (её площадь составляет 17,1 млн. квадратных километров, что является 1/8 частью суши), разделена на регионы по ряду признаков: экономическому, географическому, национальному и т.д.

О междисциплинарном характере понятия «регион» свидетельствуют многочисленные исследования по географии, политологии, педагогике, экономике, философии.

В Большой советской энциклопедии термин «регион» (от лат. regio - страна, область)

- крупная индивидуальная территориальная единица (например, природная, экономическая, политическая и др.). Региональный - относящийся к какой-либо определённой территории (району, области, стране, группе стран).

В современном правовом поле действует Указ Президента Российской Федерации от 3 июня 1996 года № 803 «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации», который сообщает нам, что «под регионом понимается часть территории Российской Федерации, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий. Регион может совпадать с границами территории субъекта Российской Федерации либо объединять территории нескольких субъектов Российской Федерации». Сегодня в России понятие «регион» является синонимичным понятию «субъект РФ».

Очевидно, что регион - ограниченная территория, которая отличается от других терри-

торий по ряду признаков и обладает определенной целостностью, взаимосвязанностью составляющих ее элементов.

Взяв за основу экономико-географические условия и национальный состав как признак, регион - это область, район, территория, часть страны, которую отличает совокупность природных и (или) исторически сложившихся экономико-географических условий и национальный состав населения [7].

Общность народнохозяйственных задач позволяет Н.Н. Некрасову [6], определить регион как крупную территорию страны с более или менее однородными природными условиями и характерной направленностью развития производительных сил на основе сочетания комплекса природных ресурсов с соответствующей сложившейся и перспективной материально-технической базой, производственной и социальной инфраструктурой.

В Концепции стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации (2005) регионы рассматриваются как культурные и социально-экономические образования, выстраиваемые на основе общей социальной и хозяйственной жизни поверх старых административных границ.

В географии, регион - это комплекс, состоящий из земли, воздуха, флоры, фауны и человеческого населения, которые могут рассматриваться в их особых отношениях друг с другом и которые составляют вместе определенную и характерную часть поверхности земли [8].

q№/

The State Counsellor, 2014

В политологической литературе, регион - Таким образом, анализ понятия «регион»

выражение отличительной политической са- позволяет нам считать правомерным опреде-

мобытности, которая может принимать самые ление А. Маркусена (Markusen): «регион - это

различные политические формы, отражаю- исторически эволюционирующее компактное

щие демократическую волю каждого региона территориальное сообщество, которое содер-

принимать ту форму политической организа- жит в себе физическое окружение, социоэ-

ции, которую он сочтет предпочтительной [2]. кономическую, политическую и культурную

Философское понимание региона: регион среду, а также пространственную структуру,

- аналог особого «мира» с присущими только отличную от иных регионов и территори-

ему менталитетом, образом мышления, тради- альных единиц, таких как город или нация»

циями, мировоззрением и мироощущением [1]. [9]. Это определение, с одной стороны, под-

А.К. Костин, анализируя различные опре- черкивает междисциплинарную структуру

деления региона, уточняет для педагогики: понятия «регион». С другой же, показывает

«...понимание региона как территориальной интегральный характер, т.к. использует реи социально-культурной общности, представ- зультаты различных исследований для своего

ляющей уникальное сочетание природных, объяснения, а различные науки лишь изучают

экономических, социальных и политических аспекты: экономический, социокультурный,

процессов, обеспечивающей социальное вос- педагогический, и другие.

производство в биоэкологическом, экономи- Мнение известного американского ре-

ческом, образовательном, научном, социо- гионалиста У Айзарда [3] является, на наш

культурном и других аспектах» [4]. взгляд, «универсальным»: «.по мере углу-

И.Г. Металова отмечает, что в педагогике, бления в чисто пространственное теорети-

регион - единый целостный образовательный зирование, регион как дефиниция исчезает

комплекс, интегрирующий в себе весь образо- вообще и появляется лишь в связи с конкре-

вательный потенциал административно-тер- тизацией задачи. Иначе говоря, «иерархию»

риториальной структуры, его кадровые, науч- регионов определяет только научная пробле-

но-методические, материально-технические ма... Регион детерминирован тем вопросом,

и прочие составляющие [5]. изучением которого мы занимаемся».

ЛИТЕРАТУРА

1. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм: XV - XVIII вв. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.auditorium.ru/ books/2021/goto.cgi-13+283+ brod.htm (дата обращения: 30.03.2014).

2. Декларация о регионализме в Европе. Цит. по: Коваленко Е.Г. Региональная экономика и управление: Учеб. пособие. - СПб.: Питер, 2005. - С.21-22.

3. Изард У Методы регионального анализа: введение в науку о регионах: Сокр. пер. с англ. - М.: Прогресс, 1966. - 659 с

4. Костин А.К. Регионализация образования - стратегическое направление образовательной политики / А.К. Костин // Педагогика. - 2005. - № 8.

5. Металова И.Г. Регионализация профессиональной подготовки учителя сельской школы в вузе (на примере Республики Чувашия). Автореф. дисс. ... докт. пед. наук. - М., 2009.

6. Некрасов Н.Н. Региональная экономика: Теория, проблемы, методы. 2-е изд. М.: Экономика, 1978. - 342 с.

7. Тарлавский В.И Региональная система образования: профориентационные возможности // Перспективы науки и образования. - 2014. - №1. - С.102-106.

8. MackinderH.J. Democratic Ideals and Reality. Washington, 1996. Цит. по: Макарычев A. Влияние зарубежных концепций на развитие российского регионализма: возможности и пределы заимствования // JFDP [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kennan.yar.ru/materi als/profi2/part1/sect45.htm (дата обращения: 30.03.2014).

9. Markusen A. Regions: Economics and Politics of Territory. Rowman and Littlefield Publishers, 1987. P. 17

REFERENCES

1. Brodel' F. Material'naia tsivilizatsiia, ekonomika i kapitalizm: XV - XVIII vv. [Material civilization, economy and capitalism: the 15th - 18th centuries]. Available at: http://www.auditorium.ru/ books/2021/goto.cgi-13+283+ brod. htm (accessed 30 March 2014).

2. Deklaratsiia o regionalizme v Evrope. Tsit. po: Kovalenko E.G. Regional'naia ekonomika i upravlenie: Ucheb. posobie [Declaration on regionalism in Europe. Cit. by: Kovalenko E.G. Regional economy and management: Textbook]. Saint Petersburg, Piter, 2005. pp.21-22.

3. Izard U. Metody regional’nogo analiza: vvedenie v nauku o regionakh: Sokr. per. s angl [Methods of regional analysis: an introduction to the science of regions]. Moscow, Progress, 1966. 659 p.

4. Kostin A.K. Regionalization of education as a strategic direction of educational policy. Pedagogika - Pedagogy, 2005, no.8 (in Russian).

5. Metalova I.G. Regionalizatsiia professional'noi podgotovki uchitelia sel'skoi shkoly v vuze (na primere Respubliki Chuvashiia). Avtoref diss.... dokt. ped. nauk [Regionalization of professional preparation of teachers of rural schools

q№/

in higher education (example of the Republic of Chuvashia). Avtoref. Diss. ... Doctor. Ped. Sciences]. Moscow, 2009.

6. Nekrasov N.N. Regional'naia ekonomika: Teoriia, problemy, metody. 2-e izd [Regional economy: Theory, problems and methods]. Moscow, Ekonomika, 1978. 342 p.

7. Tarlavskii V.I Regional system of education: vocational opportunities. Perspektivy nauki i obrazovaniia - Perspectives of science and education, 2014, no.1, pp.102-106 (in Russian).

8. MackinderH.J. Democratic Ideals and Reality. Washington, 1996. Tsit. po: Makarychev A. Vliianie zarubezhnykh kontseptsii na razvitie rossiiskogo regionalizma: vozmozhnosti i predely zaimstvovaniia // JFDP [Cit. by: A. Makarychev. The impact of foreign concepts on the development of Russian regionalism: possibilities and limits of the borrowing]. Available at: http://www.kennan.yar.ru/materi als/profi2/part1/sect45.htm (accessed 30 March 2014).

9. Markusen A. Regions: Economics and Politics of Territory. Rowman and Littlefield Publishers, 1987. P. 17.

Информация об авторе:

Тарлавский Валерий Ильич

(Россия, Воронеж)

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина E-mail: [email protected]

Information about the author:

Tarlavskii Valerii Il'ich

(Russia, Voronezh)

Ph.D. in Pedagogy, Associate Professor of Depertment Zhukovsky-Gagarin Air Force Academy E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.