считываются с УК за содержание жилья. В результате внедрения данной схемы, по расчетам автора, увеличение тарифов может составить 5-10 %, но снизиться на 30-40 % тариф на содержание жилья [3, c. 73]. Так же уменьшаются риски УК в ликвидации лицензии. Решение данного вопроса очень важно для УК.
В случае накопления трехмесячной задолженности перед РСО (ресур-соснабжающими организациями) за поставленные коммунальные ресурсы лицензии УК могут быть аннулированы [4].
Список литературы:
1. Васютин Н.А. Анализ рынка управления МКД в РФ // Управление многоквартирным домом. - 2014. - № 2. - С. 16-21.
2. Школьников Д.В. Эффективный капитальный ремонт // Управление многоквартирным домом. - 2014. - № 12. - С. 3-8.
3. Щетинин С.Г. Система ЖКХ: как обуздать систему// Управление многоквартирным домом. - 2015. - № 2. - С. 61-70.
4. закон о лицензировании управляющих компаний в сфере ЖКХ (ФЗ РФ от 21 июля 2014 г. N 255-ФЗ).
5. http://sverdl.gks.ru/.
РЕФОРМИРОВАНИЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА КАК ФАКТОР ИЗМЕНЕНИЯ СИСТЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
© Разумилов Р.М.*
Иркутский государственный университет путей сообщения, г. Иркутск
В статье рассмотрена необходимость экономической оценки перехода к функционированию принципиально новой системы технического обслуживания и ремонта, что относится к числу актуальных направлений исследований, которые позволят повысить степень использования ресурса элементов технических систем применением современных методов и средств диагностирования. Данное условие обеспечит большую гибкость системы технического обслуживания и ремонта изменением принципов управления, создаст возможность оперативного решения вопросов технологического и технического характера, влияющих на оптимизацию загрузки ремонтных предприятий, увеличит показатели использования сложных технических объектов по времени и производительности. Синергетический эффект, возникающий в результате качественных преобразований действующей системы ТОиР, по-
* Аспирант кафедры «Управление качеством и инженерная графика».
зволит получить экономические выгоды ОАО «РЖД», а в конечном итоге и всем пользователям услуг железнодорожного транспорта.
Ключевые слова реформирование железнодорожного транспорта, ремонт по техническому состоянию, система планово-предупредительного ремонта.
Эффективная деятельность любой организации, осуществляющей эксплуатацию сложных технических систем, невозможна без использования четко продуманной и отлаженной системы технического обслуживания и ремонта (ТОиР). Использование технологий и новейших достижений науки и техники в виде базовых нововведений определяет закономерное экономическое развитие организации, в свою очередь развитие сложных технических систем и объектов качественно преобразует и определяет новую организацию производства, обеспечивает переход к новому уровню развития производительных сил.
Учитывая перспективы долгосрочного стратегического развития Холдинга Открытого Акционерного Общества «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД»), железнодорожным перевозкам не будет альтернативы по экономической эффективности и экологической безопасности при транспортировке значительных по объемам стабильных потоков массовых грузов, доставляемых на средние и дальние расстояния, а также по обеспечению пассажирских перевозок. Проводимые в настоящее время структурные преобразования железнодорожного транспорта коренным образом меняют механизмы управления и процессы функционирования.
Изменения затрагивают всю систему железнодорожного транспорта, начиная с определения целей, задач и стратегии функционирования структурных подразделений в современных условиях и завершая построением адекватной эффективной системы управления действующих бизнес- и технологических процессов. Таким образом, необходимо решить не только серьезнейшую проблему низкой эффективности использования всех видов ресурсов, но и наличие огромного потенциала не задействованных внутренних резервов - производственных мощностей - предприятий Холдинга ОАО «РЖД».
Функционирующая на железнодорожном транспорте система планово-предупредительного ремонта стимулируется сдельной системой оплаты труда по принципу «Больше ремонтных работ - больше заработная плата». Следовательно, как непосредственные исполнители, так и их руководители заинтересованы в большем объеме ремонтных работ, что существенно затрудняет интеграцию новых подходов к системе технического обслуживания и ремонта.
Реализация третьего этапа программы структурной реформы на железнодорожном транспорте позволила выделить из состава ОАО «РЖД» неосновные виды деятельности:
- ремонтный комплекс;
- сервис подвижного состава;
- строительство и ремонт инфраструктуры;
- логистика.
Таким образом, у данных бизнес-процессов появился владелец, что в свою очередь позволило развивать конкурентный рынок.
Рыночные отношения, возникшие между ремонтными предприятиями и организациями, эксплуатирующими путевую технику, вызвали необходимость формирования новой концепции обеспечения качества ремонта и технического обслуживания при условии минимум затрат на ресурсы. Владелец путевой техники стал заинтересован в том, чтобы машины как можно меньше простаивали по техническим причинам, и, в первую очередь, уменьшилось время простоя в период планово-профилактических ремонтных работ.
Необходимо заметить, что в конкурентной среде любой организации постоянно приходится решать двуединую задачу: выпускаемый продукт труда, (в данном случае предоставляемая услуга по обслуживанию и ремонту) должна, с одной стороны, максимально удовлетворять запросам потребителя, организации, осуществляющей эксплуатацию СПС, с другой - достижение этого возможно меньшими затратами. Становится недопустимым рассматривать потребителя как пассивную рыночную нишу для потребления всего, что производит организация. В условиях рынка необходимо достижение паритета в отношениях между двумя его главными участниками -потребителем и производителем.
Точкой взаимодействия между потребителем и производителем может стать процесс создания ценности. Несмотря на то, что точки зрения на ценность различны, необходимо найти пути их объединения, к понимаю этого склоняется ряд исследователей [1].
В настоящее время отсутствие системы оценки технического состояния, как отдельных узлов, так и подвижной единицы в целом - приводит к потерям, т.к. затрачиваются ресурсы на ремонт или изготовление изделия, в котором отсутствует необходимость[2].
Такой подход требует разработки соответствующих методов управления надежностью СПС на всех стадиях его жизненного цикла на основе мониторинга технического состояния [3]. Методов определения остаточного ресурса как отдельных узлов и агрегатов, так и путевой машины на основе критериев оценки состояния СПС, позволяющие обоснованно выбирать межремонтный период, продолжительность ремонтного цикла и срок проведения следующего ТО или диагностики, а также рациональную структуру ремонтного предприятия. Для принятия выше упомянутых решений должны являться следующие критерии: отношение «стоимость - качество ремонта» и «стоимость - надежность» [4]. Результат функционирования данного подхода представленный на рис. 1.
fflf , г
САТЕЛЛИТ " АВТОСЦЕП. КАБИНА, ГИДРООБОРУ ПНЕВМООБОР ЭЛЕКТРООБО УСТРОЙСТВО КАПОТЫ, ДОВАНИЕ УДОВАНИЕ РУДОВАНИЕ НАСТИЛ
£ 5
= . s
1 сц 2 I
s I h в
-л-т-г-п. ' У
СИЛОВАЯ ДВИГАТЕЛЬ' УСТАНОВКА
ХОДОВЫЕ ТЕЛЕЖКИ
Операции в соответствии системой ремонта СПС «По техническому
состоянию»
aSSjjH lo го á- а 0 5= =1 ¡ □
=ОР | ПНЕ
«Í
□ С LX g О. - Oü н- ьг О S ^ Р
i с > ё го £ IOS <D ^ = d О ^ с
- I О R Ш а) 5 Г Q 5 I с
- I sc©D CQQÍ Zc<
I ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ I С I ■ УС
¡II, ¡ ¡ á ¡ ¡ ¡ И ,¡ ¡ ¿g i Е |
л г Л м I_л Г vuirwuiphljnnnr
'АЯ ЮВИГАТЕЛ1 ХОДОВЫЕ I КИс| СИСТЕМА )RKA Г тгпгмл/м ■ ■ ПОДАЧИ
ТОПЛИВА
МЕХАНИКА
КАБИНА, ГИДРООБОР КАПОТЫ УДОВАНИЕ НАСТИЛ
ПНЕВМООБО РУДОВАНИЕ
ПП^ I ^ IJ I
Операции в соответствии с руководством по среднему ремонту
путевой машины «Доумат»
Рис. 1. Сравнение выполненных ремонтных операций в соответствии с руководством по среднему ремонту путевой машины «Дуомат» и результатами оценки технического состояния и безразборной диагностики
На приведенном примере функционирования системы ремонта СПС «По техническому состоянию» видно, что число ремонтных операций, установленных по результатам безразборной диагностики и мониторинга технического состояния намного меньше требуемого руководством по среднему ремонту путевой машины «Дуомат».
Поскольку большинство машин и оборудования ОАО «РЖД» давно выработали ресурс и требуют капитального ремонта, при этом недостаток финансовых средств приводит к постоянной корректировке предельно допустимых значений безопасности, необходим переход к четко продуманной и отлаженной системы технического обслуживания и ремонта (ТОиР) с использованием технологий и новейших достижений науки и техники в виде базовых нововведений, что в настоящее время не имеет методического обеспечения.
Разработанная методика может способствовать снижению затрат и повышения качества технического состояния специального подвижного состава, поскольку (и это обосновано): представляет объективную картину состояния техники и определять приемлемый для конкретной технико-экономической ситуации уровень воздействия, при котором достигается баланс между расходами на обеспечение требуемого технического состояния СПС; обеспечивает заданный уровень готовности и надежности приписного парка; увеличивает экономический эффект от более полного использования ресурсов. Доказано, что практическое применение разработанной методики позволит обеспечить непрерывный мониторинг и качественный анализ системы ТОиР, а также оперативно принимать управленческие решения, адекватно оценивать их экономические последствия.
Список литературы:
1. Концепция комплексного управления надежностью, рисками, стоимостью жизненного цикла на железнодорожном транспорте: ред. 1.1: утв. старш. вице-президентом ОАО «РЖД» 31.07.2010.
2. Разумилов Р.М. Проблемы и резервы системы планово-предупредительного ремонта путевой техники ОАО «РЖД» // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. - Иркутск: Изд-во ИрГУПС, 2014. -№ 4 (40). - С. 205-210.
3. Prahalad C.K. Venkatram R. Co-opting customer competence / C.K. Pra-halad R.Venkatram // Harvard business review. - 2000. - R00108.
4. Разумилов Р.М. Управленческий учет и проблемы оценки стоимости жизненного цикла подвижного состава в ОАО «РЖД» // Экономические науки в России и за рубежом: материалы IX-й Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 19 октября 2012 г.). - М.: Изд-во «Спутник+», 2012. -С. 106-111.