УДК 3 7; 37.047
В. И. Тарлавский
Региональная система образования: профориентационные возможности
Профессиональная ориентация молодежи как система взаимодействия личности и образования функционирует в контексте особенностей региона, и регионального образования,которые, в то же время, обладают возможностями для ее развития.
Ключевые слова: образование, регион, региональная система образования,
профессиональная ориентация.
V. I. Tarlavskii
Regional system of education: professional orientation opportunities
Professional orientation of young people as a system of interaction of a person and education functions in the context of the characteristics of the region and of the regional education, which at the same time,have the potential for its development.
Keywords: education, region, regional system of education, professional orientation.
«... пока школа — общеобразовательная, профессиональная, высшая — не станет фактором развития региона, пока она не повернется к его задачам и потребностям, пока не будет работать на его нужды, не обретет региональное лицо, она всегда будет «в остатке» — финансирования, материально-технического обеспечения, общественного, административного внимания и т.д.»
(Днепров Э.Д., 1992 г.)
ценностей. Содержание образования черпается и пополняется из наследия культуры и науки, а также из жизни и практики человека. То есть образование является социокультурным феноменом и выполняет социокультурные функции. Поэтому образование становится необходимым и важным фактором развития как отдельных сфер (экономики, политики, культуры), так и всего общества. Они выделяют ряд социокультурных функций и развивающийся потенциал современного образования:
1. Образование — это один из оптимальных и интенсивных способов вхождения человека в мир науки и культуры.
2. Образование как практика социализации человека и преемственности поколений.
3. Образование является механизмом формирования общественной и духовной жизни человека и отраслью массового духовного производства.
4. Образование как процесс трансляции культурно-оформленных образцов человеческой деятельности.
5. Образование как функция развития региональных систем и национальных традиций.
бразование, являясь одной из основных категорий педагогической науки, Vкак сторона жизни любого общества и каждого индивида выступает как социальное явление. Образование стало особой социальной сферой с тех времен, когда процесс передачи знаний и опыта выделился в отдельное направление деятельности лиц, занимающихся воспитанием и обучением. В жизни любого общества место образования во многом определяется тем, какую роль играют в развитии социума знания людей, их опыт, умения, профессиональные и личностные качества.
С.И. Гессен, считавший педагогику философией по существу, отмечал: «Вряд ли кто будет оспаривать, что цели образования тесно связаны с целями жизни данного общества. Жизнь определяет образование, и обратно — образование воздействует на жизнь. Понять систему образования данного общества — значит понять строй его жизни» [1, с. 25].
Н.В. Бордовская, А.А. Реан [2, с. 62-67] определяют образование как процесс передачи накопленных поколениями знаний и культурных
6. Образование является тем социальным институтом, через который передаются и воплощаются базовые культурные ценности и цели развития общества.
7. Образование в качестве активного ускорителя культурных перемен и преобразований в общественной жизни и в отдельном человеке.
Образование как социокультурный феномен отражает состояние и перспективы развития общества, влияет на него, а оно, в то же время влияет на функционирование и развитие образования.
Мы разделяем точку зрения П.И. Пидка-систого, который считает, что, образование выступает, с одной стороны, как социальный институт, выполняющий цивилизационную (экономическую, социальную, гуманитарную и культурную) функцию в обществе, а с другой стороны - как процесс трансляции социального опыта от предыдущих поколений к последующим, способствующий формированию разносторонних (интеллектуальных, нравственных, эстетических, эмоциональных и физических) качеств и направленности личности.
С одной стороны, необходимо учитывать то, что в главе 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» указано, что система образования включает в себя:
1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности;
2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;
4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;
5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования [3].
С другой стороны, система образования является одним из основных социальных институтов, важнейшей сферой становления личности, исторически сложившейся национальной системой образовательных учреждений и органов управления ими, действующей в интересах воспитания подрастающих поколений, подготовки их к самостоятельной жизни и профессиональ-
ной деятельности, а также удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей (по Пидкасистому П.И.).
Развитие системы образования, по мнению
Э.Д. Днепрова, определяется тремя основными факторами:
- социальным заказом;
- образовательной средой;
- потенциалом самой образовательной системы.
Многочисленные исследования по географии, политологии, педагогике, экономике, философии свидетельствуют о межпредметном характере понятия «регион».
Прежде чем перейти к анализу этого понятия, стоит привести мнение известного американского регионалиста У. Айзарда, который считает, что по мере углубления в чисто пространственное теоретизирование, регион как дефиниция исчезает вообще и появляется лишь в связи с конкретизацией задачи. Иначе говоря, «иерархию регионов определяет только научная проблема... Регион детерминирован тем вопросом, изучением которого мы занимаемся» [4, с. 28-29].
В Большой советской энциклопедии термин «регион» (от лат. regio — страна, область) — крупная индивидуальная территориальная единица (например, природная, экономическая, политическая и др.). Региональный — относящийся к какой-либо определенной территории (району, области, стране, группе стран) [5].
В современном правовом поле действует Указ Президента Российской Федерации от 3 июня 1996 года N 803 «Об основных положения региональной политики в Российской Федерации», который сообщает нам, что «под регионом понимается часть территории Российской Федерации, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий. Регион может совпадать с границами территории субъекта Российской Федерации либо объединять территории нескольких субъектов Российской Федерации» [6]. Сегодня в России понятие «регион» является синонимичным понятию «субъект РФ».
Очевидно, что регион — определенная территория, отличающаяся от других территорий по ряду признаков и обладающая некоторой целостностью, взаимосвязанностью составляющих ее элементов [7].
Взяв за основу экономико-географические условия и национальный состав как признак, регион — это область, район, территория, часть страны, отличающаяся совокупностью естественных или исторически сложившихся экономико-географических условий и национальным составом населения; группа близлежащих стран, представляющая собой отдельный экономико-географический район, обладающий общими признаками, отличающими этот район от других районов [8];
Общность народнохозяйственных задач позволяет Н.Н. Некрасову [9], определить регион как крупную территорию страны с более или менее однородными природными условиями и характерной направленностью развития производительных сил на основе сочетания комплекса природных ресурсов с соответствующей сложившейся и перспективной материальнотехнической базой, производственной и социальной инфраструктурой
В Концепции стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации (2005) регионы рассматриваются как культурные и социально-экономические образования, выстраиваемые на основе общей социальной и хозяйственной жизни поверх старых административных границ [10].
В географии, регион — это комплекс, состоящий из земли, воз-духа, флоры, фауны и человеческого населения, кото-рые могут рассматриваться в их особых отношениях друг с другом и которые составляют вместе опреде-ленную и характерную часть поверхности земли [11].
В политологической литературе, регион — выражение отличительной политической самобыт-ности, которая может принимать самые различные политические формы, отражающие демократическую волю каждого региона принимать ту форму политичес-кой организации, которую он сочтет предпочтительной [12].
Философское понимание региона: регион — аналог особого «мира» с присущими только ему менталитетом, образом мышления, традициями, мировоззрением и мироощущением [13].
А.К. Костин, анализируя различные определения региона, уточняет для педагогики: «...понимание региона как территориальной и социально-культурной общности, представляющей уникальное сочетание природных, экономических, социальных и политических процессов, обеспечивающей социальное воспроизводство в биоэкологическом, экономическом, образовательном, научном, социокультурном и других аспектах» [14, с.29].
И.Г. Металова отмечает, что в педагогике, регион — единый целостный образовательный комплекс, интегрирующий в себе весь образовательный потенциал административно-территориальной структуры, его кадровые, научно-методические, материально-технические и прочие составляющие [15, с.20].
О.В. Козловская отмечает, что любой регион представляет собой территорию, но одного территориального компонента недостаточно, чтобы назвать территорию регионом. Необходимая предпосылка формирования региона на определенной территории - наличие специфики экономического, этнографического, конфессионального, социально-культурного состава.
Анализ понятия «регион» позволяет нам опираться в исследовании на интегрированное
определение А. Маркусена (Магк^еп): «регион — это исторически эволюционирующее компактное территориальное сообщество, которое содержит в себе физическое окружение, соци-оэкономическую, политическую и культурную среду, а также пространственную структуру, отличную от иных регионов и территориальных единиц, таких как город или нация» [16].
На региональное образование оказывает влияние народная педагогика, воззрения философов, педагогические традиции местного населения. По мнению Б.С.Гершунского, образовательно-воспитательные и развивающие функции свойственны любому виду искусства, литературы, средствам массовой информации, семье. Педагогами становятся государственные и политические деятели любого ранга, руководители больших и ма-лых предприятий. «Для философии образования практикой, по существу является и сфера деятельности политиков, определяющих социально и экономически значимые направления развития образования в единстве с развития всех остальных жизненно-важных сфер общества» [17].
Проблема профессиональной ориентации не является новой для нашей страны. Появление профориентации в России в начале XX века было обусловлено интенсивным техническим перевооружением промышленности, развитием техники и участием России в I Мировой войне. Стране требовались профессионально пригодные люди, обладающими определенными способностями, качествами, которые могли быстро и правильно решать поставленные задачи. В Советской России — СССР наблюдались как «подъемы» (1917-1936 г.г.), так и запреты профориентации (1937 — конец 50-х г.г.), периоды развития (1960-1984 г.г.) и «расцвета» (1984-1990 г.г.) профессиональной ориентации. В целом в СССР уделялось огромное внимание профориентации, которое было обусловлено потребностью страны в квалифицированных кадрах, в том числе и рабочих, и в профориентации в то время на первый план выходят потребности народного хозяйства, общества. Сегодня же в профориентации на первый план выходит развитие личности школьника, студента, специалиста, соотнесение ею своих возможностей и потребностей общества, необходимость быстрой переориентации с одного вида профессиональной деятельности на другой [18].
Стоит напомнить, что состояние здоровья школьника-подростка — решающий фактор при решении вопросов его профессионального обучения и рационального трудоустройства. Необходимо, чтобы избранная профессия соответствовала возможностям здоровья школьника, так как современные профессии предъявляют в процессе труда к организму работника специфические, часто жесткие профессиональные требования, предполага-
ющие развитие у него достаточного уровня определенных качеств [19].
Ранее проведенный анализ определений понятия «профессиональная ориентация» говорит о его эволюции и тесной связи с процессами, протекающими в обществе.
Сегодня, профессиональная ориентация, на наш взгляд — это система взаимодействия личности и общества (в первую очередь, образования как социального института), способствующая развитию и соотнесению способностей, склонностей, интересов, индивидуально-психологических и физиологических особенностей личности с потребностями общества, ее профессиональному самоопределению на протяжении всей «профессиональной жизни».
В современных условиях вопрос профессиональной ориентации молодежи актуален как в масштабах нашей страны, так и в рамках конкретного региона. Причем эта проблема выходит за пределы региональной системы образования. Здесь важно взаимодействие
региональных образовательных организаций с промышленностью, учреждения культуры и здравоохранения, органами власти и т.п.
При том нельзя забывать, что регион содержит в себе физическое окружение, социо-экономическую, политическую и культурную среду, в котором осуществляется развитие личности.
Как подчеркивал Л.С. Выготский, в каждый момент времени склады-вается «определенная социальная ситуация, которая определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые свойства личности, черпая из социальной действительности как из ос-новного источника развития тот путь, по которому социальное становится индивидуальным».
Вспомнив мысль У. Айзарда, что «регион детерминирован тем вопросом, изучением которого мы занимаемся», в дальнейшее наша работа будет направлена на исследование профориентационных возможностей региона в контексте его особенностей.
7
8
9.
10.
11.
12
13
14
15
16
17
18 19
2.
3.
4.
ЛИТЕРАТУРА
Гессен С.И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию: Учеб.пособие для вузов / Отв.ред. и сост. П.В.Алексеев. - М. : Школа-Пресс, 1995. - 448 с.
Бордовская Н.В., Реан А. А. Педагогика: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2006. - 304 с.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями).
Изард У Методы регионального анализа: введение в науку о регионах: Сокр. пер. с англ. - М.: Прогресс, 1966. - 659 с. Большая советская энциклопедия [Электронный ресурс]. Режим доступа Ы:1р://81оуаи.уа^ех.ги/~книги/БСЭ/~Ре/ (дата обращения: 15.02.2014).
Указ Президента Российской Федерации от 3 июня 1996 года № 803 «Об основных положения региональной политики в Российской Федерации».
Кистанов В.В., Копылов Н.В. Региональная экономика России: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2002. - С.25. Глоссарий.ги [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.g1ossary.ru/ (дата обращения: 15.02.2014).
Некрасов Н.Н. Региональная экономика: Теория, проблемы, методы. 2-е изд. - М.: Экономика, 1978. - 342 с.
Концепция Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации / Министерство регионального развития РФ, июнь 2005 г.
MackinderH.J. Democratic Ideals and Reality. Washington, 1996. Цит. по: Макарычев A. Влияние зарубежных концепций на развитие российского регионализма: возможности и пределы заимствования // JFDP [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kennan.yar.ru/materi a1s/profi2/part1/sect45.htm (дата обращения: 15.02.2014).
Декларация о регионализме в Европе. Цит. по: Коваленко Е.Г. Региональная экономика и управление: Учеб. пособие. -СПб.: Питер, 2005. - С.21-22.
Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм: XV - XVIII вв. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.auditorium.ru/ books/2021/goto.cgi-13+283+ brod.htm (дата обращения: 15.02.2014).
Костин А.К. Регионализация образования - стратегическое направление образовательной политики / А.К. Костин // Педагогика. - 2005. - № 8.
Металова И.Г. Регионализация профессиональной подготовки учителя сельской школы в вузе (на примере Республики Чувашия). Автореф. ... дис. д-ра пед. наук, М., 2009.
Markusen A. Regions: Economics and Politics of Territory. Rowman and Littlefield Publishers, 1987. P. 17
Гершунский Б.С. Философия образования для XX в.: Учебное пособие для самообразо-вания. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 512 с.
Тарлавский В.И. Профессиональная ориентация школьников: здоровьесберегающий компонент / В.И. Тарлавский // Культура физическая и здоровье. - Воронеж, 2011. - №6(36). - С.48-50.
Тарлавский В.И. Становление профессиональной ориентации в отечественном образовании / В.И. Тарлавский // Перспективы науки, 2011. - №12 (27). - С.77-79.
REFERENCES
Gessen S.I. Osnovy pedagogiki: Vvedenie v prikladnuiu filosofiiu: Ucheb.posobie dlia vuzov [Basics of pedagogy: Introduction to applied philosophy: Textbooks for universities]. Moscow, Shkola-Press, 1995. 448 p.
Bordovskaia N.V, Rean A. A. Pedagogika: Uchebnoeposobie [Education: a Training manual]. Saint Petersburg, Piter, 2006. 304 p. Federal law of 29 December 2012 № 273-FZ "On education in the Russian Federation" (with changes and additions).
Izard U. Metody regional'nogo analiza: vvedenie v nauku o regionakh [Methods of regional analysis: introduction to the science of regions]. Moscow, Progress, 1966. 659 p.
Bolshaia sovetskaia entsiklopediia [The great Soviet encyclopedia]. Available at: http://slovari.yandex.ru/~knigi/BSE/~Re/ (accessed 15 February 2014).
Decree of the President of the Russian Federation of June 3, 1996 № 803 «On the main provisions of the regional policy in the
б
Russian Federation».
7. Kistanov V.V., Kopylov N.V. Regional'naia ekonomika Rossii: Uchebnik [Regional economy of Russia: Textbook]. Moscow, Finansy i statistika, 2002. p.25.
8. Glossarii.ru. Available at: http://www.glossary.ru/ (accessed 15 February 2014).
9. Nekrasov N.N. Regional'naia ekonomika: Teoriia, problemy, metody [Regional Economics: Theory, problems and methods]. Moscow, Ekonomika, 1978. 342 p.
10. The concept of socio-economic development of regions of the Russian Federation, Ministry of regional development of the Russian Federation, June 2005.
11. MackinderH.J. Democratic Ideals and Reality. Washington, 1996. Tsit. po: Makarychev A. Vliianie zarubezhnykh kontseptsii na razvitie rossiiskogo regionalizma: vozmozhnosti ipredely zaimstvovaniia // JFDP. Available at: http://www.kennan.yar.ru/materi als/ profi2/part1/sect45.htm (accessed 15 February 2014).
12. Deklaratsiia o regionalizme v Evrope [Declaration on regionalism in Europe]. Tsit. po: Kovalenko E.G. Regional'naia ekonomika i upravlenie: Ucheb. posobie [Cit. by: E.G.Kovalenko. Regional Economics and management: Textbook. manual]. Saint Petersburg, Piter, 2005, pp.21-22.
13. Brodel' F. Material'naia tsivilizatsiia, ekonomika i kapitalizm: XV - XVIII vv. [Material civilization, economy and capitalism : the XV - XVIII centuries. Available at: http://www.auditorium.ru/books/2021/goto.cgi-13+283+brod.htm (accessed 15 February 2014).
14. Kostin A.K. Regionalization of the education strategic direction of educational policy. Pedagogika - Pedagogy, 2005. - № 8.
15. Metalova I.G. Regionalizatsiia professional'noi podgotovki uchitelia sel'skoi shkoly v vuze (na primere Respubliki Chuvashiia). Avtoref. ... diss. d-ra ped. nauk [Regionalization of education as a strategic direction of educational policy (for example, the Republic of Chuvashia). Avtoref. ... diss. Dr. Ped. Sciences]. Moscow, 2009.
16. Markusen A. Regions: Economics and Politics of Territory. Rowman and Littlefield Publishers, 1987. P. 17
17. Gershunskii B.S. Filosofiia obrazovaniia dlia XX v.: Uchebnoeposobie dlia samoobrazovaniia [Philosophy of education for the XX century: a manual for self-education]. Moscow, Pedagogicheskoe obshchestvo Rossii, 2002. 512 p.
18. Tarlavskii V.I. Professional orientation of pupils: health component. Kul'tura fizicheskaia i zdorov'e - Physical Culture and Health. Voronezh, 2011, no.6(36), pp.48-50 (in Russian).
19. Tarlavskii V.I. Development of professional orientation in the national education. Perspektivy nauki - Prospects of science, 2011, no.12(27), pp.77-79 (in Russian).
Информация об авторе
Тарлавский Валерий Ильич
(Россия, Воронеж)
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры.
Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина. E-mail: [email protected]
Information about the author
Tarlavskii Valerii Il'ich
(Russia, Voronezh)
Ph.D. in Pedagogy, Associate Professor of Depertment. Zhukovsky-Gagarin Air Force Academy.
E-mail: [email protected]