Научная статья на тему 'Реформы образования в Республике Узбекистан в действии'

Реформы образования в Республике Узбекистан в действии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
259
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MULTICULTURAL EDUCATION / ПОЛИЛИНГВАЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ / POLYLINGUAL PERSON / ПОЛИЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ / MULTILINGUAL PERSONALITY / ОБУЧЕНИЕ / LEARNING / ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ / FOREIGN LANGUAGES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Копбаева Меруерт Рахимбаевна

Рассматривается модернизация процесса обучения иностранным языкам в Республике Узбекистан. Анализируются состояние обучения иностранным языкам в общеобразовательных школах, разработанные в Республике Узбекистан государственные образовательные стандарты системы непрерывного образования по иностранным языкам с учетом некоторых положений документа Совета Европы «Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, обучение, оценка».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes the work accomplished in the modernization process of teaching foreign languages in the Republic of Uzbekistan. Analyzes the state of the teaching of foreign languages in secondary schools, the state educational standards of continuing education system of the Republic of Uzbekistan in foreign languages, based on certain provisions of the document of the Council of Europe “Common European Framework of Reference for Languages: learning, teaching, assessment”.

Текст научной работы на тему «Реформы образования в Республике Узбекистан в действии»

УДК 37 Р-45

Н.П. Бабаниязова, А.У. Тажиева,

Нукусский государственный педагогический институт

Реформы образования в Республике Узбекистан в действии

В настоящее время в Республике Узбекистан большое внимание уделяется совершенствованию системы национального образования. В рамках реализации Закона Республики Узбекистан «Об образовании» и Национальной программы по подготовке кадров в стране создана комплексная система обучения, направленная на формирование «гармонично развитого, высокообразованного, современно мыслящего подрастающего поколения, способного осуществлять дальнейшую интеграцию республики в мировое сообщество» [1, с. 5].

Новые подходы к образованию обусловливают повышение внимания к проблемам обучения языкам, поскольку язык является важнейшим составляющим фактором развития личности человека. Поэтому вполне логично, что изучение иностранных языков, особенно английского, расценивается как социальный заказ современности. О необходимости особого внимания к иностранным языкам говорил президент И.А. Каримов: «Сегодня в нашей стране, стремящейся занять достойное место в мировом сообществе, трудно переоценить значение владения иностранными языками нашими людьми» [1, с. 312].

В республике проводится большая работа с целью повышения уровня знаний молодежью иностранных языков, подготовки специалистов, свободно владеющих ими, открытия доступа к достижениям мировой науки, цивилиза-

Нукусский государственный педагогический институт

ции и развития международного сотрудничества. Согласно постановлению Президента Республики Узбекистан И.А. Каримова «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы изучения иностранных языков» в общеобразовательных школах с 2013/2014 учебного года начали изучать иностранные языки с первого класса. Обучение иностранным языкам учащихся первых классов общеобразовательных школ проводится в форме игровых занятий и уроков разговорной речи, начиная со второго класса они учат алфавит, изучают грамматику и развивают речевые навыки. Годовой опыт обучения иностранному языку в первых классах и системная организация обучающих программ в

средствах массовой информации дали положительные результаты не только в приобретении знаний и навыков, но и в развитии мотивации к изучению иностранных языков в стране.

Для успешного изучения иностранных языков на всех этапах обучения в Республике Узбекистан созданы все условия. Республиканский научно-практический центр развития инновационных методик обучения иностранным языкам при Узбекском государственном университете мировых языков был создан согласно постановлению Президента Республики Узбекистан от 23 мая 2013 года № ПП-1971 «О мерах по совершенствованию деятельности Узбекского госу-

© Бабаниязова Н.П., Тажиева А.У., 2014

п

НАРГИЗА

ПОЛАТОВНА

БАБАНИЯЗОВА

преподаватель кафедры английского языка и литературы Нукусского государственного педагогического института. Сфера научных интересов: передовые технологии обучения языкам и практика их применения. Автор 3 публикаций

АЛИЯ

УТЕБАЕВНА ТАЖИЕВА

кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой иностранных языков Нукусского государственного педагогического института. Сфера научных интересов: передовые технологии обучения языкам и практика их применения, рейтинговая оценка качества. Автор более 30 публикаций

Рассматривается модернизация процесса обучения иностранным языкам в Республике Узбекистан. Анализируются состояние обучения иностранным языкам в общеобразовательных школах, разработанные в Республике Узбекистан государственные образовательные стандарты системы непрерывного образования по иностранным языкам с учетом некоторых положений документа Совета Европы «Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, обучение, оценка».

Ключевые слова: совершенствование системы изучения иностранных языков, международные стандарты, центр развития инновационных методик, государственный стандарт по иностранным языкам системы непрерывного образования, ступени образования, иноязычная коммуникативная компетенция, развитие речевых навыков.

The article describes the work accomplished in the modernization process of teaching foreign languages in the Republic of Uzbekistan. Analyzes the state of the teaching of foreign languages in secondary schools, the state educational standards of continuing education system of the Republic of Uzbekistan in foreign languages, based on certain provisions of the document of the Council of Europe "Common European Framework of Reference for Languages: learning, teaching, assessment".

Key words: the improvement of foreign language learning system, international standards, the center of the development of innovative techniques, state standards for foreign languages in the system of continuous education, level of education, foreign language communicative competence, to develop language skills.

дарственного университета мировых языков». Выделим его основные задачи:

- проведение научных изысканий, направленных на разработку и внедрение инновационных методик преподавания иностранных языков во всех видах непрерывного образования;

- совершенствование нормативных документов в области изучения иностранных языков;

- обеспечение методического руководства деятельностью образовательных учреждений, осуществляющих подготовку преподавателей и специалистов по иностранным языкам, других заинтересованных учреждений по вопросам практического внедрения современных форм и методов обучения языкам, прогрессивных педагогических технологий изучения иностранных языков;

- осуществление мониторинга за внедрением международных стандартов обучения иностранным языкам (системы «Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, преподавание, оценка») в образовательный процесс [4].

Для реализации поставленных задач в республике образован постоянно действующий Координационный совет по дальнейшему развитию изучения иностранных языков. Координационный совет совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами, ведущими учеными и специалистами занимается разработкой и утверждением новых образовательных стандартов, предусматривающих конкретные критерии уровня знаний иностранных языков на каждой ступени обучения, а также новых учебных планов и программ для общеобразовательных школ, средних специальных, профессиональных и высших учебных заведений.

Постановление Кабинета министров Республики Узбекистан от 8 мая 2013 года № 124 «Об утверж-

Таблица

Изучение иностранных языков

в системе непрерывного образования Узбекистана

Ступень образования Требования к выпускникам Уровень по се1г Уровень

Общее среднее образование Выпускники начальных классов А 1 Базовый начальный уровень владения иностранным языком

Выпускники 9-го класса А 2 Базовый уровень владения иностранным языком

Выпускники 9-го класса государственных общеобразовательных специализированных школ с углубленным изучением иностранных языков А 2+ Базовый усиленный уровень владения иностранным языком

Среднее специальное профессиональное образование Выпускники академического лицея неязыкового профиля В 1 Уровень самостоятельного начального владения иностранным языком

Выпускники профессиональных колледжей

Выпускники академических лицеев языкового профиля -второй иностранный язык

Выпускники академических лицеев языкового профиля В 1 + Уровень самостоятельного усиленного владения иностранным языком

Высшее образование Выпускники бакалавриата неязыковых факультетов высших учебных заведений В 2 Уровень самостоятельного владения иностранным языком

Выпускники бакалавриата языковых факультетов высших учебных заведений -второй иностранный язык

Выпускники бакалавриата языковых факультетов высших учебных заведений В 2+ Уровень самостоятельного усиленного владения иностранным языком

Выпускники магистратуры неязыковых факультетов высших учебных заведений

Выпускники магистратуры языковых факультетов высших учебных заведений С 1 Уровень профессионального начального владения иностранным языком

дении государственного образовательного стандарта по иностранным языкам системы непрерывного образования» поставило задачу внедрения в практику требований к уровню подготовленности выпускников всех ступеней образования по иностранному языку с 2013/2014 учебного года [2]. Изучение иностранных языков в системе непрерывного образования Узбекистана на основании государственных образовательных стандартов представлено в таблице.

Согласно этому стандарту внедряются типовые учебные программы для академических лицеев, профессиональных колледжей и высших учебных заведений. В типовых учебных планах академических лицеев (по пяти направлениям) и профессиональных колледжей, готовящих кадры по 217 специальностям, увеличено время на изучение иностранного языка с 180 до 250 часов. В помощь первокурсникам образовательных учреждений в соответствии с международным опытом созданы модернизированные учебно-методические комплексы по английскому языку.

Для того чтобы достичь определенного уровня владения иностранным языком, нужны научно обоснованные методические подходы к обучению для каждой ступени. Например, в соответствии с данным стандартом выпускники академических лицеев неязыкового профиля, профессиональных колледжей, академических лицеев языкового профиля должны достичь уровня самостоятельного начального владения языком В1. Чтобы соответствовать требованиям данного уровня подготовки, они должны усвоить знания и умения в сфере лингвистической компетенции по аудированию; понимать основную информацию, предоставленную на четком нормативном языке, а также понимать темы, содержащие профессиональное направление; следить за ходом дискуссий, следовать

детальным инструкциям и руководствам по развитию речи (говорение); непринужденно и с интересом, спокойно, понимая речь, вступать в беседу, предоставлять информацию, выражать чув-

ства и отвечать на них; понимать профессионально ориентированные тексты; уметь выделять и понимать материал, содержащий необходимую информацию в повседневности, средствах массо-

вой информации и интернет-источниках; делать записи и сообщения как личностного, так и профессионального характера, подчеркивая важность и необходимость информации.

Содержание обучения уровню В1 в академических лицеях включает лексику, связанную с таким словесным материалом, как повседневная (личные сведения, сведения о семье, свободное время и т.д.), социально-общественная (социальные контакты), образовательная (учебные предметы и отношение к ним, обучение в профессиональном колледже и академическом лицее), социокультурная (исторические, географические, климатические, культурные и профессиональные особенности стран изучаемого языка и Республики Узбекистан), профессиональная (история и особенности специальности, известные люди в своей специальности и др.) лексика. Эти важные аспекты подразумевают, что учащиеся должны активно использовать имеющийся у

них профессионально ориентированный словарный запас, выделять и употреблять заимствованные, родственные слова, характерные для профессионального дискурса, понимать значение словообразовательных элементов [2].

Для того чтобы выполнить все требования, установенные государственным образовательным стандартом, необходима современная методика обучения с использованием новых педагогических технологий. Во всех учебных заведениях и преподователи иностранных языков, и методисты применяют различные методы и приемы педагогических технологий. Например, с 2014/2015 учебного года технология модульного обучения внедряется в высшие учебные заведения. Один из принципов модульной технологии подразумевает взаимосвязь педагогического руководства с активной творческой деятельностью студентов. Их активность ориентирована на самостоятельность мысли и действий, которая играет большую

роль в принятии решений, умении отстаивать свои взгляды и развивать творческие способности.

По нашему мнению, для учащихся академических лицеев и профессиональных колледжей также можно использовать технологию модульного обучения, направленную на осознанное восприятие учебной информации и способствующую активизации мыслительной деятельности и творческих способностей обучающихся. Учащиеся академических лицеев -это молодые люди с развитой индивидуальностью, способные принимать определенные решения и имеющие собственные взгляды на проблему, а модульная технология приучает их к самостоятельной работе с учебным материалом, затрагивает внутреннее развитие и саморазвитие личности.

В заключение следует отметить, что сегодня в стране ведется огромная работа по созданию и разработке новых учебно-методических комплексов по иностранным языкам для системы непрерывного образования Республики Узбекистан с учетом международных стандартов.

Литература

1. Каримов И.А. Гармонично-развитое поколение - основа прогресса Узбекистана. Ташкент: Узбекистан, 1997.

2. Постановление Кабинета министров Республики Узбекистан от 8 мая 2013 года № 124 «Об утверждении государственного образовательного стандарта по иностранным языкам системы непрерывного образования».

3. Постановление Президента Республики Узбекистан И.А. Каримова от 10 декабря 2012 года № 1875 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы изучения иностранных языков».

4. Постановление Президента Республики Узбекистан 23 мая 2013 года № ПП-1971 «О мерах по совершенствованию деятельности Узбекского государственного университета мировых языков».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.