Научная статья на тему 'Реформирование высшей ветеринарной школы в СССР (1920 – 1940 гг. )'

Реформирование высшей ветеринарной школы в СССР (1920 – 1940 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
951
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШАЯ ШКОЛА / ВЕТЕРИНАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СИБИРЬ / THE HIGHER SCHOOL / VETERINARY EDUCATION / SIBERIA

Аннотация научной статьи по ветеринарным наукам, автор научной работы — Донченко А. С., Самоловова Т. Н.

Приведены основные этапы реформирования высшей ветеринарной школы в стране на базе новых принципов формирования советского студенчества и потребностей в ветеринарных специалистах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REFORMING OF THE HIGHER VETERINARY SCHOOL IN THE USSR (1920 1940)

The main stages of reforming of the higher veterinary school are given in the country on the basis of the new principles of formation of the Soviet students and needs for veterinary experts.

Текст научной работы на тему «Реформирование высшей ветеринарной школы в СССР (1920 – 1940 гг. )»

ПОВЕРХНОСТНОЕ НАТЯЖЕНИЕ КАК ФИЗИОЛОГО-БИОХИМИЧЕСКИЙ ПАРАМЕТР КРОВИ РЯДА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЖИВОТНЫХ

Довженко Н.А., Зайцев С.Ю.

Резюме

Предложена новая методика исследования крови для ветеринарной лабораторной диагностики. Получены данные по поверхностному натяжению сыворотки крови коз, крупного рогатого скота и лошадей (все животные в возрасте 1-2 лет) и их корреляционные связи с биохимическими показателями этих же проб.

SURFACE TENSION AS PHYSIOLOGICAL AND BIOCHEMICAL BLOOD PARAMETER OF SOME AGRICULTURAL ANIMALS

Dovzhenko N.A., Zaitsev S.Yu.

Summary

Novel method of blood investigation for veterinary laboratory diagnostics is proposed. The surface tension data of blood serum of goats, cattle and horses (all animals in the age of 1-2 years) and their correlations with the biochemical parameters in the same samples are obtained.

УДК 619: 614.2.

РЕФОРМИРОВАНИЕ ВЫСШЕЙ ВЕТЕРИНАРНОЙ ШКОЛЫ В

СССР (1920-1940 гг.)

Донченко А.С. - д.в.н., профессор, академик РАСХН, директор; Самоловова Т.Н. - к.в.н.

ГНУ Институт экспериментальной ветеринарии Сибири и Дальнего Востока

Россельхозакадемии. e-mail: [email protected], телефон 8 (383) 348-44-62

Ключевые слова: высшая школа, ветеринарное образование, Сибирь.

Keywords: the higher school, veterinary education, Siberia.

В основу реформы высшей школы Советской России был заложен принцип формирования студенчества из рабочих и крестьян. Были открыты рабочие факультеты, установлены льготы для абитуриентов из рабочих и крестьян, платное обучение «социально-чуждого» студенчества и др. В 1920 г. было принято специальное правительственное постановление об ускоренном выпуске ветеринарных врачей [1]. Студенты-ветеринары таких курсов приравнивались к курсантам военно-учебных заведений. Для бывших профессоров, преподавателей и студентов была введена учебно-трудовая повинность в вузах страны. В Омске была

создана особая комиссия для решения вопросов ускоренного выпуска ветеринарных врачей и отбывания учебно-трудовой повинности бывших профессоров, преподавателей и студентов [2]. Среди привлеченных к учебно-трудовой повинности в Сибирском ветеринарном институте оказалось немало бывших офицеров армии адмирала Колчака, освобожденных с этой целью из лагерей военнопленных. Противоречивость этой меры заключалась в том, что в ходе учебно-трудовых мобилизаций вуз наполнялся нежелательным «социально-чуждым элементом». Новую социальную роль высшей школы определял циркуляр ЦК ВКП(б) от 14 декабря 1922г. «О работе парторганизаций в вузах и рабфаках», в котором четко стояла задача «дать стране в кратчайшее время красных специалистов по всем отраслям государственного строительства» [3]. Проводили академические проверки, а попросту «чистки». Они выполняли двойную задачу - освобождение вузов от нерадивых студентов и от «социально нежелательного элемента». В результате чистки в 1922г. были исключены из института и высланы из Омска 22 «колчаковских» офицера. При чистке 1924 г. было проверено 270 человек, исключено - 37. Всего в ходе чисток 1923 и 1924гг. из Сибирского ветеринарного института было исключено 100 «политически чуждых» студентов, преимущественно выходцев из непролетарских слоев населения [4]. Классовые принципы приема в вузы вновь подтвердило принятое в феврале 1925 года постановление Совнаркома РСФСР о высшей школе [5]. В последующие годы для пролетаризации студенчества успешно применялась система приема абитуриентов по разверстке и окончивших рабфак. Выпускников рабфаков и лиц, командированных партийно-комсомольскими ячейками, а также по разверстке Главпрофобра, чаще всего принимали в вузы без вступительных экзаменов. К 1925-1926 учебному году в Сибирском ветеринарном институте рабоче-крестьянская прослойка студентов составляла более 60%.

В систему реформирования высшей школы входило также участие «красных специалистов» в социалистическом преобразовании деревни со студенческой скамьи. Производственная практика, не менее 4-х месяцев, стала обязательной для всех студентов-старшекурсников [6]. Эта мера несколько смягчала дефицит веткадров, т. к. студенты на некоторое время заменяли недостающих работников среднего звена. Необходимым компонентом подготовки новых специалистов было формирование у студентов коммунистической идеологии через общественно-политические дисциплины (история ВКП(б) с основами марксизма-ленинизма, история революционного и профсоюзного движения, политэкономия, исторический материализм и др.). По новому учебному плану, утвержденному Государственным ученым Советом Наркомпроса РСФСР (ГУСом) в 1926 г., в ветеринарных вузах был установлен 5-летний срок обучения и два учебных семестра, устранена многопредметность, излишняя

теоретичность, отдан приоритет практическим занятиям. Общее руководство ветеринарными институтами и школами было передано Народному комиссариату просвещения (Наркомпрос) [7]. Создавались новые вузы, укреплялась их материальная база и улучшалось материально-бытовое положение практического ветперсонала. К 1926/27 учебному году в стране было 7 ветинститутов и ветеринарных факультетов, с годовым планом приема 950 человек.

В начале 30-х годов было признано, что выпускаемый до сего времени тип ветеринарного специалиста-универсала не удовлетворяет требованиям планового отраслевого сельского хозяйства, для этого нужен ветврач с узкой специализацией. В 1931 году ГУС утвердил подготовку ветврачей по трем направлениям ветеринарной работы: ветврач-профилактик- клиницист, ветврач-эпизоотолог, ветврач-профилактик санитарной службы. Также было предложено организовать специализацию ветврачей по видам животных. При этом срок обучения в ветеринарных вузах сократили до 4 лет. [8]

С начала 1930 г. руководство всей высшей школой стало осуществляться по отраслевому принципу с целью усиления органической связи учебной работы с производством. Правительство (23 июля 1930 г.) утвердило новое положение о высших учебных заведениях, согласно которому сельскохозяйственные учебные заведения, в том числе и ветеринарные, были переданы в ведение Наркомзема СССР, а часть — в ведение Наркомата совхозов СССР [9].

В условиях полномасштабной коллективизации деревни и создания специализированных трестов совхозов, возникновения новых вспышек эпизоотий потребность в ветеринарных кадрах возрастала и все более обострялась. По данным земорганов, на конец 1930 года в РСФСР насчитывалось 4700 ветеринарных врачей, вузы в год выпускали не более 1000, что удовлетворяло потребности хозяйств на 50% . Фактическая потребность в ветспециалистах всех категорий в 1931 г. была удовлетворена не более чем на 30-40% [10]. Для решения кадровой проблемы окраинных и национальных областей и республик молодым специалистам - выпускникам вузов и техникумов установили обязательный 3-х летний стаж работы на периферии. Наряду с введением отраслевого управления вузами менялась и система внутривузовского управления. Принцип коллективного руководства был упразднен и все управленческие функции переданы ректору. Одним из решений кадровой проблемы стало учреждение на основе директивы Наркозема РСФСР института районных ветинспекторов из выдвиженцев-активистов, преимущественно партийцев, рабочих совхозов и колхозников, подготовленных для этой работы на специальных курсах [11] . В 1933— 1934гг. было подготовлено более тысячи таких специалистов. За счет ветинспекторов укрепляли руководство ветеринарным делом в районе, а

освободившихся ветврачей- администраторов направляли в совхозы и колхозы. Наряду с этим признано необходимым осуществить в 1930—1932 гг. ударные досрочные выпуски ветврачей путем максимального уплотнения учебного процесса. Так же стали создавать группы из студентов с ветфельдшерским образованием для трехлетнего обучения по специальной уплотненной программе и по окончании присваивать им квалификацию ветврача [12]. Для ослабления проблемы дефицита веткадров повсеместно стали готовить ветеринарных работников массовых профессий — колхозных ветфельдшеров, санитаров, прививателей, дезинфекторов для выполнения простейших ветеринарных манипуляций. Их набирали из колхозников и рабочих совхозов для работы в своих же колхозах и совхозах и обучали по специальной программе. В 1931 г. было подготовлено 65 тыс. таких специалистов. Количество ветеринарных врачей за первое пятилетие (1929 - 1933 гг.) удвоилось, а ветеринарных фельдшеров увеличилось в 2,5 раза. В 1935 году в СССР имелось 23 вуза и факультетов и 72 ветеринарных техникума и отделений при сельхозтехникумах, численность ветврачей достигла 7175 человек [13]. Однако, в 1934—1935 гг. обеспеченность земельных органов ветврачами составляла всего лишь 27,3% потребности. Эксперименты по сокращению учебной программы, ускоренной и узко- специализированной подготовке ветспециалистов привели к низкой квалификации выпускников ветвузов. Практика подготовки ветеринарных специалистов узкого профиля себя не оправдала и признана неудачной. С 1934г. подготовку ветеринарных кадров узкого профиля прекратили [14].

На повышение качества высшего образования в стране были направлены Постановления Совнаркома СССР и ЦК ВКП (6) от 23 июня 1936 г. "О работе высших учебных заведений и руководстве высшей школой" и от 23 августа 1938 г. «О высшем заочном обучении». В сентябре 1938 г. был принят новый Устав высших учебных заведений [15]. Этими документами в стране установлены единые условия приема и сроки учебного года, введено твердое учебное расписание, возрождена лекционная система преподавания, срок обучения установлен 4 года 10 месяцев. Ветеринарные высшие учебные заведения вновь получили право присваивать ученые степени и звания, отмененные в 1918 году. Устав регламентировал полномочия ректора, порядок замещения должностей профессора и доцента, правила приема аспирантов и работу государственных экзаменационных комиссий. К 1940 г. в стране насчитывалось 28 ветеринарных институтов и факультетов - 11 тыс. ветврачей, 13 тыс. ветфельдшеров, 100 тыс. колхозных фельдшеров [16]. Однако, темпы подготовки ветеринарных кадров отставали от потребности реконструируемого сельского хозяйства. Ветеринарных врачей катастрофически не хватало, особенно после репрессий и чисток кадрового потенциала страны 1930-х годов.

ЛИТЕРАТУРА: 1. Известия ВЦИК . - 1920. - 14 июл. 2. Советская Сибирь. - 1920. - 27 июн.; ГАНО. Ф.1053, оп. 1, д. 14, л. 8. 3. ГАНО. Ф. 1.

- П, оп. 2, д. 247, л. 205. 4. ГАНО. Ф. 2-П, оп. 2, д. 9, л. 81. Сибирский ветеринарный институт. - (1918 - 1928 гг.) - с. 69. 5. ГАНО. Ф. 2 - П, оп. 2, д. 1, л. 28. 6. Донченко А.С., Осташко Т.Н., Самоловова Т.Н. Очерки истории ветеринарии в Сибири 1917-1927 гг. - Новосибирск, 2006. - С. 159. 7. Там же - С. 161.8. Вестник современной ветеринарии - 1930. - № 2.

- С.57; 1930. - №5. - С.145. 9. Коропов В.М. Ветеринарное образование в СССР. - М., 1949. - С. 145. 10. Ветеринарный специалист на социалистической стройке. - 1931. - № 19-20. - С. 4. 11. Там же. С. - 62 -63. 12. Вестник современной ветеринарии - 1930. - №21. - С. 505. 13. Никитин И.Н. История ветеринарии. - М., 2006. - С. 133. 14. Коропов В.М. Ветеринарное образование в СССР. - М., 1949. - С. 148. 15. Решение партии и правительства по хозяйственным вопросам (1917-1967 гг.). - М., 1967. - Т.2, кн. 2. - С. 588-599. 16. Руководители и организаторы ветеринарной службы в СССР (1901-1983) М. 1984. - С. 84.

РЕФОРМИРОВАНИЕ ВЫСШЕЙ ВЕТЕРИНАРНОЙ ШКОЛЫ В СССР (1920 - 1940 гг.)

Донченко А.С., Самоловова Т.Н. Резюме

Приведены основные этапы реформирования высшей ветеринарной школы в стране на базе новых принципов формирования советского студенчества и потребностей в ветеринарных специалистах.

REFORMING OF THE HIGHER VETERINARY SCHOOL IN THE USSR (1920 - 1940)

Donchenko A.S., Samolovova T.N. Summary

The main stages of reforming of the higher veterinary school are given in the country on the basis of the new principles of formation of the Soviet students and needs for veterinary experts.

УДК 619:616-008.9:546.47

ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ ОРГАНИЗМА КОРОВ ЦИНКОМ В ХОЗЯЙСТВАХ ЮГО-ВОСТОЧНОЙ ЗОНЫ БЕЛГОРОДСКОЙ

ОБЛАСТИ

Дронов В.В. - д.в.н., доцент; Горшков Г.И. - д.б.н., профессор, зав. кафедрой Белгородская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Я. Горина

тел.: (8472) 39-24-60

Ключевые слова; коровы, сыворотка крови, цинк,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.