Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ В ПЕРИОД НОВОГО ЭТАПА РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА'

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ В ПЕРИОД НОВОГО ЭТАПА РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшее образование / кадры / стратегия / реформа / наука / развитие / инновация / университет / общество. / higher education / personnel / strategy / reform / the science / development / innovation / university / society.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хакимов, Назар Хакимович

Автор статьи исследовал инновационные аспекты развития высшего образования в условиях формирования гражданского общества. В статье подчеркнута роль высшего образования в успешном осуществлении демократических реформ и нового этапа развития общества. Автор статьи сделал попытку раскрыть социальной миссии высшего образования в обществе. Рассматриваются роль университетов в подготовке конкурентоспособных кадров с использованием инновационных форм и интеллектуальных возможностей высшего образования в выполнении требований и задач стратегии дальнейшего социально экономического прогресса страны. Комплексный подход к процессу подготовки бакалавров в государственных и частных университетах показывает, что эта работа тесно связана с инновационными реформами проводимой в учебной, научной работе в области подготовки экономических кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE APPROACH IN THE PROCESS OF STAFF TRAINING IN THE PERIOD OF A NEW STAGE OF SOCIETY DEVELOPMENT

The author of the article explored the innovative aspects of the development of higher education in the context of the formation of civil society. The article emphasizes the role of higher education in the successful implementation of democratic reforms and a new stage in the development of society. The author of the article made an attempt to reveal the social mission of higher education in society. The role of universities in the training of competitive personnel using innovative forms and intellectual capabilities of higher education in fulfilling the requirements and objectives of the strategy for further socio-economic progress of the country is considered. An integrated approach to the process of preparing bachelors in public and private universities shows that this work is closely related to the innovative reforms carried out in educational and scientific work in the field of training economic personnel

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ В ПЕРИОД НОВОГО ЭТАПА РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА»

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ В ПЕРИОД НОВОГО ЭТАПА РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

d https://doi.org/10.24412/2181-1784-2022-23-363-373

Хакимов Назар Хакимович

Заведующий кафедрой «Общественно гуманитарных и точных наук» Ташкентского государственного экономического университета.

Уральского государственного экономического университета.

Доктор философских наук, профессор email: hakimovnazar@rambler.ru

АННОТАЦИЯ

Мацола муаллифи фуцоралик жамияти ривожланиши даврида олий таълим траацциётининг инновацион аспектларини тадциц цилган. Тадцицотда жамиятнинг янги тарацциёт босцичида, демократик ислоуатларни самарали амалга оширишда олий таълимнинг роли алоуида таъкидланган.Мацола муаллифи олий таълим муасасаларининг жамиятдаги ижтимоий миссиясига ургу берган. Университетларнинг олий таълимдаги инновацион методлар, интелектуал имкониятлардан фойдаланиб рацоботбардош кадрлар тайёрлашдаги урни, шунингдек малакатнинг ижтимоий ицтисодий, стратегик ривожланиши билан узвий бозлицлиги таъкидланган. Давлат ва нодавлат университетлардаги кадрларни уцитишга комплекс ёндошув тасдицлайдики, бундай жараён ицтисодчи кадрлар тайёрлашдаги уцув, илмий тадцицот ишларига инновацион ёндошувни талаб цилади.

Калит сузлар: олий таълим; кадрлар; стратегия; ислоуат; фан; тарацциёт; инновация; университет; жамият.

АННОТАЦИЯ

Автор статьи исследовал инновационные аспекты развития высшего образования в условиях формирования гражданского общества. В статье подчеркнута роль высшего образования в успешном осуществлении демократических реформ и нового этапа развития общества. Автор статьи сделал попытку раскрыть социальной миссии высшего образования в обществе. Рассматриваются роль университетов в подготовке конкурентоспособных кадров с использованием инновационных форм и интеллектуальных возможностей высшего образования в выполнении требований и задач стратегии дальнейшего социально экономического прогресса страны.

Комплексный подход к процессу подготовки бакалавров в государственных и частных университетах показывает, что эта работа тесно связана с инновационными реформами проводимой в учебной, научной работе в области подготовки экономических кадров.

Ключевые слова: высшее образование; кадры; стратегия; реформа; наука; развитие; инновация; университет; общество.

ABSTRACT

The author of the article explored the innovative aspects of the development of higher education in the context of the formation of civil society. The article emphasizes the role of higher education in the successful implementation of democratic reforms and a new stage in the development of society. The author of the article made an attempt to reveal the social mission of higher education in society. The role of universities in the training of competitive personnel using innovative forms and intellectual capabilities of higher education in fulfilling the requirements and objectives of the strategy for further socio-economic progress of the country is considered. An integrated approach to the process of preparing bachelors in public and private universities shows that this work is closely related to the innovative reforms carried out in educational and scientific work in the field of training economic personnel

Keywords: higher education; personnel; strategy; reform; the science; development; innovation; university; society.

ВВЕДЕНИЕ

Современное общество Узбекистана живёт и развивается в стремительно меняющемся мире, реальность такова, что постоянное совершенствование отраслей экономики и социального сектора стало необходимым условием прогресса страны. Республика Узбекистан уверенно и динамично движется к достижению своей главной цели - вхождение в число развитых демократических государств. Основным механизмом такого стремления выступает система высшего образования, построенная на процессах систематизации, творческой переработки и использования опыта предшествующих поколений. В условиях нового этапа развития качество подготовки кадров, должно соответствовать актуальным запросам гражданского общества. В новых условиях высшее образование выступает как одно из приоритетных задач государства. В условиях совершенствования всех сфер общественно-экономической жизни, формирования институтов гражданского общества в стране важным фактором выступает дальнейшее

364

развитие высших учебных заведений, которые обеспечивают инновационный прорыв во всех сферах деятельности, с помощью подготовки квалифицированных кадров. Необходимым условием стало внедрение в деятельность высших учебных заведений основных положений Стратегии инновационного развития страны на 2022-2026 годы, в которой определено, что «доведение уровня охвата высшим образованием до 50 процентов и повышение качества образования. Увеличение параметров приема в 2022 году на основе предложений заказчиков кадров. Доведение уровня охвата высшим образованием молодежи в 2022 году до 38 процентов».[1, 2] В период формирования гражданского общества в Узбекистане произошли значительные социально-экономические, культурные преобразования, которые требуют наличия высококвалифицированных кадров. В условиях нового этапа развития основными задачами Стратегии для достижения главной цели является вхождение Республики Узбекистан к 2030 году в состав 50 передовых стран мира по рейтингу Глобального инновационного индекса.[2,1] Необходимость повышения качества и охвата образованием на всех уровнях, развитие системы непрерывного образования, обеспечение гибкости системы подготовки кадров, исходя из потребностей экономики, укрепление научного потенциала и эффективности научных исследований и разработок. Ускоренное развитие общества требует создание действенных механизмов интеграции образования, науки и предпринимательства для широкого внедрения результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ. Анализ показывает, что современное состояние высшего образования Узбекистана не всегда отвечает предъявляемым требованиям по подготовке конкурентоспособных кадров. Прежде всего, это произошло из-за того, что в системе подготовки кадров не были учтены перемены, касающиеся процесса углубления рыночной экономики. Учитывая происходящие глубокие изменения в обществе, государство поставило перед системой высшего образования сложную задачу - выйти на международный уровень и соответствовать вызовам глобализации.

АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ И МЕТОДЫ

В период нового этапа развития общества становится актуальным, предоставление достойного высшего образования выпускникам средних школ, академических лицеев и профессиональных колледжей. Проблемы высшего образования в условиях нового этапа развития в Республике Узбекистан рассматриваются в трудах ученых-обществоведов Московского

365

государственного университета имени М.В.Ломоносова (Российская Федерация), Университета Гарварда (США), Университета Оксфорда (Великобритания), Парижского университета (Франция), Университета Нагоя (Япония), Национального университета Узбекистана имени М.Улугбека (Узбекистан), Ташкентского Государственного экономического университета, (Узбекистан), Самаркандского Государственного университета (Узбекистан), Ферганского государственного университета (Узбекистан).

Большой объем информации предоставляют исследования, проведенные международными организациями - Всемирный банк представил «Доклад о мировом развитии 2018: Обучение как средство реализации образовательных перспектив», а также обсуждены меры, необходимые для развития сектора образования и подготовки кадров в Узбекистане. (2018), доклад Uzbekistan -education sector analysis(английский) (2018). Специалистами Всемирного банка сделан анализ состояния и модернизации системы образования. В трудах ученых, входящих в международную программу приводится глубокий, научный обзор системы образования Узбекистана. Результаты научного обзора опубликованы на ресурсе exclusive.kz (Казахстан 30 мая 2019 г). Значение современных инноваций в преподавании гуманитарных и общественных наук в современном университете рассмотрены в трудах следующих ученых: Хакимов Н.Х. Зулфикаров Ш.Х., Кадиров Н.Н. [3,223], Хакимов Н.Х. [4,3], Халмурадов Р.И. [5, 135], Умарова Д.З..[6,47], Абдуллаева Д.К. [7,143].

Необходимо отметить существенную работу авторов, которые внесли достойный вклад в изучении данной проблемы и опубликовавших научные статьи в зарубежных изданиях за последние три года («Theoretical & Applied Science», «European science review», «Europaische Fachhochschule», «Eastern European Scientific Journal», «Sciences of Europe»).

Высшее образование страны предназначено для подготовки высококвалифицированных кадров с последующим трудоустройством в различных сферах социально экономической деятельности, а также управленческих обслуживающих направлений, научного, экономического, технического и так далее. Система современного высшего образования отвечает за предоставляемые для будущих специалистов навыки и специальные знания, ориентирует студенческую молодежь на раскрытие теоретических или практических аспектов, в векторах выбранной профессии, с учетом творческого использования последних достижений науки и техники. В современных условиях все более актуальной становится роль и значение

высококвалифицированных кадров в обеспечении устойчивого развития страны, безопасности, производства конкурентоспособных товаров, равноправного поступления в университеты молодежи из различных слоев общества. Эта задача настоятельно диктует необходимость повысить престиж университетов Узбекистана, увеличить количество негосударственных образовательных учреждений, привлечь в сферу высококвалифицированные кадры. Одним из новшеств в организации подготовки и проведения процесса поступления в высшие учебные заведения выпускников средних школ, академических лицеев и профессиональных колледжей является, предоставление возможности поступать одновременно в несколько высших учебных заведений. Следующим важным событием в стране стало введение системы, которая дает возможность университетам самостоятельно определять прием студентов на первый курс с учетом своих реальных возможностей, открытие вечерних и заочных факультетов. Созданные в период нового этапа развития в стране условия для расширения возможностей частного сектора еще больше предъявляют новые требования к качеству подготовки бакалавров и магистров. Однако, в процессе структурных преобразований стало ясно, что большая часть специалистов не готова к ним, их знания, квалификация и навыки не отвечают современным требованиям.

Принимаются меры по увеличению возможностей для студентов обучения в зарубежных университетах. В условиях углубления рыночной экономики и развития гражданского общества, к системе высших образовательных учреждений в республике Узбекистан относятся следующие учебные заведения:

- вузы, специализирующиеся на академических и профессиональных программах, в соответствии с государственными стандартами. При этом все они не имеют прямой зависимости от ведомственного подчинения или формы собственности;

- учреждения, занимающиеся научной и педагогической деятельностью, а также исследовательской деятельностью, необходимой для функционирования вузов;

-структуры, осуществляющие государственное управление высшим образованием.

В Узбекистане за годы демократических реформ усовершенствована система подготовки кадров. Действует двухступенчатая система высшего образования: бакалавриат и магистратура, растет число высших учебных

заведений. В стране успешно действуют филиалы ряда ведущих вузов Европы и Азии, Соединённых штатов Америки. Налажена подготовка кадров по более чем 100 новым направлениям бакалавриата, 94 специальностям магистратуры. В 2018 году Ташкентский государственный экономический университет и Уральский государственный экономический университет подписали договор о создании совместной международной образовательной программы. Кроме того, для восполнения нехватки педагогов в дошкольных учреждениях, с 2018-2019 учебного года начали свою деятельность филиал университета Пучон и филиал университета Соджон (Южная Корея). Технический институт Ёджу (Южная Корея) стал первым частным вузом в Узбекистане, а университет Вебстер -первым американским вузом, открывшим свое представительство в Узбекистане. В 2019 году начал свою работу Кокандский негосударственный университет. Университет начал свою деятельность с 2019/2020 учебного года. Параметры приема на направления бакалавриата и специализации магистратуры определяются самим учебным заведением исходя из нужд на рынке труда и своих материально-технических возможностей. Порядок и правила приема также разрабатывает сам университет. Кроме того, ему предоставлено право открывать новые направления и специализации. [8,1]

В Указе Президента Республики Узбекистан «О стратегии развития нового Узбекистана на 2022 - 2026 годы» намечены конкретные меры по развитию сферы высшего образования. «Доведение до 2026 года количества негосударственных высших образовательных учреждений минимум до 50.Доведение числа негосударственных высших образовательных организаций в 2022 году до 34 путем создания в Навоийской, Самаркандской, Сурхандарьинской, Кашкадарьинской областях и городе Ташкенте минимум по одному негосударственному высшему образовательному учреждению»[9,2]В современных условиях особую необходимость приобретают вопросы стимулирования научно-исследовательской и инновационной деятельности, создание механизмов внедрения ее достижений в практику. Для реализации этих целей введена двухуровневая система послевузовского образования, включающая в себя базовую докторантуру (с защитой диссертации и присуждением ученой степени доктора философии - PhD в соответствующей отрасли науки) и докторантуру (с защитой диссертации и присуждением ученой степени доктора наук - ScD). С целью повышения системы организации научно-исследовательской деятельности на качественно новый уровень были приняты меры по дальнейшему совершенствованию деятельности Академии

наук Республики Узбекистан, определены основные задачи и приоритетные направления деятельности Академии наук на основе современных требований, особое внимание уделено стимулированию эффективной научной деятельности.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В стране начата разработка и поэтапное внедрение новых учебных планов, программ новых специальностей, вводятся стажировки на совместных предприятиях для профессорско-преподавательского состава профильных кафедр вузов, внедрение системного проведения квалификационной практики студентов и практические занятия на производстве. В каждом университете вводится поэтапное обучение дисциплинам специальности на английском языке, для перспективных научных и педагогических кадров введена стажировка в развитых странах, критически проанализирована система подготовки кадров в магистратуре. Важным является повышение статуса кафедр вузов с усилением их ответственности за обеспечение качества обучения. «Целевая подготовка 10 потенциальных высших образовательных учреждений для включения в международные рейтинги QS и THE до 2026 года. Разработка целевой программы для включения высших образовательных учреждений в международные рейтинги QS и THE. Отбор 10 потенциальных высших образовательных учреждений. Разработка и утверждение целевой программы на 5 лет по включению в международные рейтинги высших образовательных учреждений исходя из потенциала и специфики».[10,2] Базовые университеты исходя из потребностей заказчиков кадров будут самостоятельно разрабатывать учебные планы, программы учебных дисциплин. Для предотвращения траты рабочего времени на работы, не свойственные учебному процессу, вводятся новые механизмы норм времени профессоров и преподавателей с учетом учебных нагрузок, будет введен принцип «уровень успеваемости студента - основной критерий оценки деятельности профессоров и преподавателей», внедряются современные методы контроля и оценки знаний студентов. Исключительно важное место в процессе возрождения и роста национального самосознания, чувства национальной гордости занимает изучение общественных наук.

Обращаясь к истории родного края, необходимо помнить, что это «память народа» и поэтому требует к себе бережного и уважительного отношения. Общественные науки требуют к себе серьезного подхода и заставляют задуматься над социальными, политическими и экономическими мотивами происходящего, за которыми радости и страдания рода человеческого.

Следовательно, взгляд на непрерывную цепь веков должен оставаться ясным, пытливым и пристальным, чтобы увидеть тенденции развития общества. Таким образом, общественные науки формируют мировоззрение, совершенствуют интеллект и духовную культуру в целом будущего экономиста. Специалиста с высокой нравственной, политической культурой, конкурентоспособного современного экономиста отличает осознанное служение Отечеству - земле, на которой он родился и вырос.

В условиях нового этапа развития общества необходимо «развивать национальную идею, являющуюся для нас источником вдохновения и силы в достижении наших высоких целей. Нам необходимо укреплять национальное самосознание, более глубоко изучать древнюю и богатую историю нашей Родины, активизировать научно-исследовательскую работу в этом направлении, всемерно поддерживать деятельность ученых гуманитарной сферы. Оценка прошлого должна быть объективной, самое важное, свободной от каких-либо идеологических догм» [11,4]

ОБСУЖДЕНИЕ

Основными задачами преподавания общественных наук в высшей школе в условиях цифровизации общества являются:

• глубокое и всестороннее усвоение студенческой молодежи богатейшего исторического опыта народов Узбекистана насыщенного сложными, драматическими, а зачастую трагическими событиями при опоре на принципы научности, объективности, творческого анализа развития общественного процесса, многогранных и противоречивых исторических событий;

• повышение нравственной и политической культуры студенческой молодежи, что особо важно в современных условиях строительства демократического, правового государства и развития гражданского общества, дальнейшего укрепления стратегических отношений между развитыми странами и Узбекистаном особенно в гуманитарной, экономической сфере;

• воспитание у молодого поколения, будущих экономистов чувства ответственности перед обществом, государством, гражданского долга, высокого патриотизма, глубокого уважения страницам истории народов Узбекистана.

• Уважение национальным и общечеловеческим ценностям, государственной системе, Конституции, Законам Республики Узбекистан.

"Yangi O'zbekiston: barqaror ft VOLUME 2 | SPECIAL ISSUE 23

rivojlanishning ijtimoiy-falsafiy, q ISSN 2181-1784

iqtisodiy-siyosiy va huquqiy masalalari" SJIF 2022: 5.947 | ASI Factor = 1.7

Основная цель общественных наук - помочь студентам освоить содержание развития общества на основе современных философских научно теоретических методов анализа исторического прошлого. На наш взгляд, для достижения поставленной цели необходимо определять следующие конкретные задачи:

• структурировать учебный материал в логике, которая обеспечит наиболее продуктивное понимание основных закономерностей, направлений развития современных взаимоотношений Республики Узбекистан и зарубежных стран в контексте мировой политики;

• дать будущим высококвалифицированным экономистам методические рекомендации по материалам новейшей истории, философии, истории экономических учений, английского и русского языка и других общественно гуманитарных наук для подготовки к лекционным и семинарским занятиям, инновационным формам самостоятельной работы;

• охарактеризовать содержание основного материала по учебной дисциплине, конкретизировать список первоисточников, монографий, научных сборников, учебников и учебных пособий;

• предоставить студентам список основной и дополнительной новой литературы, информационных сетевых ресурсов необходимых при изучении общественно гуманитарных наук.

Необходимо отметить, что в основу изучения общественно гуманитарных наук заложен плюралистический характер оценок наиболее значимых исторических событий в науке, что способствует развитию у студентов идейного и политического плюрализма, а также умений вести полемику, дискуссию по социально-политическим проблемам общественных дисциплин на семинарах. Таким образом, содержание предметов по общественным наукам предлагает сосредоточиться на ключевых моментах развития гражданского общества, выявляющих присутствие в ней общемировых тенденций, национально-государственной и этнокультурной специфики.

ВЫВОДЫ

В процессе освоения общественных наук будущие экономисты знают и умеют, владеть навыками:

- закономерности и тенденции развития новейшей истории Узбекистана;

- основные этапы героической истории народов, их непосредственный вклад в прогресс человеческой цивилизации, развития философской мысли, деятельность ученых, деятелей культуры в Узбекистане;

371

- особенности исторических процессов в условиях глобализации, событий и направления внутренней внешней политики страны, формирование навыков плюралистического мышления;

-владеет основами научного философского диалога, способен к обобщению анализа, восприятию научной информации касающейся процессов происходящих в недрах демократического общества, роль Республики Узбекистан в мировой экономике и политике;

-выявлять проблемы исторического характера при анализе конкретных политических, экономических ситуаций, их возможных социальных последствий;

-формировать экономических кадров на основе изучения сущность общественного развития, самостоятельные научно обоснованные теоретические выводы.

REFERENCES

1. Указ Президента Республики Узбекистан «О стратегии развития нового Узбекистана на 2022 - 2026 годы». Национальная база данных законодательства, 29.01.2022 г., № 06/22/60/0082). ( Decree of the President of the Republic of Uzbekistan "On the development strategy of the new Uzbekistan for 2022-2026". National Database of Legislation, 01/29/2022, No. 06/22/60/0082)

2. Мирзиёев анонсировал стратегию развития нового Узбекистана. Она состоит из семи направлений. (Mirziyoyev announced a development strategy for the new Uzbekistan. It consists of seven directions) https://kun.uz/ru/news/2021/11/06/mirziyoyev-anonsiroval-strategiyu-razvitiya-novogo-uzbekistana-ona-sostoit-iz-semi-napravleniy.

3. Хдкимов Н.Х,.,Зулфикаров Ш.Х., Кадиров Н.Н. Узбекистон янги тараккиёт боскичида. Тошкент, "Иктисодиёт", 2022.-351 бет. ( Khakimov N.Kh, Zulfikarov Sh.X., Kadirov N.N. Uzbekistan is at a new stage of development. Tashkent, "Economy", 2022.-351 pages.

4. Khakimov N.Kh. Joint program for training competitive economists in the context of e-education development in Uzbekistan In the collection: Trends in the development of electronic education in Russia and abroad. Materials of the I International Scientific and Practical Conference. Ekaterinburg, 2020.S. 190-193.

5. Khalmuradov R.I. Historical roots of the higher education system, or what is the age of universities in Uzbekistan? Sphere of culture. 2020. No. 2. S. 135-138.

372

6. Umarova D.Z. Innovative reforms in the higher education system of the Republic of Uzbekistan. Science and education issues. 2018. No. 2 (14). S. 47-49.

7. Abdullaeva D.K. Digital technologies in higher education in Uzbekistan In the collection: Modern innovative technologies and problems of sustainable development in the digital economy. Collection of articles of the XIV international scientific and practical conference. Minsk, 2020.S. 143-145.

8. Образован негосударственный Кокандский университет.

9. (Non-state Kokand University established..https://www.norma.uz).

10. Указ Президента Республики Узбекистан «О стратегии развития нового Узбекистана на 2022 - 2026 годы». Национальная база данных законодательства, 29.01.2022 г., № 06/22/60/0082).(Decree of the President of the Republic of Uzbekistan "On the development strategy of the new Uzbekistan for 2022-2026". National Database of Legislation, 01/29/2022, No. 06/22/60/0082)

11. Указ Президента Республики Узбекистан «О стратегии развития нового Узбекистана на 2022 - 2026 годы». Национальная база данных законодательства, 29.01.2022 г., № 06/22/60/0082). ( Decree of the President of the Republic of Uzbekistan "On the development strategy of the new Uzbekistan for 2022-2026". National Database of Legislation, 01/29/2022, No. 06/22/60/0082)

12. Мирзиёев Ш.М. Послание Президента Республики Узбекистан Олий Мажлису. http://uza.uz/ru/politics/poslanie-prezidenta-respubliki-uzbekistan-shavkata-mirziyeevas-28-12-2018.( Mirziyoev Sh.M. Message from the President of the Republic of Uzbekistan to the Oliy Majlis. http://uza.uz/ru/politics/poslanie-prezidenta-respubliki-uzbekistan-shavkata-mirziyeevas-28-12-2018).

13. Saifnazarov, I., Muhtarov, A., Sultonov, T., Tolibov, A. (2020) Religious tolerance, unity of knowledge and faith issues highlighting in Imam Bukhari Hadiths. International Journal of Advanced Science and Technology 29 (5), pp. 1846-1853.

14. Алиев, Б. (2022). Тараккиётда ахборотлашув ва ракамли иктисодиёт. Academic Research in Educational Sciences, 3(3), 933-947. https://doi.org/10.24412/2181-1385-2022-3-933-947

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.