Научная статья на тему 'Современное состояние изучения иностранных языков в Республике Узбекистан: анализ государственных программ и учебников'

Современное состояние изучения иностранных языков в Республике Узбекистан: анализ государственных программ и учебников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1822
674
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АНАЛИЗ ГОС / ПРОГРАММ И УЧЕБНИКОВ / АКАДЕМИЧЕСКИЙ ЛИЦЕЙ / РЕФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ / ГЛАГОЛЬНАЯ ЛЕКСИКА / СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ / УЧЕБНИК В1 ДЛЯ АКАДЕМИЧЕСКИХ ЛИЦЕЕВ / ANALYSIS OF STATE EDUCATIONAL STANDARD / PROGRAMS AND TEXTBOOKS / ACADEMIC LYCEUMS / EDUCATIONAL REFORM / VERBAL VOCABULARY / CURRENT STATE / BOOK B1 FOR ACADEMIC LYCEUMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бабаниязова Наргиза Полатовна

В статье рассматриваются вопросы обучения учащихся академических лицеев республики Узбекистан иностранному языку. Сделана попытка проанализировать рабочие программы и учебники для учащихся первых курсов. В работе приведены задачи, поставленные Государственным образовательным стандартом системы непрерывного образования. Автор показывает, что обучение иностранным языкам зависит не только от методов и приемов обучения, но и от качества программ, учебников, учебных пособий и учебно-методических комплексов. Предлагается интенсифицировать и индивидуализировать процесс обучения английским глаголам. Проводится анализ учебника В1 для академических лицеев, отмечаются его позитивные стороны и некоторые «пробелы» (в частности, указывается, что недостаточного внимания уделено обогащению словарного запаса учащихся глагольной лексикой английского языка).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бабаниязова Наргиза Полатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT STATE OF LEARNING FOREIGN LANGUAGES IN THE REPUBLIC UZBECISTAN: ANALYSIS SES, PROGRAMS AND TEXTBOOKS

This article deals with the issues of teaching and learning foreign languages to the students of academic lyceums in the republic of Uzbekistan. An attempt to analyze the current programs and textbooks for the first year students has been made. The implementation of the State Educational Standard on the system of continuous education are presented in the article. Teaching of foreign languages depends not only on methods and training tools, but also on quality of programs, textbooks, manuals and training -methodical complexes. And also it is offered to intensify and individualize the process of teaching English verbs. The article considers the analysis of textbook В1 for the academic lyceums and notes its positive sides, however it is underlined that insufficient attention is given to the enrichment of the students’ verbal vocabulary of the English language.

Текст научной работы на тему «Современное состояние изучения иностранных языков в Республике Узбекистан: анализ государственных программ и учебников»

УДК 372.881.1 + 377.6 ББК 74.47

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН: АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ И УЧЕБНИКОВ

I Н.П. Бабаниязова

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы обучения учащихся академических лицеев республики Узбекистан иностранному языку. Сделана попытка проанализировать рабочие программы и учебники для учащихся первых курсов. В работе приведены задачи, поставленные Государственным образовательным стандартом системы непрерывного образования. Автор показывает, что обучение иностранным языкам зависит не только от методов и приемов обучения, но и от качества программ, учебников, учебных пособий и учебно-методических комплексов. Предлагается интенсифицировать и индивидуализировать процесс обучения английским глаголам. Проводится анализ учебника В1 для академических лицеев, отмечаются его позитивные стороны и некоторые «пробелы» (в частности, указывается, что недостаточного внимания уделено обогащению словарного запаса учащихся глагольной лексикой английского языка).

Ключевые слова: анализ ГОС, программ и учебников, академический лицей, реформа образования, глагольная лексика, современное состояние, учебник В1 для академических лицеев.

CURRENT STATE OF LEARNING FOREIGN LANGUAGES IN THE REPUBLIC UZBECISTAN: ANALYSIS SES, PROGRAMS AND TEXTBOOKS

I N.P. Babaniyzova

Abstract. This article deals with the issues of teaching and learning foreign languages to the students of academic lyceums in the republic of Uzbekistan. An attempt to analyze the current programs and textbooks for the first year students has been made. The implementation of the State Educational Standard on the system of continuous education are presented in the article. Teaching of foreign languages depends not only on methods and training

tools, but also on quality of programs, textbooks, manuals and training -methodical complexes. And also it is offered to intensify and individualize the process of teaching English verbs. The article considers the analysis of textbook B1 for the academic lyceums and notes its positive sides, however it is underlined that insufficient attention is given to the enrichment of the students' verbal vocabulary of the English language.

Keywords: analysis of State Educational Standard, programs and textbooks, academic lyceums, educational reform, verbal vocabulary, current state, book B1 for academic lyceums.

108

В последние десятилетия в Республике Узбекистан уделяется огромное внимание системе образования. «Закон об образовании», принятый в 1997 г., определяющий правовые основы обучения, воспитания и профессиональной подготовки граждан, и «Национальная программа по подготовке кадров» (1997), целью которой является «подготовка высококвалифицированных кадров на уровне развитых демократических государств, отвечающих требованиям высокой духовности и нравственности» [1] ориентированы на формирование нового поколения кадров с высокой общей и профессиональной культурой, творческой и социальной активностью, умением самостоятельно ориентироваться в общественно-политической жизни, людей, способных ставить и решать задачи на перспективу.

Одним из шагов в реформировании системы образования является признание особенного значения совершенного знания нашими кадрами иностранных языков. Сегодня в Республике Узбекистан осуществляется огромная работа по обеспечению выполнения постановления Президента Республики от 10 декабря 2012 года № 1875 «О мерах по

дальнейшему совершенствованию системы изучения иностранных языков» [2], в частности, создан республиканский научно-практический центр по разработке и развитию инновационных методов обучения иностранным языкам в республике, разработан Единый Государственный образовательный стандарт по иностранным языкам системы непрерывного образования, приняты меры по оснащению кабинетов иностранных языков образовательных учреждений республики современными информационно-коммуникативными оборудованиями и многие другие работы.

Согласно постановлению Президента Республики Узбекистан от 10 декабря 2012 г. № ПП-1875, иностранный язык изучается в системе непрерывного образования с 2013 г., начиная с первого класса общеобразовательной средней школы до послевузовского образования.

Вторым после общеобразовательной средней школы типом учебного учреждения являются средние специальные профессиональные учебные заведения. Обязательное среднее специальное, профессиональное образование со сроком обучения три года является самостоятельным видом в системе непрерывного образо-

ЕК

вания. Так, академический лицей дает «среднее специальное образование в соответствии с государственным образовательным стандартом, обеспечивает интенсивное, интеллектуальное развитие, углубленное, профильное, дифференцированное, профессионально ориентированное обучение с учетом возможностей и интересов учащихся» [2].

В данной статье уделяется особенное внимание анализу обучения иностранным языкам в данном типе учебного учреждения, то есть в академических лицеях. Полагаем, что состояние обучения иностранным языкам зависит не только от методов и приемов обучения, но и от качества программ, учебников, учебных пособий и учебно-методических комплексов. Как отмечает Президент Узбекистана И.А. Каримов, «...необходимы совершенствование государственных образовательных стандартов, учебных программ и учебной литературы, пересмотр образовательных направлений и специальностей в системе высшего и среднего специального образования с учетом требований сегодняшнего дня» [3].

Единый Государственный образовательный стандарт по иностранным языкам системы непрерывного образования был утвержден 2013 г. Министерством высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан. Основополагающими нормативными законодательными актами для составления государственного образовательного стандарта по иностранным языкам являются: Конституция Республики Узбекистан, Конвенция ООН о правах ребенка, законы Республики Узбекистан «Об образовании», «О на-

циональной программе по подготовке кадров»; Постановление Президента Республики Узбекистан от 10 декабря 2012 г. № ПП-1875 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы изучения иностранных языков». Государственный образовательный стандарт построен на коммуникатив-но-деятельностном, личностно-ориен-тированном, интегративном и ком-петентностном подходах к обучению иностранных языков [4]. Согласно CEFR (Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: Изучение, преподавание, оценка), в Республике Узбекистан впервые приняты уровни владения иностранному языку по следующей таблице (см. таблицу 1).

Согласно Государственному стандарту, «Целью обучения иностранному языку на всех ступенях образования Республики Узбекистан является формирование иноязычной коммуникативной компетенции (на основе ее составляющих — лингвистической, социолингвистической, дискурсивной, стратегической, социокультурной, социальной и учебно-познавательной 109 компетенций) обучающихся для функционирования в поликультурном мире в бытовой, научной и профессиональной сферах». Требования к уровню подготовки выпускников по иностранному языку разработаны в соответствии с содержанием обучения преемственны по ступеням общего среднего, среднего специального, высшего и послевузовского образования и представлены в деятельностной форме в соответствии с формируемыми компетенциями. Данные требования служат основой для разработки параметров оценивания для государственной аттестации выпускников образовательных учреж-

Таблица 1

Изучение иностранных языков в системе непрерывного образования Узбекистана

110

Ступень образования Требования к выпускникам Уровень по CEFR Уровень

Общее Выпускники начальных классов А1 Базовый начальный

среднее уровень владения

образование иностранным языком

Выпускники 9-го класса А2 Базовый уровень владения иностранным языком

Выпускники 9-го класса государ- А 2+ Базовый усиленный

ственных общеобразовательных уровень владения

специализированных школ с углу- иностранным языком

бленным изучением иностранных

языков

Среднее Выпускники академического лицея В1 Уровень самостоятельного

специальное неязыкового профиля начального владения

профессио- Выпускники профессиональных иностранным языком

нальное колледжей

образование Выпускники академических лицеев языкового профиля - второй иностранный язык

Выпускники академических лицеев В 1 + Уровень самостоятельного

языкового профиля усиленного владения иностранным языком

Высшее Выпускники бакалавриата неязы- В 2 Уровень самостоятельного

Образование ковых факультетов высших учебных заведений владения иностранным языком

Выпускники бакалавриата языко-

вых факультетов высших учебных

заведений - второй иностранный

язык

Выпускники бакалавриата языко- В 2+ Уровень самостоятельного

вых факультетов высших учебных усиленного владения

заведений иностранным языком

Выпускники магистратуры неязы- В 2+ Уровень самостоятельного

ковых факультетов высших учеб- усиленного владения

ных заведений иностранным языком

Выпускники магистратуры неязы-

ковых факультетов высших учеб-

ных заведений

Выпускники магистратуры языко- С1 Уровень профессионально-

вых факультетов высших учебных го начального владения

заведений иностранным языком

дений на всех ступенях образования Республики Узбекистан.

Преимущество стандарта в том, что в нем конкретно описано содержание обучения иностранному язы-

ку на всех уровнях образования, начиная с уровня А1 до уровня С1, и даны критерии определения вышеуказанных компетенций. На основе данного государственного документа

разрабатываются типовые программы, которые являются составляющими звеньями организации образовательного процесса.

На сегодняшний день разработано несколько типовых программ по предмету «Иностранный язык» для академических лицеев и профессиональных колледжей. Проанализируем их.

Типовая программа по предмету «Иностранный язык» для академических лицеев и профессиональных колледжей, утвержденная в 2013 г. Министерством высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан, была составлена к.х.н., доцентом Ф.М. Рашидовой и группой преподавателей академических лицеев. Программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта по иностранным языкам системы непрерывного образования (2013 г.) с учетом требований к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки учащихся академических лицеев и профессиональных колледжей. Данная программа учитывает требования международного стандарта преподавания иностранных языков по CEFR (Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: Изучение, преподавание, оценка). Программа определяет цель предмета «Иностранный язык», которая состоит в формировании у учащихся речевых навыков, таких как слушание, говорение, чтение и письмо и развитие навыков будущих специалистов в их употреблении на практике.

В структурном плане программа состоит из введения, основной части, включающей в себя учебный план, принципы курса, требования к обу-

чающимся данного предмета, принципы обучения английскому языку в специфических целях, содержание обучения, систему контроля и критерии оценивания знаний по иностранному языку.

Учащиеся, изучившие предмет «Иностранный язык», должны уметь слушать и понимать тексты по своему направлению и выполнять задания на понимание прослушанного материала; понимать тексты, построенные на частотном языковом материале повседневного и профессионального общения; писать простые связные тексты на знакомые или интересующие темы с использованием простой грамматической структуры. Наряду с этим они должны говорить на основе прослушанного или прочитанного текста в форме диалога или монолога. Программа направлена на развитие у учащихся лингвистической компетенции, подразумевающей знание языкового материала (фонетики, лексики, грамматики) и владение видами речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение письмо) в достаточной степени для общения с представителями культур изучаемого языка, а также социолингвистической (речевой) компетенции, позволяющей выбирать нужную лингвистическую форму, способ выражения в зависимости от ситуации, коммуникативной цели и намерения говорящего. В программе указаны тематика аудиторных занятий, количество часов, способы организации и проведения рейтинговой системы оценки знания учащихся и приведен список учебников и учебных пособий по предмету.

По мнению автора настоящей статьи, достоинство программы состоит в том, что учитываются требо-

111

112

вания CEFR (Общеевропейские коме петенции владения иностранным языком: Изучение, преподавание, оценка) и принципы обучения иностранному языку для достижения профессиональных целей. В разделе «Грамматика» отмечается, что данная программа не отрицает изучение грамматических понятий, структур и категорий, которые создают основу грамматики, а только предлагает изучить их по принципу коммуникативности, то есть при подходящей языковой ситуации и в контексте.

Согласны с тем, что предложенная программой тематика позволяет не только развивать навыки, необходимые для будущей профессиональной деятельности, но и расширить словарный запас учащихся. В результате данной деятельности учащиеся смогут правильно использовать глагольную лексику иностранного языка (проблема, которая мы исследуем), а также научатся выражать свои мысли.

Однако вероятно, в данной типовой программе не указан словарный минимум, которым учащиеся академических лицеев и профессиональных колледжей должны овладеть и на что нужно акцентировать внимание учащихся при изучении словарного состава по определенной тематике. Полагаем, что было бы целесообразно, если бы в программе были указаны темы и виды работ, которые учащиеся смогли бы изучить самостоятельно, используя информационные и современные педагогические технологии.

Так как проблемой данного исследования является глагольная лексика английского языка, чтобы яснее изучить ситуацию, автором статьи

были проанализированы учебники, учебные пособия и учебно-методические комплексы по английскому языку для учащихся академических лицеев. Эффективность изучения во многом зависит от уровня учебников. Учебник — основное средство обучения для преподавателя и основное средство получения знаний для обучающихся. Он должен отражать требования жизни, выражать идеи передовых систем обучения, формирующих творческую личность. Учебник учит, воспитывает и развивает обучающихся. Учебник — основное средство реализации содержания образования, ведущая задача учебника — развитие познавательных способностей обучающихся. В учебниках должны быть отражены все принципы обучения и, прежде всего, принципы доступности и краткости, чтобы обучающиеся не испытывали физических, умственных и интеллектуальных перегрузок.

Так как объем материала статьи не позволяет охватить анализ всех действующих УМК, рассмотрим только учебник "English" (for the students of academic lyceums and vou cational colleges), который был издан 2014 г. в Ташкенте [5]. Он является частью учебно-методического комплекта, состоящего из книги для учащихся, рабочей тетради, книги для преподавателей и CD диска. Учебник направлен на развитие речевых навыков учащихся, таких как прослушивание, чтение, говорение и письмо. Грамматика изучается интегрированным способом. Весь курс предназначен на развитие коммуникативной компетенции учащихся с помощью коммуникативных заданий. Первая часть учебника охватывает 12 разделов, каждый из кото-

рых состоит из трех уроков. Данные разделы можно увидеть в таблице 2.

Как видно из таблицы, на каждом уроке планируется обогащать словарный запас учащихся, знания по грамматике, развивать навыки всех видов речевой деятельности. Красочное оформление дает большое количество наглядных опор, ориентированных на развитие у учащихся языковых, речевых и познавательных способностей, самостоятельного мышления, формирование осознанного отношения к английскому языку. Учащиеся овладевают языком как средством межкультурного взаимодействия осознанно. Самостоятельное ориентирование помогает учащимся свободно употреблять усвоенный материал в различных ситуациях общения.

Целью обучения лексической стороне речи в учебнике является овладение необходимой лексикой для осуществления общения и взаимодействия.

Успех овладения словарным запасом в значительной степени зависит от организации направленного предъявления (репрезентации) в учебном процессе — в ходе введения и объяснения, выполнения лексических упражнений. Существуют два возможных способа репрезентации лексических единиц при введении — контекстный и внеконтекстный. В анализируемом учебнике использован в основном контекстный способ, который дает возможность выявить многие существенные свойства лексических единиц, ведь именно контекст демонстрирует особенности дистрибуции и сочетаемости лексических единиц в речевой цепи. Способы объяснения лексики каждого раздела зависят от характера, объ-

ема и состава трудностей, с которыми сталкиваются при их использовании в речи. Учитывается необходимость практической направленности объяснения, его ориентированности на достижение обучающимися конкретных результатов при использовании в речи. Уделяется внимание объяснению содержательной стороны лексической единицы. Здесь опора делается на синтагматические связи лексической единицы в составе словосочетания, предложения и текста; парадигматические связи, сопоставляя синонимы, антонимы, однокоренные слова; логические связи (дефиниция, описание); референтную функцию, ее экстралингвистическую направленность, отнесенность к денотату (предметная, картинная наглядность, жесты, ситуация). Учет особенностей смысловой структуры каждой лексической единицы способствует выбору того способа объяснения, который наиболее полно может послужить ее раскрытию в данном конкретном случае. Например, в теме "Job etiquette" (стр. 18) преди лагаются не изолированные слова, а группа слов, относящиеся к данной теме — respectful language, punctuality, neatness, appropriate behavior, respects ing privacy, — и в задании 3 на стр. 19 учащиеся используют их в конкретных ситуациях. В теме "Ten time-saving suggestions" новая лексика изучается в связи с другими словами (например: spend time, waste time, save time, free time, spare time, kill time, pass the time, on time, just in time, have a hard time, have a rough time, run out of time, it is about time). Встреча учащихся с новым словам происходить также на основе текста (например, Тема: "Independent Learning". Target vocabulary: scholarship, regard, risk, challenge, con-

113

tribute, be ashamed, feedback). Но ознакомление со словами на основе текста завершается только выделением их из текста.

Картинная наглядность использована в теме "Basics of e-learning" стр. 42, Task. Match the photos with the words: screen, webcam, printer, mouse, hard drive, speaker. Задания с картинками можно встретить и в теме "Priority Organizer" Task 2, p. 42. What words are described in the pictures. Task 3, p. 42. Fill in the gaps with suitable words from exercise 2. Такие виды работы способствуют развитию зрительной памяти, а так же мотивируют на дальнейшее изучение английского языка.

Работа с лексикой включают в себя такие виды работ, как:

• узнать морфологические особенности слова (например, Тема: Filling in application forms. Task: Make a noun form using these words; suggest, address, employ, educate, work; Тема: Team Building. Task: Sort out the words into the following parts of speech (noun, verb). Some

114 words might be both),

• определить значение слова (на-р пример, Тема: What type of learner are you? Task: Read and match the meaning of words with their definitions; Тема: Planning your future. Task: Complete each group of words below with the word from the box),

• создавать фразы с новыми словами (например, Тема: Effective diary keeping. Task: Make as many word combinations as you can),

• работать со словарями (наб пример, Тема: Independent Learning. Task 3, p. 45. Use an online monolingual dictionary and find the definitions of the under-

lined words in the text), которые способствуют усвоению слова. Как видно, авторы учебника предлагают дифференцированное изучение лексики. Перечисленные виды работ можно дополнить заданиями, направленными на решение коммуникативных задач. Использование слов должно быть обусловлено мотивом и целью, так как в реальной жизни мы употребляем слова для передачи того или иного коммуникативного намерения. Очень важно, чтобы у обучающихся возник мотив для ознакомления и употребления слова. Задания должны научить учащихся пользоваться словом как орудием речевой деятельности и средством осуществления речевого действия.

Одной из задач при анализе учебника было определение объема и содержания изучения глаголов английского языка учащимися академических лицеев для достижения уровня В1. В ходе анализа выявлено, что в учебнике мало внимания уделено глагольной лексике, а ведь именно глагол способен «управлять, выстраивать вокруг себя длинную шеренгу разнообразных и последовательно зависящих друг от друга слов и предложений» [6, с. 141]. Именно глаголы несут в себе основную коммуникативную нагрузку речи, именно они являются активным, действенным ядром высказывания, и поэтому, по мнению автора статьи, необходимо выделить подгруппы глаголов для изучения в разных курсах академических лицеев. Также недостаточен дидактический материал для работы с глаголами, которые представляют особую трудность для усвоения, и не отрабатывается их специфическое употребление в речи.

Таблица 2

English for the students at academic liceums and vocational colleges. (Ташкент, 2014). Часть 1

Units Lessons Vocabulary Listening Grammar Reading Speaking Writing/Homework

1 .What's your 11ntroduction Job and work vo- "My future profession"; To be going "Jobs for "What do you think Three of the most

specialty? p.10 to the specialty. P-10 cabulary four learners tell about their dream jobs to teenagers" about part time jobe?" popular jobs among teenagers for each

2. Job Job interview vo- Dialogue: two friends' Should "Job inter- Role Play. Interview writing about the in-

interview cabulary talk about job inter- view rules" terview

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

p-14 view

3. Job eti- Workplace eti- Dialogue: mother and have to "Workplace Role play Job etiquette rules for

quette p-18 quette vocabulary daughter's conversation job etiquette Etiquette" your future job

2. Time man- 1. When? Time manage- Dialogue: two friends' preposition "Try Easy Discussion: Time How would you follow

agement How? Where? ment vocabulary talk about time man- of time: at. Time Man- management tips time management in

p.22 p.22 agement on, in agement Tips" your future profession?

2. Ten time- Time colloca- Interview: a man and a will "How to save Discussion: How to Making a list of your

saving sug- tions woman talk about a time?!" save time own time saving tips

gestions p.26 busy working day

3. Priority organizer The most important people. Song: "To everything there is a season" by Modals: obligations A moral story Giving feedback about the story Most important things in a future profession

p.30 events or things "The Byrds"

3. Indepen- 1. Benefits, Educational vo- Shokhsanam Azizova's Adverbs-al- Text about Improving study Suggestions for man-

dent learning p.34 challenges and risks of independent learning p.34 cabulary success ways, sometimes, usually, never, rarely, hardly and seldom improving study habits skills aging study time successfully

2. Types of Educational vo- An English teacher Relative Text about Discussion: Types of "What is my learning

learning p.38 cabulary speaks about types of learning Clauses learning styles learners style?"

3. Basics of e- IT vocabulary Dialogue: two friends There is/ Text about Discussion: advan- Advantages of the

learning p.42 talkabout online courses there are e-learning tages and disadvantages of working onlineTalking about apps most popular apps

(л>

4. Filling in forms p.48 1.Formal and informal texts p.46 Formal and informal vocabulary Tips for conversations Linking words Formal and informal letters Discussion: Why and when do we need to write letters Writing a text message to the favourite subject teacher (in texting language)

2.When and how to fill in forms p.50 Formal writing words Interview: Nodira speaks about herself Prepositions Madina's personal information Role play Writing a CV

3. Filling in application forms p.54 Words with affixes Tips for filling in application forms -ed, -ing, adjectives Applying for a job The most important tips for filling in an application form Creating your own application form

5. Study skills p.58 I.Nine view of intelligence p.58 Job and work vocabulary. Types of intelligence vocabulary Learner talk about nine view of intelligence Present Simple IQ questions Discussion: class survey A descriptions of friend's intelligence

2.Six conditions of learning p.62 Language learning vocabulary Dialogue: two friend talk about their study To be expressions How Mansur learned English Discussion: the things you did to learn English "How 1 learned English"

3.what type of learner are you? P.66 Language learning vocabulary Students talk about their way of learning Gerund Learning styles Group work: presentation of learning styles posters Learning styles that are important for future jobs

6. Team building p.70 1.Study with others p.70 Sports vocabulary Song: Together every/a II "Organising a study group" Discussion: organizing a study group Describing the advantages and disadvantages of group work

2.Doing group work p.74 Sports vocabulary Interview: Ulugbek Jalilov tells about a championship Present Perfect Text about Davis Cup Discussion: the Davis Cup Championship Tips for making a good team

3.Being an effective group member p.78 Team building vocabulary Useful suggestions for working in groups Orders and instructions How to be an effective team leader Discussion of a quote Describing a favorite team and team leaders

7. Portfolio 1.Effective diary keeping p.82 Word combination Doniyor's diary Present continuous Text about diary keeping Discussion: advantages and disadvantages of keeping diaries Making a list of tips for keeping a diaty

> <

О

сп

>

со

о

CD

>

<

2.Portfolio requirement p.86 Portfolio -related vocabulary Parts of portfolio Countable and uncountable nouns "What is the purpose of portfolios?" Discussion: what are the similarities in student's experiences Writing about five-step action plane

3. Checking and updating the portfolio p.90 phrases Students talking about a portfolio Infinitive/ Gerund "A good experience about keeping a portfolio" Giving feedback about one's own portfolio Writing feedback

8. Identifying your skills p.94 1.Monitoring skills development p.94 Vocabulary related to skills People talking about their skills in job Zero conditionals Text about the ways of developing skills Discussion about types of skills A plan to develop skills fora job

2.Skills and qualities you have now p.98 Vocabulary related to skills Two students talk about personal qualities Prefixes; in-,ir-,dis-. Text about experience Discussion: positive and negative qualities Personal skills and qualities

3.Personal profiles p.102 Vocabulary related to personal profiles Mansur's application form Adverbs of degree Samples from people's personal profiles Discussion: important questions about personal profiles Making notes and organizing ideas

9. Report and case studies p. 106 1.Identifying and selecting relevant information p.106 Case studies vocabulary Conversation between Kamila and Dilshod Past Simple Text about job research networking Role play: Creating an advertisement on finding a job Finding job advertisements from sources

2. Reporting and notes p.110 Case studies vocabulary Interview for a magazine survey Reported questions Text about notes and messages Discussion: Why people write notes and messages? Leaving a message to a friend

3. Case study p.114 Case studies vocabulary Three teenagers talking about their problems wish Text about problematic situations Discussion: What would you do...? Problems and solutions

=1

CD Ь О

о

■е-

ш г> г> s

0

1

0

1 и~ I О

о

СП "Ö о

0

1

10. Skill for success 1. Emphasis on action p.118 Extra activities vocabulary Three people talking about their extra classes Reporting verbs Anna's story Discussion about achievements A list of extra curriculum activities

2. Problem solving p. 122 Environment vocabulary How rubbish affects our lives Need Text about traffic jam Solution to traffic jams in cities How to save energy

3. Achieving desired outcome p.126 Success-related vocabulary Some facts about Soi-chiro Honda Types of questions "What makes people successful?" Discussion: How important is money to you? Completing the table describing the partner's goal

11. Resume portfolio p.130 1 .What is expected from you? P.130 Idioms Conversation between a school leaver and first year student Modal verbs "Knowledge and wealth" Discussion: Why knowledge is better than wealth Making a list of advantages and disadvantages of being wealthy

2.Self-evalua-tion p.134 Academic vocabulary Durdona and Nodir's problems Adjectives and prepositions Text about future Discussion: What achievements do you want to reach? The questionnaire report

3. Developing a portfolio p.138 Parts of speech Dialogue: two friends talk about a portfolio Non-defin-ing relative clauses "Tips for developing portfolio" Discussion: What do you think about developing portfolios? Why do you need one? The most important thing in developing portfolios

12. Preparation for final exam p. 142 1. Evaluating achievement p.142 Synonyms Student talks about own view of life Adjectives "Are you an effective learner?" Discussion: the effective ways of learning Difficulties and problems in studying

2. planning your future p.146 Synonyms Azamat talks about his dreams Adverbs of manner Text about elements of life Discussion: Future plans Drawing up future plans

3. Personal development p.150 Personal development vocabulary Job as a human resources coordinator Few, a few, little, a little Text about personal development Discussion: What find of achievement have you gained in the last year? Making questions according to the text

(л>

Источник: учебник В1 для академических лицеев, часть 1

Возможно, содержание учебников по английскому языку будет меняться, но знание английского языка останется основной задачей. Проанализировав учебную программу и учебники по английскому 4. языку для академических лицеев, приходим к выводу, что необходимо интенсифицировать и индивидуализировать процесс обучения английским глаголам.

Таким образом, можно констатировать, что в Республике Узбекистан 6. совершенствуется система непрерывного образования, осуществляется коренное изменение образовательных и профессиональных программ с учетом современных мировых дости- 1. жений образования, науки и технологий, уделяется огромное внимание изучению иностранных языков — это 2 процессы, которые в итоге приводят к формированию совершенной системы подготовки кадров на основе богатого 3. интеллектуального наследия народа и общечеловеческих ценностей, достижений современной культуры, эконо- 4. мики, науки, техники и технологий.

5.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Типовая программа по предмету «Иностранный язык» для академических лицеев и профессиональных колледжей 6. [Текст]. - Ташкент, 2013.

2. Государственный образовательный стандарт по иностранным языкам системы не-

прерывного образования [Текст]. - Ташкент, 2013.

Бакиева, Г. "English" (for the students of academic lyceums and vocational colleges) [Текст] / Г. Бакиева, М. Ирискулов. - Ташкент, 2014.

Постановление Президента Республики Узбекистан № 1875 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы изучения иностранных языков» [Текст]. -Ташкент, 2012.

Каримов, И.А. Гармонично развитое поколение - основа прогресса Узбекистана [Текст] / И.А. Каримов. - Ташкент, 1997. Пешковский, А.М. Русский синтаксис в научном освещении [Текст] / А.М. Пешковский. - М.,1956.

REFERENCES

Bakieva G., Iriskulov M., "English" (for the students of academic lyceums and vocational colleges), Tashkent, 2014. Gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart po inostrannym jazykam sistemy nepre-ryvnogo obrazovanija, Tashkent, 2013. (in Russian)

Karimov I.A., Garmonichno razvitoe poko-lenie - osnova progressa Uzbekistana, Tashkent, 1997. (in Russian) Peshkovskij A.M., Russkij sintaksis v nauch-nom osveshhenii, Moscow, 1956. (in Russian) Ц9 Postanovlenie Prezidenta Respubliki Uzbekistan №1875 "O merah po dal'nejshemu sovershenstvovaniju sistemy izuchenija in-ostrannyh jazykov", Tashkent, 2012. (in Russian)

Tipovaja programma po predmetu "In-ostrannyj jazyk" dlja akademicheskih liceev iprofessionalnyh kolledzhej, Tashkent, 2013. (in Russian)

Бабаниязова Наргиза Полатовна, ассистент, преподаватель, Нукусский государственный педагогический институт, Республика Узбекистан, babaniyazova1983@mail.ru Babaniyzova N.P., Assistant, Lecturer, Nukus State Pedagogical Institute, Republic of Uzbekistan, babaniyazova1983@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.