Научная статья на тему 'РОЛЬ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ ГОСУДАРСТВА'

РОЛЬ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ ГОСУДАРСТВА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
191
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЩЕНИЕ В СЕНАТ / ПОЛИТИЧЕСКОЕ / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЕ / МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ / МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / КРИТЕРИИ / СТЕПЕНЬ / ДЕЙСТВЕННОСТЬ / СУВЕРЕННОСТЬ / СВЯЗИ-ОБЩЕНИЕ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Салиева Мухаббат Кушановна

В статье рассматриваются процессы глобализации и беспрецедентного развития СМИ в Узбекистане, концепция межэтнических отношений, «дорожная карта» развития сотрудничества в политической и дипломатической сферах, внешнеторговое, экономическое, инвестиционное, технологическое сотрудничество и финансовое сотрудничество Узбекистана - подчеркивая развитие технического сотрудничества и усилия Узбекистана по налаживанию сотрудничества с соседними странами, обеспечивая безопасность и устойчивое развитие в Центральной Азии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF MASS COMMUNICATION IN THE FOREIGN POLICY OF THE STATE

The article examines the processes of globalization and the unprecedented development of the media in Uzbekistan, the concept of interethnic relations, the "road map" for the development of cooperation in the political and diplomatic spheres, foreign trade, economic, investment, technological cooperation and financial cooperation of Uzbekistan - emphasizing the development of technical cooperation and Uzbekistan's efforts to establish cooperation with neighboring countries, ensuring security and sustainable development in Central Asia.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ ГОСУДАРСТВА»

РОЛЬ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ ГОСУДАРСТВА Салиева М.К. Email: Salieva6108@scientifictext.ru

Салиева Мухаббат Кушановна - кандидат филологических наук, старший преподаватель, кафедра переводоведения и международной журналистики, Узбекский государственный университет востоковедения, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматриваются процессы глобализации и беспрецедентного развития СМИ в Узбекистане, концепция межэтнических отношений, «дорожная карта» развития сотрудничества в политической и дипломатической сферах, внешнеторговое, экономическое, инвестиционное, технологическое сотрудничество и финансовое сотрудничество Узбекистана - подчеркивая развитие технического сотрудничества и усилия Узбекистана по налаживанию сотрудничества с соседними странами, обеспечивая безопасность и устойчивое развитие в Центральной Азии. Ключевые слова: обращение в Сенат, политическое, внешнеэкономическое, массовая коммуникация, межнациональные отношения, критерии, степень, действенность, суверенность, связи-общение.

THE ROLE OF MASS COMMUNICATION IN THE FOREIGN POLICY OF THE STATE Salieva M.K

Salieva Mukhabbat Kushanovna - Candidate of Philology, Senior Lecturer, DEPARTMENT OF TRANSLATION STUDIES AND INTERNATIONAL JOURNALISM, UZBEK STATE UNIVERSITY OF ORIENTAL STUDIES, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article examines the processes of globalization and the unprecedented development of the media in Uzbekistan, the concept of interethnic relations, the "road map" for the development of cooperation in the political and diplomatic spheres, foreign trade, economic, investment, technological cooperation andfinancial cooperation of Uzbekistan - emphasizing the development of technical cooperation and Uzbekistan's efforts to establish cooperation with neighboring countries, ensuring security and sustainable development in Central Asia. Keywords: address to the Senate, Political, Foreign Economic, Mass Communication, Interethnic Relations, Criteria, Degree, Effective, Sovereign, Communication.

УДК 316.776.34 DOI: 10.24411/2312-8089-2021-10503

Процессы глобализации и беспрецедентное развитие средств информационной коммуникации служат мощным толчком для развития сотрудничества между государствами. Концепция государственной политики Республики Узбекистан в сфере межнациональных отношений, "дорожные карты" развития сотрудничества в политической дипломатической сфере, коренное развитие и расширение торгово-экономического, инвестиционного, технологического и финансово-технического сотрудничества Узбекистана с иностранными государствами являются главными критериями настоящего времени.

Сформирована система государственных органов, обеспечивающих политические и внешнеэкономические связи. В послании Президента Республики Узбекистан Ш. Мирзиёева к Олий Мажлису от 24 января 2020 года утверждается, что "демократические реформы - единственно правильный для нас путь" [1, с. 5]. Послание руководителя государства к парламенту - это программный политико-правовой документ. В этом Послании изложена точка зрения Президента на стратегические направления развития страны в ближайшем будущем. В Послании на ряду с политическими, экономическими, идейными и идеологическими положениями отражены также предложения, имеющие

отношение к законодательной деятельности парламента. Вместе с тем Послание Президента к парламенту является важным правовым институтом, направленным на обеспечение принципа разделения представителей власти в мировой конституционной практике. Наряду с этим, как утверждается в Послании, со стороны руководителя нашего государства в продолжении последних трех лет приняты резолюции Ассамблеи ООН по почти 30 инициативам различных авторитетных международных организаций.

В рамках ШОС реализованы 8 международных инициатив Президента Узбекистана. Также им выдвинуто более 10 важных инициатив в ЮНЕСКО, СНГ, ОЭС, ТЮРКСОЙ, в регионе Центральной Азии. Как утверждает руководитель государства, "мы продолжим начатую масштабную работу по усилению отвечающей нашим национальным интересам открытой, прагматичной и глубоко продуманной внешней политики. Расширим сотрудничество со всеми странами ближнего и дальнего зарубежья" [2].

Изучение Послания в основном с точки зрения правовой коммуникации показывает, что в нем сделан акцент в основном на четыре приоритетные задачи:

- поднять на новый качественный и содержательный уровень отношения дружбы, добрососедства и стратегического партнерства со странами Центральной Азии во всех сферах;

- необходимо уделить особое внимание дальнейшему развитию политических, торгово-экономических, инвестиционных, транспортно-коммуникационных и культурно-гуманитарных связей с Российской Федерацией, Китайской Народной Республикой, Соединенными Штатами Америки, Японией, Южной Кореей, Турцией, Объединенными Арабскими Эмиратами, государствами Европейского Союза и Азии;

- продолжить активизацию многостороннего сотрудничества в рамках Организации Объединенных Наций, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Организации исламского сотрудничества, Совета сотрудничества тюркоязычных государств и других авторитетных международных структур;

- выдвинута идея о "необходимости и дальше повышать эффективность участия Узбекистана в Содружестве Независимых Государств и Шанхайской организации сотрудничества. Председательство Узбекистана в СНГ в 2020 году имеет для нас историческое значение" [3]. Развитие отношений в рамках Шанхайской организации сотрудничества останется одним из важных направлений внешней политики Узбекистана. Кроме того, "в этом году ожидается проведение двусторонних и многосторонних встреч на высшем уровне - с руководителями ряда государств СНГ, Центральной Азии, Европейского Союза и Азии" [4, с. 5].

В международных отношениях основное место занимают дипломатические связи между государствами. Кроме того, примером таких отношений могут служить международные связи, не носящие межгосударственного характера - между юридическими и физическими лицами [иностранные или международыне элементы], а также неправительственные международные связи и связи между международными хозяйственными организациями. Узбекистан является равноправным субъектом международных отношений - это означает не только место Республики Узбекистан в современном мире с учетом конституционных положений, но также показывает, что наша страна действительно является неотъемлемой частью мирового сообщества.

- Узбекистан как суверенное государство связано с общепризнанными принципами и нормами современного международного права, а также международными договорами, к которым он присоединился, однако без согласия нашего государства на него нельзя возложить иные обязательства;

- на территории Узбекистана государственная власть не ограничена и никакой субъект международного права не имеет права в это вмешиваться, за пределами своей территории он может реализовывать свою власть только с согласия заинтересованного государства;

- можно сказать, что Узбекистан в вопросах поддержания дипломатических связей с другими субъектами международного права, заключении двухсторонних и

многосторонних договоров, непосредственного участия в межгосударственных отношениях, развивается, основываясь на специфических стратегических принципах.

"В годы независимости Узбекистан установил дипломатические связи с более 120 государствами. В Ташкенте открыты посольства 35 государств. 19 государственных послов осуществляют свою деятельность в Республике Узбекистан по совместительству. В республике аккредитованы 88 иностранных представительств, осуществляют деятельность 24 межправительственные и 13 правительственных организаций" [5, с. 64].

Эффективное продолжение внешней политики и внешне экономического пути являются важными факторами осуществления в стране широкомасштабных реформ и успешной реализации демократических изменений, укреплении авторитета страны на международной арене и обеспечении повышения благосостояния населения.

Следует признать достижение значительных результатов в укреплении многогранного и взаимовыгодного сотрудничества с зарубежными странами в результате активизации открытой внешней политики, а именно: "осуществление мер по защите конституционного строя, суверенитета, территориальной целостности Республики Узбекистан, совершенствование системы обеспечения информационной безопасности, системы нормативно правовых основ в информационной сфере, организация и развитие системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, разработанность наряду с концепцией приоритетных направлений политики в сфере межнациональных отношений, также "дорожных карт" развития иностранного сотрудничества" [6, с. 36], эти вопросы являются основными критериями государственного управления.

Вступление в XXI веке человечества на этап информационного развития сопровождается революционным влиянием информационно-коммуникационных технологий на государственные структуры и институты гражданского общества, экономическую и социальную сферу, науку и образование, культуру и образ жизни людей. Наше государство использует эти процессы, активно участвуя в формировании глобального информационного общества. Коренным образом измеянется форма и содержание государственных органов власти под влияние информационных технология, в частности, цифровых технологий, "организована инновационная система государственного управления - система "Электронное правительство", которая сегодня является одним из приоритетных направлений реформы системы государственного управления" [7].

Совершенствуются порядок и принципы демократического управления. В то же время следует признать актуальность необходимости удовлетворения потребности населения в информации о достижениях в области вхождения страны в мировое сообщество, реализации реформ. В этом отношении широкое использование международных информационных ресурсов и активное применение гуманитарных, культурных, научных и других методов международного сотрудничества и народной дипломатии в достижении целей и задач внешней политики Узбекистана занимают место в ряду важных политических и дипломатических средств в практике Республики Узбекистан [8]. В современном информационном веке в сфере дипломатической службы происходит успешное овладение возможностями ИКТ, как это наблюдается во всех сферах, перед представителями дипломатической сферы встает необходимость приспособления своей деятельности к информационным технологиям. Цифровая дипломатия превращается в средство установления активной коммуникативной связи с зарубежой общественностью. Осуществляющие свою деятельность в этом виртуальном пространстве такие платформы, как "Twitter", "Facebook", "Linkedln", "Flickf', "You Nube" и другие, позволяют представителям дипломатической сферы предоставлять вниманию широкой общественности новости, связанные с внешнеполитическими действиями соответствующего государства на международной арене без лишних расходов посредством коммуникативных каналов в Инетернет сети, к которым подключены Министерство иностранных дел и представительства зарубежом.

В распоряжении современного дипломата цифровые технологии, используя которые он может получать объективную информацию, организовывать круглые столы и виртуальные конференции для узкого и широкого круга лиц, они выполняют задачу своеобразной платформы. При этом для обсуждения могут быть избраны любые темы.

В свою очередь, цифровая дипломатия гармонично соотнесена с этим механизмом, который позволяет, прежде всего, изучать мнение широкой общественности в виртуальном пространстве, формировать его, ярко проявляется в налаживании долгосрочных и основанных на доверии отношений с зарубежной общественностью посредством создания положительного имиджа страны в информационной среде зарубежных государств.

Таким образом, цифровая дипломатия, опираясь на современные цифровые технологии, направлена на выдвижение внешнеполитических интересов государства посредством мониторинга общественного мнения и настроений зарубежом, удовлетворения потребности общественности в информации и вступления в активное общение с ним.

В международной внешней политике в качестве равноправного субъекта международных отношений Республика Узбекистан получила статус члена международного сообщества. "В настоящее время, имея в виду нашу Конституцию, наша самая актуальная и великая задача состоит в полноценном внедрении в жизнь основных норм и принципов, которые определены в нашем Основном законе" [9, с.151]. Необходимо разрабатывать актуальные вопросы внутренней политики государства, исходя из специфических правил и порядка ведения внешней политики.

Основные принципы внешней политики Республики Узбекистан отражены в статье 17 Конституции. Понятие внешней политики обозначает общее направление государства в международной деятельности, цели и средства установления связей с другими государствами, народами и международными организациями.

Внешняя политика и международная деятельность Узбекистана основывается на нормах и принципах Конституции. Закон, регулирующий государственную внешнюю политику, основывается на законнах относящихся к военной сфере, принципах и целях Организации Объединенных Наций и ОБСЕ, обязательствах Узбекистана по международным договорам [10, с. 66].

Как утверждает Президент Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев: "Твердой политической позицией нашего государства является неприсоединение ни к каким военно-политическим блокам, не размещать военные базы и объекты других государств на территории Узбекистана, не допускать участия наших военных в заграничных операциях. Сотрудничество в сфере внешнеполитической деятельности мы ведем на основе прагматичной политики в духе открытости и доброжелательности" [11]. В этом можно видеть активное участие правовой коммуникации.

Основу проводимой страной внешней политики составляют такие принципы, как независимость государства, территориальная целостность, непричастность, приоритет национальных интересов, общечеловеческие ценности, обеспечение мира и безопасности, взаимное уважение.

"Вопросы места Конституции и международного права в регулировании внешней политики государства имеют особую актуальность. Изучение конституционно-правового института внешней политики предполагает анализ закрепленных в Основном Законе принципов государственной внешней политики и соответствующих полномочий высших органов власти. Важное значение имеет также вопрос влияния конституционных положений на развитие основных направлений внешней политики в рамках двусторонних отношений и многосторонней дипломатии" [12, с. 5] - говорится в данном источнике, что представляет собой правовой коммуникационный анализ.

Одним из основных направлений развития системы экономических возможностей современного государства осуществляется путем продуктивного использования различных форм правовой коммуникации во внешней политике.

Тесная взаимосвязь практических и фундаментальных аспектов в исследовании данной проблемы предполагает комплексный подход к изучению данного института.

В настоящее время, без сомнений, признается приоритет международного права в определении его места в регулировании внешней политики государств, в источниках говорится: "внешняя политика и дипломатия не должны противоречить международному праву, которое является единым общим языком межгосударственного общения. Международное право непосредственно влияет на внешнюю политику государства и его дипломатию" [13, с. 14].

Основная цель внешней политики Узбекистана состоит в установлении взаимовыгодного сотрудничества со всеми государствами в целях защиты суверенитета государства, создания международных условий, способствующих формированию социально направленной рыночной экономики, обеспечения мира, международной и региональной безопасности.

Широко известно, что Узбекистан осуществляет принцип открытости во внешней политике, свободный от различных идеологических взглядов, стремится расширять внешние связи с миролюбивыми государствами, приобретая таким образом уважение мирового сообщества.

В настоящее время Узбекистан имеет свой независимый голос в мировом сообществе и является членом авторитетных международных организаций. Необходимость понимания современных процессов развития привела к интенсивному развитию научных политических знаний, институциональному развитию новой научной дисциплины и политико-правовой системы в Узбекистане.

Изменения, происходящие в правовой системе и политической жизни страны вызывает интерес у ученых мира. Следует отметить, что в Концепции внешнеполитической деятельности Республики Узбекистан сказано: "Глобализация и интенсивное изменение ситуации в мире, изменения, происходящие в расположении политических и экономических сил, усиление и обострение угроз, опасностей в виде терроризма в регионе и вблизи от Узбекистана, необходимость своевременного и соответствующего реагирования на изменения международной и региональной действительности предполагают совершенствование концептуальных основ государственной внешнеполитической деятельности. В первую очередь необходимо обеспечить по возможности благоприятные внешние условия для дальнейшего укрепления национальной безопасности, сохранение высоких темпов роста экономики, ее пропорционального и стабильного развития, построение открытого демократического государства, основанного на социально ориентированной рыночной экономике, успешно продолжать последовательные действия на пути развития гражданского общества" [14, с.239]. Действие механизма государственной внешней политики по защите национальных интересов выражается в обеспечении национальной, региональной и глобальной безопасности в социально-экономических интеграционных процессах.

В настоящее время, когда в мировом масштабе усиливается конкуренция, от нашего народа требуется работать по-новому, выдвижение новых идей и высокий уровень мобилизованности. Как отмечает Президент Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев: "Благодаря осуществлению открытой, прагматичной, активной внешней политики в международных отношениях, повышается международный авторитет нашей страны в качестве надежного партнера. Дальнейшее укрепление основанных на взаимном доверии дружественных отношений с соседями становится нашей основной задачей" [15, с. 7-8].

Известно, что внешнеполитическая деятельность государства оказывает большое влияние на его социальное развитие. Преследующая конкретные цели внешняя политика способствует росту экономического, научно-технического и культурного потенциала. В настоящее время уделяется большое внимание правовой системе в качестве одного из приоритетных условий обновления и коренного реформирования общества. Внедрение этого процесса в обществе связано с хорошей организацией системы правовой коммуникации.

Республика Узбекистан становится все более заметной на политической карте мира, в центре евразийского континента. Демократические изменения, происходящие в Узбекистане, его великие природные богатства, производство, научно-технический и интеллектуальный потенциал привлекают внимание не только политиков, бизнесменов, ученых, но также и простых людей во всех уголках мира, интересующихся историей и современной жизнью узбекского народа.

В настоящее время внешняя политика Узбекистана осуществляется в полном соответствии с основными правовыми принципами, закрепленными Уставом Организации Объединенных Наций, и нашей Конституцией, международными обязательствами нашей страны. В глубокой специализации деятельности международных экономических организаций в мировой экономике большую роль играет массовая коммуникация.

В качестве примера роли массовой коммуникации во внешней политике государства можно привести поддержку высшего руководства народов всего мира докладов руководителя нашего государства о дальнейшем развитии Республики Узбекистан, доверие, с которым относятся к Узбекистану, высказываемые ими мнения, большое значение в системе массовой коммуникации имеют правовые сети. Особое значение имеет правовая коммуникация во внедрении и объяснении справедливого управления, порядке правововой пропаганды и оценке деятельности лиц занимающихся этой пропагандой.

"В центре нашего внимания будет находиться дальнейшее развитие взаимной дружбы и согласия, царящих в нашей стране, обеспечение равноправия всех граждан вне зависимости от национальной, религиозной принадлежности. В Узбекистане не допускается распространение экстремистских и радикальных идей, сеющих раздор между ними" [16, с. 86].

Внешнеполитическая стратегия Узбекистана предусматривает, прежде всего, вхождение страны в мировое сообщество, объединение с экономическими и политическими системами мира на основе взаимовыгодных условий, приоритет международного права, стоящего выше экономических интересов и идеологических соображений, над внутренними законами государства, участие страны в мировой системе в соостветствии с основными принципами международного права.

В "Стратегии действий", выдвинутой Президентом Ш. Мирзиёевым в феврале 2017 года, изложены следующие положения внешней политики: "обеспечении безопасности, межнационального согласия и религиозной толерантности, укреплении независимости и суверенитета госдуарства, направленных на осуществление глубоко продуманной, взаимовыгодной и практически ориентированной внешней политики, создании вокруг Узбекистана зоны безопасности, стабильности и добрососедства, укрепление международного имиджа Республики Узбекистан" - закреплены в качестве пятого приоритетного направления дальнейшего развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах [17]. Ответственность лиц, выполняющих правовую коммуникацию в этом процессе, заключается в том, законы управления государством и обществом не только существуют, но необходимо разъяснение их содержания и значимости, доведение этих сведений до народа, что является важной актуальной задачей. Роль массовой коммуникации заключается в разъяснении народу правовых норм системы законодательства.

Одной из основных задач во внешней политике Узбекистана является формирование региональной системы безопасности столь необходимой в продолжении прошедших лет как для государств Центральной Азии, так и для географического пространства, граничащего с регионом. Узбекистан, опираясь на основной принцип неделимости безопасности, последовательно стремился и сейчас стремится активизировать роль международных структур, прежде всего, ООН и ОБСЕ в предупреждении и обезвреживании транснациональных угроз, представляющих опасность для мира в Центральной Азии, способных разрушить глобальную стабильность. Согласно

результатам официального визита Президента Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёева в Россискую Федерацию, как утверждается в совместном заявлении Президента Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёева и Президента Российской Федерации В.В. Путина, "Руководители государств признали, что в связи с незыблемостью роли Организации Объединенных Наций как центра регулирования и координации мировой политики, оно намерено укреплять центральную координирующую роль в международных отношениях" [18].

Конечно, во внешних сношениях между государствами деятельность системы массовых коммуникаций имеет большое значение.

В последние годы регион Центральной Азии, благодаря своему геополитическому и геостратегическому значению, большому коичеству минеральных и сырьевых ресурсов, становится объектом серьезного внимания на международной арене. В результате перекрещивания стратегических интересов крупных государств в некоторых случаях между ними происходят столкновения. Ярким примером этому является напряженность и противоречия, продолжающиеся в Афганистане более тридцати пяти лет.

Следует отметить необходимость решения проблем Центральной Азии самими государствами региона без вмешательства внешних сил.

Следует признать, что Узбекистан является сторонником решения актуальных политических, экономических, экологических и других проблем в регионе с учетом взаимных интересов и на основе общепризнанных норм международного права. Другими словами, проблемы и вопросы, существующие в регионе, народы Центральной Азии должны решать на основе согласия и компромисса, эти проблемы никто со стороны решить не сможет. Эта идея является квинтэссенцией[19] нашей внешней политики. При этом, "В процессе установления мира Организация Объединенных Наций должна сыграть свою координирующую роль" [20].

Вместе с тем Республика Узбекистан считает важной задачей поднятие на новый уровень взимовыгодных связей с соседними государствами.

Шавкат Мирзиёев постоянно утверждает, что основной целью, основным принципом во внешней политике являются интересы Узбекистана и еще раз интересы Узбекистана. Наше государство на основе этих строгих принципов осуществляет открытую, дружественную и прагматическую политику. В результате этого в последние годы увеличилось число друзей и доброжелателей Узбекистана. С ближними и дальними соседними странами налажены совершенно новые - здоровые политические и экономические связи. Внедряются новые направления, новые механизмы международного сотрудничества.

Во внешней политике страны налаживаются еще более эффективное сотрудничество на основе взаимного уважения, признания интересов друг друга и согласно нормам международного права. Для узбекского народа Центральная Азия воспринимается согласно таким древним пословицам, как "Ближний сосед - душевный сосед", "Если сосед спокоен, то и ты спокоен", которые отражают исторический опыт, учитывают тысячелетние добрососедские отношения.

В процессе демократического развития Узбекистан осуществляет деятельность во внешнеэкономической сфере, прежде всего, со всесторонним учетом интересов Родины, известно, что основу этой политики составляют миролюбие, невмешательство во внутенние дела других государств, решение возникающих противоречий и конфликтов только мирным, политическим путем.

"Мы продолжим наше эффективное сотрудничество со всеми странами как ближнего, так и дальнего зарубежья, всем мировым сообществом. Мы останемся приверженцами проведения миролюбивой, открытой и прагматичной политики. Национальным интересам Узбекистана отвечает активное сотрудничество с Организацией Объединенных Наций, Шанхайской организацией сотрудничества, Содружеством Независимых Государств, Организацией исламского сотрудничества и другими международными структурами. Мы и дальше будем развивать практическое сотрудничество со Всемирным

банком, Азиатским банком развития, Исламским банком развития, Международным валютным фондом, другими международными финансовыми и экономическими организациями" [21] - отметил руководитель нашего государства в своем выступлении.

В результате интенсивной политики Узбекистана происходят положительные изменения. "Мы осуществляем нашу внешнюю политику, прежде всего, всесторонне учитывая интересы народа, Родины. Основу этой политики составляют миролюбие, невмешательство во внутенние дела других государств, решение возникающих противоречий и конфликтов только мирным, политическим путем. Мы продолжим эффективное сотрудничество со всеми близкими и дальними иностранными государствами, мировым сообществом. Мы останемся верны принципу осуществления открытой, дружественной и прагматичной [22, с. 199] политики"1. Наряду с этим в другом источнике говорится, что во внешней политике государства важен поиск путей разумного согласия, компромисса.

Концепция внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан - это целостная система взглядов, определяющих механизм выдвижения функциональных принципов и стретегических приоритетных направлений государственной внешней политики, целей и задач на международной арене, национальных интересов Узбекского народа в ближней и дальней перспективе. То есть, как закреплено в статье 1 Закона Республики Узбекистан об основных принципах внешнеполитической деятельности: "Республика Узбекистан опирается на основные принципы политической деятельности, которая развивается быстрыми темпами, обязательства, вытекающие из международных договоров и соглашений Республики Узбекистан" [статья 1] [25].

"В частности, как определено в Концепции внешнеполитической деятельности Республики Узбекистан, "Приоритетное значение во внешней политике Узбекистана имеет развитие всестороннего взаимовыгодного и прагматического сотрудничества на основе общности интересов с Соединенными штатами Америки и передовыми странами Европы". Поскольку демократические отношения имеют древнюю богатую культуру и историю национальной государственности.

Здесь можно привести следующий пример, "Выражаю особую благодарность Президенту Российской Федерации за последовательную личную деятельность в укреплении дружественных связей и всестороннего сотрудничества между нашими государствами. ...усилило темпы развития стратегического партнерства и дружественных отношений между Узбекистаном и Россией. Отношения между нашми странами поднялись на новый уровень. Сегодня переговоры прошли на основе традиционного доверия, открытости и прагматичности. Мы заинтересованы в развитии непосредственных связей между нашими территориями" [25, с. 361] правоввая коммуникация в этих процессах служит сохранению авторитета Узбекистана во внешней политике. Взаимное сотрудничество, справедливые соглашения являются результатом налаженности системы межгосударственной правовой коммуникации.

"В рамках международных организация мы постоянно поддерживаем друг друга. Узбекистан одобряет миролюбивую политику Республики Корея, имеющую большое значение в обеспечении глобальной безопасности, направленную на укрепление взаимного согласия на Корейском полуострове. Мы еще раз выражаем поддержку деятельности уважаемого господина Президента Мун Чжэ Ина" [25, с. 303].

Мировой опыт показывает, что государство, которое ведет активную инвестиционную политику, добилось стабильного роста своей экономики. Например, "мы не ошибемся, если скажем, что инвестиция - это драйвер экономики, иными словами, сердце экономики. В 2018 году осуществлено 18 межгосударственных официальных визитов, достинуты соглашения по 1080 проектам на сумму 52 миллиарда долларов США. Объем инвестиций в сотрудничестве со Всемирным банком, Европейским банком

1 Согласно внешне-политической концепции Закона ЗРУ-330 от 10 сентября 2012 года «Об основных принципах внешнеполитической деятельности республики Узбекистан» утратила силу.

реконструкции и развития, Исламским банском, Азиатским банком и другими международными финансовыми институтами составил 8,5 миллиарда долларов США. Сегодня в стране реализуются 456 проектов стоимостью 23 милларда долларов США за счет иностранных инвестиций" [25, с. 9].

Узбекистан высоко ценит эффективные отношения с Европейским Союзм. Прочную правовую основу этого составляет Соглашение о партнерстве и сотрудничестве. На основе этого документа осуществляют деятельность действенные механизмы многогранных отношений - Совет сотрудничества, Комитет парламентского сотрудничества и другие структуры. "В сфере внешней политики мы осуществляем открытую, основанную на согласии и прагматизме политику по отношению ко всем партнерам" [25], - утверждает руководитель нашего государства.

В целях предотвращения и устранения разногласий в регионе Центральной Азии и за его пределами Узбекистан активно участвует в деятельности межправительственных и неправительственных организаций. Право участия в международном праве и межгосударственных структурах закреплено многими конституциями мира. В ряде Конституций устновлены также условия реализации этого права. Например, в статье 24 Основного закона ФРГ сказано: "Государство выражает согласие на ограничение своей приоритеной власти в случае необходимости установления мира и постоянного порядка среди стран Европы и народов всего мира", а в статье 93 Конституции Испании сказано: "Закон разрешает участие в международных организациях или составлять договоры, разрешающие учреждать организации, которые будут осуществлять функции, вытекающие из положений Конституции". Подобные нормы существуют в Итальянской Конституции [статьи 10-11], Конституции Дании [параграф 20], Конституции Греции [статья 28]. Эти нормы во многих случаях разрешают ограничивать суверенитет государства в пользу таких организаций.

Республика Узбекистан, согласно законам "Об основных принципах внешнеполитической деятельности Республики Узбекистан", "О международных соглашениях Республики Узбекистан", не может участвовать в военно-политических союзах. При этом Узбекистан имеет право выходить из любой межгосударственной структуры, если она превратится в военно-политический союз" [30, с. 80].

Диалектика международной и региональной безопасности Республики Узбекистан показывает, что практическое участие страны является неотъемлемой составной частью проблем региональной безопасности в коренных реформах международной безопасности и чрезвычайной важности обеспечения региональной безопасности, которое входит в круг жизненных интересов Узбекистана. Обеспечение безопасности, межнационального согласия и религиозной толерантности, а также глубоко продуманная, взаимовыгодная и прагматичная внешняя политика являются важными условиями доверия, безопасности и стабильности между странами и народами.

9 января 2018 года принят закон Республики Узбекистан "Об оборонной доктрине Республики Узбекистан". Эта доктрина выражает принцип открытости, развитие дружественных и прагматичных отношений с близкими соседями во внешней политике Узбекистана. В ней защита независимости, суверенитета государства определены как конкретная приоритетная задача.

В Концепции внешнеполитической деятельности Республики Узбекистан отмечается: "Глобализация и интенсивное изменение ситуации в мире, изменения, происходящие в расположении политических и экономических сил, усиление и обострение угроз, опасностей в виде терроризма в регионе и вблизи от Узбекистана, необходимость своевременного и соответствующего реагирования на изменения международной и региональной действительности предполагают совершенствование концептуальных основ государственной внешнеполитической деятельности.

Это, в свою очередь, требует обеспечить по возможности благоприятные внешние условия для дальнейшего укрепления национальной безопасности, сохранение высоких темпов роста экономики, ее пропорционального и стабильного развития, построение

открытого демократического государства, основанного на социально ориентированной рыночной экономике, успешно продолжать последовательные действия на пути развития гражданского общества" [26].

Следует отметить, что Концепции внешнеполитической деятельности Республики Узбекистан была принята в очень актуальное для внешней политик Узбекистана время. Современные процессы глобализации и интенсивное изменение положения в мире, происходящие в расположении политических и экономических сил, усиление и обострение угроз, опасностей в виде терроризма в регионе и вблизи от Узбекистана, необходимость своевременного и соответствующего реагирования на изменения международной и региональной действительности предполагают важное значение успешных действий в совершенствовании концептуальных основ государственной внешнеполитической деятельности, созданим по возможности благоприятных условий для дальнейшего укрепления национальной безопасности, обеспечения высоких темпов роста экономики, построении открытого демократического государства, основанного на социально ориентированной рыночной экономике.

Конституционные принципы внешней политики Республики Узбекистан являются основными составными частями группы правовых норм, регулирующих сферу внешней политики государства. В целом, эта группа норм является конституционно-правовым институтом, состоящим из принципов и норм, отраженных в самой Конституции Республики Узбекистан, а также международных правовых источниках. Узбекистан на уровне своей Конституции демонстрирует преданность общепризнанным нормам и принципам международного права перед мировым сообществом. Это обстоятельство создает возможности для вхождения молодого государства в международные организации в качестве полноправного члена и основу для признания Узбекистана на дипломатическом уровне, а также интенсивного установления страной международных политических, экономических и культурных связей [32, с. 61-63]. Следовательно, основной целью внешней политики является установления взаимовыгодного сотрудничества со всеми государствами, коммуникации - связей во всех сферах в целях защиты суверенитета государства, создания международных условий, способствующих фомированию социально ориентрованной рыночной экономики, обеспечения мира, международной и региональной безопасности.

В заключении следует отметить, Узбекистан в своей справедливой политике, имеющей свою систему национальной правовой коммуникации, основывается на положения Конституции, имеющие Восточнй характер. Развтие системы международной политической правовой коммуникации в этой сфере имеет важное значение.

Правовая массовая коммуникация - это Система политической правовой коммуникации политических и общественных институтов, парламента и судов, выражающих и реализующих коллективные цели общества или составляющих его групп, которая формируется под влиянием международной среды и, в свою очередь, формирует эту среду.

Узбекистан поднялся на уровень государства, имеющего самостоятельный голос в мировом сообществе, и стал членом авторитетных международных организаций. Установлены политические-дипломатические, торгово-экономические и культурные связи с экономически развитыми передовыми странами. Развиваются двухсторонние взаимовыгодные связи.

В настоящее время, когда в мировом масштабе усиливается конкуренция, от нашего народа требуется работать и мыслить по-новому, высокий уровень мобилизованности. В качестве пятого приоритетного направления определены укрепление независимости и суверенитета государства, повышение места и роли страны в качестве равноправного субъекта международных отношений, вхождение в ряд развитых демократических государств. Стабильность современного общества определяется созданием вокруг Узбекистана зоны безопасности, стабильности и добрососедства, специфические

возможности которого определяют место информационной правовой коммуникации в управлении государством и обществом.

Вопросы укрепление международного авторитета Республики Узбекистан, информирования мирового сообщества объективными сведениями об осуществляемых в стране реформах на основе нормативно-правовой базы внешнеполитической и экономической деятельности являются сегодня основными критериями.

Осуществляется большая деятельность по делимитации1 и демаркации государственных границ2.

Активное участие правовой массовой коммуникации во внешней политике Узбекистана, Конституционные принципы являются основными составляющими группы правовых норм, регулирующих сферы внешней политики государства, внешнеполитические отношения, являются конституционно-правовым институтом, состоящим из принципов и норм, отраженных в самой Конституции Республики Узбекистан, а также в источниках международного права.

Список литературы /References

1. Послание Президента Республики Узбекистан Олий Мажлису Республики Узбекистан от 24 января 2020 года. - https://uza.uz/ru/politics/poslanie-prezidenta-respubliki-uzbekistan-shavkata-mirziyeev-25-01-2020 Саидов А.Х. Путь демократических реформ - единственный и самый правильный путь для нас // Журнал демократизации и прав человека. № 1, 2020. С. 5.

2. Послание Президента Республики Узбекистан Олий Мажлису Республики Узбекистан от 24 января 2020 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://uza.uz/ru/politics/poslanie-prezidenta-respubliki-uzbekistan-shavkata-mirziyeev-25-01-2020/ (дата обращения: 09.03.2021).

3. Послание Президента Республики Узбекистан Олий Мажлису Республики Узбекистан от 24 января 2020 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://uza.uz/ru/politics/poslanie-prezidenta-respubliki-uzbekistan-shavkata-mirziyeev-25-01-2020/ (дата обращения: 09.03.2021).

4. Послание Президента Республики Узбекистан Олий Мажлису Республики Узбекистан от 24 января 2020 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://uza.uz/ru/politics/poslanie-prezidenta-respubliki-uzbekistan-shavkata-mirziyeev-25-01-2020/ (дата обращения: 09.03.2021).

5. Саидов А.Х., Абдусаломов М.Ю., Акромхужаев Б.Т., Алимов С.Т. и другие. Комментарии к Конституции Республики Узбекистан. Т.: «Узбекистан», 2001. С.64.

6. Указ Президента Республики Узбекистан «О Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан». Т.: «Адолат», 2017. С. 36.

7. Указ Президента Республики Узбекистан УП-4947 от 7 февраля 2017 года «О Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан по пяти приоритетным направлениям в 2017-2021 годах». [Электронный ресурс]. Режим доступа: Lex. Uz/ (дата обращения: 09.03.2021).

8. ЗРУ-330 от 10 сентября 2012 года «Об основных принципах внешнеполитической деятельности республики Узбекистан».

1 Делимитация границ (лат. Delimitatio «знак») - определение общего положения и направления государственных границ между соседними государствами путем переговоров.

2 Разметка системы связи (редактирование, редактирование кода). Демаркация - разделение, то есть «разграничительная точка» - линия, разделяющая зоны ответственности телефонной компании и потребителя. Следует отметить, что разграничение - это не конкретное устройство или сегмент кабеля, а концептуальная концепция, отражающая границы телефонной компании и зоны ответственности потребителей.

9. Каримов А.И. Пусть соблюдение закона станет критерием нашей жизни. Т. 10. Т.: «Узбекистан», 2002. С. 151.

10. Саидов А.Х., Абдусаломов М.Ю., Акромхужаев Б.Т., Алимов С.Т. и другие. Комментарии к Конституции Республики Узбекистан. Т.: «Узбекистан», 2001. С.66.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Никольский Алексей. Read more. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://sputniknews-uz.com/politics.html/

12. Турсунов А.С. Республика Узбекистан и внешняя политика. Т.: Ташкентский государственный юридический университет, 2005. С. 5.

13. Международное право. Отв. ред. Ю.М. Колосов. М.: Международные отношения, 2000. С. 14.

14. Концепция внешнеполитической деятельности Республики Узбекистан // Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2012. № 9/1. 239 с.

15. Мирзиёев Ш.М. Работа нации с великими намерениями также будет велика, ее жизнь будет яркой, а ее будущее будет процветающим. Т. 3. Т.: «Узбекистан», 2019. С. 7-8.

16. Итоги 2017 года. Стратегия действий на 2017-2021 годы. 2017 год - год кардинальных реформ. Т., 2018. С. 86.

17. Указ Президента Республики Узбекистан УП-4947 от 7 февраля 2017 года «О Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан» // Собрание законодательства Республики Узбекистан. № 20, 2017. № 6. Ст. 70.

18. Совместное заявление Президента Республики Узбекистан Мирзиёева Ш.М. и Президента Российской Федерации Путина В.В.// [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://president.uz/ru/news, 2017. 06 апр./ (дата обращения: 09.03.2021).

19. Совместное заявление Президента Республики Узбекистана Мирзиёева Ш.М. и Президента Российской Федерации Путина В.В.// [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://president.uz/ru/news/ (дата обращения: 09.03.2021).

20. Доклад избранного президента Шавката Мирзиёева на торжественном собрании в честь 24-летия конституции. Т., 2016. // [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://uwed.uz/ru/pages/president-report/ (дата обращения: 09.03.2021).

21. Уильям Джеймс. Кирющенко В. В. Язык и знак в прагматизме. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2008. С. 199.

22. Мирзиёев Ш.М. Итоги 2017 года. Стратегия действий на 2017-2021 годы. 2017 год - год реформ.Т., 2018. С. 83.

23. Мирзиёев Ш.М. Работа народа с великими намерениями будет велика, его жизнь будет яркой, а будущее - процветающим. // Выступление на встрече с представителями СМИ во время государственного визита президента России Владимира Путина в Узбекистан. 19-21 октября 2018 г. Т. 3. Т.: «Узбекистан», 2019. С. 361.

24. Мирзиёев Ш.М. Работа нации с великими намерениями также будет велика, ее жизнь будет яркой, а ее будущее будет процветающим. Т. 3. Т.: «Узбекистан», 2019.

25. Саидов А.Х., Абдусаломов М.Ю., Акромхужаев Б.Т., Алимов С.Т. и другие. Комментарии к Конституции Республики Узбекистан. Т.: «Узбекистан», 2001.

26. Концепция внешнеполитической деятельности Республики Узбекистан // Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2012. № 9/1, 239-м.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.