УДК 001.2; 316.334.52; 316.42
В. И. Тарлавский
О потенциале региона как понятии
Понятия «потенциал» и «потенциал региона» носят междисциплинарный характер и являются предметом многих исследований. В статье на основе анализа понятия «потенциал» приводятся формулировки понятия «потенциал региона» в контексте различных подходов
Ключевые слова: потенциал, потенциал региона
V. I. Taгlavskii
About the regions potential as the concept
The concept of "potential" and "potential of the region are interdisciplinary and are the subject of many studies. In article on the basis of the analysis of the concept of "potential" provides definitions of the concept of "potential of the region in the context of different approaches
Keywords: the potential, the potential of the region
научной литературе, диссертационных исследованиях достаточно часто употребляется понятие «потенциал», причем относительно как человека, так и какого-либо объекта или явления.
В Большом словаре иностранных слов потенциал [от лат. роїепгіа — сила, возможность] определяется как физическое понятие, характеризующее величину потенциальной энергии в определенной точке пространства; совокупность средств, условий, необходимых для ведения, поддержания, сохранения чего-нибудь (например, потенциал войны — ресурсы для ведения войны) [2].
Потенциал (от лат. роїепгіа — сила) — источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть использованы для решения какой-либо задачи, достижения определенной цели; возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области (напр., экономический потенциал) (Большой энциклопедических словарь) [3].
Толковый словарь Ефремовой определяет потенциал как величину, характеризующую запас энергии тела, находящегося в данной точке поля (электрического, магнитного и т.п.); совокупность всех имеющихся возможностей, средств в какой-либо области, сфере [6].
Понятия «потенция» и «потенциальное» являются производными от понятия «потенциал». В современной научной литературе, посвященной проблемам формирования и развития разного рода потенциала и его производных существует множество различных интерпретаций.
В основном, потенциал понимается как совокупность средств, или возможностей, или
ресурсов, необходимых для осуществления чего-либо. Исследователи предлагают и другие составляющие этого понятия, исходя из рассматриваемой проблематики: исследование возможностей, ресурсов и т.д.
Видимо, понятие «потенциал» в этимологическом отношении исходит от аристотелевского «potentia». Концептуальная пара «actus» и «potentia» — действительность и возможность
- важнейшие понятия философии Аристотеля.
По мнению Аристотеля [1]:
1. Актуализации «потенциальности» способствует форма, как активное духовное начало, содержащееся в материи.
2. Бытие делится на «потенциальное» и «актуальное». Становление возможно как переход от первого ко второму — от «potentia» к «actus».
3. Материя есть чистая потенциальность (возможность), а форма, эйдос — актуальность вещи. Существующее актуально возникает из существующего потенциально под действием существующего актуально.
Здесь стоит привести мнение Ф. Аквинского, который считал, что каждое творение обладает потенциальность, т.е. возможностью стать особым творением. Когда творение воплощает свою потенциальность, оно находится в состоянии актуализации.
Исходя из философии Аристотеля, М.Т. Шафиков пишет: «... под потенциалом следует понимать то, благодаря чему «potentia» переходит в «actus» (действительность), потенциальность в актуальность».
В философском подходе (М.Т. Шафиков) потенциал — это атрибут бытия и присущее всякой качественной определенности свойство
иметь возможности, способности, ресурсы и прочее для самосохранения и самодвижения, а также воздействия на окружающий мир и взаимодействия с ним [6, с. 22].
Е.А. Реанович [7] предлагает вариант рассмотрения потенциала по временным параметрам: прошлое (ресурс), настоящее (резерв) и будущее (возможности). Он отмечает, что категории «ресурсы», «резервы» и «возможности» характеризуют отдельные проявления потенциала в целом, отражают его «с разных сторон». Это обстоятельство позволяет выделить несколько уровней проявления потенциала:
- потенциал определяет прошлое с точки зрения отражения совокупности свойств, накопленных человеком и обусловливающих его способность к какой-либо деятельности (потенциал принимает значение «ресурс»);
- потенциал отражает настоящее с точки зрения практического применения и использования человеком имеющихся способностей (потенциал обладает значением «резерв»);
- потенциал ориентирован на развитие (будущее) (потенциал имеет значение «возможности»).
Трактовка понятия «потенциал» обусловливает возможность его рассмотрения как средств, способностей, запасов, источников, ресурсов, которые могут быть приведены в действие и использованы для решения какой-либо задачи. При этом необходимо учитывать прошлый, настоящий и будущий потенциал [7].
В контексте системного подхода, И.В. Шляхто [8] на примере инновационного потенциала региона определяет его как систему потенциалов: производственно-технологического потенциала, кадрового потенциала, информационного потенциала и др. Каждый потенциал определяется через систему показателей, которые первоначально оцениваются индивидуально, а затем в совокупности всех потенциалов. Например, Инновационный потенциал региона состоит из системы потенциалов: — производственно-технологического потенциала; кадрового потенциала; информационного по-
тенциала; финансового потенциала; научнотехнического потенциала; организационного потенциала; управленческого потенциала; инновационной культуры; потребительского сегмента потенциала.
Рассматривая регион как понятие в одной из предыдущих публикаций [5] мы определили, что регион — ограниченная территория, которая отличается от других территорий по ряду признаков и обладает определенной целостностью, взаимосвязанностью составляющих ее элементов.
Какие это элементы? В зависимости от научной проблемы, которую мы решаем, эта взаимосвязанность элементов различна.
Таким образом, когда мы говорим о потенциале региона на основе системного подхода, каждый из этих элементов обладает своим потенциалом. Система потенциалов элементов и есть потенциал региона.
Потенциал региона в философском понимании — это территория с данным ей свойством иметь возможности, способности, ресурсы и прочее для самосохранения и самодвижения, под воздействием определенного образа мышления, мировоззрения, традиций, менталитета, присущими только этой территории.
Потенциал регион может быть рассмотрен как с позиции прошлого, так и с позиции настоящего. В первом случае он выступает как «запасы» (прошлый опыт), накопленные в процессе становления и развития региона, во втором — как возможности использования этих «запасов» и его современного состояния для развития региона.
Потенциал региона — это совокупность ресурсов (возможности, средства, прошлый опыт), заложенные в самом регионе, и которыми он располагает, использование которых позволит решить какую-либо задачу, достичь поставленные цели, способствующие развитию региона.
Таким образом, особенности исследовательской проблематики, различные методологические подходы к пониманию потенциала, определяют понятие «потенциал региона».
ЛИТЕРАТУРА
1. Аристотель. Сочинения: В 4-х томах. Т.1. М.: Мысль, 1976. С231
2. Большой словарь иностранных слов. Издательство «ИДДК», 2007. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_fwords/28854/ ПОТЕНЦИАЛ (дата обращения: 15.06.2014).
3. Большой энциклопедический словарь. URL: http://vslovare.ru/slovo/bolshoij-jentziklopedicheskiij-slovar/potentzial (дата обращения: 15.06.2014).
4. Реанович Е.А. Смысловые значения понятия «ПОТЕНЦИАЛ» // Международный научно-исследовательский журнал, 2012. № 12. URL: http://research-journal.org/featured/smyslovye-znachenie-ponyatiya-potencial/ (дата обращения: 15.06.2014).
5. Тарлавский В.И. Регион как междисциплинарное и интегральное понятие // Государственный советник, 2014. № 1. URL: http://gossovetnik.wordpress.com/012014-2/ (дата обращения: 15.06.2014).
6. Толковый словарь Ефремовой. URL: http://enc-dic.com/efremova/Potencial-79962.html (дата обращения: 15.06.2014).
7. Шафиков М.Т. Научно-образовательный потенциал как социальный феномен: диссертация д-ра филос. наук: 09.00.11 Уфа, 2006. 322 с.
8. Шляхто И.В. Методика и результаты исследования факторов, отражающих инновационный потенциал региона // Научные ведомости Белгородского госуниверситета. Сер. История. Политология. Экономика, 2007. № 1 (32). С. 149.
34 ISSN 2307-2447
REFERENCES
1. Aristotel'. Sochineniia: V4-kh tomakh [Lyrics: In 4 volumes]. Moscow, Mysl', 1976. p.231.
2. Large dictionary of foreign words, 2007. Available at: http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_fwords/28854/POTENTsIAL (accessed 15 June 2014).
3. Collegiate dictionary. Available at: http://vslovare.ru/slovo/bolshoij-jentziklopedicheskiij-slovar/potentzial (accessed 15 June 2014).
4. Reanovich E.A. Meaning of the concept of "POTENTIAL". Mezhdunarodnyi nauchno-issledovatel'skii zhurnal - international research journal, 2012, no.12. Available at: http://research-journal.org/featured/smyslovye-znachenie-ponyatiya-potencial/ (accessed 15 June 2014).
5. Tarlavskii V.I. Region as an interdisciplinary and integrated the concept. Gosudarstvennyi sovetnik - The State Counsellor, 2014, no.1. Available at: http://gossovetnik.wordpress.com/012014-2/ (accessed 15 June 2014).
6. Explanatory dictionary of Efremovoy. Available at: http://enc-dic.com/efremova/Potencial-79962.html (accessed 15 June 2014).
7. Shafikov M.T. Nauchno-obrazovatel'nyi potentsial kak sotsial'nyi fenomen: dissertatsiia d-ra filos. nauk: 09.00.11 [Scientific and educational potential as a social phenomenon: Dis. Dr. Philos. Sciences]. Ufa, 2006. 322 p.
8. Shliakhto I.V. Methodology and results of research of factors, reflecting the innovative potential of the region. Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosuniversiteta. Ser. Istoriia. Politologiia. Ekonomika - Scientific Bulletin of the Belgorod state University: History. Political science. Economics, 2007, no.1(32), p.149 (in Russian).
Информация об авторе Тарлавский Валерий Ильич
(Россия, Воронеж)
Кандидат педагогических наук, доцент Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина E-mail: [email protected]
Information about the author Tarlavskii Valerii Il'ich
(Russia, Voronezh)
PhD in Pedagogy, Associate Professor Zhukovsky-Gagarin Air Force Academy E-mail: [email protected]