Жамият ва инновациялар -Общество и инновации -Society and innovations
Journal home page: https://inscience.uz/index.php/socinov/index
Features of entrepreneurial activity in the context of the development of civil society in Uzbekistan
Bahadirjan GANIYEV1
Ferghana State University
ARTICLE INFO
Article history:
Received March 2021 Received in revised form 20 March 2021 Accepted 15 April 2021 Available online 20 May 2021
Keywords:
entrepreneur,
entrepreneurial activity,
civil society,
social sphere,
reform,
qualification,
professional,
professional qualification.
ABSTRACT
In the article, the scientific bases and practical aspects, opportunities, objects and sub-factors affecting the development of entrepreneurial activity at the stage of formation of civil society in the Republic of Uzbekistan are considered. The article is devoted to a very relevant topic, the process of forming entrepreneurial structures in various spheres of the country's social and economic life. Having considered the theoretical basis of entrepreneurship, the author drew attention to the process of creating entrepreneurial structures with the onset of democratic reforms in the country and deepening market relations. Efforts are made to show the role of reform processes in the development of entrepreneurship in the country. The author successfully linked the process of formation of entrepreneurial culture with the reform of the higher education system, including the creation of a new generation of higher education institutions, the opening of branches of leading universities of the world from the developed countries of Uzbekistan. The author of the article highlighted the shortcomings in the process of training modern competitive personnel, which is closely related to the formation of entrepreneurial enterprises among future specialists
2181-1415/© 2021 in Science LLC.
This is an open access article under the Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) license (https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/deed.ru)
1 PhD, associate Professor, Head of the Department of Civil society, Ferghana State University, Ferghana, Uzbekistan. E-mail: [email protected].
IScience
iArouyA Ci'm Срлсе
Узбекистонда фукаролик жамиятини ривожлантириш шароитида тадбиркорлик фаолиятининг узига хос хусусиятлари
_ АННОТАЦИЯ_
Калит сузлар:
тадбиркор,
тадбиркорлик фаолияти,
фукаролик жамияти,
ижтимоий сода,
ислодот,
малака,
профессионал,
касбий малака.
Маколада Узбекистан Республикасида фукаролик жамиятини шакллантириш боскичида тадбиркорлик фаолиятини ривожлантириш жараёнига таъсир этувчи илмий асослар ва амалий жидатлар, имкониятлар, объектив ва субъектив омиллар куриб чикилган. Макола жуда долзарб мавзуга, мамлакат ижтимоий ва иктисодий даётининг турли содаларида тадбиркорлик тузилмаларини шакллантириш жараёнига багишланган. Муаллиф тадбиркорликнинг назарий асосини куриб чикиб, мамлакатда демократик ислодотлар бошланиши ва бозор муносабатларини чукурлаштириш билан тадбиркорлик тузилмаларини яратиш жараёнига эътибор каратди. Мамлакатда тадбиркорликни ривожлантиришда реформация жараёнларининг ролини курсатишга даракат килинади. Муаллиф тадбиркорлик маданиятини шакллантириш жараёнини олий таълим тизимини ислод килиш, жумладан, олий укув юртларининг янги авлодини яратиш, Узбекистоннинг ривожланган мамлакатларидан дунёнинг етакчи университетлари филиалларини очиш масалалари билан муваффакиятли боглаган. Макола муаллифи булажак мутахассислар уртасида тадбиркорлик куникмаларини шакллантириш билан чамбарчас боглик булган замонавий ракобатбардош кадрлар тайёрлаш жараёнидаги камчиликларни таъкидлаб утди.
Особенности предпринимательской деятельности в условиях развития гражданского общества в Узбекистане
Ключевые слова:
предприниматель,
предпринимательская
деятельность,
гражданское общество,
социальная сфера,
реформа,
квалификация,
профессионал,
профессиональная
квалификация.
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются научные основы и практические аспекты, возможности, объекты и субфакторы, влияющие на развитие предпринимательской деятельности на этапе становления гражданского общества в Республике Узбекистан. Статья посвящена очень актуальной теме-процессу формирования
предпринимательских структур в различных сферах социально - экономической жизни страны. Рассмотрев теоретические основы предпринимательства, автор обратил внимание на процесс создания предпринимательских структур с началом демократических реформ в стране и углублением рыночных отношений. Предпринимаются усилия, чтобы показать роль реформаторских процессов в развитии предпринимательства в стране. Автор успешно связал
процесс формирования предпринимательской культуры с реформированием системы высшего образования, в том числе с созданием высших учебных заведений нового поколения, открытием филиалов ведущих университетов мира из развитых стран Узбекистана. Автор статьи выделил недостатки в процессе подготовки современных конкурентоспособных кадров, что тесно связано с формированием предпринимательской предприимчивости у будущих специалистов.
ВСТУПЛЕНИЕ
Развитие нового этапа общества выдвинуло задачу формирования социальной общности предпринимателей в Узбекистане, потребность в надлежащей предпринимательской культуре и ключевом сегменте социокультурного сообщества. В связи с этим вопрос о необходимости создания ценностных основ предпринимательской деятельности в стране и тенденциях развития предпринимательской культуры в условиях вступления страны в новый этап своего развития приобретает особую актуальность. Следует иметь в виду, что сам процесс явления-легализации предпринимательства в различных формах в новых социально-экономических условиях осуществляется как очень судьбоносная социальная трансформация, которая еще не достигла необходимой степени развития. В первую очередь это связано с динамикой преобразований, стремительно происходящих в недрах социальной системы, при дальнейшем углублении которых предпринимательство постепенно формирует основу среднего класса, который в развитых странах обеспечивает устойчивое развитие государства, его экономическую и социальную стабильность. Этот процесс также тесно связан с тем, что, согласно историческому времени, социальные преобразования в стране во многом совпали с изменением отношения человека к вопросу создания основ частной собственности, в результате чего существенно меняется само содержание предпринимательской деятельности.
ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ
Следует подчеркнуть, что формирование предпринимательской культуры по-прежнему связано с конкурентными рисками в условиях углубляющейся рыночной экономики. Начальный период развития предпринимательской деятельности, на начальном этапе ее законного существования в условиях независимости, характеризуется определенной степенью нестабильности, при сохранении для воспроизводства лишь небольшой части ее бизнес-структур.
На начальном этапе суверенного развития страны наблюдался медленный рост числа предпринимателей, что не способствовало стабилизации ценностных основ и культурных пределов воспроизводства сообщества предпринимателей, частных структур, в частности фермерских хозяйств и дехканских хозяйств в сельской местности, что препятствовало процессу развития как системообразующего сегмента новой социально-экономической и социокультурной структуры гражданского общества.
Таким образом, в условиях нового этапа развития страны одним из важнейших социальных субъектов экономической и социальной модернизации общества является развивающийся социальный слой предпринимателей в социально-стратификационной системе общества. Все это накладывает серьезный отпечаток на формирование
предпринимательской культуры, без формирования которой предпринимательство не может быть субъектом важных социальных преобразований на современном этапе самостоятельного развития. «В результате реформ в прошлом году было создано 93 тысячи новых хозяйствующих субъектов, что почти в 2 раза больше, чем в 2018 году. В рейтинге Doing Business Всемирного банка мы поднялись на 7 позиций, заняли 8-е место среди 190 стран по уровню регистрации бизнеса, вошли в список наиболее реформируемых стран» [1.2.].
ЦЕЛИ
На современном этапе развития страны предпринимательская культура стала одним из основных факторов, определяющих изменения в сознании и поведении предпринимателей и обеспечивающих качественные изменения в социально-экономической жизни страны.
С философской точки зрения необходимо подчеркнуть высокую степень положительного влияния частных структур как формирующейся социальной общности на трансформацию социокультурного образа современного общества с учетом особенностей предпринимательского сообщества, его эволюции и проявления предпринимательской культуры как имманентной составляющей национальной общественной жизни. Восприятие этих социально-экономических процессов позволит оптимизировать интеграционный потенциал культуры предпринимателей в ее существенном значении для развития гражданского общества.
Следует отметить, что научно-теоретические и методологические основы, в целом, теории предпринимательства, сочетающие социально-экономическое обоснование инновационной функции предпринимательства и основы социологического подхода к анализу предпринимательства, заложили основы для изучения формирования предпринимательской культуры. Социально-экономические преобразования, происходящие в условиях нового этапа развития общества, обострили необходимость изучения феномена предпринимательства во всем многообразии его проявлений в социальных практиках в сферах общественной жизни.
На современном этапе развития общества становится актуальной необходимость разработки и детального описания функционирования предпринимательства как формирующегося и развивающегося компонента социальной структуры. Актуальными стали также разработка и исследование проблем, вопросов взаимодействия бизнеса и власти, социальной ответственности предпринимателя в контексте нового этапа развития общества. Следует отметить, что изучение проблем формирования предпринимательской культуры в виде ценностных основ и мотивации предпринимательской деятельности, ее социокультурных аспектов, являются предметом исследований в области социальной философии.
ИСТОРИЯ
Философское осмысление содержания социальной общности предпринимателей, трансформация в социально-экономические теории, которые находят отражение в содержании предпринимательства, происходит поэтапно, в процессе возрастания потребностей социокультурной практики. Однако социально-философское понимание предпринимательской деятельности все еще фрагментарно и требует дальнейших исследований, особенно в качестве предмета социальной философии.
Таким образом, актуальные вопросы формирования предпринимательской культуры в условиях Узбекистана как принципиально нового сегмента культуры общества, соответствующего процессам углубления рыночных отношений, изучены недостаточно. Более того, речь идет, с одной стороны, об изучении предпринимательской культуры как вида культуры, порождаемой определенной профессиональной деятельностью, а с другой стороны, о ее более широком, общесоциальном позиционировании, что определяет необходимость тщательного изучения формирования предпринимательской культуры, тенденций ее развития в контексте развития нового этапа общества в Узбекистане. Следует подчеркнуть, что содержание, состояние и тенденции развития предпринимательской культуры нуждаются в специальном изучении, с одной стороны, как разновидности духовной культуры, порождаемой определенной профессиональной деятельностью, а с другой - как общесоциального явления.
В условиях нового этапа развития страны необходимо определить детерминанты, тенденции и ценностные ориентиры формирования и развития предпринимательской культуры в современном обществе в условиях социокультурной трансформации. Процесс формирования предпринимательской культуры требует систематизации основных теоретических подходов к определению понятия "предпринимательская культура". Необходимо определить социокультурные детерминанты формирования предпринимательской культуры в условиях развития гражданского общества. Важнейшими задачами исследования являются определение степени зрелости предпринимательской практики в современном узбекском обществе. Также необходимо, с точки зрения социальной философии, научно обосновать эволюционный механизм позиционирования социокультурной общности предпринимательства в новых условиях развития общества, проанализировать особенности формирования социальной идентичности предпринимательства как основы предпринимательской культуры. Актуально определить ценностные ориентиры и наметить тенденции развития предпринимательской культуры в контексте нового этапа развития общества и инновационных преобразований в нем. «Мы прилагаем все усилия для расширения предпринимательства и создания новых возможностей для этой цели. В ходе реализации программы «Каждая семья-предприниматель» начинающим семьям были выделены кредиты на общую сумму 5,9 трлн. сумов» [2. 2.].
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Научно-методологическими и историческими источниками предпринимательской культуры являются страницы отечественной и мировой истории, философский рационализм, которые являются реальными источниками формирования предпринимательского сообщества.
Методологической основой исследования формирования предпринимательской культуры на современном этапе является междисциплинарный подход, синтез деятельностного и социокультурного подходов. Теоретическая основа исследования проблемы должна осуществляться на принципах системного метода, позволяющего особым образом синтезировать преимущества методологии антропосоциального подхода, требующего выявления особенностей социального субъекта в исследуемой социальной общности и позволяющего изучать предпринимательство путем анализа его социокультурной деятельности.
Следует отметить, что основой методологии изучения предпринимательской культуры является диалектический метод и аксиологический подход, применение которых позволяет рассматривать социальную общность предпринимателей как один из элементов формирующейся социальной структуры, изучать факторы, условия и результаты её культурной консолидации, состояние нормативного регулирования взаимодействий внутри предпринимательского сообщества., ориентационно-ценностная идентификация и установление культурных норм во взаимодействии и с состоянием культурного фона нового периода развития общества в условиях Узбекистана.
Изучение проблемы основ предпринимательской культуры требует систематизации основных теоретических подходов к определению понятия «предпринимательская культура», выявления диалектики взаимосвязи предпринимательской культуры и культуры предпринимательства.
Перед социологами стоит задача выяснить эволюционный механизм позиционирования предпринимательства как носителя предпринимательской культуры и объектное отношение к нему в аксиологической реакции массового сознания на новом этапе развития общества;
Изучение феномена формирования предпринимательской культуры в социально-философском аспекте показывает, что высшее образование занимает особое место в этом процессе. В Узбекистане принята концепция развития высшего образования. Высшее образование в Узбекистане в условиях демократизации общества столкнулось с необходимостью адаптации и развития в условиях децентрализации и глобализации. Основным сдерживающим фактором был сильно централизованный характер обучения, когда мониторинг осуществляется государственными организациями. Это ограничило развитие диверсифицированных учебных программ, появление инновационных методов обучения и проникновение современных образовательных и педагогических технологий в процесс высшего образования.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОБСУЖДЕНИЯ
Открытие международных университетов, таких как Westminster, Inha, Amity, Akfa, Webster, Yojo, формирование филиалов российских университетов и возможность увидеть, как развитие новых подходов в высшем образовании может принести пользу развитию страны в целом. [3. 2.] Принятая концепция развития высшего образования предполагает ориентацию на внедрение программ обучения критическому мышлению, самостоятельное обучение, использование виртуальных систем и т.д. В условиях нового этапа развития общества происходит либерализация мышления университетов, возможность разрабатывать собственные учебные планы и курсы с учетом их последующей реализации в процессе подготовки конкурентоспособных кадров, что мы наблюдаем во всем мире. Сокращение централизованного регулирования со стороны министерства обеспечит лучшее и лучшее высшее образование.
В рамках концепции высшего образования была утверждена цель по увеличению числа выпускников высших учебных заведений с нынешних 20% до 50% и увеличению числа негосударственных вузов до 35. Страна «запустила совершенно новый тип учебного заведения - 4 Президентские и 3 Творческие школы. «Наряду с этим было создано 19 новых высших учебных заведений, в том числе 9 филиалов известных зарубежных университетов. В сотрудничестве с ведущими зарубежными университетами налажено
обучение в рамках 141 совместной образовательной программы. В 2019 году в вузы Узбекистана поступило 146 500 студентов, что в 2 раза больше, чем в 2016 году» [4. 3.].
Одним из ключевых целевых показателей в концепции развития системы высшего образования является повышение уровня доступности с 20% до 50% к 2030 году. В связи с этим серьезную озабоченность вызывает тот факт, что с увеличением числа университетов затраты на содержание всей системы явно возрастают.
В современных условиях университеты готовят специалистов в области бизнеса, обладающих как определенными навыками, так и знаниями в определенной области. Это означает, что выпускник должен быть творческим, уметь работать в команде и быстро учиться. Те отраслевые знания, которым мы учим сегодня, могут очень быстро стать неактуальными. Мир меняется, поэтому специалисты и сотрудники компаний должны уметь учиться, быть открытыми к новому, сопереживать, быть адаптивными, иметь хорошую реакцию.
В условиях глобализации мир движется к экономике знаний, где основными факторами развития являются знания и человеческий капитал [5. 2.]. Университеты в экономике знаний являются флагманами и средой, в которой наука и практика сливаются, где инновации и технологии переходят в массовое производство. Проблема заключается в том, что скорость изменений настолько высока, что некоторые области знаний устаревают в течение 3-7 лет, и отрасль не готова ждать трансформации образовательных учреждений. И здесь университеты должны доказать свою актуальность в области образования. Они должны не только успевать реагировать, но и уметь прогнозировать, какими навыками должны обладать выпускники через 3-5 лет. Для Узбекистана эта задача вдвойне сложнее. Вместе с перечисленными выше проблемами сектор высшего образования должен пройти путь трансформации всей среды, с многократным увеличением числа учащихся в высших учебных заведениях и переходом от элитного к массовому высшему образованию. Большинство университетов должны перейти от централизованного управления к более независимому управлению, начиная с независимой разработки курсов и учебных планов, определения количества набираемых студентов и заканчивая независимым финансово-экономическим управлением университетом.
В условиях нового этапа развития страны была выдвинута идея создания предпринимательского университета. Университет предпринимательства является естественным инкубатором, стремящимся обеспечить благоприятную среду, в которой университетское сообщество может исследовать, оценивать и использовать идеи, которые могут быть воплощены в социально-экономические предпринимательские инициативы. Предпринимательские университеты участвуют в партнерствах, сетях и других отношениях, чтобы создать зонтик для взаимодействия и сотрудничества. Отсюда и цели - воспитать выпускников с системным, предпринимательским мышлением. Это требует подготовки конкурентоспособных и технологически продвинутых выпускников, которые затем смогут создавать стартапы и выводить отечественные продукты и услуги на зарубежные рынки. Учебная программа предпринимательского университета будет основана, с одной стороны, на развитии необходимых навыков, с другой-она обеспечит прочные фундаментальные знания и закрепит их на практике.
Университет предпринимательства - это синергия перевода идей представителей академических кругов и предпринимателей, которые в конечном итоге являются работодателями аспирантов. Таким образом, бизнес-сообщество Узбекистана вносит свой
вклaд в paзвитиe выcшeгo oбpaзoвaния в нaшeй cтpaнe. Bo глaвe cтoят pyкoвoдитeли кoмпaний, кoтopыe знaют, кaк бyдeт выглядeть зaвтpaшняя бизнec-cpeдa в peraoœ, и кaкиe кaдpы нeoбxoдимы для тощ чтoбы yмeть paбoтaть и yпpaвлять бизнec-пpoцeccaми, кoмy мoжнo дoвepить paзpaбoткy бизнec-идeй и иx peaлизaцию в нoвыx ycлoвияx.
npe^,e втего, cлeдyeт oтмeтить низкий ypoвeнь зaчиcлeния в выcшиe yчeбныe зaвeдeния. Ш pынкe cyщecтвyeт бoльшoй cnpoc, то пpeдлoжeниe нe yдoвлeтвopяeт cnpoc. C дpyгoй cтopoны, нeoбxoдимo пoвыcить кaчecтвo oбpaзoвaния и paдикaльнo бopoтьcя c кoppyпциeй. «Cлeдyeт oткpытo пpизнaть, что пpeдпpинимaтeли пo-пpeжнeмy cтaлкивaютcя c кoppyпциeй в тaкиx cфepax, кaк пpeдocтaвлeниe зeмeльныx, кaдacтpoвыx, тaмoжeнныx, бaнкoвcкиx уалуг, лицeнзиpoвaниe и гocyдapcтвeнныe зaкyпки. O6 этoм cвидeтeльcтвyют мнoгoчиcлeнныe oбpaщeния в aApec Пpeзидeнтa, cooбщeния в npecce и coциaльныx ceтяx» [6.21].
Kpoмe тoгo, инoгдa cлишкoм мнoгo внимaния yдeляeтcя пoceщaeмocти или фopмe вмecтo peaльнoй oцeнки кaчecтвa знaний. Унивepcитeты плoxo oбщaютcя c бизнecoм c тeми, ктo зaтeм бyдeт нaнимaть cвoиx выпycкникoв. Тoлькo в пocлeдниe гoды мecтныe yнивepcитeты и pe^ophi cтaли aктивнee взaимoдeйcтвoвaть c бизнec-cooбщecтвoм, и этo oчeнь xopoшaя тeндeнция. В ycлoвияx нoвoгo этaпa paзвития был oткpыт pяд чacтныx yнивepcитeтoв, в ближaйшeм бyдyщeм иx мoжeт быть гopaздo бoльшe. В coвpeмeнныx ycлoвияx poль и знaчeниe кaдpoв в oбecпeчeнии ycтoйчивoгo paзвития crpa^i, бeзoпacнocти, пpoизвoдcтвa кoнкypeнтocпocoбныx тoвapoв, paвнoгo пpиeмa мoлoдeжи из paзличныx cлoeв oбщecтвa в вузы cтaнoвитcя вте бoлee aктyaльнoй. Этa зaдaчa нacтoятeльнo диктyeт нeoбxoдимocть «пoвышeния пpecтижa ташж yнивepcитeтoв, yвeличeния чиcлa нeгocyдapcтвeнныx oбpaзoвaтeльныx yчpeждeний, пpивлeчeния в cфepy квaлифициpoвaнныx кaдpoв и пoвышeния кoнкypeнции» [7. 2.].
Peny^^ вyзoв в бизнec-cooбщecтвe кaк цeнтpa пoдгoтoвки выcoкoквaлифициpoвaнныx кaдpoв пoзвoлит aктивнo вoвлeкaть вeдyщиx oтeчecтвeнныx и зapyбeжныx пpeдпpинимaтeлeй кaк в oбpaзoвaтeльный пpoцecc, тaк и в cпeциaльныe пpoгpaммы cтaжиpoвoк и тpyдoycтpoйcтвa выпycкникoв. Для coвpeмeнныx yнивepcитeтoв фaктичecкaя cвязь нayки и бизнec-cpeды игpaeт пepвocтeпeннyю poль, пoэтoмy бoльшинcтвo ^^epcrn-eTC^x иccлeдoвaний бyдeт нaпpaвлeнo нa peшeниe кoнкpeтныx бизнec - зaдaч пpeдпpинимaтeлeй внyтpeннeгo и внeшнeгo pынкoв.
BЫIBOДЫ
В ycлoвияx нoвoгo этaпa paзвития cтaнoвитcя aктyaльнoй идeя oткpытия ^rnpa пpиклaдныx иccлeдoвaний пpи yнивepcитeтax. Тaм cтyдeнтaм бyдeт пpeдocтaвлeнa вoзмoжнocть пpимeнить нa пpaктикe пoлyчeнныe тeopeтичecкиe и пpиклaдныe знaния, пpeдcтaвить cвoи иccлeдoвaния вeдyщим пpeдпpинимaтeлям cтpaны. Пocлeдниe, в cвoю oчepeдь, пoдeлятcя cвoими пpoблeмaми c yчeными, чтoбы cтyдeнты в xoдe yчeбы мoгли пpeдлoжить им peшeния. Нeoбxoдимo oткpывaть бoльшe cпeциaлизиpoвaнныx yнивepcитeтoв, чтoбы кoнкypeнция шлa то мeждy caмими yнивepcитeтaми, a мeждy oтpacлями oбpaзoвaния. Paзвитиe мeждyнapoдныx кoнтaктoв в cфepe выcшeгo oбpaзoвaния, ^ямыгс кoнтaктoв вyзoв являeтcя пoзитивным пpoцeccoм в пoдгoтoвкe кoмпeтeнтныx кaдpoв. Cлeдyeт oтмeтить, чтo тeндeнция oткpытия чacтныx yнивepcитeтoв былa тaкoй жe no мacштaбaм, кaк, нaпpимep, oткpытиe чacтныx шкoл и дeтcкиx caдoв [8. 2]. Oткpытиe нoвыx yнивepcитeтoв oкaжeт пoлoжитeльнoe влияниe нe
только на семейный бизнес, но и на всю предпринимательскую сферу в целом, а также станет важным стимулом в процессе создания культуры предпринимателей.
Таким образом, в качестве вывода следует отметить, что в учебный план по подготовке современных кадров необходимо добавить больше практики, добавить маркетинговые эксперименты, изучить «новый» маркетинг.
Во-первых: нужно помнить, что студенты учатся сейчас- завтра это станет неактуальным. Поэтому вам нужно преподавать предметы, которые будут актуальны в ближайшем будущем.
Во-вторых: необходимо, чтобы студенты проводили маркетинговые исследования для реального бизнеса и умели работать с цифрами. Для этого, прежде всего, необходимо, чтобы бизнес и университеты стали ближе друг к другу.
В-третьих: университеты должны четко понимать, для кого они готовят кадры, а предприниматели, в свою очередь, должны понимать, куда придут работать на них высококвалифицированные, конкурентоспособные кадры.
В-четвертых: предпринимательская культура специалистов предполагает формирование таких качеств, как аналитический склад ума, опыт общения и сотрудничества с бизнесом, способность быстро учиться, навыки командной работы, коммуникативные способности, гибкость, умение научно обосновывать личные мнения.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ:
1. Послание Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева Олий Мажлису от 24 января 2020 года. [Электронный Ресурс]. - 2020. - URL: http:// uza.uz/ ru/politics/poslanie-prezidenta-respubliki-uzbekistan-shavkata-mirziyeev-25-01-2020.
2. Послание Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева Олий Мажлису от 24 января 2020 года. [Электронный Ресурс]. - 2020. - URL: http:// uza. Uz /ru/politics/poslanie-prezidenta-respubliki-uzbekistan-shavkata-mirziyeev-25-01-2020.
3. Новые филиалы российских вузов. [Электронный Ресурс]. - 2019. -URL: https: // sputniknews-uz.com/society/20190910/12395049/zbekistonda-Rossiya oliygolari-soni-10tga-etdi.html, 2019 год.
4. Послание Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева Олий Мажлису от 24 января 2020 года. [Электронный Ресурс]. - 2020. - URL: http://uza.uz/ru/politics/poslanie-prezidenta-respubliki-uzbekistan-shavkata-mirziyeev-25-01-2020.
5. Указ Президента Республики Узбекистан. Об утверждении стратегии инновационного развития Республики Узбекистан на 2019-2021 годы. [Электронный Ресурс]. - 2018. - URL: https://mfa.uz/ru/press/библиотека /2018/09/16135, 2018.
6. Послание Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева Олий Мажлису от 24 января 2020 года.[Электронный Ресурс]. - 2020. - URL: http://uza.uz/ru/politics/poslanie-prezidenta-respubliki-uzbekistan-shavkata-mirziyeev-25-01-2020.
7. Указ Президента Республики Узбекистан. Об утверждении стратегии инновационного развития Республики Узбекистан на 2019-2021 годы. [Электронный Ресурс]. - 2018. - URL: https://mfa.uz/ru/press/library/2018/ 09/16135, 2018).
8. npe3HgeHT Y30eKHCTaHa noceTH.fi npe3HgeHTCKyro mKo.y. p.eKTpoHHbiH Pecypc]. - 2019. - URL: https://kun.uz/ru/news/2019/09/10/shavkat-mirziyoyev-posetil-prezidenskuyu-shkolu-v-tashkente, 2019 rog.
9. Message from the President of Uzbekistan Shavkat Mirziyoyev Oliy Majlis of January 24, 2020. [Electronic Resource]. - 2020. - URL: http://uza.uz/ru /politics/poslanie-prezidenta-respubliki-uzbekistan-shavkata-mirziyeev-25-01-2020.
10. Message from the President of Uzbekistan Shavkat Mirziyoyev Oliy Majlis of January 24, 2020. [Electronic Resource]. - 2020. - URL: http://uza.uz/ru/politics /poslanie-prezidenta-respubliki-uzbekistan-shavkata-mirziyeev-25-01-2020.
11. New branches of Russian universities.[Electronic Resource]. - 2019. - URL: https: //sputniknews-uz.com/society/20190910/12395049/zbekistonda-Rossiyaoliygolari-soni-10tga-etdi.html, 2019.
12. Message from the President of Uzbekistan Shavkat Mirziyoyev Oliy Majlis of January 24, 2020. [Electronic Resource]. - 2020. - URL: http://uza.uz/ru/ politics/poslanie-prezidenta-respubliki-uzbekistan-shavkata-mirziyeev-25-01-2020.
13. Decree of the President of the Republic of Uzbekistan. On approval of the strategy of innovative development of the Republic of Uzbekistan for 2019-2021. [Electronic Resource]. - 2018. - URL: https://mfa.uz/ru/press/library/2018/09/16135, 2018.
14. Message from the President of Uzbekistan Shavkat Mirziyoyev Oliy Majlis of January 24, 2020. [Electronic Resource]. - 2020. - URL: http://uza.uz/ru/ politics/poslanie-prezidenta-respubliki-uzbekistan-shavkata-mirziyeev-25-01-2020.
15. Decree of the President of the Republic of Uzbekistan. On approval of the strategy of innovative development of the Republic of Uzbekistan for 2019-2021. [Electronic Resource]. - 2018. - URL: https://mfa.uz/ru/press/library/2018/09/16135, 2018).
16. The President of Uzbekistan visited the Presidential School. [Electronic Resource]. - 2019. - URL: https://kun.uz/ru/news/2019/09/10/shavkat-mirziyoyev-posetil-prezidenskuyu-shkolu-v-tashkente, 2019.