Научная статья на тему 'К вопросу о профориентации в условиях непрерывного образования'

К вопросу о профориентации в условиях непрерывного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
809
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ВЫБОР ПРОФЕССИИ / ДОВУЗОВСКИЙ / ВУЗОВСКИЙ И ПОСЛЕВУЗОВСКИЙ ЭТАПЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / CONTINUOUS EDUCATION / PROFESSIONAL ORIENTATION / CAREER CHOICE / PRE-UNIVERSITY / UNDERGRADUATE AND POSTGRADUATE STAGES OF CONTINUOUS EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тарлавский Валерий Ильич

Термин «непрерывное образование» впервые был употреблен в конце 70-х годов 20 века. В статье рассматривается сущность данного понятия, ступени и этапы непрерывного образования; высказывается суждение, что школьная профориентация является важным элементом «конструкции» непрерывного образования. Но вместе с тем, не менее важен уровень отраслевой профориентации в контексте непрерывного отраслевого образования региона, где специалисты выделяют довузовский, вузовский и послевузовский этапы. Ядром отраслевой региональной профориентации являются отраслевые региональные вузы. Важно создать условия для развития профессиональной направленности личности школьника, студента, молодого специалиста с целью повышения качества подготовки выпускников вузов и их дальнейшего профессионального развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о профориентации в условиях непрерывного образования»

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive16/16-06/ Дата публикации: 1.01.2017

удк 324)14". 37-4°. В. И. Тарлавский

К вопросу о профориентации в условиях непрерывного образования*

Термин «непрерывное образование» впервые был употреблен в конце 70-х годов 20 века. В статье рассматривается сущность данного понятия, ступени и этапы непрерывного образования; высказывается суждение, что школьная профориентация является важным элементом «конструкции» непрерывного образования. Но вместе с тем, не менее важен уровень отраслевой профориентации в контексте непрерывного отраслевого образования региона, где специалисты выделяют довузовский, вузовский и послевузовский этапы. Ядром отраслевой региональной профориентации являются отраслевые региональные вузы. Важно создать условия для развития профессиональной направленности личности школьника, студента, молодого специалиста с целью повышения качества подготовки выпускников вузов и их дальнейшего профессионального развития.

Ключевые слова: непрерывное образование, профессиональная ориентация, выбор профессии, довузовский, вузовский и послевузовский этапы непрерывного образования

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ и Воронежской области в рамках научного проекта № 15-16-36001

Perspectives of Science & Education. 2016. 6 (24)

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive16/16-06/ Accepted: 1 December 2016 Published: 1 January 2017 No. 6 (24). pp. 37-40.

V. I . Ta r lavs ky

The issue of career guidance in the context of lifelong education

The term "continuing education" was first used in the late 70-ies of the 20th century. The article deals with the essence of the concept, steps and stages of lifelong education; expresses the opinion that the school career guidance is an important element of the "design" of continuing education. However, equally important is the level of industry guidance in the context of an ongoing industry education in the region, where experts identify pre-University, undergraduate and postgraduate stages. The regional-sectoral career guidance industry are regional universities. It is important to create conditions for the development of professional orientation of personality of a pupil, student, young professional with the aim of improving the quality of training of University graduates and their further professional development.

Keywords: continuous education, professional orientation, career choice, pre-University, undergraduate and postgraduate stages of continuous education

А /*1 рофориентация - междисциплинарная об-I/ I ласть. Педагогика, психология, социология, г / экономика исследуют проблемы профориентации. В.Д. Симоненко пишет: «Профориентация является педагогической по методам, социальной по содержанию, экономической по результатам и государственной по организации работы» [2].

Профессиональная ориентация, по мнению С.Н. Чистяковой и Н.Ф. Родичева, трактуется как

система равноправного взаимодействия личности и общества (различные социальные институты, ответственные за решение данной проблемы) на определенных этапах развития человека, оптимально соответствующая его личностным особенностям и запросам рынка труда в конкурентоспособных кадрах. Профессиональная ориентация сегодня, с одной стороны, должна решать «проблемы» человека в адекватном вы-

боре профессии, с другой - «проблемы» рынка труда страны, региона.

«Профессиональная ориентация молодежи осуществляется в системе непрерывного образования. Ее цель - оказание психолого-педагогической поддержки школьникам и другим категориям учащейся молодежи в проектировании и реализации образовательно-профессионального маршрута через систему непрерывного образования (общеобразовательная школа, среднее и высшее профессиональное образование) с использованием ресурсов профориентационно значимого партнерства образовательных учреждений с профессионально-производственным и социокультурным территориальным окружением» (С.Н. Чистякова [4]).

Вместе с тем, в российской национальной системе образования идея непрерывности образования получила новый толчок в развитии после 1917 года, чему способствовало формирование новой системы непрерывного профессионального образования. Появлялись новые формы и виды образовательных учреждений, в том числе и для образования взрослых, повышения квалификации работающих и дополнительного образования. К концу 1960-х годов концепция непрерывного образования на территории нашей страны была выстроена в усеченном виде. Но сама идея обучения через всю жизнь не была поддержана государственными ресурсами и не стала центральной концепцией системы образования. Эпизодические обращения к этой проблеме были основаны скорее на интуиции отдельных ученых и практиков. Доминирующей стала идея непрерывного профессионального образования в различных отраслях народного хозяйства [3].

В.И. Маслов [1], обобщая точки зрения различных авторов и разработчиков ряда официальных документов на проблему непрерывного образования и сущность данного явления, формулирует следующие выводы:

1. Непрерывное образование (НО) - приоритетная проблема, вызванная к жизни современным этапом научно-технического развития и теми политическими, социально-экономическими и культурологическими изменениями, которые происходят в нашей стране. Она находится в стадии глубокого осмысления философами, социологами, педагогами, экономистами и представителями других наук.

2. Наметились два диаметрально противоположных отношения к непрерывному образованию - от полного его неприятия и объявления очередной утопией до определения НО как главной, а может быть и единственной продуктивной педагогической идеей современного этапа мирового развития. Сторонников последнего больше и их позиция аргументированнее.

3. Просматриваются три главных аспекта (при акцентировании на тех или иных характеристиках и показателях) сущности НО:

а) первый, традиционный, когда в НО видят профессиональное образование взрослых, потребность в котором вызвана необходимой компенсацией знаний и умений, недополученных в ходе учебы, как своеобразный ответ на технологических прогресс, поставивший труд человека в состояние функциональной безграмотности. Это по сути - компенсаторное, дополнительное образование, часть «конечного» образования (т.е. «образования на всю жизнь»);

б) сторонники второго подхода рассматривают явление образования как пожизненный процесс («учиться всю жизнь») и отдают предпочтение педагогически организованным формальным структурам (кружки, курсы, ФПК, средства массовой информации, заочное и вечернее обучение и т.п.);

в) третий подход наиболее, на наш взгляд, продуктивный, идею пожизненного образования «пропускает» через потребности личность, стремление которой к постоянному познанию себя и окружающего мира становится ее ценностью («образование через всю жизнь»). Целью НО в этом случае становится всестороннее развитие (включая саморазвитие) человека, его биологических, социальных и духовных потенций, а в конечном итоге его "окультуривание", как необходимое условие сохранения и развития культуры общества.

В третьем подходе, особенно в последние годы, особо выделяется деятельностный аспект, при котором НО рассматривается как новый способ образовательной деятельности, обеспечивающий опережающее развитие человека, формирование у него прогностических качеств, но опирающихся на социальную и культурно-историческую ниву.

Н.К. Сергеев и Н.М. Борытко, в свете идей гуманитарно-целостного подхода, выделяют три основных ступени непрерывного образования специалиста, в каждой из которых обнаружилось по два качественно своеобразных этапа.

Первая ступень - выбор профессии, когда происходит ориентация человека в мире профессий, выбор определенного вида деятельности в качестве профессионального труда (на этапе профильного образования в старших классах школы), усвоение мотивационно-психологических и процессуальных компонентов профессиональной деятельности, идентификация социальной роли специалиста с оп-ределенной предметной областью науки, культуры (этап бакалаврской подготовки). Итогом данной ступени непрерывного образования нам видится осмысление профессиональной деятельности как гуманитарной социальной практики, т.е. направленной на удовлетворение потребностей человека, а также самовыражение, самоутверждение и саморазвитие.

Вторая ступень - самоопределение в профессии, овладение сущностными механизмами

Perspectives of Science & Education. 2016. 6 (24)

профессиональной деятельности, готовностью к трансформации социокультурного опыта, поиск (в процессе магистерской подготовки) и утверждение (в послевузовском образовании, в т.ч. — в аспирантуре) своего профессионального стиля, осознание профессиональной деятельности как сфера социальных отношений. Итогом данной ступени представляется концептуальная позиция профессионала, определение системы принципов своей профессиональной деятельности.

Третья ступень - профессиональное саморазвитие, когда авторская концепция специалиста реализуется в системе профессиональной деятельности (авторском опыте, методиках, технологиях, проектах). Здесь процессы осмысления и осознания профессиональной деятельности происходят одновременно и в «точке их встречи» профессионально-личностная позиция специалиста как ценностно-смысловое образование

Исходя из приведенной периодизации, можно сделать вывод, что фундаментом «конструкции» непрерывного образования является первый этап первой ступени - «выбор профессии, когда происходит ориентация человека в мире профессий, выбор определенного вида деятельности в качестве профессионального труда (на этапе профильного образования в старших классах школы)...». Именно этот этап осуществляется в школе и от того, как будет функционировать профессиональная ориентация на этом этапе и зависит эффективность системы непрерывного образования, успешность личности в будущей профессиональной деятельности.

Таким образом, очевидна прямопропорцио-нальная связь между тем, как организована профессиональная ориентация в школе и эффективностью системы непрерывного образования; как человек будет «чувствовать» себя в мире профессий, насколько будет успешен в профессиональной деятельности на протяжении всей жизни.

Вузовский этап непрерывного образования и опыт отраслевой профориентации, например, педагогической, важны для развития профориентации. Результаты исследований в 20 веке стали основанием для разработки «Концепции педагогического образования» (В.А. Сластенин, Н.Д. Никандров, B.C. Ильин, В.А. Кан-Калик, Е.Н. Шиянов), принятой Всесоюзным съездом работников народного образования (1988 г.) в качестве руководящего документа перестройки системы педагогического образования. Обозначен в ней и принцип непрерывности педагогической подготовки, который трактуется как нацеленность довузовского, вузовского и поствузовского эта-

пов подготовки учителя на формирование навыков самообразования и умений ориентироваться во всевозрастающем потоке информации. Готовность к педагогическому самообразованию будет продуктивно развиваться у будущего учителя только в том случае, если будет начинаться на этапе допрофессиональной подготовки, в период обучения в школе, в процессе профориента-ционной работы на педагогическую профессию. Педагогический компонент профпригодности к педагогической деятельности, по данным специалистов по профориентации, определяется уровнем сформированности профессионального самопознания, наличием профессионального интереса, педагогическими способностями, умением выбрать путь для получения педагогического образования.

С.Н. Чистякова считает, что одной из важнейших особенностей современного периода развития отечественной и мировой экономики, которые заставляют по-новому взглянуть на перспективы развития профориентации, является ориентация на постоянное повышение квалификации (в условиях непрерывного образования) и непрекращающиеся карьерные выборы, что делает профориентационную помощь постоянной, сопровождающей всю жизнь человека. В этом смысле, с учетом важности карьерных вопросов для всей жизни и личностного развития человека (профессия часто рассматривается как «главное дело жизни»), профориентационная и профконсультационная помощь должны стать органическим элементом (а может, и первоосновой) любых других видов психологического консультирования. Школьная профориентация является здесь важнейшей основой, которая во многом определяет и дальнейшее карьерное развитие человека.

Таким образом, на наш взгляд, не менее важен уровень отраслевой профориентации в контексте непрерывного отраслевого образования региона.

Видимо, существует необходимость разработки региональных отраслевых профориента-ционных программ (содержание целесообразно разделить на три блока: довузовский, вузовский и послевузовский этапы), ядром которых будут являться отраслевые региональные вузы. Целью таких Программ может явиться создание условий для развития профессиональной направленности личности школьника, студента, молодого специалиста с целью повышения качества подготовки выпускников вузов и их дальнейшего профессионального развития.

литература

1. Маслов В.И. Непрерывное образование: подходы к сущности [Текст] / В. И. Маслов, Н. Н. Зволинская, В. М. Корнилов // Труды ученых ГЦОЛИФКа: 75 лет: Ежегодник. - М., 1993. - С. 102-117.

2. Симоненко В.Д. Профессиональная ориентация учащихся в процессе трудового обучения. Кн. для учителя / В.Д. Симоненко. - М.: Просвещение, 1985. - 223 с.

3. Становление системы непрерывного образования в России: законодательное и экономическое обеспечение. - М.: Издание Государственной Думы, 2010. - 192 с.

4. Чистякова С.Н. Тенденции и ресурсы развития проблемы профессиональной ориентации учащейся молодёжи в современных условиях [Электронный ресурс] // URL: http://www.raop.ru/content/ Otdelenie_professionalnogo _obrazovaniya.2013.06.19.

Информация об авторе Тарлавский Валерий Ильич

(Россия, Воронеж) Кандидат педагогических наук, доцент Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина E-mail: tvi0910@mail.ru

PhD in Pedagogy, Associate Professor

Information about the author

E-mail: tvi0910@mail.ru

Tarlavskii Valerii Il'ich

(Russia, Voronezh)

Zhukovsky-Gagarin Air Force Academy

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.