Л.В.Алексеева
— д.и.н., проф. Нижневартовского государственного
гуманитарного университета
НОРМАТИВНЫЕ ОСНОВЫ ВЕТЕРИНАРИИ И МЕРОПРИЯТИЯ СОВЕТСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА ПО ЕЕ РАЗВИТИЮ В 1920-е—1930-е ГОДЫ
Посвящается моей дорогой маме Захаровой Галине Ивановне (1936—2003)
АННОТАЦИЯ. В статье рассмотрены нормативные основы развития ветеринарии в советском государстве 1920-х годов, представлена структура ветеринарной организации, определены функции Центрального ветеринарного управления, выявлена обусловленность формирования советской системы ветеринарной службы приоритетами государственной политики большевиков.
The article presents a study of veterinary regulations in the Soviet state in the 1920s, the structure of Soviet veterinary science, the functions of the Central Veterinary Board, thus showing that the development of Soviet veterinary medicine was conditioned by the priorities of the Bolshevik state policy.
После окончания Гражданской войны, несмотря на внутриполитические и экономические проблемы, советское правительство последовательно стало осуществлять мероприятия по развитию государственной системы ветеринарной службы.
В письме «Всем губисполкомам», подписанном В.И.Лениным 28 апреля 1921 г., отмечалось, что чума рогатого скота, сап, воспаление легких и другие эпизоотии, являясь большим государственным бедствием, разоряют советские и крестьянские хозяйства, углубляют экономический кризис, расстраивают всякий производственный сельскохозяйственный план. Всем губисполкомам предлагалось обратить особое внимание на противочумные мероприятия и предписывалось оказывать всяческое содействие ветперсоналу и учреждениям, ведущим борьбу с чумой рогатого скота и другими эпизоотиями, что, как полагал В.И. Ленин, даст возможность скорее наладить крестьянское хозяйство и разрядить сельскохозяйственный кризис, увеличить посевную площадь и улучшить экономическое состояние республики.
Однако стоит напомнить, что в 1921 г. у советского правительства еще не было даже приблизительной разработки сельскохозяйственной политики [1. С. 182], не говоря уже о развитии ветеринарной сферы.
Ветеринарная служба, оформившаяся на предыдущем этапе и полагавшаяся главным образом на своих специалистов, направила усилия на ликвидацию эпизоотий, на охрану населения от болезней, общих для человека и животных, и на обеспечение санитарного качества продуктов животноводства [2. С. 8].
В мае 1921 г. Центральный ветеринарный отдел преобразовали в Центральное ветеринарное управление Наркомзема РСФСР. С мая 1921 г. по ноябрь 1923 г. начальником его был
В.С.Бобровский, а его заместителем — К.Г.Мартин. Противоэпизоотическим отделом заведовал ветеринарный врач П.А.Воскресенский (1881—1930).
2 августа 1921 г. Совет Труда и Обороны РСФСР принял специальное постановление «Об управлении военной ветеринарией». В нем были регламентированы задачи, обязанности и взаимоотношения гражданской и военной ветеринарных служб. Обе эти ветеринарные службы были объединены и находились в ведении Наркомзема РСФСР по ноябрь 1923 г.
Важным событием, имевшим большое значение для организации и планового развития ветеринарии вообще и ветеринарно-санитарного дела в частности и для успешной борьбы с эпизоотическими болезнями в стране, было появление в печати Ветеринарного устава РСФСР как основного ветеринарного закона. Этот юридический документ ветеринарной
службы ввели в действие 1 декабря 1923 г. постановлением третьей сессии ВЦИК десятого созыва.
В Ветеринарном уставе РСФСР были сформулированы основные задачи государственной ветеринарной службы, была представлена организационная структура ее в центре (при Народном комиссариате земледелия) и на местах (в губерниях, областях и уездах), изложены права и обязанности ветеринарных работников и владельцев животных.
В уставе особое внимание уделяли мероприятиям по профилактике и борьбе с различными заразными болезнями животных (эпизоотиями), в том числе с зооантропонозами1, по охране территории страны от заноса этих болезней из-за рубежа, а также ветеринарно-санитарному надзору в мясной и других отраслях промышленности, связанных с переработкой продуктов и сырья животного происхождения.
Ветеринарный устав предусматривал организацию бесплатного ветеринарно-лечебного дела и страхование сельскохозяйственных животных в государственном масштабе. В мировой практике ветеринарии это было новым веянием. Устав регламентировал трудовую деятельность ветеринарных работников в стране и мобилизовывал их на успешное выполнение важнейших задач государственной ветеринарии.
На основе Ветеринарного устава РСФСР работниками Центрального ветеринарного управления Наркомзема совместно с учеными и руководителями ветеринарных служб разрабатывались единые правила, инструкции и наставления.
Авторами первого проекта Ветеринарного устава РСФСР были видные деятели науки и организаторы ветеринарии. К их числу относятся П.Н.Андреев, А.В.Белицер, Н.Н.Богданов,
С.И.Драчинский, С.Н.Павлушков, М.И.Романович, М.Г.Тартаковский, Н.М.Никольский,
Н.М.Власов, И.В .Гинзбург и другие. Председателем комиссии по составлению проекта первого Ветеринарного устава РСФСР был начальник Центрального ветеринарного управления В.С.Бобровский.
Позднее на основе Ветеринарного устава РСФСР были разработаны и утверждены такие же уставы в Белорусской ССР (1924), Украинской ССР (1925) и в других союзных республиках, где они действовали до утверждения ЦИК и Совнаркомом СССР первого Ветеринарного устава Союза ССР [3. С. 103—104].
27 октября 1936 г. постановлением ЦИК Совнаркома СССР был утвержден первый Ветеринарный устав Союза ССР. Основные задачи государственной ветеринарии, отраженные в новом законе, заключались в организации и проведении в народном хозяйстве Союза ССР ветеринарных мероприятий, обеспечивающих охрану здоровья животных, в том числе птиц; в выпуске доброкачественного в ветеринарно-санитарном отношении сырья животного происхождения и в охране населения от заразных болезней, общих для людей и животных.
Ветеринарный устав СССР, кроме определения задач государственной ветеринарии, включал четыре специальных раздела, а именно: «меры предупреждения и ликвидации заразных болезней животных и птиц»; «ветеринарно-санитарные мероприятия в местах заготовки и убоя животных, в том числе птиц, а также выхода сырья животного происхождения»; «ветеринарно-санитарные мероприятия при перевозках, ввозе и вывозе скота и сырья животного происхождения»; «организация ветеринарного дела в СССР».
Утверждение Ветеринарного устава СССР имело важное значение для планирования и проведения всех ветеринарных мероприятий в общесоюзном масштабе. Устав являлся официальным юридическим документом для каждого ветеринарного работника. Он отражал изменения, произошедшие в сельском хозяйстве в связи с коллективизацией. Эти экономические изменения позволили государственной ветеринарии перейти к плановым профилактическим,
1 Зоонозы — инфекционные, паразитарные заболевания животных. Зоонозами называют также болезни, которыми человек может заразиться от животных (антропозоонозы, например, бешенство, бруцеллез, чума). (Новая иллюстрированная энциклопедия. М., 2000. Т. 7. С. 117).
противоэпизоотическим и санитарным мероприятиям в общегосударственном масштабе, что значительно облегчило работу ветеринарных специалистов. Вместо единоличных мелких крестьянских животноводческих хозяйств они 8 основном стали обслуживать и контролировать многомиллионное поголовье сельскохозяйственных животных в колхозах, совхозах и кооперативных хозяйствах.
В деле сплочения и мобилизации ветеринарных врачей, фельдшеров и санитаров на выполнение определенных важных заданий по ветеринарии на местах (в губерниях, областях, уездах) определенную положительную роль оказывали не только партийные и советские организации, но и центральное профсоюзное объединение — ветеринарная секция Всемедико-сантруд ВЦСПС и местные профсоюзные организации.
4 ноября 1924 г. Наркомзем РСФСР опубликовал специальное обращение «Об участии Союза Медсантруд в организации ветдела на местах». В этом обращении всех уполномоченных Наркомзема, губернских и областных земуправлений и отделов Союза Медсантруд призывали «участвовать и оказывать всемерное содействие в улучшении постановки ветеринарного дела».
В развитии животноводства страны 1924—1927 гг. стали временем подъема. В 1928 г. поголовье крупного рогатого скота достигло 70,5 млн. голов, лошадей — 33,5 млн. голов, свиней — 26 млн. голов, овец и коз — 146,7 млн. голов [4. С. 363]. В этой связи требовалось расширение ветеринарной участковой сети и увеличение числа ветеринарных работников.
24 июня 1926 г. было издано постановление Совнаркома РСФСР «О положении ветеринарного дела и ближайших его перспективах», в котором предусматривалось укрепление ветеринарных участков, развитие ветеринарно-лечебной сети, обеспечение ветеринарных учреждений разъездными средствами, оборудованием, помещениями, спецодеждой. Наркомзе-му РСФСР было предложено провести плановую кампанию по борьбе с сапом лошадей, пе-рипневмонией крупного рогатого скота, ящуром, сибирской язвой, бешенством, туберкулезом сельскохозяйственных животных, заразными болезнями свиней. Подчеркивалась необходимость оказания особого содействия Закавказским республикам в скорейшей ликвидации чумы рогатого скота, в укреплении и расширении сети ветеринарно-санитарного надзора и в расширении работы по пропаганде ветеринарных знаний. Наркомфину РСФСР было предложено увеличить отпуск кредитов на ветеринарное дело по государственному и местному бюджетам.
7 марта 1927 г. Президиум ВЦИК обратился ко всем местным советским органам с письмом за подписью М.И.Калинина об усилении агрономической, ветеринарной и землеустроительной помощи крестьянству, в котором в области ветеринарии было предложено: создать единый уездный (районный) план ветеринарных мероприятий и своевременно и полно провести этот план в жизнь; вести наблюдение за деятельностью ветеринарных участков путем периодического заслушивания докладов участковых ветеринарных врачей и непосредственного ознакомления с их работой на местах; максимально сократить число письменных докладов и отчетов ветеринарного персонала; запретить привлечение ветеринарных врачей на работы, не связанные с их деятельностью и служебными обязанностями; обеспечить ветеринарные учреждения необходимыми кредитами, разъездными средствами, оказать другое содействие, обеспечивающее нормальную деятельность участков.
Важной мерой, направленной на организационное укрепление ветеринарной службы, стало образование 14 мая 1927 г. Комитета по ветеринарным делам при Совете Труда и Обороны СССР Перед Комитетом по ветеринарным делам были поставлены следующие задачи:
— регулирование и согласование ветеринарных мероприятий, проводимых на территории СССР, и руководство ими;
— осуществление противоэпизоотических мероприятий в целях ограждения страны от заноса эпизоотии из-за границы (разработка планов организации охранно-карантинных поясов
и общее руководство деятельностью карантинных учреждений на границах СССР, установление пограничных пунктов пропуска животных и продуктов животноводства);
— проведение ветеринарно-санитарного надзора за животными и продуктами животноводства, отправляемыми за пределы страны (разработка и издание правил по экспорту и импорту, установление основных положений по организации экспортных боен и т.д.);
— разработка вопросов ветеринарно-санитарного законодательства; взаимный обмен с иностранными государствами информацией по ветеринарным вопросам; изучение ветеринарного дела в иностранных государствах;
— участие в межведомственных совещаниях по подготовке ветеринарных соглашений с иностранными государствами; издание общесоюзных бюллетеней о движении эпизоотии и годовых отчетов о положении ветеринарного дела в СССР;
— другие вопросы, имеющие государственное значение [3. С. 119].
Комитет по ветеринарным делам при Совете Труда и Обороны СССР состоял из председателя, членов от Народного комиссариата по военным и морским делам, Наркоматов земледелия РСФСР, УССР, БССР, Туркестанской ССР, Узбекской ССР и представителей (по одному) от Закавказских республик, Наркомпрода, Наркомторга. Во главе Комитета по ветеринарным делам стоял президиум в составе председателя, двух заместителей и представителей Наркомата по военным и морским делам и Наркомторга СССР. 15 июля 1927 г. был утвержден персональный состав Комитета. В него вошли председатель президиума Комитета — нарком земледелия РСФСР Н.А.Кубика (с мая по июль 1927 г. председателем был нарком земледелия РСФСР А.П.Смирнов), заместители председателя — начальник Ветеринарного управления Наркомзема РСФСР А.В.Недачин, начальник Ветеринарного управления Наркомзема Укра -инской ССР К.Г.Мартин, начальник Ветеринарного управления Народного комиссариата по военным и морским делам Н.М.Никольский, представитель Наркомторга СССР Д.Е.Марков, представитель Грузии, Армении и Азербайджана Д. Урусов, представитель от Белорусской ССР С.К.Серпов, от Туркменской ССР — С.Ф.Григорьев, от Узбекской ССР — В.М.Бочкарев, от Наркомфина — С.Жебровский, от противочумного комитета Совнаркома Закавказских республик — П.Н.Макинциан, секретарь Комитета — А.М. Доброхотов.
Комитет по ветеринарным делам начал активную работу по выполнению возложенных на него задач. Периодически проводились заседания пленума и президиума Комитета, на которых обсуждались самые важные вопросы ветеринарной деятельности, например, планы борьбы с чумой рогатого скота в Закавказье, вопросы подготовки материалов ветеринарно-санитарного характера к торговым соглашениям и договорам с зарубежными странами, перспективы открытия новых ветеринарных институтов в Алма-Ате и Ереване и т.д. Комитет по ветеринарным делам периодически докладывал о состоянии ветеринарного дела в стране Совету Труда и Обороны, и на основании этого принимались соответствующие решения [3. С. 120].
В декабре 1927 г. состоялся XV съезд ВКП(б). В политическом отчете ЦК, с которым выступил И.В.Сталин, темп развития сельского хозяйства был признан неудовлетворительным. Генсек главной причиной этого считал «распыленность» сельского хозяйства, он призвал к форсированному изменению социальных отношений в деревне.
1928 г. стал переходным от нэпа к коллективизации. С января началась порочная практика хлебозаготовок, усилилось налогообложение крестьянства, были введены займы. Экономический нажим на деревню был очевиден, крестьяне, уходя от налогов, вынуждены были разукрупнять свои хозяйства, а некоторые начали сокращение скота. Таким образом, в 1928 г. нэп в деревне практически был ликвидирован, его сменила политика коллективизации. В тех условиях ветслужба страны также должна была учесть происходящие изменения в сельском хозяйстве. В развитии ветеринарии все больше проявлялись и утверждались командноадминистративные методы.
В декабре 1928 г. Совет Труда и Обороны, заслушав доклад «О состоянии ветеринарного дела в СССР и мероприятиях по его улучшению», принял постановление, в котором было предложено: усилить борьбу с эпизоотиями, увеличить ассигнования на ветеринарное дело с образованием фондов на борьбу с эпизоотиями, развернуть в ветбакучреждениях научноисследовательскую и производственную работу, разработать меры по улучшению производственного и санитарного состояния боен и усилению строительства ветеринарно-участковых объектов [3. С. 116].
В мае 1929 г. в отделе по работе в деревне ЦК ВКП(б) было рассмотрено и издано постановление «О положении ветеринарного дела в СССР и его нуждах». В нем было обращено внимание на значительные затруднения в поднятии товарности сельского хозяйства из-за ветеринарно-санитарного неблагополучия, на перебои в снабжении продовольственными товарами и в экспорте вследствие ветеринарного карантина, на важную роль ветеринарии в обороне страны и здравоохранении. Отмечали недостаточный темп развития ветеринарного дела. Партийным, советским органам предлагалось усилить внимание к ветеринарному делу.
В том же 1929 г. Совнарком издал постановление «О мероприятиях по дальнейшему укреплению ветеринарного дела в РСФСР», в котором предусматривались: дальнейшее увеличение ассигнований на строительство ветеринарно-участковой сети; усиление ветеринарного обслуживания обобществленного сектора сельского хозяйства; разработка плановых мероприятий по борьбе с перипневмонией, ящуром, сибирской язвой, сапом лошадей, болезнями свиней; образование в местных бюджетах специальных противоэпизоотических фондов; увеличение числа ветеринарных участков до одного на укрупненную волость или район. В декабре 1929 г. был образован Наркомзем СССР, а при нем — Ветеринарное управление.
За вторую половину 1920-х годов в стране расширилась сеть ветеринарно-бактериологических и лечебно-профилактических учреждений. За 1926—1930 гг. число ветеринарно-бактериологических учреждений увеличилось с 52 до 78. В 1926 г. в этих учреждениях было изготовлено 74,6 тыс. л и 1,5 млн. доз биологических препаратов, в том числе 14,5 тыс. л вакцин1, 56 тыс. л сывороток2, 321 л маллеина3, 122,5 л туберкулина, 537,7 л антирабической эмульсии. В 1929/30 г. производство биопрепаратов увеличилось до 140 тыс. л.
В 1925/26 г. в стране имелось 5487 ветеринарных участков, в том числе 2952 врачебных и 2535 фельдшерских. В 1929/30 г. число участков возросло до 7000, значительно уменьшился радиус обслуживания участков: на Украине и в центральных областях РСФСР он достиг 7,5 км. Следует особо отметить, что новые участки создавались в отдаленных областях, краях и республиках страны, где до революции не было участковой ветеринарной сети. Так, в 1927 г. в Сибири имелось 259 ветеринарных участков4, на Северном Кавказе — 578, в Закавказье — 126.
Руководство ветеринарной службой в стране осуществляли Центральное ветеринарное управление (с 1926 г. Ветеринарное управление) Наркомзема, Ветеринарное управление Наркомзема СССР (начальники — А.В.Недачин, 1930—1931; Б.М.Беленький, 1931—1932; А.И.Жагар, 1932).
Начальник Ветеринарного управления Наркомзема РСФСР А.В.Недачин писал: «Экономическое значение ветеринарии в сельском хозяйстве обусловливается, прежде всего, теми потерями в животноводстве, которые происходят от смертности животных, от потери
1 Вакцины — специфические препараты, получаемые из микробов и продуктов их жизнедеятельности и применяемые для активной иммунизации животных в целях профилактики или лечения инфекционных заболеваний (см.: Ветеринарная энциклопедия (далее — ВЭ). М., 1968. Т. 1. С. 807).
2 Вероятно, речь идет об иммунных сыворотках — о сыворотке крови животных, иммунизированных бактериальными или вирусными антигенами (см.: ВЭ. М., 1975. Т. 5. С. 971).
3 Маллеин — биологический препарат, применяемый для аллергической диагностики сапа у лошадей, ослов и мулов (см.: ВЭ. М., 1972. Т. 3. С. 1027).
4 Ветучасток — государственное ветврачебное учреждение стационарного типа. Предшественники — земские ветврачебные участки и амбулатории (см.: ВЭ. Т. 1. С. 1034).
продуктивности в период переболеваний и от задержки или полного прекращения товарооборота животных и продуктов животноводства вследствие карантинных мероприятий. Экономическое значение ветмероприятий в промышленности определяется потерей убойного веса или целых туш, браковкой и изъятием из обращения зараженного или негодного к употреблению сырья; в товарообороте — снижением выхода товарной продукции вследствие карантинов, изоляций отдельных районов».
А.В.Недачин разработал некоторые методические положения по анализу экономического значения ветеринарии и провел анализ экономического ущерба за 1927/28 хозяйственный год. В этот период средняя стоимость одного животного составляла: лошади — 145,5 руб., жеребенка — 36,5, взрослого крупного рогатого скота — 79,5, теленка — 15, овцы, козы — 10, свиньи — 45,5 руб. Ущерб от потери продукции в период переболевания животных определялся с учетом следующих исходных данных: средняя продолжительность переболевания животных заразными болезнями составляла 14 дней; незаразными: лошадей — 12 дней, крупного рогатого скота — 7, свиней — 6, жеребят и телят — 5 дней; стоимость потерянной продукции за один день болезни лошадей и свиней — 10 коп., крупного рогатого скота, телят и жеребят — 5 коп.
Экономический ущерб, причиненный болезнями животных, за один хозяйственный год составил: от падежа всех животных — 532,9 млн. руб., от потери продукции вследствие переболевания заразными и незаразными болезнями — 76,8, от потери мяса в мясной промышленности — 3, от потери сырья, по данным кожсиндиката, — 100, потери шерстеперерабатывающей промышленности — 280 млн. руб., всего — около 1 млрд. руб. Весь учтенный ущерб составлял 7,7% стоимости животных, 15,2% валовой и 49,3% товарной продукции животноводства. Приведенные данные свидетельствовали об огромном народнохозяйственном и экономическом значении ветеринарии.
В 1930 г. с началом массовой коллективизации и раскулачивания как ее средства начался трагический этап в истории крестьянства страны. В 1932 г. в колхозах оказались 15 млн. крестьянских хозяйств, что составляло 61—62% [4. С. 362].
Решением Совнаркома СССР от 11 января 1930 г. Комитет по ветеринарным делам был передан в ведение Наркомзема СССР. Все руководящие функции Комитета были возложены на вновь организованное Ветеринарное управление, и постановлением Совета Труда и Обороны от 3 апреля 1931 г. Комитет по ветеринарным делам был упразднен.
По признанию современников, Комитету по ветеринарным делам принадлежит историческая заслуга в объединении управления ветеринарным делом в стране, в поднятии авторитета ветеринарной службы, в установлении творческих контактов с международными ветеринарными организациями — с Всемирной ветеринарной ассоциацией и с Международным эпизоотическим бюро.
3 апреля 1931 г. постановлением Совета Труда и Обороны «О реорганизации ветеринарного дела в СССР» было предложено обеспечить ветеринарное обслуживание животноводства колхозов, совхозов и потребительской кооперации, а также усилить работу научно-исследовательских и производственных ветеринарных учреждений и передать транспортную ветеринарную сеть в ведение Народного комиссариата путей сообщения.
Центральная контрольная комиссия ВКП(б) и коллегия Наркомата рабоче-крестьянской инспекции после тщательной проверки состояния ветеринарии 2 августа 1931 г. приняли постановление «О состоянии ветеринарного дела и борьбы с эпизоотиями». В нем отмечалось, что советская ветеринария, хотя и добилась определенных достижений (ликвидации чумы рогатого скота), отстает, однако, от социалистической реконструкции животноводства, местные земельные и другие органы недооценивают роль и значение ветеринарии в развитии животноводства. Постановлением предусмотрено:
— обеспечить ликвидацию наиболее опасных эпизоотий к концу 1932 г.; организовать в земельных органах государственную ветеринарную инспектуру; ввести в совхозах должность технического директора (ветеринарного врача) по ветеринарной части;
— расширить производство дезсредств; обеспечить окончание строительства биофабрик и ветучреждений на транспорте; увеличить контингент приема в ветеринарные вузы и подготовить 200 тыс. чел. вспомогательного ветеринарного персонала (санитары, дезинфекторы, прививатели, кастраторы);
— организовать в животноводческих совхозах шестимесячные ветеринарные курсы для подготовки не менее 5000 техников узкой специальности; было рекомендовано разработать новое ветеринарное законодательство с учетом задач, выдвинутых социалистической реконструкцией животноводства;
— выделить ветеринарное дело в специальный сектор при Наркомземе СССР и повысить оплату труда ветеринарного персонала земельных органов.
Приведенные выше постановления партийных, советских органов страны на этом важном этапе сыграли положительную роль в организационном укреплении ветеринарной службы молодого Советского государства, в осуществлении неотложных задач, направленных на профилактику и ликвидацию болезней животных, способствовали успешному развитию совхозного и колхозного строя [3. С. 117—118].
С момента начала коллективизации в обязанности ветеринарных работников стало входить не только ветобслуживание колхозно-совхозного сектора, но и проведение различных политико-разъяснительных мероприятий, отнимавших много времени. Появилось целое направление в их работе, получившее название ветеринарно-просветительского. От ветработников требовали проведения систематической работы в избах-читальнях, клубах и красных уголках с колхозниками по вопросам развития животноводства, проведения посевных компаний, по борьбе с эпизоотиями и т.д. [5. С. 3].
Ветеринарно-техническая пропаганда также с 1932 г. все больше приобретала характер политической. Связывали ее с особым вниманием к поголовью лошадей, изрядно сократившемуся в результате массовой коллективизации. Поскольку в сельском хозяйстве лошадь имела тягловое значение, то необходимо было приложить усилия по сохранности поголовья [6. С. 2].
В 1932—1933 гг. в животноводстве разразился кризис. По сравнению с 1928 г. поголовье сократилось в два раза и более. Колхозы не были подготовлены к решению задач развития общественного животноводства. Ветеринарная служба также не располагала кадрами для укомплектования коллективных хозяйств. В колхозах начался падеж скота от бескормицы, от неудовлетворительного содержания и заболеваний.
В декабре 1932 г. состоялось Всероссийское совещание ветработников, где было заслушано пять основных докладов:
1. «Итоги плана ветеринарных мероприятий в 1932 г. и план на 1933 г.» (И.В.Гинзбург).
2. «Задачи гражданской ветеринарии» (Н.М.Никольский).
3. «План второй пятилетки по ветеринарии» (Г.Л.Шифманович).
4. «Состояние и перспективы научно-исследовательского дела в области ветеринарии» (Хатин).
5. «Состояние коневодства и задачи ветеринарии» (Ольховский).
Работало четыре секции: организационная, эпизоотическая, санитарная, научно-техническая. Совещание открыл заместитель НКЗ РСФСР Лисицин [7. С. 10—13].
В резолюции по докладу начальника ветуправления НКЗема РСФСР Гинзбурга о состоянии ветеринарного дела в РСФСР отмечалось, что за истекший год в основных областях ветеринарного строительства достигнут ряд успехов, в частности, в отношении развертывания массовых плановых ветеринарных мероприятий, что дало положительные результаты в борьбе
с эпизоотиями. Указывалось снижение количества неблагополучных пунктов по ряду заразных заболеваний: по повалке — на 34,5%, по сибирской язве — на 50%, по ящуру — на 31,4%, по чуме свиней — на 32%. Совещание указало на ряд недостатков в организации и проведении ветмероприятий, в числе которых были следующие: недооценка со стороны советских, хозяйственных и партийных организаций значения ветеринарии, слабость низового руководства в районах, отставание темпов развития ветдела от растущих потребностей, острый недостаток ветеринарных кадров и недостаточная квалификация, неудовлетворительная постановка ветснабжения и слабый контроль биопрепаратов на самом производстве.
Совещание наметило основные мероприятия по развитию ветеринарии в 1933 г. Они касались главным образом организационных вопросов и решения кадровой проблемы. Интересно заметить, что в числе мероприятий значились заграничные командировки для изучения зарубежного ветеринарного опыта [8. С. 44—46].
Итогом работы всероссийского совещания 1932 г. стала перестройка всей структуры ветеринарной организации. Ветеринарное дело стало строиться по производственному принципу под общим руководством НКЗ и земорганов на местах. В целом ветсанитарное состояние было оценено неудовлетворительно, подчеркивалась недооценка значения ветеринарии в экономике страны.
Уже отмечалось, что последствия коллективизации отрицательно сказались на состоянии животноводства. Сокращение численности поголовья было характерно для всех видов скота, в том числе и для лошадей. Коневодству придавалось в те годы важное значение, ибо оно являлось источником формирования кавалерийских частей. Советское правительство приняло ряд решений, направленных на мероприятия, связанные с сохранностью поголовья лошадей, с недопустимостью падежа и т.д. (Постановление ЦИК и СНК Союза ССР от 7 декабря 1931 г., Постановление СНК Союза ССР от 2 сентября 1931 г., Постановление ЦИК и СНК СССР от 27 мая 1932 г., Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 10 февраля 1933 г.). В постановлении СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 10 февраля 1933 г. предписывалось на место конюхов и воловщиков поставить надежных людей (с расчетом 1 человек на 10 лошадей), закрепить за колхозником пару лошадей, вменить в обязанность уход за ними [6. С. 2].
2 ноября 1933 г. Совет Народных Комиссаров СССР издал постановление «Об организации ветеринарного дела». В нем были определены основные задачи и функции Наркомзема СССР, и в частности его Главного ветеринарного управления, в области планирования, регулирования и контроля ветеринарных мероприятий. Совет Народных Комиссаров СССР также предложил всем союзным республикам в двухмесячный срок восстановить и укрепить в системе земельных органов государственную ветеринарную участковую сеть в количестве 4536 врачебных участков и 5439 фельдшерских пунктов.
В передовой статье первого номера журнала «Советская ветеринария» за 1933 г. подчеркивалось, что советская ветеринария проделала значительную работу по борьбе с эпизоотиями. Положительная динамика наблюдалась в борьбе с воспалением легких крупного рогатого скота. Сибирская язва не имела большого распространения [9. С. 2].
Вопросы улучшения организации ветеринарного дела обсуждались на июньском (1934 г.) Пленуме ЦК ВКП(б), давшем неудовлетворительную оценку общему состоянию ветеринарии в стране. Пленум отметил ряд недостатков и принял специальное решение по улучшению работы ветеринарных служб Наркомзема СССР, Наркомсовхозов СССР и местных земельных органов.
В центральном журнале «Советская ветеринария» указывалось на определенные достижения в области организации ветдела и оздоровительных мероприятий в 1934 г. и в первой половине 1935 г. При этом конкретные факты не приводились. В публикации сообщалось о медленном возврате изъятых ветлечебниц, о неудовлетворительных темпах развертывания ветстроительства.
При проработке контрольных цифр на 1936 г. [10. С. 1] рекомендовалось сосредоточить внимание на вопросах укрепления ветучастковой сети, на улучшении ветснабжения, на мероприятиях по ликвидации эпизоотий, по подготовке веткадров массовой квалификации (колхозный ветфельдшер). Указывалось на необходимость форсирования ветстроительства, особенно в наиболее отсталых национальных районах, в том числе в районах Крайнего Севера.
Контрольные цифры предусматривали материальное оснащение ветпунктов, проведение плановых противоэпизоотических мероприятий. План повышения квалификации должен был охватить не менее 15% ветврачей и 20% ветфельдшеров.
В документе подчеркивалось, что успех ветмероприятий находится в прямой зависимости от научной и материальной базы. Финансирование всей участковой сети перекладывалось на местные бюджеты, из чего следовало, что ветучреждения вновь испытают нужду в средствах, поскольку местные советы были крайне бедны [10. С. 1—4].
Таким образом, в 1920—1930-х годах развитие ветеринарной службы шло в соответствии с партийно-государственными решениями. Главным нормативным документом, регулировавшим развитие ветеринарии, определившим ее задачи, права и обязанности ветработников, стал Ветеринарный устав, обеспечивший единое ветеринарное пространство.
С введением в стране планирования по пятилеткам ветеринария не стала исключением, как и иные сферы экономики, ее развитие определялось контрольными цифрами.
Коллективизация крестьянских хозяйств, повлекшая сокращение поголовья скота, поставила ветспециалистов в крайне сложное положение. От них требовалось снижение падежа, ликвидация эпизоотий, проведение политико-ветеринарных мероприятий с населением. Для решения этих задач требовалось увеличить финансирование, улучшить материальнотехническое оснащение, начать подготовку кадров для общественного животноводства. Все эти проблемы нередко решались поверхностно, государство директивно обещало помощь, но на практике она была весьма незначительной.
ЛИТЕРАТУРА
1. Шишкин В.А. Власть, политика, экономика: Послереволюционная Россия (1917—1928 гг.). СПб., 1997.
2. Ветеринария СССР / Под ред. А. Д. Третьякова, В.П.Шишкова. М., 1979.
3. Никитин И.Н., Калугин В.И. История ветеринарии. М., 1988.
4. Боффа Д. История Советского Союза. М., 1994. Т. 1.
5. Поляков А. Ветеринарно-просветительная работа в весеннюю сельскохозяйственную кампанию // Советская ветеринария (далее — СВ). 1933. № 4.
6. Под веттехпропаганду — политический фундамент // СВ. 1933. № 4.
7. Итоги Всероссийского совещания ветработников 29 ноября — 4 декабря 1932. № 1.
8. Резолюции Всероссийского совещания ветработников. Декабрь 1932 г. // СВ. 1933. № 4.
9. Решения пленума ЦК и ЦКК ВКП(б) от 7 января 1933 г. и задачи ветеринарной организации // СВ. 1933. № 1.
10. О контрольных цифрах по ветеринарии на 1936 г. // СВ. 1935. № 9.