Научная статья на тему 'Принятие управленческих решений в условиях трансформации высшего образования'

Принятие управленческих решений в условиях трансформации высшего образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
163
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ / РЕФОРМИРОВАНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВУЗОВ / СТРАТЕГИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Болгова Мария Алексеевна, Евдокимова Елена Александровна

Представлены основные направления трансформации высшего образования в Российской Федерации. Даны разъяснения о роли руководства в принятии управленческих решений в системе высшего образования. Рассмотрено формирование широкой группы крупных конкурентоспособных на национальном уровне региональных университетов, их ориентированность на качественную подготовку специалистов, востребованных на региональном рынке труда. Выделены проблемы принятия управленческих решений, разработки стратегии и их взаимосвязь с государственной политикой в сфере высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Болгова Мария Алексеевна, Евдокимова Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT DECISION-MAKING IN THE TRANSFORMATION OF HIGHER EDUCATION

The main directions of the transformation of higher education in the Russian Federation. Clarifications on the role of leadership in the management decision-making in higher education. The formation of a broad group of larger competitive at the national level, regional universities and their focus on quality training of specialists in demand on the regional labor market. Obtained problem management decision-making, strategy development and their relationship with the state policy in the sphere of higher education.

Текст научной работы на тему «Принятие управленческих решений в условиях трансформации высшего образования»

УДК 338.5

МА. Болгова ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

Е.А. Евдокимова В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ ВЫСШЕГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Представлены основные направления трансформации высшего образования в Российской Федерации. Даны разъяснения о роли руководства в принятии управленческих решений в системе высшего образования. Рассмотрено формирование широкой группы крупных конкурентоспособных на национальном уровне региональных университетов, их ориентированность на качественную подготовку специалистов, востребованных на региональном рынке труда. Выделены проблемы принятия управленческих решений, разработки стратегии и их взаимосвязь с государственной политикой в сфере высшего образования.

Ключевые слова: модернизация образования, человеческие ресурсы, управленческие решения, реформирование, эффективность вузов, стратегия.

Maria Bolgova MANAGEMENT DECISION-MAKING

Elena Evdokimova IN THE TRANSFORMATION OF HIGHER EDUCATION

Annotation. The main directions of the transformation of higher education in the Russian Federation. Clarifications on the role of leadership in the management decision-making in higher education. The formation of a broad group of larger competitive at the national level, regional universities and their focus on quality training of specialists in demand on the regional labor market. Obtained problem management decision-making, strategy development and their relationship with the state policy in the sphere of higher education. Keywords: modernization of education, human resources, management decisions, reforming universities efficiency strategy.

В современных социально-экономических условиях людям постоянно приходится принимать те или иные решения. Необходимость принятия решений связана практически со всеми сферами жизни человека, будь то выбор места работы или отдыха, покупка товаров или использование тех или иных услуг. Следует отметить, что существуют личностные и управленческие решения. Личностные решения оказывают влияние только на конкретного человека, который принял это решение, учитывая свои собственные потребности, а также его близкое окружение опосредованно [3]. Управленческие решения могут оказывать влияние в различных масштабах на все основные сферы жизни общества: на экономическую, социальную, политическую и духовную обстановку.

Основная цель нашего исследования состоит в раскрытии влияния управленческих решений на развитие той или иной области жизни, в частности управленческих решений на федеральном государственном уровне в области высшего образования [1]. Управленческие решения напрямую влияют на эффективность государственной политики. Результативность государственного управления в значительной мере определяется тем, каким образом разрабатываются, принимаются и реализуются управленческие решения государственными органами власти [8]. Изучая особенности управленческих решений государственных органов, важно учитывать такой фактор как прогнозирование. Государство должно производить прогноз на перспективу: будущие события и условия их реализации, учитывая внешние и внутренние факторы, которые могут повлиять на ситуацию и привести к балансу или к дисбалансу [7].

Главной особенностью принятия управленческих решений в системе высшего образования в последние годы является то, что проблемы, решались только на уровне образовательной системы. Важным условием эффективного функционирования современных образовательных систем является постоянная оценка качества высшего образования [2]. Эффективность и успех деятельности образовательной организации высшего образования зависит от систематического подхода к стратегии вуза

© Болгова М.А., Евдокимова Е.А., 2016

Вестник университета № 3, 2016

на рынке образовательных услуг. Если вуз обеспечивает достаточно высокое качество образования, в соответствии с критериями установленными Министерством образования и науки Российской Федерации, при успешной экономической и социальной политике вуза управление вузом можно считать эффективным [4].

Особенности принятия управленческих решений, связанные с развитием образовательной системы в современных экономических условиях, характеризуются местом образования в современной системе общественного развития. В настоящее время образование превращается в одну из самых обширных и важных сфер человеческой деятельности, которая теснейшим образом связана со всеми другими сферами жизни человека [5]. Однако особенности разработки и принятия управленческих решений в сфере высшего образования порой приводят к возникновению ряда проблем. Например, получение студентами некачественного образования в Российской Федерации. В настоящее время реализуются проекты в сфере высшего образования, которые нацелены на выведение неэффективных вузов с рынка образовательных услуг. В качестве механизмов воплощения в жизнь данных проектов используются инструменты институциональных преобразований в высшей школе [6].

С 2012 г. в целях оценки эффективности работы вузов Минобрнауки России проводит мониторинг эффективности вузов. Результаты мониторинга деятельности образовательных организаций высшего образования являются основанием для проведения мероприятий по оптимизации сети вузов. Это позволяет повысить эффективность деятельности вузов, сформировать крупные региональные университеты, имеющие полный набор образовательных программ, а также повысить качество подготовки квалифицированных кадров для приоритетных отраслей экономики, оптимизировать бюджетные расходы, в отдельных случаях снизить нагрузку на транспортную инфраструктуру городов.

Устойчивое социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации напрямую зависит от обеспеченности региона высококвалифицированными кадрами, способных удовлетворять потребности региональных экономик. Одно из основных направлений структурных преобразований сферы высшего образования - формирование широкой группы крупных конкурентоспособных на национальном уровне региональных университетов, ориентированных на качественную подготовку специалистов, востребованных на региональном рынке труда. Данная программа нацелена на положительный экономический эффект, увеличение академической мобильности и повышения качества образования.

Все вышеперечисленное невозможно без соответствующих человеческих ресурсов. Важнейшую роль здесь играет руководство, за которым остается право принимать то или иное управленческое решение, которое может повлиять на весь ход событий [3]. Руководитель при оценке управленческих задач исходит из своего личностного осмысления всех проблем и целей. Исходя из конкретной ситуации руководство выбирает стратегии и подходы к решению управленческих задач, положив в основу свой опыт, знания и (в меньшей степени) интуицию. Выбор адекватной стратегии или тактики необходимо правильно сопоставлять с текущими задачами и задачами на перспективу, что и является основной трудностью для руководства. В управленческих решениях мы напрямую видим активную позицию руководителя, его стремление и подход определенным образом изменить создавшуюся ситуацию [9].

Решение вышеупомянутых проблем становится важнейшим компонентом общегосударственной политики. Важной задачей управления образованием в современном обществе является общая выработанная и, главное, единая государственная политика в образовательной системе. При этом приоритетность образования должна оставаться провозглашенной и последовательно реализовывать-ся в политической практике с помощью анализа и системного подхода, относительно возникающих проблем и задач [10].

Библиографический список

1. Банников, С. А. Стратегии решения конфликтных ситуаций в организации / С. А. Банников // Вестник Академии. - 2008. - № 3. - С. 66-67.

2. Болгова, М.А. Управление организационной культурой в образовательных организациях высшего образования (занятых в подготовке кадров для индустрии туризма и гостеприимства) / М. А. Болгова // Актуальные проблемы российского законодательства. -2015. - № 9. - С. 4-8.

3. Болгова, М. А. Человеческий потенциал проблемы трудовых ресурсов (на примере туризма и гостеприимства) / М. А. Болгова // Актуальные проблемы российского законодательства. - 2015. - № 9. - С. 116-120.

4. Гаврилов, А. Ю. Управление и самоуправление в образовательной деятельности / А. Ю. Гаврилов, Т. В. Титова // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. -2012. - № 2. - С. 64-71.

5. Дубицкий, В. В. Проблемы управления качеством образования в гуманитарном вузе / В. В. Дубицкий // Материалы XVI Международной научно-методической конференции, 2011г.

6. Михайлов, Н. Н. Формирование образовательной политики вуза и ее реализации в современных условиях / Н. Н. Михайлов, Б. М. Владимирский // Высшее образование в России. - 2015. - № 5. - С. 20-26.

7. Новикова, Н. Г. Проблемы формирования и реализации государственной политики в сфере высшего профессионального образования и пути их решения / Н. Г. Новикова, И. В. Мухоморова // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. - 2013. - № 1. - С. 62-66.

8. Новикова, Н. Г. Развитие высшего образования в условиях современной экономики / Н. Г. Новикова, И. В. Мухоморова // Сервис в России и за рубежом. - 2014. - Т. 8. - № 9 (56). - С. 81-88.

9. Соболев, А. К реализации стратегии партнерства высшей школы и бизнеса / А. Соболев, С. Набойченко, Т. Богатова // Высшее образование в России. - 2007. - № 1. - С. 3-9.

10. Строев, В. В. Территориальная структура профессионального образования РФ / В. В. Строев, Е. А. Самохина // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2013. - № 1(11). - С. 88-91.

11. Федулин, А. А. Профессионализм — требование времени / А. А. Федулин // Туризм: право и экономика. -2013. - № 1. - С. 12-13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.