ТЕМАТИЧЕСКОЕ ДОСЬЕ: Центральная Азия: конкуренция или сотрудничество
Вопросы безопасности Центрально-азиатского региона на современном этапе осуществления регионального сотрудничества
Е.А. Зайцева
Кыргызский национальный университет им. Ж. Баласагына, Бишкек, Кыргызстан
Аннотация. Данная статья является попыткой провести обзор внутри и внешнеполитической активности центрально-азиатских республик в целях обеспечения и поддержания безопасности в регионе, осветить наличие проблем и вызовов региональной безопасности на современном этапе, определить место Центральной Азии в геополитическом курсе крупных держав, а также проследить динамику сотрудничества и вовлеченности центрально-азиатских республик в процесс интеграции для будущего устойчивого развития региона на мировой арене.
Ключевые слова: безопасность, Центральная Азия, национальные интересы, регион, интеграция, межрегиональные связи, сотрудничество.
Security Issues of the Central Asian Region on the Modern Stage of Regional Cooperation Implementation
E.A. Zaitseva
Jusup Balasagyn Kyrgyz State University, Bishkek, Kyrgyzstan
Abstract: This article is an attempt to review the internal and foreign policy activity of the Central Asian republics for the ensuring and maintaining security in the region. It highlights the current regional security problems and challenges, determinebi the place of Central Asia in the geopolitical course of major powers, and tracebi the dynamics of cooperation and the involvement of the Central Asian republics in the integration process for the future sustainable development of the region on the world arena.
Keywords: security, Central Asia, national interests, region, integration, interregional relations, cooperation.
Безопасность является предметом за- и общества, а также каждой отдельной лич-
боты любого государства и общества, ка- ности.
кими бы они не были - большими или ма- Так, для центрально-азиатского реги-
ленькими, высокоразвитыми или развиваю- она основополагающим принципом поли-
щимися, имеющими многовековую исто- тики безопасности является ее постоянство
рию или совсем недавно получившими не- и преемственность. С другой стороны, он
зависимость. Безопасность должна обеспе- обусловлен также тем, что национальные
чиваться постоянно и по всем направле- интересы стран Центральной Азии, на за-
ниям, отложить ее обеспечение на какое-то щиту которых в целом направлена поли-
время нельзя, так как воздействие различ- тика безопасности остаются неизменными
ных угроз на состояние безопасности со- в течение длительного времени, которое
храняется в течение долгого периода, ха- может охватывать десятки лет. Например,
рактеристики некоторых из них во времени одним из таковых является сохранение тер-
и в пространстве динамично изменяются, риториальной целостности, актуальность
появляются новые, но в целом все они дей- которой сохранится в течение еще многих
ствуют непрерывно. Если своевременно не лет. Взаимные территориальные претензии
реагировать на них, то это будет иметь раз- государств региона унаследованы еще от
рушительные последствия для государства СССР и в этом отношении государства ре-
гиона являются априорно заложниками
этой проблемы. Неразрешенность приграничных вопросов является причиной проблем административно-хозяйственного типа. Некоторые аграрные и промышленные объекты, оказавшиеся на границе государств, вызывают споры по поводу их принадлежности, как, например, водохозяйственные объекты и нефтегазоконденсат-ное месторождение Кокдумалак на границе между Узбекистаном и Туркменистаном.
Отсутствие четкой демаркации границ между центрально-азиатскими государствами, наличие анклавов искусственно усиливает напряженность в отношениях между государствами региона. Эта проблема затрагивает все государства региона, хотя из всех государств Центральной Азии только Туркменистан в настоящее время завершил процесс определения государственных сухопутных границ с соседями по СНГ.
Данная проблема продолжает существовать во всем своем потенциале и, пожалуй, еще долго будет нагнетать межгосударственные отношения стран Центральной Азии1. Подобная приграничная ситуация является детонатором в межгосударственных отношениях и чревата дестабилизацией обстановки в регионе.
Хотя в последнее время наблюдается некоторая положительная динамика в этом вопросе. По итогам 2017 г., процесс демаркации кыргызско-казахской границы полностью завершен, вы уже ратифицировали данное соглашение. Подписано соглашение по 1 170 из общих 1378 км границы с Узбекистаном, идут переговоры о демаркации и делимитации оставшихся 15% государственных рубежей. Определено 60% (585 км) границы с Таджикистаном2. В 2018 г. между Кыргызстаном и Узбекистаном все работы по уточнению спорных участков были завершены, но процесс делимитации и демаркации продолжается до сих пор. Рабочие группы обеих республик постоянно проводят встречи и переговоры.
Однако, в каждый значимый период национальные интересы должны рассматриваться под новым ракурсом с уточнением и расширением отдельных положений, усилением отдельных акцентов в связи с изменениями во внешней и внутренней обстановке.
Это также относится к различным внешним и внутренним угрозам, часть из которых может потерять свою актуальность в силу различных причин, в то же время могут появиться новые, вызванные современными факторами и условиями, которых не было в предыдущие периоды, действие же других остается долгосрочным и необходимость реагирования на них сохраняется в новых условиях. На современном этапе таковыми для центрально-азиатских государств являются, например, контрабанда и наркотрафик, неконтролируемая нелегальная внешняя и внутренняя миграция, угроза терроризма, религиозный исламистский экстремизм, усиление сепаратистских тенденций, межэтнических противоречий, фактора этнорегионализма, недостаточная эффективность системы управления, а также кризисное состояние экономики, частично энергетическая безопасность, конфликт в Афганистане, а также в последнее время все чаще выделяют угрозу политической дестабилизации региона в результате смены руководящих элит в Узбекистане, Казахстане и Кыргызстане.
Но в целом на данный момент мы видим, что в регионе обошлось без нестабильности и неожиданностей. Курс Узбекистана по вопросам безопасности остался прежним, как и политический курс страны в целом нашел свое продолжение при новом президенте Ш. Мирзиёеве3. Его политика способствовала разрешению давних споров между странами и заключению соглашений о дальнейшем сотрудничестве. Кроме того, после многолетнего жесткого контроля за курсом валюты Узбекистана, новое правительство добилось существенных успехов в
1 The Central Asian politics in the spear of defense. / Ed. by Alexson H. New York, 2008. P. 26.
2 Об итогах заседания Жогорку Кенеша КР.
https://ru.sputnik.kg/politics/20180614/1039670185/gr anica-delimitaciya-demarkaciya.html
3 Мирзиёев видит своей главной задачей продолжение курса Ислама Каримова. Sputnik Узбекистан, 9 сентября 2016г. https://ru.sputniknews-
uz.com/politics/20160909/3679294.html
валютной реформе, что потенциально открывает двери для новых иностранных инвестиций.
Хотя проблемы перехода власти и восстановления национальной экономики все еще имеют некоторые сложности. Таджикистан, похоже, сворачивает на все более ограничительную политику, в то время как в Туркменистане происходят медленные и сдержанные общественные изменения при нарастании экономических трудностей, при том, что государственный бюджет пытается функционировать практически в отсутствие доходов от экспорта газа.
В некоторых странах региона прошедший год ознаменован началом нового электорального цикла. Это обстоятельство дает старт процессу подготовки заинтересованных политических сил к выборам.
В Казахстане в 2020 г. должны были пройти президентские, парламентские выборы. Однако, летом 2019 г. внутриполитическая стабильность страны пошатнулась в связи с недавней сдачей своих полномочий и отставкой президента Н. Назарбаева. Общественность, недовольная подобного рода сменой власти, на данном этапе внимательно следит за происходящим в стране.
В Кыргызстане в 2020 г. ожидаются выборы в законодательный орган - Жо-горку Кецеш. Соответственно, выборы будут главным политическим событием республики. Активизируются межпартийные диалоги, партии усилят свою работу в общественно-политическом пространстве.
В Таджикистане в начале 2020 г. должны пройти парламентские выборы, и начиная с середины 2019 г., можно предполагать, что политические партии начнут активную подготовку к этому событию.
В Узбекистане в 2019 г. ожидаются выборы в Олий Мажлис обоих уровней - в законодательную палату и в сенат. До недавнего времени в стране были официально зарегистрированы четыре политические партии. В начале 2019 г. к ним присоединилась новая Экологическая партия Узбекистана. Предстоящие выборы в парламент Узбекистана примечательны тем, что в стране идет
внедрение Единого электронного списка избирателей и управлению избирательным процессом.
Также в июле 2019 г. пройдут выборы президента Афганистана. Президентские выборы в этой стране будут формально значимым событием для центрально-азиатского региона в более широком понимании, на фоне попыток внешних игроков найти компромисс с талибами. Традиционно, в этот период ожидается активизация террористических групп, нацеленных на срыв этих выборов. Соответственно, страны региона будут уделять особое внимание вопросам обеспечения безопасности в Центральной Азии.
Вопрос Афганистана продолжает оставаться основным вызовом для центрально-азиатских республик, так сказать вызовом регионального масштаба в области обеспечения безопасности. Основные угрозы исходят из Северного Афганистана, где формируются очаги из боевиков ИГИЛ, покинувших Сирию и Ирак. В отличие от талибов, они могут с большей решительностью попытаться проникнуть через границу и атаковать объекты в Таджикистане. В самой республике также по-прежнему много сторонников «псевдохалифата». Здесь сохраняется высокий риск новых терактов. Тем не менее, вопросы безопасности будут находится под контролем правительства, силовые и военные структуры которого заметно укрепились в последнее время1.
Есть очень серьезные подвижки во внутри-афганском диалоге, и если этот диалог будет продолжаться в тех формах и той динамике, которая была в 2018 г., то по мнению экспертов серьезных угроз оттуда ожидать не придется. Есть серьезная возможность того, что группировка ИГИЛ и ее ячейки в Афганистане попробуют спровоцировать ситуацию в регионе с террористическими актами и диверсиями. Но опять же, эти угрозы отслеживаются, уже сформирована система мер по противодействию этим вылазкам со стороны Афганистана. Как страны региона, так и соседи - Россия, Китай работают в этом направлении, поэтому
1 Дмитрий Попов для Central Asian Analytical Network. https://caa-network.org/archives/! 1060
серьезных угроз, которые могут сотрясти всю Центральную Азию опасаться не стоит.
В области обеспечения безопасности в 2018 г. оформилась Ташкентская диалоговая площадка по урегулированию ситуации в Афганистане, которая будет иметь определенные перспективы. Афганистан являлся постоянным источником определенных угроз: наркотрафик, опасность террористических актов и прочее. Есть убежденность в том, что ситуация в Афганистане имеет тенденцию к нормализации, и идет поиск внутри-афганского консенсуса между противоборствующими силами. По мнению экспертов, тренд на усиление взаимодействия стран Центральной Азии с Афганистаном теперь уже с большим упором на экономическую составляющую, будет продолжен1.
Характерной особенностью современной геополитической ситуации в центрально-азиатском регионе является повышенная концентрация здесь разнонаправленных интересов внешних международных акторов.
Очевидно, что центрально-азиатский регион сегодня остается ареной столкновения геополитических интересов глобальных и региональных держав. Существующий статус-кво региона заключается в том, что центрально-азиатские государства в связи с тем, что они недостаточно крупны на геополитической арене, вынуждены маневрировать во внешней политике между такими крупными державами, как Россия, Китай, США и ЕС для обеспечения своей безопасности2.
Наблюдается растущее присутствие в регионе западных государств - США, стран Евросоюза, а также НАТО, причем для Североатлантического Альянса Центральная Азия стала неформальной зоной ответственности за пределами евроатлантиче-ского мира.
Китай продолжает развивать свою стратегию «Шелкового пути». Предположительно в ближайшей перспективе проект не будет иметь значительного трансформационного воздействия. Влияние Китая на экономику и общество региона останется примерно таким же, как и сейчас.
Россия будет продолжать привлекать мигрантов из Центральной Азии, роль которых в происходящих в регионе социальных преобразованиях, в частности в отношении ислама, остается критической. В контексте безопасности и сотрудничества Москва по-прежнему считает Центральную Азию сравнительно «стабильной» сферой своего влияния и поэтому ей не будет уделяться особого внимания3.
По мнению экспертов, в центрально-азиатском регионе в настоящее время наблюдается так называемый тренд интенсификации межрегиональных связей, что внушает долю оптимизма4. Согласно статистике по всем станам Центральной Азии, отмечается довольно резкий рост взаимной торговли, то есть внутри-региональная торговля между странами региона, которая с 1991 г. упала, очень сильно в последние годы начала восстанавливаться, что является хорошим трендом.
Для региона скорее возможны локальные риски и проблемы негативного характера. По мнению экспертов, самую большую угрозу страны Центральной Азии представляют для себя сами. Это, прежде всего, внутренняя слабость, отсутствие сильных политических институтов, политических традиций, слабый диалог с гражданским обществом. Традиционно сложная ситуация в регионе в социальной, религиозной, энергетической, банковской и ва-лютно-финансовой сферах. Именно здесь самые острые риски5.
Однако 2018 г. стал показателем хороших предпосылок для начала реализации конкретных проектов по взаимодействию
1 Дмитрий Попов для Central Asian Analytical Network. https://caa-netw0rk.0rg/archives/l 1060
2 Баранов А.Ю. Треугольник США-РФ-КНР и ШОС
// Азия и Африка сегодня. 2009г. №9. с.21.
3 Central Asian Analytical Network. Декабрь 2017 https://caa-netw0rk.0rg/archives/l 1060
4 Прогнозы и риски в ЦА. Материалы круглого стола. http://www.stanradar.com/news/full.html
5 Экспертная комиссия Central Asian Analytical Network. https://caa-netw0rk.0rg/archives/11060
между собой стран Центральной Азии. Неформальный саммит стран глав государств Центральной Азии в Ташкенте, а затем в Астане - это показатель того, что страны готовы к реализации готовых проектов по усилению межгосударственных связей внутри региона1.
Прошедший 2018 г. для центрально-азиатских стран был отмечен важными интеграционными мероприятиями и внутриполитическими событиями в каждой из пяти стран. Об этом свидетельствует проведение традиционных встреч президентов в рамках международных интеграционных проектов, как ШОС, ЕАЭС, ОДКБ и СНГ.
Сегодня вклад в развитие регионального сотрудничества вносят все страны Центральной Азии, инициируя реализацию совместных проектов и решение актуальных проблем2. По мере того, как страны систематизировано решают свои самые острые региональные проблемы, а именно, безопасность, демаркация границ и водопользование, сотрудничество в Центральной Азии усиливается во всех областях. Усиление регионального взаимодействия -это объективная, устойчивая и необратимая тенденция. Она основана на твердой политической воле всех стран региона и имеет глубокие исторические предпосылки. Так, например, инициированные президентом Узбекистана Ш. Мирзиёевым усилия по устранению изоляционистских политических стратегий и политических барьеров укрепили региональное сотрудничество и рассматриваются аналитиками как важный прорыв в отношениях между государствами Центральной Азии3.
По мнению экспертов, одним из самых важных событий 2019 г. для региона стала вторая консультативная встреча глав центрально-азиатских государств в марте 2019 г. в Ташкенте. Данное мероприятие позволит продолжить начавшийся в прошлом году процесс нормализации взаимоотношений между странами Центральной Азии с
1 Информационный портал 8ри1п1к-Узбекистан.
https://uz.sputniknews.ru/poli-tics/20180315/7726365/Glavy-gosudarstv-vstrecha-
Tashkent-2019.html
выходом на качественно новый уровень многостороннего взаимодействия.
Также в 2019 г. прошел традиционный саммит ШОС, председательство в котором перешло к Кыргызстану. Ведущие политики говорили о терроризме и других вещах, важных с точки зрения функционирования этой организации. Для президента С. Жээнбекова это дебют в качестве президента, принимающего у себя высоких гостей и, конечно, власти Кыргызстана постарались организовать саммит на высоком уровне.
В 2019 г. в Таджикистане намечается запуск второго агрегата Рогунской ГЭС, а также начало реконструкции других крупных ГЭС, в первую очередь Нурекской, Кайраккумской ГЭС. Это позволит Таджикистану существенно увеличить поставки дешевой электроэнергии во внешние рынки, в первую очередь, в Узбекистан и Афганистан. Вдобавок, в Таджикистане в этом году пройдет крупное политическое мероприятие - Саммит глав государств Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), в котором примут участие главы государств Форума.
Одним из значимых событий интеграционного характера для региона стал запуск в феврале 2019 г. проекта «Шелковой визы» между Узбекистаном и Казахстаном. Предполагается, что данный центрально-азиатский аналог шенгенской визы Евросоюза, поможет увеличению потока зарубежных туристов в регион. «Шелковая виза» позволяет иностранным гражданам посетить обе страны по одной визе, полученной в любой из этих стран. К данному проекту с интересом присматриваются Кыргызстан и Таджикистан.
За последние пару лет появился относительно позитивный тон отношений между всеми странами региона. Лидеры центрально-азиатских республик будут продолжать также поддерживать свои позитивные отношения со внешним миром, даже
2 Министр иностранных дел Узбекистана А. Ками-лов во вступительном обращении на мероприятии в Ташкенте 19 февраля. https://www.Kun.uz
3 Новости Центральной Азии. http://central.asia-news.com/ru/articles/cnmi_ca/features/2019/02/22/fea-Шге-01
при сложностях взаимоотношений между большими игроками.
Ключевые вопросы Центральной Азии на 2019 г. - это также сохранение социально-политической стабильности в условиях падающей экономики в Российской Федерации, поиск своих торгово-логисти-ческих ниш на рынках ЕАЭС, Китая, ЕС, а вместе с ними геополитических стратегий и векторов своей внешней политики.
По мнению экспертов, в ближайшей перспективе страны Центральной Азии будут продолжать находится в зоне тройного влияния России, Китая и стран Запада. В информационном пространстве стран Центральной Азии будет нарастать информационные войны между глобальными державами с использованием как национальных СМИ, так и региональных медиа1.
У центрально-азиатских государств есть исторические, культурные и родственные связи. Страны идеально подходят для формирования мощного интеграционного объединения, способного стать сильнейшим региональным игроком, который будет способен разговаривать с державами на равных.
Развитие региональных связей дает возможность объединяться и решать общие проблемы; помогать друг другу, быть друзьями, партнерами; возможность создавать для граждан центрально-азиатских республик рабочие места, предприятия регионального уровня2. Это еще и основательная платформа для реализации совместной деятельности по укреплению взаимопонима-
вопросах обеспечения безопасности всех пяти центрально-азиатских республик на настоящем этапе развития, а также на последующие годы.
В течение последних нескольких лет страны Центральной Азии фактически заново выстраивали связи в регионе в новых условиях. Развивали, восстанавливали экономические и политические коммуникации. Были разблокированы границы и открыты контрольно-пропускные пункты. И этот процесс будет продолжаться. Поэтому можно ожидать новых шагов в направлении к большей интеграции.
В итоге хочется отметить, что у стран региона схожие проблемы - политические, экономические, управленческие. Но с каждым годом характер развития стран все больше становится разноплановым. Узбекистан и Кыргызстан, а в прошлом десятилетии и Туркменистан, каждый по-своему, решили проблему передачи власти новому поколению руководителей. Но последствия для стран могут быть разными, многое зависит от степени устойчивости власти. Совершенно разная степень открытости обществ и национальных экономик пяти центрально-азиатских стран. При этом и открытые Казахстан и Кыргызстан, и закрытый Туркменистан сталкиваются с серьезными экономическими вызовами. Поэтому от того, насколько эффективными окажутся власти стран регионов в будущем, от того, какие решения они примут во внутренней и внешней политике, будет зависеть дальнейшая судьба и региона в целом.
ния и достижения значимых результатов в
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Баранов А.Ю. Треугольник США-РФ-КНР и ШОС // Азия и Африка сегодня. 2009 г. №9. Винокуров Е.Ю. От постсоветской к евразийской интеграции // Евразийская экономическая интеграция. 2010 г. №3.
Ерекешева Л.Г. Идентичность и интеграция в Центральной Азии в постиндустриальный период (постановка проблемы)// Интеграционные процессы в Евразии: политико-правовой аспект. - Алматы: Типография «Искандер». - 2003. 96с.
Искандаров А.И. Безопасность и Интеграция в Центральной: Роль ОДКБ и ШОС // Журнал Центральная Азия и Кавказ. Том 16. Выпуск 2, 2013.
Кушкумбаев С.К. Постсоветская Центральная Азия: геополитические и цивилизационные факторы регионообразования // Саясат - Policy №10, 2005.
1. 2.
3.
4.
5.
1 Кабар новости. https://analytics.cabar.asia/ru/tsen- news.com/ru/articles/cnmi_ca/features/2019/02/22/feat tralnaya-aziya-2019-tendentsii-i-vyzovy/ ure-01
2 Д. Бекешев, депутат Жогорку Кенеша (парламента Кыргызстана) в Бишкеке. http://central.asia-
6. Маслов В.И. Политические реформы в республиках Центральной Азии: история основных этапов развития // Социальные и гуманитарные науки. 2000г. №3-4
7. Николаев С.А. Центральная Азия в системе международных отношений на современном этапе: диссертация кандидата политических наук: 23.00.04 / Николаев Сергей Анатольевич; [Место защиты: Дипломат. акад. МИД РФ].- Москва, 2011.- 168 с.: ил. РГБ ОД, 61 1123/185
8. Омаров Н.М. Будущее интеграционных процессов в Центральной Азии: проблемы и перспективы// Проекты сотрудничества и интеграции для Центральной Азии: сравнительный анализ, возможности и перспективы / Под ред. А.А. Князева. Бишкек. 2007. 296с.
9. Прогнозы и риски в Центральной Азии http://www.stanradar.com/news/full.html
10. Пядухов Г.А. Государства Центральной Азии: диалог, сближение, интеграция. Бишкек, 1997.
11. Саруханян Ю. Новый этап Центральноазиатского сотрудничества: чем опасен top-down approach? Материал проекта «Giving Voice, Driving Change - from the Borderland to the Steppes Project» Министерства иностранных дел Норвегии. https://analytics.cabar.asia/ru/no-vyj-etap-tsentralnoaziatskogo-sotrudnichestva-chem-opasen-top-down-approach/
12. Суюнбаев М. Центральная Азия в поисках утраченной идентичности // Центральная Азия и культура мира. Бишкек, 2003. - № 1-2.
13. Шайхутдинов М. Центральная Азия на пути становления в качестве самостоятельного субъекта геополитики: повестка дня для ученых и политиков / Безопасность и региональное сотрудничество. Алматы. КИСИ, 2004.
14. Alexson H. The Central Asian politics in the spear of defense. New York, 2008.
Сведения об авторе: Зайцева Евгения Анатольевна - старший преподаватель факультета
Международных отношений и востоковедения КНУ им. Ж. Баласагына (e-mail: evge-
niia.a.z@gmail.com).
REFERENCES
1. Baranov A.YU. Treugol'nik SSHA-RF-KNR i SHOS // Aziya i Afrika segodnya. 2009 g. №9.
2. Vinokurov E.YU. Ot postsovetskoj k evrazijskoj integracii // Evrazijskaya ekonomicheskaya in-tegraciya. 2010 g. №3.
3. Yerekesheva L.G. Identichnost' i inte-gratsiya v Tsentral'noy Azii v postin-dustrial'nyy period (postanovka problemy)// Integratsionnyye protses-sy v Yevrazii: politiko-pravovoy as-pekt. - Almaty: Tipografiya «Iskan-der». - 2003. 96s.
4. Iskandarov A. I. Bezopasnost' i Integraciya v Central'noj: Rol' ODKB i SHOS // ZHurnal Cen-tral'naya Aziya i Kavkaz. Tom 16. Vypusk 2, 2013.
5. Kushkumbayev S. K. Postsovetskaya Tsen-tral'naya Aziya: geopoliticheskiye i tsi-vili-zatsionnyye faktory regionoobra-zovaniya // Sayasat - Policy №10, 2005.
6. Maslov V. I. Politicheskiye reformy v respublikakh Tsentral'noy Azii: osnovnyye etapy razvitiya // Sotsial'nyye i gumanitarnyye nauki. 2000g. №3-4.
7. Nikolayev S. A. Tsentral'naya Aziya v sisteme mezhdunarodnykh otnosheniy na sovremennom etape: dissertatsiya kan-didata politicheskikh nauk: 23.00.04 / Nikolayev Sergey Anatol'yevich; [Mesto zashchity: Diplomat. akad. MID RF].- Moskva, 2011.- 168 s.: il. RGB OD, 61 11-23/185
8. Omarov N.M. Budushcheye integratsion-nykh protsessov v Tsentral'noy Azii: problemy i per-spektivy// Proyekty sotrudnichestva i integratsii dlya Tsen-tral'noy Azii: sravnitel'nyy ana-liz, vozmozhnosti i perspektivy / Pod red. A.A.Knyazeva. Bishkek. 2007. 296s.
9. Prognozy i riski v Tsentral'noi Azii. http://www.stanradar.com/news/full.html
10. Pyadukhov G.A. Gosudarstva Tsentral'-noy Azii: dialog, sblizheniye, inte-gratsiya. Bishkek, 1997.
11. Sarukhanyan Yu. Novyy etap Tsentral'-noaziatskogo sotrudnichestva: chem opa-sen top-down approach? Materi-al proyekta «Giving Voice, Driving Change - from the Borderland to the Steppes Project» Ministerstva inostrannykh del Norvegii. https://analytics.cabar.asia/ru/novyj-etap-tsentralnoaziatskogo-sotrudnichestva-chem-opasen-top-down-approach/
12. Suyunbayev M. Tsentral'naya Aziya v po-iskakh utrachennoy identichnosti // Tsentral'naya Aziya i kul'tura mira. Bishkek, 2003. - № 1-2.
13. Shaykhutdinov M. Tsentral'naya Aziya na puti stanovleniya v kachestve samostoya-tel'nogo sub"yekta geopolitiki: po-vestka dnya dlya uchenykh i politikov / Bezopasnost' i regional'noye so-trudnichestvo. Almaty. KISI, 2004.
About the author: Evgeniia Anatolievna Zaitseva - senior teacher at the Faculty of International Relations and Oriental studies of J.Balasagyn Kyrgyz National University (e-mail: evge-niia.a.z@gmail.com).