ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ
К формированию новой концепции регионального сотрудничества
в Центральной Азии
И.Р. Мавланов
Университет мировой экономики и дипломатии Республики Узбекистан, Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация. Современные международные экономические отношения характеризуются широким распространением региональных экономических интеграционных процессов и регионального экономического сотрудничества. Эти процессы широко затронули сегодня и регион Центральной Азии, который, особенно в последние три года, активизировался во взаимных политических и экономических отношениях. Региональное сотрудничество имеет важнейшее значение для Центральной Азии в целях увеличения взаимной и международной торговли, привлечения потоков инвестиций и всесторонне интегрироваться в мировую экономику. Импульс региональному сотрудничеству в Центральной Азии придала новая внешняя политика Президента Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёева. Что же произошло в Центральной Азии в последнее время? И как Узбекистан придал импульс региональному развитию? На поиск ответов на эти и другие вопросы направлены наши исследования, в том числе наша статья.
Ключевые слова: Узбекистан, Центральная Азия, региональное сотрудничество, интеграция, Ш. Мирзиёев, мировая экономика, внешняя политика.
Toward a new concept of regional cooperation in Central Asia
I.R. Mavlanov
University of World Economy and Diplomacy of the Republic of Uzbekistan, Tashkent, Republic of Uzbekistan
Abstract. Modern international economic relations are characterized by widespread regional economic integration processes and regional economic cooperation. These processes are widely affected today and the Central Asian region, which, especially in the last three years, has intensified in mutual political and economic relations. Regional cooperation is crucial for Central Asia to increase mutual and international trade, attract investment flows and integrate fully into the global economy. The impulse to regional cooperation in Central Asia was given by the new foreign policy of the President of the Republic of Uzbekistan Sh.M. Mirziyoyeva. What has happened in Central Asia recently? And how did Uzbekistan give impetus to regional development? Our research, including our article, is aimed at finding answers to these and other questions.
Keywords: Uzbekistan, Central Asia, regional cooperation, integration, Sh. Mirziyoyev, world economy, foreign policy.
I. Новый облик Узбекистана - важнейшие результаты внешней политики Ш.М. Мирзиёева.
Внешняя политика Ш.М. Мирзиёева стала практически катализатором крупных новых позитивных идей и сдвигов в регионе Центральной Азии. Со вступлением в должность главы государства Ш.М. Мирзиёев задал такую динамику внешней политики в Центральной Азии, которая с годами только нарастала. И это связано с тем, что Ш.М. Мирзиёев придал активную динамику раз-
вития всех внутренних политических и экономических процессов в стране.
Международное сообщество видит сегодня новый облик Узбекистана - обновленную и динамично развивающуюся страну и открытую внешнею политику. Последние почти три года (сентябрь 2016 - июль 2019 гг.) стали беспрецедентными в истории независимого Узбекистана с точки зрения достижения масштабных прорывных результатов на международной арене. Были успешно реализованы следующие важные внешнепо-
литические инициативы Президента Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёева. В 2017 г. состоялся 21 визит на высшем уровне, проведены встречи с руководителями и представителями более 60 государств и международных организаций. В результате заключено свыше 400 соглашений, подписаны торговые и инвестиционные договоры в общей сложности почти на 60 миллиардов долларов США.1 В 2018 г. состоялся 21 визит на уровне глав государств, включая 13 визитов Президента Ш. Мирзиёева за рубеж. Узбекистан посетили лидеры 8 государств. Проведены переговоры на высшем уровне с руководителями более 30 государств и международных структур, подписаны 180 двусторонних договоров и соглашений. Полностью реализовано 10 важных инициатив, выдвинутых главой Узбекистана в рамках ООН, СНГ, ШОС, ОИС и других авторитетных форумов.2
Вместе с тем, как правильно отметил Ш. Мирзиёев в Послании Олий Мажлису, «достигнутые результаты не являются пределом или поводом для самоуспокоения, мы находимся в начале долгого пути, нам еще предстоит решать немало задач для обеспечения благополучия нашего народа и процветания страны».
Эти установки Президента Узбекистана требуют дальнейших глубоких осмыслений, теоретических и прикладных исследований и последующих практических реализаций. Рассмотрим кратко, что сделано в этом направление сегодня в Центральной Азии.
Оставаясь верным своему избранному внешнеполитическому курсу, главным стратегическим приоритетом которого является укрепление доверительных и дружественных отношений с соседними государствами, Ш.М. Мирзиёев продолжил строить тесный конструктивный диалог с руководителями стран Центральной Азии, нацеленный на совместное решение актуальных проблем обеспечения мира, стабильности, безопасности и достижения устойчивого экономиче-
1 Послание Президента Республики Узбекистан Шав-ката Мирзиёева Олий Мажлису. 22 декабря 2017г. https://mfa.uz/ru/press/news/2017/11/13463/
2 Министерство иностранных дел Узбекистана: важнейшие события 2018 года. 4 января 2019г. https://mfa.uz/ru/press/news/2019/01/17275/
ского развития. И в этом можно выделить следующие основные этапы.
II. Основные этапы реализации инициатив Ш.М. Мирзиёева в сфере регионального сотрудничества в Центральной Азии.
1. Еще будучи Премьер-министром Республики Узбекистан, Ш.М. Мирзиёев отмечал, что «главным приоритетом внешнеполитической деятельности Узбекистана является регион Центральной Азии, с которым связаны национальные интересы нашей страны». 3 Это он твердо подтвердил уже избранным Президентом Узбекистана. Выступая на торжественном собрании, посвященном 24-й годовщине принятия конституции Республики Узбекистан, Ш.М. Мирзиёев подчеркнул, что будет «осуществлять нашу внешнеполитическую деятельность, прежде всего, на основе всесторонних интересов нашего народа и страны»4.
2. Продвигая в практической плоскости внешнеполитический курс Узбекистана и свои идеи о Центрально-азиатском региональном сотрудничестве, Президент Ш.М. Мирзиёев на состоявшейся в сентябре 2017 года 72-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН выдвинул ряд конструктивных идей и инициатив по укреплению мира и безопасности, устойчивого социально-экономического развития в Центральной Азии.5 Ш. Мирзиёев еще раз подчеркнул, что «главным приоритетом своей внешней политики Узбекистан сегодня определяет регион Центральной Азии». По его глубокому убеждению: «Узбекистан непосредственно заинтересован в том, чтобы регион стал зоной стабильности, устойчивого раз-
3 Выступление Премьер-министра Республики Узбекистан Шавката Миромоновича Мирзиёева на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса. http://www.mfa.uz/ru/press/news/2016/09/8274/ 9 сентября 2016г.
4 Доклад избранного Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева на торжественном собрании, посвященном 24-й годовщине принятия конституции Республики Узбекистан. 07.12.2016г. http://www.mfa.uz/ru/press/news/2016/12/9682/
5 Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзи-ёев 19 сентября 2017 года выступил на 72-й сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций. https://mfa.uz/ru/press/news/2017/08/12480/ 20 сентября 2017г.
вития и добрососедства. Мирная, экономически процветающая Центральная Азия -наша важнейшая цель и ключевая задача». Продвигая пути реализации регионального сотрудничества региона, в своей речи на ГА ООН Ш. Мирзиёев предложил «проведение регулярных консультативных встреч глав государств Центральной Азии», а также высказал намерение «обсудить фундаментальные проблемы региона на Международной конференции высокого уровня «Центральная Азия: одно прошлое и общее будущее, сотрудничество ради устойчивого развития и процветания» в ноябре 2017 г. в Самарканде, по итогам которой «внести предложение о принятии специальной резолюции Генеральной Ассамблеи в поддержку усилий государств Центральной Азии по обеспечению безопасности и укреплению регионального сотрудничества».
3. Эти инициативы были широко развиты Ш.М.Мирзиёевым в целостную программу на состоявшейся в Самарканде вышеназванной международной конференции, где Президент Узбекистана еще раз озвучил свое предложение о проведении консультативной встречи глав государств Центральной Азии и подчеркнул, что «наша главная цель - общими усилиями превратить Центральную Азию в стабильный, экономически развитый и процветающий регион». 1
Для реализации поставленной цели Президент Узбекистана предложил конкретные задачи: 1) развитие торгово-экономических связей и создание благоприятных условий для роста товарооборота и укрепления кооперации; 2) эффективно задействовать транзитно-логистический потенциал региона и обеспечить опережающее развитие транспортной инфраструктуры; 3) углубление практического взаимодействия в целях обеспечения безопасности и стабильности в Центральной Азии; 4) скорейшее и окончательное завершение процесса делимитации и демаркации государственных границ; 5) скорейшее урегулирование проблем спра-
1 Выступление Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева на международной конференции «Центральная Азия: одно прошлое и общее будущее, сотрудничество ради устойчивого развития и взаимного процветания» в Самарканде. 11 ноября 2017г. http://mfa.uz/ru/press/news/2017/11/13074/
ведливого водопользования в регионе; 6) укрепление культурно-гуманитарных связей, отношений дружбы и добрососедства между нашими государствами и народами.
Ш. Мирзиёев также предложил по итогам конференции «обратиться к Генеральной Ассамблее ООН с призывом принять специальную резолюцию об укреплении регионального и международного сотрудничества по обеспечению мира, безопасности и устойчивого социально-экономического развития в Центральноази-атском регионе».
Эти инициативы Президента Узбекистана были поддержаны всеми странами и международными организациями, принявшими участие в работе конференции.
4. В последующем в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке в качестве официального документа 72-й сессии Генеральной Ассамблеи было распространено Коммюнике Международной конференции по обеспечению безопасности и устойчивого развития в Центральной Азии под эгидой ООН, состоявшейся в Самарканде.2 В документе говорится, что «обладая значительным энергетическим и природно-ресурсным потенциалом, уникальными транспортно-коммуникационными возможностями, Центральная Азия имеет важное геополитическое значение, происходящие здесь процессы оказывают влияние на состояние стабильности всего Евроазиатского континента». Наряду с этим в документе отмечается, что «безопасность Центральной Азии является неотъемлемой частью глобальной безопасности». Особо подчеркнута «необходимость более тесного и скоординированного сотрудничества стран региона в деле упреждения новых вызовов и угроз, а также взаимодействия с международными и региональными организациями и странами-партнерами».
5. В декабре 2017г., обращаясь с посланием к Олий Мажлису Республики Узбеки-стани и подводя определенные итоги в сфере реализации внешней политики Узбекистана по Центральной Азии, Ш. Мирзиёев
2 ООН проинформировала международное сообщество о самаркандской конференции. 8 декабря 2017г. ИА «Жахон», Нью-Йорк.
http://jahonnews.uz/ru/aktualno/124/41861/
подчеркнул: «Мы приступили к осуществлению принципа "Главный приоритет внешней политики Узбекистана - Центральная Азия"». Оценивая ситуацию в регионе Центральной Азии, президент Узбекистан отметил в своей речи, что «создана совершенно новая политическая атмосфера, укрепляются взаимосвязи, основанные на взаимном доверии и добрососедстве». Такая оценка, по его мнению, исходит из следующего: «установлено стратегическое сотрудничество с Туркменистаном и Кыргызстаном. Подписан ряд важных документов по дальнейшему углублению стратегического партнерства с Казахстаном, заключены экономические соглашения на 2 миллиарда долларов. Укрепляется сотрудничество и с Таджикистаном. Налажены авиарейсы между городами Ташкент и Душанбе. Подписание Договора о Государственной границе с Кыргызстаном стало серьезным шагом в обеспечении безопасности и стабильности в Центральной Азии1.
6. Первая консультативная встреча глав государств Центральной Азии состоялась в Астане 15 марта 2018 г. На саммите были обсуждены вопросы расширения политического, торгово-экономического и гуманитарного сотрудничества между странами региона, совместного противодействия терроризму, экстремизму, контрабанде наркотических веществ и оружия, укрепления безопасности и стабильности в Центральной Азии. Подчеркивалось, что Центральная Азия — это не только географическое и геополитическое, но и единое культурно-цивилизационное пространство. Поэтому необходимо уделять особое внимание вопросу развития сотрудничества между территориями, что наряду с обеспечением устойчивого развития в Центральной Азии позволит в полной мере задействовать промышленный, инвестиционный и интеллектуальный потенциал регионов наших стран. Главы государств отметили необходимость дальнейшего укрепления взаимодействия в рамках СНГ, ШОС, ОИС и других авторитетных международных структур. На встрече был рассмотрен широкий круг вопросов
1 Послание Президента Республики Узбекистан Шав-ката Мирзиёева Олий Мажлису. 22 декабря 2017г. https://mfa.uz/ru/press/news/2017/11/13463/
касательно сотрудничества стран региона в политической, торгово-экономической, транспортной, культурно-гуманитарной и других сферах2.
Говоря в Астане о своей инициативе проведения регулярных встреч глав государств Центральной Азии, Ш. Мирзиёев отметил, что он «исходили из того, что в настоящее время формируются совершенно новые возможности для развития регионального сотрудничества».3 Исходя из этого, Президент Узбекистана сформулировал приоритетные направления регионального сотрудничества стран Центральной Азии, выделив следующие ключевые задачи: «во-первых, это поиск новых резервов и действенных механизмов расширения эффективного регионального сотрудничества в сфере обеспечения безопасности и стабильности в Центральной Азии; во-вторых, выработка конкретных программ -«дорожных карт» партнерства в торгово-экономической, инновационной, инвестиционной, транспортно-коммуникационной, банковско-финансовой, водно-
энергетической и культурно-гуманитарной сферах; в-третьих, широкий обмен мнениями по наиболее актуальным вопросам международной и региональной повестки, согласование по ним общей позиции и ее дальнейшее продвижение на площадках ООН, СНГ, ШОС и других международных организаций».
Выступая с прагматичными подходами, Ш. Мирзиёев озвучил на встрече и свое видение конкретных механизмов реализации приоритетов регионального сотрудничества, в частности: 1) дальнейшее углубление региональных торгово-экономических связей, предполагающей обеспечение полноценного функционирования режима свободной торговли между странами региона, интенсивное развитие приграничной торговли и производственной кооперации; 2) кардинальное повышение транзитно-логистического потенциала Центральноазиатского региона; 3)
2 Первая консультативная встреча глав государств Центральной Азии. 16 марта 2018г. https://mfa.uz/ru/press/news/2018/03/14236/
3 Выступление Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева на консультативной встрече глав государств Центральной Азии. http://jahonnews.uz/ru/aktualno/124/44767/
обеспечение региона водными ресурсами; и 4) дальнейшее расширение культурно-гуманитарного обмена.
7. Международные эксперты широко отмечали, что инициативы Узбекистана открывают новые возможности для всего региона Центральной Азии1. Идеи и инициативы Ш. Мирзиёева стали активно поддерживаться и претворятся на международной арене. Так:
- 22 июня 2018г. Генассамблея ООН единогласно приняла резолюцию «Укрепление регионального и международного сотрудничества по обеспечению мира, стабильности и устойчивого развития в Цен-тральноазиатском регионе», разработанную по инициативе Президента Узбекистана. Соавторами документа выступили 55 стран Европы, Америки, Азии и Африки.
- 19-20 февраля 2019 г. в Ташкенте состоялась международная конференция на тему: «Взаимосвязанность в Центральной Азии: вызовы и новые возможности».
- 15 марта 2019 г. в Ташкенте состоялся Центральноазиатский экономический форум с участием вице-премьеров стран Центральной Азии. В форуме участвовали более 200 представителей государственных учреждений, деловых кругов из Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Туркменистана.
Как видно, после первой консультативной встречи лидеров стран Центральной Азии было проведено множество официальных мероприятий в регионе, а широкие дискуссии в научно-академическом и экспертном сообществе были сосредоточены на вопросах формирования институционализации зарождающегося нового регионального сотрудничества.
8. Вторая консультативная встреча глав государств Центральной Азии состоялась в Ташкенте 29 ноября 2019 г. В своем выступлении на саммите Президент Узбекистана Ш. Мирзиёев особо выделил следующие приоритеты «расширяющегося регионального партнерства» стран Центральной Азии2:
1 Новый регионализм Центральной Азии набирает обороты. ИА «Жахон». http://jahonnews.uz/ru/aktualno/124/45035/
2 Выступление Президента Республики Узбекистан Ш.Мирзиёева на консультативной встрече глав госу-
1. Практическая реализация задач в торгово-экономической, инвестиционной, транспортно-коммуникационной и энергетической сферах, в том числе:
я. провести Центральноазиатский инвестиционный форум и первое заседание торгово-промышленных палат наших стран,
b. ускорить создание регионального совета по транспортным коммуникациям,
c. организация международной туристической конференции для продвижения совместных программ по принципу «один тур - весь регион».
2. Наряду с регулярным проведением многосторонних встреч вице-премьеров и министров иностранных дел, учредить межпарламентскую группу дружбы стран Центральной Азии.
3. Создание платформы культурно-гуманитарного обмена под названием «Центральная Азия - одно прошлое, общее будущее», в том числе:
я. учредить Центральноазиатскую премию за выдающиеся достижения в области науки, культуры и искусства,
b. проводить форумы университетов и региональные спортивные игры,
c. ежегодную организацию накануне праздника Навруз Дней культуры Центральной Азии - поочередно в каждой из наших стран.
4. Решение непростых региональных водно-экологических проблем требует скоординированных подходов, а именно:
я. эффективно задействовать возможности созданного под эгидой ООН Многопартнерского трастового фонда для региона Приаралья, Ь. продолжить поиск взаимоприемлемых решений актуальных вопросов совместного водопользования.
5. Обеспечение региональной стабильности и безопасности:
я. создание рабочих механизмов оперативного взаимодействия правоохранительных ведомств и спецслужб наших стран для полномасштабного противодействия современным вызо-
дарств Центральной Азии. 29 ноября 2019г. Автор: УзА. https://mfa.uz/ru/press/news/2019/11/22156/
вам и угрозам.
Ь. выработать скоординированные подходы к реализации важнейших инфраструктурных и социальных проектов в Афганистане.
9. В Совместном заявлении консультативной встречи глав государств Центральной Азии, состоявшейся в Ташкенте, особо подчеркнуто следующее: «стороны выступают за укрепление координации и углубление регионального сотрудничества в вопросах совместной реализации крупных экономических проектов, особенно направленных на расширение транспортно-транзитных возможностей и развитие энергетического потенциала региона, обеспечение стабильного выхода к морским портам и мировым рынкам, развитие инфраструктуры, формирование современных международных центров логистики, торговли и туризма, строительство новых предприятий, внедрение инновационных технологий, развитие «зеленой» экономики»1.
10. На брифинге по итогам консультативной встречи глав государств Центральной Азии в Ташкенте, Президент Узбекистана Ш. Мирзиёев заявил, что «проведение встреч глав государств Центральной Азии в формате консультаций - это не повод для разговоров о создании какой-либо новой региональной организации»2.
В качестве заключения.
Во-первых. Ташкентский консультативный саммит руководителей стран Центральной Азии продемонстрировал продолжение Президентом Узбекистана курса на обновление и региональное сотрудничество. Благодаря инициативам Ш. Мирзиёева и его активной и прагматичной внешней политике с соседними странами, сегодня в Центральной Азии «установился совершенно новый, конструктивный политический климат и созданы благоприятные условия для решения самых сложных вопросов, таких как рацио-
1 Совместное заявление консультативной встречи глав государств Центральной Азии. г.Ташкент, 29 ноября 2019 года. https://mfa.uz/ru/press/news/2019/11/22149/
2 Заявление Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева на брифинге по итогам консультативной встречи глав государств Центральной Азии. 30 ноября 2019г. Автор: Газета «Народное слово». https://mfa.uz/ru/press/news/2019/11/22161/
нальное использование водных ресурсов, делимитация и демаркация границ, пересечение пограничных пунктов и развитие приграничной торговли. Функционирует 64 пункта пропуска через Государственную границу Узбекистана с соседними странами. Благодаря решению пограничных проблем, существенно активизировались торгово-экономические, приграничные связи Узбекистана с центральноазиатскими государствами. 3
Во-вторых. Прошедшие две Консультативные встречи Президентов стран Центральной Азии являются еще одним признаком улучшения регионального сотрудничества. Устойчивый диалог на высшем уровне руководства стран региона будет иметь решающее значение для продвижения будущего регионального сотрудничества в Центральной Азии. Это придаст государствам региона больше веса на международной арене, как в экономике, так и в политике. Сегодня регион находится в тот период, когда обладает необходимыми предпосылками, чтобы вывести сотрудничество на новый уровень и показать миру, насколько эффективным может быть региональное сотрудничество, когда разногласия откладываются ради общих благ.
В-третьих. Проведенный анализ показывает насколько сложны задачи, поставленные Президентом Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёевым как на встрече в Астане о необходимости поиска «действенных механизмов расширения эффективного регионального сотрудничества ... в Центральной Азии»4, так и на встрече в Ташкенте на втором консультативном саммите руководителей стран Центральной Азии. Поэтому, чтобы решить и практически реализовать их, необходимы дальнейшие системные и глубокие как фундаментальные, так и прикладные научные исследования, итогом которых должна стать разработка стратегических концептуальных подходов и действенных механизмов регионального со-
3 Министерство иностранных дел Узбекистана: важнейшие события 2018 года. 4 января 2019г. https://mfa.uz/ru/press/news/2019/01/17275/
4 Выступление Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева на консультативной встрече глав государств Центральной Азии. http://j ahonnews .uz/ru/aktualno/124/44767/
трудничества в Центральной Азии.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Weitz R. Uzbekistan's New Foreign Policy: Change and Continuity under New Leadership. // Central Asia-Caucasus Institute and Silk Road Studies Program, 2018.
Ахмедов Х.Т., Смолик Н.Г. Республика Узбекистан в интеграционных процессах на постсоветском пространстве // Постсоветские исследования, 2019. Т. 2, №1. С. 854-865. Базылева С.П., Черненко Е.Ф. Сотрудничество Узбекистана и России как стабилизирующий фактор на евразийском пространстве // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2016;16(3):505-520.
Казанцев А.А., Гусев Л.Ю. Реформы во внешней политике Узбекистана: основные достижения и сценарии развития // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2018;18(2):292-303.
Курылев К.П. Специфика интеграционных процессов в СНГ. // Ежегодник. СНГ: проблемы, поиск, решения. - М.: Изд-во РУДН, 2010 г. С. 22-32.
Внешняя политика стран СНГ. - Москва, 2019. (Переиздание одноименного учебного пособия 2017 г.).
Хуррамов Ж.Р. Концептуальные основания отношений между Узбекистаном и Россией // Постсоветские исследования, 2019. Т.2, № 5. С. 1328-1339.
Об авторе: Мавланов Ибрагим Раджабович, д.э.н., профессор кафедры «Международные финансы и инвестиции» Университета мировой экономики и дипломатии Республики Узбекистан, профессор, Чрезвычайный и Полномочный посол ([email protected]).
REFERENCES
Ahmedov H.T., Smolik N.G. Respublika Uzbekistan v integracionnyh processah na postsovetskom prostranstve // Postsovetskie issledovanija, 2019. T. 2, №1. S. 854-865.
Bazyleva S.P., CHernenko E.F. Sotrudnichestvo Uzbekistana i Rossii kak stabiliziruyushchij faktor na evrazijskom prostranstve // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Mezhdu-narodnye otnosheniya. 2016;16(3):505-520
Hurramov Zh.R. Konceptual'nye osnovanija otnoshenij mezhdu Uzbekistanom i Rossiej // Postsovetskie issledovanija, 2019. T.2, № 5. S. 1328-1339.
Kazancev A.A., Gusev L.Yu. Reformy vo vneshnej politike Uzbekistana: osnovnye dostizheniya i scenarii razvitiya // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Mezhdunarodnye otnosheniya. 2018;18(2):292-303.
Kurylev K.P. Specifika integracionnyh processov v SNG. // Ezhegodnik. SNG: problemy, poisk, reshenija. - M.: Izd-vo RUDN, 2010 g. S. 22-32.
Vneshnyaya politika stran SNG. - Moskva, 2019. (Pereizdanie odnoimennogo uchebnogo posobiya 2017 g.).
About the author: Mavlanov Ibrahim Rajabovich, Doctor of Economics, Professor, Department of International Finance and Investments, University of World Economy and Diplomacy of the Republic of Uzbekistan, Professor, Ambassador Extraordinary and Plenipotentiary ([email protected]).