Научная статья на тему 'Реформы образования - важный аспект социальной политики современного государства'

Реформы образования - важный аспект социальной политики современного государства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1093
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ / РЕФОРМИРОВАНИЕ / СТРУКТУРНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Болгова Мария Алексеевна

Представлены основные направления реформирования высшего образования в Российской Федерации. Даны разъяснения о целях и перспективах модернизации высшего образования и влияния его на общество. Рассмотрены эффективные формы и методы управления. Выделены проблемы социального характера, которые стоят перед высшей школой в настоящее время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Болгова Мария Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION REFORM - AN IMPORTANT ASPECT OF SOCIAL POLICY OF THE MODERN STATE

The main directions of the reform of higher education in the Russian Federation. The letter explains the purpose and prospects of modernization of higher education and the impact on society. Considered effective forms and methods of management. Allocated social problems facing higher education today.

Текст научной работы на тему «Реформы образования - важный аспект социальной политики современного государства»

СОЦИАЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ, ИНСТИТУТЫ И ПРОЦЕССЫ

РЕФОРМЫ ОБРАЗОВАНИЯ - ВАЖНЫЙ АСПЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВА

Аннотация. Представлены основные направления реформирования высшего образования в Российской Федерации. Даны разъяснения о целях и перспективах модернизации высшего образования и влияния его на общество. Рассмотрены эффективные формы и методы управления. Выделены проблемы социального характера, которые стоят перед высшей школой в настоящее время.

Ключевые слова: модернизация образования, методы управления, социальные проблемы, реформирование, структурные преобразования.

EDUCATION REFORM - AN IMPORTANT ASPECT OF SOCIAL POLICY OF THE MODERN STATE

Annotation. The main directions of the reform of higher education in the Russian Federation. The letter explains the purpose and prospects of modernization of higher education and the impact on society. Considered effective forms and methods of management. Allocated social problems facing higher education today.

Keywords: modernization of education, management, social issues, reform, structural transformation.

Реформы и кризис - это два неразделимых аспекта современного государства, которые дополняют друг друга. Крупные реформы образования и других социальных институтов проводятся ввиду значительных причин: «от добра добра не ищут». Когда очевидны серьезные проблемы, и когда осознается необходимость предотвратить дальнейшие ухудшения ситуации предпринимаются реформы. Преодоление кризиса - первоочередная задача на данный момент для Российской Федерации. Именно преодоление кризиса и предопределило процесс реформирования образования в современном мире [1].

В течении последних десятилетий модернизация образования осуществляется постоянно. Перманентно вносятся те или иные изменения в организационную структуру, и в деятельность университета. Постепенно накапливаются и обостряются проблемы, которые ведут к углублению кризиса, а преобразования не решают их [9]. Как следствие циклично возникает потребность в осуществлении фундаментальных реформ, которые обобщают предыдущие этапы развития и создают условия для последующего позитивного формирования, отвечая потребностям и вызовами современной действительности [10].

Реформирование образования в последнее время принимает масштабы глобального характера. Произошла подмена в терминологии, и в сфере образования избегают употреблять термин «реформы образования» и предпочтительнее говорят о «модернизации». Представляется, что тут не столько содержательные различия, сколько терминологические нюансы, связанные с тем, что неудачи ряда социально-экономических реформ последнего десятилетия вызвала у многих людей «аллергическую» реакцию на само слово «реформы». Тем не менее, проводимые на сегодняшний день или будущие глубокие трансформации в образовательной системе Российской Федерации, как в структурной орга-

УДК 316.77 М.А. Болгова

Maria Bolgova

© Болгова М.А., 2016

низации, так и в содержании деятельности, вполне встраиваются в контекст реформирования образования на международном уровне [7].

Образовательные реформы стали важным компонентом социальной политики современного государства. Реформы образования в настоящее время находятся под пристальным вниманием не только у профессионального сообщества. С декларациями о задачах обновления образования выступают депутаты Государственной Думы, общественные деятели и ученые разных областей знания, поскольку становится очевидным, что государственная образовательная политика в конечном счете определяет интеллектуальный уровень населения страны и ее вклад в достижения отечественной и мировой культуры.

Исходя из вышесказанного, на сегодняшний день меняются подходы к подготовке и принятию реформ. Теперь в подготовке реформ участвуют исследовательские центры, известные ученые -экономисты, социологи, психологи, педагоги. В целях обеспечения качества и развития содержания высшего образования приказом Минобрнауки России № 1605 от 22 декабря 2014 г. созданы координационные советы по областям образования, в состав которых вошли представители академического и научного сообществ, ведущие работодатели, а также представители заинтересованных органов власти. Основными задачами, стоящими перед координационными советами по областям образования, являются обеспечение согласованности стратегии и методов работы участников отношений в сфере образования, формирование основных направлений образовательной политики в соответствующей области с целью обеспечения развития образования, проведение олимпиад и конкурсов, взаимодействие с работодателями и их объединениями, общественными объединениями, осуществляющими деятельность в сфере образования, и средствами массовой информации.

Реформы образования затрагивают все аспекты. Они предполагают структурную перестройку системы образования в целом: изменение форм управления, содержания, специфики, приоритетов, молодежной политики, установление новых форм связи между образованием и работодателями. Выявляется широкая палитра форм и методов реформирования. В большинстве случаев реформы способствуют в той или иной мере повышению эффективности деятельности институтов образования. Перечень критических оценок может быть бесконечным, реакция общества неоднозначна, но данные мнения не дают объективной оценки происходящего, нельзя делать их основными ориентирами при характеристике содержания и результатов реформ. При объективном сопоставительном анализе нужно исходить из того, что реальное достоинство любой реформы определяется их прикладным характером, а также реальным социальным и педагогическим эффектом [2].

Систему образования нередко обвиняют в консерватизме. Но с учетом зарубежного и отечественного опыта рационально по новому трактовать этот термин по отношению к образовательной политике. Не следует отождествлять консерватизм и реакционность, как это часто делалось в прошлом. Определенная консервативная функция объективно свойственна образованию, поскольку это будущее. Образование призвано сохранять культурное наследие и передавать его последующим поколениям. Но, в то же время данный консерватизм не должен быть препятствием новациям, которые прошли практическую проверку и оправданы с точки зрения их использования. Золотая середина между традициями и новациями -задача реформ образования.

Поиски эффективных форм и методов управления, от которых в большей степени зависят реальные результаты реформ, занимают основное место в контексте реформирования системы образования. Наиболее актуальной задачей в данной области является верное распределение ролей центральных, региональных и местных властей. В условиях разнообразных структурных сдвигов в развитии образования очевидной становится необходимость в разграничении функций между разными субъектами управления.

В нашей стране разрушение прежней жестко централизованной системы, распад единого образовательного пространства, существовавшего на территории Советского Союза, наконец, определенные центробежные тенденции в некоторых регионах самой России и ослабление управленческой вертикали - все это придает особую важность поискам путей создания новых, более эффективных структур и механизмов управления образованием. Наибольшее внимание реформаторы уделяют системе высшего образования. Повышение эффективности, конкурентоспособности и качества высшего образования - ключевые приоритеты государственной политики, закрепленные в государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» [14].

Обеспечение доступности высшего образования в России, установленное законодательно, обуславливает необходимость развития и применения инструментов повышения качества, эффективности и конкурентоспособности высшего образования [11]. Значительные изменения происходят в организации и развитии высшей школы, поскольку существенно меняются ее цели и задачи: в развитых странах она теперь формирует не только будущую социальную элиту, но и широкие слои работников в разных сферах экономики, культуры, управления [3]. Новые задачи высшей школы и ее изменившиеся социальные функции обусловили необходимость серьезных реформ, имеющих целью, прежде всего, усилить гибкость и вариативность системы высшего образования, развитие отраслевых образовательных организаций высшего образования и разнообразных направлений подготовки будущих выпускников [6]. Меняются критерии оценки деятельности образовательных организаций высшего образования; усиливается тенденция ставить во главу угла не просто сумму усвоенных знаний, но прежде всего способность к успешному поиску необходимой информации, творческий подход к решению задач, умение синтезировать материалы разных учебных курсов, степень подготовленности к участию в проведении элементарного научного исследования. Разумеется, такие установки реализуются далеко не одинаково в разных университетах [15].

Изменение структуры, масштабов, моделей развития сети образовательных организаций высшего образования (далее - образовательные организации, вузы) и входящих в нее элементов осуществляется с помощью таких инструментов государственной политики, как мониторинг эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования (далее - мониторинг эффективности вузов), оптимизация и реорганизация сети образовательных организаций высшего образования, поддержка группы ведущих университетов; поддержка региональных образовательных организаций высшего образования.

Одно из основных направлений структурных преобразований сферы образования направлено на формирование широкой группы крупных конкурентоспособных на национальном уровне региональных образовательных университетов, ориентированных на качественную подготовку специалистов, востребованных на региональном рынке труда. К 2020 г. во всех регионах Российской Федерации планируется создать опорный вуз, работающий в интересах своего региона [4]. Деятельность регионального опорного вуза будет нацелена на удержание талантливых научно-педагогических работников и абитуриентов в регионе за счет обеспечения достойных условий осуществления образовательной и научной деятельности, подготовку (включая переподготовку) востребованных на региональном рынке труда квалифицированных специалистов, в том числе для высокопроизводительных рабочих мест, и содействие их трудоустройству, реализацию научно-исследовательских и опытно-конструкторских проектов в интересах субъектов предпринимательской деятельности и социально-экономического развития территории в целом, научное, информационно-аналитическое и экспертное сопровождение программы социально-экономического развития региона [5].

Эти вузы будут вести обучение на всех уровнях высшего образования. Объем ресурсов и масштабы таких вузов позволят им готовить специалистов для высокотехнологичных, инновационных и наукоемких областей региональных экономик.

«Слияние» вузов, как любой социальный процесс должно быть обосновано и быть прозрачным по целям. Хотя это утверждение и лежит на поверхности, в реальности все более завуалировано. Основная проблема, на наш взгляд, это интеграция трудового коллектива: построение общих целей, новая приверженность к «объединенному» вузу, максимальная реализация обобщенного трудового и творческого потенциала [8]. Интеграция работников - согласование целей и интересов руководителя образовательной организации высшего образования. Социальная целесообразность интеграции трудового коллектива очевидна. Результативность интеграционных практик определяется социальным самочувствием работника: уверенно ли чувствует сотрудник себя на рабочем месте, неуверенно, стремится «работать с полной отдачей», «привязаны» ли сотрудники к месту работы [12]. Все это зависит от мотивации и определения «на берегу» целей, обоснованности объединения и дальнейшей миссии вуза. Согласованность позиций на всех уровнях управления помогает избежать социальной напряженности и последствий в рамках такого социального процесса, как реорганизация или оптимизация вузов.

Во всем мире, включая и самые развитые страны, перед высшей школой стоят серьезные проблемы, в том числе и социального характера. Огромное увеличение численности студентов нередко сопровождается снижением качества подготовки специалистов. Далеко не завершен поиск рационального баланса между гуманитарными, естественнонаучными и техническими направлениями учебы, между теоретическими и практическими компонентами высшего образования, между учебной и научно-исследовательской деятельностью преподавателей. На решение этих и ряда других проблем направлен непрекращающийся процесс реформирования высшего образования [13].

Библиографический список

1. Балыхин, Г. А. Российский вуз в системе рыночных отношений: ретроспектива, текущее состояние и направления развития / Г. А. Балыхин, М. Г. Балыхин // Проблемы современной экономики. - 2014. -№ 3(51). - С. 320-326.

2. Балыхин, М. Г. Инновационный потенциал реформы системы высшего образования в России / М. Г. Балыхин, Е. Б. Смирнов // Научный взгляд на современный этап развития общественных, технических, гуманитарных и естественных наук. Актуальные проблемы : сборник научных статей по итогам научно-практической конференции. -СПб., 2014. - С. 12.

3. Банников, С. А. Стратегии решения конфликтных ситуаций в организации / С. А. Банников // Вестник Академии. - 2008. - № 3. - С. 66-67.

4. Болгова, М. А. Лидер реорганизации как социальный менеджер / М. А. Болгова // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. - 2015. - №2 (92). - С. 76-78

5. Болгова, М. А. Управление организационной культурой в образовательных организациях высшего образования (занятых в подготовке кадров для индустрии туризма и гостеприимства) / М. А. Болгова // Актуальные проблемы российского законодательства. - 2015. - № 9. - С. 4-8.

6. Болгова, М. А. Человеческий потенциал проблемы трудовых ресурсов (на примере туризма и гостеприимства) / М. А. Болгова // Актуальные проблемы российского законодательства. - 2015. - № 9. - С. 116-120.

7. Болгова, М. А. Формирование позитивной социальной направленности студенческой молодежи в рамках модернизации высшего образования / М. А. Болгова, Е. А. Ветрова // Вестник Тамбовского университета, Серия: Гуманитарные науки. - 2015. - № 7(147). - С. 21-26.

8. Гаврилов, А. Ю. Управление и самоуправление в образовательной деятельности / А. Ю. Гаврилов, Т. В. Титова // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. - 2012. - № 2. - С. 64-71.

9. Дубицкий, В. В., Проблемы управления качеством образования в гуманитарном вузе, Материалы XVI Международной научно-методической конференции / В. В. Дубицкий. -СПб., 2011.

10. Михайлов, Н. Н. Формирование образовательной политики вуза и ее реализации в современных условиях / Н. Н. Михайлов, Б. М. Владимирский // Высшее образование в России. - 2015. - № 5. - С. 20-26.

11. Мосичева, И. А. Аспекты и проблемы реализации нового уровня образования / И. А. Мосичева // Дополнительное профессиональное образование в стране и мире. - 2014. - № 8(14). - С. 1-4.

12. Новикова, Н. Г. Развитие высшего образования в условиях современной экономики / Н. Г. Новикова, И. В. Мухоморова // Сервис в России и за рубежом. - 2014. - Т. 8. - № 9(56). - С. 81-88.

13. Соболев, А. К реализации стратегии партнерства высшей школы и бизнеса / А. Соболев, С. Набойченко, Т. Богатова // Высшее образование в России, 2007г., № 1, с. 3-9

14. Строев, В. В. Территориальная структура профессионального образования РФ / В. В. Строев, Е. А. Самохина // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2013. - № 1(11). - С. 88-91.

15. Федулин, А. А. Профессионализм - требование времени / А. А. Федулин // Туризм: право и экономика. -2013. - № 1. - С. 12-13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.