DOI: 10.12731/2218-7405-2016-10-126-135 УДК 37.014
ПЛАНИРОВАНИЕ СТРУКТУРЫ РЕСУРСОВ
профориентационного потенциала региона (В ИНТЕРЕСАХ стратегии ЕГО РАЭВИТИЯ)
Тарлавский В.И.
В ресурсах, которые являются ключевой деталью профориентационного потенциала региона, заключены возможности развития региональной профориентации. Исходя из сущности профо-риентационного потенциала региона, мы определяем структуру его ресурсов как трехуровневую иерархическую систему (макро-, мезо- и микроуровни) совокупности ресурсов профориентацион-ной среды региона, ресурсов региональной системы профориентации и ресурсов населения региона, которую связываем с планированием Стратегии его развития.
Ключевые слова: профориентационный потенциал региона; структура; ресурсы; план; стратегия развития.
RESOURCES PLANNING STRUCTURES CAREER-ORIENTED POTENTIAL OF THE REGION (FOR ITS DEVELOPMENT STRATEGY)
Tarlavsky V.I.
Possibilities of the development of the regional professional orientation are included in the resources which are considered to be the main idea of the professional orientated potential of the region. According to the essence of this problem we are able to define the structure of its resources as a three level system (macro, meso and micro levels) in combination of resources of the professional orientated sphere of the region, of the professional system of the professional orientation and
resources of the population of the region which are connected with the planning of its development.
Keywords: career-oriented potential of the region; structure; resources; plan; development strategy.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ и Воронежской области в рамках научного проекта № 15-16-36001.
Одной из деталей любого потенциала являются ресурсы, под которыми мы понимаем как прошлое - наколенный опыт, так и настоящее - современное состояние, имеющиеся в наличии и необходимые для функционирования и развития системы. В ресурсах заключены возможности развития системы. Также важны ресурсы среды, которые взаимодействуют с ресурсами системы в интересах последней. Потенциал объединяет ресурсы и возможности для достижения определенных целей системы. Потенциал - это совокупность ресурсов, необходимых для функционирования той или иной системы и способных дать импульс ее развитию.
Развитие региональной профориентации определяется про-фориентационным потенциалом региона - способностью совокупности ресурсов, заложенных в самом регионе и необходимых для функционирования региональной системы профориентации, при целенаправленном воздействии (управлении) актуализировать возможности развития региональной профориентации [1, 3].
Необходимо понять структуру ресурсов профориентационного потенциала региона.
Совокупность региональных ресурсов - это выступающие вместе, как одно целое ресурсы, заложенные в самом регионе, взаимодействующие между собой, работающие на единую цель - функционирование и развитие системы.
Профориентационный потенциал региона представляет иерархическую систему (макро-, мезо- и микроуровни), следовательно, и его ресурсы можно представить как иерархическую систему. Так, с одной стороны, мы выделяем, следующие компоненты - уровни ресурсов профориентационного потенциала региона:
1. Макроуровень ресурсов профориентационного потенциала региона - ресурсы региона в целом;
2. Мезоуровеньресурсов профориентационного потенциала региона - ресурсы отраслей народного хозяйства;
3. Микроуровень ресурсов профориентационного потенциала региона - ресурсы образовательной организации.
Стоит отметить, что каждый уровень ресурсов профориен-тационного потенциала региона является подсистемой, которая включена в более высокий уровень. Все ресурсы взаимосвязаны и работают на достижение общей цели, а в их взаимодействии сочетаются элементы всех уровней. Такое деление является условным.
С другой стороны, исходя из структуры профориентационного потенциала региона, мы условно делим его ресурсы на три группы:
1. Ресурсы профориентационной среды региона (ресурсы ресурсной составляющей профориентационного потенциала региона). Представляют собой естественную совокупность особенностей, присущих конкретному региону и являются условиями и факторами функционирования и развития региональной системы профориентации. Характеризуют особенности функционирования и развития региональной профориентации. В ресурсах региональной профориентационной среды заключены возможности развития региональной системы профориентации. Эти ресурсы способны при целенаправленном воздействии (управлении) стать факторами развития региональной профориентации, актуализировать как возможности ее развития, так и самого региона в целом.
В ресурсах профориентационной среды региона мы выделяем три компонента:
• природно-географические ресурсы профориентационной среды региона: ландшафт и климат, которые в свою очередь определяют особенности региональной экономики;
• социально-экономические ресурсы профориентационной среды региона: типы и характер производства на его территории, которые оказывают влияние на социально-профессиональный состав населения, определяют возможности профессио-
нального самоопределения, а также конъюнктура рынка труда региона, его потребности в кадрах, региональные миграционные процессы и демографическая ситуация в регионе;
• социокультурные ресурсы профориентационной среды региона: особый тип жителя (национальный, конфессиональный, социокультурный состав), его мировоззрение, менталитет, ценности, уровень культурного развития; региональные культурно-исторические традиции; наличие на территории региона (состав и структура) учреждений культуры и образования.
2. Ресурсы региональной системы профориентации (ресурсы функциональной составляющей профориентационного потенциала региона). Необходимы ей для функционирования и саморазвития. Региональная система принадлежит региону, функционирует в нем, влияет на его развитие. Это совокупность ресурсов региональной системы профориентации, необходимых ей для функционирования, которая способна взаимодействовать с ресурсами региональной профориентационной среды и при целенаправленном воздействии (управлении) актуализировать как возможности саморазвития, так и возможности развития личности в интересах ее профессионального самоопределения.
3. Ресурсы населения региона (ресурсы результативной составляющей профориентационного потенциала региона). Ресурсы профориентационного потенциала населения региона - это совокупность ресурсов субъектов профориентации, проживающих в данном регионе. В роли субъекта профориентации выступает конкретная самоопределяющиеся личность: школьник, студент, аспирант, работающий, безработный и т.п. Здесь мы имеем ввиду ресурс личностных возможностей, который может быть востребован и использован для преодоления трудностей в достижении поставленной цели. Предполагаем, что профориентационный потенциал личности - ресурс личностных возможностей, который может быть использован в процессе профессионального самоопределения личности в целях преодоления его трудностей. Профориента-
ционный потенциал личности, видимо, представляет совокупность ресурсов (мотивации, ценностей и способностей), которые актуализируются во взаимодействии и деятельности, а результатом является адекватное профессиональное самоопределение личности. Профориентационный потенциал личности является сущностным ресурсом изменения человека и развития профориентационного потенциала региона.
Таким образом, структура ресурсов профориентационного потенциала региона представляет собой трехуровневую иерархическую систему (макро-, мезо- и микроуровни) совокупности ресурсов профориентационной среды региона, ресурсов региональной системы профориентации и ресурсов населения региона (см. рисунок 1).
Одним из компонентов Стратегии развития профориентаци-онного потенциала региона (трехкомпонентная система прогнозного характера, включающую в себя цель («дерево целей»), план (распределение необходимых ресурсов для достижения целей) и модель (отражает механизм достижения целей с учетом имеющихся ресурсов), взаимодействие которых нацелено на представление процесса развития региональной профориентации как системы в перспективе) является план распределения ресурсов. Речь идет о всех видах ресурсов, необходимых для достижения целей.
Определенные нами ранее цели Стратегии развития профори-ентационного потенциала региона (трехуровневое «дерево целей»: макро-, мезо-, и микроуровни) являются основой для разработки плана распределения ресурсов, в котором важно увязать воедино цели с ресурсами, достигнуть соответствие целей (или подцелей) и наличия ресурсов, необходимых для достижения этих целей [2]. План распределения ресурсов Стратегии развития профориента-ционного потенциала региона представлен в таблице 1.
Мы не претендуем на исчерпывающее распределение ресурсов профориентационного потенциала региона, а лишь предлагаем общую структуру плана (своего рода шаблон).
Рис. 1. Структура ресурсов профориентационного потенциала региона
Таблица 1.
План распределения ресурсов Стратегии развития профориентационного потенциала региона
Ресурсы профориентационного потенциала региона
^^^^^ Уровень ресурсов
Ресурсь1\_ Макроуровень Мезоуровень Микроуровень
составляющих (уровень (уровень отрасли народного (уровень образовательной
гфофориетахщоннопз4^. региона в целом) хозяйства региона) организации региона)
потенциала региона
Ресурсы 1. Природно-географические ресурсы: 1. Социально-экономические 1. Социально-экономические
профориентационной - климатические условия в регионе; ресурсы: ресурсы:
среды региона - - сырьевая база региона. - отрасли народного - предприятия и учреждения
ресурсной составляющей 2. Социально-экономические ресурсы: хозяйства на территории в микрорайоне образовательной
профориентационного - типы и характер производства региона, уровень организации;
потенциала региона. на территории региона; их развития; - уровень развития инфраструктуры
- социально-профессиональный - органы управление микрорайона;
состав населения; го сударственными 2. Социокультурные ресурсы:
- конъюнктура рынка труда региона; отраслями народного - наличие в микрорайоне
- региональные миграционные хозяйства. образовательной организации
процессы; 2. Социокультурные ресурсы: учреждений культуры
- демографическая ситуация - отраслевые - наличие в микрорайоне
в регионе. образовательные образовательной организации,
3. Социокультурные ресурсы: организации среднего, выс- учреждений образования
- национальный, конфессиональный, шего образования (в том числе профессиональных);
социокультурный состав населения в регионе; - особенности населения
региона, его мировоззрение, - учреждения культуры микрорайона;
менталитет, ценности, уровень отраслевого содержания. - состав обучающихся
культурного развития; в образовательной
- региональные культурно-историче- организации.
ские традиции;
- наличие на территории региона
(состав и структура) учреждений
культуры и образования).
Уровень ресурсов Ресурсы составляющих профориентационного^^^ потенциала региона Макроуровень (уровень региона в целом) Мезоуровень (уровень отрасли народного хозяйства региона) Микроуровень (уровень образовательной организации региона)
Ресурсы региональной системы профориентации - функциональной составляющей профориентационного потенциала региона. 1. Опыт региональной профориентации. 2. Современное состояние системы профориентации в регионе. 3. Наличие органов управления региональной профориентацией. 4. Существующая нормативно-право-вая база региональной профориентации. 1. Опыт отраслевой профориентации (гуманитарной, ме-дико-биологической, профес-сионально-педагогической, военно-профессиональной, аграрной, инженерно-техниче-ской и т.п.) в регионе. 2. Современное состояние отраслевой профориентации в регионе. 3. Наличие органов управления отраслевой профориентацией в регионе. 4. Существующая норматив-но-правовая база региональной отраслевой профориентации. 1. Опыт профориентации в образовательной организации. 2. Современное состояние системы профориентации в образовательной организации. 3. Наличие специалистов в образовательной организации в вопросе организации профориентации обучающихся. 4. Наличие в образовательной организации кабинета или уголка профориентации. 5. Существующая локально-правовая база по профориентации обучающихся в образовательной организации.
Ресурсы населения региона -результативной составляющей профориентационного потенциала региона. Ресурсы личностных возможностей населения региона, который может быть использован в процессе профессионального самоопределения в целях преодоления его трудностей (население региона мы рассматриваем как совокупность субъектов профориентации, смена которых происходит в условиях непрерывного образования). Ресурс личностных возможностей специалистов отрасли, в том числе обучающихся в отраслевых профессиональных образовательных организациях. Ресурс личностных возможностей конкретного обучающегося, который может быть использован в процессе профессионального самоопределения в целях преодоления его трудностей.
® п
о
2?
Зя
0
(Я Р=
1 х !С О
о с к
р: —
• *
> Я • -а
• о
• 01 ы
сл "О
3 § я
< я
Р: х I
чз
I
Р= Ы
В дальнейшем важно определить, как управлять этой совокупностью ресурсов. Ведь при целенаправленном воздействии «ресурс как условие» (отвечает за актуальное состояние региональной профориентации) осуществляет переход в положение «ресурс как фактор» (отвечает за потенциальное состояние региональной профориентации). Происходит переход ресурса из актуального состояния в потенциальное, и как следствие - актуализация возможностей развития региональной системы профориентации.
Работа прошла апробацию на всероссийской научно-практической конференции «Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы» (20 октября - 20 ноября 2016 г.), проведенной при финансовой поддержке Красноярского краевого фонда поддержки научной и научно-технической деятельности.
Список литературы
1. Тарлавский В.И. Сущность и структура профориентационного потенциала региона // Казанский педагогический журнал. №6 (часть 2). 2015. С. 272-275.
2. Тарлавский В.И., Шамарин В.В. Стратегия как прогноз развития профориентационного потенциала региона // Государственный советник. 2016. №1. С. 22-26. URL: http://gossovetnik.files.wordpress. com/2016/05/160103
3. Тарлавский В.И. Стратегия развития профориентационного потенциала региона: определение и целеполагание // Казанский педагогический журнал. № 4. 2016. С. 43-49.
References
1. Tarlavskiy V.I. Kazanskiypedagogicheskiy zhurnal. № 6 (part 2). 2015, pp. 272-275.
2. Tarlavskiy V.I., Shamarin V.V. Gosudarstvennyiy sovetnik. 2016, №1, pp. 22-26. http://gossovetnik.files.wordpress.com/2016/05/160103
3. Tarlavskiy V.I. Kazanskiy pedagogicheskiy zhurnal. № 4. 2016, pp. 43-49.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ Тарлавский Валерий Ильич, доцент, кандидат педагогических наук, доцент
Военный учебно-научный центр ВВС «Военно-воздушная академия им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж)
ул. Старых большевиков, 54а, г. Воронеж, 394000, Российская Федерация [email protected]
Data About The Author Tarlavsky Valery Ilyich, Associate Professor, PhD
Military Training and Research Center of the Air Force 'Air Force Academy'
54a, Starykh bol'shevikov Str., Voronezh, 394000, Russian Federation