Научная статья на тему 'Современная стратегия "мягкой силы" Узбекистана'

Современная стратегия "мягкой силы" Узбекистана Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
594
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"МЯГКАЯ СИЛА" / УЗБЕКИСТАН / Ш. МИРЗИЁЕВ / И. КАРИМОВ / РЕФОРМЫ / ИНТЕГРАЦИЯ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЛИДЕР

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Захаров Ф.В.

После прихода к власти Шавката Мирзиёева внешняя политика Узбекистана стала более динамичной, страна стала уверенно двигаться по пути интересующих ее направлений. Новый президент Узбекистана начал активно реализовывать амбициозный курс на получение республикой статуса регионального лидера. В качестве одного из инструментов Узбекистан в своей внешней политике активно использует «мягкую силу». Автор анализирует и сравнивает деятельность предыдущего и нынешнего руководства Узбекистана по осуществлению интеграционных процессов и распространению своего влияния на другие государства Центрально-Азиатского региона. В качестве вывода автор указывает на ярко выраженный курс современного Узбекистана по взаимодействию не только со странами региона, но также с такими крупными державами, как Россия, Китай и США. Статья предоставлена автором для публикации в бюллетене «Россия и мусульманский мир»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современная стратегия "мягкой силы" Узбекистана»

специалистов необходимо использовать общемировые практики. Также особое внимание следует уделить сотрудничеству с зарубежными университетами. Большую роль в этом играет сотрудничество с российскими вузами, которое должно развиваться. Приглашение специалистов из ведущих российских вузов в азербайджанские вузы и использование их опыта может дать толчок развитию изучения международных отношений в Азербайджане, заключает исследователь.

Захаров Ф.В.,

студент 2-го курса магистратуры факультета ИМО и СПН Московского государственного лингвистического университета СОВРЕМЕННАЯ СТРАТЕГИЯ «МЯГКОЙ СИЛЫ» УЗБЕКИСТАНА

Б01: 10.31249/пшш/2020.02.04

Аннотация. После прихода к власти Шавката Мирзиёева внешняя политика Узбекистана стала более динамичной, страна стала уверенно двигаться по пути интересующих ее направлений. Новый президент Узбекистана начал активно реализовывать амбициозный курс на получение республикой статуса регионального лидера. В качестве одного из инструментов Узбекистан в своей внешней политике активно использует «мягкую силу». Автор анализирует и сравнивает деятельность предыдущего и нынешнего руководства Узбекистана по осуществлению интеграционных процессов и распространению своего влияния на другие государства Центрально-Азиатского региона. В качестве вывода автор указывает на ярко выраженный курс современного Узбекистана по взаимодействию не только со странами региона, но также с такими крупными державами, как Россия, Китай и США.

Ключевые слова: «мягкая сила»; Узбекистан; Ш. Мирзиёев; И. Каримов; реформы; интеграция; региональный лидер.

© Захаров Ф.В., 2020

Уже много написано и сказано о первых годах пребывания Ш.М. Мирзиёева на посту президента республики, который был определен как узбекская «оттепель» или «весна»1. Ш.М. Мирзиёев, безусловно, стремится разрешить или хотя бы смягчить напряженность в регионе - в основном это постоянные конфликты Узбекистана с Таджикистаном и Киргизией. Пограничный контроль, строгие визовые режимы и высокие тарифы на фоне застойных явлений в правительственных отношениях - все это превратило регион в место относительно слабых внутрирегиональных торговых связей. Более того, международный авторитет президента Узбекистана вырос после организации в марте 2018 г. крупного саммита в Ташкенте, на котором основное внимание было уделено разработке дорожной карты мира в Афганистане2.

Помимо стремлений к внешней открытости Ш.М. Мирзиёев также приложил множество усилий для внутригосударственных изменений: запуск политических реформ, освобождение политических заключенных, свобода слова журналистам, реструктуризация Службы национальной безопасности, борьба с коррупцией и кумовством. Он также предпринял беспрецедентные шаги по либерализации узбекской валюты - сума - после неудачных шагов в этом направлении И. А. Каримова в конце 1990-х - начале 2000-х годов3.

Помимо внутренней преемственности ключевые приоритеты внешней политики остаются в основном такими же, как и раньше: Ш.М. Мирзиёев признал свою приверженность самостоятельности во внешней политике Узбекистана, многосторонней интеграции, отказу от военных блоков4.

Несмотря на то что Ш. Мирзиёев развивал более широкое региональное сотрудничество, важно иметь в виду, что И. А. Каримов

1 SchatzE. How Western Disengagement Enabled Uzbekistan's «Spring» and How to Keep it Going // Ponars Eurasia. 2018 // http://www.ponarseurasia.org/memo/ how-western-disengagement-enabled-uzbekistans-spring-and-how-keep-it-going (дата обращения: 20.02.2020).

2 Атасунцев А., Басисини А. Устали от войны: как в Ташкенте предложили закончить афганский конфликт // РБК. 2018 // https://www.rbc.ru/politics/ 27/03/2018/5aba27539a794777893b7d78 (дата обращения: 20.02.2020).

3 Абдурасулов А. Зачем узбекскому президенту либеральные реформы? // BBC. 2017 // https://www.bbc.com/russian/features-41269455 (дата обращения: 20.02.2020).

4 Урмонов С. Текст: выступление премьер-министра на заседании палат парламента // Газета УЗ. 2016 // https://www.gazeta.uz/ru/2016/09/09/speech/ (дата обращения: 20.02.2020).

также не боялся таких попыток. Первый президент Узбекистана играл с идеей «Туркестан - наш общий дом» и тоже участвовал в региональных форумах, призванных содействовать экономической и политической интеграции. И.А Каримов также выступил спонсором идеи урегулирования конфликта в Афганистане, так называемой инициативы 6+21. Следовательно, недавняя региональная конференция по Афганистану, организованная Ш.М. Мир-зиёевым, не является радикальным отходом от политики предыдущего президента в 1990-х годах. То же самое можно сказать и о его попытке развивать региональное сотрудничество.

Как подчеркивают некоторые узбекские аналитики, приверженность Ш.М. Мирзиёева «мягкой силе» - безусловно, его новое направление2. Согласно мнению ученого из Гарвардского университета Д. Наю-младшему, «"мягкая сила" заставляет других желать желаемых результатов», поскольку «кооптирует людей, а не принуждает их» . Речь идет о привлечении, укреплении доверия, поощрении открытости, поднятии авторитета страны на международной арене, эта концепция нашла восприимчивую аудиторию за пределами Соединенных Штатов. Так, «мягкая сила» позволяет говорить о либерализации, сотрудничестве в экономической и политической сферах. В Китае Коммунистическая партия под руководством Си Цзиньпина остается главным арбитром перемен. В Узбекистане исполнительная власть продолжает оставаться основным катализатором реформ. Ш.М. Мирзиёев отдает приоритет диалогу о необходимости прекращения конфронтации в регионе, межгосударственным связям и открытости членству во Всемирной торговой организации4.

1 Гончаров П. Каримов делает ставку на НАТО в Афганистане // РИА Новости. 2008 // https://ria.ru/20080407/103915182.html (дата обращения: 20.02. 2020).

2 Рамазанов Р. «Мягкая сила», имидж и динамичность: каким становится Узбекистан и его внешняя политика // Подробно УЗ. 2017 // https://podrobno.uz/ cat/politic/myagkaya-sila-imidzh-i-dinamichnost-kakim-stanovitsya-uzbekistan-i-ego-vneshnyaya-politika-/ (дата обращения: 20.02.2020).

3 J. Nye. Soft Power the Means to Success in World Politics // Academia edu. 2004 // https://www.academia.edu/28699788/Soft_Power_the_Means_to_Success_in_ World_Politics_-_Joseph_S._Nye_Jr (дата обращения: 20.02.2020).

4 Послание Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева Олий Мажлису 2017 // http://uza.uz/ru/politics/poslanie-prezidenta-respubliki-uzbekistan-shavkata-mirziyeev-23-12-2017 (дата обращения: 20.02.2020).

Сегодня узбекские официальные лица подчеркивают необходимость сотрудничества с другими странами Центральной Азии и принимают более дружелюбный тон со всеми своими региональными коллегами. Например, используя инструмент «мягкой силы», они призывают к совместным усилиям по строительству региональных электростанций и справедливому распределению электроэнергии, таким образом уменьшая источник региональных конфликтов. Ш.М. Мирзиёев лично побывал во многих соседних странах, подписал важные социально-экономические соглашения, в том числе соглашения по безопасности. Многие лидеры бизнеса сопровождали президентские делегации. Ташкент приветствовал участие представителей ведущих международных институтов, а также крупных иностранных правительств в рамках этих визитов. Ш.М. Мирзиёев также побывал в Российской Федерации, Китае и США в целях заключения торговых соглашений, получения дипломатической поддержки и поддержания партнерства в сфере безопасности. Внутренние реформы его администрации частично направлены на то, чтобы сделать страну более привлекательным партнером для Запада, несмотря на то что Узбекистан продолжает углублять экономические связи с Россией и Китаем1.

Расширение взаимодействия Узбекистана с зарубежными партнерами и международными институтами способствует улучшению отношений с его центральноазиатскими соседями. Недавние узбекские инициативы привели к созданию новой транспортной инфраструктуры, экономическому дерегулированию для упрощения предпринимательской деятельности, либерализации контроля над национальной валютой и другим рыночным реформам в целях достижения Узбекистаном статуса регионального транспортного и инвестиционного центра. Эта новая тактика должна помочь Узбекистану лучше использовать свои естественные преимущества, например его центральное географическое положение в регионе. В частности, Узбекистан имеет самое выгодное стратегическое положение на всей территории Евразии для получения инвестиций от Китая.

Помимо развития дополнительных экономических связей новый внешнеполитический подход узбекского правительства может также создать социально-экономические возможности для его

1 Remarks of President Donald J. Trump - as prepared for delivery / Inaugural address. 2017 // https://www.whitehouse.gov/briefings-statements/the-inaugural-address/ (дата обращения: 20.02.2020).

граждан, укрепить региональный потенциал по предотвращению транснациональных угроз, поднять внешнеэкономический авторитет Узбекистана за пределами Центральной Азии и помочь сохранить географический плюрализм в сердце Евразии.

С другой стороны, если глобальный контекст снова изменится таким образом, что ключевые международные игроки, такие как США и Европейский союз, будут стремиться к либеральным политическим и экономическим реформам в качестве предвестников международного участия, это может заставить Ш.М. Мирзиёева тратить больше средств, времени и ресурсов для защиты своей нелиберальной исполнительной власти, а не для подчеркивания потенциального экономического сотрудничества1.

Утверждение статуса великой державы в регионе, будь то Китай, США или Россия, также может заставить Ш.М. Мирзиёева отказаться от открытости. Попытка Москвы добиться растущей многосторонней интеграции в бывшем советском регионе вызвала скептицизм в Узбекистане. Китай, напротив, смог выдвинуть свои крупные инвестиционные проекты, как указано в Инициативе «Один пояс - один путь», не обязательно противореча ключевой концепции внешней политики Узбекистана. Но и здесь Ш.М. Мир-зиёев, скорее всего, воздержится от зависимости от одного партнера. Самостоятельность и суверенитет остаются краеугольным камнем внешней политики Узбекистана, и президент вряд ли пойдет на компромисс по этому вопросу, так же, как и его предшественник.

Следует отметить, что и другие страны выиграют от процессов, происходящих в самой большой стране Центральной Азии. В отличие от разрушенного войной Афганистана успешный Узбекистан станет более надежным партнером не только в обеспечении региональной безопасности, но и в качестве источника экономических возможностей в этом закрытом регионе.

Таким образом, поскольку Узбекистан граничит со всеми четырьмя республиками Центральной Азии (Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркменистан), имеет самое большое население и второй по величине ВВП, то его готовность продуктивно взаимодействовать со своими соседями может продвинуть регион вперед или лишить его лидерского потенциала. Недавние инициативы

1 SchatzE. How Western Disengagement Enabled Uzbekistan's «Spring» and How to Keep it Going // Ponars Eurasia. 2018 // http://www.ponarseurasia.org/memo/ how-western-disengagement-enabled-uzbekistans-spring-and-how-keep-it-going (дата обращения: 20.02.2020).

Узбекистана могут стать пусковым механизмом для возобновления роли Центральной Азии в качестве самостоятельного региона. Центральная Азия может быть не просто географическим названием, но центром торговли, туризма и культуры. Цели президента Ш.М. Мирзиёева увеличить ВВП в 2 раза могут осуществиться, если Центрально-Азиатский регион будет привлекать внешних инвесторов и политических партнеров, а также будет участвовать в таких международных организациях, как Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и Всемирная торговая организация (ВТО), в программе «Цели ООН» в области устойчивого развития. Так, безусловно, результатом использования Узбекистаном политики «мягкой силы» является осуществление расширения двусторонних отношений со странами региона и крупными мировыми державами.

Литература

1. АбдурасуловА. Зачем узбекскому президенту либеральные реформы? // BBC. 2017. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.bbc.com/russian/features-41269455 (дата обращения: 20.02.2020).

2. Гончаров П. Каримов делает ставку на НАТО в Афганистане // РИА Новости. 2008. [Электронный ресурс]. - URL: https://ria.ru/20080407/103915182.html (дата обращения: 20.02.2020).

3. Атасунцев А., Басисини А. Устали от войны: как в Ташкенте предложили закончить афганский конфликт // РБК. 2018. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.rbc.ru/politics/27/03/2018/5aba27539a794777893b7d78 (дата обращения: 20.02.2020).

4. Послание Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева Олий Мажлису. 2017. [Электронный ресурс]. - URL: http://uza.uz/ru/politics/poslanie-prezidenta-respubliki-uzbekistan-shavkata-mirziyeev-23-12-2017 (дата обращения: 20.02.2020).

5. РамазановР. «Мягкая сила», имидж и динамичность: каким становится Узбекистан и его внешняя политика // Подробно УЗ. 2017. [Электронный ресурс]. URL: https://podrobno.uz/cat/politic/myagkaya-sila-imidzh-i-dinamichnost-kakim-stanovitsya-uzbekistan-i-ego-vneshnyaya-politika-/ (дата обращения: 20.02.2020).

6. Собири Б. С широко закрытыми глазами: долгое эхо гражданской войны в Таджикистане // Open Democracy. [Электронный ресурс]. URL: https://www. opendemocracy.net/ru/exo-grazhdanskoi-voiny-tadzhikistan/ (дата обращения: 20.02.2020).

7. Урмонов С. Текст: выступление премьер-министра на заседании палат парламента // Газета УЗ. 2016. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gazeta.uz/ ru/2016/09/09/speech/ (дата обращения: 20.02.2020).

8. Nye J. Soft Power the Means to Success in World Politics // Academiaedu. 2004. URL: https://www.academia.edu/28699788/Soft_Power_the_Means_to_Success_ in_World_Politics_-_Joseph_S._Nye_Jr (date of access: 20.02.2020).

9. Remarks of President Donald J. Trump - as prepared for delivery // Inaugural address. 2017. URL: https://www.whitehouse.gov/briefings-statements/the-inaugural-address/ (date of access: 20.02.2020).

10. SchatzE. How Western Disengagement Enabled Uzbekistan's «Spring» and How to Keep it Going // Ponars Eurasia. 2018. URL: http://www.ponarseurasia.org/ memo/how-western-disengagement-enabled-uzbekistans-spring-and-how-keep-it-going (date of access: 20.02.2020).

11. Schatz E. How Western Disengagement Enabled Uzbekistan's «Spring» and How to Keep it Going // Ponars Eurasia. 2018. URL: http://www.ponarseurasia.org/ memo/how-western-disengagement-enabled-uzbekistans-spring-and-how-keep-it-going (date of access: 20.02.2020).

Статья предоставлена автором для публикации в бюллетене «Россия и мусульманский мир»

2020.02.002. Дмитриева Е.Л. ИСЛАМСКАЯ ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ (Сводный реферат)

1. Шарипов Ш. С. Вопросы формирования исламской банковской системы на примере государств постсоветского пространства // Вестник университета. 2018. № 9. С. 147-151.

2. Заболотникова В.Д., Додобаева Т.Е. Внедрение инструментов исламского финансирования в странах СНГ // Новая парадигма социально-гуманитарного знания (Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. В 6 частях. Под общей редакцией Е.П. Ткачевой). 2018. С. 54-61.

Ключевые слова: исламская финансовая система; исламский банкинг; постсоветское пространство; альтернативная банковская система.

Шарипов Ш.С.,

аспирант, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г. Москва

Заболотникова В. Д.,

старший преподаватель, университет «Туран», Казахстан, г. Алма-Ата

Додобаева Т.Е.,

магистрант специальности «Финансы», университет «Туран», Казахстан, г. Алма-Ата

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.