Научная статья на тему 'Молодёжная безработица на рынке труда Узбекистана: проблемы и некоторые пути решения'

Молодёжная безработица на рынке труда Узбекистана: проблемы и некоторые пути решения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1265
247
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экономика / политика / труд / безработица / социальная защита / рынок труда / рабо­ чие места / образование / молодёжь. / economics / politics / labor / unemployment / social protection / labor market / jobs / education / youth.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Саидова Мадина Хамидовна

В статье рассмотрены вопросы занятости молодёжи в Республике Узбекистан. Освещены вопросы актуальности проблемы в условиях рыночной экономики. Раскрыты проблемы трудоустройства моло­ дёжи в Узбекистане. Недостаток профессиональных знаний, отсутствие у молодёжи необходимых трудовых навыков и умений рассмотрены как факторы безработицы молодёжи. Изучены правовые основы социально­экономических реформ в Узбекистане. Разработаны рекомендации по решению поставленной задачи, связанной с совершенствованием системы образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

YOUTH UNEMPLOYMENT IN THE LABOR MARKET OF UZBEKISTAN: PROBLEMS AND SOME WAYS OF SOLUTION

There is considered in the article the issues of youth employment in the Republic of Uzbekistan. The issues of relevance of the problem in a market economy are highlighted. Lack of professional knowledge, lack of necessary labor skills and abilities among youth are discussed as factors of youth unemployment. The legal foundations of socio­economic reforms in Uzbekistan are studied. Some recommendations have been developed to solve the problem associated with the improvement of the education system.

Текст научной работы на тему «Молодёжная безработица на рынке труда Узбекистана: проблемы и некоторые пути решения»

Саидова Мадина Хамидовна,

доцент кафедры «Бухгалтерский учёт и аудит» Ташкентского института инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства, кандидат экономических наук, доцент

МОЛОДЁЖНАЯ БЕЗРАБОТИЦА НА РЫНКЕ ТРУДА УЗБЕКИСТАНА: ПРОБЛЕМЫ И НЕКОТОРЫЕ ПУТИ РЕШЕНИЯ

УДК: 331.526

САИДОВА М.Х. УЗБЕКИСТОН МЕЦНАТ БОЗОРИДА ЁШЛАР ИШСИЗЛИГИ: МУАММОЛАР ВА УЛАРНИНГ АЙРИМ ЕЧИМЛАРИ

Макола Узбекистан Республикасида ёшларни иш билан таъминлаш масалаларига баFишланиб, муаммонинг бозор иктисодиёти шароитида долзарблиги таъкидланган. Узбекистонда ёшларни иш билан таъминлаш муаммолари аникланган. Ёшлар уртасида касбий билимларнинг етишмаслиги, зарур мех,нат куникмалари ва тажрибаларнинг етишмаслиги ёшлар ишсизлигининг омиллари сифа-тида каралади. Узбекистонда ижтимоий-иктисодий ислох,отларнинг хукукий асослари урганилган. Таълим тизимини такомиллаштириш билан боFлик муаммоларни х,ал килиш учун тавсиялар ишлаб чикилган.

Таянч сузлар: иктисодиёт, сиёсат, мех,нат, ишсизлик, ижтимоий х,имоя, мех,нат бозори, иш уринлари, таълим, ёшлар.

САИДОВА М.Х. МОЛОДЁЖНАЯ БЕЗРАБОТИЦА НА РЫНКЕ ТРУДА УЗБЕКИСТАНА: ПРОБЛЕМЫ И НЕКОТОРЫЕ ПУТИ РЕШЕНИЯ

В статье рассмотрены вопросы занятости молодёжи в Республике Узбекистан. Освещены вопросы актуальности проблемы в условиях рыночной экономики. Раскрыты проблемы трудоустройства молодёжи в Узбекистане. Недостаток профессиональных знаний, отсутствие у молодёжи необходимых трудовых навыков и умений рассмотрены как факторы безработицы молодёжи. Изучены правовые основы социально-экономических реформ в Узбекистане. Разработаны рекомендации по решению поставленной задачи, связанной с совершенствованием системы образования.

Ключевые слова: экономика, политика, труд, безработица, социальная защита, рынок труда, рабочие места, образование, молодёжь.

SAIDOVA M.KH. YOUTH UNEMPLOYMENT IN THE LABOR MARKET OF UZBEKISTAN: PROBLEMS AND SOME WAYS OF SOLUTION

There is considered in the article the issues of youth employment in the Republic of Uzbekistan. The issues of relevance of the problem in a market economy are highlighted. Lack of professional knowledge, lack of necessary labor skills and abilities among youth are discussed as factors of youth unemployment. The legal foundations of socio-economic reforms in Uzbekistan are studied. Some recommendations have been developed to solve the problem associated with the improvement of the education system.

Keywords: economics, politics, labor, unemployment, social protection, labor market, jobs, education, youth.

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2019, 9(129)

Введение.

Политика государства по обеспечению трудоустройства населения Узбекистана, проблемы и индикаторы которого были определены еще в начале 90-х гг. прошлого века, давно стали не актуальными и не стали отвечать требованиям современности. В тот период, в начальном переходном этапе к рыночной экономике, главной целью нашего государства было недопущение массовой безработицы и обеспечение занятостью работников, высвобождаемых из убыточных и обанкротившихся предприятий в стране с высоким уровнем социальной незащищённости.

Подавляющая часть (94-95%) экономически активного населения страны в течение последних двадцать лет была занята в экономике, причем значительная часть занятости приходилась на занятость в неформальном секторе экономики страны и внешнюю трудовую миграцию1.

Излагая по-другому, в результате обретения страной независимости, с начала 1990-х годов прошлого века и до сих пор, неформальная занятость и внешняя трудовая миграция позволяли удерживать общую безработицу на уровне 4-5% и получать многим людям доходы, необходимые для выживания, улучшения условий жизни своих семей, что считалось главным для снижения социальной напряженности в обществе2.

На сегодняшний день Узбекистан достиг такого уровня, когда о нашей республике можно говорить как о стране с быстро развивающимся социально-экономическим развитием.

Создание достойно оплачиваемых рабочих мест, искоренение принудительного и детского труда стали для Узбекистана актуальными. Правовой основой для проведения дальнейших кардинальных социально-экономических реформ в Республике Узбекистан послужила Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 гг., утвержденная Указом Президента Республики Узбекистан от 7 февраля 2017 года № УП-4849.

Четвертое направление данной Стратегии -«Развитие социальной сферы» - предусматривает реализацию мер по повышению занятости населения, совершенствование системы социальной

1 Кабулова Д. Неустойчивая занятость в Узбекистане: состояние, проблемы и пути их решения. Аналитический доклад проекта Программы развития ООН «Поддержка стратегических исследований в целях устойчивого развития».

2 Там же.

защиты и охраны здоровья граждан, развитие и модернизацию дорожно-транспортной, инженерно-коммуникационной и социальной инфраструктур, улучшение обеспечения населения электроэнергией, газом, качества социальной помощи уязвимым слоям населения, повышение статуса женщин в общественно-политической жизни, реформирование сферы здравоохранения, обеспечение доступности дошкольных образовательных учреждений, повышение качества и развитие общего среднего образования, среднего специального и высшего образования3.

В целях реализации задач, определенных в Стратегии действий, Указом Президента Республики Узбекистан от 24 мая 2017 года №УП-5052 «О мерах по дальнейшему совершенствованию государственной политики в сфере занятости и коренному повышению эффективности деятельности органов по труду» было Министерство труда было преобразовано в Министерство занятости и трудовых отношений4.

Актуальность.

Особенно актуальной является проблема ежегодного трудоустройства порядка 300 тыс. молодых граждан, впервые выходящих на рынок труда.

Во-первых, по официальным данным население Узбекистана составляет 31 млн. 573 тыс. человек5. Узбекская нация является самой молодой в СНГ и одной из самых молодых в мире. Если на планете молодежь (от 14 до 30 лет) составляет в среднем 18% населения, то конкретно в Узбекистане - около 31%. Если учесть и детей до 14 лет, то примерно 60% населения нашей республики еще не достигло 30 лет6.

Для обеспечения достойного будущего такому огромному количеству молодёжи необходимо не только проводить грамотную молодежную политику, но и постоянно ее совершенствовать. Доля

3 Указ Президента Республики Узбекистан от 7 февраля 2017 года №УП-4947 «О стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан».

4 Указ Президента Республики Узбекистан от 24 мая 2017 года №УП-5052 «О мерах по дальнейшему совершенствованию государственной политики в сфере занятости и коренному повышению эффективности деятельности органов по труду».

5 Кабулова Д. Неустойчивая занятость в Узбекистане: состояние, проблемы и пути их решения. Аналитический доклад проекта Программы развития ООН «Поддержка стратегических исследований в целях устойчивого развития».

6 Там же.

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2019, 9(129)

молодых людей среди трудоспособного населения в нашей стране составляет около 34 %1.

Во - вторых, молодые специалисты - это будущее Узбекистана, и от начальных условий их трудовой деятельности зависит ее развитие. Не стоит забывать, что молодежь является одной из уязвимых социальных групп. Также в связи с высоким уровнем экономически активного населения в стране наблюдаются негативные настроения среди молодежи в отношении дальнейшего трудоустройства. По классификации ООН, к молодежи относятся люди в возрасте от 15 до 24 лет. ООН отмечает, что в разных странах значение термина «молодежь» различно, а также оно постоянно меняется из-за политических, экономических и культурных условий. Всемирная организация здравоохранения и ЮНИСЕФ к «подросткам» относят категорию молодых людей от 10 до 19 лет, к «молодежи» - тех, кому от 15 до 24 лет, а в категорию «молодых людей» входит население в возрасте от 10 до 24 лет. В Узбекистане к молодежи относят людей в возрасте от 14 до 30 лет включительно2.

Постановка проблемы.

Одним из основных направлений социальной политики государства является работа по стабилизации рынка труда в целом и снижению уровня безработицы, поскольку от этого зависит макроэкономическое развитие страны.

Важнейшая задача данной политики - создание условий, оптимизирующих процесс трудоустройства молодых специалистов и период адаптации к рабочему процессу. На сегодняшний день возможность трудоустройства и достойная заработная плата являются важнейшим условием хорошего состояния личных финансов домохо-зяйств.

Восстановление конкурентоспособности человеческого потенциала сегодня зависит от того, какой будет стратегия государства в сфере трудового использования молодых специалистов. В настоящее время молодежь уже во многом влияет на политические, экономические, социальные процессы в обществе. Для государства это является серьезным поводом заниматься данной

1 Кабулова Д. Неустойчивая занятость в Узбекистане: состояние, проблемы и пути их решения. Аналитический доклад проекта Программы развития ООН «Поддержка стратегических исследований в целях устойчивого развития».

2 Там же.

проблемой. Трудности, с которыми молодые специалисты сталкиваются в начале карьеры, часто возникают из-за несоответствия между их потребностями, с одной стороны, и тем, что общество требует от них - с другой. Для того, чтобы разрешить данное противоречие, специалистам необходимо создать условия для самореализации молодых людей, давать возможность вносить свои предложения в развитие нашего общества, участвовать в различных местных проектах. Результаты успешной адаптации молодежи на рынке труда зависят от экономической ситуации в стране и от политики, которая проводится государством. Важно отметить тот факт, что молодежь часто меняет работу или вовсе временно не работает. Это обусловлено тем, что заканчивая обучение, молодые люди не знают, какой профессиональной деятельностью хотят заниматься, к тому же у них навыки поиска работы не так эффективны, как у взрослых.

Большинство молодых специалистов, имея материальную помощь со стороны родителей, не нуждаются в финансовой поддержке. Кроме того, некоторые работодатели предпочитают нанимать работников, имеющих опыт работы, которого у молодежи недостаточно или нет вовсе.

Недостаточность трудового опыта также является причиной увольнения молодежи с предприятий и организаций в случае сокращения. Вышеописанные обстоятельства объясняют высокий уровень безработицы среди молодежи. Проблема трудоустройства молодежи также осложняется тем, что сейчас существуют два независимых рынка: рынок образования и рынок труда.

В Узбекистане маркетинговые усилия многих учебных заведений по большому счету направлены на абитуриентов и их родителей. Они, в свою очередь, выбирая специальность и место дальнейшего обучения, ориентируются не на ситуацию на рынке труда, а на всевозможные социальные стереотипы. Опасность данной ситуации состоит в том, что возрастает дисбаланс, который оказывает влияние на всю экономику страны.

В теории и на практике существует мнение, что проблема трудоустройства молодых кадров объясняется ее низкой конкурентоспособностью на рынке труда среди остальных участников. Объясняется это недостатком профессиональных знаний, отсутствием необходимых трудовых навыков и умений, что и приводит к отказу работодателей

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2019, 9(129)

от услуг молодого специалиста. В данном случае сказывается нежелание работодателей нести издержки, связанные с организацией дополнительного профессионального обучения молодого специалиста.

По мнению российского учёного-экономиста Н.З.Скударевой проблемы трудоустройства молодежи можно разделить на три основные группы1.

К первой группе проблем можно отнести необоснованные представления молодых специалистов о путях адаптации к сфере труда и занятости. Это проявляется в выборе студентами своей будущей профессии. Очень часто абитуриенты в выборе специальности исходят из идеального представления о своей будущей карьере, а не из анализа состояния экономики страны.

Вторая группа проблем характеризуется несоответствием между уровнем знаний выпускников и требованиями работодателей на рынке труда, отсутствием опыта принятия ответственных решений, недостатком знаний, умений и навыков, необходимых для работы в рыночных условиях и для того, чтобы выдержать конкуренцию с опытными работниками.

К третьей группе проблем относится снижение возможности молодых специалистов выдерживать конкуренцию на рынке труда. Это приводит к потере своей квалификации, к появлению чувства ненужности себя как специалиста, и как итог

- поиску работы не по своей специальности.

Рассматриваемая проблема является весьма актуальной как по республике в целом, так и в отдельных ее областях. Всего по итогам 2018 года в стране уровень безработицы составил 9,3% к экономически активному населению, что на 0,3 процентных пункта выше, по сравнению с 2017 годом. Наиболее высокий уровень безработицы, составляющий 9,7%, был отмечен в Кашкадарьин-ской, Самаркандской и Ферганской областях, и наиболее низкий - в Ташкенте (7,9%). Население, нуждающееся в трудоустройстве, по количеству превысило 1,3 миллиона человек. Экономически активного населения стало больше 14,6 миллиона человек, а экономически неактивного населения

- 4,1 миллиона человек. Занятые в отраслях экономики составили 13,2 миллиона человек. При

1 Скударева Н.З. Проблема трудоустройства молодежи на рынке труда. // Вестник МФЮА, 2017, №1.

этом количество занятых в официальном секторе экономики превысило 5,4 миллиона человек2.

Одновременно трудоустройство населения остается острым вопросом не только для молодежи с низким уровнем образования, но также и для молодых людей с высоким показателем образования. Высокий показатель нетрудоустро-енности среди высокообразованной городской молодежи свидетельствует о том, что большая часть молодежи в Узбекистане оказывается часто вовлеченной в неформальную занятость с низкими доходами.

Основными причинами низкого трудоустройства среди молодежи являются:

• высокое демографическое давление на рынок труда;

• недостаточный уровень осведомлённости молодёжи;

• низкая производительность труда молодежи вследствие недостаточных навыков работы;

• низкий уровень компетенции у молодых людей, окончивших профессиональные учебные заведения, вследствие низкого качества обучения и неэффективного отбора абитуриентов (наличие теоретических знаний при отсутствии практических навыков; низкий уровень теоретических знаний и практических навыков);

• неразвитость механизмов социального партнерства в области обеспечения интеграции теории и практики в учебных заведениях ССПО, а также последующего трудоустройства выпускников;

• хроническое проявление нереализованно-сти потенциала знаний, умений и навыков у многих молодых граждан из-за неправильного выбора профессии в условиях отсутствия действенной системы профессиональной ориентации молодежи;

• недостаточное соответствие структуры подготовки кадров и потребностей экономики в них;

• традиционно низкий охват молодежи высшим образованием в течение уже многих лет3.

2 Кабулова Д. Неустойчивая занятость в Узбекистане: состояние, проблемы и пути их решения. Аналитический доклад проекта Программы развития ООН «Поддержка стратегических исследований в целях устойчивого развития».

3 Там же.

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2019, 9(129)

Выводы и предложения.

1. Важная роль в решении проблемы трудоустройства молодых специалистов принадлежит государству, так как необходимо определение прогнозных параметров занятости с позиции макроэкономики, которое в состоянии провести только государственные органы.

2. Реализация экономической потребности в молодежи в условиях рыночной экономики происходит через спрос на образовательный сектор со стороны экономики в форме государственного заказа, а со стороны работодателей - в форме различных договоров с самими ВУЗами и дальнейшего трудоустройства выпускников на предприятиях.

3. Для того, чтобы разрешить дисбаланс между спросом и предложением на рынке образовательных услуг, необходимо знать, какие специалисты и в каком количестве нужны для развития экономики сегодня и в перспективе, какими трудовыми навыками и умениями они должны обладать, чтобы быть конкурентоспособными на современном рынке труда.

4. Следующим из способов решения рассматриваемой проблемы, как было обозначено выше, является обучение молодых людей специальностям по заказу предприятий; укрепление связей

между профессиональными колледжами, местными предприятиями и организациями при подготовке высококвалифицированных кадров.

5. Для повышения занятости молодежи необходимо использовать также различные экономические методы. К ним можно отнести, например, налоговые льготы, которые предоставляются предприятиям по трудоустройству и найму на работу молодых специалистов, их дальнейшему профессиональному обучению, повышению квалификации и переподготовки. Кроме того, рекомендуется вовлекать молодежь как можно раньше в процесс приобретения трудовых навыков и в реальную трудовую деятельность.

6. Успешность трудовой адаптации на новом рабочем месте зависит от личностных, деловых качеств и мобильности самого человека, от уровня его профессиональных навыков, полученных в процессе обучения в ВУЗе, и от способности представить их работодателю, от готовности начинать трудовую карьеру в предлагаемых работодателем трудовых условиях.

Таким образом, изменяющиеся условия различных сфер общественной жизни требуют от государства нового подхода к обучению молодежи, помощи в организации ее взаимодействия с работодателями.

Использованная литература:

1. Указ Президента Республики Узбекистан от 7 февраля 2017 года №УП-4947 «О стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан».

1. Указ Президента Республики Узбекистан от 24 мая 2017 года №УП-5052 «О мерах по дальнейшему совершенствованию государственной политики в сфере занятости и коренному повышению эффективности деятельности органов по труду».

2. Скударева Н.З. Проблема трудоустройства молодежи на рынке труда. // Вестник МФЮА. 2017, №1.

3. Кабулова Д. Неустойчивая занятость в Узбекистане: состояние, проблемы и пути их решения. Аналитический доклад проекта Программы развития ООН «Поддержка стратегических исследований в целях устойчивого развития».

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2019, 9(129)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.