Научная статья на тему 'Развитие международных торгово-экономических связей Республики Узбекистан'

Развитие международных торгово-экономических связей Республики Узбекистан Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
2259
384
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА УЗБЕКИСТАН / REPUBLIC OF UZBEKISTAN / ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / TRADE AND ECONOMIC RELATIONS / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ECONOMIC COOPERATION / ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ / SILK ROAD / ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ / FOREIGN TRADE / ИНТЕГРАЦИОННЫЕ СВЯЗИ / INTEGRATION TIES / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПАРТНЁРСТВО / STRATEGIC PARTNERSHIP / РЫНОК УСЛУГ / SERVICE MARKET

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Зиядуллаев Улугбек Саидкаримович, Зияева Мухтасар Мансурджановна

В статье рассмотрены cовременные тенденции развития интеграционных процессов и торгово-экономических связей в странах Центральной Азии в контексте Великого Шелкового пути, динамика рыночных услуг и перспективы углубления экономического сотрудничества. Особое внимание уделено развитию внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан, отмечены усилия руководства по расширению экономических отношений с соседниим странами, в частности с Россией, Китаем, Казахстаном и другими государствами, в частности с государствами Европейского союза. Внешняя политика Узбекистана направлена на развитие добрососедских отношений, на углабление экономического сотрудничества со всеми странами Центральноазиатского региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Зиядуллаев Улугбек Саидкаримович, Зияева Мухтасар Мансурджановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of international trade and economic relationsRepublic of Uzbekistan

The article deals with the current trends in the development of integration processes and trade and economic ties in the countries of Central Asia in the context of the Great Silk Road, the dynamics of market services and the prospects for deepening economic cooperation. Special attention is paid to the development of foreign economic activities of the Republic of Uzbekistan, the efforts of the leadership to expand economic relations with neighboring countries, notably with Russia, China, Kazakhstan and other states, in particular with the states of the European Union.Foreign Policy of Uzbekistan is aimed at developing good-neighborly relations, at angling economic cooperation with all countries in the region.

Текст научной работы на тему «Развитие международных торгово-экономических связей Республики Узбекистан»

Развитие международных торгово-экономических связей Республики Узбекистан

Улугбек Саидкаримович ЗИЯДУЛЛАЕВ (Республика Узбекистан),

кандидат экономических наук, Ташкентский государственный экономический университет (100138, Республика Узбекистан, Ташкент, ул. Ислома Каримова, 49) - докторант, E-mail: [email protected],

Мухтасар Мансурджановна ЗИЯЕВА (Республика Узбекистан),

кандидат экономических наук, Ташкентский государственный экономический Университет (100003, Республика Узбекистан, Ташкент, ул. Ислома Каримова 49) - докторант, E-mail: www.tsue.uz

Аннотация

В статье рассмотрены говременные тенденции развития интеграционных процессов и торгово-экономических связей в странах Центральной Азии в контексте Великого Шелкового пути, динамика рыночных услуг и перспективы углубления экономического сотрудничества. Особое внимание уделено развитию внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан, отмечены усилия руководства по расширению экономических отношений с соседниим странами, в частности с Россией, Китаем, Казахстаном и другими государствами, в частности с государствами Европейского союза. Внешняя политика Узбекистана направлена на развитие добрососедских отношений, на углабление экономического сотрудничества со всеми странами Центральноазиатского региона.

Ключевые слова: Республика Узбекистан, торгово-экономические отношения, экономическое сотрудничество, Шелковый путь, внешняя торговля, интеграционные связи, стратегические партнёрство, рынок услуг.

Development of international trade and economic relations Republic of Uzbekistan

Ulugbek Saidkarimovich ZIYADULLAEV (The Republic of Uzbekistan),

Candidate of Economic Sciences, Tashkent State University of Economics (49, Islom Karimov, Tashkent, 100003, Republic of Uzbekistan) - doctoral student, E-mail: [email protected], Muhtasar Mansurdzhanovna ZIYAEVA (The Republic of Uzbekistan),

Candidate of Economic Sciences, Tashkent State University of Economics

(49, Islom Karimov, Tashkent, 100003, Republic of Uzbekistan) - doctoral student,

E-mail: www.tsue.uz

УДК 339.5 ББК 65.428 З-668

^ 62

Российский внешнеэкономический вестник

7 - 2018

Abstract

The article deals with the current trends in the development of integration processes and trade and economic ties in the countries of Central Asia in the context of the Great Silk Road, the dynamics of market services and the prospects for deepening economic cooperation. Special attention is paid to the development of foreign economic activities of the Republic of Uzbekistan, the efforts of the leadership to expand economic relations with neighboring countries, notably with Russia, China, Kazakhstan and other states, in particular with the states of the European Union. Foreign Policy of Uzbekistan is aimed at developing good-neighborly relations, at angling economic cooperation with all countries in the region.

Keywords: the Republic of Uzbekistan, trade and economic relations, economic cooperation, the Silk Road, foreign trade, integration ties, strategic partnership, service market.

Обретение Узбекистаном своей государственной независимости открыло перед ним широкие возможности самостоятельно проводить свою внешнюю политику, вырабатывать собственные пути вхождения в мировое сообщество, определять направления и приоритеты межгосударственных отношений. В Узбекистане велики и многообразны природные ресурсы, которые создают благоприятные условия для развития экономики. Их важнейшими слагаемыми являются в индустрии - крупные запасы полезных ископаемых (более 2700 месторождений и перспективных проявлений примерно 100 видов минерального сырья), в сельском хозяйстве - обширные массивы плодородных земель, пастбищ, обилие солнечного тепла и света, немалые водные ресурсы. Узбекистан входит в число мировых лидеров по обеспеченности запасами серебра, вольфрама и фосфоритов, калийной соли, редкоземельных металлов и других ценных минералов, в частности, по разведанным запасам золота на четвертом, урана - седьмом, молибдена - восьмом, по подтвержденным запасам меди - на 10-м, природного газа - 14-м месте в мире. Важное место в экспорте страны занимают хлопок и уран (второе и третье место в мире, соответственно).

В настоящее время в Узбекистане осуществляется широкий комплекс мероприятий, направленный на формирования институциональных основ интеграции национальной экономики в мировой рынок капитала на основе Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан на 20172021 гг.1

Развитие и либерализация экономики предусматривало переориентацию промышленного и сельскохозяйственного производства на рыночные условия, что естественно должно было повлечь сокращение крупных предприятий не приспособленных к рыночным условиям, увеличению структурной безработицы и сниже-

7 - 2018

Российский внешнеэкономический вестник

63 Q

нию налоговых поступлений. Что сильно повышает давление на бюджет страны. Поэтому в целях поддержания стабильности национальной валюты и цен, поэтапного внедрение современных рыночных механизмов валютного регулирования, расширение доходной базы местных бюджетов государство последовательно улучшало условия для развития сферы услуг в республике.

Так, принятие целенаправленных мер по развитию сферы услуг способствовало расширению внешнеэкономических связей, внедрению современных технологий для производства экспорто-ориентированной продукции и материалов, развитию транспортно-логистической инфраструктуры, повышению инвестиционной привлекательности для развития предпринимательства и иностранных инвесторов, улучшению налогового администрирования, внедрения современных принципов и механизмов регулирования банковской деятельности, развитию многопрофильных фермерских хозяйств, а также ускоренному развитию индустрии туризма.

Преодоление экономических трудностей, улучшение жизни своего народа требует от каждого государства осуществления многосторонней и многовекторной внешней политики. Узбекистан находится на перекрёстке узловых дорог Центральной Азии. Это позволяет выдвинуть в качестве стратегической перспективы внешней политики республики выстраивание центральноазиатского политического, экономического и культурного моста, аналога Великого Шелкового пути.

Сейчас новые внешнеполитические подходы Узбекистана актуализировали необходимость регионального сотрудничества и создали в Центральной Азии более оптимистичную атмосферу. Начиная с 2017 г., между странами нормализуются отношения. Ещё недавно сильно отдаленные друг от друга государства, все больше идут на сближение и соглашения, в том числе и относительно более закрытые Туркмения и Афганистан. В центре этих изменений находится Узбекистан, который придает динамизм вновь обретенному стремлению к сотрудничеству. Нормализация отношений не только трансформирует конфигурацию в регионе, но и придает Центральноазиатскому региону ещё больший геополитический вес на международных площадках.

Новое руководство стало проводить многовекторную, последовательную внешнюю политику. Узбекистан демонстрирует готовность к диалогу, укреплению взаимного доверия и сотрудничеству со всеми странами. Руководство Узбекистан пытается донести до соседей по региону, что экономическое процветание - основа всего. Ведется диалог по разработке единых подходов к совместному решению накопившихся проблем.

«Считаю, что нашим общим приоритетом должно стать создание по линии "Экономического пояса Шелкового пути" интегрированных промышленных технопарков, научно-инновационных кластеров и свободных экономических зон. В этих целях мы предлагаем совместно выработать эффективные механизмы про-

^ 64

Российский внешнеэкономический вестник

7 - 2018

движения таких проектов, - подчеркивает Президент Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёев2 - разветвленная сеть транспортных коридоров «Одного пояса, одного пути» должна быть интегрированной и должна включить железнодорожную магистраль «Китай-Кыргызстан-Узбекистан-Афганистан» с выходом на порты Пакистана и Ирана в Индийском океане».

С утверждением государственной независимости Узбекистан получил возможность установления прямых контактов с близкими странами мира. Сотрудничество с этими государствами позволяет республике войти в систему мировых экономических и политических связей на принципах равного партнёрства и взаимного уважения.

Таблица 1

Внешняя торговля Узбекистана (млн долл.)

Экспорт 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.

Всего, в том числе по странам 8 630 7 20807 6 406 7 545 8 519

Швейцария 1 539 1 336 1 884 2 864 3 676

Китай 1 938 1 598 1 267 1 607 1 475

Россия 1 257 870 576 761 1 027

Турция 815 781 712 709 823

Казахстан 971 1 017 726 588 735

Киргизия 98 102 59 70 164

Украина 92 73 62 123

Импорт,

Всего, в том числе по странам 13 008 13 684 10 486 9 669 11 412

Китай 2 613 2 678 2 229 2 007 2 764

Россия 2 804 3 114 2 221 1 965 2 625

Казахстан 1 145 1 084 942 923 1 250

Республика Корея 1 968 2 033 1 284 930 1 180

Турция 563 603 489 533 681

Германия 572 671 479 500 667

Италия 121 198 154 195 190

Украина 352 309 174 16

Подсчитано по:

https://www.trademap.org/Country_SelProductCountry_TS.aspx?nvpm=1|860||||TOT ^|||2|1|2|1|2|1|2|1|1

РАЗВИТИЕ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ РЕПУБЛИКИ УЗБЕК-СИТАН С РОССИЕЙ

Активно развиваются торговые связи между Узбекистаном и Россией. Крупные российские компании расширяют взаимодействие с узбекскими партнерами. Преимущественно сотрудничество осуществляется в добывающих отраслях. Так,

7 - 2018

Российский внешнеэкономический вестник

65 0

компания ЛУКОЙЛ начала строительство в Узбекистане газоперерабатывающего комплекса «Кандым», ключевого объекта для развития группы газоконденсатных месторождений Кандым в Бухарской области на юго-западе Узбекистана. Комплекс включает в себя установки подготовки газа, сборный пункт, принимающий топливо со 114 эксплуатационных скважин, 11 кустовых площадок, а также 370 километров газопроводов и 160 километров дорог. Проектная мощность предприятия - 8,1 млрд кубометров газа в год. Завод будет производить подготовленный природный газ, конденсат, а также твердую и гранулированную серу. Запуск первой производственной линии намечен на декабрь 2018 г. «Газоперерабатывающий комплекс «Кандым» будет одним из крупнейших в Средней Азии», - заявил президент Узбекистана Ш. Мирзиёев на церемонии закладки завода. Глава ЛУКОЙЛа В. Алекперов отметил, в свою очередь, что данный комплекс станет самый затратным инвестиционным проектом компании в Узбекистане.

При реализации объектов в Узбекистане российская компания привлекает по подрядной кооперации своих партнеров по бизнесу в других регионах мира. Так, компания подписала контракт на сумму 2,66 млрд долл. с корейской Hyundai Engineering. По соглашению корейская компании обязалась построить комплекс и поставить все необходимое оборудование. Также ЛУКОЙЛ приобрел лицензией на месторождение Юго-западный Гиссар.

В целом к настоящему времени компания вложила в нефтегазовые проекты Узбекистана более 3,5 млрд долларов, это крупнейший инвестор страны. При этом к 2016 году ЛУКОЙЛ добыла здесь уже 32 млрд кубометров газа. Компания ЛУКОЙЛ начала строительство газоперерабатывающего комплекса «Кандым», ключевого объекта для развития группы газоконденсатных месторождений Кандым в Бухарской области на юго-западе Узбекистана. В целом к настоящему времени компания вложила в нефтегазовые проекты Узбекистана более 3,5 млрд долларов, это крупнейший инвестор страны. При этом к 2016 году ЛУКОЙЛ добыла здесь уже 32 млрд кубометров газа.3

Развиваются поставки оборудования из России для переработки полезных ископаемых. Так, росийская компания «Тяжмаш» заключила в 2012 г. контракт на строительство одного из крупнейших горно-металлургических предприятий Республики Узбекистан. Он управляется фирмой АО «Алмалыкский ГМК». На предприятии осуществлен монтаж шаровых мельниц российского производства. Учитывая крупномасштабность проекта, все работы на объекте ведутся под постоянным наблюдением и контролем российских специалистов. По условиям контракта проект реализуется заводом «Тяжмаш» под ключ. Предприятие выступает генеральным подрядчиком и генеральным проектировщиком реконструкции дробильного цеха медной обогатительной фабрики в Республике Узбекистан. Российское предприятие изготовило и отправило заказчику три рудоразмольные мельницы, автоматизированный конвейерный комплекс и другие технологические

^ 66

Российский внешнеэкономический вестник

7 - 2018

позиции. Производительность поставленного ОАО «Тяжмаш» оборудования обеспечит переработку 7 млн т медной руды в год.4

Другая российская государственная компания «Гидромех» в 2017 г. поставила в Узбекистан семь дноуглубительных судов производительностью 1600 куб. м/час. Оборудование будет использоваться для очистки каналов. Сборку земснарядов из машинокомплектов, произведенных на «Заводе Гидромеханизации» (г. Рыбинск Ярославской области), планируется провести на совместном узбекско-российском предприятии «Гидромех монтаж» (51% Гидромех, 49% правительство Узбекистана). Ранее в рамках программы по обновлению дноуглубительного флота в Узбекистане, ГК «Гидромех» поставила заказчику 16 судов. Всего до 2020 года планируется закупить около 30 единиц аналогичной техники, при этом, в соответствии с требованием заказчика, уровень локализации производства на узбекском предприятии ежегодно увеличивается на 10-15%.5

Узбекистан заинтересован в привлечении российского промышленного капитала, который сможет составить конкуренцию, в первую очередь, китайскому - особенно в геологоразведке, разработке недр и нефтегазовой отрасли.

Существенным аспектом российско-узбекского взаимодействия является регу-лиование деятельности узбекских рабочих в России. Недавно делегация Федеральной службы по труду и занятости посетила с рабочим визитом Республику Узбекистан. В ходе заседания рабочей группы и координационного совета по вопросам реализации соглашения об обмене информацией между Рострудом и Агентством внешней трудовой миграции Узбекистана обсуждались вопросы, выявленные в ходе организации механизма по организованному набору и привлечению граждан Узбекистана для временной трудовой деятельности в России, а также вопросы усовершенствования данного механизма. В частности, был рассмотрен ход работы по размещению вакансий на портале «Работа в России» для подбора граждан Узбекистана, информации об условиях труда у российских работодателей, а также о нарушениях трудового законодательства в отношении граждан республики.

Соглашение об организованном наборе и привлечении граждан Узбекистана для осуществления временной трудовой деятельности в РФ было подписано год назад. Документ направлен на обеспечение адресного трудоустройства граждан Узбекистана в России. В декабре 2017 года на портале «Работа в России» открыли личный кабинет Агентства по вопросам внешней трудовой миграции Узбекистана, обеспечивающий доступ к перечню работодателей в РФ, сообщивших о желании принять участие в наборе граждан республики.6

ДИНАМИКА ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН И ЕВРОПЕЙСКОГО СООБЩЕСТВА

Евросоюз активно развивает экономические отношения с Узбекистаном, в частности, за период 1992-2016 годы были реализованы проекты на 730 млн евро. А до 2020 года в рамках финансовой и технической помощи с целью развития сельской

7 - 2018

Российский внешнеэкономический вестник

67 ^

местности Евросоюз планирует воплотить в жизнь ряд инициатив в переработке продовольственной продукции, системе водоснабжения и орошения, фермерских хозяйствах, энергетике. Для этого первоначально выделено 168 млн евро. Основным фактором, привлекающим иностранных партнёров в Узбекистан, является стабильность в обществе и предсказуемость политики государства.

Узбекистан подал заявку на вступление в ВТО еще в 1994 году. Но процесс не форсировал. После того как в стране начались экономические реформы, назрела необходимость наращивания инвестиций, а также расширения рынков сбыта для своей продукции. Еще один довод в пользу вступления в ВТО заключается в том, что, согласно договору о вступлении в Зону свободной торговли СНГ, Узбекистан должен синхронизировать торговый режим с партнерами не позднее 31 декабря 2020 года.

Евросоюз пообещал Узбекистану помощь в оказании услуг по вхождению в ВТО и развитию ряда отраслей сельского хозяйства. Договоренность была достигнута в ходе очередного заседания ЕС-Узбекистан, которое состоялось 14 июля 2018 г. в Брюсселе. Предполагается, что вскоре будут реализованы грантовые соглашения по ряду проектов. В частности, 30 млн евро будет выделено на проект по устойчивому управлению водными ресурсами в Ферганской долине, 15 млн евро - на развитие сектора животноводства. Еще 5 млн евро - на проект «Развитие навыков трудоустройства в сельских регионах». В начале 2019 года ЕС обещает грант в размере 40 млн евро на поддержку расходов государственного бюджета. По сообщению Госкомитета обещается содействие в присоединении Узбекистана к ВТО и в предоставлении доступа узбекским товарам на рынок стран Европы.

Впрочем, пробиться на европейский рынок не так просто. «У Узбекистана есть несколько товарных позиций, которые десятилетиями имеют спрос за рубежом. Ташкенту необходимо самостоятельно решать вопрос диверсификации узбекской продукции, которая идет на экспорт. Вступление или невступление в ВТО вряд ли поможет решить эту проблему. Ее нужно решать внутри страны, помогая развитию местного производства, поддерживая узбекских производителей», - отмечает директор ташкентского центра исследовательских инициатив «Ма'по» Б. Эргашев.7 По его мнению, из плюсов при вступлении в ВТО Узбекистан получит только доступ на рынки других стран. Но каких-либо расчетов, которые показали бы, что вступать в ВТО стоит, нет. Из минусов - Узбекистан получит жесткие условия и потерю суверенитета самостоятельно определять уровень таможенно-тарифных платежей. Республика должна будет открыть свой рынок для товаров других стран. Но готовы ли к конкуренции узбекские производители? Может быть, им еще нужно сохранить льготный режим и защиту? По мнению Б. Эргашева, необходимо также учитывать и географическое положение Узбекистана, при котором любой экспортно-импортный товар из-за транспортных расходов будет неконкурентоспособным.8

^ 68

Российский внешнеэкономический вестник

7 - 2018

РАЗВИТИЕ ТОРГОВЛИ И СОТРУДНИЧЕСТВА УЗБЕКИСТАНА И КИТАЯ

Отношения между узбекским и китайским народами тесно связаны с историей Великого Шелкового пути, наши национальные ценности и традиции внесли огромный вклад в развитие мировой культуры, а торговые отношения преподнесли народам мира редкие предметы своего времени. Чай, хлопок, шелк, бумага -только малая часть изделий, которые сегодня стали насущной потребностью человеческой жизни.

Свидетельством высокого уровня взаимодействия двух стран на международной арене стало плодотворное сотрудничество Узбекистана и Китая в подготовке и проведении состоявшегося в июне 2016 года саммита Шанхайской организации сотрудничества в Ташкенте. Помощник министра иностранных дел КНР Ли Хуэй-лай отметил, что сотрудничество между Китаем и Узбекистаном вступило в золотой период стремительного развития.9

В ходе визита в рамках международного форума «Один пояс, один путь» деловыми кругами двух стран заключены пакет контрактов и соглашений торгово-экономического, инвестиционного и финансового характера на сумму 20 млрд долларов. Всё это служит доказательством последовательности партнерских отношений между двумя странами. Отношения между Республикой Узбекистан и Китайской Народной Республикой стремительно развиваются во всех сферах. Объем взаимной торговли увеличивается из года в год, а структура экспорта и импорта расширяется. Так, если по итогам 2016 года размер товарооборота между двумя странами превысил 4,2 млрд долларов США, то до 2020 года Узбекистан и Китай намерены довести объемы двусторонней торговли до 10 миллиардов долларов.10 Одна из основных частей внешней торговли Узбекистана приходит на долю Китая. Десятилетия назад положительное сальдо было на стороне Китая, а в настоящее время положительное сальдо находится в Узбекистане.

Дальнейшее расширение сотрудничества с международными экономическими организациями будет способствовать укреплению авторитета Узбекистана в мировом сообществе и занятию достойного места в ряду развитых демократических государств. Активная деятельность Республики Узбекистан как суверенного государства по формированию открытой рыночной экономики послужит основой для интегрирования в мировое экономическое сообщество.

РАСШИРЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ С КАЗАХСТАНОМ

Казахстан устойчиво занимает третье место в списке основных внешнеторговых партнёров Узбекистана после КНР и РФ. Но если рассмотреть структуру этого товарооборота, то получается не очень радужная картина. Уже многие годы основными статьями экспорта Узбекистана в Казахстан остаются природный газ, хлопковое волокно, удобрения, плодоовощная продукция. А из Казахстана в РУз экспортируются в основном зерно/мука, а также чёрные и цветные металлы.

7 - 2018

Российский внешнеэкономический вестник

69 0

Важнейшей задачей на среднесрочную перспективу является диверсификация структуры внешней торговли между двумя странами. Для этого Узбекистану и Казахстану нужно решать вопросы совершенствования внешнеторгового режима, поощрения и защиты взаимных инвестиций, оптимизации вопросов налогообложения. Узбекистан, реализующий стратегию экспортоориентированного развития с упором на ускоренную индустриализацию, и Казахстан, реализующий программу форсированного индустриально-инновационного развития и приступивший к реализации третьего этапа модернизации, находятся на качественно новом этапе развития национальных экономик, что создаёт условия для углубления и расширения форматов взаимного сотрудничества.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

У Казахстана и Узбекистана существует взаимозависимость в транспортной сфере. Транзит из Узбекистана в северном и восточном направлении идёт через Казахстан, а значительная часть всё более усиливающегося товаропотока из Казахстана в южном направлении проходит через Узбекистан. И расширение сотрудничества в сфере транзита грузов между Узбекистаном и Казахстаном — это настоятельное требование экономики.

В этом контексте и следует рассматривать визиты президента Узбекистана в 2017 году в страны - ближайшие соседи - Туркменистан и Казахстан, затем в являющиеся стратегическими партнёрами Россию и Китай, а также в Турцию и Южную Корею. Политика выстраивания более интенсивных экономических и политических отношений Узбекистана со странами соседями и партнёрами очень прагматична, что характерно для политики Узбекистана. Для Узбекистана активизация усилий на туркменском, казахском, российском и китайском направлениях -это, во-первых, решение вопросов увеличения взаимного товарооборота, привлечения инвестиций для реализации важных инвестиционных проектов в различных отраслях в рамках политики ускоренной индустриализации Узбекистана.

Во-вторых, это интенсификация сотрудничества стран региона в транспор-тно-коммуникационной сфере, снижение транспортных издержек для наших производителей, увеличение транзита и т. д.. Так, с 2011 года в отношениях между Узбекистаном и Туркменистаном началсяпериод выстраивания долгосрочного сотрудничества, прежде всего в транспортно-коммуникационной сфере. В частности, идея формирования транспортного коридора Узбекистан - Туркменистан - Иран - Оман. Такой же тренд был и в отношениях между Узбекистаном и Казахстаном, особенно после подписания в 2012 году Договора о стратегическом партнёрстве.

Особый пункт региональной политики Узбекистана - отношения с Кыргызстаном и Таджикистаном. Визиты президента Узбекистана в Киргизию и ответный визит президента Киргизии А. Атамбаева в Узбекистан (осенью 2017 года) позволили приступить к практическому решению проблем в вопросах водно-энергетических, транспортно-коммуникационных и делимитизации границ.

^ 70

Российский внешнеэкономический вестник

7 - 2018

ТОРГОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ С ЕАЭС

В настоящее время, после ратификации договора о присоединении к Договору о Зоне свободной торговли СНГ, Узбекистан имеет расширенный доступ к рынкам стран ЕАЭС, которые одновременно все являются членами СНГ. Данный Договор о ЗСТ СНГ не предполагает передачи какой-либо части суверенных полномочий на наднациональный уровень, при этом обеспечивает льготный доступ на рынки стран СНГ. В 2019 году, когда для Узбекистана истечёт преференциальный срок торговли со странами - участниками ЗСТ СНГ, стране придётся постепенно снижать протекционистские тарифы и акцизы по целому ряду товаров и открывать свои рынки для продукции стран - участников ЗСТ СНГ.

В обозримой перспективе перед Узбекистаном стоит задача перехода к экспор-тоориентированной экономике, способной привлекать и эффективно осваивать инвестиции, как внутренние, так и внешние. И для этого национальная экономика должна быть более открытой и интегрированной в региональную и мировую экономики. Сама логика экономических реформ, которые Узбекистан планирует осуществить в ближайшие годы, будет стимулировать поиск приемлемых форм региональной кооперации и интеграции. У Узбекистана есть объективная потребность в налаживании более глубоких связей со странами ЕАЭС. И одновременно странам ЕАЭС интересен самый крупный в регионе ЦА узбекский рынок.

В этих условиях представляется целесообразным формулирование новых инициатив в этом направлении, интересных и приемлемых как ЕАЭС, так и Узбекистану. В частности, одним из вариантов может быть формирование Зоны свободной торговли «ЕАЭС - Узбекистан». Данная инициатива в настоящее время обсуждается в экспертных кругах Узбекистана. Формирование такой ЗСТ может стать серьёзным фундаментом для углубления сотрудничества, постепенной гармонизации законодательно-нормативной базы, стандартов и норм ЕАЭС и Узбекистана. Если уж ЕАЭС готов создавать ЗСТ с Вьетнамом, Израилем и Турцией, то растущий Узбекистан с не меньшим основанием может рассматриваться в качестве такого партнёра.

В более широком формате можно, например, предполагать активизацию взаимоотношений Узбекистана и с другими странами Азии, например с Индией. В целом следует отметить, что в Узбекистане продолжается реализация активной промышленной политики, направленной на индустриализацию, создание новых промышленных кластеров, формирование новых отраслей, увеличение доли промышленности в ВВП. В Стратегии развития Узбекистана на 2017-2021 гг. ключевым направлением является формирование экспортоориентированной, конкурентоспособной промышленности. То есть в стране осуществляются процессы развтия торговли с зарубежными странами, которые усиливают экономический потенциал, создают возможности для того, чтобы национальная экономика страны

7 - 2018

Российский внешнеэкономический вестник

71 ^

была более взаимозависима, было больше взаимодействия с соседями и другими государствами. Создаются условия для того, чтобы расширять и диверсифицировать товарную структуру экспорта стран-участниц экономической интеграции. Узбекистан реализует экономическую стратегию, целью которой является модернизация экономики, повышение её конкурентоспособности, переход от аграрно-

индустриальной к индустриально-инновационной экономике.

* * *

Усилия президента Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёева по реформированию экономики поддерживаются международными финансовыми институтами и помогут привлечь в страну большие инвестиции, технологии и создать новые рабочие места. В условиях продолжающейся глобальной нестабильности, не нарушая интеграции Республики Узбекистан в мирохозяйственные связи в сфере внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности Республики Узбекистан следует решить следующие задачи:

1) активизировать инвестиционные процессы, направленные на укрепление экономики страны, формирование её инновационной структуры и выход на мировой рынок;

2) содействовать целевому использованию средств внешнего финансирования с приоритетом на решение текущих социально-экономических проблем, модернизацию предприятий в ключевых отраслях экономики, обеспечивающих наращивание ее валового внутреннего продукта;

3) обеспечивать тесное взаимодействие национальных рынков капитала с международными финансовыми рынками;

4) повышать общий уровень социально-экономического развития областей Республики, снижение их социально-экономической дифференциации;

5) свести к минимуму риск возникновения любых конфликтов, устранять причины и факторы, их порождающие, обеспечивать стабилизацию политической, социально-экономической, экологической обстановки в стране и её регионах.

Это приведет к расширению международных торгово-экономических связей Республики Узбекистан, развитию её взаимодействия и сотрудничества с мировыми и региональными державами.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1 Указ Президента Республики Узбекистан от 07.02.2017 № УП-4947 «О Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан».

2 Выступление Президента Республики Узбекистана Ш. Мирзиёева в проекте «Пояса и пути» . Газета "Gazeta.uz" 15 мая 2017

3 ЛУКОЙЛ запускает крупнейший газовый проект Узбекистана // http://proekt-gaz.ru/ newsЛukojl_zapuskaet_kmpnejshij_gazovyj_pшekt_uzbekistana/2016-04-20-3549

4 "ТЯЖМАШ" начал монтаж мельниц в Узбекистане // http://www.mashportal.ru/ company_news-39390.aspx

^ 72

Российский внешнеэкономический вестник

7 - 2018

5 Российская компания поставит семь дноуглубительных судов в Узбекистан // http:// www.rusexporter.ru/news/detail/4350/

6 Россия и Узбекистан обсудили вопросы трудоустройства граждан республики //http:// vneshmarket.ru/NewsAM/NewsAMShow.asp?ID=321224

7 Евросоюз подталкивает Узбекистан к вступлению в ВТО// http://www.ng.ru/cis/2018-06-21/5_7250_uzbekistan.html

8 Евросоюз подталкивает Узбекистан к вступлению в ВТО// http://www.ng.ru/cis/2018-06-21/5_7250_uzbekistan.html

9 Китайский и узбекский флагиУзбекистан и Китай: 25 лет дипломатическим отношениям - http://ru.sputniknews-uz.com/society/20170111/4571072/kitay-uzbekistan-25-let.html

10 Узбекистан и Китай намерены довести товарооборот до 10 млрд долл. - http:// m.sputniknews-uz.com/economy/20170324/5043655^zbekistan-i-Kitai-dovedut-tovarooborot-do-10-mlrd.html

БИБЛИОГРАФИЯ:

1. Выступление Президента Республики Узбекистана Ш. Мирзиёева в проекте «Пояса и пути» - Газета "Gazeta.uz" 15 мая 2017г.

2. Основные тенденции и показатели экономического и социального развития Республики Узбекистан за годы независимости (2016-2020 гг.) и 58 прогнозов на 2011-2015 гг. / Статистический сборник. ИПТД «Узбекистан», 2016г.

3. Акаев А.А., Зиядуллаев Н.С., Сарыгулов А.И., Соколов В.Н. Прогнозная модель экономической динамики в условиях стагфляции с учетом волатильности курса национальной валюты // Проблемы прогнозирования, 2017, № 3, с.34-41

4. Зиядуллаев Н.С., Зиядуллаев С.Н. 25 лет Содружеству и новые возможности экономического сотрудничества // Российский внешнеэкономический вестник, 2017, № 1, с.3-16

5. Зиядуллаев Н.С., Зиядуллаев УС. 25 лет СНГ и евразийские интеграционные проекты: ожидания, разочарования и перспективы // Экономическая наука современной России, 2017, № 2, с.123-136

6. Зиядуллаев Н.С. Экономическое взаимодействие Российской Федерации и Республики Узбекистан // Экономист, 2016, № 4, с. 90-96

7. Смирнов С. Узбекистан: экономика строгого режима // https://www.ritmeurasia.org/ news--2017-09-04--uzbekistan-ekonomika-strogogo-rezhima-32152

8. Эргашев Б. Узбекистан и евразийская интеграция // http://www.sonar2050.org/ publications/uzbekistan-i-evraziyskaya-integraciya/

9. Akaev A.A., Ziyadullaev N.S., Sarygulov A.I., and Sokolov V.N. A predictive model of economic dynamics during stagflation taking into account the volatility of the national currency // Studies on Russian Economic Development, 2017, Vol. 28, No. 3, pp. 266-270.

BIBLIOGRAFIYA:

1. Vystuplenie Prezidenta Respubliki Uzbekistana SH. Mirziyoeva v proekte «Poyasa i puti» - Gazeta "Gazeta.uz" 15 maya 2017g.

2. Osnovnye tendencii i pokazateli ehkonomicheskogo i social'nogo razvitiya Respubliki Uzbekistan za gody nezavisimosti (2016-2020 gg.) i 58 prognozov na 2011-2015 gg. / Statisticheskij sbornik. IPTD «Uzbekistan», 2016g.

7 - 2018

Российский внешнеэкономический вестник

73 Q

3. Akaev A.A., Ziyadullaev N.S., Sarygulov A.I., Sokolov VN. Prognoznaya model' ehkonomicheskoj dinamiki v usloviyah stagflyacii s uchetom volatil'nosti kursa nacional'noj valyuty // Problemy prognozirovaniya, 2017, № 3, s.34-41

4. Ziyadullaev N.S., Ziyadullaev S.N. 25 let Sodruzhestvu i novye vozmozhnosti ehkonomicheskogo sotrudnichestva // Rossijskij vneshneehkonomicheskij vestnik, 2017, № 1, s.3-16

5. Ziyadullaev N.S., Ziyadullaev U.S. 25 let SNG i evrazijskie integracionnye proekty: ozhidaniya, razocharovaniya i perspektivy // EHkonomicheskaya nauka sovremennoj Rossii, 2017, № 2, s.123-136

6. Ziyadullaev N.S. EHkonomicheskoe vzaimodejstvie Rossijskoj Federacii i Respubliki Uzbekistan // EHkonomist, 2016, № 4, s. 90-96

7. Smirnov S. Uzbekistan: ehkonomika strogogo rezhima // https://www.ritmeurasia.org/ news--2017-09-04--uzbekistan-ekonomika-strogogo-rezhima-32152

8. Ehrgashev B. Uzbekistan i evrazijskaya integraciya // http://www.sonar2050.org/ publications/uzbekistan-i-evraziyskaya-integraciya/

9. Akaev A.A., Ziyadullaev N.S., Sarygulov A.I., and Sokolov V.N. A predictive model of economic dynamics during stagflation taking into account the volatility of the national currency // Studies on Russian Economic Development, 2017, Vol. 28, No. 3, pp. 266-270.

^ 74

Российский внешнеэкономический вестник

7 - 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.