Жамият ва инновациялар -Общество и инновации -Society and innovations
Journal home page: https://inscience.uz/index.php/socinov/index
Implementation of the state youth policy of Uzbekistan in the field of employment, based on the activities of local authorities. (using archival materials from Navoi region)
Shukhrat NOROV 1
Navoi State Mining Institute
article info
abstract
Article history:
Received January 2021 Received in revised form 15 January 2021 Accepted 20 February 2021 Available online 7 March 2021
Keywords:
State Youth
Employment
Law
Politics
History
Education
Employment
Local authorities
The article examines the historical role and experience of youth policy in the field of employment. The essence of laws and regulations of state and local authorities, in the formation of employment of young people. Mechanisms for the implementation of state and local programs for youth employment at the beginning of Uzbekistan's independence. Comparison of the problems of youth employment at the beginning of independence and the present. Employment problems associated with the employment of boys and girls. Ways to solve some problems of youth employment in Uzbekistan
2181-1415/© 2021 in Science LLC.
This is an open access article under the Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) license (https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/deed.ru)
Aholini ish bilan ta'minlash sohasida O'zbekistonning yoshlarga oid davlat siyosatini mahalliy hokimiyat organlari faoliyatiga asoslanib amalga oshirilishi. (Navoiy viloyatidagi arxiv materiallaridan foydalangan holda)
аннотация_
Maqolada bandlik sohasida yoshlar siyosatining tarixiy roli va tajribasi o'rganilgan. Yoshlarni ish bilan ta'minlashni shakllantirishda davlat va mahalliy hokimiyat organlari qonunlari va qarorlari mohiyati. O'zbekiston mustaqilligi boshida yoshlarni ish bilan ta'minlash bo'yicha davlat va mahalliy dasturlarni amalga oshirish mexanizmlari.
1 Senior Lecturer of the Department of Social and Humanitarian Disciplines,Navoi State Mining Institute, E-mail: [email protected]
Калит сузлар:
Davlat
Yoshlar
Bandlik
Huquq
Siyosat
Tarix
Ta'lim
Ish bilan ta'minlash Mahalliy hokimiyat organlari
Mustaqillikning boshida va hozirgi davrda yoshlarni ish bilan ta'minlash muammolarini taqqoslash. O'g'il va qizlarni ish bilan ta'minlash bilan bog'liq ish bilan bog'liq muammolar. O'zbekistonda yoshlarni ish bilan ta'minlashning ayrim muammolarini hal qilish usullari.
Осуществления государственной молодёжной политики Узбекистана в сфере трудоустройства, на основании деятельности местных органов власти. (с использованием архивных материалов Навоийской области)
Исторический опыт реализации молодёжной политики в годы Независимости Узбекистана, очень многое раскрывает в плане эффективного формирования и воспитания молодёжи. В частности, это относится своевременного трудоустройства молодёжи, выпускников высшего и среднего специального учебного заведения. В начале Независимости как в любом развивающемся государстве, следует отметить то, что существует определенные проблемы становления государство. В первую очередь это связанно с теми переменами и изменениями в обществе, где люди того или иного государство, не сразу адаптируется к масштабным развитиям в стране. Произошедшие исторические события в Узбекистане в начале Независимости, показали свои определенные действия, связанные с прогрессивным развитием государство. Отречение народа Узбекистана от стереотипов прошлого советского режима, заняло определённый исторический период. Чтобы достичь нужного курса своего развития, народу Узбекистана пришлось многое изменить для процветания своего общество. И здесь в историческом формировании граждан Узбекистана, роль молодёжи очень значительна. В своём выступлении Президент Республики Узбекистана Шавкат Мирзиёев в Послании Олий Мажлису и народу Узбекистана в конце декабря 2020 года отметил особенность отбора кадров для эффективного трудоустройства молодёжи. В частности, он подчеркнул «Вместо изживших себя методов отбора будет внедрена открытая и прозрачная конкурсная система, позволяющая оценить интеллектуальный потенциал кандидата» [1].
аннотация
Ключевые слова:
Государство
Молодёжь
Занятость
Закон
Политика
История
Образование
Трудоустройство
Местные органы
В статье рассмотрено историческая роль и опыт молодёжной политики в сфере трудоустройства. Сущность законов и постановлений государственных и местных органов, в формирование занятости молодых людей. Механизмы реализации государственных и местных программ по трудоустройству молодежи в начале Независимости Узбекистана. Сопоставление проблем трудоустройства молодёжи в начала независимости и настоящее время. Проблемы занятости, связанные с трудоустройством юношей и девушек. Пути решения некоторых проблем по занятости молодёжи Узбекистана.
АКТУАЛЬНОСТЬ
СТЕПЕНЬ ИЗУЧЕННОСТИ И МЕТОДЫ:
Теоретической и методологической основой статьи явился исторический и системный подход к процессам, протекающим в рамках молодежной политики в сфере трудоустройства и занятости молодых людей, использовались методы логического и сравнительного анализа, балансовый метод.
Информационной базой исследования послужили Законы Республики Узбекистан, Указы и Постановления Президента страны, Конференции Международной организации труда - МОТ. Послание Президента Ш.М.Мирзиёева к Олий Мажлису Республики Узбекистан по итогам 2019 и 2020 года, Выступления Президента Ш.М.Мирзиёева на форуме молодёжи Узбекистана в декабре 2020 года. Материалы архива Навоийской области.
В статье получены следующие результаты, отражающие научную особенность:
- уточнено содержание понятия «занятость молодежи» как особой социально-экономической категории;
- выявлены факторы, обусловленные спецификой молодежи как группы трудовых ресурсов и определяющие причины молодежной безработицы в современном Узбекистане;
- обоснована необходимость усиления воздействия на занятость молодежи путем государственного регулирования рынка образовательных услуг, определения содержания и качественного уровня профессиональной подготовки, разработки и осуществления программ содействия трудоустройству и адаптации молодежи к требованиям рынка труда;
Использованы статьи связанные с трудоустройством «Современные проблемы трудоустройства молодежи: региональный и профессиональные аспекты» Статья Е.В.Слепцова [2].
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:
Трудоустройство молодёжи с первых лет Независимости и по сегодняшнее время является актуальной задачей правительство Узбекистана. Переход к рыночным отношениям в 1991-2000 года по трудоустройству и занятости в условиях развивающейся экономики привел к возникновению некоторым ситуациям в социально-трудовых отношениях. Особенно нелегкой эта ситуация оказалась для молодежи Узбекистана, которая в силу особенности социального духовного и психологического характера было недостаточно подготовленной к современным реальностям рынка труда. В свою очередь вопрос трудоустройства, требует от государства разработки и реализации особенной концептуальной грани, обеспечивающих не только предоставление тех или иных гарантий занятости для молодежи, но и оказание поддержки в адаптации данной группы населения к современной экономической системе общество. При этом представляется возможным обеспечить участие в адаптационных программах молодежи к рынку труда государственных органов, регулирующих занятость населения, государственных и негосударственных образовательных учреждений, предпринимателей и работодателей, органов местного самоуправления граждан -махалля. Создание механизмов взаимодействия всех участников трудовых
отношений по вопросу стабильной занятости молодежи, оказания ей помощи в адаптации к рынку труда в начале Независимости представляла и представляет в настоящее время актуальной задачей общество. В выступление Президента Ш.М.Мирзиёева на форуме молодёжи Узбекистана в декабре 2020 года о закреплении за одним предпринимателем одного незанятого молодого человека по принципу «Предприниматель - опора для молодёжи». Эта инициатива с радостью была воспринята многими предпринимателями^]. Необходимо отметить тот жизненный факт, что молодые работники изначально всегда очень энергичны и ответственны. В связи с этим предприниматели с готовностью, поприветствовали инициативу Президента страны по закрепление молодёжи за ними.
Одним из наиболее нежелательных последствий молодежной безработицы в начале Независимости являлась снижение трудовой мотивации, задержки в формировании образа жизни работающих людей у той молодёжи, чья трудовая жизнь начиналась с безработицы. Это было связано ещё с нехваткой высококвалифицированного получение образования у молодого поколения. В связи с этим необходимо на постоянной основе научная и обоснованная политика регулирования молодежной занятости. К занятости необходимо создание для молодёжи качественных образовательных систем. В своих выступлениях, Президент Узбекистана Ш.М.Мирзиёев отмечал, что - Великие мыслители Востока говорили: «Самое большое богатство - разум и наука, самое большое наследство -хорошее воспитание, самая большая нищета - отсутствие знаний». Стремление овладевать современными знаниями, быть просвещенными и обладать высокой культурой должно стать для всех нас жизненной потребностью [4].
Сущность деятельности реализации всех поставленных задач к регионам Узбекистана, со стороны законодательной и исполнительной власти, имеет определенные, своеобразные особенности. В каждой системе управления существуют свои рычаги реализации государственных программ, связанных с развитием молодёжной политики Узбекистана. Региональная реализация поставленных задач по осуществлению государственной молодёжной политики Узбекистана с первых лет Независимости формировалась в соответствии Законов, Постановление и Указов Президента, Постановление и приказов Кабинета Министров Республики Узбекистан. В частности, если возьмем как пример реализации молодёжной политики Узбекистана в годы Независимости Навоийскую область, то здесь следует отметить установленные правовые основы, которые были созданы для их выполнения. Постановление хокима Навоийской области за № К-01-/61 от 05.03.1993 года, О мерах реализации в области Закона «Об основах государственной молодёжной политики в Республики Узбекистан»[5], определяет основные задачи выполнения и осуществления Закона. В этом постановление предусмотрено следующие направления:
- социальная защита молодежи, реализация общественно полезных потребностей и интересов молодых людей, работа с подростками и молодежью по месту жительства;
- содействие здоровому образу жизни молодёжи, её духовному и физическому совершенствованию;
- развитие молодёжного предпринимательства, создание молодёжных малых и арендных предприятий, более полное использование не занятых рабочих мест
предприятий области для трудоустройства студентов учащихся, молодых инвалидов и домохозяек;
- создания центров научно-технического и художественного творчества, культуры, ремесла, подростков и молодёжных клубов;
- правовое воспитание молодёжи;
- сочетание государственных и общественных форм работы с молодёжью [6];
На основе перечисленных направлений в Постановления хокима области,
предусмотрены основные аспекты реализации молодёжной политики. Как ключевое направление следует отметить трудоустройство молодёжи. Программа, утвержденная Хокимом области, в соответствие с приложением №2, настоящего постановления предусматривало, занятость молодёжи и предпринимательству]. В настоящее время, как показывает история Независимости Узбекистана, стратегически важным вопросом молодёжи является трудоустройство и занятость молодых людей.
Программа охватывала систематический анализ численность молодёжи Узбекистана в возрасте от 17 до 30 лет[8]. Наличие у молодых людей данного возраста специальности и проблем по трудоустройству. Срок выполнения программы на основание постановление был утвержден на постоянной основе. Ответственными были первые лица городов и районов региона - хокимы. Создание Союза молодёжи Узбекистана, молодёжные биржи труда, при городах и районах Навоийской области.
Основная цель данной программы состояло в охвате и трудоустройстве определённо категории молодёжи - трудоспособных инвалидов детства, воинов-интернационалистов, не имеющих специальностей, рассмотреть вопрос их профессиональной подготовки и организации надомного труда. В плане предпринимательство в соответствие с Постановлением хокима области, городов и районов, было предусмотрено, создание для молодёжи малых предприятий, кооперативов на базе школ, ПТУ (профессиональных технических училищ), средних специальных учебных заведений, учебно-производственных и внешкольных учреждениях, базовых предприятиях, организациях, хозяйствах. Здесь следует отметить некоторые основные проблемы трудоустройства молодёжи в годы Независимости.
Актуальность трудоустройства молодёжи первоначально следует рассмотреть на международном уровне так, как данный вопрос не только существует в Узбекистане, но и во всем мире. На мировом уровне, проблемой занятости молодёжи занимаются разные международные организации. Одна из таких организации является Международная организация труда - МОТ. По данным этой организации по проблеме трудоустройство молодёжи были сделаны некоторые исследования. В частности, в Международной конференции труда на 101-й сессия в 2012 году, рассмотрены разные ситуаций связанные с проблемой занятости молодых людей. В данной Конференции проблема занятости молодёжи рассмотрена в плане кризиса. Кризис занятости молодежи представляет собой глобальную проблему, хотя его социальные и экономические особенности весьма различны с точки зрения их масштабов и характера в зависимости от страны и региона [9]. На основании Регионального распределения численности молодежи от 15 до 24 лет в 2012 году составляла 19 % в Восточной Азии из числа регионов по
всему миру. Это в свою очередь показала в истории необходимость охвата занятости молодых людей.
В Узбекистане государственная политика по механизму решения занятости населения, основные принципы, цели, задачи которой были в начале 90-х гг. прошлого столетия, уже не являются актуальными и не отвечает современным требованиям. В тот исторический период, в условиях перехода к рыночным отношениям, основной целью государства было недопущение массовой безработицы, обеспечение занятостью работников, пострадавших от реорганизуемых, убыточных и обанкротившихся предприятий в стране.
Основная часть населения страны в течение последних двух десятилетий была занята в экономике, причем значительная часть занятости приходилась на занятость в неофициальном секторе экономики государство и внешнюю трудовую миграцию. Изъясняясь по-другому, после обретения независимости в Узбекистане, с начала 1990-х годов прошлого столетия и до настоящего время, занятость и внешняя трудовая миграция является актуальным вопросом правительство страны.
С конца 2016 года Правительство Узбекистана начала предпринимать стратегические шаги по снижения безработицы в стране. В данном проекте важнейшим направлением развития социальной сферы в рамках Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 гг. является повышение уровня занятости населения за счет создания новых стабильных рабочих мест. Особенное значение в этом приобретает создание устойчивых рабочих мест для особенной категорий населения - женщин и молодежь.
Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 гг., утвержденная Указом Президента Республики Узбекистан №УП-4849 от 7 февраля 2017 года, стала новым импульсом совершенствования молодёжной политики в частности улучшения социального статуса молодёжи. В четвертом направлении Стратегии - «Развитие социальной сферы» - указывается реализацию мер по повышению занятости населения, совершенствование системы социальной защиты и охраны здоровья граждан, развитие и модернизацию дорожно-транспортной, инженерно-коммуникационной и социальной инфраструктур, улучшение обеспечения населения электроэнергией, газом, качества социальной помощи уязвимым слоям населения, повышение статуса женщин в общественно-политической жизни, реформирование сферы здравоохранения, обеспечение доступности дошкольных образовательных учреждений, повышение качества и развитие общего среднего образования, среднего специального и высшего образования[10].
В целях решения задач, определенных в Стратегии действий, Министерство труда Указом Президента Республики Узбекистан от 24 мая 2017 г. №УП-5052 «О мерах по дальнейшему совершенствованию государственной политики в сфере занятости и коренному повышению эффективности деятельности органов по труду» было преобразовано в Министерство занятости и трудовых отношений[11].
На основании Стратегии своевременная реформа, нацеленная на внедрение новых подходов к реализации государственной политики в сфере занятости, совершенствования рынка труда, в том числе на основе государственно-частного
партнерства, осуществление эффективных мер по трудоустройству незанятого населения, особенно молодежи. Главными целями и задачами заново образованного министерства заключалось в разработке новых рабочих мест. Так же основными задачами министерства является координация обеспечения трудоустройства выпускников высших и средних специальных, профессиональных образовательных учреждений. Указа нацелен на профессиональную подготовку и переподготовку незанятого населения, социальную защиту безработных, а также осуществлению контроля над исполнением, мониторинг за своевременной выплатой пособий и материальной помощи малообеспеченным семьям.
Проблемы молодежного рынка труда является всегда актуальным вопросом государственной политики. Соответственно нельзя с уверенностью сказать и о достаточном уровне их решения. В результате актуальность и социальная сторона проблемы занятости молодежи и её адаптации к рынку труда в современных условиях национальной экономики Узбекистана делают необходимым совершенствование методов регулирования молодежной занятости на всех уровнях государственного и общественного управления. В частности особенно в региональном и местном уровне.
Решение проблем трудоустройства молодежи, на мой взгляд, заключается в принципиальном изменении подходов к образованию. Приоритетом, безусловно, должно быть понимание и учет запросов рынка труда, причем планирование подготовки специалистов по разным профессиям необходимо осуществлять, основываясь на долгосрочных и среднесрочных прогнозах спроса на высококвалифицированных специалистов.
ВЫВОДЫ:
В работе по стабилизации молодежной занятости необходимо объединение усилий государственных структур, занимающихся проблемами занятости и социальной защиты на республиканском и местном уровнях, общественных объединений, предприятий и организаций, выступающих в качестве работодателей. При этом государственная структура должна иметь свои приоритеты в решении проблем занятости молодежи. В соответствии региональных постановлений, приказов и программ содействия занятости должно быть предусмотрено создание реальных предпосылок, обеспечивающих рост общего спроса на квалифицированные кадры и создавать им благоприятные условия для труда. К компетенции органов государственной учреждений и организации занятости на региональном уровне следует отнести разработку и реализацию программ профессиональной ориентации, трудовой адаптации, профессионального обучения и переподготовки, создание банков данных о состоянии рынка труда (в том числе молодежного) в регионе. Местные службы занятости населения должны активизировать деятельность по привлечению молодежи к общественным работам на условиях временной и сезонной занятости.
Библиографические ссылки
1. Спутник Узбекистана. [Электронный ресурс] // 29.12.2020 год. Послание Президента Республики Узбекистан Олий Мажлису и народу Узбекистана Т.: 2020.-иЯЬ: ЬИр8: //uz.sputniknews.ru/politics /20201229/15696114/Poslanie-prezidenta-
Uzbekistana -Shavkata-Mirzieva-obeim-palatam-Oliy-Mazhlisa.html (дата обращения 05.02.2021).
2. Журнал «Экономика и бизнес», Современные проблемы трудоустройства молодежи: региональный и профессиональные аспектыШе: - Статья Е.В.Слепцова, 2019. С-169 URL: ///E:/%D0%97%D0%B0%D 0%B3%D1%80%D1%83%D0%B7%D0%BA%D0%B8/sovremennye-problemy-trudoustroystva-molodezhi-regionalnyy-i-professionalnye-aspekty.pdf
3. Правда Востока. [Электронный ресурс] // Выступление Президента Шавката Мирзиёева на молодёжном форуме Узбекистана. Т.: 2020 - URL: https://yuz.uz/ru/news/vstuplenie-prezidenta-respubliki-uzbekistan-shavkata-mirziyoeva-na-forume-molodeji-uzbekistana (дата обращения 17.02.2021).
4. Мирзиёев Ш.М. Национальное информационное агентство Узбекистана [Электронный ресурс]// 25.01.2020г. Послание Президента Республики Узбекистан Олий Мажлису Т.: 2020. - URL: http: //uza.uz/ru/politics/poslanie-prezidenta-respubliki-uzbekistan-shavkata-mirziyeev-25-01-2020 (дата обращения 27.02.2021).
5. Материалы архива Навоийской области: фонд-100, опись-1, ед.34. //Постановление хокима Навоийской области, «Об основах государственной молодёжной политики в Республики Узбекистан» Навоий:.1993, С 191-1931
6. См. там же. С-191.
7. Материалы архива Навоийской области: фонд-100, опись-1, ед.34. / / Приложение №2 к Постановлению хокима Навоийской области, «Об основах государственной молодёжной политики в Республики Узбекистан» Навоий:.1993,С-195.
8. См. там же. С-195.
9. Доклад на Конференции Международной организации труда. [Электронный ресурс] // Кризис в сфере занятости молодежи: Время действовать. Группа технической поддержки по вопросам достойного труда и Бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии - Москва: MOT, 2012, С-9. - URL: https://www.ilo.org/moscow/information-resources/publications/WCMS 345399/ lang--ru/index.htm (дата обращения 28.02.2021).
10. Сборник законодательство Республики Узбекистан [Электронный ресурс]//Указ Президента Рес.Уз. за №4947 от 07.02.2017г. О стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан. № 6 (766) Т.: 2017. С-223 - URL: https://lex.uz/pdfs/3107042 (дата обращения 05.02.2021).
11. Сборник законодательство Республики Узбекистан [Электронный ресурс]//Указ Президента Рес.Уз. за №5052 от 24.05.2017г. О мерах по дальнейшему совершенствованию государственной политики в сфере занятости и коренному повышению эффективности деятельности органов по труду. № 21 (781) Т.: 2017. С-224 - URL: https://lex.uz/pdfs/3211751 (дата обращения 25.02.2021).