Научная статья на тему 'Реформирование высшего образования в контексте нового этапа развития Узбекистана'

Реформирование высшего образования в контексте нового этапа развития Узбекистана Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
реформы / модернизация / стратегия развития / международное сотрудничество / качество образования / вызовы / перспективы / reforms / modernization / development strategy / international cooperation / quality of education / challenges / prospects

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Назар Хакимович Хакимов

В данной статье рассматриваются современные реформы в системе высшего образования в контексте стратегии нового этапа развития Узбекистана. Обсуждаются стратегические направления, модернизация образовательных учреждений, международное сотрудничество и проблемы, стоящие перед системой высшего образования. Реформы направлены на улучшение качества образования и подготовку кадров, способных к глобальной конкуренции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Reforming higher education in the context of a new stage of development of Uzbekistan

This article examines contemporary reforms in Uzbekistan's higher education system within the context of the New Uzbekistan development strategy. It discusses strategic directions, modernization of educational institutions, international collaboration, and challenges facing the education system. The reforms aim to improve the quality of education and prepare individuals capable of global competition.

Текст научной работы на тему «Реформирование высшего образования в контексте нового этапа развития Узбекистана»

Аудиторские ведомости. 2024. № 3. С. 210—215. Audit journal. 2024;(3):21 0—21 5.

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

Научная статья УДК 378.046.2

https://doi.org/10.2441 2/1 727-8058-2024-3-210-21 5 NIION: 201 7-0074-3/24-109

EDN: https://elibrary.ru/BYUFYX MOSURED: 77/27-021-2024-03-309

Реформирование высшего образования в контексте нового этапа развития Узбекистана

Назар Хакимович Хакимов

Ташкентский университет прикладных наук, Ташкент,

Узбекистан, hakimovnazar@rambler.ru

Аннотация. В данной статье рассматриваются современные реформы в системе высшего образования в контексте стратегии нового этапа развития Узбекистана. Обсуждаются стратегические направления, модернизация образовательных учреждений, международное сотрудничество и проблемы, стоящие перед системой высшего образования. Реформы направлены на улучшение качества образования и подготовку кадров, способных к глобальной конкуренции.

Ключевые слова: реформы, модернизация, стратегия развития, международное сотрудничество, качество образования, вызовы, перспективы

Для цитирования: Хакимов Н.Х. Реформирование высшего образования в контексте нового этапа развития Узбекистана // Аудиторские ведомости. 2024. № 3. С. 210—215. https://doi.org/10.24412/1727-8058-2024-3-210-215. EDN: https://elibrary.ru/BYUFYX.

ECONOMICS AND MANAGEMENT

Original article

Reforming higher education in the context of a new stage of development of Uzbekistan

Nazar Kh. Khakimov

Tashkent University of Applied Sciences, Tashkent, Uzbekistan, hakimovnazar@rambler.ru

Abstract. This article examines contemporary reforms in Uzbekistan's higher education system within the context of the New Uzbekistan development strategy. It discusses strategic directions, modernization of educational institutions, international collaboration, and challenges facing the education system. The reforms aim to improve the quality of education and prepare individuals capable of global competition.

Keywords: reforms, modernization, development strategy, international cooperation, quality of education, challenges, prospects For citation: Khakimov N.Kh. Reforming higher education in the context of a new stage of development of Uzbekistan // Audi-torskiye vedomosti = Audit journal. 2024;(3):210—215. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/1727-8058-2024-3-210-215. EDN: https://elibrary.ru/BYUFYX.

Введение. В современном мире высшее образование играет ключевую роль в формировании и развитии национальной экономики и общества. В контексте стремительных изменений и вызовов, с которыми

© Хакимов Н.Х., 2024

сталкивается Узбекистан, страна активно реформирует свою систему высшего образования, чтобы адаптироваться к новым требованиям и ожиданиям. Статья посвящена анализу сущности и основных направлений реформирования высшего образования в Узбекистане в контексте Стратегии развития Нового Узбекистана, а

также оценке перспектив и вызовов, стоящих перед этой системой в будущем.

Методы и методология. Анализ методами социологических исследований, экономической статистики и сопоставительного анализа помог выявить ключевые проблемы системы высшего образования в Узбекистане. Подход, основанный на анализе данных и экспертных мнений, позволил выявить факторы, ограничивающие развитие высшего образования, такие как недостаток доступа для определенных групп молодежи, несоответствие учебных программ потребностям рынка труда и недостаточное внедрение современных методик обучения.

Стратегические направления реформирования высшего образования. Реформы в высшем образовании Нового Узбекистана основываются на стратегических направлениях, направленных на повышение качества образования и его актуализацию в глобальном контексте. В этой части статьи рассматриваются ключевые стратегические мероприятия, такие как пересмотр учебных программ, внедрение современных методов обучения, и укрепление международных академических связей [1].

Важным аспектом реформирования высшего образования является модернизация учебных заведений. Это предполагает инфраструктурные улучшения, развитие информационных технологий, создание стимулов для научно-исследовательской активности студентов и преподавателей. В данной части статьи будут рассмотрены конкретные шаги, предпринимаемые в этом направлении [2]. В свете глобальной интеграции Узбекистан активно развивает международное сотрудничество в сфере высшего образования. Здесь мы рассмотрим инициативы, направленные на увеличение мобильности студентов и преподавателей, а также участие в международных образовательных программах.

Наконец, стоит выявить перспективы и вызовы, с которыми сталкивается система высшего образования Узбекистана в контексте реформ. Обсуждение таких вопросов, как необходимость дальнейшей модернизации, обеспечение доступности образования, подготовка кадров, способных эффективно конкурировать на мировой арене, будет являться ключевым заключением этой статьи [3].

Современное общество Узбекистана живет и развивается в стремительно меняющемся мире, реальность такова, что постоянное совершенствование отраслей экономики и социального сектора стало необходимым усло-

вием прогресса страны. Республика Узбекистан уверенно и динамично движется к достижению своей главной цели — вхождению в число развитых демократических государств. Основным механизмом такого стремления выступает система высшего образования, построенная на процессах систематизации, творческой переработки и использования опыта предшествующих поколений [4]. В условиях нового этапа развития высшее образование должно соответствовать актуальным запросам общества. В новых условиях высшее образование выступает одной из приоритетных задач государства. В условиях совершенствования всех сфер общественно-экономической жизни, формирования институтов гражданского общества в стране важным фактором выступает дальнейшее развитие высших учебных заведений, которые обеспечивают инновационный прорыв во всех сферах деятельности с помощью подготовки квалифицированных кадров. Важнейшим условием стало внедрение в деятельность высших учебных заведений основных положений Стратегии инновационного развития страны на 2012—2026 годы, в которой определено, что главной целью является развитие человеческого капитала как основного фактора, определяющего уровень конкурентоспособности страны на мировой арене и ее инновационного прогресса.

Комплексный анализ работы высших учебных заведений в современных условиях выявил ряд существующих проблем, отрицательно влияющих на уровень и качество подготовки высококвалифицированных бакалавров и магистров.

1. Национальная образовательная система так и не адаптировалась к глубоким переменам в обществе, что привело к возникновению ограниченного доступа к высшему образованию для определенных граждан, малоимущих семей, социально уязвимой части населения. Недостаточный охват населения студенческого возраста системой высшего образования в Узбекистане является низким по региональным и международным меркам. Общемировой тенденцией является повышение числа студентов, обучающихся в университетах.

2. В республике ощущается дефицит квалифицированных кадров для новых отраслей экономики, бизнеса, предпринимательства, совместных предприятий. Особенно это касается таких направлений, как космические исследования, атомная промышленность, информационная экономика, тяжелое машиностроение, фармацевтическая промышленность.

3. Наблюдается недостаточная связь вузов с частным бизнесом. Иностранные компании, входящие в рынок Узбекистана, сталкиваются с трудностями при поиске квалифицированных специалистов с высшим образованием.

4. Современным требованиям не отвечает уровень материально-технической базы отдельных вузов. Сохраняется низкий уровень использования информационных технологий в учебном процессе как с точки зрения расширения доступа, так и с точки зрения использования новых методик обучения.

5. Недостаточно высокий уровень научного потенциала педагогов, работающих в высшей школе.

6. Остро не хватает преподавателей со знанием иностранных языков.

7. Требуется дальнейшее совершенствование системы подготовки докторов наук и работы специализированных советов по защите докторских диссертаций.

8. Высшие учебные заведения нуждаются в системном повышении квалификации профессорско-преподавательского состава, в том числе в зарубежных университетах.

9. В республике остается неразвитой система дистанционного обучения подготовки кадров высшей квалификации и послевузовского обучения.

10. В связи с переходом к кредитно-модульной системе требуется коренное совершенствование организации самостоятельной работы студентов [5].

В условиях нового этапа развития Узбекистана возникла задача дальнейшего совершенствования системы высшего образования, а именно:

• повышение статуса профессорско-преподавательского состава, внедрение гибкой системы оплаты труда в зависимости от результатов научно-исследовательской, учебной работы, освобождение времени для основной работы за счет снижения бюрократической нагрузки;

• кардинальное улучшение качества обучения в высшей школе посредством внедрения новых современных образовательных программ, совершенствования содержания учебников и учебных пособий, педагогических и smart-техно-логий в учебно-воспитательном процессе [6];

• внедрение национальной системы оценки качества высшего образования и его влияния на уровень инновационного развития страны;

• повышение охвата высшим образованием молодого поколения всех слоев населения посредством увеличения количества вузов, включая зарубежные филиалы и негосударственные высшие учебные заведения;

• расширение возможностей доступа молодежи к высшему образованию посредством развития дистанционного обучения;

• укрепление взаимосвязей вузов и научно-исследовательских институтов с зарубежными партнерами, участие в международных программах стажировок студентов и ученых, расширение программы фондов и стипендий по обучению студентов в зарубежных вузах;

• укомплектование кафедр вузов молодыми талантливыми кадрами.

В условиях нового периода развития в Узбекистане в секторе высшего образования прилагаются значительные усилия для соответствия требованиям социально-экономического развития, что требует большего числа конкурентоспособных бакалавров и магистров, прошедших подготовку в тех областях, которые соответствуют основным приоритетам рыночной экономики. Система высшего образования Узбекистана в определенной степени не отвечает требованиям в выполнении своей роли двигателя инновационных подходов и генератора новых идей, что необходимо для стимулирования роста современной, основанной на знаниях экономики. В условиях углубления рыночных реформ государственными органами совместно с вузами принимаются меры по обеспечению молодежи равного доступа к высшему образованию. В настоящее время уровень охвата выпускников средних школ, академических лицеев и профессиональных колледжей высшим образованием составляет 38,0%. Это свидетельствует о том, что в системе высшего образования имеются недостатки по ее доступности, отдельные вузы используют устаревшие механизмы подготовки специалистов и обеспечения качества учебного процесса. Данное обсуждение сконцентрировано на вопросах стратегического видения, доступа, управления, обеспечения качества, финансирования системы высшего образования и ее соответствия новому периоду развития страны.

Узбекистан, как многие другие страны, сталкивается с вызовами и возможностями в области высшего образования в современном мире [7]. Развитие новых технологий, экономические и социокультурные изменения, а

также глобальная конкуренция требуют изменений и совершенствования системы высшего образования. В этой части статьи мы рассмотрим стратегические направления реформирования системы высшего образования в Узбекистане, а также их влияние на будущее образования и развития страны.

Первым ключевым направлением реформирования высшего образования является модернизация учебных программ. В современном мире знания быстро меняются, и учебные программы должны быть гибкими и актуальными. Это охватывает следующие аспекты:

• необходимость пересмотра и обновления учебных программ на разных уровнях образования. Это включает в себя не только добавление новых курсов и предметов, но и адаптацию существующих курсов к современным требованиям;

• внедрение современных учебных материалов, включая цифровые ресурсы, онлайн-курсы и интерактивные учебники. Это поможет студентам более эффективно учиться и осваивать актуальные навыки [8];

• увеличение доли практического обучения, включая стажировки и проектную деятельность. Это поможет студентам приобретать реальный опыт и готовиться к будущей карьере.

Качество образования является одним из ключевых показателей эффективности системы высшего образования. Для улучшения качества образования в Узбекистане необходимо принимать следующие меры:

• внедрение системы оценки качества образования и обратной связи от студентов и работодателей. Это поможет идентифицировать слабые места и улучшать образовательные программы;

• обновление квалификации преподавательского состава, внедрение программ повышения квалификации и стимулирование преподавательской активности;

• разработка стандартов качества образования и их строгое соблюдение при оценке и аккредитации учебных заведений.

Исследования и инновации играют важную роль в современном мире. Поэтому развитие исследовательской активности студентов и преподавателей в системе высшего образования является неотъемлемой частью реформирования, как выделение средств и создание научных лабораторий для поддержки научных исследо-

ваний в различных областях [9], а также содействие публикациям в научных журналах и участию в международных конференциях для продвижения результатов исследований.

Укрепление международного сотрудничества является ключевым фактором успешного реформирования высшего образования и включает [10]:

• установление партнерских отношений с зарубежными университетами и обмен опытом в области образования и научных исследований;

• содействие стажировкам и обмену студентами и преподавателями для расширения горизонтов и получения международного опыта. Установление партнерских отношений с компаниями и организациями для организации стажировок и практического обучения студентов;

• участие в международных научных исследовательских проектах, что способствует обмену знаний и решению глобальных проблем.

Система высшего образования должна адаптироваться к изменяющимся потребностям рынка труда, для этого требуются разработка образовательных программ, соответствующих потребностям и требованиям работодателей, внедрение курсов и программ, направленных на развитие мягких навыков, коммуникационных умений и предпринимательской активности.

Реформирование системы высшего образования требует достаточного финансирования и ресурсов:

• обеспечение учебных заведений достаточными финансовыми ресурсами для обновления инфраструктуры, приобретения оборудования и привлечения квалифицированных преподавателей;

• модернизация учебных помещений, библиотек, лабораторий и компьютерных классов для создания комфортных условий для обучения и исследований.

Эффективное управление и мониторинг реформ в системе высшего образования также имеют важное значение. Установление специализированных органов и комитетов для координации и мониторинга реформ — важный элемент процесса изменения и улучшения различных сфер государственной деятельности. Эти органы и комитеты создаются с целью эффективного управления и контроля за реализацией реформ, обеспечения их последовательности и достижения поставленных целей.

Внедрение системы оценки результатов реформ с использованием ключевых показателей и индикаторов. Содействие прозрачности и отчетности в системе высшего образования для обеспечения отслеживания и оценки результатов. Реформы в системе высшего образования также важны с социокультурной точки зрения, это:

• поддержка и развитие культурного разнообразия в учебных заведениях и образовательной среде;

• обеспечение доступности высшего образования для всех слоев населения, включая лиц с ограниченными возможностями;

• содействие развитию гражданской активности среди студентов и их участие в социальных и культурных мероприятиях.

Реформы в системе высшего образования должны быть устойчивыми и ориентированными на долгосрочное развитие. Это предполагает:

• разработку долгосрочных стратегий развития системы высшего образования с учетом текущих и будущих вызовов;

• поддержку инновационного мышления и гибкости в системе образования, чтобы адаптироваться к изменяющимся условиям;

• обеспечение обучения и развития кадров, способных эффективно реализовы-вать реформы и обеспечивать их устойчивость;

Для эффективного реформирования системы высшего образования необходимо устанавливать критерии и показатели успеха:

• измерение достижений и результатов реформ с использованием объективных данных и метрик;

• сравнение с мировыми стандартами: сопоставление результатов системы высшего образования Узбекистана с мировыми стандартами и лучшими практиками.

Реформирование системы высшего образования в Узбекистане является сложным и многомерным процессом, который требует координации усилий со стороны правительства, образовательных учреждений и общества в целом. Однако при правильном подходе и соблюдении ключевых стратегических направлений Узбекистан может достичь высокого уровня образования, что способствует развитию страны и ее граждан.

Заключение. Реформирование системы высшего образования в контексте развития нового этапа развития Узбекистана представляет со-

бой важный период в стратегическом развитии страны. В рамках данной статьи были рассмотрены ключевые аспекты этой реформы, включая стратегические направления, модернизацию учебных заведений, международное сотрудничество и вызовы, стоящие перед системой высшего образования. Современные реформы направлены на повышение качества образования, улучшение доступности для всех слоев населения и подготовку кадров, способных смело смотреть в будущее и конкурировать на мировой арене. Множество инициатив, таких как пересмотр учебных программ, развитие научно-исследовательской активности и международная интеграция, создают уникальные возможности для студентов и преподавателей Узбекистана. Однако, несмотря на все усилия, существуют вызовы, такие как обеспечение финансирования, адаптация к новым образовательным технологиям и сохранение качества образования в условиях быстрого роста. Реформы в образовании — это сложный, но важный путь к развитию и достижению устойчивого будущего для Узбекистана. Страна находится на правильном пути, и реализация мероприятий по усовершенствованию системы высшего образования будет продолжать способствовать росту и процветанию Узбекистана.

Выводы и рекомендации. В результате научного анализа становятся явными некоторые основные направления реформирования системы высшего образования в Узбекистане. Следует разработать и внедрить стратегии, которые обеспечат более широкий доступ молодежи к высшему образованию, включая уязвимые группы населения. Продвижение тесного взаимодействия с бизнес-сектором, адаптация образовательных программ к потребностям рынка и развитие практических навыков у студентов позволят снизить дефицит квалифицированных специалистов для работы в высокотехнологических отраслях экономики и социального сектора. Важно также обратить внимание на повышение уровня подготовки и квалификации преподавателей, включая их обучение за рубежом. С целью интеграции в мировое образовательное пространство и улучшения образовательных стандартов необходимо активно развивать дистанционное обучение, послевузовское образование, обеспечивая возможность студентам и молодым специалистам постоянно обновлять, совершенствовать профессиональные знания и навыки. Реализация данных рекомендаций позволит повысить уро-

вень системы высшего образования, способную эффективно реагировать на вызовы глобализации, способствуя интенсивному развитию экономики, науки и культуры Узбекистана.

Список источников

1. Абдурасулов Ш.М, Маткаримов Ш.Т. Реформы в высшем образовании Узбекистана: вызовы и перспективы. Ташкент, 2020.

2. ЮНЕСКО. (2021). Высшее образование в Узбекистане: развитие и вызовы.

3. Сагдуллина В.И. Модернизация системы высшего образования Узбекистана: история, текущее состояние и перспективы. Ташкент, 2019.

4. Stepanova D.I, Garnov A.P., Brykin A.V., Jancikova E. Irrational behavior of youth when taking financial decisions. International Journal of Economics and Business Administration. Volume 7. 2019. p. 378-387.

5. Мирзиеев Ш.М. Речь на Республиканском селекторном совещании, посвященного вопросам социального сектора от 7 февраля 2024 года.

6. Kirillova E, Otcheskiy I., Ivanova S, Verk-hovod A, Stepanova D, Karlibaeva R, Sekerin V. Developing methods for assessing the introduction of smart technologies into the socio-economic sphere within the framework of open innovation. 2023. International Journal of Sustainable Development and Planning, Vol. 18, No. 3, pp. 693-702.

7. Mutalimov V., Volkovitckaia G, Buymov A, Syzdykov S, & Stepanova D. (2021). Professional Entrepreneurial Competencies and Creativity Skills Formation Under the Influence of Educational Practices of Start-Up Projects Development. Journal of Technical Education and Training, 13(4), pp.42—55.

8. Всемирный банк. (2021). Узбекистан — Проект модернизации высшего образования.

9. Атаджанов Т., Манзур С., Абидов А. Улучшение высшего образования в Узбекистане: путь вперед. Ташкент, 2020.

10. Zotov V.B, Koniagina M.N, Shapkina E.A., Pikalova E.A., Stepanova D.I. Experience in implementing student business incubator in entre-

preneurship education. Journal of Entrepreneur-ship Education. 2019. ^ 22. № 4. р. 396.

References

1. Abdurasulov Sh.M, Matkarimov Sh.T. Reforms in higher education in Uzbekistan: challenges and prospects. Tashkent, 2020.

2. UNESCO. (2021). Higher education in Uzbekistan: development and challenges.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Sagdullina V.I. Modernization of the higher education system of Uzbekistan: history, current state and prospects. Tashkent, 2019.

4. Stepanova D.I, Garnov A.P, Brykin A. V., Yanchikova E. Irrational behavior of youth in making financial decisions. International Journal of Economics and Business Administration. Volume 7. 2019. pp. 378-387.

5. Mirziyoyev Sh.M. Speech at the Republican conference call on social sector issues dated February 7, 2024.

6. Kirillova E, Otchesky I, Ivanova S, Verk-hovod A, Stepanova D, Karlibaeva R, Sekerin V. Development of methods for evaluating the introduction of intelligent technologies into the socioeconomic sphere within the framework of the open innovation program. 2023. International Journal of Sustainable Development and Planning, Volume 18, No. 3, pp. 693-702.

7. Mutalimov V, Volkovitskaya G, Buymov A, Syzdykov S, Stepanova D. (2021). The formation of professional entrepreneurial competencies and creative skills under the influence of educational practices in the development of startup projects. Journal of Technical Education and Training, 13(4), pp.42-55.

8. World Bank. (2021). Uzbekistan is a project for the modernization of higher education.

9. Atajanov T, Manzur S, Abidov A. Improving higher education in Uzbekistan: the way forward. Tashkent, 2020.

10. Zotov V.B, Konyagina M.N, Shapkina EA, Pikalova E.A, Stepanova D.I. The experience of implementing a student business incubator in entrepreneurial education. Journal of Entrepreneurial Education. 2019. Vol. 22. No. 4. p. 396.

Информация об авторе

Н.Х. Хакимов — профессор кафедры общественных наук Ташкентского университета прикладных наук, доктор философских наук, профессор.

Information about the author N.H. Khakimov — Professor of the Department of Social Sciences of the Tashkent University of Applied Sciences, Doctor of Philosophy, Professor.

Статья поступила в редакцию 19.06.2024; одобрена после рецензирования 19.07.2024; принята к публикации 19.08.2024.

The article was submitted 19.06.2024; approved after reviewing 19.07.2024; accepted for publication 19.08.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.