Научная статья на тему 'Региональная система образования: профориентационные возможности'

Региональная система образования: профориентационные возможности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
326
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / РЕГИОН / РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / PROFESSIONAL ORIENTATION. / EDUCATION / REGION / REGIONAL SYSTEM OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тарлавский Валерий Ильич

Профессиональная ориентация молодежи как система взаимодействия личности и образования функционирует в контексте особенностей региона и регионального образования, которые, в то же время, обладают возможностями для ее развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regional system of education: professional orientation opportunities

Professional orientation of young people as a system of interaction of a person and education functions in the context of the characteristics of the region and of the regional education, which at the same time, have the potential for its development.

Текст научной работы на тему «Региональная система образования: профориентационные возможности»

УДК 3 7; 37.047

В. И. Тарлавский

Региональная система образования: профориентационные возможности

Профессиональная ориентация молодежи как система взаимодействия личности и образования функционирует в контексте особенностей региона, и регионального образования,которые, в то же время, обладают возможностями для ее развития.

Ключевые слова: образование, регион, региональная система образования,

профессиональная ориентация.

V. I. Tarlavskii

Regional system of education: professional orientation opportunities

Professional orientation of young people as a system of interaction of a person and education functions in the context of the characteristics of the region and of the regional education, which at the same time,have the potential for its development.

Keywords: education, region, regional system of education, professional orientation.

«... пока школа — общеобразовательная, профессиональная, высшая — не станет фактором развития региона, пока она не повернется к его задачам и потребностям, пока не будет работать на его нужды, не обретет региональное лицо, она всегда будет «в остатке» — финансирования, материально-технического обеспечения, общественного, административного внимания и т.д.»

(Днепров Э.Д., 1992 г.)

ценностей. Содержание образования черпается и пополняется из наследия культуры и науки, а также из жизни и практики человека. То есть образование является социокультурным феноменом и выполняет социокультурные функции. Поэтому образование становится необходимым и важным фактором развития как отдельных сфер (экономики, политики, культуры), так и всего общества. Они выделяют ряд социокультурных функций и развивающийся потенциал современного образования:

1. Образование — это один из оптимальных и интенсивных способов вхождения человека в мир науки и культуры.

2. Образование как практика социализации человека и преемственности поколений.

3. Образование является механизмом формирования общественной и духовной жизни человека и отраслью массового духовного производства.

4. Образование как процесс трансляции культурно-оформленных образцов человеческой деятельности.

5. Образование как функция развития региональных систем и национальных традиций.

бразование, являясь одной из основных категорий педагогической науки, Vкак сторона жизни любого общества и каждого индивида выступает как социальное явление. Образование стало особой социальной сферой с тех времен, когда процесс передачи знаний и опыта выделился в отдельное направление деятельности лиц, занимающихся воспитанием и обучением. В жизни любого общества место образования во многом определяется тем, какую роль играют в развитии социума знания людей, их опыт, умения, профессиональные и личностные качества.

С.И. Гессен, считавший педагогику философией по существу, отмечал: «Вряд ли кто будет оспаривать, что цели образования тесно связаны с целями жизни данного общества. Жизнь определяет образование, и обратно — образование воздействует на жизнь. Понять систему образования данного общества — значит понять строй его жизни» [1, с. 25].

Н.В. Бордовская, А.А. Реан [2, с. 62-67] определяют образование как процесс передачи накопленных поколениями знаний и культурных

6. Образование является тем социальным институтом, через который передаются и воплощаются базовые культурные ценности и цели развития общества.

7. Образование в качестве активного ускорителя культурных перемен и преобразований в общественной жизни и в отдельном человеке.

Образование как социокультурный феномен отражает состояние и перспективы развития общества, влияет на него, а оно, в то же время влияет на функционирование и развитие образования.

Мы разделяем точку зрения П.И. Пидка-систого, который считает, что, образование выступает, с одной стороны, как социальный институт, выполняющий цивилизационную (экономическую, социальную, гуманитарную и культурную) функцию в обществе, а с другой стороны - как процесс трансляции социального опыта от предыдущих поколений к последующим, способствующий формированию разносторонних (интеллектуальных, нравственных, эстетических, эмоциональных и физических) качеств и направленности личности.

С одной стороны, необходимо учитывать то, что в главе 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» указано, что система образования включает в себя:

1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности;

2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;

4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;

5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования [3].

С другой стороны, система образования является одним из основных социальных институтов, важнейшей сферой становления личности, исторически сложившейся национальной системой образовательных учреждений и органов управления ими, действующей в интересах воспитания подрастающих поколений, подготовки их к самостоятельной жизни и профессиональ-

ной деятельности, а также удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей (по Пидкасистому П.И.).

Развитие системы образования, по мнению

Э.Д. Днепрова, определяется тремя основными факторами:

- социальным заказом;

- образовательной средой;

- потенциалом самой образовательной системы.

Многочисленные исследования по географии, политологии, педагогике, экономике, философии свидетельствуют о межпредметном характере понятия «регион».

Прежде чем перейти к анализу этого понятия, стоит привести мнение известного американского регионалиста У. Айзарда, который считает, что по мере углубления в чисто пространственное теоретизирование, регион как дефиниция исчезает вообще и появляется лишь в связи с конкретизацией задачи. Иначе говоря, «иерархию регионов определяет только научная проблема... Регион детерминирован тем вопросом, изучением которого мы занимаемся» [4, с. 28-29].

В Большой советской энциклопедии термин «регион» (от лат. regio — страна, область) — крупная индивидуальная территориальная единица (например, природная, экономическая, политическая и др.). Региональный — относящийся к какой-либо определенной территории (району, области, стране, группе стран) [5].

В современном правовом поле действует Указ Президента Российской Федерации от 3 июня 1996 года N 803 «Об основных положения региональной политики в Российской Федерации», который сообщает нам, что «под регионом понимается часть территории Российской Федерации, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий. Регион может совпадать с границами территории субъекта Российской Федерации либо объединять территории нескольких субъектов Российской Федерации» [6]. Сегодня в России понятие «регион» является синонимичным понятию «субъект РФ».

Очевидно, что регион — определенная территория, отличающаяся от других территорий по ряду признаков и обладающая некоторой целостностью, взаимосвязанностью составляющих ее элементов [7].

Взяв за основу экономико-географические условия и национальный состав как признак, регион — это область, район, территория, часть страны, отличающаяся совокупностью естественных или исторически сложившихся экономико-географических условий и национальным составом населения; группа близлежащих стран, представляющая собой отдельный экономико-географический район, обладающий общими признаками, отличающими этот район от других районов [8];

Общность народнохозяйственных задач позволяет Н.Н. Некрасову [9], определить регион как крупную территорию страны с более или менее однородными природными условиями и характерной направленностью развития производительных сил на основе сочетания комплекса природных ресурсов с соответствующей сложившейся и перспективной материальнотехнической базой, производственной и социальной инфраструктурой

В Концепции стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации (2005) регионы рассматриваются как культурные и социально-экономические образования, выстраиваемые на основе общей социальной и хозяйственной жизни поверх старых административных границ [10].

В географии, регион — это комплекс, состоящий из земли, воз-духа, флоры, фауны и человеческого населения, кото-рые могут рассматриваться в их особых отношениях друг с другом и которые составляют вместе опреде-ленную и характерную часть поверхности земли [11].

В политологической литературе, регион — выражение отличительной политической самобыт-ности, которая может принимать самые различные политические формы, отражающие демократическую волю каждого региона принимать ту форму политичес-кой организации, которую он сочтет предпочтительной [12].

Философское понимание региона: регион — аналог особого «мира» с присущими только ему менталитетом, образом мышления, традициями, мировоззрением и мироощущением [13].

А.К. Костин, анализируя различные определения региона, уточняет для педагогики: «...понимание региона как территориальной и социально-культурной общности, представляющей уникальное сочетание природных, экономических, социальных и политических процессов, обеспечивающей социальное воспроизводство в биоэкологическом, экономическом, образовательном, научном, социокультурном и других аспектах» [14, с.29].

И.Г. Металова отмечает, что в педагогике, регион — единый целостный образовательный комплекс, интегрирующий в себе весь образовательный потенциал административно-территориальной структуры, его кадровые, научно-методические, материально-технические и прочие составляющие [15, с.20].

О.В. Козловская отмечает, что любой регион представляет собой территорию, но одного территориального компонента недостаточно, чтобы назвать территорию регионом. Необходимая предпосылка формирования региона на определенной территории - наличие специфики экономического, этнографического, конфессионального, социально-культурного состава.

Анализ понятия «регион» позволяет нам опираться в исследовании на интегрированное

определение А. Маркусена (Магк^еп): «регион — это исторически эволюционирующее компактное территориальное сообщество, которое содержит в себе физическое окружение, соци-оэкономическую, политическую и культурную среду, а также пространственную структуру, отличную от иных регионов и территориальных единиц, таких как город или нация» [16].

На региональное образование оказывает влияние народная педагогика, воззрения философов, педагогические традиции местного населения. По мнению Б.С.Гершунского, образовательно-воспитательные и развивающие функции свойственны любому виду искусства, литературы, средствам массовой информации, семье. Педагогами становятся государственные и политические деятели любого ранга, руководители больших и ма-лых предприятий. «Для философии образования практикой, по существу является и сфера деятельности политиков, определяющих социально и экономически значимые направления развития образования в единстве с развития всех остальных жизненно-важных сфер общества» [17].

Проблема профессиональной ориентации не является новой для нашей страны. Появление профориентации в России в начале XX века было обусловлено интенсивным техническим перевооружением промышленности, развитием техники и участием России в I Мировой войне. Стране требовались профессионально пригодные люди, обладающими определенными способностями, качествами, которые могли быстро и правильно решать поставленные задачи. В Советской России — СССР наблюдались как «подъемы» (1917-1936 г.г.), так и запреты профориентации (1937 — конец 50-х г.г.), периоды развития (1960-1984 г.г.) и «расцвета» (1984-1990 г.г.) профессиональной ориентации. В целом в СССР уделялось огромное внимание профориентации, которое было обусловлено потребностью страны в квалифицированных кадрах, в том числе и рабочих, и в профориентации в то время на первый план выходят потребности народного хозяйства, общества. Сегодня же в профориентации на первый план выходит развитие личности школьника, студента, специалиста, соотнесение ею своих возможностей и потребностей общества, необходимость быстрой переориентации с одного вида профессиональной деятельности на другой [18].

Стоит напомнить, что состояние здоровья школьника-подростка — решающий фактор при решении вопросов его профессионального обучения и рационального трудоустройства. Необходимо, чтобы избранная профессия соответствовала возможностям здоровья школьника, так как современные профессии предъявляют в процессе труда к организму работника специфические, часто жесткие профессиональные требования, предполага-

ющие развитие у него достаточного уровня определенных качеств [19].

Ранее проведенный анализ определений понятия «профессиональная ориентация» говорит о его эволюции и тесной связи с процессами, протекающими в обществе.

Сегодня, профессиональная ориентация, на наш взгляд — это система взаимодействия личности и общества (в первую очередь, образования как социального института), способствующая развитию и соотнесению способностей, склонностей, интересов, индивидуально-психологических и физиологических особенностей личности с потребностями общества, ее профессиональному самоопределению на протяжении всей «профессиональной жизни».

В современных условиях вопрос профессиональной ориентации молодежи актуален как в масштабах нашей страны, так и в рамках конкретного региона. Причем эта проблема выходит за пределы региональной системы образования. Здесь важно взаимодействие

региональных образовательных организаций с промышленностью, учреждения культуры и здравоохранения, органами власти и т.п.

При том нельзя забывать, что регион содержит в себе физическое окружение, социо-экономическую, политическую и культурную среду, в котором осуществляется развитие личности.

Как подчеркивал Л.С. Выготский, в каждый момент времени склады-вается «определенная социальная ситуация, которая определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые свойства личности, черпая из социальной действительности как из ос-новного источника развития тот путь, по которому социальное становится индивидуальным».

Вспомнив мысль У. Айзарда, что «регион детерминирован тем вопросом, изучением которого мы занимаемся», в дальнейшее наша работа будет направлена на исследование профориентационных возможностей региона в контексте его особенностей.

7

8

9.

10.

11.

12

13

14

15

16

17

18 19

2.

3.

4.

ЛИТЕРАТУРА

Гессен С.И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию: Учеб.пособие для вузов / Отв.ред. и сост. П.В.Алексеев. - М. : Школа-Пресс, 1995. - 448 с.

Бордовская Н.В., Реан А. А. Педагогика: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2006. - 304 с.

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями).

Изард У Методы регионального анализа: введение в науку о регионах: Сокр. пер. с англ. - М.: Прогресс, 1966. - 659 с. Большая советская энциклопедия [Электронный ресурс]. Режим доступа Ы:1р://81оуаи.уа^ех.ги/~книги/БСЭ/~Ре/ (дата обращения: 15.02.2014).

Указ Президента Российской Федерации от 3 июня 1996 года № 803 «Об основных положения региональной политики в Российской Федерации».

Кистанов В.В., Копылов Н.В. Региональная экономика России: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2002. - С.25. Глоссарий.ги [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.g1ossary.ru/ (дата обращения: 15.02.2014).

Некрасов Н.Н. Региональная экономика: Теория, проблемы, методы. 2-е изд. - М.: Экономика, 1978. - 342 с.

Концепция Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации / Министерство регионального развития РФ, июнь 2005 г.

MackinderH.J. Democratic Ideals and Reality. Washington, 1996. Цит. по: Макарычев A. Влияние зарубежных концепций на развитие российского регионализма: возможности и пределы заимствования // JFDP [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kennan.yar.ru/materi a1s/profi2/part1/sect45.htm (дата обращения: 15.02.2014).

Декларация о регионализме в Европе. Цит. по: Коваленко Е.Г. Региональная экономика и управление: Учеб. пособие. -СПб.: Питер, 2005. - С.21-22.

Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм: XV - XVIII вв. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.auditorium.ru/ books/2021/goto.cgi-13+283+ brod.htm (дата обращения: 15.02.2014).

Костин А.К. Регионализация образования - стратегическое направление образовательной политики / А.К. Костин // Педагогика. - 2005. - № 8.

Металова И.Г. Регионализация профессиональной подготовки учителя сельской школы в вузе (на примере Республики Чувашия). Автореф. ... дис. д-ра пед. наук, М., 2009.

Markusen A. Regions: Economics and Politics of Territory. Rowman and Littlefield Publishers, 1987. P. 17

Гершунский Б.С. Философия образования для XX в.: Учебное пособие для самообразо-вания. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 512 с.

Тарлавский В.И. Профессиональная ориентация школьников: здоровьесберегающий компонент / В.И. Тарлавский // Культура физическая и здоровье. - Воронеж, 2011. - №6(36). - С.48-50.

Тарлавский В.И. Становление профессиональной ориентации в отечественном образовании / В.И. Тарлавский // Перспективы науки, 2011. - №12 (27). - С.77-79.

REFERENCES

Gessen S.I. Osnovy pedagogiki: Vvedenie v prikladnuiu filosofiiu: Ucheb.posobie dlia vuzov [Basics of pedagogy: Introduction to applied philosophy: Textbooks for universities]. Moscow, Shkola-Press, 1995. 448 p.

Bordovskaia N.V, Rean A. A. Pedagogika: Uchebnoeposobie [Education: a Training manual]. Saint Petersburg, Piter, 2006. 304 p. Federal law of 29 December 2012 № 273-FZ "On education in the Russian Federation" (with changes and additions).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Izard U. Metody regional'nogo analiza: vvedenie v nauku o regionakh [Methods of regional analysis: introduction to the science of regions]. Moscow, Progress, 1966. 659 p.

Bolshaia sovetskaia entsiklopediia [The great Soviet encyclopedia]. Available at: http://slovari.yandex.ru/~knigi/BSE/~Re/ (accessed 15 February 2014).

Decree of the President of the Russian Federation of June 3, 1996 № 803 «On the main provisions of the regional policy in the

б

Russian Federation».

7. Kistanov V.V., Kopylov N.V. Regional'naia ekonomika Rossii: Uchebnik [Regional economy of Russia: Textbook]. Moscow, Finansy i statistika, 2002. p.25.

8. Glossarii.ru. Available at: http://www.glossary.ru/ (accessed 15 February 2014).

9. Nekrasov N.N. Regional'naia ekonomika: Teoriia, problemy, metody [Regional Economics: Theory, problems and methods]. Moscow, Ekonomika, 1978. 342 p.

10. The concept of socio-economic development of regions of the Russian Federation, Ministry of regional development of the Russian Federation, June 2005.

11. MackinderH.J. Democratic Ideals and Reality. Washington, 1996. Tsit. po: Makarychev A. Vliianie zarubezhnykh kontseptsii na razvitie rossiiskogo regionalizma: vozmozhnosti ipredely zaimstvovaniia // JFDP. Available at: http://www.kennan.yar.ru/materi als/ profi2/part1/sect45.htm (accessed 15 February 2014).

12. Deklaratsiia o regionalizme v Evrope [Declaration on regionalism in Europe]. Tsit. po: Kovalenko E.G. Regional'naia ekonomika i upravlenie: Ucheb. posobie [Cit. by: E.G.Kovalenko. Regional Economics and management: Textbook. manual]. Saint Petersburg, Piter, 2005, pp.21-22.

13. Brodel' F. Material'naia tsivilizatsiia, ekonomika i kapitalizm: XV - XVIII vv. [Material civilization, economy and capitalism : the XV - XVIII centuries. Available at: http://www.auditorium.ru/books/2021/goto.cgi-13+283+brod.htm (accessed 15 February 2014).

14. Kostin A.K. Regionalization of the education strategic direction of educational policy. Pedagogika - Pedagogy, 2005. - № 8.

15. Metalova I.G. Regionalizatsiia professional'noi podgotovki uchitelia sel'skoi shkoly v vuze (na primere Respubliki Chuvashiia). Avtoref. ... diss. d-ra ped. nauk [Regionalization of education as a strategic direction of educational policy (for example, the Republic of Chuvashia). Avtoref. ... diss. Dr. Ped. Sciences]. Moscow, 2009.

16. Markusen A. Regions: Economics and Politics of Territory. Rowman and Littlefield Publishers, 1987. P. 17

17. Gershunskii B.S. Filosofiia obrazovaniia dlia XX v.: Uchebnoeposobie dlia samoobrazovaniia [Philosophy of education for the XX century: a manual for self-education]. Moscow, Pedagogicheskoe obshchestvo Rossii, 2002. 512 p.

18. Tarlavskii V.I. Professional orientation of pupils: health component. Kul'tura fizicheskaia i zdorov'e - Physical Culture and Health. Voronezh, 2011, no.6(36), pp.48-50 (in Russian).

19. Tarlavskii V.I. Development of professional orientation in the national education. Perspektivy nauki - Prospects of science, 2011, no.12(27), pp.77-79 (in Russian).

Информация об авторе

Тарлавский Валерий Ильич

(Россия, Воронеж)

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры.

Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина. E-mail: [email protected]

Information about the author

Tarlavskii Valerii Il'ich

(Russia, Voronezh)

Ph.D. in Pedagogy, Associate Professor of Depertment. Zhukovsky-Gagarin Air Force Academy.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.