Научная статья на тему 'Новое видение системы ремонта и технического обслуживания путевой техники на железнодорожном транспорте. Система ремонта по техническому состоянию'

Новое видение системы ремонта и технического обслуживания путевой техники на железнодорожном транспорте. Система ремонта по техническому состоянию Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
292
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Разумилов Р. М.

Рассмотрены системы технического обслуживания и ремонта, машин и оборудования. Представлена зависимость надежности от стоимости реализации систем ремонта. Приведены результаты функционирования системы ремонта «По техническому состоянию» на западных предприятиях и результаты эксперимента, проведенного в Дирекции по эксплуатации и ремонту путевых машин на Восточно-Сибирской железной дороги – филиала ОАО «РЖД».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новое видение системы ремонта и технического обслуживания путевой техники на железнодорожном транспорте. Система ремонта по техническому состоянию»

2. Огвоздин В.Ю. Управление качеством / В. Ю. Огвоздин. - 6-е изд. -М.: Дело и Сервис, 2009.

3. УралАЗ: стратегия прорыва: монография / Под общ. ред. В.Х. Кор-мана. - Челябинск: Изд. дом Т. Лурье, 2007.

4. Харрингтон Дж. Управление качеством в американских корпорациях / Дж. Харрингтон. - М.: Экономика, 1990.

НОВОЕ ВИДЕНИЕ СИСТЕМЫ РЕМОНТА И ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ПУТЕВОЙ ТЕХНИКИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ. СИСТЕМА РЕМОНТА ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ СОСТОЯНИЮ

© Разумилов P.M.*

Иркутский государственный университет путей сообщения, г. Иркутск

Рассмотрены системы технического обслуживания и ремонта, машин и оборудования. Представлена зависимость надежности от стоимости реализации систем ремонта. Приведены резуньтаты функционирования системы ремонта «По техническому состоянию» на западных предприятиях и результаты эксперимента, проведенного в Дирекции по эксплуатации и ремонту путевых машин на Восточно-Сибирской желез -ной дороги - филиала ОАО «РЖД».

В условиях реализации стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 г. [5], возросли требования к эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту путевой техники. Ежегодно растет грузонапряженность на главных путях, и, как следствие, сокращается количество и продолжительность «окон». Главной задачей работы путевого комплекса стало повышение эффективности использования путевых машин. Сегодня потребителю необходима гарантия незамедлительного и качественного устранения неполадок, проявляющихся в процессе увеличения интенсивности эксплуатации технических средств, а также он заинтересован, чтобы техника как можно меньше простаивала по техническим причинам и, в первую очередь, уменьшились простои в период плановых и аварийных ремонтов верхнего строения пути.

Развитие путевой техники идет по пути усложнения узлов и агрегатов машин, роста энерговооруженности и уровня компьютеризации, повышения её надёжности, снижения трудоёмкости обслуживания благодаря внедрению методов диагностирования. Такая тенденция развития требует максимально

* Аспирант кафедры «Управление качеством».

возможной технической оснащенности и профессионализма персонала, структурных подразделений ОАО «РЖД», обслуживающих путевую технику.

В рамках реализации одиннадцатого принципа системы менеджмента качества «Бережливое производство» в ОАО «РЖД» [6], целью которого является достижение комплексного повышения эффективности производственной деятельности железной дороги, необходимо реформирование структуры технического обслуживания и ремонта путевой техники, а также пересмотр устоявшихся принципов ведения ремонтных работ в пользу сокращения материалоемкости, трудоемкости и себестоимости ремонтов.

В настоящее время методы технического обслуживания и ремонта узлов и механизмов путевых машин принято подразделять в общем случае на четыре вида.

Первый вид - осуществление ремонтных работ узлов и механизмов после выхода из строя. В этом случае путевая машина эксплуатируется до выхода из строя её основных узлов и агрегатов. Данная система технического обслуживания и ремонта применима в основном при эксплуатации дешевых, выполняющих вспомогательную функцию, узлов при наличии резервирования, когда замена узла дешевле, чем его ремонт и обслуживание. При отсутствии резерва необходимых составляющих эксплуатация машины прекращается. В процессе эксплуатации узлов и агрегатов проводятся дополнительные периодические измерения для определения степени работоспособности машины. Это позволяет сократить время её последующего ремонта благодаря определению предотказного состояния технических средств и своевременного обеспечения ремонтного персонала необходимыми запасными частями и материалами.

Второй вид - планово-предупредительное техническое обслуживание и ремонт (далее ППР). Система ППР предусматривает выполнение в плановом порядке комплекса мероприятий технического обслуживания и ремонта машин после проведения ими определенного объема работ для поддержания работоспособности и восстановления ресурса.

Периодичность технического обслуживания и ремонта машин установлена на основании данных, полученных от разработчиков и заводов-изготовителей машины с учетом планируемой Департаментом пути и сооружений - головной организации по разработке ремонтной документации ОАО «РЖД», - выработки, эти данные указываются в эксплуатационной документации на каждый тип самоходного подвижного состава.

Виды технических обслуживаний и ремонтов, периодичность их проведения регламентированы и приведены в положении о планово-предупредительном ремонте специального подвижного состава открытого акционерного общества «Российские железные дороги» утвержденным вице президентом ОАО «РЖД» В.Б. Воробьевым от 24.08.2009.

Система планово-предупредительного ремонта создавалась в период становления железнодорожного транспорта, на тот момент не существо-

вало ни методов, ни оборудования, с помощью которых можно было бы проводить диагностику и неразрушающий контроль узлов и агрегатов. Как результат, единственным способом и методом обеспечения работоспособности и безотказности машин и механизмов - стало проведение планово-предупредительных ремонтов с выполнением переборки узлов и агрегатов, с последующей дефектоскопией, посредством визуального контроля и измерений параметров деталей доступными для своего времени средствами измерений, отбраковкой изношенных деталей с последующим восстановлением ремонтно-пригодных и заменой неподлежащих восстановлению и ремонту, а также регламентированной заменой деталей по сроку службы.

Изучая опыт Донецкого национального технического университета и учитывая опыт осуществления ремонтной деятельности на ВосточноСибирской дороге, следует заключение, что не менее 50 % всех ремонтов и технических обслуживаний выполняются без фактической их необходимости. Кроме того, часть отказов путевых машин, проходящих периодическое техническое обслуживание и ремонт согласно ППР, не снижается, данное утверждение представлено на рис. 1.

Время, мотто/ часы

Техническое облуживание/ ремонт

Рис. 1. Система планово-предупредительного ремонта

Более того, надежность работы путевой машины и отдельных узлов после ремонта и (или) технического обслуживания, если ТО предусматривает разборку механизма или замену деталей, часто снижается, иногда временно, до момента их приработки, а иногда снижение надежности обусловлено дефектами монтажа. Исследования показали также, что около 70 % возникающих дефектов вызвано ошибками или нарушениями в результате обслуживания машин и оборудования [1].

Третий вид - ремонт и обслуживание по техническому состоянию. При этом виде технического обслуживания и ремонта, состояние машин и механизмов контролируется периодически с целью определения того уровня технического состояния, когда складывается предкритическая ситуация.

То есть, проведение технического обслуживания и ремонта в этом случае производится только тогда, когда это необходимо в связи с наступлением высокой вероятности отказа узла или механизма, в зависимости от результатов диагностики и прогнозирования технического состояния. Тем самым не нарушается работа исправного механизма из-за преждевременного вмешательства человека.

Четвертый вид - комплексный подход. Комплексный подход подра-зумевает, что все путевые машины укомплектованы датчиками для мониторинга состояния непосредственно в эксплуатации.

Рассматривая зависимость надежности от стоимости реализации данных систем ремонта на рис. 2 видно, что метод ремонта «По техническому состоянию» является наиболее приемлемым и менее затратным [7].

Комплексный подход По техническому состоянию

£.............

Стоимость методов (прямые затраты), руо

Рис. 2. Зависимость стоимости существующих систем обслуживания путевых машин от надежности и эффективности работы узлов и агрегатов

Подтверждением сформулированного вывода являются результаты эксперимента, проведенного в Дирекции по эксплуатации и ремонту путевых машин на Восточно-Сибирской железной дороге в 2010 г. Учитывая пожелания эксплуатирующих организаций был произведен ремонт «По техническому состоянию» путевых машин типа АДМ, результаты приведены в табл. 1.

Таблица 1

Результаты эксперимента осуществления ремонта путевых машин серии АДМ «По техническому состоянию» в 2010 г.

Себестоимость ремонта, руб.

Ремонт «По техническому состоянию» Капитальный ремонт

1699671 2318698

1915722 2619443

1734333 2381611

1587086 2439451

1915324 2177775

Итого средняя себестоимость, руб. 1770427,2 Итого средняя себестоимость, руб. 2387395,6

Результаты эксперимента превзошли все ожидания, экономия финансовых средств в среднем на одну единицу АДМ составляла более 24 % или 606968,4 руб., что также подтверждает результаты функционирования системы ремонта «По техническому состоянию» на западных предприятиях.

Так по данным фирмы «Bruel and Kjaer» (Дания), представленных в табл. 2, обращает на себя внимание, близость результатов зарубежных и полученных Дирекцией. При этом происходит качественное снижение количества аварийных ситуаций [1].

Таблица 2

Экономические результаты перехода на систему ремонт и обслуживание «По техническому состоянию» по данным фирмы «Bruel and Kjaer» (Дания)

Химический комбинат (машины с вращающимися элементами) Снижение числа проводимых тех. обслуживании с 274 до 14

Нефтеперерабатывающий комбинат (электродвигатели) Снижение затрат на обслуживание на 75 %

Бумажная фабрика 250000 долл., что в 10 раз перекрыло расходы на закупку средств для мониторинга механических колебаний

Атомная электростанция 3000000 долл. за счет снижения 19000000 долл. Дополнитель-затрат на тех. обслуживание ное увеличение доходов

Анализируя результаты сравнения, систем ремонта видно, что ремонт «По техническому состоянию» имеет ряд преимуществ перед системой ППР и отвечает принципам бережливого производства. Особенностью системы ремонта «По техническому состоянию», является поддержание базовых подходов ППР.

Как было отмечено ранее, корректность работ по техническому обслуживанию и ремонту в первую очередь определяется наличием информации о реальном техническом состоянии узлов и агрегатов путевой машины. Соответственно будущее за планированием работ по техническому обслуживанию и ремонту на основе его технического состояния, при условии накопления необходимой для прогнозирования статистики, что делает невозможным быстрый переход на новую систему. Кроме того, полный отказ от системы ППР пока не реален и по юридическим причинам. В соответствии с нормативными документами, система ППР является основным инструментом по обеспечению надежности и безопасной эксплуатации технических средств.

Выход в сложившейся ситуации, заключается в следующем:

- использование системы приоритетов при планировании работ по техническому обслуживанию и ремонту;

- совмещение системы ППР и ремонта «По техническому состоянию».

Совмещение систем ППР и техническому состоянию означает применение различных принципов планирования, как по видам путевой техни-

ки, так и по видам работ. Такой подход позволит в определенной степени ликвидировать проблемы недостатка и корректности информации о техническом состоянии узлов и механизмов ССПС. Кроме того, предлагаемый подход позволит реализовать принципы приоритетности по типам машин и видам ремонта.

Список литературы:

1. Брюль, Къер. Мониторизация состояния машинного оборудования.

2. Александров A.A., Барков A.B., Баркова H.A., Шафранский В.А. Вибрация и вибродиагностика судового электрооборудования. - Л.: Судостроение, 1986.

3. Концепция формирования хозяйственного комплекса и системы управления Дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД» (Проект от 21.04.10).

4. Вумек Д., Джонс Д. Бережливое производство: как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании: пер. с англ. - 4-е изд. - М, 2008.

5. Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 г. и план мероприятий по её реализации в 2008-2015 гг. от 17 июня 2008 г. № 877р.

6. Функциональная стратегия управления качеством в ОАО «РЖД» от 15.01.2007 № 46р.

7. Донецкий национальный технический университет (ДонНТУ) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.www.donntu.edu.ua.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.