Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor
О
R
VOLUME 2 | ISSUE 5 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7
ВОПРОСЫ ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СМИ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
В настоящей научной статье анализируются особенности либерализации деятельности СМИ в Республике Узбекистан. Учитывая сущность развития реформ в данной сфере, а также развитие законодательства в сфере деятельности СМИ, нужно признать, что наша страна в этом деле достигла определенных успехов. Развитие гражданского общества во многом посодействовала процессам либерализации в деятельности субъектов СМИ. Цель научной статьи состоит в необходимости проанализировать современное состояние развития СМИ в Республике Узбекистан. Актуальность научной статьи предопределяется поставленной целью исследования. Методология в научной статье охватывает применение методов юридического и социального исследования, а также методов анализа, индукции и дедукции. Результаты работы состоят в том, что автором научной статьи были проанализированы современное состояние развития СМИ в Республике Узбекистан, некоторые актуальные проблемы развития СМИ, ввиду чего были сформулированы ценные выводы. Область применения результатов исследования - деятельность СМИ в Республике Узбекистан. Выводы в настоящей научной статье указывают на необходимость дальнейшего расширения либерализации в деятельности субъектов СМИ.
Ключевые слова: СМИ, информация, открытость, реформы, Стратегия развития, либерализация, Закон, политика.
Расулов Аслиддин Нуриддинжон угли
Магистрант ТГЮУ, по направлению 70420127 - Право СМИ +998 99 722 11 99
Rasulovasliddin@gmail. com
УДК: 323(045)(575.1) ORCID: 0000-0001-9144-6056
АННОТАЦИЯ
Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor
O
R
VOLUME 2 | ISSUE 5 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7
ISSUES OF LIBERALIZATION OF MEDIA ACTIVITIES IN THE CONDITIONS OF DEVELOPMENT OF THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN
This scientific article analyzes the features of the liberalization of media activities in the Republic of Uzbekistan. Taking into account the essence of the development of reforms in this area, as well as the development of legislation in the field of media activities, we must admit that our country has achieved some success in this matter. The change of the political regime and style has greatly contributed to the processes of liberalization in the activities of media entities. The purpose of the scientific article is to analyze the current state of media development in Uzbekistan. The relevance of the scientific article is predetermined by the research goal. The methodology in the scientific article covers the application of methods of legal and social research, as well as methods of analysis, induction and deduction. The results of the work consist in the fact that the author of the scientific article analyzed the current state of media development in the Republic of Uzbekistan, some current problems of media development, which is why valuable conclusions were formulated. The scope of the research results is the activity of mass media in the Republic of Uzbekistan. The conclusions in this scientific article indicate the need for further expansion of liberalization in the activities of media entities.
Keywords: mass media, information, openness, reforms, Development strategy, liberalization, Law, policy.
Rasulov Asliddin Nuriddinjon O'g'li
Master's student of TSUL, in the direction of 70420127 - Mass media law +998 99 722 11 99
Y^K: 323(045)(575.1) ORCID: 0000-0001-9144-6056
ABSTRACT
Oriental Renaissance: Innovative, p VOLUME 2 | ISSUE 5
educational, natural and social sciences ISSN 2181-1784
Scientific Journal Impact Factor Q SJIF 2022: 5.947
Advanced Sciences Index Factor ASI Factor = 1.7
Y3BEKHCTOH PECTYB.HHKACH TAPAKKHETH mAPOHTH^A OAB
oao^HATHHH эpкнн^Amтнpнm MACA^A^APH
Rasulov Asliddin Nuriddinjon O'g'li
ТДЮУ магистранти, йуналиши буйича 70420127 - Оммавий ахборот воситалари хукуки +998 99 722 11 99 Rasulovasliddin@gmail. com
УДК: 323(045)(575.1) ORCID: 0000-0001-9144-6056
АННОТАЦИЯ
Ушбу илмий мацолада Узбекистон Республикасида оммавий ахборот воситалари фаолиятини еркинлаштиришнинг узига хос хусусиятлари таулил цилинган. Бу борадаги ислоуотларни ривожлантириш, шунингдек, оммавий ахборот воситалари фаолияти соуасидаги цонунчиликни ривожлантириш мазмун-моуиятини инобатга олган уолда, мамлакатимиз бу борада бирмунча ютуцларга еришганини еътироф етишимиз лозим. Фуцаролик жамиятининг ривожланиши медиа субъектлари фаолиятида эркинлаштириш жараёнларига катта уисса цушди. Илмий мацоланинг мацсади Узбекистонда Медиа ривожланишининг уозирги уолатини таулил цилишдан иборат. Илмий мацоланинг долзарблиги тадцицот мацсади билан олдиндан белгиланади. Илмий мацоладаги методология ууцуций ва ижтимоий тадцицот усулларини, шунингдек таулил, индукция ва дедукция усулларини цуллашни цамраб олади. Ишнинг натижалари шундан иборатки, илмий мацола муаллифи Узбекистон Республикасида Медиа ривожланишининг уозирги уолати, Медиа ривожланишининг айрим долзарб муаммоларини таулил цилди, шу сабабли цимматли хулосалар шакллантирилди. Тадцицот натижаларининг кулами Узбекистон Республикасида оммавий ахборот воситаларининг фаолиятидир. Ушбу илмий мацоладаги хулосалар Медиа субъектлари фаолиятида еркинлаштиришни янада кенгайтириш зарурлигини курсатади.
Калит сузлар: оммавий ахборот воситалари, ахборот, очицлик, ислоуотлар, ривожланиш стратегияси, либераллаштириш, ууцуц, сиёсат.
Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor
о
R
VOLUME 2 | ISSUE 5 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7
ВВЕДЕНИЕ.
Целью настоящей научной статьи является анализ современного состояния развития СМИ в Республике Узбекистан. Соответственно, и актуальность исследования предопределяется поставленной целью исследования.
Обосновать необходимость данного научного исследования можно его практической пользой не только для юриспруденции, но и для иных социальных наук в Республике Узбекистан.
Следует отметить, что деятельность субъектов СМИ была достаточно подробно изучена во множественных научных, социальных и публицистических источниках. В частности, исследованием определенных аспектов деятельности СМИ занимались такие ученые-исследователи, как А.Ходжаев, Х.Худайбердиев, А.Г.Муминов[1], Б.М.Хасанов[2], А.А.Ширяева[3], и многие другие.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.
За весь период независимого развития Республики Узбекистан был реализован целый комплекс мер, направленных на развитие правового, демократического государства и гражданского общества, развитие рыночных отношений, повышение экономики, благосостояния народа. И в этом деле развитие СМИ в республике также проходило поэтапно.
СМИ занимают особенную роль, так как они считаются наиболее важным субъектом общественного контроля и информационными посредниками в обществе. Их деятельность урегулирована соответствующей правовой базой. Следует отметить, что в Республике Узбекистан был принят Закон «О средствах массовой информации» [4] в новой редакции от 15 января 2007 г., а также Законы «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления», «О защите журналистской деятельности», «О принципах и гарантиях свободы информации», «Об информатизации», «О рекламе», «Об авторском праве и смежных правах» и многие другие. Однако современные потребности субъектов СМИ и общества в целом ставят перед законодателем более ответственную задачу, которая заключается не только в постоянном обновлении нормативно-правовой базы, но и в приведении ее в соответствие с практикой работы субъектов СМИ.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Учитывая сущность развития реформ в данной сфере, а также развитие законодательства в сфере деятельности СМИ, нужно признать, что наша страна в этом деле достигла определенных успехов. Реформы, проводимые в последние годы в сфере СМИ Развитие гражданского общества во многом
Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor
о
R
VOLUME 2 | ISSUE 5 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7
посодействовала процессам либерализации в деятельности субъектов данных правоотношений.
Требования современной реальности ставят перед нами задачу по расстановке приоритетов развития правовых реформ и модернизации страны, в связи с чем был принят Указ Президента Республики Узбекистан «О Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022 — 2026 годы»[5], предусматривающий утверждение Стратегии развития Нового Узбекистана (далее — Стратегия развития).
Надо признать, что в Узбекистане была проделана большая работа, которая расширила свободу слова, преобразовала систему государственного управления деятельности СМИ, что в целом повысило их роль в обществе.
АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННЫХ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИХ РЕЗУЛЬТАТОВ, ИХ ЭФФЕКТИВНОСТЬ И ОБОСНОВАННОСТЬ.
Анализ некоторых тенденций деятельности субъектов СМИ на практике позволяет указывать «на отсутствие оперативного и надлежащего реагирования на возникающие вызовы в медиа-пространстве, запросы общества на своевременное предоставление всеобъемлющей информации о широкомасштабных реформах в стране, что обуславливает необходимость существенного усиления работы в информационной сфере, вывода на качественно новый уровень деятельности пресс-служб государственных органов и организаций», СМИ.
Как это определено в стратегически важных правовых документах Республики Узбекистан, «создание благоприятных условий для осуществления деятельности СМИ, налаживания качественного диалога между государством и обществом, предоставления населению оперативной, беспристрастной и полной информации о целях, задачах и результатах реформ, повышения прозрачности деятельности органов государственного, а также кардинального улучшения их взаимодействия с общественностью и эффективности работы пресс-служб в качестве приоритетного направления было определено «осуществление мониторинга и анализа информационного пространства, оперативное реагирование на критические и широко обсуждаемые информационные выпады, организацию работ по распространению информации в средствах массовой информации и сети Интернет в части, касающейся деятельности соответствующего государственного органа и организации» [6].
В 12-й цели Стратегии развития Узбекистана в качестве приоритетного направления было определено «дальнейшее усиление роли средств массовой информации и защиты профессиональной деятельности журналистов,
Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor
о
R
VOLUME 2 | ISSUE 5 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7
эффективное использование их работы при изучении волнующих население проблем и состояния реализации реформ».
Более того, 98-я цель Стратегии развития обозначила «Создание благоприятного медиа пространства для взаимного сотрудничества отечественных и зарубежных средств массовой информации, изучения и устранения имеющихся в сфере проблем, определения перспектив. Установление и развитие взаимосвязей с ведущими зарубежными средствами массовой информации в целях совместной разработки механизмов, средств и каналов выхода на международные информационные рынки, продвижения позитивного имиджа Узбекистана, реализации на международной арене PR-партнерских проектов», что очень актуально на данный момент для нашей страны, особенно с учетом современных политических событий в мире.
Также в послании Президента Республики Узбекистан Ш. М. Мирзиёева Олий Мажлису от 29.12.2020 г. было отмечено, что «СМИ, наряду с объективным освещением масштабных изменений, происходящих в нашей стране, привлекают внимание государственных ведомств и общественности к актуальным проблемам на местах и побуждают руководителей всех уровней решать эти проблемы. Сегодня они все больше становятся четвертой властью. Справедливая критика объективных журналистов и блогеров указывает на ошибки и недостатки действующих по старинке руководителей, вынуждая их менять стиль работы и повышать свою ответственность» [7].
В рамках дальнейшей либерализации деятельности СМИ и обеспечения прав журналистов 18 апреля 2018 года были внесены изменения и дополнения в законы «О средствах массовой информации» и «О защите профессиональной деятельности журналиста».
В частности, веб-сайты были определены как СМИ, созданы механизмы поддержки СМИ со стороны государства (предоставление льгот по налогам, другим обязательным платежам и тарифам, преференций, государственных субсидий, грантов и социальных заказов, а также социальная поддержка работников редакций).
В мае месяце 2018 года Указом Президента Республики Узбекистан создан первый в стране Университет журналистики и массовых коммуникаций, который в том же году открыл двери для студентов.
Указом Президента Республики Узбекистан от 2 февраля 2019 года № УП-5653 «О дополнительных мерах по дальнейшему развитию информационной сферы и массовых коммуникаций», образовано Агентство информации и массовых коммуникаций при Администрации Президента
Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor
о
R
VOLUME 2 | ISSUE 5 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7
Республики Узбекистан (АИМК) на базе Узбекского агентства по печати и информации[8].
С момента начала деятельности АИМК эффективно обеспечивает реализацию конституционных прав граждан на свободу слова и информации, способствует усилению роли СМИ в общественно-политическом и социально-экономическом развитии страны, проводит активную политику по созданию для них равных условий на медиа рынке, а также защищает права журналистов.
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ.
На данный момент в Республике Узбекистан осуществляют деятельность по работе с информацией более 600 пресс-секретарей. Принятые меры позволили насытить информационное поле Узбекистана информацией о проводимых реформах и работе государственных органов в этом направлении.
Так, на сегодняшний день более половины новостного информационного потока в сети Интернет формируется посредством активной деятельности пресс-служб государственных органов.
14 сентября 2019 года при Олий Мажлисе Республики Узбекистан образован Общественный совет по вопросам развития информационной сферы и массовых коммуникаций. 25 декабря 2020 года был принят Закон «О внесении изменений и дополнений в уголовный, уголовно-процессуальный кодексы Республики Узбекистан и Кодекс Республики Узбекистан «Об административной ответственности», в соответствии с которым из санкций статей 139 («Клевета») и 140 («Оскорбление») Уголовного кодекса были упразднены такие санкции, как лишение свободы.
Стоит признать, что в деятельность некоторых вышеуказанных учреждений были вовлечены и представители юридической науки, государственных органов, которые, взаимодействуя с субъектами СМИ, вносят свой ценный вклад в развитие страны.
ВЫВОДЫ.
Проводимая в Республике Узбекистан государственная политика позволяет обеспечивать динамичное расширение информационного пространства Узбекистана. В частности, как пишут современные исследователи-публицисты, «за последние 5 лет количество зарегистрированных СМИ увеличилось на 352 единиц и составило 1 866 единиц, из которых 630 являются Интернет-СМИ. Вместе с тем, имеются более 1.3 тыс. пользователей, которые идентифицируют себя в качестве блогера и активно занимаются медийной деятельностью. Необходимо подчеркнуть, что национальные СМИ начали активно выполнять функции общественного контроля, они стали уделять внимание на освещение проводимых
Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor
о
R
VOLUME 2 | ISSUE 5 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7
реформ, содействуя выявлению и решению волнующих население вопросов, что благоприятно сказывается на деятельности государственных органов» [9].
По верному замечанию С. Сафаева, «ренессанса не достичь без свободы слова и СМИ». И мы должны учитывать перспективы дальнейших реформ в сфере деятельности СМИ во взаимодействии с государственными органами. На данный момент данные аспекты взаимодействия осложнены закрытостью деятельности последних, и своего рода «безразличным» отношением государственных органов к субъектам СМИ. Как отметил А.Ходжаев, зачастую «появление непроверенной информации связано с неготовностью государственных органов к диалогу со СМИ и блогерами». Эту проблему необходимо решать.
Также необходимо выделить такую актуальную проблему, как формальность работы многих субъектов СМИ. Правильно было отмечено Х.Худайбердиевым, что «только хвалебными статьями продвигать политику государства нельзя»[10]. В целом, деятельность СМИ описывает политику, но если в этом деле не будет объективного и критического анализа, то и смысл работы СМИ постепенно утратится.
Еще одной важной проблемой является повышение качества региональной журналистики. Серьезным вызовом для развития региональных и местных СМИ остается недостаточный уровень подготовки журналистских кадров[11]. Узбекистан в начале 2020 г. заявил о необходимости создания института медиаомбудсмена[ 12].
В остальном, вполне обоснованным будет отметить, что деятельность СМИ заняла стабильно крепкое место в политике открытости нового Узбекистана. Меры по дальнейшей либерализации их деятельности продолжаются, и законодательство идет по пути расширения и детализации прав и возможностей субъектов СМИ.
REFERENCES
1. Муминов А.Г. Организационно-правовые условия развития СМИ Узбекистана: вопросы либерализации масс-медиа и совершенствования их деятельности [Muminov A.G. Organizational and legal conditions for the development of mass media in Uzbekistan: issues of liberalization of mass media and improvement of their activities.] Bulletin of Chelyabinsk State University. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsionno-pravovye-usloviya-razvitiya-smi-uzbekistana-voprosy-liberalizatsii-mass-media-i-sovershenstvovaniya-ih-deyatelnosti (accessed 28.02.2022).
Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor
О
R
VOLUME 2 | ISSUE 5 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7
2. Хасанов Б. М. Актуальные вопросы взаимодействия средств массовой информации и институтов гражданского общества в Узбекистане. [Khasanov B.M. Topical issues of interaction between mass media and civil society institutions in Uzbekistan]. The magazine "Locus: people, society, cultures, meanings".2016 г. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n7aktualnye-voprosy-vzaimodeystviya-sredstv-massovoy-informatsii-i-institutov-grazhdanskogo-obschestva-v-uzbekistane (accessed 28.02.2022).
3. Ширяева А.А. Участие СМИ и журналистов в становлении гражданского общества. [Shiryaeva A.A. Participation of mass media and journalists in the formation of civil society]. Bulletin of Lomonosov Moscow State University. Ser. 10. Journalism. 2011. № 2. Р. 115-123.
4. Закон "О средствах массовой информации". [The Law "On Mass Media"]. New edition of January 15, 2007. № ЗРУ-78. Gazette of the Oliy Majlis of the Republic of Uzbekistan, 2002 г., № 9, ст. 165
5. Указ Президента Республики Узбекистан. О Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022 — 2026 годы. [Decree of the President of the Republic of Uzbekistan "On the development Strategy of New Uzbekistan for 2022-2026"], от 28.01.2022 г. № УП-60. National Legislation Database, 29.01.2022 г., № 06/22/60/0082
6. Постановление Президента Республики Узбекистан «О дальнейших мерах по обеспечению независимости средств массовой информации и развитию деятельности пресс-служб государственных органов и организаций» 27.06.2019. № РР-4366. [Resolution of the President of the Republic of Uzbekistan «On further measures to ensure the independence of the mass media and the development of the activities of the press services of State bodies and organizations»].
7. Послание Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева Олий Мажлису. [Message of the President of the Republic of Uzbekistan Shavkat Mirziyoyev to the Oliy Majlis]. 29.12.2020. Available at: https://president.uz/ru/lists/view/4057 (accessed 28.02.2022).
8. Указ Президента Республики Узбекистан. "О дополнительных мерах по дальнейшему развитию информационной сферы и массовых коммуникаций", 02.02.2019. № UP-5653 [Decree of the President of the Republic of Uzbekistan "On additional measures for the further development of the information sphere and mass communications"].
9. О реформах в Узбекистане на пути повышения роли СМИ в жизни государства и общества. [About reforms in Uzbekistan on the way to increase the role of the media in the life of the state and society]. Available at: https://www.turkishnews.com/ru/content/2021 (accessed 28.02.2022).
Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor
О
R
VOLUME 2 | ISSUE 5 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7
10. «Ренессанс невозможен без свободы слова». Что обсуждали на круглом столе о свободе СМИ. [Renaissance is impossible without freedom of speech. What was discussed at the round table on media freedom]. 04.12.2020. Available at: https://www.gazeta.uz/ru/2020/12/04/freedom-of-speech/ (accessed 28.02.2022).
11. Тулупов В.В. Региональная журналистика: сегодня и завтра. [Tulupov V.V. Regional journalism: today and tomorrow]. Journal «Issues of Theory and Practice of Journalism». - 2013. - №2. - Р.78-92.
12. Давлетшина С.Р. Перспективы развития традиционных СМИ в условиях конкуренции с социальными медиа [Davletshina S.R. Prospects for the development of traditional media in the face of competition with social media]. Journal "Issues of Theory and Practice of Journalism". 2017. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/perspektivy-razvitiya-traditsionnyh-smi-v-usloviyah-konkurentsii-s-sotsialnymi-media (accessed 14.03.2022).